Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 18 (347). Экономика. Вып. 46. С. 60-66.
УДК 330.254 ББК 65.9(2Рос)
СТРУКТУРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА РОССИИ
И ПУТИ ЕГО ВОССТАНОВЛЕНИЯ
И. О. Коптелов
ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет», Челябинск, Россия
Обеспечение стабильного экономического роста экономики является на сегодняшний день одной из важнейших задач. Экономические преобразования привели к некоторым структурным проблемам, задерживающим рост экономики и приносящим негативные последствия, и значительному снижению макроэкономических показателей. Для того чтобы вновь добиться устойчивого состояния экономического роста, необходимо детально разобрать факторы и причины, воздействующие на снижение экономического роста. В статье подробно рассмотрены факторы, влияющие на снижение и сдерживание экономического роста, нахождение путей противодействия замедлению темпов роста и укрепления экономической системы. Предложены меры по восстановлению, укреплению и ускорению экономического роста России.
Ключевые слова: экономический рост, устойчивость, замедленная фаза, ускорение роста.
Рассматривая экономическую ситуацию в стране, на первый взгляд, можно сказать, что экономические показатели России довольно устойчивы. В действительности экономическая ситуация в России складывается не очень хорошо. Россия находится в замедленной фазе роста, когда происходит значительное снижение основных макроэкономических показателей. Если рассматривать ВВП, то в 2013 г. его рост замедлился до 2 %, а в 2012 г. он составлял 3,3 %. Медленные темпы роста мировой экономики могут объясняться не только последствиями финансового кризиса 2008-2009 гг., но и изживающим себя технологическим укладом. Говоря о причинах снижения экономического роста, можно отметить, что ухудшение ситуации в странах еврозоны и других государствах обусловливает снижение спроса на российский экспорт, особенно нефть и другие сырьевые товары. При этом российская экономика испытывает дефицит инвестиций в новые производственные мощности добывающей промышленности. Кроме этого, экономический рост замедляется в связи с оттоком частного капитала из России, поскольку деловой климат сдерживает привлечение как внутренних, так и иностранных инвестиций. В 2012 г. наблюдался рост инфляции. Вместе с тем уровень безработицы оставался рекордно низким, так что российская экономика работает почти на пределе своего потенциала [1]. Таким образом, мы видим, что происходит снижение уровня экономического роста, макроэкономических показателей и экономическая система
входит в состояние неустойчивости. В 2014 г. наступила рецессия. Сначала техническая — в первом и втором кварталах, когда ВВП стал снижаться по сравнению с предшествующим кварталом, а с июля — июня началась полная рецессия — сокращение квартальных показателей в годовом выражении. При этом в прошедшие месяцы 2014 г. заметно сократились объемы строительства, импорта и внешней торговли в целом, усилилось снижение инвестиций, впервые стали сокращаться реальные доходы населения [9].
Рассмотрим более подробно причины, замедляющие экономический рост.
1. Сокращение темпа роста экспорта, обусловленное замедлением развития мировой экономики. Рецессия в ряде стран Евросоюза и низкие темпы экономического роста в Евросоюзе в целом не могли не сказаться на экспорте, поскольку Евросоюз является главным торговым партнером России. Рост экспорта в 2009-2011 гг. сменился трендом на стагнацию и даже снижение в последние два года. В первом полугодии 2013 г. экспорт был равен 252,5 млрд долл. (96,2 % от его величины в первом полугодии 2012 г.) [4].
2. Недостаточный темп роста денежной массы и, как следствие, повышение процентных ставок в экономике. Если среднеквартальная номинальная денежная масса росла значительно, увеличившись за 2010-2013 гг. примерно в 2,2 раза, то темп роста реальной денежной массы был намного скромнее (146 %). В 2013 г. по сравнению с 2012 г. среднеквартальная реальная де-
нежная масса увеличилась примерно на 6 %. Недостаточность темпа роста денежной массы и, соответственно, предложения денег проявилась в постепенном увеличении реальных процентных ставок. Чувствительными индикаторами, отражающими состояние денежного рынка России, являются ставки рынка межбанковского кредитования MIACR и MIBOR. Рост процентных ставок негативно повлиял на динамику инвестиций, а через цепочку межотраслевых связей — на весь совокупный спрос и, в конечном итоге, на прирост ВВП. В 2013 г. номинальные процентные ставки для физических и юридических лиц начали снижаться [7].
3. Ограничения, связанные с недостатком производственных мощностей в ряде ключевых отраслей экономики. Одна из возможных причин замедления экономического роста связана с высоким уровнем использования производственных мощностей. Анализ показывает, что в некоторых базовых видах экономической деятельности (производство чугуна, стали, проката, гидравлических турбин, грузовых вагонов, аммиака, удобрений и др.) уровень использования мощностей в последние годы достигал значений, близких к предельным (80-93 %). Однако при высоком износе основных фондов (50 % и выше) в большинстве отраслей российской экономики статистическое наличие резервов мощностей должно подтверждаться возможностью их реального использования в производстве конкурентоспособной продукции. Иначе говоря, на бумаге мощности могут и быть, но в силу их высокого износа производить на них продукцию, которая будет востребована рынком, невозможно. Низкие объемы инвестиций, наблюдаемые в российской экономике после 2009 г., постепенно будут усугублять проблему ограничения экономического роста по мощностям в некоторых отраслях. Хотя в большинстве видов экономической деятельности, по которым ведется статистика использования мощностей, таких ограничений в настоящее время нет, так как уровень этого показателя не превышает 60-70 % [5].
4. Рост издержек производства, связанный с постоянным увеличением тарифов естественных монополий и реальной заработной платы. Экономически не обоснованное и регулярное повышение тарифов естественных монополий, несомненно, является одним из факторов, содействующих росту издержек производства. Рост тарифов естественных монополий с опреде-
ленным временным лагом возвращается им же в виде увеличения цен поставщиков сырья, материалов и оборудования. Однако, на наш взгляд, этот фактор не является одним из важнейших при объяснении причин замедления экономического роста в России. К тому же сам тезис о «катастрофическом снижении прибыли российских компаний» в 2013 г., выдвинутый Министерством экономического развития РФ, не подтверждается статистикой. По официальным данным Росстата, за три квартала 2013 г. прибыль снизилась относительно того же периода 2012 г. примерно на 9 %, что естественно в период падения темпов производства. Доля прибыльных организаций сократилась, но незначительно: с 71,8 % в 2012 г. до 69,3 % в 2013 г. [2].
Что касается роста реальной заработной платы, то он содействовал поддержанию потребительского спроса на достаточно высоком уровне и был одним из драйверов экономического роста в России в 2013 г., обеспечив увеличение оборота розничной торговли на 3,8 % и производства платных услуг населению — на 2,4 %.
Можно отметить что, переход к стагнации и рецессии произошел до введения с марта этого года санкций против России со стороны США и Евросоюза в связи с событиями на Украине. В то же время эти санкции, особенно их второй этап, с августа негативно влияют на экономический рост, дополнительно снижая ВВП (в расчете на год — на 1-2 %).
Стоит трудный вопрос: каким образом можно противостоять замедлению темпов роста?
Следует предложить меры по восстановлению экономического роста в стране и экономических системах.
Для восстановления потенциала роста необходимы решительные реформы, стимулирующие предложение, финансовое посредничество, диверсификацию, улучшающие инвестиционный климат, а также сокращение роли государства в экономике.
В обеспечении экономического роста различают краткосрочный и долгосрочный аспекты. В краткосрочном плане экономический рост может быть простимулирован с использованием стандартных инструментов фискальной (налоги, трансферты, государственные закупки) и денежно-кредитной (ставка рефинансирования, нормативы резервирования для банков, операции на открытом рынке, валютные интервенции) экономической политики [11].
Факторами экономического роста в долгосрочном аспекте являются инвестиции в основной и человеческий капитал, развитие исследований и разработок с последующим внедрением их результатов в производство, а также обеспечение социально-экономической стабильности в государстве, комфортная для бизнеса нормативно-правовая база [14].
Ряд мер, обеспечивающих текущее ускорение экономики, одновременно содействует долгосрочному экономическому росту. К ним относятся, прежде всего, затраты на науку и образование. Повышая доходы занятых в этих отраслях специалистов, государство содействует оживлению текущего потребительского спроса, а инвестиции в эти секторы экономики стимулируют рост фондосоздающих отраслей. Одновременно эти вложения формируют предпосылки для экономического роста в долгосрочном плане, так как обеспечивают повышение квалификации рабочей силы и содействуют развитию новых технологий, которые в последующие годы лягут в основу повышения эффективности производства во многих отраслях национальной экономики.
Также имеет значение переход к политике стимулирования экономического роста и осуществления технологической революции, что предполагает форсированный рост инвестиций. С этой целью намечено создать условия для доступа предприятий к дешевым инвестиционным кредитам, снизив здесь кредитные ставки, перейти к проектному финансированию, дополнительно капитализировать коммерческие банки, создать механизм льгот и госгарантий для инвестирования, технологического перевооружения производства и создания новых предприятий, импор-тозамещения, экспорта неэнергетических товаров [11].
Что же предлагают правительство и Банк России для стимулирования экономического роста? Что рекомендует нам Международный валютный фонд?
В прогнозе социально-экономического развития РФ на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 гг. нет даже раздела, специально посвященного мерам экономической политики, которые должны обеспечить экономический рост в прогнозируемом периоде. Эти меры фрагментарно упоминаются в тексте. При этом не предусматривается никаких крупных изменений в области фискальной политики. Показательны и сами цели, поставленные в прогнозе. Остановимся
лишь на двух ключевых, с нашей точки зрения, показателях прогноза [12].
В нем предусмотрен следующий темп прироста инвестиций в основной капитал по годам: в 2014 г.— 3,9 %; в 2015 г.— 5,6 %; в 2016 г.— 6,0 %. При этом расчеты различных исследовательских групп уже давно показали, что для обеспечения стабильного экономического роста в среднесрочном и долгосрочном плане и для осуществления диверсификации экономики страны нужен темп роста инвестиций в основной капитал на уровне 10-15 %. Такие темпы были достигнуты в течение ряда лет экономического подъема (1999-2008). Одним из важнейших факторов, требующих таких темпов инвестиций, является необходимость массовой замены устаревшего основного капитала практически во всех отраслях российской экономики. Следовательно, закладывая низкие темпы роста инвестиций в основной капитал на трехлетний период, Министерство экономического развития РФ в неявном виде отказывается от перспективы массового обновления производственного аппарата в России со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями [13].
В проекте «Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2014 год и период 2015 и 2016 годов» Банка России в разделе «Цели денежно-кредитной политики и сценарии макроэкономического развития» говорится о снижении инфляции как о главной цели монетарной политики. Несомненно, это приоритетная задача для Центробанка. Однако в названном документе ни слова не сказано о стимулировании экономического роста [8].
Такая политика Банка России реализуется в условиях, когда центральные банки всех ведущих экономик мира во время кризиса 2009 г. и после него держат свои ставки рефинансирования на минимальных уровнях — в пределах 0,25-0,5 % годовых. При инфляции на уровне 2-3 % это означает, что реальные ставки рефинансирования отрицательны. Проводимая в последние годы Федеральной резервной системой США, Центрбанком Японии, Европейским Центробанком, Банком Англии политика направлена, прежде всего, на ускорение экономического роста. При этом ведущие центральные банки мира не стесняются увеличивать предложение денег, обеспечивающее низкие процентные ставки в стране. Низкие проценты, в свою очередь, способствуют оживлению инвестиционного
и потребительского спроса и, в конечном итоге, ускорению роста ВВП.
Да, такая политика чревата ускорением инфляции. Но приходится выбирать между некоторым ускорением инфляции и рецессией, вызывающей тяжелейшие социально-экономические последствия в виде высокой безработицы и возможный вслед за ней социальный взрыв.
Рекомендации Международного валютного фонда (МВФ) для России сводятся к улучшению инвестиционного климата, управления и защиты прав собственности, а также к общему призыву «смелее проводить структурные реформы». Фонд советует воздержаться от увеличения бюджетных расходов во избежание роста инфляционного давления и постепенно ужесточать налогово-бюджетную (для накопления резервов на черный день) и денежно-кредитную (для обеспечения устойчивых низких темпов инфляции) политику. Отметим, что эти рекомендации мало чем отличаются от советов МВФ странам, находящимся в глубоком бюджетном кризисе. Советы МВФ для России могли бы отличаться от рекомендаций для Греции с учетом того обстоятельства, что госдолг России (включая долг субъектов РФ и муниципальных образований) составляет примерно 13 % ВВП, а долг Греции — около 170 % ВВП [4].
Какие меры можно предпринять с целью ускорения экономического роста в России? Ответ на этот вопрос является очень многоплановым. Остановимся лишь на нескольких важнейших, с нашей точки зрения, аспектах.
Представляется целесообразным проведение более гибкой денежно-кредитной политики Банком России, состоящей в обеспечении более низких процентных ставок для кредитования физических и юридических лиц. Это окажет позитивное воздействие на совокупный спрос и, как следствие, на экономический рост в России. Такая политика требует наращивания предложения денег большими темпами, чем это было до настоящего времени. Возможно, потребительская инфляция останется по-прежнему на уровне 6-7 % в год, но произойдет оживление экономики. В силу исторических причин, связанных с длительным периодом высокой инфляции в постсоветский период, в России по-прежнему сильны инфляционные ожидания. Поэтому, сдерживая рост денежной массы и оставляя ставки кредитования на высоком уровне, можно в ближайшие годы не добиться желаемого результата по ин-
фляции в силу действия сильной инфляционной инерции, являющейся результатом высоких инфляционных ожиданий, и при этом еще более ослабить экономический рост [5].
Вопрос о стимулировании экономического роста методом монетарной экспансии является предметом давней дискуссии между либеральным и кейнсианским течениями в теории и практике экономической политики. Монетаристы утверждают, что изменение денежной массы и следующее за ним варьирование нормы процента в экономике оказывает воздействие на производство. Кейнсианцы скептически относятся к возможностям регулирования экономического роста монетарными методами. Тем не менее центральные банки всех ведущих стран с рыночной экономикой в период кризиса 2008-2009 гг. и после него держат номинальные процентные ставки рефинансирования на уровне ниже инфляции. Это пока не принесло заметных позитивных результатов в Европейском союзе. Однако американская экономика достаточно успешно выходит из кризиса. По данным бюро экономического анализа Министерства торговли США, в 2013 г. ВВП в этой стране растет темпами свыше 2 %. При этом одним из драйверов экономического роста выступает увеличение инвестиций, которые весьма чувствительны к варьированию процентной ставки.
Один из постулатов экономической теории говорит о том, что монетарная экспансия может дать лишь краткосрочный эффект в виде оживления экономического роста и чревата инфляционными последствиями. Представляется, что этот инструмент экономической политики можно рассматривать как более сложный, влияющий на экономический рост и в долгосрочном аспекте. С учетом позитивного влияния низких процентных ставок на инвестиции монетарную экспансию можно использовать в качестве одного из инструментов, обеспечивающих переход к более высоким темпам экономического развития в среднесрочном и долгосрочном плане [6]. Именно из этого исходят центральные банки практически всех ведущих стран мира в последние годы, проводя так называемую политику денежного смягчения, суть которой состоит в увеличении предложения денег и сохранении процентных ставок в экономике на рекордно низком уровне (см. выше). Иначе говоря, Банк России может расширить набор стоящих перед ним целей, включив туда, наряду с инфляционным таргетированием, цели по стимулированию экономического роста [8].
Существенные изменения произошли в последнее время в области фискальной политики. Руководством страны принят ряд решений о финансировании государством крупных инфраструктурных проектов с использованием на возвратной основе средств Фонда национального благосостояния (строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Казань; модернизация Транссибирской магистрали и БАМа; строительство центральной кольцевой автомобильной дороги). Это долгосрочные проекты суммарной стоимостью в несколько триллионов рублей. Их реализация, несомненно, будет содействовать экономическому росту России. В частности модернизация Транссибирской магистрали и БАМа расширит возможность выхода экспортеров на быстро растущие рынки Азиатско-Тихоокеанского региона.
Меры фискального стимулирования экономического роста могут быть расширены. Это прежде всего относится к стимулированию инвестиций на уровне всей страны, а не только в отдельных регионах (Дальний Восток) и отраслях (льготы нефтяникам при разработке месторождений на Крайнем Севере и на шельфе). Необходимо вернуть налоговую скидку по инвестициям в основной капитал, существовавшую до 1 января 2002 г. По данным Торгово-промышленной палаты РФ, такого мнения придерживается подавляющее большинство российских предпринимателей. Выпадающие в результате введения инвестиционной налоговой скидки доходы можно компенсировать за счет повышения акцизов на алкогольную и табачную продукцию [15].
Помимо этого необходимо совершенствовать налоговое льготирование предприятий, проводящих научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки и/или принять меры к тому, чтобы уже существующие льготы нача-
ли работать более эффективно. Анализ правового обеспечения инновационной деятельности в регионах — членах Ассоциации инновационных регионов России — показывает, что ряд принятых в них мер налогового стимулирования инновационной деятельности не работает. Это отмечают в своей статье О. В. Козловская и Е. Н. Акерман. В связи с этим авторы указывают на необходимость совершенствования таких мер [3].
С позиций экономического роста в долгосрочном плане государство может и должно увеличить финансирование науки и образования, в особенности высшего образования. Российский бизнес в ближайшей перспективе не готов к серьезным инвестициям в эти важнейшие сферы экономики, и государство может выступить здесь в качестве локомотива, за которым с определенным временным лагом пойдут деньги частного сектора. Да, возможно, это приведет к некоторому увеличению дефицита государственного бюджета и росту государственного долга. Отношение государственного долга к ВВП может составить не 13 %, как это имеет место в настоящее время, а 15-20 % [10]. Однако такое изменение пропорций представляется некритичным. Критичной является перспектива постепенной утраты национального суверенитета в результате безнадежного отставания в области ключевых направлений развития науки и образования. В частности долгожданное реальное значительное увеличение расходов на высшее образование даст эффект в виде притока квалифицированных специалистов в экономику, что значительно укрепит возможности ее роста в среднесрочном и долгосрочном плане. Помимо этого, рост в разумных пределах государственных затрат сам по себе является одним из известных стандартных инструментов ускорения экономического развития страны.
Список литературы
1. Аюпова, С. Г. Финансовая устойчивость регионов как фактор экономического роста России / С. Г. Аюпова // Устойчивое развитие в неустойчивом мире : материалы конф. Челябинск, 2014.
2. Баранов, А. О. Экономика России в ближайшие годы: прогноз динамики производства, бюджета и платежного баланса / А. О. Баранов, В. М. Гильмундинов, В. Н. Павлов // ЭКО. 2012. № 12. С. 113-114.
3. Бархатов, В. И. Противоречия хозяйственного развития в XXI веке / В. И. Бархатов // Экономическая политика : на пути к новой парадигме : пятнадцатые Друкеровские чтения (5-6 июня 2013 г.) : материалы междунар. науч.-практ. конф. : в 2 т. / под ред. Р. М. Нижегородцева, А. И. Тихонова, Н. В. Финько. М. : Доброе слово, 2013. Т. 1. С. 28-34.
4. Башмаков, И. Будет ли экономический рост в России в середине XXI века? // Вопр. экономики. 2011. № 3. С. 20-39.
5. Белов, А. В. Теоретические и практические вопросы исследования бюджетных инвестиций в современной России / А. В. Белов // Журн. экон. теории. 2012. № 4.
6. Бычкова, Л. С. Структурные особенности экономического цикла Росси / Л. С. Бычкова // Вестн. Челяб. гос. ун-та. 2013. № 15. Экономика. Вып. 41. С. 55.
7. Версан, В. Качество и рост реального сектора экономики / В. Версан // Business excellence = Деловое совершенство. 2014. № 5. C. 4-9.
8. Глазкова, Л. Что мы собираемся развивать? / Л. Глазкова // Рос. Федерация сегодня. 2014. № 3. С. 36-37.
9. Россия в цифрах. М. : Росстат, 2013. С. 78.
10. Экономический рост в России восстановится только в 2014 году [Электронный ресурс]. URL: http://quote.rbc.rU/topnews/2013/02/26/33892832.htmlhttp://quote.rbc.ru/topnews/2013/02/26/33892832.html
11. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов [Электронный ресурс]. URL: http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/connect/ economylib4/mer/activity/sections/macro/prognoz/doc20130924_5
12. Глазьев, С. Ю. О стратегии экономического развития России [Электронный ресурс] / С. Ю. Глазьев. URL: http:// www.glazev/ru>economicpolit/
13. Лебедева, В. Д. Влияние факторов на экономический рост и развитие государства / В. Д. Лебедева // Проблемы и перспективы экономики и управления : материалы II междунар. науч. конф., г. С.-Пе-терб., июнь 2013 г. СПб. : Реноме, 2013. С. 22-24.
14. Ясин, E. Г. Сценарии для России на долгосрочную перспективу. Новый импульс через два десятилетия / Е. Г. Ясин. М. : НИУ ВШЭ, 2012.
Сведения об авторе
Коптелов Иван Олегович — аспирант кафедры экономики отраслей и бизнеса Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. koptelov@csu.ru
Bulletin of Chelyabinsk State University. 2014. № 18 (347).
Economy. Issue. 46. P. 60-66.
STRUCTURAL PROBLEMS OF ECONOMIC GROWTH IN RUSSIA AND WAYS OF ITS RECOVERY
I. O. Koptelov
Postgraduate student of the Department of Economics of industries and business Chelyabinsk state University,
Chelyabinsk, Russia. koptelov@csu.ru
Ensuring stable economic growth is by far one of the most important tasks. Economic transformation has led to some structural problems inhibiting the growth, produce adverse effects and significantly reduce mac-roeconomic indicators. In order to achieve the restoration of the steady state economic growth, it is necessary to examine in details the factors and reasons influencing the decline in economic growth. Thus, the aim of the article is a detailed review of the factors influencing the reduction and containment of economic growth, as well as finding ways to confront the slowdown and the strengthening of the economic system. Proposed measures to restore strengthen and accelerate economic growth in Russia.
Keywords: economic growth, delayed phase, accelerated growth.
References
1. Ayupova, S. G. Finansovaya ustoychivost' regionov kak faktor ekonomicheskogo rosta Rossii [Financial stability regions as a factor of economic growth in Russia] / S. G. Ayupova // Ustoychivoe razvitie v neustoychi-vom mire : materialy konf. CHelyabinsk, 2014.
2. Baranov, A. O. Ekonomika Rossii v blizhayshie gody: prognoz dinamiki proizvodstva, byudzheta i platezhnogo balansa [The Russian economy in the coming years: a forecast of production, budget and balance of payments] / A. O. Baranov, V. M. Gil'mundinov, V. N. Pavlov // EKO. 2012. № 12. S. 113-114.
3. Barhatov, V. I. Protivorechiya hozyaystvennogo razvitiya v XXI veke [Contradictions of economic development in the XXI century] / V. I. Barhatov // Ekonomicheskaya politika : na puti k novoy paradigme : pyat-nadtsatye Drukerovskie chteniya (5-6 iyunya 2013 g.) : materialy mezhdunar. nauch.-prakt. konf. : V 2 t. / pod red. R. M. Nizhegorodtseva, A. I. Tihonova, N. V. Fin'ko. M. : Dobroe slovo, 2013. T. 1. S. 28-34.
4. Bashmakov, I. Budet li ekonomicheskiy rost v Rossii v seredine XXI veka? [Will Russia Have Economic Growth in the Mid-XXI Century] // Vopr. ekonomiki. 2011. № 3. C. 20-39.
5. Belov, A. V. Teoreticheskie i prakticheskie voprosy issledovaniya byudzhetnyh investitsiy v sovremen-noy Rossii [Theoretical and practical issues of research budget investments in modern Russia] / A. V. Belov // Zhurn. ekon. teorii. 2012. № 4.
6. Bychkova, L. S. Strukturnye osobennosti ekonomicheskogo tsikla Rossi / Economica. [Structural features of the economic cycle Rossi] / L. S. Bychkova // Vestn. Chelyab. gos. un-ta. 2013. № 15. Economica. Vyp. 41. S. 55.
7. Versan, V. Kachestvo i rost real'nogo sektora ekonomiki [The quality and growth of the real sector of economy] / V. Versan // Business excellence = Delovoe sovershenstvo. 2014. № 5. C. 4-9.
8. Glazkova, L. CHto my sobiraemsya razvivat'? [What are we going to develop?] / L. Glazkova // Ros. Federatsiya segodnya. 2014. № 3. S. 36-37.
9. Rossiya v tsifrah [Russia in figures]. M. : Rosstat, 2013. S. 78.
10. Ekonomicheskiy rost v Rossii vosstanovitsya tol'ko v 2014 godu [Economic growth in Russia will only be restored in 2014] [Elektronnyy resurs]. URL: http://quote.rbc.ru/topnews/2013/02/26/33892832.htmlhttp:// quote.rbc.ru/topnews/2013/02/26/33892832.html
11. Prognoz sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na 2014 god i na planovyy period 2015 i 2016 godov [The forecast of socio-economic development of the Russian Federation for 2014 and the planning period of 2015 and 2016 years] [Elektronnyy resurs]. URL: http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/ connect/economylib4/mer/activity/sections/macro/prognoz/doc20130924_5
12. Glaz'ev, S. Yu. O strategii ekonomicheskogo razvitiya Rossii [The strategy of economic development of Russia] [Elektronnyy resurs] / S. Yu. Glaz'ev. URL: http:// www.glazev/ru>economicpolit/
13. Lebedeva, V. D. Vliyanie faktorov na ekonomicheskiy rost i razvitie gosudarstva [Influence factors on economic growth and development of the state] / V. D. Lebedeva // Problemy i perspektivy ekonomiki i uprav-leniya : materialy II mezhdunar. nauch. konf., g. S.-Peterb., iyun' 2013 g. SPb. : Renome, 2013. S. 22-24.
14. Yasin, E. G. Stsenarii dlya Rossii na dolgosrochnuyu perspektivu. Novyy impul's cherez dva desyati-letiya [Long-term Scenarios for Russia. A New Impetus in Two Decades] / E. G. Yasin. M. : NIU VShE, 2012.