9 (216) - 2011
tcoftKOfcamu&Hou интеграции
УДК 338.001.36
ОЦЕНКА СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА ОТ ОБЪЕДИНЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ
А. И. ВЕСЕЛОВ,
кандидат экономических наук, независимый эксперт
г. Москва E-mail: [email protected]
В статье рассматриваются подходы к оценке эффективности объединений предприятий. Приводятся положительные и отрицательные эффекты синергии, выводятся формулы для оценки эффективности и целесообразности объединений.
Ключевые слова: синергия, эффект, слияние, объединение, предприятие.
Синергия — взаимодействие двух или более факторов, характеризующееся тем, что их действие существенно превосходит эффект каждого отдельного компонента в виде их простой суммы. В качестве примеров синергии приводятся множество ситуаций. В данном случае рассматривается эффект синергии от слияния предприятий.
В экономической литературе приводятся причины слияния компаний, приводящие к положительному синергетическому эффекту.
Это, во-первых, экономия за счет роста масштабов производства. В процессе слияния компаний происходит рост масштабов производства продукции, вследствие чего снижается удельный уровень себестоимости в цене.
Во-вторых, преимущества от вертикальной интеграции. Они возникают, когда слияние происходит между сырьевыми и перерабатывающими предприятиями, производителями и сбытовыми организациями.
В-третьих, комбинирование ресурсов, активов. В экономике часты случаи слияния предприятий малого и среднего бизнеса по причине того, что нет необходимости каждой организации покупать определенное оборудование, лучше его купить на двоих. В строительстве, например, одна компания может владеть краном, другая — транспортными средствами. При слиянии возможно совместное использование капитала каждой компании.
В-четвертых, налоговые щиты. Поглощаемая компания может не полностью использовать налоговые льготы.
В-пятых, возможность использования избыточных мощностей. До слияния компания может сдавать избыточные мощности, но в таком случае возникают транзакционные издержки и риски. В случае слияния они нивелируются.
В-шестых, повышение качествауправления.
В-седьмых, сокращение транзакционных издержек. Все отношения, которые возникали между компаниями до слияния, будут бесплатными. Укрупнение бизнеса приводит к тому, что компании не надо тратить время и деньги на поиск партнера, на оформление договорных отношений, исчезает риск взаимодействия с такой компанией.
В-восьмых, имиджевая эффективность. Она связана с тем, что после слияния компания становится крупной, и все деловые связи двух компаний
^ффешпи&Яость (сораоргти&Ной интеграции
9 (216) - 2011
появляются у одной компании. Также доверие банков к крупным компаниям выше.
В-девятых, технологическая эффективность. Она характерна для предприятий любых размеров. Для крупных — это передача технологий, причем в обоих направлениях. Для мелких — передача лицензий, патентов, прав, договоров, так как компания-преемник аккумулирует все наработанное ноу-хау.
Рассмотрим различные подходы к исследованию эффекта синергии.
Первый подход. Эффект синергии проявляется как превышение капитализации объединенной компании над суммой капитализации компаний до их объединения. Оценка рыночной стоимости бизнеса при слияниях и поглощениях не должна ограничиваться оценкой рыночной стоимости присоединяемого бизнеса на свободном рынке, так как при слиянии или поглощении может возникать дополнительная стоимость за счет синергии между поглощающим и поглощаемым бизнесом. То есть рыночная стоимость объединенного бизнеса У1+2 больше суммы рыночных стоимостей бизнеса и бизнеса У2 на некоторую величину синергии
Такой подход очень сложен для претворения в жизнь и подходит только для компаний, которые могут определить свою рыночную стоимость. Это компании, акции которых котируются на бирже. Иначе оценить невозможно, так как объединение компаний даст просто прирост итога баланса новой компании, равный балансам, входящим в нее.
Второй подход. Для того чтобы оценить синергию, надо понимать ее природу. Наглядное представление о структуре синергии дает модель профессора Кингстонского университета Р. Мэтьюза [2]. Согласно ей синергия возникает за счет двух основных источников: субаддитивности и супераддитивности.
Природа субаддитивности заключается в снижении совокупных затрат объединяющихся компаний (на привлечение капитала, дублируемый персонал и т.д.) при сохранении существующих объемов продаж.
Природа супераддитивности заключается в увеличении прибылей за счет роста продаж (в результате усиления маркетинговой позиции объединенной компании, реализации новых инвестиционных проектов, которые невозможно было реализовать по отдельности, и т.д.). Модель Р. Мэтьюза концентрируется на расчете только таких параметров эффективности синергии, которые можно легко подсчитать:
V + V
^¡ирег зиЪ'
Субаддитивность и супераддитивность рассчитываются относительно легко. Далее на примере будет показано, как рассчитать синергетический эффект от объединения.
Третий подход. Синергию можно представить как сумму синергии, возникающей за счет повышения стоимости каждой из объединяемых компаний в составе интегрированной компании ^ и Б2 (синергии расширения), и синергии и Б21, возникающей за счет реализации проектов, невозможных для интегрирующихся компаний по отдельности (синергии связанности). Синергия расширения включает в себя синергию, возникающую за счет субаддитивности, и синергию, возникающую за счет супераддитивности. Синергия расширения проявляется как результат обретения каждой из интегрирующихся компаний возможности использовать ресурсы, имеющиесяудругой компании.
По такому методу расчеты эффекта синергии очень сложны, так как непросто вычленить потоки именно от проектов от слияния.
Рассмотрим алгоритмы расчета синергети-ческого эффектов субаддитивности и супераддитивности.
При расчете эффекта субаддитивности следует учесть, что эффект от слияния компаний следует рассчитывать заранее, до объединения. Потому что объединение само по себе несет весомую величину издержек (оформление документов, переписка внутренних приказов и регламентов, коммерческие расходы).
Подход, предлагаемый для расчета эффекта субаддитивности, отражен нарисунке.
Расчет эффекта субаддитивности предлагается проводить в четыре этапа.
Первый этап — расчет стоимости дублируемых операций. Он включает в себя следующие направления:
- расчет заработной платы сотрудников основного производства за счет высвобождения должностей и более полной загрузки рабочих. Например, при объединении двух строительных компаний снабженцы, водители могут работать на всех строительных объектах. Сумма заработной платы всех уволенных работников будет включаться в эффект субаддитивности;
- расчет заработной платы аппарата управления. Нагрузка на работников аппарата управления вырастет, однако непропорционально росту объемов производства. Эффект масштаба функций управления в данном случае приведет к тому, что некоторые функции будут
^ффешчи&Ность корпоративной интеграции
9 (216) - 2011
Расчет стоимости дублируемых функций
Расчет эффекта субадцитивности
Расчет стоимости привлечения капитала
Расчет стоимости общехозяйственных издержек
Заработная плата производственных рабочих, сокращаемая за счет более полноценного использования трудовых ресурсов
Заработная плата аппарата управления, высвобождаемого от объединения
Расчет стоимости объединения
Коммерческие расходы
Юридические расходы
Расходы на изменение организационной структуры, внутренних документов, обучение персонала
Расчет эффекта субадцитивности
дублироваться. Например, финансовый менеджмент, функция управленческого учета, бюджетирования, управления персоналом, логистические функции, маркетинг. Затраты на заработную плату управленческому персоналу составляют 5—10% в общей себестоимости продукции предприятия. Поэтому можно ожидать синергетического эффекта в пределах 2—3 % себестоимости, что весьма ощутимо. Второй этап — расчет стоимости общехозяйственных издержек. Сюда относятся следующие виды затрат: аренда офиса (сократится не прямо пропорционально количеству компаний, но вполне измеримая экономия возникнет), внешние аутсор-тинговые услуги (информационное обеспечение, программисты), эксплуатация техники, инструмента, оборудования.
Третий этап — расчет стоимости привлечения капитала. Стоимость привлечения капитала рассчитывается не всегда, а когда у объединяющихся предприятий есть желание его приобрести. В таком случае в общий проект и общую сумму объединения эта сумма не включается. Однако ее необходимо учитывать, чтобы принимать решение об объединении. Так, стоимость капитала тем выше, чем меньше размер компании и чем меньше у нее имущества для залога.
Четвертый этап — расчет стоимости объединения. Процесс объединения компаний очень трудоемкий и затратный. Поэтому необходимо
рассчитать все затраты, которые идут на юридическое обслуживание (консультации юристов, регистрация нового юридического лица, открытие счетов в банке и т. д.), коммерческие расходы (создание нового имиджа, реклама, товарный знак, информирование общественности и т.д.) и расходы внутри фирмы (изменение организационной структуры, увольнение некоторых работников, найм нового персонала, издание приказов, сверхурочные у работников в связи с объединением ит. д.).
Общий эффект субаддитивности рассчитывается как разница между суммой первых трех этапов и четвертым этапом.
Обычно эта разница получается положительной. Однако даже при отрицательной разнице можно объединяться, так как затратные блоки не одноразовые, а долгосрочные, и объединение будет окупаться; отрицательные эффекты субаддитивности перекрываются положительными эффектами супераддитивности.
В отличие от субаддитивности, супераддитивность не так просто рассчитать. Это могут сделать специалисты службы маркетинга, которые рассчитают прогнозный вариант увеличения сбыта или цены продукции. Однако любое планирование предприятия зачастую однобоко: запланировать затраты предприятия куда легче, чем объем продаж.
Эффект от синергии может проявиться двояко. Он может сократить ежемесячные затраты компании (транзакционный эффект) либо увеличить в будущем ее продажи (эффект маркетинга). На практике эти два эффекта дополняют друг друга.
Рассмотрим эффекттранзакций. После расчета эффекта субаддитивности (который делится на сокращение постоянных затрат и единовременные затраты на проведение слияния) и супераддитивности можно получить немного измененную формулу:
^¡ирег
' ^иЬ П ^¡иЬ-Р
где п — число периодов окупаемости синергии; ЗшЬ_— единовременные затраты на объединение.
^ффешпи&Яость tcofeaopimu&Hou интеграции
9 (216) - 2011
Чтобы определить, за сколько окупится объединение компаний, необходимо приравнять эту формулу к нулю, т.е. после этого периода объединенная компания начнет зарабатывать на синергии:
^зирег
Период вычисляется по формуле:
n -
S - S
sub-i super
S
sub
т. е. он равен отношению разницы единовременных затрат и общей выгоды на ежемесячную экономию.
Если же компания прежде всего стремится повысить продажи, то эффект будет следующим: S=S n+S hn — S , ..
S super sub sub—i
Тогда период окупаемости будет рассчитываться так:
S n+S hn-S , . = 0.
super sub sub—i
Он будетравен отношению общих затрат на проведение операции по слиянию к сумме ежемесячных сокращений расходов и увеличению продаж.
Однако оценка эффективности слияния или поглощения зачастую очень сложна, что связано со следующими моментами:
- необходимостью определения экономических выгод и издержек, расчета синергетического эффекта от слияния и поглощения компаний;
- необходимостью выявления как мотивов слияния, так и того, кто из участников, вероятнее всего, извлечет из него прибыль, а кто понесет убытки;
- возникновением при слияниях и поглощениях особых налоговых, правовых, кадровых и бухгалтерских проблем;
- необходимостью учитывать, что не все слияния и поглощения осуществляются на добровольных началах. В случае враждебных поглощений издержки на реализацию этой сделки могут существенно превысить прогнозируемые.
По данным Mergers & Acquisitions Journal [1], 61% всех слияний и поглощений компаний не окупает вложенных в них средств. А исследование 300 слияний, произошедших за последние 10 лет, проведенное Price Waterhouse, показало, что 57% компаний, образовавшихся в результате слияния или поглощения, отстают по показателям своего развития от других аналогичных представителей данного рынка и вынуждены вновь разделяться на самостоятельные корпоративные единицы.
Экспертами обычно указываются три причины неудачи слияний и поглощений:
- неверная оценка поглощающей компанией привлекательности рынка или конкурентной позиции поглощаемой (целевой) компании;
- недооценка размера инвестиций, необходимых для осуществления сделки по слиянию или поглощению компании;
- ошибки, допущенные в процессе реализации сделки по слиянию.
Недооценка компании-партнера — вопрос информационной политики предприятия. Недооценка размера инвестиций — вопрос уже экономический, поэтому необходимо правильно оценивать все затраты. В настоящее время с этим не должно быть проблем, однако для каждой компании слияние — дело, по сути, инновационное, и расчет не может быть доподлинно точным. К сожалению, присутствуют и ошибки менеджеров, которые долго формируют управленческую среду для нормального функционирования компании.
Еще одним негативным фактором объединения является выбор руководителя. Когда объединяются две компании, руководитель должен остаться один. Не секрет, что из-за этой проблемы объединенная компания не может функционировать полноценно, и часто происходит дальнейшее разделение предприятий. Затраты оказываются бесполезными.
Список литературы
1. Herzel L., Shepro R. W. Bidders and Targets: Mergers and Acquisitions in the U. S. Basil Blackwell, Inc., Cambridge, Mass., 1990.
2. Matthews R. Mergers, Complexity and gates: SEAG Annual Conference. Kingston Unoversity Business School. 2000. September.