Научная статья на тему 'Прогнозирование синергетического эффекта до объединения банков'

Прогнозирование синергетического эффекта до объединения банков Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
473
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНЕРГИЯ / ЭФФЕКТ / ВЛИЯНИЕ / ОБЪЕДИНЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Веселов А.И.

В статье рассматривается подход к определению предполагаемой эффективности (синергетической) от объединения двух кредитных организаций. Приводятся формулы для расчета положительных и отрицательных эффектов от интеграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Прогнозирование синергетического эффекта до объединения банков»

tcoftKOfcamu&Hou интеграции

УДК 338.001.36

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА ДО ОБЪЕДИНЕНИЯ БАНКОВ

А. И. ВЕСЕЛОЕ,

кандидат экономических наук, независимый эксперт, г. Москва E-mail: vesaniv@mail.ru

В статье рассматривается подход к определению предполагаемой эффективности (синергетической) от объединения двух кредитных организаций. Приводятся формулы для расчета положительных и отрицательных эффектов от интеграции.

Ключевые слова: синергия, эффект, влияние, объединение предприятий.

Объединение предприятий несет в себе как позитивные, так и негативные последствия.

Как известно, синергетический эффект можно разложить на два направления: субаддитивность и супераддитивность. Первое — эффект за счет сокращения затрат капитала (основного, трудового, финансового и проч.), второе — эффект за счет роста продаж.

В экономической науке нет четкого подхода к расчету субаддитивности и супераддитивности.

Однако лучше исследована природа субаддитивности. Она и легче поддается экономическому анализу (по факту) и прогнозированию (когда планируется рост фирмы или ее слияние с другой фирмой).

Субаддитивность заключается в том, что при объединении два предприятия могут использовать меньше капитала, чем до объединения. То же самое

касается и органического роста предприятия: по мере роста, до определенного момента, сокращаются удельные его издержки. Таким образом, одна и та же величина капитала зарабатывает все больше и больше прибыли. Это касается как кадрового капитала, так и основных фондов, нематериальных активов, собственного капитала предприятия.

Супераддитивность прогнозировать сложнее. Есть два пути.

Первый — арифметическое сложение объемов продаж предприятий до объединения будет равно итоговому объему продаж после объединения V - V + V - V

у Б М ^ г 2 1+2'

где У8 — объем продаж объединенной компании; У12 — объемы продаж 1 и 2 компании до объединения.

Второй — итоговый объем продаж будет равен сумме объемов продаж до объединения за вычетом потерь, плюс приобретения от объединения.

Потери от объединения могут быть следующими:

- сокращение объемов продаж одной из компаний вследствие оттока клиентов по маркетинговым причинам. Здесь понимается, что при слиянии одна из компаний меняет название. Часть клиентов непременно потеряется. Величина таких потерь прогнозируется экспертным

советом компаний. Возможна ситуация, когда две компании меняют название, тогда потери будут в обеих; - сокращение объемов продаж вследствие инфраструктурных преобразований. Это может быть: нехватка площадей для большей компании, чем ранее, транспортные проблемы. Синергетическим плюсом от объединения может быть рост объемов продаж вследствие увеличения доли рынка и подавления конкурентов, более эффективной рекламной кампании, более широкого охвата потребителей, больших возможностей предоставления скидок и т. п. Однако важно понимать, что плюсы супераддитивности ограничены производственными мощностями предприятий. Они не смогут производить больше, чем производили до этого, если объем производства для каждого предприятия был предельным. Но если он был таким только у одного предприятия до объединения, то появится прямая выгода от объединения, выражающаяся в росте объемов производства на тех же мощностях. Этот эффект пересекается с субаддитивностью, но в случае с субаддитивностью имеет место сокращение использования оборудования при тех же объемах производства, а здесь — в увеличении объемов производства при тех же основных фондах (просто часть продукции будет произведена на оборудовании не полностью загруженного предприятия).

Рассмотрим прогнозирование эффекта от объединения на примере двух банков. Для этого воспользуемся отчетностью банков за календарный месяц по форме табл. 1. Будем оперировать понятием «операционная прибыль» банка, которая

Таблица 1

Отчет о прибылях и убытках банков ХиУ,у. е.

Показатель БанкХ БанкУ

Доходы, всего 13 012 10 815

В том числе:

- процентные доходы 12 097 4 722

- непроцентные доходы 915 6 093

Расходы, всего 9 703 8 922

В том числе:

- процентные расходы 2 310 4 156

- административно-хозяйственные 7 295 4 713

расходы

Из них:

- расходы на персонал 2 942 1 766

- амортизация 300 269

- содержание имущества 424 1 139

- организационно-управленческие 3 629 1 538

расходы

Операционная прибыль 3 309 1 893

равняется прибыли по балансу за вычетом переоценки ценных бумаг, валюты и сальдо резервов. Это сделано потому, что важно оценивать определенные банковские продукты и направления затрат, а не статьи затрат, как в российской системе бухгалтерского учета кредитных организаций.

Прибыль банка X составила 3 309 у. е., банка У — 1 893 у. е. При простом суммировании можно считать, что от слияния двух банков прибыль ежемесячно составит 5 202 у. е. Однако это неправильно. Рассмотрим поэтапно, как надо оценить эффект от объединения этих банков (рис. 1).

Первый этап — определение процентных доходов после слияния. Для банка доход после слияния увеличится не арифметически, а геометрически по причине роста стоимости собственного капитала. В настоящее время рост стоимости банковского бизнеса, объемов выдаваемых кредитов ограничен стоимостью капитала. Поэтому после слияния банк сможет выдавать кредиты суммой в два раза больше, чем мог давать каждый из банков до слияния в среднем. Это не значит, что доход от процентных операций увеличится вдвое. Но он точно увеличится, так как крупному банку проще привлечь клиентов.

Формула для расчета дохода от процентных операций имеет вид

у% = Чк х К X Г, где У% — процентные доходы;

дк — доля крупных заемщиков, максимально приближенных по объему вложений к границе; К— капитал кредитной организации; г — процентная ставка.

Доля крупных клиентов в банковском портфеле постоянно находится в пределах 5—10 % средств, поэтому и доход может увеличиться на столько при условии неизменения капитала объединенного банка и процентной политики.

Второй этап — определение непроцентных доходов после слияния. К этому направлению банковской деятельности, которая заключается в получении различных комиссий от выпуска карт, расчетно-кассового обслуживания и т. д., не применим такой же подход, как на первом этапе. Дело в том, что непроцентные доходы банка не зависят от его капитала. Поэтому величина этого направления деятельности определяется отдельно по каждому поднаправлению (сюда включают обслуживание клиентов, пластиковые карты, переводы, терминалы, конверсионные операции).

Третий этап — определение процентных расходов. Сразу после слияния у кредитной организации

процентные расходы увеличатся пропорционально процентным доходам, так как все действующие сделки останутся (надо будет столько же платить по кредитам и депозитам), только необходимо будет привлечь дополнительно средства для выдачи новых кредитов (первый этап). В то же время процентные расходы могут увеличиться пропорционально только в самой дешевой части, но это приведет к риску (например, межбанковские кредиты вместо депозитов юридических лиц).

Четвертый этап — непроцентные расходы. Эти расходы состоят по большей части из управленческих расходов и прогнозируются наиболее точно. Рассмотрим их подробнее.

Расходы на персонал уменьшатся пропорционально сокращению численности персонала. Например, объединенному банку понадобится меньше бухгалтеров, обслуживающих штат (рассчитывающих заработную плату), юристов (не занятых в объединении, затраты на которых рассчитываются позднее), специалистов кредитного

управления, управления рисков, внутренних аналитиков. В целом практически все подразделения могут сократить численность за счет исключения дублирующих функций. Более того, именно эта статья затрат понимается едва ли не главным мотивом субаддитивности объединения компаний. Однако есть и другие. Расходы на содержание имущества также сократятся пропорционально сокращению численности персонала. Организационно-управленческие расходы тоже должны сократиться пропорционально, однако следует заложить определенный коэффициент риска.

Пятый этап — определение операционной прибыли банка. Рассмотрим на нашем примере, как определяется новая операционная прибыль банка без учета затрат на сам процесс слияния (табл. 2).

Таким образом, произойдет увеличение процентных доходов и расходов, сокращение расходов административно-управленческого характера.

Итоговое значение прибыли превысит простую сумму прибыли почти в полтора раза. Однако не стоит забывать, что эти цифры весьма условные. В то же время такой подход должен использоваться при оценке целесообразности слияния банков до самого слияния.

Шестой этап — определение расходов на сли-

яние.

Расчет эффекта от объединения банков, у. е.

Таблица 2

Показатель БанкХ БанкУ Сумма Итоговое значение после слияния Изменение

Доходы, всего 13 012 10 815 23 827 25 508,9 1 681,9

В том числе:

- процентные доходы 12 097 4 722 16 819 18 500,9 1 681,9

- непроцентные доходы 915 6 093 7 008 7 008 0

Расходы, всего 9 703 8 922 18 625 17 918,9 -706,1

В том числе:

- процентные расходы 2 310 4 156 6 466 7 112,6 646,6

- административно-хозяйственные расходы 7 295 4 713 12 007 10 806,3 -1 200,7

Из них:

- расходы на персонал 2 942 1 766 4 708 4 237,2 -470,8

- амортизация 300 269 569 512,1 -56,9

- содержание имущества 424 1 139 1 563 1 406,7 -156,3

- организационно-управленческие расходы 3 629 1 538 5 167 4 650,3 -516,7

Операционная прибыль 3 309 1 893 5 202 7 590 2 388

Млн руб. 14

Рис. 2.

Динамика окупаемости слияния банков

1 2 ♦ Накопленная прибыль ---- Затраты на слияние

5 б

Срок окупаемости слияния

7 Мес.

Такие расходы очень легко рассчитать, их перечень общеизвестен. Для слияния понадобятся дополнительные услуги юристов, маркетологов, бухгалтеров. Обычно слияние компаний обходится в пределах 1 % от стоимости бизнеса. В приведенном условном примере это равно 10 млн руб.

Седьмой этап — определение срока окупаемости слияния.

Ежемесячно банк будет генерировать около 2,4 млн руб. операционной прибыли. В расчет сознательно не бралась переоценка резервов (так как ими очень легко управлять и искажать финансовый результат), ценных бумаг и валюты (очень сложно предсказать). С такими допущениями можно максимально точно спрогнозировать окупаемость и целесообразность объединения банков. Однако важно учесть, что резкие колебания курсов валют также негативно скажутся на эффективности слияния, как и на всем банковском секторе, так как расходы и доходы от переоценки порой более чем в 10 раз превышают все остальные доходы и расходы банка.

Если объединение стоит 10 млн руб., а ежемесячная операционная прибыль за вычетом налога на прибыль составит 1,8 млн руб., то срок окупаемости можно рассчитать при помощи такого графика (рис. 2). В графике учтено дисконтирование в размере 1 %в месяц.

Таким образом, видно, что на шестой месяц затраты на слияние окупятся. Это неудивительно, для похожих предприятий без использования высокой технологии производства продукции (какими являются банки) срок окупаемости невысок. Однако в приведенном примере рассмотрена окупаемость после выхода проекта на проектную мощность, т. е. когда все связи налажены. Скорость этого выхода

зависит от внутренней структуры банка. Часто из-за затягивания организационно-технических мероприятий срок окупаемости слияний может увеличиться до года.

В заключение можно отметить, что представленный пример рассчитывает чистый синергети-ческий эффект от слияния двух банков. В реальных экономических условиях этого эффекта может и не быть. Это обусловлено следующими факторами:

- банк может получить убыток вследствие переоценки активов и пассивов;

- банк может, помимо слияния, осуществлять и другие проекты, которые будут как замедлять слияние, так и влиять на финансовый результат;

- финансовый результат сам по себе динамичен, на него влияет много текущих банковских факторов;

- на синергетический эффект влияет организационная структура каждого банка в отдельности и объединенного банка, отношения собственников, руководства, обычных сотрудников между собой.

Таким образом, представленная модель подходит только для оценки эффективности слияния до самого слияния. Оценку эффективности после слияния надо проводить по такой же модели, но в расчет принимать изменения только за счет сине-ргетических воздействий:

- рост процентных доходов учитывать только за счет тех заемщиков, которые не могли быть обслужены при предыдущем уровне собственного капитала;

- рост процентных расходов учитывать только в той же динамике, что и процентных доходов;

- сокращение непроцентных расходов учитывать отдельно по каждому уволенному работнику, так как простая разница сумм штатного расписания не даст полной картины: могут быть приняты новые работники вследствие органического роста той или иной кредитной организации, или закрыты старые вакансии. Существует и более простой способ оценки синергетического эффекта после объединения предприятий (банков). Как правило, сравниваются абсолютные значения показателей эффективности деятельности объединенного предприятия и суммы двух предприятий до объединения. Однако этот подход не является верным. Чтобы оценить эффективность только мероприятия «слияние двух

Список литературы

банков», надо не просто вычесть из прибыли после слияния прибыль до слияния. Необходимо учитывать, что изменение прибыли могло произойти по другим причинам. Сама деятельность современного бизнеса такова, что прибыль не имеет четкой динамики ни по годам, ни внутри года. Поэтому надо отбрасывать слияние случайных факторов, которыми могут быть как рыночные (цены, конкуренты), так и внутренние (технологические сбои, эффективность кадров). На финансовый результат влияет еще и фактор случайности. Поэтому подходить к оценке синергетического эффекта следует взвешенно, каждый фактор рассматривать отдельно и учитывать только влияние собственно синергии.

1. Веселое А. И. Оценка синергетического эффекта от объединения предприятий // Экономический анализ: теория и практика. 2011. № 9.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Herzel L., Shepro R. W. Bidders and Targets: Mergers and Acquisitions in the U. S. Basil Blackwell, Inc., Cambridge, Mass., 1990.

3. Matthews R. Mergers, Complexity and gates: SEAG Annual Conference. Kingston Unoversity Business School. 2000. September.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.