Научная статья на тему 'Индекс развития малого бизнеса'

Индекс развития малого бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
883
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО БИЗНЕСА / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карпухин А.И.

Рассмотрены проблемы управления информационным обеспечением в системе государственной поддержки малого предпринимательства региона в части сбора, хранения и обработки первичной информации о малом бизнесе. В целях повышения качества и эффективности управления информационным обеспечением рассчитан индекс развития малого предпринимательства, который позволяет оценивать состояние и перспективы развития этого сектора экономики на основании статистической информации, а также на основе данных бухгалтерской отчетности малых предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Индекс развития малого бизнеса»

ИНДЕКС РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА

А.И. КАРПУХИН, старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова

Рассмотрены проблемы управления информационным обеспечением в системе государственной поддержки малого предпринимательства региона в части сбора, хранения и обработки первичной информации о малом бизнесе. В целях повышения качества и эффективности управления информационным обеспечением рассчитан индекс развития малого предпринимательства, который позволяет оценивать состояние и перспективы развития этого сектора экономики на основании статистической информации, а также на основе данных бухгалтерской отчетности малых предприятий. Анализ расчетных данных показывает, что в развитии малого бизнеса наблюдаются циклические изменения с периодом около 8лет.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, государственная поддержка малого бизнеса, информационное обеспечение.

На развитие малого и среднего предпринимательства в нашей стране в 2008—2009 гг. прямо и косвенно воздействовал мировой экономический кризис, который затронул практически все секторы экономики России. Следствием кризиса явились: нехватка кредитных ресурсов для малых и средних предприятий, резкое повышение банковских ставок, банкротства предприятий, резкое снижение их рентабельности и сокращение работников.

Это потребовало разработки новых принципов, механизмов и методов государственной поддержки малого и среднего бизнеса на федеральном и региональном уровнях, в том числе подготовки и реализации специальных антикризисных программ.

В числе основных 7 приоритетов Программы антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009г. (далее — Программа) 5-й пункт отведен мерам по поддержке малого предпринимательства.

В Программе предусмотрены меры по созданию новых рабочих мест за счет открытия новых малых предприятий; создание благоприятных условий для деятельности магазинов «шаговой доступности», сельскохозяйственных рынков, сферы торговли; поддержка факторинга в рамках программы Вне-

шэкономбанка по финансовой поддержке малого и среднего предпринимательства. В целях поддержки создания малого инновационного бизнеса будут проводиться специальные мероприятия с участием Российской венчурной компании и др.

Антикризисные меры Правительства РФ направлены на сохранение и развитие потенциала малого и среднего предпринимательства. Сохранение и развитие этого потенциала требует реализации эффективной государственной поддержки малого предпринимательства как системы государственных институтов, функционирование которой обеспечивает наилучшие социальные, ресурсные, экономические и технологические условия развития бизнеса. Глобальные экономические изменения, оказывающие существенное влияние на развитие ситуации в России, требуют максимально оперативного государственного реагирования на возникающие риски и угрозы в сфере малого предпринимательства. Для этого требуется создание новых механизмов государственной поддержки малого бизнеса и принятие экономически обоснованных управленческих решений на всех уровнях управления. Такие решения могут быть разработаны и реализованы только на основе адекватной оценки ситуации, для чего требуется качественное и своевременное информационное обеспечение в системе государственной поддержки малого и среднего бизнеса.

Согласно Федеральному закону от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» 1 система

1 1 января 2008 г. вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», который ввел ряд принципиально новых понятий и норм и установил принятые в международной практике критерии микро-, малых и средних предприятий. В связи с тем, что на момент проведения исследования в распоряжении автора имелись только данные по малым предприятиям (без учета микро- и средних), в работе далее используется термин малое предпринимательство.

государственной поддержки включает в себя центры и агентства по развитию предпринимательства, государственные и муниципальные фонды, фонды содействия микрокредитованию, акционерные инвестиционные фонды и закрытые паевые инвестиционные фонды, технопарки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, лизинговые компании, консультационные центры и другие организации. Государственная поддержка субъектов малого предпринимательства и организаций, образующих систему поддержки субъектов малого предпринимательства, включает финансовую, имущественную, информационную, консультационную и другую поддержку.

Существующую систему государственной поддержки малого предпринимательства нельзя назвать достаточно эффективной, так как она не обеспечивает всего комплекса оптимальных условий для создания и развития малых предприятий.

По оценкам экспертов и согласно данным социологических исследований, наблюдается социальная незащищенность сотрудников малых предприятий, недостаток финансовых средств, квалифицированных кадров, доступных материальных и энергетических ресурсов, свободных арендных площадей и др. Высокая налоговая нагрузка заставляет предпринимателей скрывать финансово-экономическую деятельность своих предприятий, уводить в теневой сектор экономики основные средства, выручку, фонд оплаты труда, налог на прибыль.

Создание и развитие новых технологий малыми предприятиями в условиях выживания и разворачивающегося глобального экономического кризиса становится крайне рискованной, нерентабельной и затратной деятельностью, что в конечном итоге может привести к технологической отсталости России в международном экономическом пространстве. При этом достоверной информации о реальном положении инновационного малого предпринимательства явно недостаточно.

Для обеспечения стабильного развития малого и среднего бизнеса требуется разработка новых механизмов государственной поддержки, в том числе новых подходов в управлении информационным обеспечением системы государственной поддержки малого предпринимательства.

Встает задача повышения качества и эффективности управления информационным обеспечением малого и среднего предпринимательства.

Управление информационным обеспечением включает организационные, экономические, пра-

вовые и другие формы, методы и модели, основанные на использовании качественной первичной информации и новых технологий ее обработки. В этой связи представляет интерес опыт информационного обеспечения государственной поддержки малого предпринимательства, накопленный в регионах, в которых малый бизнес развивался в последние годы наиболее интенсивно.

Среди регионов России одним из лидеров в развитии малого предпринимательства является г. Москва. Правительством Москвы проводится целенаправленная политика по развитию малого предпринимательства, для чего создана инфраструктура поддержки, включающая более 100 организаций. Существенное внимание уделяется информационному обеспечению системы государственной поддержки малого предпринимательства, финансируемой из бюджета города.

В рамках комплексных целевых программ, реализуемых под руководством Департамента поддержки и развития малого предпринимательства г. Москвы, осуществляется комплекс мероприятий по созданию и развитию системы информационно-аналитического обеспечения. Эти мероприятия проводятся информационно-аналитическим управлением Московского центра развития предпринимательства (ИАУ МЦРП). Одним из направлений деятельности ИАУ МЦРП является сбор и обработка информации о деятельности малых предприятий на территории Москвы. ИАУ МЦРП проводит специализированные научные исследования, в рамках которых решаются следующие задачи:

• раскрытие закономерностей и тенденций развития современного малого и среднего предпринимательства как объекта государственного регулирования;

• прогнозирование будущих изменений в малом и среднем предпринимательстве;

• проведение анализа системы инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности, уточнение дефиниций государственной поддержки предпринимательской деятельности (сущности, принципов, форм и методов) с учетом вступления в силу нового законодательства;

• разработка новой технологии принятия управленческих решений в системе государственной поддержки малого и среднего предпринимательства;

• разработка методического аппарата, обеспечивающего подготовку стратегических планов

и прогнозов развития малого и среднего предпринимательства за счет синтеза данных из разнородных информационных источников: статистической информации, данных бухгалтерской отчетности и налоговых органов, банковской информации, результатов социологических исследований и др.;

• разработка рекомендаций по модернизации системы информационного обеспечения государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в части организации системы сбора и обработки первичных данных, информационного взаимодействия властных и предпринимательских структур.

В качестве объектов таких исследований выступает система информационного обеспечения государственной поддержки малого и среднего предпринимательства г. Москвы. Предметом исследований являются организационно-управленческие отношения в системе государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в части информационного обеспечения (на примере г. Москвы).

В результате проделанной работы накоплен обширный банк данных о субъектах малого предпринимательства, включающий информацию 45 баз данных официальных и альтернативных источников, в том числе:

• данные официальной статистики по малому предпринимательству (Федеральной службы государственной статистики, территориального органа Федеральной службы государственной статистики по г. Москве);

• данные бухгалтерской отчетности (БО) малых предприятий;

• данные социологических исследований по проблемам малого бизнеса (опросы предпринимателей, делового актива, Интернет-опросы);

• результаты исследования международного опыта;

• информация периодических изданий по проблемам малого бизнеса;

• результаты работ экспертных групп и организаций;

• данные альтернативных источников: Пенсионного фонда России (ПФР), МВД, ФНС, ФТС;

• данные внешней конкурентной среды2.

2 Всего банк данных содержит 7,8 млн записей (510 млн значений показателей), отражающих деятельность малых предприятий Москвы за последние 11 лет. Наибольший интерес представляют данные о малых предприятиях, представивших бухгалтерскую отчетность в органы государственной статис-тикив 1996—2007 гг.

Эти данные позволяют проводить оценки состояния малого бизнеса региона с максимально возможной на сегодняшний день степенью достоверности, полноты и детализации [2]. Кроме того, создана и пополняется база знаний малого предпринимательства, включающая совокупность подготовленных специалистами инфраструктуры поддержки малого предпринимательства г. Москвы методики, монографии, научные статьи.

Опыт работы с такими обширными массивами информации, включая информацию альтернативных источников, показывает, что не все источники первичной информации по малому предпринима-тельствудоступныдля аналитической обработки.

Основные проблемы, приводящие к неоднозначности или отсутствию возможности оценить отдельные социальные и экономические показатели и не позволяющие оценить ситуацию и спрогнозировать развитие малого бизнеса, заключаются в следующем:

• отсутствует единый перечень показателей состояния и развития субъектов малого предпринимательства (единый для всех организаций);

• отсутствует доступ к качественной первичной информации о состоянии совокупности субъектов малого предпринимательства;

• отсутствует систематизированная политика в области информационного обеспечения в системе государственного регулирования предпринимательства;

• недостаточно адекватных утвержденных методик для расчета и информационного наполнения единой системы оценочных показателей и ДР- [1].

Получение достаточно полных оценок финансово-экономических характеристик деятельности малых предприятий только на базе современных статистических данных не представляется возможным.

С целью решения некоторых из указанных проблем предлагается использовать данные о малом предпринимательстве из налоговых органов, Пенсионного фонда Российской Федерации, других фондов (например, Фонда социального страхования, Фонда медицинского страхования), ФТС, МВД, судов и других организаций.

При этом важнейшую роль должна играть правильная организация информационных потоков: процессов доступа к информации, ее поиска, защиты, пополнения, адаптации, визуализации и распространения данных. Для организации инфор-

УРОВЕНЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ

мационных потоков в системе информационного обеспечения государственной поддержки малого предпринимательства Москвы было разработано специализированное программное обеспечение — терминал анализа данных (рис. 1).

Комплексная оценка состояния и перспектив развития малого предпринимательства региона на базе разнородных источников первичной информации дает бизнесменам и руководителям системы государственной поддержки малого предпринимательства возможность принимать экономически обоснованные управленческие решения.

Возникает задача расчета сводного индекса, значение которого позволяло бы оперативно и достоверно оценить состояние и перспективы развития малого бизнеса и его отраслей бизнесменам и руководителям системы государственной поддержки малого предпринимательства.

В рамках проведенного автором исследования рассчитан индекс развития малого предпринимательства с целью обеспечения поддержки принятия управленческих решений в малом бизнесе, в том числе в отдельных его секторах. Для расчета индекса I использованы показатели развития малого предпринимательства х как функции времени I & 2, где Z— соответствующий год, I — номер показателя в группе, приведенной в табл. 1.

Индекс развития малого предпринимательства /4 определяется как среднее значение темпов прироста показателей количества предприятий, фонда оплаты труда, выручки и инвестиций в основные средства.

Индекс развития малого предпринимательства / рассчитывается по формуле:

1л (Г) = 1 у _ 1)100%,

где х. — значение показателя в момент времени

Рис. 1. Источники первичной информации, группы показателей и методы исследования информации по малому и среднему бизнесу

^ Ы— количество показателей в группе, / — номер показателя в группе, приведенной в табл. 1, ^ е 2, 2- год.

Данная формула также применима для расчета индекса по большему числу показателей. Однако в распоряжении автора на момент проведения исследования имелись только статистические данные и данные бухгалтерской отчетности по перечню указанных показателей.

Значения показателей для расчета индекса по данным Мосгорстата и данным бухгалтерской отчетности, предоставленной малыми предприятиями г. Москвы в органы государственной статистики в 1996—2007гг., приведены в табл. 2.

Таблица 2

Показатели для расчета индекса развития малого предпринимательства г. Москвы по данным Мосгорстата

Таблица 1

Группа показателей для расчета индекса развития малого предпринимательства г. Москвы

Номер показателя г Обозначение показателя Название показателя Источник информации Период наблюдения

1 Xl(f) Количество малых предприятий Статистика 1992-2009

Бухгалтерская отчетность 1996-2007

2 x2(t) Фонд оплаты труда Статистика 1994-2009

Бухгалтерская отчетность 1996-2007

3 X3{t) Выручка от реализации продукции, товаров, работ и услуг Статистика 1996-2009

Бухгалтерская отчетность 1996-2007

4 x4(f) Инвестиции в основные средства Статистика 1996-2009

Бухгалтерская отчетность 1996-2007

Показатель/ Год Год

1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007

Количество малых предприятий M(t), ед. 176 174 175 176 180 182 189 190 196 201 207 214

Фонд оплаты труда, млрд руб. 8 10 7 21 23 32 36 74 98 172 184 275

Выручка A (t), млрд руб. 67 48 121 179 287 661 868 1 330 3 179 3 710 4 276 4 482

Инвестиции в основные средства C(t), млрдруб. 2,4 2,3 2,0 1,8 2,0 11,1 9,8 8,5 6,3 9,1 10,0 9,7

Результаты расчета индекса развития малого предпринимательства в г. Москве по статистической информации и данным бухгалтерской отчетности приведены в табл. 3.

Разработанный аппарат моделирования позволяет аналогичным образом определять индекс развития для типологических групп малого предпринимательства в отраслевом, территориальном, финансово-экономическом и других срезах.

Наибольшая интенсивность в развитии малого предпринимательства г. Москвы, согласно полученным данным, наблюдалась в 2000 и 2001гг., когда определяющим фактором являлась высокая инвестиционная активность малых предприятий. В этот

же период на информатизацию инфраструктуры поддержки малого предпринимательства был выделен наибольший объем средств в рамках комплексных целевых программ Правительства г. Москвы.

Расчетные данные, приведенные на рис. 2, показывают, что в значениях индекса, рассчитанного по информации двух различных источников, в целом наблюдается корреляция. Результаты расчетов показывают синхронное падение индекса развития малого бизнеса и объемов финансирования мероприятий по информатизации системы государственной поддержки малого предпринимательства г. Москвы в рамках комплексных целевых программ в 2004—2007 гг. Все это говорит о необходимости

Таблица 3

Индекс развития малого предпринимательства в сравнении с объемом финансирования информатизации малого бизнеса г. Москвы

Показатель Год

1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007

Индекс малого бизнеса на основании данных Мосгорстата, % н. д. -3 30 54 21 158 9 37 37 35 9 14

Индекс малого бизнеса на основании данных бухгалтерской отчетности,% н. д. н. д. н.д. н.д. 69 44 36 36 -1 17 27 16

Объем финансирования мероприятий по информатизации малого бизнеса, млн. руб. 20 23 н.д. н.д. н. д. 174 148 161 77 73 69 50

Индекс 200

Рис. 2. Динамика индекса развития малого предпринимательства Москвы по статистической информации и по данным бухгалтерской отчетности

Индекс малого ий оеноалныи данные Моего рстатд, "Л

Ш Индекс малого Си)иеп:е на основании д^нны* <»улт<1Л терской отчетности % • 06^смфипЛр<ен|»о;)|1ЧЛ ьлероприптий по информатизации налоге Бизнеса, млн. руб.

дальнейшего и более глубокого развития механизмов информационного обеспечения в системе государственной поддержки малого предпринимательства.

Данные на рис. 2 показывают, что в развитии малого предпринимательства г. Москвы наблюдалось несколько этапов:

• нестабильность в 1996—1997гг.;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• экономический кризис 1998 г.;

• роств 1999—2000 гг.;

• пикв2001г.;

• стабильность 2002—2003 гг.;

• спад 2004—2005 гг.;

• нестабильность 2006—2007 гг.

Данные бухгалтерской отчетности по малому предпринимательству поступают с запаздыванием примерно на 1 год, в связи с чем оценка значения индекса развития малого предпринимательства в 2008—2009 гг. в данный момент затруднительна. Однако, следуя тенденциям, наблюдавшимся в ранние периоды исходя из цикличности и динамики индекса, можно пытаться прогнозировать будущие изменения в развитии малого предпринимательства. Согласно расчетным данным в ближайшие годы в секторе малого предпринимательства будет наблюдаться положительный рост.

Использование индекса развития малого предпринимательства в комплексе с разработанными ранее механизмами информационного обеспечения позволяет проводить диагностику типологических групп малых предприятий, выделяемых из генеральной совокупности по следующим признакам:

• по отраслям в соответствии с Общероссийским классификатором отраслей народного хозяйства (ОКОНХ до 2004г.), по видам экономической деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД после 2004 г.);

• по территориальному признаку;

• по финансово-экономическим характеристикам (прибыльные, убыточные, нулевые и

др-);

• времени жизни;

• масштабам финансово-экономической деятельности и др.

При этом диагностика типологических групп малых предприятий осуществляется по комплексу характеристик: масштаб деятельности (суммарные и агрегированные показатели); доля (вес) в генеральной совокупности; экономическая эффективность (прибыльные, убыточные, нулевые группы предприятий); инвестиционная активность и др.

Таким образом, для повышения качества и эффективности управления информационным обеспечением в системе государственной поддержки малого предпринимательства предлагается:

• использовать данные налоговых органов, Пенсионного фонда РФ, других фондов (ФСС, ФОМС и др.), ФТС, счетной палаты, МВД, судов (арбитражных, гражданских, уголовных) и других государственных организаций о малом предпринимательстве для улучшения аналитической работы и принятия экономически обоснованных управленческих решений;

• утвердить единый Перечень показателей предпринимательства и методик их расчета;

• органам государственной статистики организовать регулярные и достаточно полные статистические наблюдения, в т.ч. сплошные обследования;

• применить новейшие программно-технологические и методологические наработки, в том числе специализированное программное обеспечение, разработанное в системе государственной поддержки малого предпринимательства Москвы, для оценки состояния малого предпринимательства и его вклада в социально-экономическое развитие регионов;

• Министерству экономического развития РФ разработать комплекс мер для распространения в регионах лучших практик государственной поддержки малого предпринимательства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Нагих В. Н., Карпухин А. И. Оценка состояния малого предпринимательства региона: проблемы и пути решения // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2008. №10. С. 22.

2. Нагих В. Н., Монин А. А., Карпухин А. И. Ситуационно-факторное моделирование социально-экономического состояния и тенденций развития совокупности малых предприятий региона // Региональная экономика: теория и практика. 2007. №9 (48), С. 63.

3. Нагих В. Н., Гараган С. А., Ширабон Н. В., Карпухин А. И. Агрегированная ситуационно-факторная модель состояния совокупности МП и их вклад в социально-экономическое развитие региона // Региональная экономика: теория и практика. 2007. №5. С. 156.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.