Научная статья на тему 'О некоторых направлениях обеспечения экономической безопасности в реальном секторе экономики'

О некоторых направлениях обеспечения экономической безопасности в реальном секторе экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1361
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ УГРОЗЫ БЕЗОПАСНОСТИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ЗАМЕЩЕНИЕ ИМПОРТА / SECURITY / REAL SECTOR OF THE ECONOMY / STRATEGIC SECURITY THREATS / ECONOMIC GROWTH / IMPORT SUBSTITUTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рудь Е.М., Рудь М.А.

В статье рассматривается содержание экономической безопасности реального сектора как фактора экономического роста. Рассматриваются основные угрозы реальному сектору российской экономики. Анализируются основные направления обеспечения экономической безопасности в реальном секторе экономики в условиях реализации новой стратегии экономического роста, основанной необходимости замещения импорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the economic security of the real sector as a factor of economic growth. Discusses the main threats to the real sector of the Russian economy. Analyzes the main directions of economic security in the real sector of economy in the conditions of realization of the new growth strategy based necessary import substitution.

Текст научной работы на тему «О некоторых направлениях обеспечения экономической безопасности в реальном секторе экономики»

УДК 330.101

О НЕКОТОРЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РЕАЛЬНОМ СЕКТОРЕ

ЭКОНОМИКИ

Е.М. Рудь, М.А. Рудь

Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина, г. Саратов, Россия

Аннотация: В статье рассматривается содержание экономической безопасности реального сектора как фактора экономического роста. Рассматриваются основные угрозы реальному сектору российской экономики. Анализируются основные направления обеспечения экономической безопасности в реальном секторе экономики в условиях реализации новой стратегии экономического роста, основанной необходимости замещения импорта.

Annotation: The article discusses the economic security of the real sector as a factor of economic growth. Discusses the main threats to the real sector of the Russian economy. Analyzes the main directions of economic security in the real sector of economy in the conditions of realization of the new growth strategy based necessary import substitution.

Ключевые слова: Экономическая безопасность, реальный сектор экономики, стратегические угрозы безопасности, экономический рост, замещение импорта.

Keywords: Economic security, the real sector of the economy, stratégie security threats, economic growth import substitution.

В условиях обострения международной обстановки, использования против нашей страны санк-ционных мер, существенно ограничивающих доступ в страну внешних инвестиций и иностранных технологий, необходимость ускоренного развития отечественного реального сектора экономики на основе обеспечения экономической безопасности становится одной из важнейших задач. Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 4 декабря 2014 года, касаясь данной проблемы, поставил задачу вырваться из ловушки нулевых темпов роста и в течение 3-4 лет выйти на темпы роста выше среднемировых. При этом В.В. Путин отметил, что важнейшим условием реализации данной задачи является снятие критической зависимости от зарубежных технологий и промышленной продукции, внедрение программы импортозамещения. Только так можно увеличить долю России в глобальной экономике, а значит, укрепить ее влияние и хозяйственную независимость [1].

Под экономической безопасностью реального сектора экономики следует понимать такое состояние организационных, экономических и правовых отношений, материальных, финансовых и трудовых ресурсов, при котором достигается и устойчиво поддерживается стабильность его функционирования и ускоренное научно-техническое развитие.

Известно, что основными стратегическими угрозами безопасности в реальном секторе экономики на долгосрочную перспективу остаются действующая на сегодняшний день экспортно-сырьевая модель развития российской экономики, ее недостаточная конкурентоспособность и чрезмерная зависимость базовых отраслей от цен мирового рынка, частичная утрата контроля над ресурсами, ухудшение состояния сырьевой базы промышленности и энергетики, наблюдающиеся диспропорции в развитии регионов, неустойчивость и незащищенность финансово -кредитной системы, значительная коррупционная составляющая хозяйственных отношений, сохраняющиеся значительные масштабы незаконной миграции.

Перейдем к анализу конкретных проявлений существующих опасностей реальному сектору российской экономики и обоснованию неотложных мероприятий по их нейтрализации и преодолению в условиях необходимости практической реализации импортозамещающей стратегии экономического роста.

Важнейшими факторами, огранивающими экономический рост в реальном секторе экономики (промышленности, аграрно-промышленном комплексе, строительстве, транспорте), являющимися одновременно и источниками возникновения и нарастания угроз, вызовов и рисков экономическим интересам России, продолжают оставаться и по сей день несовершенная и устаревшая структура реального сектора, высокий моральный и физический износ основного капитала, недопустимо низкая инноваци-

онная активность, отсутствие или недостаточные размеры финансовых источников инвестирования, низкая конкурентоспособность основных видов продукции российской промышленности, фактическая дискриминация малого бизнеса в производственной сфере [2, с.78].

Следует также обратить внимание на тенденцию дальнейшего возрастания доли топливно-энергетического комплекса в общем объеме валового внутреннего продукта, причем большая часть продукции ТЭК идет на экспорт.

Разработка эффективной промышленной политики, отвечающей требованиям достижения конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей на мировом рынке, является одной из основных задач Правительства РФ. Тем не менее, несмотря на длительный срок осуществляемых рыночных преобразований в российской экономике, и до настоящего времени так и не разработана комплексная, современная и эффективная государственная промышленная политика, которая бы предусматривала систему мер правового, научно-технического и организационно-экономического характера, и которые позволили бы наконец-то ликвидировать сырьевую ориентацию и ускорить развитие обрабатывающих отраслей экономики, производящих продукцию с гораздо более высокой добавленной стоимостью.

При этом Правительству нужно учитывать то обстоятельство, что большинство промышленных предприятий в современной России являются частными, что обусловливает использование прежде всего косвенных (экономических) мер регулирования экономического развития. Так, в промышленности России на долю частной собственности к середине 2014 года приходилось 87,8% предприятий, которые производили 43,8% всей промышленной продукции, а численность работников этих предприятий составила 49,0% от обшей численности работающих в промышленности [3].

При этом, в реальном секторе экономики функционирует лишь треть всех предприятий, занятых малым бизнесом и за период времени с 2007 г. по 2013 г. этот низкий уровень практически не изменился. Основная часть малых предприятий приходится на сектор торговли и общественного питания. Поэтому зачастую Россию называют страной «перепродавцов». Это подтверждается тем фактом, что удельный вес торговли, общественного питания и заготовок занимает в ВВП страны более 20%, в то время как в промышленно развитых странах их доля не превышает и 10% [4].

Ставя в качестве цели войти в число индустриально развитых государств, следует прежде всего развивать фундаментальные научные исследования, поскольку содействие научно-техническому прогрессу является одной из задач, решение которой будет способствовать интенсивному типу экономического роста. Однако прошедшие десятилетия проведения реформ показали, что переход от плановой к рыночной системе без разработки соответствующей правовой базы не создал, да и в принципе не мог создать необходимых условий для развития российского бизнеса, а частная собственность на факторы производства не может принести положительных результатов в многообразных формах предпринимательской деятельности только лишь потому, что она является частной.

Ярким подтверждением этого является низкая активность в инновационно-инвестиционной деятельности в реальном секторе народного хозяйства несмотря на тот факт, что во всех важнейших его отраслях преобладают именно частные фирмы.

Недостаточно высокое качество продукции отечественной промышленности, ее неконкурентоспособность на мировом рынке привели к фактической утрате внутреннего потребительского рынка, а также к чрезмерно высокой доле импортной продукции на рынке средств производства. Это свидетельствует о том, что в современных экономических реалиях отечественный рынок не нуждается в задействовании в производстве более 2/3 имеющихся мощностей в машиностроении. С другой стороны, значительные затраты на поддержание неиспользуемого производственного потенциала существенно увеличивают себестоимость произведенной продукции, а следовательно, не способствуют росту ее конкурентоспособности на внутреннем и мировом рынках. Так, если вначале 1990-х г.г. предприятия оборонно-промышленного комплекса и гражданского машиностроения производили от 25 до 30% своей продукции на экспорт [5], то за 90-е и 2000-е годы техническое и технологическое отставание российской экономики существенно выросло.

Изнашивание основного производственного капитала, низкие темпы замены изношенной техники усиливают вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Так, по данным Министерства экономического развития в России в конце XX в. функционировало более 45 тыс. потенциально опасных объектов и производств и, что особенно тревожно, за последнее десятилетие уже текущего столетия кардинальных положительных сдвигов в этой области так не произошло.

Это вызвано, во-первых, большой степенью износа производственных машин и оборудования, падением трудовой дисциплины, отступлением от правил и норм безопасной эксплуатации техники, а, во-вторых, снижением эффективности государственного контроля, надзора и управления, отставанием

правовой базы от современных требований. Потери от последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера составляют несколько миллиардов долларов ежегодно. При этом наблюдается тенденция к их дальнейшему росту и по прогнозам ряда ученых, уже в ближайшем будущем российская экономика будет не в состоянии возместить данный ущерб [6, с. 51].

Рост реального сектора экономики в настоящее время недостаточен и существенно ограничен наблюдающейся деградацией производственного аппарата и снижением качественных показателей его работы, которые возникли и получили свое развитие еще в 90-е годы в условиях наблюдавшегося в тот период тяжелейшего кризиса и недофинансирования реального сектора экономики.

Уровень изношенности основных фондов существенно вырос во многих отраслях экономики реального сектора, и прежде всего в электроэнергетике, черной металлургии, нефтеперерабатывающей, химической и нефтехимической промышленности, промышленности строительных материалов и составляет в целом по промышленности 52,9% [7].

Очевидно, что решение назревших в реальном секторе проблем приведет к существенному улучшению положения в экономике страны и сможет нейтрализовать многие угрозы его безопасности. В этой связи необходимо возрастание масштабов правового регулировании обеспечения безопасного развития отраслей и секторов российской экономики.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года предусматривает достижение национальной безопасности посредством перехода на интенсивный тип экономического роста. Основные усилия предусмотрено направить на развитие науки, технологий и образования, внутренних инвестиционных и финансово-кредитных институтов, достижение высокого уровня безопасности в оборонно-промышленной, военной и международной сферах.

Риски экономической безопасности, вызванные диспропорциями в уровнях развития разных субъектов Российской Федерации, необходимо устранять посредством проведения эффективной государственной региональной политики, которая должна быть направлена на совершенствование координации деятельности всех органов государственной власти и местного самоуправления, сообществ предпринимателей и институтов гражданского общества.

Одним из важнейших направлений обеспечения экономической безопасности в реальном секторе экономики в долгосрочной перспективе была и остается энергетическая безопасность. Необходимыми условиями ее обеспечения являются многостороннее и равноправное сотрудничество России с другими странами в интересах развития отвечающих принципам Всемирной торговой организации рынков энергоресурсов, разработка и международный обмен перспективными энергосберегающими технологиями, а также использование экологически чистых, альтернативных источников энергии.

Основным содержанием энергетической безопасности являются устойчивое обеспечение спроса достаточным количеством энергоносителей, рациональное использование энергоресурсов путем повышения конкурентоспособности российских производителей, предотвращение возможного дефицита энергетических ресурсов, создание стратегических запасов топлива, резервных мощностей и комплектующего оборудования, обеспечение стабильности функционирования систем энерго- и теплоснабжения, а также поиски новых, перспективных рынков энергоресурсов

Для нейтрализации угроз экономической безопасности необходимым условием является дальнейшее совершенствование законодательства, которое должно быть ориентировано на:

- совершенствование структуры производства и экспорта, антимонопольное регулирование и поддержку малого и среднего бизнеса;

- развитие отечественной инновационной системы в целях претворения в жизнь высокоэффективных проектов и программ развития высокотехнологичных секторов реального сектора экономики;

- повышение устойчивости финансовых, валютных рынков, поддержку кредитно-банковской системы;

- уменьшение масштабов теневой занятости, существенный рост инвестиций в подготовку высококвалифицированных рабочих и инженеров;

- достижение баланса экономических интересов местного населения и трудовых мигрантов, включая совершенствование миграционной политики, а также рациональное распределение трудовых мигрантов по регионам страны исходя из их реальных потребностей в рабочей силе;

- развитие системы научного и технического прогнозирования и реализацию приоритетных научных и технологических проектов, реальную интеграцию академической и прикладной науки, сфер образования и производства;

-приоритетное развитие и повсеместное внедрение информационных технологий, вычислительной техники, радиоэлектроники, телекоммуникационного оборудования и программного обеспечения.

Реализация данных мер будет способствовать импортозамещению и повышению темпов экономического роста на принципиально новой основе.

В интересах обеспечения экономической безопасности по каждому виду угроз необходимо разработать комплекс мероприятий, направленных на снижение их уровня. Основным инструментом контроля за уровнем экономической безопасности является установление пороговых значений (индикаторов) безопасности реального сектора экономики и их постоянный мониторинг. Эти индикаторы показывают критические значения показателей безопасности реального сектора экономики. Важнейшими из этих показателей являются: размер ВВП в целом, и на душу населения, удельный вес продукции добывающей промышленности в общем объеме продукции промышленности, доля затрат в ВВП на оборонно-промышленный комплекс, объем инвестиций в основной капитал и уровень его физического износа.

Должна быть на практике реализована схема: «мониторинг - программа действий по нейтрализации и снижения уровня угроз», включающая в себя контроль и анализ статистических и фактических данных, активный мониторинг ситуации, ее быстрая оценка, разработка эффективных мер по преодолению угроз реальному сектору экономики.

Библиографический список

1. Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ от 4 декабря 2014 г. // http://www.garant.ru/hotlaw/federal/587192/review ( Дата обращения: 08.12.2014 )

2. Яременко, Ю. В. Экономический рост и структурная политика / Ю. В. Яременко // Проблемы прогнозирования. - 2001. - № 1. С. 72-79.

3. Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации URL: http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/connect/economylib4/mer/activity/sections/macro/monitoring(Дата обращения: 15. 12. 2014).

4. Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации URL: http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/connect/economylib4/mer/activity/sections/macro/monitoring(Дата обращения: 17. 12. 2014).

5. Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации URL: http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/connect/economylib4/mer/activity/sections/macro/monitoring(Дата обращения: 20. 12. 2014).

6. Логинов, Е. Л. Системные проблемы экономической безопасности : монография / Е. Л. Логинов. -М.: Научтехлитиздат, 2007. - 297 с.

7. Госкомстат РФ: сайт. URL: http: //www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ statistic /enterprise/ (Дата обращения: 18.12.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.