Научная статья на тему 'Анализ современных конструкций лифтов и тенденций их развития'

Анализ современных конструкций лифтов и тенденций их развития Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
1961
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННАЯ КОНСТРУКЦИЯ / ЛИФТ / ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Антоневич А.И.

Проведен анализ современных конструкций лифтов и систем управления, приведены их классификация и характеристики. На основе проведенного анализа выявлены тенденции и перспективы их развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Антоневич А.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of Modern Elevator Designs and Tendencies of Their Development

An analysis of modern elevator designs and control systems, their classification and characteristics are given in the paper. Tendencies and prospects of their development are revealed on the basis of the executed analysis.

Текст научной работы на тему «Анализ современных конструкций лифтов и тенденций их развития»

АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ КОНСТРУКЦИЙ ЛИФТОВ И ТЕНДЕНЦИЙ ИХ РАЗВИТИЯ

Канд. техн. наук АНТОНЕВИЧА. И.

Белорусский национальный технический университет

Республика Беларусь имеет выгодное географическое положение и удобный рынок для поставки лифтов. Кроме того, Беларусь является одним из крупных производителей данной техники. Лифтостроение - отрасль промышленности, характеризующаяся большой динамикой развития и рентабельностью, но вместе с тем в ней наблюдается и достаточно жесткая конкуренция производителей. Мировой рынок лифтов представлен следующими фирмами [1]: Отис» (США), конструкции лифтов которой производят в России, Японии, Украине; KONE (Финляндия); «Шиндлер» (Швейцария); Карачаровским механическим и Щербинским лиф-тостроительными заводами (Россия); Могилев-ским заводом лифтового машиностроения (Беларусь); Shenyang Brilliant Elevator Co., Ltd (Китай); «Тисен» (Германия); «Пилава» (Польша); «Изамет» (Болгария); Mitsubishi (Япония) и др. Современные темпы развития техники приводят к тому, что продукция быстро морально устаревает, а также изменяются традиционные понятия в данной области, что и обусловливает настоящий анализ существующих конструкций лифтов, систем управления и тенденций их развития. В зависимости от привода лифты бывают [2, 3]: электрические, гидравлические и пневматические.

Гидравлические лифты уступают лифтам с электрическим приводом, но позволяют разрешать сложные технологические решения, например: круглая (в горизонтальном сечении) кабина; полное отсутствие шахты; вход и выход на сопредельных стенках. К отличительным особенностям гидравлических лифтов [4] относят: плавность хода, точность остановки, возможность прямого воздействия цилиндра при небольшой высоте подъема, а также уникальную возможность установки лифта при наличии одной капитальной (несущей) стенки. Лифты оснащены системой аварийного опускания и открывания при внезапном отключении электроэнергии. Гидравлические лифты используют

при небольшой высоте подъема и имеют сложную систему тросов и гидравлических цилиндров, для них не требуется машинное помещение.

Пневматические вакуумные лифты [3] легче, чем обычные, в установке, обслуживании и управлении. Они не требуют земляных работ по оборудованию шахты и установки направляющих для лифта и противовеса. Воздушное давление сверху и снизу лифта и есть ключ к движению. Не надо строить специальную шахту и под ней помещения для подъемного механизма. Все устройство - высокая прозрачная труба из поликарбоната, в которой ходит подъемная кабина-поршень, а сверху укрепляется небольшой вакуумный насос высотой не более 30 см. Поршень, плотно прилегающий к шахте, это потолок кабины, изготовленной в основном из алюминиевого сплава. Так, компания Daytona Elevator (США) [3] специализируется на производстве вакуумных лифтов для коттеджей. Данные лифты монтируются в двух-трехэтажных небольших домах. Двери закрываются герметично, а сама кабина вентилируется снизу. Если нужно ехать вниз, то клапан наверху шахты понемногу впускает воздух в зону разрежения, плавно регулируя скорость спуска. На спуск не затрачивается энергия. Скорость движения лифта - 0,2 м/с, а грузоподъемность - 210 кг. На разных этажах двери могут открываться как в одну сторону, так и в противоположную. Во время входа в лифт и выхода из него кабина фиксируется дополнительными механическими стопорами. Главное преимущество лифта - минимальная переделка дома, небольшая стоимость и быстрая установка. Надежность лифта - высокая, в нем невозможно застрять между этажами или упасть вниз. В лифте установлены датчик разгерметизации и тормоз, смонтированный на крыше кабины. Если отключается электричество, то клапан автоматически закрывается и кабина медленно движется вниз. Единственным заметным недостат-

ком конструкции можно назвать высокий уровень шума - 87 дБ, что сравнимо с весьма шумным пылесосом.

Электрические лифты могут иметь [2]:

• привод тяговый, когда канаты лифта двигаются благодаря трению в ручьях приводного шкива лебедки;

• привод с жесткой кинематикой, когда кабина лифта подвешивается к канатам или цепям, приводимым в движение другими способами, а не трением (например, барабанный привод);

• привод с линейным индукционным двигателем (LIM), где движущая сила действует непосредственно на кабину или противовес лифта;

• привод Schindler Mobile®, объединяющий свободно стоящие конструкции колонн и кабину, оборудованную автономным приводом.

Сегодня наибольшее распространение получили лифты с тяговым приводом.

Рынок лифтов представлен следующими типами: пассажирскими (обычными, без машинного помещения, без противовесов и машинного помещения); больничными; грузовыми; панорамными; обзорными; автомобильными; сервисными; скоростными и котеджными. Из перечисленных многие также могут быть исполнены как с машинным помещением и без него, например грузовые.

Законодателями в лифтостроении являются фирмы «Отис», KONE, «Шиндлер», Mitsubishi.

Так, фирма «Отис» существует на мировом рынке с 1982 г. [5]. Именно в Америке впервые был изобретен ловитель, который сделал фактически безопасным пользование лифтами. В 1903 г. был разработан безредукторный электрический лифт. Мировой рынок обязан данному производителю такими нововведениями, как панорамный, высокоскоростной лифт с двумя кабинами и с перемещением по горизонтали. Создание Эйфелевой башни во Франции было бы невозможно без наклонного лифта, произведенного фирмой «Отис». В 2000 г. появилась модель GeN2 (англ. «второе поколение») - это поистине революционная разработка. Экологически чистый лифт без машинного помещения, не требующий масла, с высоким уровнем комфорта и низким уровнем шума и вибрации. В GeN2 используется армированный полиуре-тановый ремень, который значительно прочнее

стального каната и с большим сроком службы. Запатентованная компанией «Отис» система Pulse непрерывно отслеживает состояние стальных канатов полиуретанового ремня. Малоинерционная лебедка с синхронным двигателем на постоянных магнитах обеспечивает экономию электроэнергии, снижение эксплуатационных расходов и большую точность остановки лифта на этажной площадке. Поскольку лебедка крепится на направляющих, которые в свою очередь закреплены на уровне каждого этажа, усилия передаются на дно приямка лифта, что снижает нагрузки на стены лифтовой шахты и соответственно оптимизирует затраты на ее строительство. GeN2 Comfort: грузоподъемность - до 1000 кг (13 чел.), максимальная высота подъема - 45 м (максимальное число остановок - 16) и скорость - 1 м/с. По сравнению с гидравлическими лифтами и электрическими с редукторными лебедками лифт имеет значительно меньшие уровни вертикальной и горизонтальной вибраций, а также шума. В данной модели установлена инфракрасная защита дверного проема.

Компания «Отис» расходует около 100 млн дол. ежегодно на новые разработки, что и обусловливает ее постоянную лидирующую позицию в мировом лифтостроении.

Фирма KONE по объему производства занимает 2-е место в Европе и 3-е в мире. Компания выпускает пассажирские лифты для жилых зданий EcoDom, использующие привод KONE EcoDisk® и требующие малое машинное помещение наверху шахты. Лифты без машинного помещения MonoSpace применяют безредукторный привод EcoDisk. Лифты без противовесов и машинного помещения MaxiSpace могут иметь кабину, на треть большую, чем обычные лифты, расположенные в таких же по размерам шахтах. Механизм подъема - KONE PowerDisk™ и инновационные гибкие тросовые блоки с тросами высокой прочности. KONE PowerDisk™ - компактный двигатель, который весит 70 кг. Грузоподъемность скоростного лифта MiniSpace - до 3200 кг, скоростью подъема - 6 м/с, высота подъема - до 180 м. Суперлифт Alta (грузоподъемность - до Ют, скорость - до 17 м/с, высота подъема - до 500 м) оборудован двухроторным двигателем с минимальным потреблением энергии. Возможно двухпалубное исполнение лифта.

Панорамный лифт KONE изготавливается на базе MonoSpace и MiniSpace. Обзорные лифты KONE стоимостью в 1,5-2,0 раза меньше панорамных бывают двух типов: с застекленной только задней частью кабины и/или частично двери; с застекленной одной, двумя или тремя стенами и/или частично двери. Грузовые лифты TranSys имеют грузоподъемность от 1000 до 5000 кг и скорость подъема до 1,6 м/с. Сервисный (малогрузовой) лифт изготавливается на два-пять этажей и имеет грузоподъемность: 5; 50; 100; 250 кг. Кабины исполняются в проходном варианте (загрузка и разгрузка из противоположных сторон). Автомобильные лифты (грузоподъемность - до 10000 кг, скорость - до 4 м/с, «неограниченная» высота подъема) имеют возможность управления водителем непосредственно из кабины машины. Для коттеджей KONE выпускает следующие модели: EcoDom (дешевый - массового производства), MonoSpace - без машинного помещения, автомобильный лифт, грузовые лифты, пассажирские подъемники без приямка. Основные достижения фирмы - это разработка уникальных лебедок. Революцией в лифтостроении явился привод EcoDisk, не требующий для лифта машинного помещения, потребляющий 60 % электроэнергии по сравнению с обычным, имеющий частотное управление и упрощенное сервисное обслуживание, обеспечивающий плавное и бесшумное движение, обладающий регулируемым пуском и высокой точностью остановки, комфортностью и безопасностью, прост в использовании. Он характеризуется: малыми оборотами двигателя; высокими быстродействием и динамикой; широким диапазоном изменения частоты вращения; возможностью использования во взрывоопасной и агрессивной среде; большими перегрузочной способностью и сроком службы; КПД - более 90 %; низким перегревом двигателя. Компания KONE - лидер в области электропривода лифтов.

Компания «Шиндлер» [5] создала первый в мире лифт без машинного помещения, который не имел канатов и традиционного подъемного оборудования. Движение в лифте осуществлялось за счет колес, которые прижимали его к стенкам шахты. В результате площадь кабины возросла на треть по сравнению с обычной. Модель Schindler 5300 выполнена с приводными ремнями, т. е. это лифт 2-го поколения. Компа-

ния «Шиндлер» характеризуется революционными разработками в области управления. Фирмой разработана система Miconic 10ТМ, обеспечивающая оптимизацию движения. Пассажир вводит на площадке этаж назначения перед входом в кабину лифта. Система управления отправляет конкретную кабину и сообщает пассажиру, к какой лифтплощадке он должен подойти. В результате пассажиры группируются, а количество остановок на пути минимизируется. Таким образом обеспечиваются оптимальное движение групп лифтов и снижается энергопотребление. Система Schindler ID предназначена для идентификации пассажира по магнитной карточке, которую он вводит на панели при входе в кабину, и тем самым обеспечивает ему доступ на тот или иной этаж. SchindlerMobile® [2] включает в себя свободно стоящую конструкцию вертикальной направляющей стойки и самодвижущееся средство, установленное на кабине лифта. Эта уникальная лифтовая система не нуждается ни в машинном помещении, ни в жесткой шахте как в типовой конструкции лифтов. Передача шума в здание незначительная. Ключевыми компонентами данной конструкции являются две свободно стоящие полые алюминиевые колонны с особыми ходовыми поверхностями для направления кабины вдоль вертикальной траектории. Каждая колонна сбоку поддерживается звукоизолирующими кронштейнами, прикрепленными только к одной стене наверху и плите пола. Самодвижущееся средство состоит из пассажирской кабины, частотно-регулируемого привода и микропроцессорной системы управления. Часть системы состоит из приводных колес с приводным блоком и неприводных колес, расположенных с противоположной стороны колонн, с пружинным механизмом прижатия для создания достаточного сцепления колес фрикционного привода. Этот простой принцип облегчает кабине движение вверх и вниз вдоль колонн без подвесных канатов. Лифт имеет два противовеса, связанных с рамой кабины подвесными канатами, которые двигаются внутри стоек и направляются роликовыми башмаками. Привод состоит из асинхронного электродвигателя, механического редуктора, дискового тормоза и преобразователя частоты. Редуктор представляет собой волновую передачу, отличающуюся

высокой эффективностью, низким уровнем шума, небольшими габаритами.

Линейный индукционный привод (LIM) -новая разработка в лифтовой технологии [2]. Могут применяться две основные концепции привода LIM: двигатель линейной индукции составляет часть конструкции противовеса, а механическая связь между кабиной и противовесом осуществляется посредством подвесных канатов, огибающих неприводной шкив наверху шахты. Другой подход к новой концепции - бесканатный лифт с приводом LIM предложен корпорацией Mitsubishi Electric как эффективное решение вертикального транспорта для сверхвысотных зданий будущего. Инженеры Mitsubishi предлагают систему из нескольких лифтов, движущихся в одной шахте. Линейный двигатель имеет плоскую форму. Статор состоит из четырех частей, симметрично расположенных в шахте вдоль направляющих. Вторая роторная часть двигателя представлена постоянным магнитом, закрепленным на боковых стенках кабины.

Самые быстрые и интеллектуальные лифты производят в Японии две промышленные корпорации Mitsubishi Electric и Toshiba Elevator and Building Systems [6]. По сравнению с обычными при создании этих лифтов конструкторам приходится решать много сложных задач (преодоление сопротивления воздуха в шахте; подавление вибраций разнообразного происхождения и шума; плавный, но быстрый разгон; надежные аварийные системы). Огромной проблемой становится трос, имеющий собственную резонансную частоту колебаний и постоянно меняющуюся по мере разматывания/сматывания. Кабина и противовес выполняются обтекаемыми. Герметичная кабина оборудуется системой кондиционирования, контролирующей давление воздуха внутри кабины и уменьшающей «деком-прессионный» дискомфорт при быстром перемещении по вертикали. Устанавливаются крем-ниево-азотные керамические тормозные устройства, выдерживающие тысячеградусный нагрев.

Гидравлический демпфер на дне шахты имеет ход сжатия 6 м. Специальный подавитель вибрации троса учитывает не только движение лифта, но и колебания самого здания. Система управления меняет не только скорость лифта, но и следит за ускорением/замедлением лифта, расставляет лифты по этажам при отсутствии вызовов. Система, предохраняющая пассажира от защемления дверьми, выполнена на базе лазерных технологий.

ВЫВОДЫ

Современные конструкции лифтов обусловлены существующими тенденциями развития лифтостроения:

• совершенствованием конструкции всех систем оборудования лифта с целью снижения уровня шума и вибрации в здании и кабине лифта, а также повышения безопасности и надежности работы, удобства пользования;

• снижением энергопотребления.

ЛИТЕРАТУРА

1. Портал [Электронный ресурс]. - [Б.г.]. - Режим доступа: http://tehportal.com.ua - Дата доступа: 04.05.2010.

2. Яновски, JL Проектирование механического оборудования лифтов / JI. Яновски; пер. И. А. Иноземцевой; под ред. С. Д. Бабичева: науч. ред. Г. Г. Архангельский. - М.: Изд-во Ассоц. строит, вузов, 2005. - 333 с.

3. Daytona Elevator [Electronic resource], - Florida, 2004. - Mode of access: http://www.daytonaelevator.com -Date of access: 04.05.2010.

4. Гидравлические лифты: учеб. пособие для вузов по специальности «Механизация и автоматизация строительства» / Г. Г. Архангельский [и др.]; под ред. Г. Г. Архангельского. - М.: Изд-во Ассоц. строит, вузов, 2002. - 346 с.

5. Лифт-Википедия [Электронный ресурс]. - [Б.г.]. -Режим доступа: ru.wikipedia.org/wiki/лифт. - Дата доступа: 08.05.2010.

6. Membrana |Быстрейшие лифты. Часть... [Электронный ресурс]. - М., [Б.г]. - Режим доступа: http:/// www. membrana.ru/articlers/techmc/2004/05/13/161800.html/ - Дата доступа: 08.10.2010.

Поступила 11.05.2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.