Калинин Валентин Николаевич, асп., k-valentin-1989@yandex. ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет
THE INVESTIGATION OF ENERGY LOSSES FOR THE CAMSHAFT DRIVING IN AUTOMOBILE INTERNAL COMBUSTION ENGINES USED THE DYNAMIC MODELS
1Е. Agureev, V.N. Kalinin
The mechanical losses of power in the internal combustion engine (ICE) for the driving of a camshaft is determined. Nonlinear dynamic model of the ZMZ-406.2 was used for the determination.
Key words: reciprocating internal combustion engine, valve control mechanism, dynamic models of ICE.
Agureev Igor Evgenevich, doctor of technical science, docent, head of department, agureev-igor@yandex. ru, Russia, Tula, Tula State University,
Kalinin Valentin Nikolaevich, postgraduated, k-valentin-1989@yandex. ru, Russia, Tula, Tula State University
УДК 621.86
ПРОБЛЕМА ОБНОВЛЕНИЯ ЛИФТОВОГО ПАРКА
ГОРОДА КАЛУГА
С.И. Стефанов, П.В. Самосьев, А. А. Шубин, П.В. Витчук
Рассмотрены пути замены и модернизации лифтов. Проанализированы проблемы реновации лифтового оборудования. Представлен комплекс мероприятий по замене лифтов города Калуга.
Ключевые слова: износ, замена, лифт, модернизация, оборудование.
На данный момент уровень износа лифтового оборудования в стране достиг критической отметки. В разных регионах России от 25% до 75% лифтов выработали свои сроки нормативные сроки эксплуатации и подлежат замене [1, 2].
Для решения проблемы лифтов, отработавших свои нормативные сроки службы, в России применялись различные экстренные мероприятия. Так, одним из таких решений являлось возможностью продления срока эксплуатации устаревших лифтов на основе диагностирования их технического состояния, что привело к созданию соответствующего нормативного документа МР 10-72-04 «Методические рекомендации по обследованию технического состояния и расчету остаточного ресурса с целью определе-
ния возможности продления срока безопасной эксплуатации лифтов». В случае положительных результатов диагностики выдавалось заключение о возможности продления срока эксплуатации лифта.
В качестве одного из вариантов продления срока эксплуатации лифтов ранее также применялась их частичная или полная модернизация. Многие производители лифтового оборудования стали выпускать так называемые комплекты модернизации, предназначенные для обновления лифтов, находящихся в эксплуатации. Стоимость подобных комплектов составляла порядка 70% от стоимости новых лифтов при нормативном сроке эксплуатации равном 10 лет. Практика показала неэффективность подобного решения [3].
Новым Техническим регламентом «О безопасной эксплуатации лифтов» от 14 октября 2010 предусмотрены предельные сроки эксплуатации и замены лифтов. Это подразумевает замену в ближайшее время значительного числа лифтов, что требует больших объемов финансирования. Кроме того, после введения п. 1 статьи 36 Жилищного Кодекса Российской Федерации, а также Федерального Закона №185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» лифты на правах долевой собственности были переданы собственникам дома. Таким образом, все затраты на приобретение и работы по замене лифтового оборудования ложатся на жильцов (порядка 40 тысяч рублей с одного жильца), несмотря на то, что лифты, которые были им переданы в собственность, уже отслужили свои нормативные сроки эксплуатации и подлежат немедленной замене [4].
21 июля 2007 года был создан Фонд содействия реформированию ЖКХ. Основной его задачей является оказание финансовой поддержки на проведение капитального ремонта многоквартирных домов (включая лифты), переселение граждан из аварийного жилищного фонда и модернизацию систем коммунальной инфраструктуры. При участии данного фонда число вводимых в эксплуатацию лифтов сравнялось с числом выводимых за один и тот же период, что, хоть и является положительным результатом, но не решает проблему необходимости замены лифтового парка.
Поэтому в июне 2011 года было проведено заседание круглого стола «Адресные региональные программы по замене и модернизации отработавших нормативный срок службы лифтов на период 2011-2015 гг.», в котором приняли участие представители крупнейших лифтовых организаций и руководители сферы ЖКХ России. Целью данного заседания было рассмотрение возможных схем кредитования и лизинга лифтового оборудования, как уже существующих, так и предлагаемых для реализации [5, 6,
7]:
1. Предоставление беспроцентного кредита сроком до 5 лет на сумму, равную 25-50 % от необходимой суммы для приобретения и монтажа лифта. Кредит предоставляется на основе договора с Управляющей орга-
низацией (УК, ТСЖ, ЖСК, ЖК) и предусматривает гарантии со стороны государства. Ежемесячные выплаты по кредиту жильцами должны составить примерно 3,6 руб. с 1 квадратного метра. Подобная схема была реализована в г. Красноярске с участием банка ОАО «Банк ВТБ».
2. Предоставление беспроцентного лизинга на условиях, аналогичных рассмотренным выше.
3. Создание Фонда капитального ремонта многоквартирных домов, задачей которого является кредитование ремонтных работ через Управляющую организацию. Собственники жилья в этом случае должны будут вносить ежемесячные взносы в Фонд с целью погашения кредита.
Несмотря на то, что была предложено значительное число различных вариантов решения проблемы замены лифтов, ситуация по настоящее время практически не изменилась, так как наблюдается непрерывное увеличения числа лифтов, отработавших свои нормативные сроки эксплуатации.
Стоит также отметить, что в данный момент привлечение бюджетных средств на замену лифтового оборудования является весьма длительным и трудоемким процессом. Это обусловлено тем, что государственное финансирование требует сбора значительного числа документов, а основная часть суммы на оплату стоимости оборудования и работ по его монтажу поступает лишь после сдачи объекта в эксплуатацию [4].
Калуга в данном случае не является исключением. На данный момент в жилищном фонде города эксплуатируется 914 лифтов. Если не осуществлять мероприятия по замене пассажирских лифтов, предельный срок эксплуатации которых истекает, то в период с 2014 по 2016 годы в городе Калуга возникнет реальная угроза вывода из эксплуатации 407 пассажирских лифтов жилищного фонда, что составляет 44,5 % от общего количества лифтов (рис. 1). По окончании 2013 года, количество лифтов, отработавших нормативный срок службы 25 лет, составило 290 единиц, в том числе 30 лет и более - 83 единицы.
За период с 2007 по 2012 года было заменено всего 59 лифтов. Для того чтобы к 2016 году заменить все лифты, которые уже отработали и отработают к этому времени 25 лет и более, необходима ежегодная замена порядка 100 лифтов.
На основе сравнительного технико-экономического анализа различных вариантов замены и модернизации лифтов была разработана программа по замене лифтового оборудования, рассчитанная на 4 года, целью является повышение качества эксплуатации лифтов, а также обеспечение бесперебойного и безопасного функционирования лифтов в жилищном фонде города Калуги. Достижения указанной цели возможно посредством последовательного решения следующих задач:
1. Замена лифтового оборудования, отработавшего нормативный срок службы 25 лет и более, в многоквартирных жилых домах городского
округа «Город Калуга»;
2. Подключение многоквартирных жилых домов, оборудованных лифтами, к современным системам контроля и связи;
3. Применение энергосберегающего лифтового оборудования;
4. Снижение затрат на техническое диагностирование и капитальный ремонт лифтов, так как новые лифты не требуют финансирования на проведение технического диагностирования с последующим капитальным ремонтом;
5. Проведение единой технической и экономической политики в развитии лифтового хозяйства города;
6. Разъяснительная работа среди населения по сохранности лифтов и поддержанию их в надлежащем состоянии.
Количество лифтов г.Калуга, отработавших нормативные сроки эксплуатации на начало 2014 года
Подключение домов к современным системам контроля и связи осуществляется параллельно с заменой лифтового оборудования, так как монтаж и наладка подобных систем проводится только после наладки лифтового оборудования. Доля подключенных лифтов к современным системам контроля и связи ежегодно возрастает и к окончанию программы будут подключены все лифты города Калуги.
Применение энергосберегающего лифтового оборудования возможно при оформления заказа на заводе-изготовителе лифтового оборудования на поставку лифтов с частотными приводами вместо двухскорост-ных, что при увеличении стоимости оборудования на 7-10% дает 20-30% экономию в энергопотреблении на один лифт.
Предполагаемый объем финансирования программы составляет 603,446 млн. рублей на четыре года (приблизительно 1,5 миллиона рублей
1 лифт). Реализовать данную программу невозможно только за счет собственников квартир, для этого необходимо финансирование из муниципального бюджета и других источников.
В результате выполнения комплекса мероприятий, предусмотренных программой, не менее 44,5% от общего количества лифтов жилищного фонда города будет заменено в соответствие с требованиями ТР ТС 011/2011 «Технический регламент таможенного союза о безопасности лифтов» и ГОСТ Р 53780-2010, что позволит повысить уровень безопасности при эксплуатации лифтов, увеличить их надежность, а также повысить качество услуг, предоставляемых населению города.
При непринятии мер по замене лифтов под угрозой остановки окажется каждый второй лифт, что приведет к дестабилизации социальной обстановки в городе, а также массовым жалобам от жителей многоквартирных домов.
Список литературы
1. Чередниченко М. Лифты требуют замены //Лифт.2010.№10. С.5-
11.
2. Орлова Т., Худяков Т. Многоэтажным домам требуется срочная замена лифтов // Лифт. 2011. №7. С. 21-25.
3. Чередниченко М. Безопасность лифтов в России обеспечена? // Лифт. 2011. №10. С. 8-18.
4. Перерва О.Л., Витчук Н.А. Кредитные и лизинговые схемы как эффективный путь замены и модернизации лифтов // Известия ТулГУ. Экономические науки. Вып. 1. Тула: Изд-во ТулГУ, 2013. С. 103-107.
5. Рекомендации круглого стола "Адресные региональные программы по замене и модернизации отработавших нормативный срок службы лифтов на период 2011-2015 гг." (ВВЦ Москва, 15 июня 2011 года) // Лифт. 2011. №7. С. 26-28.
6. Мурашов Р. Особенности финансирования национального лифтового хозяйства// Лифт. 2011. №7. С. 37-39.
7. Отчет о рабочем совещании РСЛО на тему "Внедрение кредитных и лизинговых схем замены и модернизации лифтов"//Лифт.2012. №2. С. 10.
Стефанов Сергей Иванович, директор, [email protected], Россия, Калуга, ОАО ««Калугалифтремстрой»,
Самосьев Павел Валентинович, зам. гл. инженера, [email protected], Россия, Калуга, ОАО « Калугалифтремстрой»,
Шубин Александр Анатольевич, канд. техн. наук, заведующий кафедрой, [email protected], Россия, Калуга, Калужский филиал Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана,
Витчук Павел Владимирович, канд. техн. наук, [email protected], Россия, Калуга, Калужский филиал Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана
PROBLEM OF RENO VA TION OF ELEVA TOR PARK IN KAL UGA CITY S.I. Stefanov, P. V. Samos 'ev, A.A. Shubin, P. V. Vitchuk
Considered ways to substitution and modernization of elevators. Analyzed problems of renovation of the elevator equipment. Presented a complex of actions for renovation the elevators of the Kaluga city.
Key words: wear process, renovation, elevator, modernization, equipment.
Stefanov Sergej Ivanovich, director, [email protected], Russia, Kaluga, JSC «Kalugaliftremstroy»,
Samos'ev Pavel Valentinovich, deputy chief engineer, [email protected], Russia, Kaluga, JSC «Kalugaliftremstroy»,
Shubin Aleksandr Anatol'evich, candidate of technical science, head of chair, [email protected], Russia, Kaluga, Kaluga Branch of Bauman Moscow State Technical University,
Vitchuk Pavel Vladimirovich, candidate of technical science, [email protected], Russia, Kaluga, Kaluga Branch of Bauman Moscow State Technical University
УДК 62-23
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ КИНЕМАТИКИ АНАЛИТИЧЕСКИМ
СПОСОБОМ С ПРИМЕНЕНИЕМ СИСТЕМЫ МаШСАБ
О.О. Барышникова, З.М. Борискина
Рассматривается решение задач кинематики механизмов подъемно-транспортных машин аналитическим способом. Их конструкция описывается плоскими рычажными механизмами с одной подвижностью. Решение выполняется по статически определимым частям механизма - структурным группам. Рассматриваются основные двухповодковые структурные группы. Используется программный комплекс MathCAD, получивший наиболее широкое применение в последнее время.
Ключевые слова: задачи кинематики, функции положения, аналоги скоростей, аналоги ускорений, структурные группы.
В процессе исследования динамики машинного агрегата первоначально возникают три задачи кинематики: задача о положениях, задача о