Секция «Современные проблемы экономической теории и регионалистики»
УДК 692.66
ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЛИФТОВОГО СЕГМЕНТА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА ГОРОДА КРАСНОЯРСКА
Н. В. Кадникова Научный руководитель - Л. А. Иванченко
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева
Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Е-mail: [email protected]
Работа посвящена анализу состояния подъемно-транспортного оборудования в Красноярске. Рассматриваются условия для повышения эффективности использования лифтового сегмента жилищно-коммунального хозяйства. Анализируются возможности развития производства подъемно-транспортного оборудования.
Ключевые слова: лифтостроение, подъемно-транспортное оборудование, жизненный цикл лифта, импортозамещение.
THE EVALUATION OF ELEVATOR SEGMENT OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES CONDITION IN KRASNOYARSK
N. V. Kadnikova Scientific supervisor - L. A. Ivanchenko
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
This paper is devoted to the analysis of lifting and transport equipment condition in Krasnoyarsk. It deals with the conditions of improvement of the elevator segment of housing and public utilities usage efficiency. It analyzes the opportunities of lifting and transport equipment producing development.
Keywords: elevator constructing, lifting and transport equipment, elevator life cycle, import substitution.
Лифт это самый распространенный вид современного транспорта. Подъемное оборудование необходимо в многоэтажных зданиях для транспортировки грузов, обеспечения комфортного передвижения и возможности доступа людям с ограниченными возможностями. Производство лифтов требует технического регулирования, а продукция подлежит обязательной сертификации и декларированию при установке.
Ситуация в лифтовом сегменте жилищно-коммунального хозяйства непростая, усугубленная конфликтом хозяйствующих субъектов. Большое количество действующих лифтов были произведены в 1970-1980-х годах и уже отработали свой срок службы. Доля устаревшего оборудования, отслужившего 25 лет, по стране 27 %, в регионах до 45 % [1].
К концу 2014 года только 60 % смонтированных лифтов были отечественного производства. Традиционные экспортеры - это Белоруссия (пассажирские лифты Могилёвского завода 14 %) и Китай (6 %). В нашей стране пользуются популярностью лифты транснациональной компании «ОТИС». На этого производителя приходится 20 % рынка с учетом российских и зарубежных филиалов. Филиал в Санкт-Петербурге в 2013 году занимал 3 место по количеству произведенных лифтов в нашей стране 2 713 (12,9 %), а Московский филиал выпустил 721 лифт (3,3 %) [2]. Но изменение экономической ситуации и снижение курса рубля, увеличило стоимость зарубежного оборудования и комплектующих почти вдвое. Кроме того, союзы строителей и органы саморегулирования вносят предложения об ограничении использования импортного подъемного оборудования. Это может повысить конкурентоспособность российских компаний.
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2015. Том 2
В России в период с 2011 по 2013 год ежегодно производилось более 22 тысяч лифтов. Среди изготовителей лифтов существует несколько традиционных заводов лидеров по производственной мощности, занимающих основные доли рынка. Это ОАО «Щербинский лифтостроительный завод», выпустивший в 2013 году 8 857 лифтов (44,8 %), и ОАО «Карачаровский механический завод» 5 701 лифтов (25,9 %) [3].
Красноярск - столица Красноярского края, город с населением около 1 миллиона человек. На данный момент в Красноярском крае числится 8400 лифтов, из них отработавших срок службы - более 1600. В Красноярске находится около половины действующих лифтов края, здесь устанавливают 90 % вводимого в действие оборудования по региону.
В 2008 году из 3867 лифтов, работающих в Красноярске, 1117 были признаны устаревшими, а 511 требовали срочного ремонта либо полной замены. С каждым годом в Красноярске заменяют все больше лифтов: в 2007 году только 50 штук, 2011 году 149 лифтов [4]. Однако темпы замены подъемно-транспортного оборудования отстают от темпа его износа (350 лифтов в год) и не покрывают количества механизмов в аварийном состоянии.
Для замены лифтов в городе требуется 3 млрд рублей, и еще 500 млн рублей. для обследования. Иначе придется выводить устаревшее оборудование из эксплуатации. Население не сможет обеспечить необходимую сумму. Финансирование по программе капитального ремонта предполагает замену всего 107 лифтов с 2014 года по 2023 год, и каждые следующие 4 года около 400 лифтов.
В Красноярске также пользуются большим спросом лифты традиционных лидеров отрасли. В 2013 году в общем объеме установленного оборудования 38,1 % ООО «ОТИС Лифт» Санкт-Петербургский филиал, 8,6 % ОАО «Щербинский лифтостроительный завод», (ОАО «ЩЛЗ»); 7,7 % ОАО «Карачаровский механический завод». Импортные изготовители: 12 % РУП «Могилевлиф-тмаш»; 5,5 % KONE Elevators Co., Ltd. (Китай).
Тем не менее, если в 2011 году на крупные заводы приходилось 85 % отечественного производства, то в 2013 году уже только 70 %. Постепенно производство смещается в регионы. Это позволяет экономить на транспортировке, избежать монополизации, лучше учитывать требования заказчика. Железнодорожный транспорт позволяет перевести в одном вагоне 4 смонтированных или 6 разобранных пассажирских лифтов грузоподъемностью 400-630 кг. Транспортные издержки на транспортировку в город Красноярск из центрального региона на один лифт составляют от 75 тысяч рублей.
Встает вопрос не только о финансировании, но и о качественном обновлении оборудования. Замена одного лифта обойдется в 3 млн рублей. Модернизация требует меньше средств, но приводит к физической стагнации и моральному износу действующего парка лифтов. Благодаря, научно-техническому прогрессу сокращаются сроки морального устаревания. До середины 1980-х цикл смены оборудования был около 15 лет, в 2010-х уже не более 5 лет. В основу конструкции лифта должны быть заложены наиболее свежие инновационные решения и энергосберегающие технологии, поскольку лифт самый энергоемкий элемент здания, а тарифы на электроэнергию изменчивы. Иначе лифт станет нерентабельным до выработки своего физического ресурса. При выборе необходимо ориентироваться на стоимость всего жизненного цикла лифта, а не цены закупки.
Должна совершенствоваться электроника обеспечивающая комфорт, безопасность и слаженность работы лифта. Развитие технологии и экономики требует компетентных работников, но основной потенциал в области конструкторских разработок составляют инженеры в возрасте от 40 до 60 лет, а выпускники имеют мало практического опыта и становятся компетентными лишь спустя несколько лет. Необходимо развитие молодого кадрового состава, повышение спроса на инженерные специальности. При этом в нашем городе располагаются образовательные учреждения источник квалифицированных кадров и инновационных разработок: Сибирский федеральный университет, Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева и др.
Крупные заводы изготовители занимаются производством, а монтаж и дальнейшее обслуживание в 90 % случаев осуществляют местные организации. Важным преимуществом региональных компаний является возможность осуществлять полный жизненный цикл лифта: изготовление, монтаж, обслуживание, модернизация, демонтаж и замена.
В Красноярске действует 14 монтажных фирм по установке лифтов, но безусловным лидером по монтажу лифтов является ООО «Еонесси» (45 % рынка).Установка лифтового оборудования, монтажные и пусконаладочные работы, также требует серьезной профессиональной подготовки и физической выносливости. Кроме того, труд монтажника сопряжен с высоким риском травм и дальнейшей юридической ответственностью в случае неисправности, поэтому необходимы гарантии работникам и соблюдение охраны труда.
Секция «Современньш проблемы экономической теории и регионалистики»
Сырьевые запасы для развития машиностроения есть, как в стране, так и в регионе. В области черной металлургии в России действуют 9 крупных предприятий. Широкий ассортимент изделий, применяемых в производстве лифтов, производит «Северсталь-метиз». Ближайший к Красноярску Западно-сибирский металлургический комбинат расположен в городе Новокузнецке Кемеровской области. Конечно, для повышения уровня качества продукции, отечественным заводам нужны более современные технологии металлообработки и изготовления комплектующих изделий.
Малое предприятие конкурентоспособно в области монтажа, но машиностроение связано с экономией масштаба. Сейчас красноярские компании изготавливают в основном грузовые лифты; нужно расширять ассортимент и производить пассажирские лифты, а также подъемное оборудование для промышленности и строительства. Риски для производства связаны с ограниченной емкостью рынка (9 % от России), удаленностью от некоторых поставщиков (транспортные издержки), наличием известных конкурентов. Но есть необходимые сырьевые ресурсы, образовательный и научный потенциал.
Библиографические ссылки
1. Единая лифтовая информационно-аналитическая система (ЕЛИАС) [Электронный ресурс]. URL: http://liftstat.ru/index.php/edin-lift-inf-anal-sist (дата обращения: 12.04.2015).
2. Официальный сайт Министерства регионального развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: minregion.ru (дата обращения: 12.04.2015).
3. Официальный сайт Национального лифтового союза [Электронный ресурс]. URL: http://www.lift.ru/ (дата обращения: 12.04.2015).
4. Аникеева М. Лифты в Красноярске - «горячая точка» в экономике края // Лифтинформ. 2011. № 3(162). С. 52-53.
© Кадникова Н. В., 2015