Научная статья на тему 'ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ОСАНКИ УЧАЩИХСЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ КЛАССОВ И ГРУПП, ОБУЧАЮЩИХСЯ С 6-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА'

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ОСАНКИ УЧАЩИХСЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ КЛАССОВ И ГРУПП, ОБУЧАЮЩИХСЯ С 6-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
41
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — И С. Дронов, Г И. Чепурной, А Н. Владимирова, Г М. Полещук, А Г. Орлов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ОСАНКИ УЧАЩИХСЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ КЛАССОВ И ГРУПП, ОБУЧАЮЩИХСЯ С 6-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА»

на гусеничном тракторе по возможности с согласия руководителей колхоза или совхоза применять режим с удлиненным перерывом (ранний выход на работу — в 7 ч 30 мин, работа до 10 ч 30 мин, затем перерыв 6 ч, выход на работу в 16 ч и работа до 18 ч 30 мин).

Проведение указанных гигиенических мероприятий будет способствовать уменьшению тепловой нагрузки на организм подростков-механизаторов в самый жаркий период кукурузоуборочной кампании (июль — август) и окажет благоприятное влияние на работоспособность и газоэнергетический обмен организма учащихся сельских профессионально-технических училищ в период летней произ-

водственной практики в жарких климатических условиях Узбекистана.

Литература

1. Ахмедов Р. — В кн.: Функции организма в жарком климате. Ташкент, 1970, с. 84—91.

2. Кундиев Ю. И., Полунова Ю. И., Дудко М. #. и др. — В кн.: Гигиена села и охрана здоровья сельского населения. М., 1976, с. 50—52.

Поступила 10.01.84

УДК 371.711.0:572.511.2

И. С. Дронов. Г. И. Чепурной, А. Н. Владимирова, Г. М. Полещук, А. Г. Орлов

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ОСАНКИ УЧАЩИХСЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ КЛАССОВ И ГРУПП, ОБУЧАЮЩИХСЯ С 6-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА

Ростовский медицинский институт

Решения XXVI съезда КПСС и одобренные апрельским (1984) Пленумом ЦК КПСС «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы» предусматривают обучение детей в школе с 6-летнего возраста. Начало обучения на год раньше может вызвать повышенную нагрузку на все органы и системы организма учащегося, в том числе на костно-мышечную систему, которая в этом возрасте продолжает развиваться, формироваться и довольно чувствительна к различным физическим нагрузкам.

Установлена связь нарушения осанки со статическим напряжением, связанным с сидением за партой (1, 2].

Нами проведены исследования с целью дать гигиеническую характеристику условий обучения детей, изучить состояние осанки учащихся подготовительных классов и групп, обучающихся с 6-летнего возраста при пятидневной учебной неделе.

При изучении условий обучения выявлено, что набор и планировка помещений соответствуют требованиям методических указаний «Организация учебных занятий и режима продленного дня в подготовительных классах общеобразовательной школы в условиях пятидневной учебной недели», утвержденных Минздравом СССР и Министерством просвещения СССР (1981) [3].

С помощью клинических, лабораторных и инструментальных методов исследования изучена осанка у 131 ребенка: 47 учеников подготовительных классов (1-я группа — 27,2-я группа — 20 человек), 38 детей из подготовительных групп детских садов (3-я и 4-я группы — по 9 детей, обучающихся соответственно по экспериментальной и обычной программе) и 46 учащихся контрольного 1-го класса (5-я группа).

Поскольку основными признаками, характеризующими осанку, являются форма позвоночника и его физиологи-

Показатели (в %) состояния осанки у детей

Характеристика осанки Группа обследованных

1 -я 2 я 3 -я 4 -я 5 -я

А Б А Б А Б А Б А Б

Нормальная 20 30 67 52 61 41 67 50 44 14

Нарушенная 76 63 33 48 39 41 33 50 51 53

Сколиоз 4 7 0 0 0 18 0 0 5 33

Примечание. А — начало учебного года, Б — конец учебного года.

ческие изгибы, в основу классификации типов осанки положен морфологический принцип, учитывающий величину изгибов позвоночника. При характеристике осанки отмечены положение головы, шеи, состояние грудной клет-^ ки, форма живота, расположение плечевого пояса, уровень^ нижних углов лопаток, «треугольники» талии. На основании этих признаков установлены следующие характеристики осанки: нормальная, нарушенная (круглая, круг-ловогнутая, плоская спина) и сколиоз. Результаты обследования приведены в таблице.

Из таблицы видно, что к началу обучения уже встречались случаи нарушения осанки, особенно у детей 1-й и 5-й групп, среди которых выявлены больные сколиозом (4—5%). Эти группы в основном были сформированы из детей, ранее не посещавших организованные детские коллективы.

При обследовании в конце учебного года у детей всех групп выявлено ухудшение осанки. До 50% ухудшение осанки зафиксировано в 1-м классе, что, по-видимому, связано с несоответствием мебели росту детей на 15—30 см. У детей подготовительных групп детского сада (3-я и 4-я) мебель соответствовала росту, однако в 3-й (экспериментальной) группе выявлено почти в 2 раза больше детей с нарушением осанки, чем в 4-й (контрольной) группе, что нами расценено как повышение нагрузки на костно-мышечный аппарат в связи с длительным пребыванием в вынужденном положении (сидение за партой): в 3-й группе — 4 занятия в день по 35 мин, а в 4-й — 3 занятия по 25 мин. Среди детей 1—3-й группы наибольший про- ^ цент ухудшения осанки отмечен в подготовительной груп-" пе детского сада, что, по нашему мнению, связано с преподаванием новой программы воспитателем, а не учителем, учитывающим гигиенические требования к позе детей за партой. Детям с нарушениями осанки показана гигиеническая и корригирующая гимнастика.

Параллельно с ортопедическим осмотром проводили плантографию по В. А. Штритеру. Полученные данные свидетельствуют о том, что у детей с ухудшением осанки ухудшилась и опороспособность стопы.

Полученные результаты дают основания сделат следующие выводы.

Выводы. 1. Детям 6-летнего возраста требуется мебель, соответствующая их росту.

2. Детям 6-летнего возраста с нарушением осанки рекомендуется гигиеническая и корригирующая гимнастика.

3. Необходимо прививать детям навыки правильного сидения за партой, соблюдения правильной позы.

*

Литература

Антропова М. В., Ефимова С. П., Лосева О. А. и др.— В кн.: Итоги обучения шестилетних детей в трехлетней начальной школе. М., 1975, с. 27—35. 2. Бережков Л. Ф. — В кн.: Гигиенические проблемы обу-

чения в современной школе. М., 1982, с. 126—133.

3. Организация учебных занятий и режима продленного дня в подготовительных классах общеобразовательной школы в условиях пятидневной учебной недели. Метод. указания. М., 1981.

Поступила U7.0b.84

Аннотации

УДК 613.65:612.7611:63

Б. И. Р я б ц е в. К обоснованию предельно допустимой частоты рабочих движений механизаторов на сельскохозяйственных работах (ВНИИ по испытанию машин и оборудования для животноводства и кормопроизводства, Киевская область)

Задачей настоящего исследования явилось изучение физиологических сдвигов у механизаторов на работах с различной частотой рабочих движений с целью обоснования ее предельно допустимого уровня. Подсчет рабочих движений проводили визуально, время подсчета измерялось секундомером. Рабочими считались все движе-по управлению агрегатом и контролю за его работой: движения стопы, кисти, ноги, руки, повороты и наклоны головы и туловища. Возврат в исходное положение считали также рабочим движением, если он выполнялся координированно (например, возврат рычага в строго определенное положение). Исследовались физиологические функции организма механизаторов: частота пульса, время скрытого периода зрительно-моторной реакции, объем оперативной памяти, концентрация внимания, мышечная выносливость. Кроме того, исследовались в течение рабочего дня изменения некоторых количественных и качественных показателей труда механизаторов: чистое время работы, ошибочные действия в работе механизаторов. Исследования проводились в производственных условиях, при характерных для данных машин и работ средних уровнях показателей вредных факторов на рабочих местах: температуры, шума, выбрации, запыленности и т. д. Исследования показали, что часть сельскохозяйственных работ проводится при большой частоте рабочих движений (свыше 50 в мин), которая определяет и даже ограничивает скорость технологического процесса. Это свидетельствует о том, что конструкции некоторых современных машин не учитывают возможностей человека и тем самым ограничивают эффективность их использования. К ним относятся машины, используемые на севе технических культур, междурядной обработке посевов, уборке технических культур, высадко-посадочные машины, овощеуборочные, а также машины для сортировки и упаковки продукции. Оснащение машин элементами автоматики значительно снижает тяжесть и напряженность труда механизаторов и повышает производительность труда, наглядным примером чего может служить оснащение свеклоуборочного комплекса автоматом

вождения по междурядьям. Предельно допустимая частота рабочих движений механизаторов зависит от силы, затрачиваемой на перемещение органа управления, или от массы перемещаемого технологического продукта и в меньшей мере от величины процента чистого времени работы и продолжительности непрерывных рабочих циклов. При оценке полученных данных частота рабочих движений механизаторов считалась допустимой в том случае, если физиологические показатели состояния организма работающих изменялись в пределах 10—15 % от исходных, а снижение качественных и количественных показателей труда не превышало 10%. При обработке этих результатов графическим способом были получены прямые зависимости предельно допустимой частоты рабочих движений от силы, затрачиваемой на перемещение рычагов и педалей при управлении машиной, и от массы перемещаемого продукта при выполнении технологического процесса. Каждая точка на графиках соответствует изменению физиологических функций у механизатора на одном виде работ в течение 3—4 дней, если по данным изменений эту работу можно было отнести к малонапряженной.

Некоторая относительная разница в предельно допустимой частоте рабочих движений при одной и той же нагрузке объясняется тем, что в первом случае механизатор и управляет, и контролирует работу машины и технологический процесс, а во втором — только выполняет технологические операции. Несмотря на большое число органов управления и разные значения силы, необходимой для перемещения каждого из них, в большинстве случаев частота рабочих движений определяется одним органом управления или одной технологической операцией по перемещению определенной массы. Это упрощает нормирование общего количества рабочих движений на различных машинах с использованием полученных графических зависимостей. Таким образом, предельно допустимая величина частоты рабочих движений механизаторов зависит в основном от силы на перемещение органов управления и от массы перемещаемого технологического продукта. Автоматизация монотонных, большой частоты рабочих движений на машинах резко снижает тяжесть и напряженность труда механизаторов и повышает эффективность использования машин. Полученные данные по предельно допустимой частоте рабочих движений механизаторов могут быть использованы при разработке эргономических требований к машинам.

УДК 371.71»

И. Г. Сивков, А. В. Куц, В. И. Сивков. Гигиеническая оценка питания школьников (Пермский педагогический институт)

Полноценность питания школьников зависит не только от количества и качества пищевых рационов, не только от ассортимента блюд и продуктов, но и от режима питания, под которым имеется ввиду: время суток (часы), в которое совершается прием пищн; процентное

распределение суточного рациона на отдельные приемы пищн; кратность питания; продолжительность интервалов между приемами пищи и т.д. Параллельно с этим регистрировались существенные различия в самочувствии испытуемых в зависимости от кратности питания. В связи с изложенным перед нами была поставлена задача изучить и сравнить с гигиеническими нормативами показатели режима питания на примере учащихся одной из об-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.