Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (56) 2012
Тем не менее привлечение банков с иностранным капиталом в российскую банковскую систему стимулирует российские банки к поиску ими новых конкурентных преимуществ, внедрению современных бизнес-технологий и грамотной системы риск-менеджмента. Инновационный потенциал российских банков заключен в имеющемся человеческом капитале, которым нужно научиться рационально управлять.
Список литературы
1. Банки мира [Электрон. ресурс]: Режим доступа: http://www.wbanks.ru. (дата обращения 17.03.2012)
2. Закон РФ «О банках и банковской деятельности» ФЗ № 395-1 от 2 декабря 1990 г. (в редакции от 11 июля 2011 г.) — Ст. 1.
3. Рейнберг, Л. Банкинг по-скандинавски // Эксперт. — 2006. — № 20.
4. Терентьева, Н. С. Актуализация роли банковской системы в модернизации экономики // Деньги и кредит. — 2010. — № 3.
5. Вестник Банка России. — 2011. — 2 марта. — № 13 (1256).
6. Банки по объемам выданных автокредитов в 2010 году [Электрон. ресурс]: РБК. Рейтинг. Режим доступа: http://rating.rbc.ru/articles/2011/04/04/33231830_tbl.shtml?2011/04/04/33231819. (дата обращения 17.03.2012).
7. Банки по объему выданных ипотечных кредитов в 2010 году [Электрон. ресурс]: РБК.Рейтинг. Режим доступа: http://rating.rbc.ru/articles/2011/04/06/33235293_tbl.shtml?2011/04/06/33235207. (дата обращения 06.04.2011).
8. Обзор банковского сектора Российской Федерации. Аналитические показатели. № 99, январь 2011 г. (Интернет-версия): [Электронный ресурс]: Официальный сайт Банка России. URL: http:// www.cbr.ru/analytics/bank_system. (дата обращения 17.03.2012).
9. Рэнкинг банков по количеству собственных банкоматов по России (на 1 января 2011 года) [Электрон. ресурс]: РБК.Рейтинг. Режим доступа: http://rating.rbc.ru/articles/2011/03/29/ 33224482_tbl.shtml?2011/03/29/33224204 (дата обращения 29.03.2011).
УДК 330.341.2(075)+343 Т.В. Летаева*, О.А.Федорова**
Оценка состояния внелегальной экономики закрытого административно-территориального образования
В работе поставлена цель изучить современные методы расчета внелегальной экономики и разработать альтернативный, апробация которого произведена в ОЭПиПК Управления МВД России по ЗАТО г. Озёрск Челябинской области. Авторами представлен теоретический аспект внелегальной экономики и систематизированы основные методы её расчета, затем проведён анализ уровня внелегальной экономики в ЗАТО г. Озёрск с использованием «Методики дорасчета объема продукции и корректировки индекса физического объема производства», утвержденной Федеральной службой Государственной статистики. Также в статье предложена альтернативная методика расчёта внелегальной экономики и рассчитаны показатели с его использованием.
Ключевые слова: внелегальная экономика, закрытые административно-территориальные образования, экономические преступления, экономическая безопасность.
T.V. Letayeva*, O.A. Fyodorova**. Assessment of the illegal economy of the closed administrative-territorial formation. The aim is to explore modern methods of calculation of illegal economy and develop an alternative, approbation which made Control of the Russian Interior Ministry, Ozyorsk, Chelyabinsk region. The authors presented the theoretical aspect of illegal economy and systematized basic methods of calculation, then the analysis of the level of illegal economy of Ozyorsk. The same article proposes alternative methods of calculation of illegal economy and calculated with its use.
Keywords: illegal economy, closed administrative-territorial entities, economic crime, economic security.
* Летаева, Татьяна Валерьевна, завкафедрой «Экономика, финансы», филиал Южно-Уральского государственного университета в г. Озёрске, кандидат экономических наук, [email protected].
** Фёдорова, Оксана Анатольевна, старший оперуполномоченный группы оперативно-розыскной информации Управления МВД России по ЗАТО г. Озёрск Челябинской области.
* Letayeva, Tatiana Valeryevna, head of the department of Economics, finance, branch of South Ural State University in Ozyorsk, candidate of Science (Economics), [email protected].
** Fyodorova, Oxana Anatolievna, senior detective from the Office of Internal Affairs of Russia for Ozyorsk, Chelyabinsk region. © Летаева Т.В. , Федорова О.А., 2012
12S
В современной России внелегальная экономика приобрела значительный удельный вес, став сектором экономики, где доминирующую роль играют неформальные и внеправовые отношения.
Несмотря на значимость проблемы, в настоящее время не существует единых методов оценки внелегалъной экономики. Современные силовые структуры пользуются учетно-отчетными методиками, не позволяющими оценить реальные экономические потери, а методики, предлагаемые институтами статистики, практически неприменимы из-за отсутствия сведений о некоторых показателях, включенных в расчет.
Данная проблема актуальна на всём пространстве России, но особую значимость она приобретает на территориях с особым режимом функционирования, в числе которых — закрытые административно-территориальные образования, подведомственные различным министерствам.
Система закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО) Государственной корпорации Росатом и Министерства обороны России является уникальным образованием, унаследованным от времен ядерного противостояния великих держав и создания в начале 50-х гг. в системе оборонных отраслей оружейно-ядерного комплекса СССР.
До начала 90-х гг. о ЗАТО знали на уровне слухов. Вся информация о них была засекречена. Закрытые поселения не показывались на географических картах, не давались в справочниках и энциклопедиях, почти не было никакого намека на их присутствие и на местности: названия ЗАТО не подписывались на дорожных указателях, маршрутных табличках автобусов. В целях маскировки любая статистическая информация, касаемся ЗАТО (численность населения, социальноэкономические показатели, количество учащихся в учебных заведениях и др.), в равных пропорциях разбрасывалась по всем областям и республикам.
Оборонный характер, военизированная организация, закрытость, режимность, секретность ЗАТО скрывали и защищали грандиозный научно-теоретический, организационно-производственный, технико-технологический уровень системы стратегического управления и стратегического планирования ВПК СССР и обеспечивающую этот уровень высокую компетенцию и профессионализм руководящих, научных, инженерно-технических и рабочих кадров градообразующих предприятий.
Политические решения руководства страны предопределяли действия по отбору территорий для размещения ЗАТО, причем почти всегда новые поселения создавались на пустом месте, вдали от крупных городов и транспортных коммуникаций. Новые города и поселки обеспечивались высококлассными кадрами по всему спектру функционально-целевых и обеспечивающих систем, создавалась закрытая, можно сказать, искусственная система жизнеобеспечения и функционирования градообразующих предприятий, жилищно-коммунальной и социальной инфраструктуры.
Признаками ЗАТО являются наличие: обособленной территории; населения; органов местного самоуправления; специальных объектов; особого режима как деятельности специальных объектов, так и проживания граждан. При финансировании непосредственной деятельности предприятий ЗАТО, а именно выполнения оборонного заказа, в местный бюджет должно быть перечислено еще не менее 1% от объема финансирования — эти средства, согласно Закону РФ «О закрытом административнотерриториальном образовании», должны быть использованы для дополнительного финансирования программ в области экологии и здравоохранения [1]. Создание системы ЗАТО в СССР обеспечивало стратегическую безопасность и достижение других стратегических целей государства. Стратегические функции диктуют профессиональный и социальный состав населения атомного города, специфическую инфраструктуру, обеспечивающую жизнеобеспечение, защиту, безопасность, режим, транспорт и связь, сугубо централизованную систему управления ЗАТО, государственные источники существования и развития, замкнутую городскую экономику и замкнутый способ существования населения, ограничение и контроль связей с внешним миром.
Экономика ЗАТО имеет следующие основные особенности:
— относительно низкий уровень диверсификации структуры их экономики, высокая зависимость развития от градообразующих предприятий ядерно-оружейного, ядерно-топливного, военнопромышленного комплекса, что приводит к слабой восприимчивости экономики города к структурным преобразованиям в сфере приложения труда;
— значительное преобладание государственной собственности в структуре экономики ЗАТО;
— технологическая структура экономики города характеризуется высокой степенью развитости и восприимчива и инновациям;
— наличие барьеров для движения населения, товаров, услуг, информации и т.п., что усложняет формирование иных функций, в т.ч. таких, которые в иных населенных пунктах развиваются в связи с удовлетворением потребностей жителей других городов;
— высокая зависимость большинства предприятий города от внешней конъюнктуры и от деятельности органов власти;
— приоритетность и повышенная значимость для города предприятий базового сектора (градообразующих предприятий);
— ориентация на высокий уровень и качество жизни в ЗАТО, которые привели к тому, что отрасли, обслуживающие население, более развиты в этих городах, чем в среднем по российским городам;
— моноспециализация экономики, которая оказывает существенное влияние на политический механизм в городе, на состав местных органов власти и на процесс принятия управленческих решений.
Особый статус ЗАТО, особое место их градообразующих предприятий в политике и экономике Российской Федерации сформировали механизмы взаимодействия власти, предприятий и местного сообщества, практически не применяемые на остальной территории страны [3, с. 56].
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (56) 2012
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 4 (56) 2012
Одно из важных направлений деятельности органов внутренних дел по обеспечению экономической безопасности связано с их функционированием на территории закрытых административно-территориальных образований. Несмотря на то, что работа органов внутренних дел в условиях ЗАТО всегда имела свою специфику и существенно отличалась от деятельности других территориальных органов внутренних дел, в последние годы в ее содержании появились новые черты, без теоретического осмысления которых невозможно решить задачу эффективного управления органами внутренних дел. Данная специфика определяется средой функционирования, а также особыми задачами, стоящими перед отделами внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях.
Органам внутренних дел в ЗАТО принадлежит особая роль в обеспечении их экономической безопасности. По определению Закона РФ «О закрытом административно-территориальном образовании», ЗАТО — это, прежде всего, территориальное образование, для которого устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, а также особый режим проживания граждан [1]. Под особым режимом безопасного функционирования ЗАТО законодательство понимает:
1) установление контролируемых и (или) запретных зон по границе и (или) в пределах указанного образования (в т.ч. колючей проволоки);
2) ограничения на въезд и постоянное проживание граждан на территории секретного города (поселка);
3) ограничения на полеты летательных аппаратов над его территорией;
4) ограничения на право ведения хозяйственной и предпринимательской деятельности, владения, пользования и распоряжения землей, природными ресурсами и недвижимостью, вытекающие из ограничений на въезд и постоянное проживание [3, с. 85].
Решение об обеспечении особого режима в отношении каждого ЗАТО принимается Правительством Российской Федерации.
Важное значение для закрытых административно-территориальных образований имеет обеспечение экономической безопасности на территории. Структура производства и жизнеобеспечения данных объектов требует особенных мер для обеспечения безопасного функционирования муниципальных экономик.
Объектом данного исследования является внелегальная экономика Озерского городского округа как фактор, влияющий на экономическую безопасность территории.
Закрытое административно-территориальное образование Озёрск было основано в 50-х гг. прошлого века на территории Челябинской области. За период своего существования данная территория не раз меняла своё название (База-10, Челябинск-40, Челябинск-65), но основная цель существования была постоянной — обеспечение ядерной безопасности страны. На территории ЗАТО Озёрск расположен первенец отечественной ядерной промышленности — Федеральное государственное унитарное предприятие «Производственное объединение “Маяк”». Приоритетными направлениями деятельности предприятия являются выполнение оборонного заказа, переработка и утилизация облученного ядерного топлива, производство радиоактивных изотопов, применяемых во многих отраслях экономики, в т.ч. и в медицине [6]. Экономическая безопасность ЗАТО напрямую связана с экономической безопасностью градообразующего предприятия. Безопасность предприятия во многом зависит от состояния безопасности человеческих ресурсов. На данный фактор безопасности градообразующего предприятия большое влияние оказывает деятельность органов внутренних дел в ЗАТО.
Борьба и предупреждение преступлений экономической направленности на территории ЗАТО возложена на Отдел по экономическим преступлениям и противодействию коррупции Управления МВД России по ЗАТО г. Озерск Челябинской области (ОЭПиПК). Основными задачами ОЭПиПК являются:
— обеспечение в пределах своей компетенции безопасности личности, прав, свобод и законных интересов граждан, защиты государственной, муниципальной, частной и иных форм собственности;
— осуществление мер по предупреждению и пресечению экономических преступлений, выявлению и раскрытию преступлений, отнесенных к компетенции органов внутренних дел, по которым производство предварительного следствия обязательно.
Основными функциями ОЭПиПК являются проведение анализа состояния оперативной обстановки и результатов борьбы с экономической преступностью на территории Озерского городского округа, изучение факторов, ее обусловливающих, прогнозирование криминогенной ситуации. На этой основе строится повседневная работа и вносятся предложения руководству УВД по направлению деятельности других служб и подразделений по профилактике, предупреждению и раскрытию преступлений [2, с.4].
Проведем анализ экономических преступлений на территории ОГО.
Рассмотрим, какую долю составляют экономические преступления в общем количестве выявленных преступлений на территории ОГО, основываясь на данных табл. 1.
Таблица 1
Доля экономических преступлений в общем количестве
Наименование 2008 2009 2010 2011 2012 (6 мес.)
Экономические 205 175 91 167 74
Всего преступлений 2152 2298 2208 1688 788
Доля экономических в общем количестве (%) 9,5 7,6 4,1 9,8 9,3
По представленным данным можно сказать, что в кризисный период доля экономических преступлений существенно уменьшилась, но с 2011 г. снова имеет тенденцию к росту.
Рассмотрим структуру экономических преступлений, выявленных ОЭПиПК Управления МВД России по ЗАТО г. Озерск Челябинской области, основываясь на данных табл. 2 [4].
Таблица 2
Структура экономических преступлений выявленных ОЭПиПК, ед.
Преступления 2008 2009 2010 2011 2012 (6 мес.)
Общее количество преступлений, из них: 205 175 91 167 74
Тяжкие и особо тяжкие 34 35 16 35 9
Коррупционной направленности 17 31 15 30 16
Против собственности 95 53 36 18 14
В сфере экономической деятельности 30 31 17 7 27
Против госвласти и госслужбы 5 14 4 19 5
Факты взяточничества 3 11 О 5 2 3
Прочие 21 0 56 0
По данным статистики не видно, какую долю в целом в экономике округа занимает экономика внелегальная. Структура выявленных преступлений экономической направленности также не показывает, какой ущерб данные преступления нанесли округу и стране. Поэтому необходимо производить расчет внелегальной экономики на территории ОГО различными методами.
Необходимо отметить, что система методов и мер, используемых в оценке внелегальных процессов в обществе, несовершенна и далеко не полно отражает уровень реальной нелегальной экономики в обществе. Существенным недостатком этой совокупности методов является то, что использование какого-либо одного из них дает неполную картину происходящего в экономике.
Многообразие применяемых методов свидетельствует об отсутствии единой методики количественной оценки параметров внелегальной экономической деятельности, критериев достоверности результатов.
Обобщённые существующие методы оценки внелегальной экономики можно систематизировать (см. табл. 3).
Таблица 3
Систематизация методов оценки внелегальной экономики
№ Название метода Суть метода
1 Метод специфических индикаторов
1.1 Прямые методы Применение информации специальных обследований, опросов, проверок и их анализ для выявления расхождений между доходами и расходами отдельных групп налогоплательщиков, а также для характеристики отдельных аспектов теневой деятельности или для ее оценки по определенной группе экономических единиц.
1.2 Косвенные методы Основаны преимущественно на информации систем сводных макроэкономических официальной статистики, данных финансовых и налоговых органов
1.2.1 Метод расхождений Основан на сравнении двух или более источников данных. Предполагается, что источники содержат информацию об одних и тех же экономических показателях, или используются разные методы для получения данных их одних и тех же источников
1.2.2 Балансовый метод Основан на сопоставлении между собой взаимосвязанных показателей, с разных точек зрения характеризующих исследуемое явление (доходы и расходы, ресурсы и их использование). Качество результатов тем выше, чем большее число взаимоувязанных параметров сопоставляется между собой.
1.2.3 Метод налогов Сравнение реальной налоговой базы, оцениваемой по размерам ВНП, с той налоговой базой, с которой фактически взимаются налоги. Данными о фактической налоговой базе располагают налоговые органы
1.2.4 Метод по показателю занятости (итальянский метод) Итальянские статистики основной акцент сделали на обследовании затрат рабочей силы. Первичные данные получаются в результате специально организованного обследования домашних хозяйств.
1.2.5 Монетарный метод Размеры внелегального сектора оцениваются по доле наличных денег в обслуживании трансакций. Известно, что безналичные расчеты во внелегальных сделках практически не используются
2 Метод мягкого моделирования (оценки детерминантов) Связан с выделением совокупности факторов, определяющих теневую экономику, и направлен на расчет ее относительных объемов.
3. Структурный метод Основан на использовании информации о размерах теневой экономики в различных отраслях производства.
4. Экспертный метод Сначала эксперт определяет, насколько можно доверять данным по какой-либо отрасли, виду преступной деятельности и т.п., затем после сбора данных из обычных источников их автоматически досчитывают на определенную величину.
5. Смешанные методы Предполагают использование метода скрытых переменных и комплекса различных методов при оценке различных сфер теневой экономической деятельности.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (56) 2012
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (56) 2012
Рассмотрим альтернативный метод расчета внелегальной экономики, опирающийся на статистические данные.
В основе данного варианта лежит предположение о том, что все затраты, связанные с неформальной деятельностью, списываются предприятиями на деятельность, результаты которой отражены в статистической отчетности. Таким образом, общая сумма затрат на производство и реализацию продукции включает как затраты на официально учтенную деятельность, так и на скрытое производство. Следовательно, общая величина искажения объема продукции в статистической отчетности Qcпром совпадает с объемом сокрытой от налогообложения прибыли Пспром. Общий объем продукции предприятия с учетом сокрытия равен:
где
Q и П — соответственно объем продукции и сумма прибыли по данным статистической отчетности.
Прибыль с учетом сокрытия равна:
Следовательно:
0спром=щром=0' -о, (3)
Для нахождения объема продукции за отчетный период с учетом сокрытия используется формула:
где
Q0 — объем продукции за базисный период;
I — индекс физического объема продукции;
I — индекс цен на продукцию предприятия.
В данном случае величина Q0 должна отражать реальный объем продукции за базисный период. Если же вся исходная информация содержит искажение, то вместо величины Q0 в формуле 4 используется скорректированное значение объема продукции за базисный период Q’0. Причем, в расчетах базисный год будем принимать год, предшествующий отчетному.
Рассчитать индекс физического объема можно только на основе данных официальной статистической отчетности, т.е. без учета искажения:
ь
Т’ (5)
р
где
^ — индекс стоимости произведенной продукции, рассчитанной по официальным статистическим данным.
Полученный таким образом индекс отражает динамику физического объема лишь учтенной продукции. Если темпы изменения учтенного и скрытого оборота примерно одинаковы, то в расчетах объема сокрытия можно использовать фактическое значение I .
Однако темпы изменения указанных показателей могут не совпадать. В таком случае в формуле (4) целесообразно использовать данные об изменении отработанного времени. У предприятия нет явных оснований для искажения данных о затратах рабочего времени, поэтому индекс этого показателя представляется более надежным индикатором динамики физического объема продукции, чем полученный расчетным путем индекс физического объема.
Второй возможный способ учета динамики физического объема всей продукции в формуле (4) — это использование в расчетах вместо 14 данных о динамике потребления электроэнергии.
Общая схема расчета объема скрываемой продукции и прибыли предприятия представлена в табл. 4.
Доля неоформленных работ в общем объеме продукции предприятия за базисный период может быть определена двумя способами:
1) на основе результатов анкетирования руководителей предприятий, или экспертным путем;
2) второй способ определения объема продукции с учетом сокрытия за базисный период основан на использовании данных о нормальном уровне рентабельности продукции в отрасли. Нормальный уровень рентабельности определяется как средняя величина из данных за пять лет, в течение которых масштабы сокрытия были минимальны. В условиях отсутствия такой информации могут использоваться данные за несколько лет, предшествующих базисному периоду.
Еще один возможный путь оценки величины Я основан на экстраполяции ряда динамики. При использовании в предложенной схеме прогнозных значений показателя рентабельности расчет величины Q1 для каждой отчетной точки может проводиться на основе переменного значения уровня рентабельности за отчетный период. В этом случае расчет объема продукции с учетом сокрытия за отчетный период упрощается:
/ =Ж
Летаева Т.В., Федорова ОА. Оценка состояния внелегалъной экономики закрытого административно-территориального образования где
— данные о затратах на производство продукции за отчетный период;
Б — прогнозное значение уровня рентабельности для отчетного периода.
Все остальные этапы расчета процента сокрытия объема продукции и прибыли остаются такими же, как и в таблице.
Таблица 4
Расчет объема сокрытия промышленной продукции при условии списания всех затрат предприятия на официально учтенную деятельность
Этап расчета Расчетная формула Условные обозначения
1. Расчет объема продукции с учетом сокрытия за базисный период 0 о на основе данных об уровне рентабельности продукции бо = +1) (}о — объем продукции за базисный период по отчетным данным Хо — затраты на производство продукции в базисном периоде Яо — нормальный уровень рентабельности продукции за базисный период
2. Расчет индексов учета реального объема продукции а) индекс физического объема продукции б) индекс испо льзо ванно й электроэнергии в) расчет сводного индекса , Ем. 7 * Е0 Р1,Ро — цены единицы продукции в текущем (отчетном) и базисном периодах СЬ, СЬ — объем производства продукции в текущем и отчетном периодах Еп и Ео — объем потраченной электроэнергии соответственно за базисный и отчетный период 1общ — сводный индекс
3. Индекс потребительских цен ММ З3 2^ ^ На основе статистических данных
4. Расчетные показатели объема продукции с учетом внелегальной экономики о>о;чо6щчщ п — объем продукции за отчетный период с учетом сокрытия
5. Доля сокрытия объема продукции *! И і * о 0 -'О о4 1 СЬстат — объем производства продукции за отчетный период
6. Сумма прибыли предприятия с учетом сокрытия за отчетный период П 1 П, =<21-2, Ъ\ — затраты на производство продукции в отчетном периоде
В случае использования для корректировки динамики объема продукции данных о потреблении электроэнергии в приведенной в таблице расчетной схеме вместо индекса отработанного времени используется индекс потребления электроэнергии.
Произведём расчет объёма внелегального производства товаров и услуг промышленного характера на территории Озёрского городского округа (ОГО).
Для рассмотрения экономической конъюнктуры муниципального образования воспользуемся данными отчетов о социально-экономического развития Озёрского городского округа [7].
Общая характеристика предприятий и организаций ОГО представлены в табл. 5.
Таблица 5
Основные показатели социально-экономического развития ОГО за 2009—2011 гг.
Показатель 2009 год 2010 год 2011 год
Отгружено продукции собственного производства, выполнено работ и оказано услуг (крупные и средние предприятия, без ФГУП ПО «Маяк»), млн руб. 5724,0 6855,0 8109,6
Объем промышленной продукции (крупные и средние предприятия, без ФГУП ПО «Маяк»), млн руб. 2202,5 2681,0 12774
Сальдированный финансовый результат крупных и средних предприятий, млн руб. 378,8 305,3 709
Инвестиции в основной капитал, млн руб. 1554,6 2934,3 1854
Ввод в действие жилых домов, тыс. м2 22,3 26,5 2,8
Оборот розничной торговли, млн руб. 3429,5 4970,0 6505
Оборот общественного питания, млн руб. 305,8 307,5 389
Объем реализации платных услуг населению, млн руб. 1386,2 1562,0 1916
Среднесписочная численность работающих на крупных и средних предприятиях, чел. 38027 36949 33894
Среднемесячная зарплата работников крупных и средних предприятий, руб. 18887 22233 24072
Используя раннее полученные данные о росте преступлений экономического характера и росте производства промышленной продукции и услуг, будем считать, что темпы учетного и скрытого объема
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (56) 2012
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России N2 4 (56) 2012
производства не уменьшились, дальнейшие расчеты будем проводить на основании статистических данных представленных в табл. 6.
Таблица 6
Исходные данные для расчета внелегального производства промышленной
продукции и услуг
Показатель, год 2007 2008 2009 2010 2011
Объем промышленной продукции по данным статистики (млн руб) 4762,7 5184,7 5724 6855 8109,6
Затраты на производство продукции (^о) (млн. руб.) 4009,2 4278,2 4639,5 5934,1 6754,7
Нормальный уровень рентабельности промышленной продукции за базисный период (Ко) 0,22 0,22 0,23 0,24 0,23
Индекс физического объема продукции (%) 103 106 108 110 115
Индекс использования электроэнергии (%) 105,4 107,5 108,2 100,6 98,5
Индекс потребительских цен на товары и услуги (%) 108,9 110,1 111 108 112,8
Проведем расчет внелегального производства используя методику расчета, представленную в таблице 4. Результаты расчетов представим в табл. 7.
Таблица 7
Расчет показателей производства промышленной продукции и услуг
в отчетном периоде
Показатель, год 2007 2008 2009 2010 2011
Расчет объема продукции с учетом сокрытия на основе данных об уровне рентабельности продукции (С) о) (млн руб.) 4891,2 5219,4 5706,6 7358,3 8308,3
Расчет сводного индекса (10бщ), % 104,2 106,7 108,1 105,2 106,4
Расчетные показатели объема продукции с учетом внелегальной экономики (<3 п) (млн руб.) 5555,4 6131,6 6847,4 8360,2 9971,5
Объем внелегального производства (млн руб.) 792,7 946,8 1123,4 1505,2 1861,9
Доля сокрытия объема продукции (%) 17 18 20 22 23
Сумма прибыли предприятий с учетом сокрытия за отчетный период (млн руб.) 1546,2 1853,4 2207,9 2426,1 3216,8
По данному расчету, можно сказать, что доля внелегального производства промышленной продукции в среднем по ОГО составляет около 20 %, что говорит о значительной доли внелегальной экономики в промышленном производстве на территории ОГО.
Важной составляющей экономической безопасности ОГО является эффективное функционирование предприятий на территории муниципального образования. В связи с этим особая роль в практическом обеспечении экономической безопасности, защиты экономических отношений принадлежит органам внутренних дел, которые являются неотъемлемой частью государственного механизма, составным звеном системы исполнительных органов государственной власти.
Необходимым условием успешного научного исследования организационно-экономических аспектов деятельности органов внутренних дел по обеспечению экономической безопасности ЗАТО является теоретическое уяснение специфики данной деятельности, определение места и роли системы ОВД, функционирующей в ЗАТО, в общей системе органов исполнительной власти.
Существенно повысить эффективность организационного обеспечения деятельности органов внутренних дел в сфере обеспечения экономической безопасности в закрытых административнотерриториальных образованиях можно за счет:
1) формирования квалифицированного кадрового корпуса. Специфика организационного обеспечения органов внутренних дел в ЗАТО в экономической сфере требует соответствующей подготовки специалистов, повышения их квалификации. Это касается как специалистов, выполняющих собственно правоохранительные функции по различным отраслям экономики, так и специалистов управленческого профиля;
2) расширения возможности формирования эффективных информационных систем с полноценными банками данных: за счет обладания достаточно полной информацией существенно повысится качество аналитических и прогностических оценок;
3) повышения уровня качества и обоснованности принимаемых управленческих решений, включая такие их формы, как планы и целевые программы;
4) увеличения возможностей отслеживания процессов, происходящих в экономической сфере и криминальной среде, связанной с ней, своевременного выявления и принятия необходимых мер;
5) выработки комплекса мер, направленных на совершенствование деятельности специализированных подразделений органов внутренних дел, функционирующих на территориях ОГО. Работа таких подразделений направлена на выполнение как общих функций милиции, так и специфических, обусловливаемых условиями и спецификой ЗАТО. Вместе с тем на деятельность специализированных подразделений органов внутренних дел отрицательно влияет значительное количество организационно-экономических проблем, которые снижают эффективность противодействия криминальным структурам и тем самым не позволяют обеспечить благоприятные условия для экономики ЗАТО и их экономической безопасности.
Для обеспечения экономической стабильности на территории ЗАТО администрация муниципального образования должна обращать внимание на такие ключевые моменты, как:
— укрепление бюджета и межбюджетных отношений государства с ЗАТО;
— участие территории в формировании общероссийского рынка, выход на мировой рынок;
— помощь со стороны государства в нейтрализации кризисных ситуаций;
— поддержание производственного аппарата на уровне, соответствующем современным требованиям;
— создание нормальных условий проживания в ЗАТО;
— проведение политики своевременной локализации и нейтрализации очагов кризиса, недопущение сокращения зоны экономической безопасности ЗАТО.
Список литературы
1. «О закрытом административно-территориальном образовании» : Закон Российской Федерации от 14 июля 1992 г. № 3297-1 [Электронный ресурс]: Доступ из справ.-правовой системы «ГАРАНТ» garant.ru (дата обращения 25.01.2012).
2. Положение об Отделе по борьбе с экономическими преступлениями и противодействию коррупции Управления МВД России по ЗАТО г. Озерск Челябинской области [Текст].
3. Бок, А. А. Организационно-экономические аспекты деятельности органов внутренних дел по обеспечению экономической безопасности закрытых административно-территориальных образований: дис. ... канд. экон. наук. — Москва, 2007. — 184 с.
4. Комплексный анализ состояния правопорядка в Озерском городском округе и основных результатов деятельности служб и подразделений УВД МВД России в г. Озерск за 2008—2011 гг. [Текст].
5. Методика оценки внелегальной и скрываемой экономики [Электронный ресурс]: Доступ с официального сайта Федеральной службы государственной статистики (дата обращения 16.01.2012).
6. О предприятии ФГУП «ПО «Маяк» [Электронный ресурс]: доступ с официального сайта ФГУП «ПО «Маяк» po-mayak.ru (дата обращения 05.04.2012).
7. Олейник., А. Институциональная экономика: учебник / под общ. ред. А. Олейника. — М.: Инфра-М, 2005. - 704 с.
8. Основные социально-экономические показатели Озёрского городского округа за 2008-2011 гг. [Электронный ресурс]: Доступ с официального сайта администрации Озёрского городского округа.
— Режим доступа: www.ozerskadm.ru (дата обращения 05.02.2012).
9. Пономаренко, А. Подходы к определению параметров «теневой» экономики // Вопросы статистики. — 1997. — № 1. — С. 24—26.
10. Рекомендации по отражению в СНС деятельности неформального сектора экономики. — М.: Статкомитет СНГ, 1997; опубликовано также: Информационный бюллетень Статкомитета СНГ.
— 1997. — № 4 (30).
11. Рекомендации по совершенствованию оценок ненаблюдаемой экономики. — М.: Статкомитет СНГ, 2000; опубликовано также: Статистический бюллетень СНГ. — 2001. — № 1 (256).
12. Тимофеев, Л. М. Научно-учебный Центр по изучению нелегальной экономической деятельности (ЦИНЭД ИЭУП РГГУ): итоги и перспективы. Общие принципы и направления деятельности [Электронный ресурс]: Доступ с официального сайта Российского Государственного гуманитарного университета. — www.rsuh.ru (дата обращения 11.03.2012).
УДК 351.741
А.В. Мочалов*, Г.В. Гиоев**
Организация автоматизированного рабочего места инспектора по учету вооружения
В статье рассматриваются вопросы организации учета вооружения с использованием программного обеспечения. Предложено оригинальное программное обеспечение для автоматизации рабочего места инспектора по учету вооружения и боеприпасов, которое не подменяет, но существенно дополняет действующую в настоящее время ведомственную систему учета оружия АИПС «Оружие-МВД».
Ключевые слова: автоматизированное рабочее место, инспектор по учету вооружения, оружие, учет, программное обеспечение.
* Мочалов, Андрей Владимирович, начальник склада вооружения ЦАХ и ТО Тыла МВД по Республике Бурятия. Адрес: Россия, г. Улан-Удэ, ул. Ботаническая, д.33. E-mail: [email protected]
** Гиоев, Георгий Вартанович, доцент кафедры тылового обеспечения ОВД, кандидат военных наук, доцент Санкт-Петербургского университета МВД России. Адрес: Россия, Санкт-Петербург, пл. Репина, 1. E-mail: [email protected]
* Mochalov, Andrey Vladimirovich, Head of the warehouse of weapons ZACH and TO Rear MIA for the Republic of Buryatia. Address: Russia, p. Ulan-Ude, Botanical s., 33. E-mail: [email protected]
** Gioev, George Vartanovich, docent of DIA Rear maintenance department candidate of military sciences, docent. of St.-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs (MIA) of Russia. Address: Russia, Saint-Petersburg, Repin area, 1. E-mail: [email protected].
© Мочалов А.В., Гиоев Г.В., 2012
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (56) 2012