Научная статья на тему 'Оценка состояния малого бизнеса региона: проблемы и пути решения'

Оценка состояния малого бизнеса региона: проблемы и пути решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
530
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка состояния малого бизнеса региона: проблемы и пути решения»

Оценка состояния малого бизнеса региона: проблемы и пути решения

В.Н. Нагих

руководитель информационно-аналитического управления Московского центра развития предпринимательства А.И. Карпухин

начальник отдела анализа состояния малого предпринимательства Московского центра развития предпринимательства

Малому бизнесу в современной России 20 лет! Сегодня совершенно невозможно планировать развитие субъектов Российской Федерации и их муниципальных образований без учета его вклада в решение социальных, экономических, отраслевых, демографических и иных проблем.

Старый закон1, обеспечивавший государственное регулирование предпринимательства последние 10 лет, заменен новым, принятым в июле 2007 года Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»2.

Как показывают исследования, проведенные авторами в рамках реализации программы правительства Москвы3, масштабы развития малого бизнеса весьма внушительны. Так, только в Москве, по официальным данным органов статистики, в малом бизнесе на более чем 200 тысячах малых предприятий (не менее 90 процентов от всех предприятий города) занято более 2 миллионов человек (не менее 30 процентов от экономически активного населения). В 2006 году выручка этих предприятий превысила 4 триллиона рублей, а налоговые выплаты в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды на протяжении последних лет превышают 200 миллиардов рублей. И это без

учета вклада индивидуальных предпринимателей.

Такие масштабы требуют максимально правдоподобной оценки состояния малого и среднего предпринимательства и его вклада в социально-экономическое развитие субъекта федерации. Особое значение достоверности этих оценок осознается на этапе присоединения России к Всемирной торговой организации (ВТО).

Приобретает особую значимость и эффективность создаваемых на федеральном и региональном уровнях механизмов и инструментов поддержки и финансового консультационного обеспечения сектора, перспектив его развития и анализ возможных проблем. Требует системного информационно-аналитического и программно-технологического обеспечения поддержка принятия эффективных управленческих решений на всех уровнях.

Правительством Москвы проводится целенаправленная политика по развитию малого бизнеса. В рамках комплексных целевых программ4, реализуемых под руководством Департамента поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы, осуществляется комплекс мероприятий по созданию и развитию информационно-

1 Федеральный закон от 14 июня 1995 года № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».

2 Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

3 Постановление правительства Москвы от 20 июня 2006 года № 420-ПП «О Комплексной целевой программе развития и поддержки малого предпринимательства в городе Москве на 2007-2009 годы».

4 Гараган С.А., Ширабон Н.В. Совершенствование системы оценочных показателей малого бизнеса // Экономический анализ. 2006. № 17(74).

аналитического обеспечения малого бизнеса. Эти мероприятия проводятся информационно-аналитическим управлением Московского центра развития предпринимательства (далее - ИАУ МЦРП).

В результате проделанной работы накоплен обширный банк данных о субъектах малого предпринимательства, включающий информацию сорока пяти баз данных официальных и альтернативных источников, в том числе:

• данные официальной статистики по малому предпринимательству (Федеральной службы государственной статистики, территориального органа Федеральной службы государственной статистики по городу Москве);

• данные бухгалтерской отчетности (БО) малых предприятий;

• данные многочисленных социологических исследований по проблемам малого бизнеса (опросы предпринимателей, делового актива, интернет-опросы);

• результаты исследования международного опыта поддержки малого бизнеса;

• информация периодических изданий по проблемам малого бизнеса;

• результаты работ экспертных групп и организаций;

• данные альтернативных источников (Пенсионного фонда России (ПФР), Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной налоговой службы, Федеральной таможенной службы и т. п.);

• данные внешней конкурентной среды.

Всего банк данных содержит 7,8 миллиона записей (510 миллионов значений показателей), отражающих состояние 1,5 миллиона малых предприятий за 10 лет. Наибольший интерес представляют данные о малых предприятиях, представивших бухгалтерскую отчетность в органы государственной статистики в период 1996-2007 годы. Эти данные позволяют проводить оценки состояния малого бизнеса региона

с максимально возможной на сегодняшний день степенью достоверности, полноты и детализации.

С целью решения задачи унификации и обобщения накопленной информации на базе системного подхода слайс-технологии5 разработана комплексная система показателей финансовоэкономического состояния малого бизнеса и ряд методик расчета некоторых показателей, вошедших в предложенную систему, в том числе:

1) методика оценки валового регионального продукта, произведенного малыми предприятиями города Москвы;

2) методика оценки налоговых поступлений от малых предприятий города Москвы с учетом изменений налогового законодательства в 2004-2007 годах;

3) методика оценки финансовой устойчивости малых предприятий;

4) методика верификации агрегированной ситуационно-факторной модели состояния малого предпринимательства Москвы и его вклада в социально-экономическое развитие города;

5) методика корректировки официальных статистических данных о состоянии малых предприятий Москвы с учетом альтернативной информации и другие методики.

Системный подход позволяет перейти от оценки состояния к оценке ситуации. Такая возможность обеспечивается, в частности, за счет использования представления получаемых результатов оценки в многомерном, специально организованном пространстве представлений. Основой такого пространства служит совокупность попарно связанных взаимодополняющих сбалансированных векторов.

С целью решения задачи практической обработки и представления имеющейся информации ИАУ МЦРП разработаны и используются специальные информационноаналитические средства, в том числе:

1) информационно-расчетный комплекс (ИСУБД, интерактивная база данных, сайт и другие интернет-компоненты), позволяю-

5 Пашкеев С.Д., Монин А.А. Технология имитационного моделирования систем передачи и обработки информации // Электронное моделирование. 1984. № 3. С. 71-76.

щий оперативно получать агрегированные характеристики совокупности малых предприятий в различных срезах;

3) агрегированная ситуационно-факторная модель6 состояния малого предпринимательства Москвы и его вклада в социальноэкономическое развитие города и автоматизированный комплекс моделирования (ПК АСФМ’07), позволяющий проводить углубленные исследования состояния и тенденций развития отдельных типологических групп (рядов, кластеров) малых предприятий и составлять прогноз по принципу «что, если» на перспективу с учетом теневых составляющих.

Однако опыт работы с такими обширными массивами информации, включая данные альтернативных источников, показывает, что данные официальной статистики искажены и далеко не в полной мере отражают действительное состояние малого предпринимательства города Москвы. Кроме того, получение сопоставимых данных из альтернативных источников, включая бухгалтерскую отчетность предприятий, позволяет произвести анализ с временной задержкой не менее чем на три квартала. Получаемые сравнительные данные выявляют расхождения результатов оценки от 20 до 200 процентов и даже более. Так, расхождение в количестве занятых в малом бизнесе оценивается в 1,5 миллиона человек, расхождение в количестве субъектов малого предпринимательства (СМП) - не менее 50 тысяч единиц, показателя выручки - более чем на 1 триллион рублей, а показатель инвестиций в основные средства расходится почти на порядок.

Необходимо особо отметить, что такие значимые показатели оценки вклада малого бизнеса в экономику региона, как валовая добавленная стоимость и сумма налоговых отчислений, в официальных данных отсутствуют. По оценкам ИАУ МЦРП, суммарная валовая добавленная стоимость совокупности малых предприятий города

Москвы в 2006 году достигла 1 триллиона рублей, а налоговые отчисления в бюджеты всех уровней на протяжении последних лет превышают 200 миллиардов рублей.

Отдельно стоит проблема вклада малого бизнеса во внешнеэкономическую деятельность.

Основные проблемы, приводящие к неоднозначности или отсутствию оценок отдельных социальных и экономических показателей и не позволяющие оценить ситуацию и тем более спрогнозировать развитие малого бизнеса, заключаются в следующем:

1) отсутствие понятной и последовательно благоприятной государственной политики в области государственного регулирования предпринимательства;

2) отсутствие качественной первичной информации о состоянии совокупности субъектов малого предпринимательства;

3) отсутствие единого перечня показателей состояния совокупности субъектов малого предпринимательства региона (единого для всех организаций);

4) недостаточность адекватных утвержденных методик для расчета и информационного наполнения единой системы оценочных показателей;

5) невозможность идентификации в налоговых органах всей совокупности субъектов малого предпринимательства в соответствии с критериями существующего зако-нодательства7;

6) необходимость очистки исходной базы данных, в частности бухгалтерской отчетности (форма 1 и форма 2), от ошибок при ее первичном заполнении;

7) «нежелание» государственных органов учитывать теневой сектор экономики, вес которого согласно проведенным исследованиям достаточно велик;

8) «нежелание» субъектов малого предпринимательства предоставлять достоверную информацию о своей деятельности и целый ряд других проблем.

6 Нагих В.Н., Гараган С.А, Ширабон Н.В., Карпухин А.И. Агрегированная ситуационно факторная модель состояния совокупности МП и их вклад в социально-экономическое развитие региона // Региональная экономика: теория и практика. Т. 5. 2007. С. 156.

7 Федеральный закон от 14 июня 1995 года № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».

Наиболее сложной и актуальной проблемой является получение качественной первичной информации о состоянии совокупности субъектов малого предпринимательства. Порядок сбора и обработки информации показан на рисунке 1 . Информация о субъектах малых предприятий должна быть полной, объективной, достоверной, доступной, актуальной, существенной, проверенной и сопоставимой. Вопреки международной практике органы государственной статистики не получают на регулярной основе подавляющую часть информации о состоянии субъектов малого предпринимательства, основная часть которой имеется в распоряжении налоговых и таможенных органов. Таким образом, получение достоверных оценок финансово-экономических характеристик деятельности малых предприятий только на базе современных статистических данных не представляется возможным.

Несмотря на предпринимаемые попытки создания и утверждения единого перечня оценочных показателей малого бизнеса и методик их расчета, а также устранения сопутствующих технических задач, указанные проблемы не решены.

В оперативной практике информационноаналитического управления Московского центра развития предпринимательства используются следующие виды показателей:

• показатели масштаба (суммарные и агрегированные);

• показатели типового предприятия;

• долевые;

• показатели эффективности.

Для оценки ситуации в сфере малого бизнеса в ИАУ МЦРП используются различные срезы, в том числе:

• территориальный (административные округа города Москвы, районы);

• отраслевой (в соответствии с Общероссийским классификатором отраслей народного хозяйства - ОКОНХ и Общероссийским классификатором видов экономической деятельности -ОКВЭД8);

• групповой (кластерный);

8 В 2005 году ОКВЭД окончательно заменил ОКОНХ.

• финансово-экономический;

• социальный;

• демографический;

• временной (за период 1996-2007 годы и прогноз на перспективу вплоть до 2015 года).

Особой проблемой является необходимость учета теневых составляющих деятельности малого бизнеса. По оценке ИАУ МЦРП, наиболее вероятная доля малых предприятий, полностью находящихся в теневом секторе экономики, составляет 15-20 процентов, теневой оборот - 40, доля теневой заработной платы - около 70, скрываемых налогов - 50, теневой прибыли - 70 процентов. Отказ от учета теневой составляющей финансово-экономической деятельности малого бизнеса не только противоречит нормам международного права, но и все больше усугубляет проблему расхождения официальных данных и реальной ситуации, что не позволяет принимать адекватные эффективные меры управления городским хозяйством.

Предлагаются следующие пути решения обозначенных проблем:

1) использовать данные о малом предпринимательстве из налоговых органов, Пенсионного фонда Российской Федерации, других фондов (например Фонда социального страхования, Фонда медицинского страхования), Федеральной таможенной службы, Счетной палаты Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, судов (арбитражных, гражданских, уголовных);

2) Российской Федерации разработать и утвердить единый перечень показателей малого бизнеса и методик их расчета, закрепив в соответствующих законодательных актах четкие и применимые на практике критерии отнесения предприятий к сектору СМП. В первую очередь решить проблему таких социально значимых статистических показателей, как численность занятых, количество субъектов малого предпринимательства, заработная плата работников малого бизнеса, объема экспорта и импорта товаров и услуг и т. п.;

ю

о

Департамент поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы

Реестр

го

с[

<1}

о.

о

к

к

X

э

ф

X

т

мониторинг внешней среды

Финансовая

комиссия

З'

со

2

о.

о

-&

с

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

їй

МЦРП-ТЦРП

ИАУ-ТИАЦ

Окружные КЦП

КЦП 2007-2009

Общественно-экспертный совет (ОЭС)

Общественные объединения

результаты деятельности ОЭС и общественных объединений, мониторинг мнения делового актива

мониторинг внешней среды

Рабочая группа по подготовке доклада

результаты

деятельности

префектур, управ

Префектуры

Управы

открытая информация

информация о результатах исполнения целевых программ

Целевые программы

мониторинг результатов деятельности организаций инфраструктуры

Иные органы впасти города (ДПР, ДНиПП и т. д.)

оценка состояния внешней среды

Организации инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в городе Москве

7ТА

Официальные органы

ТО Росстата по УФНС по Отделение ПФР УФМС по УФСС по УФТС по

г. Москве г. Москве по г. Москве г. Москве г. Москве г. Москве

статистическая

отчетность

налоговая

отчетность

кол-во занятых, страх, платежи

кол-во застрах., страх, платежи

кол-во застрах., страх, платежи

тамож.

отчетн.

і- о

II

1 О

2

УУ

С[

ф

о.

о

к

к

х

Э

ф

х

т

з

си

з со

-е-

сми

Субъекты малого предпринимательства (МП + ИП/ПБОЮЛ)

Используемые

КЦП - комплексная целевая программа ОЭС - общественно-экспертный совет по малому и среднему предпринимательству при мэре и правительстве Москвы ТЦРП - территориальный центр развития предпринимательства ТИАЦ - территориальный информационно-аналитический центр ДПР - Департамент потребительского рынка города Москвы

на рисунке обозначения:

ДНиПП - Департамент науки и промышленной политики города Москвы ТО - территориальное отделение

УФНС - Управление Федеральной налоговой службы по городу Москве УФМС - Управление Федеральной службы медицинского страхования УФСС - Управление Федеральной службы социального страхования УФТС - Управление Федеральной таможенной службы

Рис. 1. Схема сбора и обработки информации для подготовки ежегодного доклада правительству Москвы

№10(85)2008 ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ

3) законодательно решить вопрос организации регулярных и достаточно полных статистических наблюдений, в том числе сплошных обследований;

4) решить в нормативном правовом поле и ввести в практику учет теневых составляющих деятельности субъектов малого предпринимательства;

5) шире использовать программно-технологические и методологические наработки Москвы и других регионов для оценки состояния малого предпринимательства и его вклада в социально-экономическое развитие города, так как весь объем первичной информации о секторе СМП возможно обрабатывать только при наличии специальных информационноаналитических средств обработки данных;

6) проводить мониторинг малого бизнеса, при этом под мониторингом понимается в широком смысле специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с целью их оценки, установления связей, контроля, про-

гноза для подготовки принятия эффективных решении в трансформирующихся внешних условиях конкурентной среды.

Предлагается проведение мониторинга малого бизнеса и внешней среды по следующим направлениям:

1) мониторинг уровня развития малого и среднего предпринимательства (МСП) на основе официальных статистических данных, данных бухгалтерской отчетности, предоставляемой субъектами МСП в органы статистики, данных Федеральной налоговой службы, Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Фонда социального страхования и других административных источников информации;

2) мониторинг проблем развития МСП (административных барьеров; финансовых и имущественных проблем; доступа к новым технологиям, знаниям; проблем менеджмента в организации в части управления предприятием, персоналом, финансами и т. д.);

Аналитика финансовоэкономических показателей состояния предпринимательства

_________у_________

Совершенствование и информационное сопровождение интегрированного банка данных

Социологические

исследования

Рис. 2. Основные направления работ ИАУ МЦРП в рамках мониторинга состояния малого бизнеса Москвы

3) мониторинг рынка услуг для МСП (финансовых, информационных, кадровых, имущественных, технологических, продвижения товаров, обеспечения безопасности, консультационных и иных услуг);

4) мониторинг нормативной правовой среды МСП;

5) мониторинг эффективности выполнения мероприятий программ поддержки МСП (рис. 2).

В соответствии с выбранными направлениями предлагается разработать систему базовых индикаторов и оценочных показателей малого бизнеса (а также соответствующие методики их оценки), которая позволит более полно и достоверно оценить уровень развития МСП, эффективность

функционирования субъектов МСП и вклад МСП в социально-экономическое развитие регионов и страны в целом.

По прошествии 20 лет малый бизнес Москвы и России в целом вышел на новый этап своего развития. На этом этапе малый бизнес можно охарактеризовать как стабильно развивающуюся систему общенационального масштаба, имеющую значительный вес в социальной и экономической сферах развития страны.

Принятие эффективных решений по социально-экономическому развитию регионов и России в целом невозможно без организации и введения в практику системного информационно-аналитического обеспечения малого бизнеса.

Некоммерческое партнерство

«МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЦЕНТР □Щвдддд'р' ОБРАЗОВАНИЯ И ТУРИЗМА»

Приглашает принять участие в семинаре 8-12 декабря 2008 года, Москва ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ В СФЕРЕ ОБОРОТА И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, ЗАНЯТЫХ ОБЪЕКТАМИ НЕДВИЖИМОСТИ. _________________________________НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ__________________________________________

• правовой режим земель. Виды прав на земельные участки и их обременения

• порядок перевода земель или земельных участков из одной категории в другую

• особенности производства строительных работ на землях с особым режимом использования

• виды сделок с земельными участками и объектами недвижимости, порядок их совершения

• особенности государственной регистрации прав на земельные участки и объекты недвижимости, сделок с ними компаний энергетического и нефтегазового комплекса

• порядок формирования объекта недвижимости и постановка его на государственный технический учет. Процедура технической инвентаризации объектов недвижимого имущества.

• порядок оформления и переоформления прав на земельные участки и объекты недвижимости, расположенные на них

• предоставление земельных участков для строительства линейных объектов

• порядок формирования, изготовление и утверждение проектов границ, межевание земельного участка

• подготовка описания земельного участка для целей государственного кадастрового учета земель

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• постановка земельного участка на государственный кадастровый учет. Состав и требования к документам

• государственная кадастровая оценка и рыночная оценка земельных участков и объектов недвижимости

• практика применения земельного законодательства арбитражными судами

ЗАЯВКИ НА УЧАСТИЕ И ПОДРОБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

125445 Россия, г. Москва, ул. Смольная, д. 24 А, офис 1415, тел. (495) 980-0897, 136-6455 e-mail: aanazaroval @,vandex.ru. mcot@mail.ru сайт: www.np-icet.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.