окружающей среды. Понижение температуры внешнего воздуха во второй половине дня и уменьшение конвекционного тепла в рабочей зоне способствовали стабилизации уровня электролитов в крови. Таким образом, можно предположить, что метеорологические факторы на хлопковых полях, физическая нагрузка и условия труда механизаторов не вызывают столь высокого напряжения аппарата терморегуляции в организме по сравнению со строителями в период летней жары.
При исследовании мочи механизаторов установлено достоверное (Р<0,001) повышение концентрации Ыа после 3 ч работы, но к концу рабочего дня она возвращалась к исходному уровню. Количество К в моче в динамике рабочего дня достоверно (Р>0.02) не изменялось. Это, по нашему мнению, связано с относительно невысоким выделением Ыа и К через почки и восстановлением их уровня в конце рабочего дня за счет водно-солевого депо организма. Содержание № в моче у строи-телей-подростков было очень высоким, что свидетельствовало о наличии большой тепловой нагрузки солнечной радиации в динамике рабочего дня на строительной площадке.
Поступление солей N8 и К с пищей, овощами и фруктами не может обеспечить потребность в них в летний период. Доказано, что потребление большого количества воды не регулирует водно-солевой обмен организма. Это может привести к ослаблению приспособляемости организма подростков к физическим и теггловым нагрузкам, что особенно опасно для лиц, подвергающихся при работе влиянию высокой температуры и инсоляции.
Исходя из указанного, мы решили испытать полезность питьевого режима в динамике рабочего дня. Для утоления жажды испытуемых подростков-механизаторов и строителей использовали питьевой режим, предложенный Т. Ишназаровым и Т. Алимовым. Однако, учитывая возрастные особенности обследованных, уменьшили концентрацию зеленого чая и увеличили содержание витамина С. Чай готовился по следующему рецепту: 8 л кипяченой воды, 25,0 г зеленого чая, после охлаждения добавляли 500 мг витамина С. Подростки употребляли зеленый витаминизированный чай в остуженном виде в состоянии «яхна». Концентрация Ыа в крови у механизаторов в первой половине дня достоверно (Р>0,05) нарастала, а после обеденного перерыва несколько снижалась и держалась стабильно до конца рабочего дня; концентрация К сохранялась без особых колебаний. Уровень Ыа в крови у строителей в первой половине рабочего дня достоверно (Р<0,001) повышался, а К, наоборот, достоверно (Р<0,001) снижался; во второй половине рабочего дня содержание Ыа достоверно повышалось, а К, наоборот, достоверно (Р<0,001) снижалось; во второй половине рабочего дня содержание Ыа достоверно (Р<0,001) уменьшалось, а К достоверно (Р<0,001) повышалось. Эти показатели свидетельствуют о том, что мышечная система организма нормально компенсируется электролитами. К, личество Ыа в моче механизаторов было таким же, как и в крови, а уровень его в моче строителей был еще высоким. Содержание К в моче у строителей имело тенденцию к незначительному падению по сравнению с первоначальными показателями.
Таким образом, результаты наших исследований с использованием питьевого режима показали, что содержание электролитов в крови и моче во все периоды рабочей смены было невысоким. Это указывает на заметное снижение выделения Ыа и К с мочой и на то, что электролиты стали задерживаться в организме. Эти данные позволяют нам рекомендовать подросткам-механизаторам и строителям питьевое средство в виде холодного витаминизированного зеленого чая с целью профилактики дегидратации и уравновешивания водно-солевого баланса в организме, а также для утоления жажды в условиях жаркого климата.
ЛИТЕРАТУРА
Руммель А. Г., Баженова А. Ф. — В кн.: Кортико-стероидная регуляция водно-соле-вого гомеостаза. Новосибирск, 1967, с. 234—243.
Поступила 30/VI 1978 г.
УДК 371.7.006.04
Л. В. Михайлова, Г. А. Шаршаткина ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К МЕБЕЛИ ДЛЯ АКТОВЫХ ЗАЛОВ ШКОЛ
Институт гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР, Москва
Данная работа является продолжением исследований по гигиеническому обоснованию размеров и конструкций предметов школьного оборудования с целью их стандартизации, что имеет существенное значение для рационализации учебного процесса и лучшей эксплуатации всех помещений школ.
С целью обоснования функциональных размеров стульев для актовых залов использованы данные антропометрических исследований школьников разного воз-
Таблица 1
Положение звеньев корпуса и конечностей при разных видах деятельности (в градусах)
Параметры При просмотре теле- и кннопе-редач При учебных занятиях
М±т коэффициент вариации, % М ±т коэффициент вариации, %
Наклон головы к го-
ризонтали 76,62=0,6 7 38,2^0,5 33
Наклон тазовой обла-
сти к бедру 110,2—0,7 6 92,5—0,2 8
Угол в коленном су-
ставе 106,8^2,0 18 90,0:20,4 17
раста, материалы экспериментальных исследований по изучению позы и функциональных сдвигов при сидении на стульях разной конструкции во время просмотра фильмов и телепередач, а также данные по обоснованию размеров ученических стульев (Л. В. Михайлова, Г. А. Шаршаткина; Л. В. Михайлова и соавт.).
Поскольку высота и глубина сиденья стульев обоснованы в ранее проведенных нами исследованиях, в данной работе основное внимание уделялось изучению наклона сиденья, так как именно он, при прочих равных условиях, в значительной мере определяет комфортные условия в позе сидя (В. Лубенской, Н. Янко; А. Строкина; С. Бю-иссе, и др.). Исследованы три варианта наклона сиденья — 0, 5 и 10° назад. Для изучения позы и функциональных показателей сидящих использована фотогониометрия и стабилография.
При изучении позы методом фотогониометрии определяли положение головы по отношению к вертикальной и горизонтальной плоскостям, так как наклон головы является интегральным показателем наклона всех звеньев корпуса в положении сидя (Л. В. Михайлова), а также угол между корпусом и бедром и положение конечностей. Указанные углы наклона звеньев тела изменены на 95 фотогониограммах, зафиксированных в процессе часового просмотра кино и телепередач через каждые 10 мин.
Для регистрации микроколебаний центра тяжести сидящего использована ста-билографическая площадка, расположенная под основанием испытательного стенда. Колебания центра тяжести записывали по 3 мин 7 раз на протяжении часового исследования каждые 10 мин одновременно с фотосъемкой. В обработку включено 219 трехминутных стабилограмм. Определяли частоту колебаний в сагиттальной плоскости, их амплитуду, а также смещения общего центра тяжести, происходящие в течение 30 с и всего трехминутного периода записи, отражающие суммарно как мелкие колебания центра тяжести, так и более крупные перемещения корпуса.
Изучение позы при просмотре кинофильмов и телепередач показало, что она существенно отличается от позы, специфичной для учебных занятий. Если последняя характеризуется наклоном головы и корпуса вперед, то первой свойственно отклонение корпуса назад и относительно прямое положение головы (табл. 1).
Характерным для позы во время зрительного восприятия с экрана является малая вариабельность положения головы, изменчивость наклона головы по существу такая же, как и тазовой области. На протяжении часа просмотра кино- или телепередач отклонение головы от вертикали возрастало, по средним данным, на 1,0— 1,6°. В то же время положение конечностей менялось значительно, о чем свидетельствует высокий коэффициент вариации.
При анализе стабилограмм сидящих детей во время просмотра кино- и телепередач выявлено, что поза детей сохраняется при наличии постоянных микроколебаний общего центра тяжести со средней амплитудой около 3 мм при средней частоте, близкой к 70 в минуту. Смещения центра тяжести на протяжении 30 с составляли в среднем 15 мм, а в течение 3 мин приближались к 40 мм.
Сравнительная оценка изучаемых показателей при использовании стульев с различной степенью наклона сиденья показала некоторые особенности позы, а также динамику данных, характеризующих устойчивость и регуляцию положения тела (табл. 2).
Каждый из изучаемых вариантов мебели обеспечивает возможность принятия благоприятной позы, характеризующейся отсутствием острых углов в тазобедренном и коленном суставах и относительно выпрямленным положением головы. Вместе с тем наибольшее сгибание шейной части позвоночника в описанных вариантах отмечается при использовании стульев, имеющих наклон сиденья 10° (см. табл. 2), что относительно менее благоприятно. Исследования биоэлектрической активности шейных мышц (Л. В. Михайлова; 8сЬоЬегИ1) свидетельствуют о том, что утомительность позы возрастает при увеличении сгибания позвоночника, особенно в его шейном отделе. На относительно меньшее удобство позы в случаях использования сидений с наклоном назад 10° указывает повышенная по сравнению с другими вариантами
СП
Таблица 2
Положение звеньев корпуса и конечностей при использовании мебели с разным наклоном
сиденья (М—т)
Угол наклона сиденья. градусы Наклон головы к горизонтали Наклон тазовой области к бедру Угол в коленном суставе
0 80,2^0,7 114,6—1,0 105,8=£2,0
5 82,5^0,6 109,4— 1,1 99,4— 1,0
10 73,5ü,0 107,0—0,9 109,7=t2,5
подвижность конечностей и связанная с этим более высокая вариабельность угла сгибания в коленном суставе (коэффициент вариации при наклоне сиденья 0° равен 9%, при 5° — 5%, при 10° — 13%).
Показатели, характеризующие устойчивость и регуляцию позы, свидетельствуют о том, что в частоте и амплитуде колебаний центра тяжести существенных различий в зависимости от наклона сиденья нет. Вместе с тем при использовании стульев с горизонтальным сиденьем наблюдается большая средняя величина смещений центра тяжести на протяжении как малых (30 с), так и относительно больших (3 мин) промежутков времени.
Динамика этих показателей за 1 ч неоднозначна. При использовании горизонтальных сидений и с наклоном 10° наблюдается увеличение смещений центра тяжести, а при наклоне сиденья 5° — уменьшение среднего смещения. Различную динамику устойчивости позы во время просмотра кино- и телепередач при использовании мебели с разным наклоном сиденья можно расценивать как показатель неодинаковой комфортности позы при используемой мебели. Уменьшение смещения центра тяжести свидетельствует о большом удобстве позы. Смещение центра тяжести данного порядка связано главным образом с коррекцией позы и небольшими движениями, потребность в которых возрастает при наличии неравномерного давления на опорную поверхность и по мере нарастания утомления. При опросе испытуемых, сидящих на стульях с разным наклоном сиденья, о субъективных ощущениях и жалобах на неудобство позы, чувстве давления на разные участки, болевых явлениях и др. установлено наличие таковых в 3% случаев использования стульев с наклоном сиденья 0 и 5° ив 8% случаев применения стульев с наклоном сиденья 10°.
Представленные данные свидетельствуют о том, что мебель, избранная нами для просмотра кино- и телепередач, в целом обеспечивала удобство позы сидящих. Это подтверждается характером позы, относительно небольшими сдвигами изучаемых показателей и малым числом жалоб на неудобства. Стулья, используемые для указанной деятельности, по своим параметрам (высоте, глубине и ширине сиденья) соответствовали анатомическим размерам частей тела сидящих испытуемых в пределах см, что, по данным Л. В. Михайловой и Г. А. Шар шатки ной, Л. В. Михайловой, обеспечивает удобство позы. Спинка стульев во всех случаях имела наклон назад 15—18°, что обеспечивало опору для спины в откинутой назад позе и формировало угол между спинкой и сиденьем в изучаемых вариантах наклона сиденья в пределах 95—105°.
Из трех сравниваемых вариантов наклона сиденья (0, 5 и 10°) более благоприятные показатели отмечены при использовании сидений с наклоном назад на 5°; при этом угол между спинкой и сиденьем был равен 100°.
Для того чтобы обеспечить комфортные условия максимальному числу учащихся в актовых залах школ, целесообразно иметь стулья различных размеров. Это может быть обеспечено при наличии двух типоразмеров мебели, каждый из которых будет соответствовать анатомическим параметрам средних по росту и возрасту групп детей как среди младших, так и среди старших школьников.
Иметь большее число типоразмеров мебели в актовых залах вряд ли целесообразно, так как это представит значительные сложности в использовании ее по назначению в соответствии с ростом.
Существует распространенная точка зрения (В. АкегЫот, и др.), что наиболее комфортные условия обеспечивает мебель, пониженная по отношению к анатомическим размерам. Однако исследования, проведенные нами ранее, показали, что наиболее удобную позу формирует мебель, соответствующая анатомическим параметрам в пределах ±2 см. В случаях несоответствия по высоте на 4—5 см большее неудобство причиняла мебель более низкая, чем анатомические размеры, по сравнению с более высокой. Эти данные учитывали при определении высоты сиденья стульев для актовых залов.
Одной из форм использования актовых залов являются лекционные занятия. Для удобства ведения записей во время лекций целесообразно часть стульев для актовых залов снабдить пюпитрами. Этот вид мебели по основным функциональным размерам, форме спинки, наклону сиденья должен соответствовать ученическим стульям, так как поза при ведении записей во время лекции соответствует таковой при обычных учебных занятиях. Размеры пюпитра, дифференция и дистанция сиденья
должны обеспечивать удобство положения тела во время письма и препятствовать чрезмерному сгибанию корпуса. Как известно, максимальное удобство позы обеспечивает отрицательная дистанция сиденья, но, поскольку при расстановке рядов стульев с пюпитрами надо предусмотреть возможность передвижения школьников между рядами, настаивать на отрицательной дистанции сиденья в данном случае вряд ли целесообразно и реальнее ориентироваться на нулевую дистанцию. При этом должна быть предусмотрена возможность превращения нулевой или положительной дистанции сиденья в отрицательную путем трансформации сиденья или пюпитра. Занятия типа лекций проводятся в основном с учащимися 8—10-х классов, в связи с чем стулья с пюпитрами следует делать лишь в расчете на старших школьников.
В соответствии с антропометрическими показателями детей школьного возраста и требованиями к разработке функциональных размеров мебели для сиденья (С. Бюиссе; Л. В. Михайлова, и др.) для стульев актовых залов школ предложены основные функциональные размеры, которые вошли в ГОСТ 12359-77 «Стулья для актовых залов школ». Поскольку необходимо универсальное использование актового зала, конструкция стульев должна обеспечивать возможность быстро и легко трансформировать помещение.
ЛИТЕРАТУРА
Бюиссе С. — В кн.: Шеррер Ж. Физиология труда. М., 1973, с. 37—124.
Лубенской В., Янко Н. — Техн. эстетика, 1971, № 11, с. 15—17.
Михайлова J1. В. Гигиеническое нормирование функциональных размеров школьной
мебели. Дис. докт. М., 1974. Михайлова JI. В., Шаршаткина Г. А. — Гиг. и сан., 1971, № 5, с. 39—43. Строкина А. —Техн. эстетика, 1971, № 11, с. 13—14. Àkerblom В. Standing and Sitting Posture. Stockholm, 1948. Schoberth H. — Ergonomics, 1969, v. 12, p. 212—225.
Поступила 12/VII 1978 r.
Съезды, совещания, конференции, научные общества
УДК 614.448.5:615.275.8]<575):0в1.3(47 + 57) «1978»
Доктор мед. наук М. В. Крыжановская (Киев)
ВСЕСОЮЗНЫЙ СИМПОЗИУМ ПО ГИГИЕНИЧЕСКИМ И БИОЛОГИЧЕСКИМ АСПЕКТАМ ПРИМЕНЕНИЯ ПЕСТИЦИДОВ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕЙ АЗИИ И КАЗАХСТАНА
6—7/1X 1978 г. в Душанбе проходил Всесоюзный симпозиум по актуальным вопросам гигиены применения пестицидов и биологических средств борьбы с сельскохозяйственными вредителями в условиях Средней Азии и Казахстана. В работе симпозиума участвовало 250 человек из 8 союзных республик, в том числе представители Министерства здравоохранения СССР, Министерства сельского хозяйства СССР, Министерства здравоохранения и Министерства сельского хозяйства Таджикской ССР, Академии наук Таджикской ССР, специалисты профильных научно-исследовательских и медицинских институтов страны, санитарно-эпидемиологических станций, станций защиты растений и др.
С обзорным докладом о состоянии и перспективах исследований по гигиене и токсикологии пестицидов выступил директор ВНИИГИНТОКС, председатель Всесоюзной проблемной комиссии «Научные основы гигиены и токсикологии пестицидов, полимерных и пластических масс» акад. АМН СССР Л. И. Медведь. Он заострил внимание на необходимости постоянной интеграции результатов исследований с общегигиенических позиций в плане обоснования теории взаимодействия человека и окружающей среды и концентрации усилий специалистов на выявлении донозологических форм поражений химической этиологии.
В ходе симпозиума заслушано 44 доклада по гигиене применения пестицидов, экспериментальной патологии химической этиологии, клинической патологии химического генеза, биологическим мерам борьбы с сельскохозяйственными вредителями.
Гигиенисты и токсикологи Узбекистана и Таджикистана осуществляют свои исследования в творческом контакте с учреждениями биологического и сельскохозяй-