Научная статья на тему 'ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ НАУКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСАМ ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕХНОГЕННЫХ УГРОЗ'

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ НАУКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСАМ ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕХНОГЕННЫХ УГРОЗ Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
34
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / SCIENTIFIC RESEARCH / СЕКТОР НАУКИ / SCIENCE SECTOR / БЕЗОПАСНОСТЬ В ТЕХНОГЕННОЙ СФЕРЕ / TECHNOLOGICAL SAFETY / СОСТОЯНИЕ НАУКИ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ / STATUS OF SCIENCE IN THE FIELD OF SAFETY

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Акимов Валерий Александрович

В статье дана оценка состояния сектора науки и научных исследований в Российской Федерации по вопросам безопасности в техногенной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Акимов Валерий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evaluation of the Status of Science and Research on the Issues of Technological threats in the Russian Federation

The article evaluates the status of the science sector and research in the Russian Federation on the issues of technological safety.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ НАУКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСАМ ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕХНОГЕННЫХ УГРОЗ»

/4 Civil SecurityTechnology, Vol. 15, 2018, No. 1 (55) УДК 614.8

Оценка состояния науки в Российской Федерации по вопросам исследования техногенных угроз

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2018

В.А. Акимов

Аннотация

В статье дана оценка состояния сектора науки и научных исследований в Российской Федерации по вопросам безопасности в техногенной сфере.

Ключевые слова: научные исследования; сектор науки; безопасность в техногенной сфере; состояние науки в области безопасности.

Evaluation of the Status of Science and Research on the Issues of Technological threats in the Russian Federation

ISSN 1996-8493

© Civil Security Technology, 2018

V. Akimov

Abstract

The article evaluates the status of the science sector and research in the Russian Federation on the issues of technological safety.

Key words: scientific research; science sector; technological safety; status of science in the field of safety.

Статья поступила в редакцию в январе 2018 года.

Основные понятия и определения

Сектор науки по вопросам исследования техногенных угроз — совокупность научно-исследовательских учреждений, принадлежащих государству или частному бизнесу, проводящих исследования в области безопасности техногенной сферы [1].

Государственный сектор обеспечивает все те научные направления, которые будучи необходимыми обществу в целом, не разрабатываются частным капиталом по тем или иным причинам (высокая степень риска, необходимость концентрации значительных ресурсов и т. п.). Основными из этих направлений являются оборона, безопасность, исследование космического пространства, атомная энергетика, здравоохранение, экология. Поэтому в данной работе при оценке состояния сектора науки в Российской Федерации по вопросам исследования техногенных угроз рассматривается преимущественно государственный сектор исследований и разработок, который охватывает следующие организации:

научные организации, входящие в систему РАН-ФАНО;

научные и образовательные учреждения федеральных органов исполнительной власти;

хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% акций находятся в государственной собственности.

Научные исследования по вопросам техногенных угроз — теоретические и экспериментальные исследования, направленные на получение и применение новых знаний о защищенности человека, объектов и окружающей среды от угроз, исходящих от сложных технических систем при возникновении и развитии аварийных и катастрофических ситуаций [2].

Согласно [3] стратегическими приоритетами научно-технологического развития Российской Федерации следует считать те направления, которые обеспечат... д) противодействие техногенным, биогенным, социокультурным угрозам, терроризму и идеологическому экстремизму, а также киберугрозам и иным источникам опасности для общества, экономики и государств.

Техногенная угроза — возможное вредное физическое, химическое, биологическое и механическое воздействие на население и среду обитания в результате штатной производственной деятельности человека или при авариях (катастрофах) на объектах техносферы [4].

Большинство техногенных угроз связано с проявлением и последствиями следующих факторов [5]: радиационные воздействия при авариях на ядерных реакторах;

химические загрязнения при выбросах аварийных химически опасных веществ в районах проживания населения;

химические и тепловые поражения при авариях на железнодорожном и автомобильном транспорте с выбросом и разливом опасных веществ и возникновением обширных площадей возгорания, загрязнения и заражения;

тепловые удары при возникновении крупномасштабных пожаров в местах концентрированного проживания и нахождения населения;

образование зон затопления вследствие разрушения водоограничительных устройств на водохранилищах, каналах и других гидротехнических сооружениях.

Оценка состояния сектора науки в Российской Федерации по вопросам исследования техногенных угроз

Согласно [6] фундаментальные научные исследования по проблемам техногенной безопасности проводятся некоторыми академическими организациями, национальными исследовательскими центрами, государственными научными центрами Российской Федерации, МГУ им. М. В. Ломоносова, СПбГУ, федеральными университетами, исследовательскими университетами и научными организациями некоторых федеральных органов исполнительной власти.

Среди организаций системы РАН-ФАНО наиболее значимые фундаментальные результаты по проблемам техногенной безопасности получены в следующих отделениях и институтах [7]:

Отделение энергетики, машиностроения, механики и процессов управления:

Институт машиноведения (ИМАШ РАН);

Объединенный институт высоких температур (ОИВТ РАН);

Институт прикладной механики (ИПМех РАН);

Институт проблем машиноведения (ИПМАШ РАН);

Институт безопасного развития атомной энергетики (ИБРАЭ РАН);

Институт проблем управления (ИПУ РАН);

Институт проблем точной механики и управления (ИПТМУ РАН);

Отделение химии и наук о материалах:

Институт металлургии и материаловедения (ИМЕТ РАН);

Отделение нанотехнологий и информационных технологий:

Институт проблем информатики (ИПИ РАН);

Сибирское отделение РАН:

Институт вычислительного моделирования (ИВМ СО РАН);

Специальное конструкторско-технологическое бюро «Наука» СО РАН;

Институт физико-технических проблем Севера (ИФТПС СО РАН);

Институт динамики систем и теории управления (ИДСТУ СО РАН).

Основной объем исследований по некоторым вопросам техногенных угроз вузовского сектора науки выполняют МГУ им. М. В. Ломоносова, СПбГУ и несколько федеральных университетов (Приволжский ФУ Уральский ФУ, Сибирский ФУ и др.), национальных исследовательских университетов (СПбНИУИТМО, МИФИ, Новосибирский НИГУ, Томский ПТУ, Томский ГУ, МГТУ им. Н. Э. Баумана, Нижегородский ГУ им. Н. И. Лобачевского, РУДН, МАИ и др.) и ряд вузов в регионах России.

Основной объем научных исследований и разработок в области техногенной безопасности

в корпоративном секторе науки осуществляют научно-исследовательские организации, входящие в состав государственных корпораций (ГК Ростех, ГК Роскос-мос, ГК Росатом,), национальные исследовательские центры (НИЦ «Курчатовский институт», НИЦ «Институт им. Н. Е. Жуковского) и Государственные научные центры (ГНЦ РФ).

Прикладные научные исследования по вопросам техногенных угроз выполняют научные организации ряда федеральных органов исполнительной власти, прежде всего: МЧС России (ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), ФГБУ ВНИИПО), МВД России, Минздрав России, Минтранс России, Минкомсвязь России, Минэнерго России, Минстрой России, Ростехнадзор, Росрезерв).

Оценка состояния научных исследований в Российской Федерации по вопросам исследования техногенных угроз

Одной из важнейших задач современной науки стал поиск наиболее эффективных путей, способов и средств, необходимых для защиты человеческого общества и окружающей среды от угроз, вызванных техногенной деятельностью человека, непрерывным ростом промышленного и сельскохозяйственного производства, урбанизацией, вводом в действие технических объектов огромной мощности и высокой производительности, приводящим к авариям, катастрофам и чрезвычайным ситуациям (далее — ЧС) [7].

В 2016 году произошло 178 ЧС техногенного характера (59,5% от всех ЧС природного, техногенного и биолого-социального характера), в результате которых погибло 710 чел. (90,1% от всех погибших в ЧС), пострадало 3991 чел. (3,05% от всех пострадавших в ЧС), спасено 846 чел. (2,19% от всех спасенных в ЧС). Сведения о техногенных ЧС по характеру и виду

источников возникновения, произошедших в 2016 г., представлены в табл. [8].

В 2016 году на объектах промышленности произошло 12 аварий, в которых погибло 10 чел., пострадало 23 чел. В большинстве случаев причины аварийных ситуаций не связаны с нарушением производственного процесса, а являются следствием нарушения техники безопасности. По характеру и виду аварии относились к категории локальных и не выходили за рамки предприятия.

В 2016 году на предприятиях угольной промышленности произошло 8 аварий, из них две аварии с групповым несчастным случаем, при котором 38 чел. получили смертельные травмы.

По данным МВД России в 2016 году произошло 172690 ДТП, в которых погибло 20177 чел., пострадало 219740 чел.

В 2016 году в Российской Федерации произошло 139700 пожаров, в которых погибло 8760 чел., а прямой материальный ущерб причинен в размере 14,324 млрд руб. За прошедший год на пожарах спасено 47221 чел. и материальных ценностей на сумму 55,1 млрд руб. Наибольшее количество пожаров регистрируется в жилом секторе. В 2016 году их доля составила 69,6%, доля погибших — 91,5%, доля людей, получивших травмы,— 73,0%.

На водных объектах Российской Федерации в 2016 году зарегистрировано 4951 происшествие, в которых погибло 4473 чел.

В Российской Федерации функционирует большое число потенциально опасных объектов [7]:

свыше 2,5 тыс. химически опасных объектов; более 1,5 тыс. ядерно и радиационно опасных объектов;

около 8 тыс. пожаро-взрывоопасных объектов; более 30 тыс. гидротехнических сооружений.

В зонах возможного воздействия поражающих факторов при авариях на этих объектах проживает свыше 90 млн (около 65%) жителей страны.

Таблица

Сведения о техногенных ЧС по характеру и виду источников возникновения, произошедших в 2016 году

ЧС техногенного характера [9] Количество ЧС Погибло, чел. Пострадало, чел. Спасено, чел. Материальный ущерб, млн руб.

Аварии грузовых и пассажирских поездов 7 0 1 1 99,435

Аварии грузовых и пассажирских судов 2 14 59 42 0

Авиационные катастрофы 39 238 296 58 1022,999

ДТП с тяжкими последствиями 90 377 964 587 76,77

Аварии на магистральных нефтепроводах 1 0 0 0 0

Аварии на магистральных газопроводах 4 0 0 0 53,754

Взрывы на промышленных объектах и коммуникациях 5 10 61 51 20,15

Взрывы в зданиях жилого и социально-бытового назначения 11 27 95 68 26,481

Обрушение производственных зданий 3 42 70 28 14,559

Обрушение зданий жилого и социально-бытового назначения 4 2 13 11 24,585

Аварии на электроэнергетических системах 1 0 0 0 0

Аварии на коммунальных системах 7 0 0 0 2,434

Аварии на тепловых сетях в холодный период 4 0 2432 0 3,851

Итого 178 710 3991 846 1345,018

С целью предупреждения техногенных ЧС на потенциально опасных объектах (ПОО) проводятся организационные и инженерно-технические мероприятия, направленные на снижения уровня опасности ПОО, основными из которых являются:

экспертиза промышленной безопасности, технические освидетельствования, режимно-наладочные испытания, планово-профилактические и капитальные ремонты оборудования и сооружений;

модернизация систем предотвращения аварий, внедрение систем сигнализации и блокировки аварийного оборудования;

создание и реконструкция локальных (объектовых) систем оповещения и их сопряжения с региональными (территориальными) системами оповещения;

учения и тренировки специалистов и работников по действиям при возникновении ЧС;

создание резервов материальных и финансовых средств;

переработка и уточнение планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС.

В нашей стране исследования и разработки проблем безопасности на государственном уровне начались с 1989 года в связи с началом реализации Государственной научно-технической программы «Безопасность населения и народно-хозяйственных объектов с учетом риска природных и техногенных катастроф» [10].

По вопросам исследования техногенных угроз в рамках данной программы проводились фундаментальные и прикладные исследования по проблемам:

функционирования и развития сложных народнохозяйственных, технических, энергетических, транспортных систем, систем связи и коммуникаций (ответственный исполнитель — Минпромторг России) [7];

защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (ответственный исполнитель — МЧС России) [11];

безопасности промышленного комплекса (ответственный исполнитель — Ростехнадзор) [12];

безопасности трубопроводного транспорта (ответственные исполнители — ПАО «Роснефть», ПАО «Газпром», ПАО «Транснефть») [13];

регулирования ядерной и радиационной безопасности (ответственные исполнители — Росатом, Ростехнадзор) [14];

обеспечения безопасности оборонно-промышленного комплекса (ответственные исполнители — Минпромторг России, Минобороны России) [15];

энергетической безопасности (ответственный исполнитель — Минэнерго России) [16];

анализа рисков и управления безопасностью (ответственные исполнители — РАН, МЧС России, Ростехнадзор) [17];

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

биологической безопасности (ответственный исполнитель — Минздрав России) [18];

безопасности строительного комплекса (ответственный исполнитель — Минстрой России) [19];

безопасности и защищенности критически важных объектов (ответственные исполнители—МЧС России, Минпромторг России) [20];

основ безопасности при освоении континентальных шельфов (ответственный исполнитель — Минэнерго России) [21];

фундаментальных исследований проблем техногенной безопасности (ответственный исполнитель — РАН) [22];

обоснования прочности и безопасности объектов континентального шельфа (ответственные исполнители — РАН, Минэнерго России) [23];

управления ресурсом эксплуатации высокорисковых объектов (ответственные исполнители — РАН, Минпромторг России, Ростехнадзор) [24];

научных основ техногенной безопасности (ответственные исполнители — РАН, МЧС России, Ростех-надзор) [25];

системных исследований ЧС (ответственный исполнитель — МЧС России) [26].

В Российской Федерации фундаментальные исследования проблем техногенной безопасности проводятся в рамках реализации следующих программ и проблемных планов:

Государственная научно-техническая программа «Безопасность населения и народнохозяйственных объектов с учетом рисков возникновения природных и техногенных катастроф»;

Федеральная целевая научно-техническая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям науки и техники»;

Программа фундаментальных исследований государственных академий наук на 2008-2012 годы;

Программа фундаментальных исследований государственных академий наук на 2013-2020 годы;

Программа фундаментальных исследований РАН и государственных академий наук до 2025 года;

Межведомственная комплексная программа «Фундаментальные, поисковые и прикладные исследования в интересах обеспечения защищенности опасных объектов и населения»;

Программа Президиума РАН и Координационного совета РАН по прогнозированию социально-экономического и научно-технического развития России до 2030 года;

Специальная программа фундаментальных исследований Президиума РАН «Междисциплинарные фундаментальные, поисковые и прикладные исследования проблем анализа и управления системной безопасностью с использованием критериев стратегических рисков»;

Программа фундаментальных исследований Президиума РАН «Проблемы управления и безопасности энергетики и технических систем»;

Программы Отделения энергетики, машиностроения, механики и процессов управления РАН.

Развитие прикладной науки по вопросам исследования техногенных угроз осуществляется в рамках реализации государственных программ Российской Федерации:

«Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» (утверждена

постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 300), в части касающейся защиты от ЧС техногенного характера, пожарной безопасности (ответственный исполнитель — МЧС России) и промышленной безопасности (ответственный исполнитель —Ростехнадзор);

«Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 345), в части, касающейся безопасности дорожного движения (ответственный исполнитель — МВД России);

«Охрана окружающей среды» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 326), в части, касающейся экологической безопасности (ответственный исполнитель — Минприроды России);

«Обеспечение государственной безопасности» (находится в стадии разработки).

В ходе реализации государственной программы «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» разработаны и внедрены новые образцы техники, технологий и программно-аппаратных комплексов. Среди них:

опытный образец системы прицельной подачи мелкодисперсной водяной струи на основе газодинамической технологии;

аэромобильный пожарно-спасательный комплекс «Гидробарьер» для защиты объектов жизнеобеспечения от угрозы подтопления;

опытный образец быстроразвертываемого модуля контроля радиационной обстановки;

мобильный многофункциональный программно-аппаратный комплекс мониторинга радиационной обстановки и паспортизации радиоактивно загрязненных территорий;

аварийно-спасательный инструмент для работы в условиях Арктической зоны;

энергоэффективный аварийно-спасательный инструмент на базе монолитных неоднородно намагниченных магнитных систем;

аппаратно-программные комплексы систем обеспечения безопасности субъектов и муниципальных образований Российской Федерации.

Внедрение созданной научно-технической продукции в практику чрезвычайного реагирования повышает эффективность деятельности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

По результатам рассмотрения государственного доклада «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2016 году» Правительством Российской Федерации в части развития науки, техники и технологий даны поручения МЧС России совместно с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации [27]:

продолжить проведение фундаментальных и прикладных исследований, направленных на разработку научных и методических основ прогноза рисков чрезвычайных ситуаций, а также внедрение в практику современных научно обоснованных методов оценки и управления рисками ЧС;

продолжить разработку новых средств и технологий защиты населения и территорий от ЧС, в том числе средств коллективной и индивидуальной защиты;

продолжить развитие и внедрение в практику новейших достижений науки и техники в области создания антропоморфной робототехники, НБИКС-технологий для решения прикладных задач защиты населения и территорий;

продолжить создание и внедрение программно-аппаратных комплексов, обеспечивающих мониторинг, достоверное прогнозирование и раннее предупреждение ЧС;

продолжить развитие и внедрение автоматизированных систем поддержки принятия решений органами управления РСЧС, комплексной безопасности и защиты Российской Федерации, системы оповещения и информирования населения, системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112».

Перспективы научных исследований в Российской Федерации по вопросам исследования техногенных угроз

Повышение интереса к феномену безопасности ставит перед учеными фундаментальную проблему поиска оснований безопасности, выявления ее природы как для социальных, так и материальных систем. Причем речь должна идти не только о прикладных исследованиях, но и о становлении фундаментального и междисциплинарного научного знания в области безопасности, поскольку проблема безопасности в том или ином виде существует в большинстве научных дисциплин, изучающих высшие формы эволюции материи [28].

Поскольку различные аспекты безопасности разрабатываются многими науками и каждая из них вносит свой вклад в формирование общей теории безопасности, то должна появиться общая интегрирующая наука, опирающаяся на опыт и результаты остальных наук. Общая теория безопасности, объектом которой выступает деятельность людей по обеспечению своей безопасности и безопасности жизнедеятельности, должна создаваться как продукт междисциплинарных исследований [29].

На рисунке категория «безопасность» представлена как объект междисциплинарного исследования, предметом которой являются приложения отдельных наук к проблемам безопасности. В данном случае объекты всех наук совпадают, но каждая из них изучает свои явления, процессы, законы и закономерности безопасности, то есть свой предмет.

Современная научная теория должна соответствовать научной картине современного мира. Преимущественным типом объектов современной

(постнеклассической) науки являются сложные системы, системы открытого типа, эволюционирующие объекты, человек, общество, биосфера и техносфера. В основе современной общенаучной картины мира лежит синергетика—междисциплинарное направление научных исследований, в рамках которого изучаются общие закономерности процессов перехода от хаоса к порядку и обратно в открытых нелинейных системах любой природы [30].

Таким образом, создание общей теории безопасности позволит с единых научных позиций исследовать современные проблемы безопасности жизнедеятельности, в том числе проблемы безопасности в техногенной сфере.

Рис. Безопасность как объект междисциплинарного исследования

Литература

1. Лебедев С. А. Философия науки: словарь основных терминов. М.: Академический проект, 2006. 320с.

2. Гражданская защита: Энцикл. словарь. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2017. 704 с.

3. Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 1.12.2016 г № 642.

4. Безопасность России. Словарь терминов и определений. М.: МГФ «Знание», 1999. 368 с.

5. Гражданская защита: Энцикл. в 4-х т. / Т. IV (Т-Я). М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС(ФЦ), 2017. 496с.

6. Доклад о состоянии фундаментальных наук в Российской Федерации и о важнейших научных достижениях российских ученых в 2016 году. М.: РАН, 2017. 380 с.

7. Безопасность России. Функционирование и развитие сложных народнохозяйственных, технических, энергетических, транспортных систем, систем связи и коммуникаций. М.: МГФ «Знание», 1998. 864 с.

8. Государственный доклад «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2016 году». М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2017. 370 с.

9. Приказ МЧС России от 8.07.2004 № 329 «Об утверждении критериев информации о чрезвычайных ситуациях».

10. Безопасность России. Фундаментальные и прикладные проблемы комплексной безопасности. М.: МГОФ «Знание», 2017. 992 с.

11. Безопасность России. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. М.: МГФ «Знание», 1999. 592 с.

12. Безопасность России. Безопасность промышленного комплекса. М.: МГФ «Знание»; ГУП НТЦ «Промышленная безопасность», 2002. 464 с.

13. Безопасность России. Безопасность трубопроводного транспорта. М.: МГФ «Знание», 2002. 752 с.

14. Безопасность России. Регулирование ядерной и радиационной безопасности. М.: МГОФ «Знание»; НтЦ ЯРБ, 2003. 400 с.

15. Безопасность России. Проблемы обеспечения безопасности оборонно-промышленного комплекса. М.: МГФ «Знание», 2003. 624с.

16. Безопасность России. Энергетическая безопасность. М.: МГФ «Знание», 2005. 688 с.

17. Безопасность России. Анализ риска и управление безопасностью: Метод. рекоменд. М.: МГФ «Знание», 2008. 672 с.

18. Безопасность России. Биологическая безопасность. М.: МГФ «Знание», 2010. 800 с.

19. Безопасность России. Безопасность строительного комплекса. М.: МГФ «Знание», 2012. 800 с.

20. Безопасность России. Безопасность и защищенность критически важных объектов. М.: МГФ «Знание», 2012. 896 с.

21. Безопасность России. Основы безопасности при освоении континентального шельфа. М.: МГФ «Знание», 2013. 768 с.

22. Безопасность России. Фундаментальные исследования проблем техногенной безопасности. М.: МГФ «Знание», 2013. 576 с.

23. Безопасность России. Обоснование прочности и безопасности объектов континентального шельфа. М.: МГФ «Знание», 2015. 664 с.

24. Безопасность России. Управление ресурсом эксплуатации высокорисковых объектов. М.: МГФ «Знание», 2015. 600 с.

25. Безопасность России. Научные основы техногенной безопасности. М.: МГФ «Знание», 2015. 936 с.

26. Безопасность России. Системные исследования чрезвычайных ситуаций. М.: МГФ «Знание», 2015. 864 с.

27. Поручение Правительства Российской Федерации от 06.04.2017 № РД-П4-2042.

28. Акимов В. А., Владимиров В. А., Измалков В. И. Катастрофы и безопасность. М.: МЧС России, 2006. 392 с.

29 Акимов В. А. Междисциплинарные исследования проблем безопасности. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2017. 136 с.

30. Лебедев С. А. Общенаучная картина мира и ее методологические функции // Вестник РАН. 2017. № 2. С. 130-135.

Сведения об авторе

Акимов Валерий Александрович: д. т. н., проф., засл. деятель науки РФ, ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), гл. н. с. 121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. е-mail: [email protected]

Information about authors

Akimov Valery A.: ScD (Technical Sc.), Professor, Honored Scientist of the Russian Federation, All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Chief Researcher. 121352, Moscow, str. Davydkovskaya, 7. e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.