76 ♦-
Вестник СГСЭУ. 2019. № 1 (75) -♦
Vladimir Ivanovich Naidenkov,
PhD in Economics,
associate professor of the department of marketing, economics of enterprises and organizations Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics
Vadim Ivanovich Martynovich,
PhD in Economics,
associate professor of the department of marketing, economics of enterprises and organizations Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics
Maxim Georgiyevich Mironov,
PhD in Economics,
dean of the faculty of international business and commerce, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics
Владимир Иванович Найденков,
кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга, экономики предприятий и организаций, Саратовский социально-экономический институт (филиал)
РЭУ им. Г.В. Плеханова
Вадим Иванович Мартынович,
кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга, экономики предприятий и организаций, Саратовский социально-экономический институт (филиал)
РЭУ им. Г.В. Плеханова
Максим Георгиевич Миронов,
кандидат экономических наук, декан факультета международного бизнеса и торговли, Саратовский социально-экономический институт (филиал)
РЭУ им. Г.В. Плеханова
УДК 338.45:621
АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЛИФТОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
В статье представлены результаты исследований по актуальной проблеме развития рынка лифтового оборудования в Саратовской области. Проведен анализ факторов, как стимулирующих, так и сдерживающих развитие производства и реализацию лифтов в регионе. Сформулированы ключевые проблемы лифтового хозяйства региона и намечены возможные способы решения данных проблем. В результате исследования делается вывод о том, что рынок лифтового оборудования Саратовской области обладает большим потенциалом развития и в случае создания благоприятных условий на региональном уровне способен внести существенный вклад в укрепление экономики региона.
Ключевые слова: лифтовое оборудование, рынок лифтов, Саратовская область, факторы развития, эффективность.
ANALYSIS OF THE MAJOR FACTORS IN THE DEVELOPMENT OF ELEVATOR EQUIPMENT MARKET IN SARATOV
The article presents relevant results of a study of the development of elevator equipment market in the Saratov region. The authors analyze both factors stimulating and constraining the development of manufacturing and distribution of elevators in the region. Key problems of the regional elevator manufacturing are identified; and possible ways of solving these problems are outlined. The study concludes that the elevator equipment market in the Saratov region has great potential for development and can make a significant contribution to the growth of the regional economy if favorable conditions are created at the regional level.
Keywords: elevator equipment, elevator market, Saratov region, development factors, efficiency.
Основным условием эффективного и устойчивого социально-экономического развития является формирование точек роста на базе адаптировавшихся к новым условиям хозяйствования отраслей и предприятий. Одной из успешно развивающихся отраслей промышленности является производство лифтового оборудования, интенсивное развитие которого способно активизировать развитие всей технологической цепи и смежных производств, обеспечивая при этом мультипликативный эффект. Однако уровень конкуренции на рынке лифтового оборудования очень высок и отечественным предприятиям с большим трудом удается конкурировать с иностранными производителями в высоком и среднем ценовом сегменте, вследствие того что
лифты отечественного производства в два раза больше потребляют электроэнергии, в полтора раза более металлоемкие, менее привлекательны по дизайну, более шумные и менее плавно двигаются, чем их иностранные аналоги. Вместе с тем важным стимулом для преобразований в отрасли является сложившаяся ситуация с лифтовым хозяйством страны, связанная с износом значительного количества действующих лифтов. Обязательность замены данного оборудования открывает перспективы для деятельности лифтостроителей, но необходимость со стороны потребителей в значительных затратах на замену лифтов требует участия в данных процессах государства. Речь здесь преимущественно идет о пассажирских лифтах, доля которых в
общем объеме лифтового парка страны превышает 96%, при этом доля изношенных лифтов - 28%.
Ситуация на рынке лифтов в Саратовской области, с его характерными сдерживающими и стимулирующими факторами, в большей мере соответствует общероссийским тенденциям. Понимание специфики данного рынка необходимо для оценки сложившейся ситуации, прогнозирования дальнейшего развития событий, а также разработки соответствующей модели поведения, как отдельных представителей, так и целой отрасли. Для данного регионального рынка характерными являются следующие факторы, способные положительно повлиять на развитие местного лифтостроения (табл. 1).
По состоянию на 2018 г. в Саратовской области насчитывается 7605 лифтов, находящихся в эксплуатации (табл. 2), из них 3939, или 52%, изношено и подлежит замене, в том числе 2697 лифта в г. Саратове (2016 г. - всего 7325 лифтов, из них
3531 лифт, или 48%, изношен). Как ни парадоксально, данный факт можно отнести к стимулирующим развитие, так как вступление в активную фазу процесса замены, который уже запущен, оживит рынок и даст возможность местному производителю участвовать в конкурсе на поставку лифтов для данных целей.
В то же время обновление лифтового парка области не представляется возможным без участия государства. Хотя, конечно, отдельные представители местных органов власти высказывают точку зрения о том, что финансирование замены лифтов в жилых домах возможно силами жильцов, что потребует от них дополнительных затрат в размере 800-1000 руб. с 1 кв. м жилплощади. Согласиться с такой точкой зрения можно лишь в теории, на практике ситуация такова, что жильцами домов, введенных в эксплуатацию 30 и более лет назад, как правило, являются люди с относительно низ-
Таблица 1
Факторы, стимулирующие развитие производства и реализации лифтов в Саратовской области
Фактор Характеристика
Износ лифтов Проблема изношенности лифтового парка как Саратовской области, так и всей страны становится с каждым годом все острее, поэтому необходимость ее решения открывает дополнительные перспективы для лифтостроителей
Го сударственная поддержка Наличие в области законодательства, обеспечивающего льготный налоговый режим для инвесторов. Необходимость замены изношенных лифтов требует участия государства, так как низкая платежеспособность соответствующих потребителей не позволяет рассчитывать на их способность решить проблему самостоятельно
Строительство многоэтажных зданий Начали восстанавливаться темпы строительства многоэтажных зданий жилого и нежилого назначения
Отсутствие локальных конкурентов В Саратовской области имеется только один производитель лифтов - ООО «Саратовлифт-комплект», но данное предприятие находится на грани банкротства и в настоящее время простаивает
Типовая застройка Среди высотных зданий области преобладают типовые проекты, что обусловливает потребность в типовых лифтах, т.е. способствует развитию массового типа производства данного оборудования
Высокий кадровый потенциал Наличие квалифицированных трудовых ресурсов при относительно низкой стоимости трудовых ресурсов. Есть возможность попытаться привлечь опытный и квалифицированный персонал ранее действовавшего лифтостроительного завода, а также персонал ООО «Сара-товлифткомплект». Кроме того, Саратовская область богата персоналом самых различных профессий
Доступность необходимых материально-технических ресурсов В Саратовской области действует ряд предприятий способных освоить производство отдельных элементов лифтов. Развит электроэнергетический комплекс
Повышение требований к сервисной логистике и развитая инфраструктура сопутствующего сервиса Существует потребность в обеспечении полного цикла сопровождения лифтового оборудования на протяжении всего его жизненного цикла: производство, монтаж, испытания, эксплуатация, ремонт, замена. В этой связи положительным моментом является наличие значительного количества специализированных сервисных организаций на рынке области
Выгодное географическое положение Территориальная близость рынка Казахстана. Саратовская область граничит с шестью областями: Волгоградской, Воронежской, Тамбовской, Пензенской, Ульяновской и Самарской
Развитость транспортного сообщения Наличие всех основных видов транспортного сообщения: железнодорожное, автомобильное, авиационное, водное
Образовательный и научный потенциал В области большое количество высших и средних профессиональных учебных заведений. Есть научно-исследовательские учреждения
78 Вестник СГСЭУ. 2019. № 1 (75) -♦
Таблица 2
Количество лифтов, находящихся в эксплуатации в Саратовской области, на начало 2018 г.
Наименование муниципального района
л
£
Количество лифтов, ед.
ог е с В
ум м
Количество лифтов, ед.
ог е с В
Количество лифтов, ед.
ог е с В
, С
Количество лифтов, ед.
ог е с В
г. Саратов
1575
5367
2694
377
1178
458
351
1229
669
847
2960
1567
Балаковский
386
1093
814
268
746
569
60
174
120
58
173
125
Балашовский
15
46
14
13
38
11
Вольский
18
36
16
32
Ершовский
Ртищевский
Энгельсский
311
1058
414
166
517
176
80
267
176
65
274
62
ВСЕГО
2308
7605
3939
843
2516
1217
492
1673
968
973
3416
1754
1
3
3
1
5
0
кими доходами. Поэтому предлагаемый путь с точки зрения социальной политики малопривлекателен. Более предпочтительным направлением все же является участие государства, которое уже имеет место и находит отражение в целевой программе по замене лифтов.
Часть лифтов может заменяться за счет средств Фонда капитального ремонта. Так, в 2018 г. за счет средств названного фонда в Саратовской области планировалось заменить 43 лифта, в 2019 г. -68 лифтов, в 2020 г. - 110 лифтов. То есть всего в ближайшее время планируется заменить 221 лифт, что, однако, не решает проблемы в корне. Поэтому ведется поиск дополнительных инструментов, в связи с чем изучается опыт других регионов.
В качестве одного из направлений рассматривается привлечение банковского сектора. Например, Минпромторг предложил свою схему реализации программы: региональный оператор закупает лифт, оплатив только треть его стоимости.
Минпромторг от имени государства субсидирует еще 30%, но не более 320 тыс. руб. на один лифт. Завод делает лифты, а права требования долга с заказчика переуступает коммерческому банку, с которым у него заключен договор факторинга. Заказчик должен будет погасить остаток долга в течение трех лет.
По заявлению представителей местных банков, если «установка одного лифта с учетом демонтажа
стоит около 1,5 млн руб., при ограничении по федеральной программе для региона - сумма не более 500 млн руб., ставка - 15%, то при кредите на 5 лет сумма ежемесячного платежа составит от 2 до 11 млн руб. Есть вариант возврата на 7 лет - от 2 до 9 млн руб. В первом случае нагрузка составит 17,8 руб. за кв. м, и будет заменено 388 лифтов, во втором - 14,4 руб. и 392 лифта» [8]. При этом важно отметить, что в федеральной программе закреплена возможность компенсации 50% расходов региона по замене лифтов, однако такая компенсация возможна только по фактически проведенным работам, а не авансом.
Таким образом, дальнейшее совершенствование программы замены лифтов будет открывать новые возможности для лифтостроителей. В равной степени свой вклад в рост потенциала рынка лифтов вносит динамика строительства многоэтажных зданий различного назначения. В частности, начал свое восстановление рынок новой недвижимости. Это значит, что производители лифтов будут получать все больше заказов от застройщиков.
Важно отметить, что среди высотных зданий области преобладают типовые проекты, что обусловливает потребность в типовых лифтах, т.е. способствует развитию массового типа производства данного оборудования. Это, в свою очередь, является важным условием минимизации затрат, а, следовательно, более конкурентоспособных цен на продукцию.
Благоприятным фактором для создания на местном уровне нового регионального производителя является отсутствие на нем аналогичных игроков. Сегодня местным производителем лифтов является только ООО « Саратовлифткомплект», который был создан в 2012 г. на базе ООО «Саратовский лифто-строительный завод» [2, с. 101]. Ранее ООО «Саратовский лифтостроительный завод» являлся относительно сильным региональным игроком рынка лифтов, но после смены руководства он быстро пришел в упадок и был ликвидирован. Созданный на его базе ООО «Саратовлифткомплект» первое время своего существования демонстрировал положительную динамику развития, но не смог или не успел достичь нужного уровня устойчивости и начавшиеся в экономике страны с 2014 г. негативные явления окончательно пошатнули его финансово-экономическое положение [4, с. 55]. В результате данное предприятие имеет очень низкую финансовую автономию, невыполненные договорные обязательства и, как следствие, судебные иски со стороны кредиторов. Имущество предприятия арестовано. Причем основную часть внеоборотных фондов предприятие арендует.
Такая ситуация позволяет предположить перспективность создания нового предприятия регионального значения, которое в своей конкурентной стратегии будет фокусироваться на потребностях именно данного рынка и не будет иметь прямых конкурентов.
Вновь созданное предприятие может попытаться привлечь опытный и квалифицированный персонал ранее действовавшего лифтостроительного завода, а также персонал ООО «Саратовлифтком-плект». Кроме того, Саратовская область имеет кадровый резерв самых различных профессий, что снизит затраты нового предприятия на поиск и подготовку необходимых кадров.
Кроме трудовых ресурсов, Саратовская область располагает основным перечнем материально-технических ресурсов необходимых для производства лифтов, так как в области действует ряд предприятий, способных освоить производство отдельных элементов лифтов.
Дополнительным конкурентным преимуществом местного производителя может стать тесное сотрудничество с организациями, оказывающими специализированные услуги по ремонту и монтажу лифтов, поскольку сегодня существует потребность в обеспечении полного цикла сопровождения лифтового оборудования на протяжении всего его жизненного цикла: производство, монтаж, испытания, эксплуатация, ремонт, замена. В этой связи положительным моментом является наличие значительного количества специализированных сервисных организаций на рынке области.
Территориально Саратовская область граничит с шестью областями - Волгоградской, Воронежской, Тамбовской, Пензенской, Ульяновской и Самарской. Это открывает перспективы расширения рынка сбыта лифтов. Кроме того, большим преимуществом
является близость к границе с Казахстаном, в который отечественные компании уже осуществляют поставки лифтов, причем данный рынок имеет большие перспективы роста. Все это позволяет говорить о стратегически выгодном географическом положении Саратовской области с точки зрения развития регионального лифтостроения.
Поставки в другие регионы лифтового оборудования из Саратовской области возможны благодаря развитому транспортному сообщению, так как в области находятся важные железнодорожные развязки, есть авиасообщение, в том числе строится новый аэропорт; есть широкая сеть автомобильных дорог федерального значения, имеется возможность задействовать водный транспорт.
Нельзя не отметить существенный образовательный и научный потенциал Саратовской области: здесь располагается большое количество высших и средних профессиональных учебных заведений, в том числе инженерно-технической направленности, которые могут стать источником пополнения трудовых ресурсов лифтостроительных предприятий. Имеющиеся в области научно-исследовательские учреждения могут быть привлечены к научным изысканиям в области лифтостроения.
Таким образом, названные факторы могут способствовать развитию рынка лифтов и местного лифтостроения, однако для этого необходимо преодолеть негативное влияние ряда сдерживающих факторов (табл. 3).
В частности, реализация региональной программы по замене лифтов, о которой шла речь выше, требует сначала финансирования из областного бюджета и только потом часть средств будет компенсирована на федеральном уровне. Всего на замену лифтов в Саратовской области требуется не менее 7,5 млрд руб., что составляет 9,6% от доходной части бюджета Саратовской области на 2018 г. Это неподъемные для области расходы, особенно в краткосрочном периоде, при том что в 2016 г. на все нужды ЖКХ из областного бюджеты было выделено 5,03 млрд руб., в 2017 г. - 3,4 млрд руб., а в 2018 г. запланировано всего 0,5 млрд руб. [3, с. 15]. То есть денег на реализацию программы в области пока не найдено, но не решать данную проблему нельзя: если лифты не будут обновлены, то после 15 февраля 2020 г. (срок, к которому все лифты в стране должны быть приведены в соответствие с техническим регламентом Таможенного союза «Безопасность лифтов») больше половины лифтов в домах региона придется остановить.
Наряду с дефицитом бюджетных средств, не способствует развитию лифтостроения области низкая платежеспособность конечных потребителей, что обусловливает основной спрос на лифты только в трех городах области - Саратов, Энгельс, Балаково. Незначительный спрос присутствует в Балашове и Марксе, но это единичные продажи. Кроме того, во всех названных городах более 96% величины спроса приходится на лифты нижней ценовой категории.
80 Вестник СГСЭУ. 2019. № 1 (75) -♦
Таблица 3
Факторы, сдерживающие развитие производства и реализации лифтов в Саратовской области
Фактор Характеристика
Дефицит средств областного бюджета Отсутствие в областном бюджете необходимых средств на финансирование полномасштабной программы по замене лифтов
Низкая платежеспособность потребителей Низкая платежеспособность местных потребителей
Монопольное положение федеральных производителей Рынок занят крупными федеральными игроками. Крупные производители рынка (ОАО «Могилевлифтмаш», ОАО «Щербинский лифтостроительный завод», ПАО «Карачаровский механический завод») имеют налаженные каналы сбыта на рынке Саратовской области, что затрудняет вход новых игроков
Высокие административные барьеры Лоббирование интересов федеральных производителей на местном уровне
Низкая инвестиционная привлекательность региона Умеренно низкий уровень инвестиционной привлекательности Саратовской области
Имиджевые потери местного производителя Неудачный опыт местного производителя
Капиталоемкость производства Потребность в значительных инвестициях и длительный срок их окупаемости
Необходимость масштабного производства Сложность (невозможность) развития производства в формате малого предприятия
Дефицит квалифицированного персонала При масштабном производстве на первых этапах может возникнуть проблема с укомплектованием штата персоналом нужной квалификации
Малая емкость рынка лифтов в Саратовской области Емкость рынка лифтов мала для работы крупного местного производителя (с учетом конкурентов), что потребует реализации экспортно ориентированной стратегии развития
Другим сдерживающим развитие фактором может выступать давление крупных производителей (ОАО « Могилевлифтмаш», ОАО «Щербинский лифтостроительный завод», ПАО «Карачаровский механический завод»), обосновавшихся на этом рынке и создающих тем самым барьеры входа на него для новых игроков [6, с. 55]. Отдельно следует подчеркнуть, что почти 90% рынка лифтов в Саратовской области принадлежит белорусскому предприятию ОАО «Могилевлифтмаш», а не российским производителям. Причем крупные игроки имеют возможность не только конкурировать по цене (за счет эффекта масштаба), но также использовать административный ресурс, лоббируя свои интересы, например гарантированно становиться исполнителем заказов с бюджетным финансированием.
Саратовская область по инвестиционному рейтингу попадает в самую многочисленную группу российских регионов - 3В1, что значит «пониженный потенциал - умеренный риск». В этой группе область находится уже много лет [5, с. 67]. Рейтинговое агентство ЯЛБХ уровень инвестиционной привлекательности области характеризует как умеренно низкий. Такой инвестиционный климат региона не способствует активному приходу инвесторов, в том числе в лифтостроительство. Однозначно этому не способствует и неудачный опыт местного производителя (ООО «Саратовлифтком-плект»), который находится в предбанкротном состоянии.
Барьером входа в лифтостроение новых производителей является высокая капиталоемкость производства лифтов, что связано не только с необходимостью больших производственных площадей и наличия дорогостоящего оборудования, но и с потребностью в значительных размерах оборотного капитала для выполнения заказов [7, с. 47]. Отсюда вытекает другой сдерживающий фактор -сложность (невозможность) развития производства в формате малого предприятия, что позволило бы минимизировать финансовые риски. Здесь имеется в виду производство полного цикла, а не сборка на отдельных этапах, которую, конечно, могут брать на себя отдельные малые предприятия.
Большие масштабы производства, помимо материальных и финансовых, потребуют значительных трудовых ресурсов. Хотя ранее отмечалась обеспеченность Саратовской области данным ресурсом, но при масштабном производстве на первых этапах может возникнуть проблема с укомплектованием штата персоналом нужной квалификации.
В дальнейшем развитие местного производителя возможно только при условии налаживания сбыта продукции в другие регионы, в том числе экспорт в Казахстан и иные страны. Эта необходимость обусловлена относительно малой емкостью рынка Саратовской области. Реализация экспортно ориентированной стратегии, в свою очередь, потребует от местного производителя дополнительных коммерческих и трансакционных издержек [1, с. 59].
Итак, ситуация на рынке лифтов в Саратовской области характеризуется разнонаправленным влиянием большого набора факторов, анализ которых позволяет заключить, что рынок имеет потенциал роста и, несмотря на все существующие барьеры, выход новых игроков на него возможен и может быть выгодным для области в части приращения валового регионального продукта, увеличения налогооблагаемой базы, оздоровления конкуренции, решения проблемы износа лифтового парка, повышения доступности лифтов по цене и, главное, повышения качества лифтов.
1. Барышникова Н.А. Развитие экспортного потенциала предприятий Саратовской области // Саратовской области -80 лет: история, опыт развития, перспективы роста: сб. науч. трудов по итогам Междунар. науч.-практ. конф.: в 3 ч. / отв. ред. Н.С. Яшин. Саратов, 2016. С. 59-60.
2. Бекетова, О.Н., Найденков, В.И. Бизнес-план: теория и практика: монография. М.: Альфа-Пресс, 2006.
3. Воронкова Е.А., Кублин И.М. Маркетинговое исследование рынка пассажирских лифтов Саратовской области // Наука и общество. 2018. № 2 (31). С. 14-17.
4. Заграничный А.И., КублинИ.М., Санинский С.А. Особенности формирования имиджа города // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2017. № 3 (67). С. 52-57.
5. Мартынович В.И., Миронов М.Г., Плеханов С.В. Применение современных методов маркетинга при импор-тозамещении // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2018. № 3 (72). С. 67-72.
6. Яшин Н.С. Проблемы и перспективы развития российского менеджмента в условиях модернизации экономики // Наука и общество. 2012. № 3 (6). С. 82-85.
7. ЯшинН.С., СухоруковаА.М. Стратегии импортозаме-щения: риски и возможности для экономики России // Наука и практика. 2014. № 3 (15). С. 41-52.
8. URL: http://delovoysaratov.ru/news/technology/lift-35734/