Научная статья на тему 'ОЦЕНКА СОСТАВЛЯЮЩИХ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ В УЧРЕЖДЕНИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ'

ОЦЕНКА СОСТАВЛЯЮЩИХ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ В УЧРЕЖДЕНИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
39
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО И ДОСТУПНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ / ТРЕХКОМПОНЕНТНАЯ МОДЕЛЬ А. ДОНАБЕДИАНА / СТРУКТУРНОЕ КАЧЕСТВО / КАЧЕСТВО РЕЗУЛЬТАТА / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / ВНЕВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Репринцева Елена Васильевна, Сергеева Екатерина Андреевна

Оказание доступной и качественной медицинской помощи является одним из приоритетных направлений развития отечественного здравоохранения. Качество - индикатор, характеризующий результативность и эффективность функционирования как отдельных медицинских организаций, так и отрасли в целом. Поэтому проблема оказания качественной и доступной медицинской помощи, а также комплексное управление процессами по ее совершенствованию являются весьма актуальными. В статье в соответствии с трехкомпонентной моделью оценки качества медицинской помощи А. Донабедиана рассматривается структурное качество и качество результатов медицинской помощи ОБУЗ “Курская горбольница № 3”, на основании которых разработаны рекомендации по совершенствованию организационно-экономического механизма управления качеством медицинской помощи учреждения здравоохранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Репринцева Елена Васильевна, Сергеева Екатерина Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE COMPONENTS OF THE ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISM OF QUALITY MANAGEMENT IN A HEALTHCARE INSTITUTION

The provision of affordable and high-quality medical care is one of the priority areas for the development of domestic healthcare. Quality is an indicator that characterizes the effectiveness and efficiency of the functioning of both individual medical organizations and the industry as a whole. Therefore, the problem of providing quality and affordable medical care, as well as the integrated management of processes to improve it, are very relevant. In the article, in accordance with the three-component model for assessing the quality of medical care by A. Donabedian, the structural quality and quality of the results of medical care of the Kursk City Hospital No. 3 are considered, on the basis of which recommendations were developed to improve the organizational and economic mechanism for managing the quality of medical care of a healthcare institution.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА СОСТАВЛЯЮЩИХ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ В УЧРЕЖДЕНИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ»

Научная статья УДК 338.46:614.2

doi: 10.47576/2782-4578_2022_4_25

ОЦЕНКА СОСТАВЛЯЮЩИХ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ В УЧРЕЖДЕНИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Репринцева Елена Васильевна

Курский государственный медицинский университет, Курск, Россия, elena.reprin@yandex.ru

Сергеева Екатерина Андреевна

Курский государственный медицинский университет, Курск, Россия, sergelava@mail.ru

Аннотация. Оказание доступной и качественной медицинской помощи является одним из приоритетных направлений развития отечественного здравоохранения. Качество - индикатор, характеризующий результативность и эффективность функционирования как отдельных медицинских организаций, так и отрасли в целом. Поэтому проблема оказания качественной и доступной медицинской помощи, а также комплексное управление процессами по ее совершенствованию являются весьма актуальными. В статье в соответствии с трехкомпонентной моделью оценки качества медицинской помощи А. Донабедиана рассматривается структурное качество и качество результатов медицинской помощи ОБУЗ "Курская горбольница № 3", на основании которых разработаны рекомендации по совершенствованию организационно-экономического механизма управления качеством медицинской помощи учреждения здравоохранения.

Ключевые слова: качество и доступность медицинской помощи; трехкомпо-нентная модель А. Донабедиана; структурное качество; качество результата; удовлетворенность потребителей; вневедомственный контроль качества медицинской помощи.

Для цитирования: Репринцева Е. В., Сергеева Е. А. Оценка составляющих организационно-экономического механизма управления качеством в учреждении здравоохранения // Региональная и отраслевая экономика. - 2022. - № 4. - С. 25-29. с1о1: 10.47576/2782-4578 2022 4 25.

Original article

ASSESSMENT OF THE COMPONENTS OF THE ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISM OF QUALITY MANAGEMENT IN A HEALTHCARE INSTITUTION

Reprintseva Elena V.

Kursk State Medical University, Kursk, Russia, elena.reprin@yandex.ru

Sergeeva Ekaterina A.

Kursk State Medical University, Kursk, Russia, sergelava@mail.ru

Abstract. The provision of affordable and high-quality medical care is one of the priority areas for the development of domestic healthcare. Quality is an indicator that characterizes the effectiveness and efficiency of the functioning of both individual medical organizations and the industry as a whole. Therefore, the problem of providing quality and affordable medical care, as well as the integrated management of processes to improve it, are very relevant. In the article, in accordance with the three-component model for assessing the quality of medical care by A. Donabedian, the structural quality and quality of the results of medical care of the Kursk City Hospital No. 3 are considered, on the basis of which recommendations were developed to improve the organizational and economic mechanism for managing the quality of medical care of a healthcare institution. Keywords: quality and accessibility of medical care; three-component model of A. Donabedian; structural quality; the quality of the result; customer satisfaction; non-departmental quality control of medical care.

For citation: Reprintseva E. V., Sergeeva E. A. Assessment of the components of the organizational and economic mechanism of quality management in a healthcare institution. Regional and branch economy, 2022, no. 4, pp. 25-29. doi: 10.47576/27824578 2022 4 25.

Одним из основных приоритетных направлений отечественного здравоохранения является развитие системы управления качеством медицинской помощи [1]. Стратегия долгосрочного развития здравоохранения признает, что сегодня отечественное здравоохранение не в полной мере обеспечивает государственные гарантии медицинской помощи, а доступность и качество не соответствуют потребностям населения [2]. Ударом по снижению доступности и качества стали проекты оптимизации ресурсов в системе здравоохранения, повлекшие снижение обеспеченности медицинским персоналом, коечным фондом и сокращение числа медицинских учреждений в районах [3]. Поэтому проблема качества медицинских услуг и их недоступности наиболее значительно проявилась в сельской местности и удаленных регионах страны [4].

Целью данной работы является оценка организационно-экономического механизма управления качеством в ОБУЗ «Курская гор-больница № 3» и разработка рекомендаций по его совершенствованию. В ходе исследования использовались системный подход, контент-анализ, социологический метод, экономико-статистические методы.

В соответствии с трехкомпонентной моделью А. Донабедиана оценки качества медицинской помощи комплексно анализируется структурное качество и качество результатов медицинской помощи ОБУЗ «Курская гор-больница № 3».

Первостепенное значение в обеспечении

качества медицинских услуг отводится ресурсной обеспеченности учреждений здравоохранения, что связано с тем фактом, что ресурсы составляют материальную основу, без которой оказание медицинской помощи не может быть эффективным [5]. Поэтому в рамках оценки структурного качества медицинской помощи проанализированы трудовые, финансовые ресурсы и материально-техническое обеспечение учреждения здравоохранения за 2019-2021 гг.

Формирование персонала в количественно-качественных показателях является одним из основополагающих факторов в вопросе целеполагания на стратегическом уровне и при решении оперативных задач. Для медицинских учреждений из-за особенной специфики в оказываемых там услугах роль трудового фактора очень высока. Даже несмотря на внедрение новых технологий, именно наличие соответствующего уровня специалистов в конечном счете определяет, насколько успешной и качественной будет медицинская помощь [6].

Анализ трудовых ресурсов учреждения показал, что наибольший удельный вес в структуре численности персонала в 2021 г. занимает средний медицинский персонал -38,8 %, а доля врачей составила 28,2 %. Наименьшая доля приходится на младший меди -цинский персонал - 6,3 %. Установлено, что за исследуемый период наблюдается уменьшение общего количества работников учреждения на 12 %. При этом количество врачей уменьшилось на 9,6 %, среднего и младшего

медицинского персонала - на 10,6 % и 14,3 % соответственно. Анализ укомплектованности штатов выявил общую недоукомплектованность специалистами. Так, для врачей коэффициент укомплектованности составил 75 %, что ниже целевого показателя на 8,9 %, а для среднего медицинского персонала -69,5 %, что также ниже целевого значения на 14,8 %. Коэффициент совместительства в лечебном учреждении на конец исследуемого периода составил 1,17, что примерно соответствует рекомендованному значению -1,2. Обеспечение медицинской организации штатами в соответствии с ее потребностями и установление оптимальной нагрузки на персонал являются необходимой мерой, направленной на обеспечение высокого уровня качества медицинских услуг. Несмотря на то что на протяжении всего исследуемого периода наблюдалась тенденция к постепенному увеличению аккредитованных специалистов в данном учреждении, в 2021 г. их доля не достигла целевого показателя (23,7 %) и была ниже на 4,68 %.

Исследование финансовых ресурсов учреждения показало, что основным источникам финансирования ОБУЗ «Курская горбольница № 3» являются средства обязательного медицинского страхования (ОМС) -85 %. На долю средств бюджета приходится 13,2 %, и незначительную долю составляют средства от оказания платных медицинских услуг (ПМУ) - 1,2 %. За исследуемый период объем финансирования за счет средств обязательного медицинского страхования увеличился на 13,7 %, а за счет средств бюджета в 12 раз, что является важным фактором, оказывающим влияние на оказание качественной и доступной медицинской помощи. В то же время объем финансирования деятельности учреждения за счет средств от платных медицинских услуг сократился на 26,5 %. Следует отметить, что за исследуемый период наибольший удельный вес в структуре расходов средств по всем источникам финансирования приходится на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда - 86,5 %.

Анализ материально-технического обеспечения учреждения показал, что коэффициент износа основных средств в 2021 г. составил 0,73, что выше нормативного значения (не более 0,5). Коэффициент годно-

сти основных средств составил 0,27, что ниже нормативного значения (больше 0,5). Новое оборудование практически не приобреталось, а имеющиеся основные средства нуждаются в обновлении. Анализ эффективности использования материальных запасов показал сокращение материалоотдачи на 15,94 % и рост материалоемкости на 0,03 %, что говорит о снижении эффективности использования материальных запасов и об увеличении себестоимости оказываемых медицинских услуг соответственно. Анализ материально-технического снабжения учреждения выявил значительное снижение затрат на медицинское оборудование - на 97,5 %, и медицинский инструментарий - на 36 %, что может оказать негативное влияние на качество и доступность медицинской помощи. Следует отметить, что расходы на материальные запасы выросли на 20 %, в том числе на мягкий инвентарь (96,2 %), продукты питания (43,9 %), медикаменты и перевязочные средства (26,72 %).

Высокий уровень износа основных средств также является негативным фактором, который влияет на качество предоставляемой медицинской помощи. Наличие современной материально-технической базы, отвечающей последним достижениям медицинской науки, способствует повышению точности постановки диагнозов и проведения диагностических процедур, увеличению результативности лечебной деятельности медицинской организации. Поскольку ОБУЗ «Курская горбольница № 3» оказывает многопрофильную медицинскую помощь, то обеспечение учреждения передовым оборудованием и техникой является необходимым условием.

В ходе следующего этапа исследования в рамках оценки показателей, характеризующих качество результатов медицинской помощи, был проведен анализ удовлетворенности потребителей качеством медицинской помощи и анализ результатов вневедомственного контроля качества медицинской помощи в исследуемом учреждении.

Проведенное социологическое исследование позволило выявить основные характеристики потребителей медицинских услуг, оказываемых ОБУЗ «Курская городская больница № 3», и степень способности данного лечебно-профилактического учреждения оказывать качественную медицинскую

помощь населению, удовлетворять его ожи -дания и потребности.

Исследование удовлетворенности пациентов качеством оказываемой медицинской помощи показало, что главным фактором для большинства опрошенных (93,3 %), влияющим на качество медицинских услуг, является квалификация и профессионализм сотрудников. Не менее важными для пациентов является наличие современного медицинского оборудования (66,7 %) и применение новых технологий в лечении больных (46,6 %). Установлено, что сервис «Электронная запись на прием» не пользуется широким спросом среди пациентов, но все же электронной записью в целом пользуются 53,3 % опрошенных. Необходимо повышать информированность пациентов о данной возможности. Потребители считают одной из серьезных проблем в работе ЛПУ долгое ожидание приема врача (50 %) и плохой внешний вид зданий и помещений (43,4 %). При этом большинство респондентов расценивают медицинскую помощь в изучаемом лечебном учреждении больше как качественную, чем как некачественную.

Вневедомственный контроль качества медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию осуществляется через несколько инструментов. Выполняются медико-экономические контроль и экспертиза (обычно используют для их обозначения следующую аббревиатуру - МЭК и МЭЭ), а также экспертиза качества медицинской помощи (ЭКМП).

В ходе исследования было установлено, что ОБУЗ «Курская горбольница № 3» работает с такими страховыми медицинскими организациями (СМО), как «Ингосстрах-М», «СОГАЗ-МЕД», «Спасские ворота» и «Инко-Мед». Результаты вневедомственного контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, оказываемой исследуемым учреждением в рамках обязательного медицинского страхования, показали, что сумма удержанных средств по результатам МЭК, МЭЭ и ЭКМП на оплату медицинской помощи в 2021 г. составила 3,31 млн руб. Преобладающая доля удержанных средств (примерно 96 %) - это средства, удержанные по результатам МЭК.

Среди нарушений, выявляемых при проведении МЭК, следует выделить такие, как нарушения, связанные с оформлением и предъявлением на оплату счетов и реестров счетов; нарушение условий оказания медицинской помощи, в том числе сроков ожидания медицинской помощи; несвоевременное включение в группу диспансерного наблюдения и т. д. При этом наблюдается положительная тенденция уменьшения нарушений при оказании медицинской помощи. Так, сумма неоплаченных счетов учреждения за оказанную медицинскую помощь по результатам МЭК, МЭЭ и ЭКМП за исследуемый период уменьшилась на 37,1 %, что является сильной стороной в деятельности организации и указывает на предотвращение случаев оказания медицинской помощи с нарушениями и соответственно на повышение уровня качества оказываемой медицинской помощи.

На основании результатов исследования, в ходе которых были выявлены слабые стороны в деятельности учреждения, предложены мероприятия по совершенствованию организационно-экономического механизма управления качеством в ОБУЗ «Курская горбольница № 3», которые предполагают: разработку документов стратегического планирования учреждения (миссии, видения и ценностей); снижение уровня износа и повышение уровня годности основных средств, повышение эффективности использования материальных запасов, в том числе увеличение материалоотдачи и снижение материалоемкости; повышение уровня укомплектованности кадров; предотвращение нарушений, выявленных в ходе вневедомственного контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования; повышение уровня удовлетворенности пациентов качеством и доступностью медицинских услуг; создание системы менеджмента качества учреждения.

Следует отметить, что приоритетность доступности и качества медицинской помощи в современных реалиях является актуальной, о чем свидетельствуют острая необходимость решения тех проблем, с которыми столкнулось отечественное здравоохранение в последнее время.

Список источников

1. О стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года» : указ Президента Российской Федерации от 06.06.2019 № 254 // Официальное интернет-представительство президента России. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/44326 (дата обращения: 07.11.2022).

2. Борисов И. В. Исследование современных аспектов организации финансирования национальной системы здравоохранения // Индустриальная экономика. 2021. Т. 3. № 4. С. 262-266.

3. Зюкин Д. А. Оптимизация экономических ресурсов в системе здравоохранения как угроза снижения качества и доступности медицинской помощи // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2020. № 8. С. 69-76.

4. Калаврий Т. Ю., Романова Е. В. Анализ субъективной оценки качества медицины арктической зоны (на примере Республики Саха (Якутия)) // Журнал прикладных исследований. 2021. № 4-2. С. 23-29.

5. Сергеева Н. М. Факторы повышения качества медицинских услуг: ресурсное обеспечение // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2020. Т. 9. № 1 (30). С. 309-312.

6. Сергеева Н. М. Направления обеспечения укомплектованности персоналом в медицинском учреждении // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 293-296.

References

1. On the strategy of healthcare development in the Russian Federation for the period up to 2025": Decree of the President of the Russian Federation No. 254 dated 06.06.2019. Official Internet Representation of the President of Russia. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/44326 (accessed: 07.11.2022).

2. Borisov I. V. Research of modern aspects of the organization of financing of the national health system. Industrial Economy. 2021. Vol. 3. No. 4. Pp. 262-266.

3. Zyukin D. A. Optimization of economic resources in the healthcare system as a threat to reducing the quality and accessibility of medical care. Bulletin of the Kursk State Agricultural Academy. 2020. No. 8. Pp. 69-76.

4. Kalavri T. Yu., Romanova E. V. Analysis of subjective assessment of the quality of medicine in the Arctic zone (on the example of the Republic of Sakha (Yakutia)). Journal of Applied Research. 2021. No. 4-2. Pp. 23-29.

5. Sergeeva N. M. Factors of improving the quality of medical services: resource provision. Azimut of scientific research: economics and management. 2020. Vol. 9. No. 1 (30). Pp. 309-312.

6. Sergeeva N. M. Directions of staffing in a medical institution. Karelian scientific journal. 2017. Vol. 6. No. 4 (21). Pp. 293-296.

Сведения об авторах

РЕПРИНЦЕВА ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА - кандидат фармацевтических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента, Курский государственный медицинский университет, Курск, Россия, elena. reprin@yandex.ru

СЕРГЕЕВА ЕКАТЕРИНА АНДРЕЕВНА - студент лечебного факультета, Курский государственный медицинский университет, Курск, Россия, sergelava@mail.ru

Information about the authors

REPRINTSEVA ELENA V. - Candidate of Pharmaceutical Sciences, Associate Professor, Department of Economics and Management, Kursk State Medical University, Kursk, Russia, elena.reprin@yandex.ru SERGEEVA EKATERINA A. - student of the Faculty of Medicine, Kursk State Medical University, Kursk, Russia, sergelava@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.