Научная статья на тему 'ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ И УГРОЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РЕАЛЬНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ'

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ И УГРОЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РЕАЛЬНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
444
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / САНКЦИОННОЕ ДАВЛЕНИЕ / РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ / УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Минаков Андрей Владимирович, Агапова Татьяна Николаевна

Обеспечение достаточного уровня экономической безопасности реального сектора экономики России является важнейшей составляющей возвращения национальной экономики на траекторию устойчивого роста. Цель исследования - оценка состояния экономической безопасности и актуальных угроз для реального сектора экономики России. В статье использованы как общенаучные, так и специально-научные методы. Основными задачами в рамках исследования выступили: формирование методологических основ управления экономической безопасностью в реальном секторе экономики, диагностика состояния реального сектора экономики России в контексте экономической безопасности, а также выявление актуальных угроз. Область применения результатов: понимание важности управления экономической безопасностью в реальном секторе экономики России. Выводы: действующий подход к управлению экономической безопасностью в реальном секторе экономики России обеспечивает только его выживание, для возвращения на траекторию устойчивого развития на инновационной основе необходимым условием видится прекращение военного конфликта и снятие санкций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE STATE AND THREATS TO ECONOMIC SECURITY IN THE REAL SECTOR OF THE ECONOMY

Achieving a sufficient level of economic security of the real sector of the Russian economy is the most important component of the sustainable growth. The purpose of the study is to assess the state of economic security and current threats to the real sector of the Russian economy. The article uses both general scientific and special scientific methods. The main tasks of the study are: the formation of methodological foundations for managing economic security in the real sector of the economy, the diagnosis of the state of the real sector of the Russian economy in the context of economic security, as well as the identification of current threats. The scope: understanding the importance of managing economic security in the real sector of the Russian economy, assessing the prospects for improving economic security. Conclusions: the current approach to managing economic security in the real sector of the Russian economy ensures only its survival, in order to return to the trajectory of sustainable development on an innovative basis, it is a necessary condition to end the military conflict and partially lift anti-Russian sanctions.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ И УГРОЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РЕАЛЬНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ»

Научная статья УДК 33.336

https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-2-272-278 NIION: 2003-0059-2/23-656 MOSURED: 77/27-003-2023-02-855

Оценка состояния и угроз экономической безопасности в реальном секторе экономики

Андрей Владимирович Минаков1, Татьяна Николаевна Агапова2

1,2 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия

1 minakov-info@yandex.ru

2 tnagapova@gmail.com

Аннотация. Обеспечение достаточного уровня экономической безопасности реального сектора экономики России является важнейшей составляющей возвращения национальной экономики на траекторию устойчивого роста.

Цель исследования — оценка состояния экономической безопасности и актуальных угроз для реального сектора экономики России. В статье использованы как общенаучные, так и специально-научные методы. Основными задачами в рамках исследования выступили: формирование методологических основ управления экономической безопасностью в реальном секторе экономики, диагностика состояния реального сектора экономики России в контексте экономической безопасности, а также выявление актуальных угроз.

Область применения результатов: понимание важности управления экономической безопасностью в реальном секторе экономики России. Выводы: действующий подход к управлению экономической безопасностью в реальном секторе экономики России обеспечивает только его выживание, для возвращения на траекторию устойчивого развития на инновационной основе необходимым условием видится прекращение военного конфликта и снятие санкций.

Ключевые слова: экономическая безопасность, санкционное давление, реальный сектор экономики, угрозы экономической безопасности, управление экономической безопасностью

Для цитирования: Минаков А. В., Агапова Т. Н. Оценка состояния и угроз экономической безопасности в реальном секторе экономики // Вестник Московского университета МВД России. 2023. № 2. С. 272-278. https:// doi.org/10.24412/2073-0454-2023-2-272-278.

Original article

Assessment of the state and threats to economic security in the real sector of the economy

Andrey V. Minakov1, Tatyana N. Agapova2

1,2 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia

1 minakov-info@yandex.ru

2 tnagapova@gmail.com

Abstract. Achieving a sufficient level of economic security of the real sector of the Russian economy is the most important component of the sustainable growth.

The purpose of the study is to assess the state of economic security and current threats to the real sector of the Russian economy. The article uses both general scientific and special scientific methods. The main tasks of the study are: the formation of methodological foundations for managing economic security in the real sector of the economy, the diagnosis of the state of the real sector of the Russian economy in the context of economic security, as well as the identification of current threats.

The scope: understanding the importance of managing economic security in the real sector of the Russian economy, assessing the prospects for improving economic security. Conclusions: the current approach to managing economic security in the real sector of the Russian economy ensures only its survival, in order to return to the trajectory of sustainable development on an innovative basis, it is a necessary condition to end the military conflict and partially lift anti-Russian sanctions.

© Минаков А. В., Агапова Т. Н., 2023

Keywords: economic security, sanctions pressure, real sector of economy, threats to economic security, management of economic security

For citation: Minakov A. V., Agapova T. N. Assessment of the state and threats to economic security in the real sector of the economy. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023;(2):272-278. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-2-272-278.

Возможности восстановления устойчивого социально-экономического развития экономики Российской Федерации в условиях беспрецедентного санкционного давления находятся в тесной взаимосвязи с функционированием реального сектора страны, его возможностями противостоять внешним шокам и наращивать объемы выпуска. Реальный сектор экономики, как справедливо замечает группа исследователей под руководством Н. Г Гаджиева, представляет собой «отрасли экономики, производящие материально-вещественный продукт, нематериальные формы богатства и услуги, за исключением операций в финансово-кредитной и биржевой сферах» [1, с. 278]. Однако верным является и замечание Н. Л. Зайцева о том, что реальный сектор экономики нацелен на «производство высокотехнологичной и конкурентоспособной продукции, способной удовлетворять интересы потребителей на внутреннем и внешнем рынках» [2, с. 131]. Таким образом, ключевой целью деятельности реального сектора экономики Российской Федерации является обеспечение расширенного воспроизводства продукции, востребованной как внутри страны, так и в мире, и созданной с использованием новейших технологических разработок. Устойчивое развитие реального сектора экономики России невозможно без задействования инновационной составляющей, так как инновации «позволяют не только достигнуть устойчивого роста, но и избежать возникновения кризисных ситуаций в экономике» [3, с. 97]. Однако задействование

инновационной составляющей и выход реального сектора на траекторию устойчивого развития в условиях беспрецедентного санкционного давления на Российскую Федерацию, с нашей точки зрения, требуют усиления внимания к вопросам экономической безопасности реального сектора. Экономическая безопасность в реальном секторе экономики, как верно заметил российский ученый В. И. Орехов, призвана обеспечить «его нахождение в диапазоне выживаемость — стабильное развитие» [4, с. 25]. Эффективное управление экономической безопасностью позволяет реальному сектору экономики сохранять уже достигнутые позиции в национальной экономической системе даже в условиях неблагоприятного внешнего воздействия (реализации совокупности угроз). После преодоления негативного влияния внешних факторов управление экономической безопасностью призвано вернуть реальный сектор экономики на траекторию устойчивого инновационного развития, максимизировать его вклад в реализацию национальных интересов России.

Стратегия экономической безопасности Российской Федерации, утвержденная в 2017 г., предусматривает «обеспечение устойчивого роста реального сектора экономики» [5], однако до настоящего времени в научной литературе нет единого подхода к пониманию термина «экономическая безопасность реального сектора экономики». Подходы различных авторов представлены в виде таблицы 1.

Таблица 1.

Подходы к определению сущности экономической безопасности реального сектора экономики

Автор либо источник Определение

Стратегия экономической безопасности РФ [5] Состояние защищенности реального сектора экономики от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются условия для реализации стратегических национальных приоритетов России, решение задач, стоящих перед реальным сектором экономики

Абалкин Л. И. Цит. по [4, с. 16] Состояние реального сектора экономики, которое позволяет ему динамично и эффективно развиваться, а также решать социальные задачи. При этом государство имеет возможность управлять развитием реального сектора экономики на основе национальных стратегических интересов

Гаджиев Н. Г. [1, с. 279] Совокупность условий и факторов, определяющих устойчивость, конкурентоспособность, эффективное использование производственного потенциала и способность к динамичному росту реального сектора на инновационной высокотехнологичной основе

Источник: составлено авторами на основе [1; 4; 5]

На основании изучения научной литературы предлагается следующее определение экономической безопасности реального сектора экономики: состояние реального сектора экономики, характеризующееся устойчивостью, конкурентоспособностью, динамичным ростом на инновационной высокотехнологичной основе и достижением целей функционирования, установленных на базе национальных стратегических интересов. Под устойчивостью реального сектора экономики понимается его способность стабильно функционировать при реализации различных угроз экономической безопасности и оперативно компенсировать нанесенный ущерб [7]. Конкурентоспособность реального сектора экономики с позиций экономической безопасности, с нашей точки зрения, предполагает как способность к выпуску

продукции, востребованной в России и за рубежом, так и динамику роста на инновационной основе, опережающую динамику в других странах, конкурирующих с Россией за приток иностранных инвестиций. Под динамичным ростом на инновационной высокотехнологичной основе, с нашей точки зрения, необходимо понимать обеспечение опережающего темпов роста выпуска в новых отраслях реального сектора экономики. Также при эффективном управлении экономической безопасностью реального сектора экономики появляется возможность достичь поставленных целей, тесно увязанных со стратегическими национальными приоритетами России.

Выстраивание механизма управления экономической безопасностью реального сектора экономики осуществляется в следующем порядке (табл. 2).

Таблица 2.

Этапы построения механизма управления экономической

безопасностью реального сектора экономики

Этап Описание

Формирование модели управления экономической безопасностью Разработка теоретико-методологических основ механизма управления экономической безопасностью реального сектора экономики, формирование набора угроз экономической безопасности, на основании которых будет формироваться система индикаторов, а также подбор инструментов, задействование которых возможно в реальном секторе России

Диагностика реального сектора экономики с позиций экономической безопасности Анализ состояния базовых и инновационных отраслей реального сектора экономики, вклада реального сектора в ВВП, занятость, экспорт России, экспертная оценка динамики макроэкономических показателей в условиях санкционного давления

Формирование индикаторов - параметров пороговых значений безопасности Определяются индикаторы, позволяющие объективно и достоверно оценивать достижение экономической безопасности в реальном секторе экономики РФ, а также их допустимые значения

Организация управления экономической безопасностью Распределение полномочий и обязанностей между государственными органами и институтами саморегулирования реального сектора экономики, государственная поддержка реального сектора экономики, направленная на противодействие угрозам экономической безопасности

Мониторинг результативности управления экономической безопасности реального сектора экономики На основе выбранных индикаторов оценивается фактическое достижение экономической безопасности и ее сохранение в реальном секторе экономики Российской Федерации, что рассматривается как важнейшая составляющая долгосрочного устойчивого развития страны

Источник: составлено авторами на основе [1, с. 287—288]

Теоретико-методологические основы управления экономической безопасностью реального сектора экономики Российской Федерации разработаны и отражены в действующей Стратегии экономической безопасности на период до 2030 г. Укрепление экономической безопасности реального сектора страны предусматривалось осуществлять по следующим направлениям [5]:

• обеспечение комплексной модернизации традиционных отраслей реального сектора, что позволило бы усилить инновационную составляющую развития и опережающими темпами наращивать выпуск конкурентоспособной продукции с высокой добавленной стоимостью;

• обеспечение технологической независимости реального сектора экономики России, что особенно актуально для стратегически важных предприятий и отраслей;

• поддержка малого инновационного бизнеса, в т. ч. ориентированного на экспорт;

• совершенствование инфраструктуры, которая задействуется реальным сектором экономики;

• совершенствование территориальной организации реального сектора путем создания региональных и отраслевых кластеров, территорий с льготным режимом ведения производственной деятельности, что позволило бы преодолеть существующие региональные

диспропорции и более полно задействовать потенциал России для повышения отдачи от реального сектора экономики. Однако Стратегия экономической безопасности России не учитывала риски беспрецедентного санкционно-го давления на реальный сектор и другие секторы на-

циональной экономики, в связи с чем заложенные в ней инструменты и механизмы не позволили в полной мере нивелировать негативное влияние внешних шоков. Так, одним из важнейших индикаторов экономической безопасности в России является динамика объемов промышленного производства. Данные приведены в таблице 3.

Таблица 3.

Динамика промышленного производства в Российской Федерации за 2015-2022 гг.,

в процентах к предыдущему году

Год Промышленно производство, всего Добыча полезных ископаемых Обрабатывающие производства

2015 100,2 101,3 99,9

2016 101,8 102,6 101,1

2017 103,7 101,9 105,7

2018 103,5 103,8 103,6

2019 103,4 103,4 103,6

2020 97,9 93,5 101,3

2021 106,4 104,2 107,3

2022 (11 мес.) 99,9 101,1 99,2

Источник: составлено автором на основе [8]

Как видно из таблицы 3, санкции, введенные против Российской Федерации в 2014 г., в значительной степени повлекли за собой замедление темпов роста промышленного производства. Темпы роста выпуска оставались низкими на протяжении всего анализируемого периода (только в 2021 г. выпуск промышленной продукции возрос более чем на 6 %, что было связано с восстановлением деловой активности после карантинных ограничений 2020 г.). При этом в январе-ноябре 2022 г., как свидетельствуют статистические данные, обрабатывающие производства оказались более уязвимыми к санкционному давлению и иным внешним шо-кам: объем производства в обрабатывающей промышленности к январю-ноябрю 2021 г. сократился на 0,8 %, при этом в добывающей промышленности — вырос на 1,1 %. Наибольший спад производства ввиду внешних шоков в 2022 г. зафиксирован в следующих отраслях:

• производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов (спад более чем на 44 % к январю-ноябрю 2022 г.). Уход мировых автопроизводителей с производственных площадок в России, разрыв цепочек поставок комплектующих повлекли за собой невозможность сокращения прежних объемов выпуска. В настоящее время происходит перестройка отрасли с участием стратегических партнеров из Китая и иных дружественных государств, однако в краткосрочной перспективе значительный спад в отрасли сохранится;

• производство бытовых приборов (спад на 39 %);

• производство паровых котлов, кроме котлов центрального отопления (спад более чем на 17 %);

• производство прочих фарфоровых и керамических изделий (спад на 15 %) [8].

Остается актуальной также проблема недостаточной инновационной активности в реальном секторе экономики России. В результате доля инновационной продукции в общем объеме отгрузки по итогам 2021 г. составила только 5,5 %, в т. ч. в обрабатывающей промышленности — 7,1 %, о чем свидетельствуют данные рисунка 1.

Как видно из рисунка 1, в течение 2017-2021 гг. реальный сектор экономики России не смог обеспечить существенного прироста инновационной активности, что было необходимо для достижения целей экономической безопасности. По итогам 2021 г. только 5,5 % промышленной продукции в России было представлено инновационными продуктами, а по итогам 2022 г. ввиду санкционного давления и иных внешних шоков ожидается значительное ухудшение результатов ведения инновационной деятельности на предприятиях реального сектора. Только 23,1 % предприятий обрабатывающей промышленности являются инновационно активными [9], крайне медленно разрабатываются производственные технологии, необходимые для обеспечения технологической безопасности реального сектора в условиях санкций. Динамика разработки передовых производственных технологий в реальном секторе экономики Российской Федерации за 2015-2021 гг. приведена в таблице 4.

2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г.

■ Промышленное производство в целом ■ Обрабатывающая промышленность

Рис. 1. Динамика удельного веса инновационной продукции в общем объеме выпуска промышленной продукции в России, в процентах

Источник: составлено авторами на основе [9]

Таблица 4.

Динамика разработки передовых производственных технологий в реальном секторе экономики Российской Федерации за 2015-2021 гг.

Год Разработано передовых производственных технологий в сфере добычи полезных ископаемых В т. ч. принципиально новых Разработано передовых производственных технологий в обрабатывающей промышленности В т. ч. принципиально новых Справочно: количество используемых передовых технологий в реальном секторе

2015 18 1 442 26 155922

2016 25 0 523 32 162809

2017 23 0 442 33 168062

2018 22 1 502 34 176034

2019 51 2 532 35 185550

2020 62 8 666 39 165377

2021 48 11 737 76 173994

Источник: составлено авторами на основе [9]

Как видно из таблицы 4, темпы разработки передовых производственных технологий не позволяют обеспечить своевременное обновление технологической базы реального сектора экономики России. Так, при общем количестве используемых передовых технологий в размере 174 тыс. в 2021 г. самостоятельно в обрабатывающей промышленности России разработано только 737 передовых технологий, в т.ч. принципиально новых —76. Зависимость реального сектора экономики России от импорта технологий является одной из наиболее значимых угроз экономической

безопасности.

В научной литературе, посвященной вопросам обеспечения экономической безопасности национальной экономики, продолжается дискуссия по вопросам классификации угроз экономической безопасности. Однако наиболее обоснованным применительно к избранной теме исследования видится деление актуальных угроз экономической безопасности реального сектора экономики на общие (характерные для национальной экономики в целом) и специфические (таблица 5).

Таблица 5.

Актуальные угрозы экономической безопасности реального

сектора экономики Российской Федерации

Общие Специфические

Спад выпуска под влиянием санкций и других внешних шоков Невозможность восстановления выпуска в наиболее пострадавших отраслях реального сектора в краткосрочном периоде (в частности, в автомобильной промышленности)

Региональные и отраслевые диспропорции Разрыв технологического сотрудничества, что затрудняет закупку новых передовых технологий

Высокий уровень износа материально-технической базы Слабое развитие НИОКР, в результате чего количество создаваемых передовых производственных технологий незначительно

Невозможность выхода на финансовые рынки западных стран Высокая импортоемкость производства в отдельных отраслях

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Затруднения в закупке высокотехнологичного оборудования Удорожание логистических процессов, что влечет за собой значительный рост себестоимости продукции

Отказ зарубежных заказчиков от российской экспортной продукции Сужение географической структуры экспорта продукции

Низкая инновационная активность Невозможность долгосрочного прогнозирования перспектив развития реального сектора экономики России

Ухудшение финансового состояния компаний и отраслей Отток высококвалифицированного персонала из страны

Источник: составлено авторами на основе [4, с. 25—30]

Российское правительство активно принимает меры, направленные на нивелирование ущерба (как материального, так и нематериального) от проявления угроз в реальном секторе экономики России. Так, наиболее востребованы среди предприятий реального сектора следующие меры поддержки:

• беспошлинный ввоз технологического оборудования и сырья, необходимого для ведения деятельности в области производства лекарств и пищевой продукции, электрооборудования, добычи нефти и газа;

• предоставление фармацевтическим компаниям России грантов для самостоятельной разработки жизненно важных лекарств, которые в настоящее время импортируются;

• гранты на самостоятельное создание комплектующих, ранее поставлявшихся из-за рубежа. В настоящее время АНО «Агентство по технологическому развитию» может выделять гранты в размере до 100 % необходимой суммы (НИОКР могут проводиться без финансового участия предприятия - инноватора);

• докапитализация региональных фондов развития промышленности России, что позволит более активно компенсировать затраты предприятий на уплату процентов по кредитам;

• льготные займы на импортозамещающие проекты, выделяемые Фондом развития промышленности;

• мораторий на плановые проверки бизнеса;

• освобождение ввозимого оборудования от НДС [10] и другие.

Однако, с нашей точки зрения, предпринимаемые

руководством страны меры позволяют обеспечить выживание реального сектора экономики, сохранение рабочих мест и производственных мощностей, однако не создают условий для возвращения на траекторию устойчивого развития. Угрозы экономической безопасности реального сектора остаются актуальными и влекут за собой значимые риски для национальной экономики в целом.

Дальнейшее развитие реального сектора экономики России в контексте экономической безопасности, с нашей точки зрения, возможно по двум сценариям. Базовый сценарий предполагает затягивание конфликта на Украине и сохранение действующего санкционно-го давления на российскую экономику. В результате усилится технологическое отставание реального сектора экономики России от мировых лидеров, ухудшатся возможности создавать принципиально новую продукцию, продолжится сужение географической структуры экспорта российской продукции. Фактически реальный сектор останется в диапазоне «выживание — устойчивое развитие», находясь на уровне выживания. Оптимистический сценарий предполагает заключение мирного соглашения с Украиной и прекращение военных действий, что позволяет рассчитывать на частичное снятие санкций. Появится возможность закупать технологии гражданского назначения, необходимые для ликвидации технологической отсталости и инновационной трансформации реального сектора экономики России, а также в значительной степени преодолеть существующие угрозы экономической безопасности и создать условия для долгосрочного устойчивого развития.

Список источников

1. Гаджиев Н. Г Экономическая безопасность : учеб. пособие / под ред. С. А. Коноваленко. М. : ИНФРА-М, 2022. 526 с.

2. Зайцев Н. Л. Малый словарь экономиста. М. : ИНФРА-М, 2022. 224 с.

3. Кинзябулатова Г. И., Елкина Л. Г. Обеспечение сбалансированного развития инновационного и инвестиционного процессов в Российской Федерации // ЦИТИСЭ. 2022. № 1. С. 91-107.

4. Орехов В. И. Экономическая безопасность современной России в условиях кризиса : монография. М. : ИНФРА-М, 2022. 105 с.

5. О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года : указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208. URL: https://base.garant.ru/71672608/

6. Казанцев С. В. Антироссийские санкции : оценка ущерба : монография. М. : ИНФРА-М, 2023. 201 с.

7. Скоморощенко А. А., Мышонкова Е. С. Обеспечение экономической безопасности региона на основе оценки угроз в реальном секторе экономики // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2020. № 1-2. С. 101-106.

8. Промышленное производство // Федеральная служба государственной статистики. 2022. URL: https://rosstat.gov.ru/enterprise_industrial.

9. Технологическое развитие отраслей экономики // Федеральная служба государственной статистики. 2022. URL: https://rosstat.gov.ru/ folder/11189.

10. Меры Правительства по повышению устойчивости экономики и поддержке граждан в условиях санкций // Правительство России. 2022.

URL: http://government.ru/sanctions_measures/ References

1. Gadzhiev N. G. Economic security : textbook / ed. S. A. Konovalenko. M. : INFRA-M, 2022. 526 p.

2. Zaitsev N. L. Small Dictionary of an Economist. M. : INFRA-M, 2022. 224 p.

3. Kinzyabulatova G. I., Elkina L. G. Ensuring a balanced development of innovation and investment processes in the Russian Federation // CITISE. 2022. № 1. P. 91-107.

4. Orekhov V. I. Economic security of modern Russia in a crisis : monograph. M. : INFRA-M, 2022. 105 p.

5. On the Economic Security Strategy of the Russian Federation for the period up to 2030 : decree of the President of the Russian Federation of May 13, 2017 № 208. URL: https://base.garant.ru/71672608/

6. Kazantsev S. V. Anti-Russian sanctions : damage assessment : monograph. M. : INFRA-M, 2023. 201 p.

7. Skomoroshchenko A. A., Myshonkova E. S. Ensuring the economic security of the region based on the assessment of threats in the real sector of the economy // Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law. 2020. № 1-2. P. 101-106.

8. Industrial production // Federal State Statistics Service. 2022. URL: https://rosstat.gov.ru/ enterprise_industrial.

9. Technological development of economic sectors // Federal State Statistics Service. 2022. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/11189.

10. Government measures to improve the sustainability of the economy and support citizens in the face of sanctions // Government of Russia. 2022. URL: http://government.ru/sanctions_measures/

Информация об авторах

А. В. Минаков — профессор кафедры экономики и бухгалтерского учета Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор экономических наук, профессор;

Т. Н. Агапова — профессор кафедры экономической безопасности, финансов и экономического анализа Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор экономических наук, профессор.

Information about the authors

A. V. Minakov — Professor of the Department of Economics and Accounting of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Doctor of Economic Sciences, Professor;

T. N. Agapova — Professor of the Department of Economic Security, Finance and Economic Analysis of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Doctor of Economic Sciences, Professor.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 24.01.2023; одобрена после рецензирования 28.02.2023; принята к публикации 15.03.2023.

The article was submitted 24.01.2023; approved after reviewing 28.02.2023; accepted for publication 15.03.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.