Научная статья на тему 'Агрегированная ситуационно-факторная модель состояния совокупности малых предприятий и их вклад в социально-экономическое развитие региона'

Агрегированная ситуационно-факторная модель состояния совокупности малых предприятий и их вклад в социально-экономическое развитие региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
142
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нагих В.Н., Гараган С.А., Ширабон Н.В., Карпухин А.И.

Для получения агрегированных показателей состояния совокупности малых предприятий города (региона) с учетом всех составляющих характеристик функционирования необходим специальный методический аппарат. Его основой должна быть специальная математическая модель. Таким образом, возникает задача разработки агрегированной ситуационно-факторной модели состояния малого предпринимательства г. Москвы и его вклада в социально-экономическое развитие города. Основная цель разработки модели это создание формализованного инструмента поддержки принятия решений по формированию государственной политики в сфере поддержки предпринимательства и управлению его развитием. Причем за основу была взята осредненная балансовая модель распределения финансов малых предприятий, описываемая параметрами, которые могут быть получены по данным статистической и бухгалтерской отчетности (показываемые данные), а также теневые составляющие, которые могут быть оценены по результатам опросов, экспертными и другими методами. Это позволило получить аналитические соотношения, связывающие входные и выходные параметры модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Нагих В.Н., Гараган С.А., Ширабон Н.В., Карпухин А.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Агрегированная ситуационно-факторная модель состояния совокупности малых предприятий и их вклад в социально-экономическое развитие региона»

5 (44) - 2007

Потенциал малого бизнеса

АГРЕГИРОВАННАЯ СИТУАЦИОННО-ФАКТОРНАЯ МОДЕЛЬ СОСТОЯНИЯ СОВОКУПНОСТИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И ИХ ВКЛАДА В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА (на примере г. Москвы)

В.Н. НАГИХ,

руководитель информационно-аналитического управления Московского центра развития предпринимательства

С.А. ГАРАГАН,

доктор технических наук, ведущий специалист информационно-аналитического управления Московского центра развития предпринимательства

Н.В. ШИРАБОН, ведущий специалист информационно-аналитического управления Московского центра развития предпринимательства А.И. КАРПУХИН, главный специалист информационно-аналитического управления Московского центра развития предпринимательства

Анализ состояния и перспектив развития малого бизнеса г. Москвы показывает его значительную роль в экономике региона. Так, по данным Мосгор-стата (МГС), количество малых предприятий (МП) в 2005 г. составило 201,7 тыс. единиц. Суммарная численность занятых на малых предприятиях за год возросла на 60,2 тыс. чел. и достигла 1,99 млн чел. Доля работников, занятых на малых предприятиях, составила 32 % от общего числа работающих в г. Москве. Суммарная выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) МП в 2005 г. возросла на 6 % и составила 3,71 трлн руб. в номинальных ценах. Таким образом, по данным МГС, в развитии малых предприятий Москвы наблюдаются положительные тенденции.

Для повышения достоверности результатов оценки состояния малого бизнеса г. Москвы информационно-аналитическим управлением Московского центра развития предпринимательства

(далее ГИАЦ МЦРП) проводятся оценки с учетом данных из альтернативных источников: налоговых органов, Счетной палаты Российской Федерации, Пенсионного фонда РФ, Реестра субъектов малого предпринимательства г. Москвы, опубликованных данных МВД РФ, а также бухгалтерской отчетности (БО) МП.

Анализ информации из указанных источников показывает, что данные официальной статистики о состоянии малого предпринимательства во многих случаях оказываются занижены и далеко не в полной мере отражают действительное состояние малого предпринимательства г. Москвы.

Так, по данным Мосгорстата, суммарная выручка МП г. Москвы в 2005 г. составила 3,7 трлн руб., однако по данным БО с учетом количества МП по данным МГС суммарная выручка в номинальных ценах приблизилась к 5 трлн руб.

Количество МП, представивших БО и, вероятно, использующих основную систему налогообложения, в 2005 г. составило 185 тыс., а количество

МП, использующих упрощенную систему налогообложения и имеющих право не представлять указанную отчетность, по данным ФНС, составило 72 тыс. Таким образом, общее количество МП на 01.01.06 составляет как минимум 250 тыс.. С учетом предпринимателей без образования юридического лица (по данным УФНС России по г. Москве, их количество на 23.08.06. составило 99 тыс.) общее количество субъектов малого предпринимательства составляет более 350 тыс. Вопрос о точном количестве субъектов малого предпринимательства (СМП) в г. Москве остается наиболее сложным и требует отдельного исследования. Исследователи предлагают возможные подходы к этой проблеме [1].

Таким образом, анализ информации из альтернативных источников показывает, что использование данных официальной статистики для оценки состояния и прогноза развития малого предпринимательства г. Москвы не дает полного представления о его состоянии и может приводить к существенным искажениям представлений о его роли в социально-экономическом развитии города.

Проведенные исследования, в том числе опросы предпринимателей, показывают, что значительная часть малого бизнеса функционирует в тени, т. е. в статистической, бухгалтерской и налоговой отчетности отражаются характеристики деятельности предприятий, существенно заниженные по сравнению с фактическими значениями. Будем называть величины, отражаемые в отчетности, показываемыми характеристиками, а их отклонения от фактических значений — теневыми составляющими соответствующих параметров.

Важность проблем качественной и количественной оценки теневой экономики заставила международное экономическое сообщество в 1993 г. при разработке «Системы национальных счетов — СНС» (System of National Accounts — SNA) учесть вклад теневой экономики в валовой внутренний продукт стран [2]. Для обеспечения единой системы статистического учета ЕЭК ООН, Евростат, и ОЭСР провели в 1996 г. совместное заседание по СНС, на котором были рассмотрены, в том числе, проблемы оценки масштабов теневой экономики. Последующие работы в этом направлении позволили уточнить формулировки в определении видов теневой экономики и приступить к разработке методов ее измерения, в результате чего был разработан справочник [3].

Для получения агрегированных показателей состояния совокупности малых предприятий го-

рода (региона) с учетом теневых составляющих характеристик функционирования МП необходим специальный методический аппарат. Его основой должна быть специальная математическая модель.

Таким образом, возникает задача разработки агрегированной ситуационно-факторной модели (АСФМ) состояния малого предпринимательства г. Москвы и его вклада в социально-экономическое развитие города.

Основная цель разработки АСФМ — это создание формализованного инструмента поддержки принятия решений по формированию государственной политики в сфере поддержки предпринимательства и управлению его развитием [4].

При разработке АСФМ за основу была взята осредненная балансовая модель распределения финансов МП, описываемая параметрами, которые могут быть получены по данным статистической и бухгалтерской отчетности МП (показываемые данные), а также теневые составляющие, которые могут быть оценены по результатам опросов, экспертными и другими методами (рис. 1). Это позволило получить аналитические соотношения, связывающие входные и выходные параметры модели.

Основными свойствами модели, необходимой для поддержки принятия эффективных решений в сфере развития предпринимательства, являются:

1) ситуационный характер, т. е. обеспечение возможности отображения реально возникающих, прогнозируемых либо исследуемых ситуаций, характерных для моделируемого процесса;

2) факторный характер, т. е. возможность изменения отдельных факторов в рамках той или иной ситуации и оценки влияния этих изменений на состояние системы.

В АСФМ используется система основных показателей состояния малого предпринимательства региона, предложенная в [5], с некоторыми уточнениями (табл. 1).

Система показателей, используемых в АСФМ, а также методов их оценки в полной мере соответствует накопленному опыту экономико-статистического анализа малого бизнеса региона и является новым шагом в процессе перехода от экспертных оценок к алгоритмически формализованному эко-нометрическому подходу.

Источниками информационного наполнения АСФМ являются данные МГС, данные о МП, представивших БО, а также данные альтернативных источников.

Показываемая выручка

НДС Показываемая выручка без НДС

Валовая прибыль Затраты

Другие налоги Чистая прибыль | Фонд зарплаты Другие издержки

| Зарплата [[ Отчисления |

Показываемые

финансовые

характеристики

Рис. 1. Балансовая модель распределения финансов малого предприятия

Фактические финансовые характеристики нетеневых МП

Фактическая выручка

Фактическая выручкабез НДС

Валовая прибыль

Другие

налоги _

Фактические затраты

Чистая прибыль

Щ Теневая часть П зарплаты

Фонд зарплаты

^Зарплуш! | Отчисления

Другие издержки

Теневые затраты

Фактические финансовые характеристики теневых МП

2

Фактическая выручка

Чистая прибыль Фактические затраты

Зарплата (в т. ч. теневая часть! 1 Другие издержки (в т. ч. теневые затраты)

Таблица 1

Основные показатели состояния малого предпринимательства региона, используемые в АСФМ

Группа показателей Класс показателей

Интегральные Осредненные Дифференциальные

Показатели масштаба развития МП 1. Количество МП 2. Суммарная выручка малых предприятий от реализации продукции, работ, услуг 3. Суммарная стоимость активов малых предприятий 4. Суммарная стоимость основных средств малых предприятий Средняя выручка малого предприятия (в расчете на одно предприятие) Средняя стоимость активов малого предприятия Средняя стоимость основных средств малого предприятия Распределение малых предприятий по выручке Распределение малых предприятий по стоимости активов Распределение малых предприятий по стоимости основных средств

Показатели эффективности функционирования малых предприятий 1. Суммарная валовая прибыль малых предприятий 4. Суммарная чистая прибыль малых предприятий 5. Суммарные инвестиции малых предприятий в основной капитал Средняя валовая прибыль на 1 руб. выручки малого предприятия Средняя рентабельность продаж малого предприятия Средняя рентабельность активов малого предприятия Средняя чистая прибыль на 1 руб. выручки малого предприятия Среднее отношение инвестиций к основному капиталу малого предприятия Распределение малых предприятий по валовой прибыли на 1 руб. выручки Распределение малых предприятий по рентабельности продаж Распределение малых предприятий по рентабельности активов Распределение малых предприятий по чистой прибыли на 1 руб. выручки Распределение малых предприятий по величине отношения инвестиций к основному капиталу

Показатели вклада малого бизнеса в социально-экономическое развитие региона 1. Суммарная численность работников малых предприятий 2. Суммарный фонд заработной платы работников малых предприятий 3. Суммарный вклад малых предприятий в валовой региональный продукт 4. Суммы налоговых платежей в федеральный, региональный, местный бюджеты, а также во внебюджетные фонды Средняя численность работников малого предприятия Средняя зарплата работников малых предприятий (в расчете на одного работника) Средний вклад малого предприятия в валовой региональный продукт Средняя сумма налоговых платежей малого предприятия в бюджеты, а также во внебюджетные фонды Распределение малых предприятий по доле фонда заработной платы в выручке Распределение малых предприятий по вкладу в валовой региональный продукт

Примечание: в таблице выделены курсивом показатели, являющиеся входными параметрами АСФМ; жирным шрифтом — показатели, являющиеся выходными (расчетными) параметрами модели.

Идея моделирования состоит в определении параметров осредненной балансовой модели распределения финансов нетеневых МП с учетом скрываемых от официальных органов составляющих, а также аналогичной модели для МП, полностью находящихся в тени.

При этом необходимо учитывать, что фактическая сумма выплачиваемых МП налогов, размеры фонда оплаты труда (ФОТ) без теневой ее составляющей и других издержек равны показываемым значениям соответствующих параметров.

Входными параметрами, задающими условия моделирования, являются:

• исходное количество МП ММП,

• среднегодовая численность работников /-го МП €■

МПу

• среднемесячная зарплата работников /-го МП

^МПР

• среднегодовая показываемая выручка /-го МП

V ;

МПР

• среднегодовая показываемая валовая прибыль /-го МП РМП. за год,

где / = 1,..., ММП, а также средняя доля/НТЗ непроизводственных теневых затрат одного нетеневого МП от его фактической выручки, которая характеризует теневую нагрузку на предприятие, обеспечивающую его функционирование (в частности, на подкуп и откуп от должностных и других лиц), без учета теневых производственных затрат (на закупку материалов, аренду оборудования и помещений и т. п.), не отражаемых в официальной отчетности.

Для обеспечения возможности исследования влияния этих факторов на выходные показатели предусмотрена корректировка показываемых значений входных параметров на заданные абсолютные либо относительные приращения

Кигг =

\ИМП + тмп при тмп ф 0;8кмп = 0; 1^мп + 8кмп^мп пРи Ь^мп = °';8 кмп Ф (1)

=

1 N.МП

Е смп + АсМП) пРи АсМП Ф °;8ЧР = °;

КМП 1=1 1 + 8„

КмП ¡=1

МП

Е смп пРи Асмп = °';8чр ф °.

(2)

z =

1

Тп?.мш + пРи ^мп Ф °; 8зп=°;

КмП ,■=!

1 + 8 N МП

Е м пРи ьгмп=°;§зп Ф °. (3)

^=

1

Е умп + ЬУмп пРи ЬУмп ф °; бдыр = °;

КмП ,■=!

1 + 8 МП

- Е умл при АУмп = °;8ВЫР Ф °. (4)

IV -ср

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Е рмш

-+^МП при АЩмп Ф°;8РШТ =

Е рмп1

(1 + 8рент)- при а^мп = °;8р

Е умш

Ф °, (5)

где К — откорректированное количество МП;

МП;

АМ„П — абсолютное изменение количества

МП

— относительное изменение количества

КМП

МП;

еср — откорректированное значение средней численности работников на одном МП;

АсМП — абсолютное изменение средней численности работников на одном МП;

8ЧР — относительное изменение средней численности работников на одном МП;

1ср — откорректированное значение среднемесячной зарплаты работников МП;

АгМП — абсолютное изменение среднемесячной зарплаты работников МП;

8ЗП — относительное изменение среднемесячной зарплаты работников МП;

vcр — откорректированное значение среднегодовой показываемой выручки одного МП;

АvМП — абсолютное изменение среднегодовой выручки одного МП;

^Выр — относительное изменение среднегодовой выручки одного МП;

— откорректированное значение средней показываемой рентабельности деятельности МП;

&№мп — абсолютное изменение средней показываемой рентабельности деятельности МП;

^Рент — относительное изменение средней показываемой рентабельности деятельности МП.

Фактические значения входных параметров с учетом теневых составляющих определяются следующим образом.

К'МП = ; (6)

1 - ^

Ср 1 -1

(7)

СрЧР

[=1

V

¡=1

ы

С

z =-

р 1 - г

СрЗП

V =-

ср 1 - г

(8)

(9)

СрВыр

где К'мп, с'р, ¿ср, V'р — значения входных параметров с учетом теневой составляющей;

X — доля теневой составляющей параметра Х.

Далее осуществляется расчет характеристик вклада малого бизнеса в социально-экономическое развитие г. Москвы, для чего необходимо оценить суммарный объем налогов и сборов, выплачиваемых МП.

По состоянию на 2006 г. в модели учтены следующие налоги и сборы, уплачиваемые МП в бюджеты различных уровней:

- налог на добавленную стоимость (НДС);

- налог на прибыль организаций (ННП);

- единый социальный налог (ЕСН);

- налог на доходы физических лиц (НДФЛ);

- налог с продаж (НСП) (учитывается в ретроспективном моделировании на основании данных о МП, представивших БО до 2003 г. включительно);

- налог на имущество (ННИ).

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ), выплачиваемый работниками МП, учитывается при определении долей МП в налоговых платежах, поступающих в соответствующие бюджеты.

В обобщенном виде алгоритм расчета рассматриваемых характеристик можно представить следующим образом.

Ееснф = а РЕСН (V V Кмп' ТЕСН); (10)

^ННП ^ННП (^ср' ^ср' КМП, ^ПРИБ' ^ННП)' (11) СТНДС = *НДС (Уср' Кр' 8дс' Тндс); (12)

^НДС СТ НДС КМП;

(13)

^„ = 12 I ' с ' Кллтт у„__ гг; (14)

НДФЛ ^ср? ср> МП 'НДФЛ' ^ 7

ЕНСП = РНСП К'КМП? 8ВЫР' ТНСП); (15)

^ННИ ^ННИ (КМП, 8ИМ' ^ННИ)' (16)

+ р ^ннп + ^НДС' (17)

НалФед ЕСНФ

I = I + I + (1-в) I + I • (18)

НалГор НДФЛ НСП 4 ННП ННИ' ^ '

dф =

= К <мп ХС'р Сзэ

^¡НалФед

^ =

Оф

1 НалГор

О ;

Спм

(19)

(20)

(21)

(22)

где !еснф — сумма ЕСН, поступающая в федеральный бюджет;

!ННП — сумма налога на прибыль всех МП; ст НДС — сумма НДС одного нетеневого МП; !НДС — сумма НДС всех МП; !НДФЛ — сумма налога на доходы физических лиц, выплачиваемая работниками МП за год;

!НСП — сумма налога с продаж всех нетеневых МП;

!ННИ — сумма налога на имущество всех нетеневых МП;

!НалФеД — сумма налогов МП в федеральный бюджет;

!НалГор — сумма налогов МП в городской бюджет;

а - часть единого социального налога, идущая в федеральный бюджет (без Пенсионного фонда); ^ЕСН — оператор определения суммы ЕСН; уЕСН — вектор параметров определения суммы ЕСН;

^ННП - оператор определения суммы налога на прибыль;

8ПРИБ — структура показываемой прибыли МП; ПРИБ

уННП — вектор параметров определения суммы налога на прибыль;

^НДС - оператор определения суммы НДС; 8ДС — структура показываемой добавленной стоимости МП;

уНДС — вектор параметров определения суммы НДС;

уНДфЛ — ставка налога на доходы физических лиц;

^НСП - оператор определения суммы налога с продаж;

8ВЫР — структура показываемой выручки МП; уНСП — вектор параметров определения суммы налога с продаж;

^ННИ - оператор определения суммы налога на имущество;

8ИМ — структура показываемой налогооблагаемой базы налога на имущество МП;

уННИ — вектор параметров определения суммы налога на имущество;

в — доля налога на прибыль, поступающая в федеральный бюджет;

dpмп — доля работников, занятых на малых предприятиях;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

dф — доля МП в налоговых платежах в федеральный бюджет;

dГ — доля МП в налоговых платежах в городской бюджет;

V

а

с

а

ёСЗПМ — отношение средней зарплаты работников МП к прожиточному минимуму;

— численность занятых в экономике в

ЗЭ

г. Москве;

— объем налоговых поступлений в федеральный бюджет от налогоплательщиков Москвы;

— объем налоговых поступлений в городской бюджет от налогоплательщиков Москвы;

СПМ — прожиточный минимум.

С учетом полученных результатов можно провести оценку экономических показателей деятельности малых предприятий.

Определим показываемые другие издержки (без ФЗП) одного нетеневого МП по следующим формулам.

0

приб

V Ж

ср ср .

1°° ;

о

ДрНал

У + У -У -У -У

НалТр НалФед ^ НДФЛ НДС ^ЕСНФ , КМП

0 ФЗП = 12ТрСср (1 + У ЕСН + У СВПФ );

= V — ст . — СТ,_ „, др ср приб ФЗП 7

(23)

(24)

(25)

(26)

где I — средняя сумма непроизводственных теневых затрат одного нетеневого МП;

— средняя доля производственных теневых затрат от фактической выручки одного МП без НДС;

,ТтЗ — средняя сумма теневых затрат одного нетеневого МП;

^тензп — теневая часть зарплаты работников одного нетеневого МП за год;

рСрЧист — фактическая чистая прибыль одного нетеневого МП.

Выходные экономические показатели деятельности малых предприятий рассчитываются по следующим формулам.

РСр Чист

RНТ =1°°-

(33)

Уср + 0 НДС

R = 1°° Уср +0 НДС 12СсрТср - dmeнЗП Jдр JТЗ .(34)

Уср + 0 НДС

Ry

= 1°°РсрКМП + КТМП (у'ср + 0 НДС )(К'МП - КмП) ; (35) (vCр + 0 НДС )КмП

где ст б — средняя показываемая валовая прибыль одного нетеневого МП;

СТдрН1Ш — сумма других налогов одного нетеневого МП;

стфЗП — средний показываемый ФОТ одного нетеневого МП.

Теперь оценим фактическую чистую прибыль одного нетеневого МП рСрЧист. При этом будем предполагать, что средняя доля производственных теневых затрат от фактической выручки одного МП (без НДС) }П равна доле других издержек от показываемой выручки, уменьшенной в Кс раз, где Кс — эмпирический коэффициент, определяемый экспертными методами.

]НТЗУср .

JНТЗ ~~

]ПТЗ = 1°°

1°°

V- )Jдр

J,

V V

ср ср

]ПрТЗУср .

ПрТЗ

ГТЗ ГНТЗ

1°°КС + Г

ПрТЗ

= 12(с' т' - С г );

с с с с

(27)

(28)

(29) (3°) (31)

РСрЧист = Уср 0 ДрНал dmeнЗП 0 ФЗП Jдр JТЗ, (32)

Dнc =

(0 ДрНал + 0 ФЗП -12СсрТср )КмП + 0НДС . (36)

УСрКмП

Г (0 ДрНал

КНН =-

+ 0 ФЗП - 12с«Лр )КмП + 0

НДС .

(37)

(0 ДрНал + 0 ФЗП )КмП + 0

НДС

где ЯНТ — отношение фактической чистой прибыли (убытка) нетеневых МП к выручке (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей);

КтмП — отношение фактической чистой прибыли (убытка) теневых МП к к выручке (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей);

— отношение фактической чистой прибыли (убытка) к выручке (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) по всем МП;

ОНС — доля налогов и сборов в показываемой выручке всех МП;

КНН — коэффициент налоговой нагрузки.

АСФМ позволяет проводить расчеты агрегированных показателей деятельности МП, использующих основную систему налогообложения. В

дальнейшем предполагается расширить возможности модели и проводить расчеты показателей финансово-экономической деятельности малых предприятий, использующих упрощенную систему налогообложения, а также единый налог на вмененный доход

Расчетные показатели в АСФМ определяются как по всем МП, так и раздельно по нетеневым (т. е. представляющим отчетность в государственные органы) и теневым (не представляющим такой отчетности).

Входные параметры АСФМ могут быть сгруппированы по различным признакам, например:

1) виды экономической деятельности МП;

2) территориальный признак;

3) прибыльность (значение чистой прибыли больше 0, меньше 0 и равно 0);

4) дата регистрации (вновь созданные, функционирующие несколько лет).

Для определения вклада МП в экономику региона необходимо оценить сумму произведенной ими ВДС и сумму налогов, уплачиваемых в бюджеты различных уровней.

В АСФМ количественная оценка налоговых поступлений и ВДС на основе данных БО осуществляется с целью определения вклада МП в экономику региона следующим образом.

Налог на доходы физических лиц оценивается на основании данных строки «Задолженность перед персоналом организации» формы № 1 бухгалтерской отчетности (до 2002 г. — с. 624, начиная с 2003 г. — с. 622) следующим образом:

для отчетности за 2001 — 2002 гг.: НДФЛ = стр. 624 ф. № 1 х 13Д1/100.

Для анализа отчетности за 2003 — 2004 гг. используется показатель строки 622 ф. № 1 «Бухгалтерский баланс»:

НДФЛ = стр. 622 ф. № х 13Д1/100, где к1 — усредненный поправочный коэффициент соотношения остатка задолженности перед работниками (строка 622 ф. № 1) и начисленного годового ФОТ.

£1 задолженность _ перед _ сотрудниками Ю0% годовой _ фонд _ оплаты _ труда

Средняя величина данного коэффициента за 2001 — 2005 гг., полученная путем анализа и ста-

тистической обработки данных БО примерно 50 предприятий в сфере малого бизнеса, приведена в табл. 2.

Единый социальный налог (ЕСН) также оценивается по показателям строки «Задолженность перед персоналом организации» ф. № 1 «Бухгалтерский баланс» (для балансов за 2001 и 2002 гг. соответственно применяется показатель строки 624, для балансов начиная с 2003 г. — строки 622).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отчетность 2001 - 2002 гг.: ЕСН = стр. 624к /к1 х х 35,6 %

Отчетность 2003 - 2004 гг.: ЕСН = стр. 622к /к1 х х 35,6 %.

С 01.01.2005 г.

ЕСН = стр. 622к /к1 х 26 %. Налог на прибыль (НП) организации приведен в стр. 150 «Текущий налог на прибыль» формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках»: НП = стр. 150к.

Налог на имущество (НИ) организаций оценивается по показателям ф. № 1 «Бухгалтерский баланс».

По отчетности 2002 — 2003 гг. расчет ведется по следующим показателям:

• стр. 110 Нематериальные активы;

• стр. 120 Основные средства;

• стр. 210 Оборотные активы.

НИ = (стр. 110н + стр. 110к + стр. 120н + + стр. 120к + стрн 210н + стр.к 210к) /2 х 2 %, где индекс н — данные на начало отчетного периода, к — данные на конец отчетного периода.

Начиная с отчетности за 2004 г. расчет ведется по показателям стр. 120 Основные средства: НИ = (стр. 120н + стр. 120к) /2 х 2,2 %.

Рассчитав суммы налогов, можно найти среднюю величину налоговых платежей в расчете на одно малое предприятие.

Валовая добавленная стоимость складывается

из:

1) валовой прибыли (ВП);

2) оплаты труда наемных работников (ОТ);

3) налогов на производство (Н1), где Н1 = НИ + + ЕСН;

4) налогов на продукцию (Н2), где Н2 = НДС+ акцизы;

5) амортизационных отчислений (А).

Коэффициент 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г.

к1 7,55 % 7,75 % 9,32 % 10,21 % 11,22 %

Таблица 2

Значения усредненного коэффициента соотношения остатка задолженности перед работниками и начисленного годового ФОТ МП г. Москвы.

ВДС = ВП + ОТ + Н: + Н2 + А. Перечисленные величины формируются по данным БО следующим образом:

6) валовая прибыль МП (на основании данных ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках»): ВП = стр. 029к, где к — данные на конец отчетного периода;

7) годовой ФОТ работников МП (см. выше);

8) налог на имущество (НИ) организаций рассчитывается по показателям ф. № 1 «Бухгалтерский баланс».

Можно оценить ВДС исходя из нижеприведенной формулы:

ВДС = ВП + ОТ + Н: + Н2 + А, где Н: = НИ + ЕСН, Н2 = НДС + акцизы, ВДС - НДС = ВП + ОТ + Н1 + акцизы+ А, 100% 20% (18%) 80% (82%)

т. к. ставка НДС была изменена в 2005 г. с 20 % до 18 %, то

ВДС = (ВП + ОТ + Н + акцизы + А) х 1,25 (до 2004 г. включительно);

ВДС = (ВП + ОТ + Н + акцизы + А) х 1,22 (начиная с 2005 г.);

В 2001 — 2003 гг. НДС рассчитывается как НДС = ВДС х 20 %. С 01.01.2004 г. НДС = ВДС х 18 %.

Более точно оценить НДС (НДСв), принимаемый к зачету на основании данных стр. 020, 030, 040 названия строк «Отчета о прибылях и убытках», стало возможно с 01.01.2006 г. благодаря изменению правил принятия к вычету НДС, введенных Федеральным законом от 22.07.2005 г. № 119-ФЗ, согласно которому вычеты сумм НДСв принимаются при следующих условиях:

• наличие счета-фактуры;

• принятие к учету товаров, работ, услуг (т. е. данные активы отражены в бухгалтерском учете и отчетности предприятия);

• используются для деятельности, облагаемой НДС (т. е. формируют выручку, облагаемую НДС).

НДСв = (стр. 020 + стр. 030 + стр. 040) /100 х 18.

Следовательно, начиная с 01.01.2006 г. можно более точно оценить НДС, уплачиваемый в бюджет (НДСу) на основании данных Отчета о прибылях и убытках:

НДСу = НДСн — НДСв НсП (налог с продаж) — стр. 010 ф. № 2/100 х х 5 х кп, где кп — усредненный поправочный коэффициент исчисления. Данный налог отменен с 2003 г..

В результате используемая в АСФМ методика расчета налогов позволяет решить следующие задачи:

• отследить динамику прироста налоговых поступлений по результатам деятельности малых предприятий;

• установить влияние изменения налоговых ставок на величину налоговых поступлений;

• определить сферы деятельности МП, приносящие наибольшие налоговые поступления. На основе результатов расчетов значений агрегированных показателей МП г. Москвы 2002 — 2005 гг. в соответствии с алгоритмом АСФМ и предположениями о том, что средние ежегодные темпы прироста основных агрегированных показателей в целом будут сохраняться, были сформированы три сценария развития: оптимистический, пессимистический и программный (табл. 3).

Для каждого из выбранных сценариев развития МП г. Москвы был составлен модельный прогноз развития малого бизнеса г. Москвы в 2006 — 2009 гг.

Согласно пессимистическому сценарию развития малого бизнеса г. Москвы среднегодовые темпы прироста в 2006 — 2009 гг. будут ниже, чем за период 2002 — 2005 гг. В этом случае малый бизнес будет находиться в стадии насыщения (стагнации) (рис. 2).

Таблица 3

Темпы прироста показателей, являющихся входными параметрами модели, учитываемые в расчетах в соответствии с пессимистическим, оптимистическим и программным сценариями развития МП г. Москвы

Показатели Среднегодовые темпы прироста показателей в сопоставимых ценах, %

Пессимистический сценарий Оптимистический сценарий Программный сценарий

Количество МП (МГС) 2 6 5

Выручка 6 15 12

Себестоимость 6 14 12

ФОТ 0 5 5

Число занятых (МГС) 0 2 0

Стоимость активов 3 5 5

Стоимость запасов 3 5 5

Налог на прибыль 1 5 5

ю а

I

1 200

1 ООО

800

600

400

200

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

'Сумма ВДС, млрд. руб.

'Обитая сумма налогов млрд. руб.

•Сумма ВДС ОС, млрд. руб.

'Обитая сумма налогов ОС, млрд. руб.

'Сумма ВДС ПС. млрд. руб.

■Обитая сумма налогов ПС. млрд. руб.

■Удвоение ВДС относительно 2002 года, млрд. руб. 'Сумма ВДС РС, млрд. руб.

•Обитая сумма налогов РС, млрд. руб.

2009

Годы

Рис. 2. Динамика ВДС и суммы налогов, уплачиваемых МП в бюджеты всех уровней, по данным о МП, представивших БО, в сопоставимых ценах за период с 2°°2 по 2°°5 г. и прогноз на 2°°6 — 2°°8 гг. согласно оптимистическому, пессимистическому и программному сценариям развития МП

Согласно оптимистическому сценарию наблюдается значительный рост показателей вклада малого бизнеса г. Москвы в экономику региона (табл. 4).

Третий сценарий условно назван программным, так как в нем учтены прогнозные показатели Комплексной целевой программы развития и поддержки малого предпринимательства в городе Москве на 2°°7 — 2°°9 гг. Расчеты модели показывают, что в случае осуществления программного

сценария развития ситуации в малом бизнесе, удвоение ВДС, производимой МП г. Москвы, должно произойти к 2°°9 г..

АСФМ предоставляет широкие возможности для исследования взаимного влияния факторов, определяющих состояние малого предпринимательства, и составления перспективных прогнозов.

С использованием АСФМ можно оценить влияние изменения налоговых ставок на сумму уплачиваемых МП налогов с учетом теневых состав-

Таблица 4

Темпы прироста агрегированных показателей, являющихся выходными параметрами модели в 2002 — 2005 гг. и прогноз роста показателей на 2006-2009 гг. согласно оптимистическому сценарию развития малого бизнеса г. Москвы

Показатели 2°°2 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.

Темпы прироста ВДС, % ° 26 -13 16 28 2° 2° 2°

Темпы прироста суммы налогов, % ° 27 -25 6 23 16 16 17

Темпы прироста налога на прибыль, % ° -5 -11 31 1° 9 4 4

Темпы прироста НДС, % ° 25 -22 17 28 9 2° 2°

Темпы прироста налога на имущество, % ° ° -67 ° 5° 9 ° °

Темпы прироста НДФЛ, млрд руб. ° 63 -31 -11 13 9 ° 11

Темпы прироста ЕСН, % ° 52 -31 -38 13 9 6 5

Таблица 5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результаты расчетов ВДС и суммы налогов МП с использованием АСФМ

Показатель Прогнозные показатели в сопоставимых ценах, % Темпы прироста прогнозных показателей в сопоставимых ценах в процентах к предыдущему году, %

Пессимистический сценарий Оптимистический сценарий Программные показатели Пессимистический сценарий Оптимистический сценарий Программные показатели

ВДС, млрд руб. 2°°7 418 581 7°°,8 5 21 1°,7

2°°8 438 699 775,8 5 2° 1°,7

2°°9 459 841 858,8 5 2° 1°,7

Сумма налогов, млрд руб. 2°°7 111 147 - 3 17 4,°

2°°8 116 169 - 5 15 4,5

2°°9 12° 196 - 3 16 5,°

Таблица 6

Результаты опроса субъектов малого предпринимательства

Снижение каких налогов и до какого уровня позволило бы малым предприятиям существенно пересмотреть свою политику в отношении выплаты налогов государству? Средние оценки Реальные ставки налогов Отношение ставки реального налога к усредненному желаемому

Единый социальный налог (ЕСН) до 16,7 % 26,2 % 1,57

Налог на добавленную стоимость (НДС) до 13,1 % 18 % 1,37

Налог на прибыль до 16,1 % 24 % 1,49

Налог на имущество до 1,95 % 2,2 % 1,13

ляющих выручки и фонда оплаты труда. Согласно проведенным опросам субъектов малого предпринимательства снижение налогового бремени может значительно изменить отношение предпринимателей к выплате налогов, что, возможно, позволит вывести часть МП из тени (табл. 6).

Так, был произведен расчет сумм налогов, уплачиваемых МП в бюджеты всех уровней с учетом следующих возможных сценариев развития ситуации в МП г. Москвы:

1) в сценарии X исходили из предположения о том, что все МП, представившие БО, указали в ней значения показателей, отвечающие их реальной деятельности, кроме показателя фонда оплаты труда, который занизили, скрыв 60 % этого показателя, и заплатили все налоги в соответствии с существовавшей в 2005 г. системой налогообложения;

2) в сценарии Y исходили из предположения о том, что все МП, представившие БО, указали в ней значения показателей, отвечающие их реальной деятельности, т. е. показали скрытые в сценарии X 60 % фонда оплаты труда и заплатили все налоги в соответствии с существовавшей в 2005 г. системой

налогообложения, за исключением НДС, ставка которого в рассматриваемом сценарии была выбрана равной 15 % вместо 18 %;

3) в сценарии Z исходили из значений налоговых ставок в 2005 г., таких, при которых МП, согласно результатам проведенных ГИАЦ МЦРП социологических исследований, готовы существенно пересмотреть свою политику в отношении выплаты налогов государству, вследствие чего, по нашему оптимистическому предположению, МП полностью перестанут скрывать выручку и фонд оплаты труда, т. е. выйдут из тени (табл. 7).

Проведенные расчеты сценариев X и У показали, что, несмотря на возможное снижение налогового бремени в части НДС с 18 % до 15 %, общая сумма налогов увеличится на 7,3 % за счет того, что МП выйдут из тени, показав скрываемые ими 60 % фонда оплаты труда.

Используемый в АСФМ алгоритм расчета налогов, уплачиваемых МП г. Москвы, позволяет получить лишь оценки этих показателей и составить прогноз по принципу «что, если» путем приближенной оценки, в то время как более точные агре-

Таблица 7

Налоговые ставки и суммы налогов в номинальных ценах, уплачиваемых МП г. Москвы в бюджеты всех уровней, согласно возможным сценариям развития ситуации в МП на примере 2005 г

Сценарий Доля теневого ФОТ, % Доля теневой выручки, % Вид налога Ставка налога, % Сумма налога, уплачиваемого МП г. Москвы, млрд руб. Сумма всех налогов, уплачиваемых МП г. Москвы, млрд руб.

X 60 50 НИ 2,2 3,5 191

НДФЛ 13 11

ЕСН 26 21

НП 24 30

НДС 18 126

Y 0 50 НИ 2,2 3,5 205

НДФЛ 13 18

ЕСН 26 36

НП 24 30

НДС 15 118

Ъ 0 0 НИ 1,95 3,0 989

НДФЛ 13 18

ЕСН 16,7 23

НП 16,1 30

НДС 13,1 915

гированные значения налоговых отчислений МП можно получить, например, по данным ФНС.

Таким образом, в процессе разработки АСФМ были решены следующие задачи:

1) обоснован выбор дифференцированных и интегральных показателей, характеризующих состояние малого бизнеса Москвы, а также эффективность деятельности по его поддержке;

2) разработана математическая модель состояния малого бизнеса и его вклада в социально-экономическое развитие города;

3) разработаны методы выявления факторов, влияющих на текущее состояние и тенденции развития малого бизнеса;

4) проведено моделирование вероятных ситуативных сценариев в зависимости от предполагаемых изменений законодательной и нормативной базы, макроэкономического окружения и других, внешних по отношению к МП, факторов;

Использование АСФМ для расчета вклада МП в бюджет г. Москвы позволяет устранить ряд пробелов в данных, предоставляемых статистикой, в части:

• доли ВДС, производимой малыми предприятиями, в валовом региональном продукте г. Москвы;

• доли налогов, поступающих от МП в бюджеты различных уровней.

В перспективе планируется расширить расчетные возможности модели на микро-, мезо- и макроуровнях исследований малого предпринимательства в части:

• оценки стоимости бизнеса;

• оценки инвестиционной активности;

• оценки показателей внешнеэкономической деятельности;

• оценки потребности малых предприятий во внешнем финансировании.

Была проведена проверка правильности работы АСФМ и соответствия результатов расчетов модели основным тенденциям развития МП региона в соответствии с разработанной ГИАЦ МЦРП схемой и алгоритмом верификации.

Моделирование показало, что в наибольшей степени на значения выходных параметров модели, позволяющих оценить состояние и вклад МП в экономику региона, влияют следующие входные параметры модели:

• выручка от продажи товаров, продукции, работ и услуг;

• себестоимость реализации товаров, продукции, работ и услуг;

• фонд оплаты труда;

• численность занятых работников. Необходимо отметить, что проведенное моделирование охватывает лишь часть финансово-экономической деятельности предприятий и не затрагивает другие важные составляющие феномена малого предпринимательства г. Москвы в широком смысле, такие как: социальные, правовые, идеологические, проблемы безопасности, стабильности развития и системы поддержки.

В соответствии с алгоритмом АСФМ реализован программный комплекс, позволяющий эффективно применять модель на практике и использовать результаты моделирования при составлении информационно-аналитических справок, отчетов и т. д.

Расширение возможностей агрегированной ситуационно-факторной модели возможно в части:

• уточнения и дополнения исходной информации;

• уточнения методик оценки теневых составляющих;

• учета влияния факторов внешней среды;

• введения связанных типологических групп (рядов, кластеров) малых предприятий и их анализа.

Опыт моделирования показал необходимость применения принципиально новых методик оценки вклада МП г. Москвы в экономику региона с учетом множества трудно формализуемых и не формализуемых информационных потоков на базе системного подхода с целью перехода на качественно новый уровень анализа и прогноза.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анализ динамики создания и ликвидации малых предприятий г. Москвы в 1996 — 2004гг. — Аналитический отчет ГИАЦ МЦРП № 4. 2005.

2. Ю.В. Латов. Экономика вне закона (Очерки по теории и истории теневой экономики) М.: Московский общественный научный фонд, 2001 г.

3. Measuring the Non-Observed Есопоту, A Handbook, OECD, 2002 г.

4. Постановление правительства Москвы от 20 июня 2006 г № 420-ПП «О Комплексной целевой программе развития и поддержки малого предпринимательства в городе Москве на 2007 — 2009гг.»

5. С.А. Гараган, Н. В. Ширабон. Совершенствование системы оценочных показателей малого бизнеса. — М.: Экономический анализ: теория и практика. № 17(74). 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.