Библиографический список
1. Корняков М.В., Звездин А.В. Опыт коммерциализации научно-технических разработок Национального исследовательского Иркутского государственного технического университета // Вестник ИрГТУ. 2010. № 5. С. 303-307.
2. Корняков М.В., Рупосов В.Л. Современное состояние, проблемы и направления развития деятельности Технопарка Национального исследовательского Иркутского государ-
ственного технического университета // Вестник ИрГТУ. 2010. № 6. С. 270-274.
3. Казаков В.Д., Корняков М.В., Рупосов В.Л., Пешков В.В. Роль Национального исследовательского Иркутского государственного технического университета в реализации стратегии инновационного развития экономики Байкальского региона // Вестник ИрГТУ. 2011. № 5. С. 153-158.
УДК 3 30.322.3:37
ОЦЕНКА СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА ИННОВАЦИОННОГО НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КЛАСТЕРА ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
© Т.Ю. Красикова1
Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
При осуществлении кластерной политики высшего учебного заведения существуют определенные проблемы, связанные с пониманием синергетического эффекта кластера и оценкой исследуемого эффекта. Особое внимание в статье уделено вопросу оценки синергетического эффекта функционирования инновационного научно -образовательного кластера. Рассматриваются основные показатели «теории оценки фирмы», предлагается их применение и в оценке синергетического эффекта. Ил. 1. Табл. 1. Библиогр. 6 назв.
Ключевые слова: инновационный научно-образовательный кластер; синергетический эффект; оценка эффективности кластера.
EVALUATING SYNERGISTIC EFFECT OF UNIVERSITY INNOVATION RESEARCH EDUCATIONAL CLUSTER T.Yu. Krasikova
Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, Russia, 664074.
When implementing cluster policy of the university there are some problems associated with the understanding of a cluster synergistic effect and the evaluation of the effect under investigation. Particular attention is paid to the evaluation of the synergistic effect of the innovation research educational cluster. The paper examines key indicators of the "theory of company estimates" and suggests their use in synergistic effect evaluation. 1 figure. 1 table. 6 sources.
Key words: innovation research and education cluster; synergistic effect; evaluation of cluster effectiveness.
В последнее время кластерный подход в рамках развития отечественной экономики становится все более актуальным в силу известных кластерных свойств, которые связаны с повышением конкурентоспособности экономических агентов, находящихся в составе кластеров, и развитием механизмов активизации инновационных процессов. Сфера высшего образования, как известно, не является исключением. В настоящее время как в зарубежной, так и в отечественной науке много внимания уделяется кластерной политике высшего учебного заведения как одному из подходов к формированию эффективной региональной и национальной инновационных систем. Эффективность деятельности кластера, помимо явных выгод, определяется также и возникающим в результате взаимодействия участников кластера синергетическим эффектом, который, как известно, может усиливать результаты взаимодействия агентов кластера. Кроме того, необходимо уделять внимание также знаниям, создаваемым кластером, что составляет его инновационную сущность. Таким образом, при исследовании
оценки эффективности деятельности кластера высшего учебного заведения следует в обязательном порядке затрагивать и возможность исследования оценки синергетического эффекта деятельности кластера, в частности, инновационного научно-образовательного кластера.
Целью исследования является определение синергетического эффекта в случае с обсуждаемым кластером и рассмотрение подходов к количественной оценке синергетического эффекта деятельности инновационного научно-образовательного кластера высшего учебного заведения исходя из его природы «генератора и транслятора» знаний.
Материал и методы исследования. Проблема оценки синергетического эффекта кластера неоднократно поднималась и обсуждалась в работах зарубежных ученых, например таких как Эндерс Малмберг и Доминик Пауэр, которые исследовали вопрос о «создании знания» в кластере [2]. Среди отечественных ученых хотелось бы отметить Р.И. Капелюшникова, уделившего достаточно внимания вопросу транзакци-
1Красикова Татьяна Юрьевна, магистр менеджмента, аспирант, тел.: (3952) 405097, 89041210769, e-mail: [email protected]
Krasikova Tatyana, Master of Management, Postgraduate, tel.: (З952) 405097, B90412107б9, e-mail: [email protected]
270
ВЕСТНИК ИрГТУ №9 (бВ) 2012
онных издержек [4]. Используя методы синтеза, аналогии и дедукции, попытаемся пояснить наше понимание синергетического эффекта исследуемого кластера. Для начала определимся в используемой терминологией.
Под инновационным научно-образовательным кластером (ИНОК) понимается единая система взаимосвязанных экономических агентов в сфере высшего образования и науки, нацеленная на формирование эффективной инновационной среды посредством установления технико-технологических и рыночных долгосрочных связей и направленная на процесс приращения интеллектуального человеческого капитала в области высшего образования и науки, который выражается в последовательной связи подготовки трудовых ресурсов для генерации новых идей, проведения разработок, их коммерциализации и в конечном итоге трансформации в рыночные продукты.
Данная трактовка, по нашему мнению, отражает признаки и функции ИНОК, а именно:
1) существующие агенты взаимосвязаны в сфере высшего образования и науки, более того, субъекты кластера не ограничиваются ни по количеству, ни по функциональному назначению;
2) отражена инновационная составляющая кластера, а именно его направленность на создание инновационной среды;
3) отражены конкретные связи (технико-технологические и рыночные), установленные между участниками кластера;
4) выделена важная функция обсуждаемого кластера - приращение интеллектуального человеческого капитала в сфере высшего образования, направленное на формирование инновационной среды вуза и региона.
Инновационный научно-образовательный кластер как одна из форм, позволяющая активно взаимодействовать науке, производству и обществу и представляющая собой эффективную модель взаимодействия бизнеса, образования и науки, выполняет еще одну актуальную задачу, которая стоит перед российским образованием - данный механизм взаимодействия экономических агентов позволяет готовить специалистов, способных адаптироваться к быстро меняющимся условиям профессиональной деятельности. Ранее в своих работах мы упоминали так называемую модель национальной инновационной системы «тройной спирали» [1], при которой три институциональные сферы - университет, бизнес и государство - вследствие процессов, происходящих в обществе, хотя и имеют свои традиционные миссии, но начинают играть новую роль, выполняя функции других институциональных сфер. В основе данной модели изначально лежит понятие активного гражданского общества, которое на всех уровнях принимает деятельное участие в трансформации университетов из образовательных и научно-исследовательских учреждений в предпринимательские, что сопровождается гибридизацией их миссии.
Одной из главных функций ИНОК, на которую мы будем ориентироваться в своей работе, является обеспечение непрерывного воспроизводства нематериальных активов, которые могут принимать форму знаний, навыков, умений [5]. Таким образом, синерге-тический эффект является одним из показателей эффективного воспроизводства нематериальных активов.
На рисунке дана схема трансфера нематериальных активов в ИНОК и пути проявления данного процесса (неисчерпывающие, разумеется).
В случае с ИНОК подразумевается, что на результаты обсуждаемого трансфера должны оказывать влияние синергизм или синергетический эффект. В теории известно, что под синергией понимается суммирующий эффект взаимодействия двух или более факторов, характеризующееся тем, что их действие существенно превосходит эффект каждого отдельного компонента в виде их простой суммы.
Эффект синергии в ИНОК имеет такое же проявление как и в «обычном» кластере. Рассматривая в рамке кластерной структуры нематериальные активы, можно предположить, что, они, являясь ресурсами, в результате их совместного применения будут использоваться более эффективно и продуктивно. Данное обстоятельство может влиять на скорость воспроизводства нематериальных активов и снижать их экономический износ (устаревание). Применение нематериальных активов в результате гибритизации миссии агентов кластера ведет к их постоянному обновлению, что в конечном итоге приведет к повышению конкурентоспособности инновационной продукции, выпускаемой ИНОК.
Существуют четыре известных проявления синергетического эффекта кластера, которые, по нашему мнению, также присущи и ИНОК. В таблице показано, каким образом проявляется обсуждаемый эффект.
Становится очевидным, что влияние эффективного воспроизводства нематериальных активов присутствует в каждом направлении синергетического эффекта. Очевидно, что даже в случае с направлением «Эффект совместного использования инфраструктурных объектов» речь идет не только о совместном использовании основных средств, но и применении знаний, навыков и умений работников кластера.
Допустим, что в исследуемую кластерную структуру входит п экономических агентов, тогда согласно закону синергии эффект взаимодействия экономических агентов должен превышать эффекты от их автономной деятельности:
Э1 + Э2 +.... + Э п < Э3 ,
где Э1, Э2, ... Эп - эффекты автономной деятельности л-экономических агентов исследуемого кластера; Э3 -эффект совместной деятельности агентов кластера.
При этом, обратим внимание, что под понятием эффект деятельности мы подразумеваем не только экономический эффект, но и социальный, принимая во внимание сущность ИНОК как проекта, имеющего не
Трансфер нематериальных активов в ИНОК
Синергетический эффект в ИНОК
Направление проявления синергетического эффекта в кластере Пояснение к проявлению синергетического эффекта в ИНОК
Синергетический эффект перетока знаний в кластере Знание как намеренно создается («целевое» создание знания, явный трансфер) в силу сущности ИНОК, так и является следствием активизации и действия внутрикластерных механизмов (создание знания «вследствие», неявный трансфер).
Эффект приращения денежного потока В условиях создания и деятельности ИНОК спрос на инновационную продукцию, производимую кластером, существенно выше, так кластер способствует формированию так называемых детерминант спроса [6].
Эффект совместного использования инфраструктурных объектов Объем продукции в результате использования объединенного ресурса инфраструктурных объектов увеличивается мультипликативно.
Эффект снижения транзакционных издержек В рамках кластера расходы предполагаемые (ex-ante) и расходы фактические (ex-post) либо распределяются между агентами кластера, либо происходит их существенное снижение согласно теории транзакционных издержек. Более того, влияние таких известных факторов влияния на транзакционные издержки, как риск, или факторная специфика инвестирования в кластер, начинает снижаться за счет формирования общей базы знаний, навыков, умений и опыта, которые специфично присущи данному кластеру.
только экономическую, но и социальную значимость. Таким образом,
Э1...п = Ээк1...п +Эсоц1...П .
Синергетический эффект от совместной деятельности всех кластерообразующих производств можно выразить разностью:
Бк = Эз - (Э1 + Э2 +... + Эт). При этом возможны три варианта: - Бк > 0: чем больше значение эффекта, тем ре-
зультативнее функционирует система кластерообра-зующих производств, тем больше синергетический эффект;
- Бк = 0: взаимодействие теряет смысл, так как кластерообразующие агенты добились бы подобного результата самостоятельно;
- Бк < 0: взаимодействие невозможно, так как налицо эффект диссинергии, то есть снижениия эффективности функционирования системы в результате
272
ВЕСТНИК ИрГТУ №9 (68) 2012
негативного воздействия друг на друга входящих в нее элементов.
Часто при применении оценки количественной оценки синергетического эффекта применяется показатель EVA - показатель добавленной экономической стоимости. Как правило, он рассчитывается как продукт избыточной доходности, заработанной на инвестициях, и капитала, вложенного в эти инвестиции:
EVA = Po- (Cd * Cinv), где Po - операционная прибыль после уплаты налогов; Cd - стоимость привлеченного капитала; Cim -инвестированный капитал.
В нашем случае в показатели Cd и Cnv (привлеченный и инвестированный капитал) необходимо включать нематериальные активы.
Существует еще один показатель, который рассматривается в теории оценки фирмы. Это Cash Flow Return on Investment (CFROI) - показатель, измеряющий в процентах доход фирмы, созданный ею на существующих инвестициях. Он представляется интересным в контексте цели нашего исследования, и вот почему.
В самом простом виде показатель CFROI рассчитывается следующим образом:
CFROI = (Fg - We)/ Ig , (1)
где Fg- валовые денежные потоки; We - экономический износ; Ig - валовые инвестиции.
В формуле (1) используется показатель «экономический износ» - срок службы актива - один из важных показателей, характеризующих нематериальные активы кластера. При применении данного показателя становится возможным управлять трансфером нематериальных активов с точки зрения их влияния на конечный результат деятельности ИНОК.
Итак, рассмотрены два показателя, которые можно применять при оценке синергетического эффекта ИНОК. Но существует сложность при применении и интерпретации данных показателей в рамках анализа синергетического эффекта. Среди нематериальных активов ИНОК существуют такие, чью стоимость возможно подсчитать (патенты), и такие, чью реальную стоимость определить сложно (например, неформальное общение между партнерами кластера, при котором происходит имплицитный обмен знаниями).
Тем не менее, объективное отсутствие методов оценки эффективности такого рода нематериальных активов не может существенно повлиять на итоговые результаты оценки эффективности синергетического эффекта.
В наше исследование намеренно не включено государство как кластерный агент, так как оно, по нашему мнению, получает эффект от участия всех экономических агентов вне зависимости от наличия прямой связи с данным агентом. Государство, выполняя контролирующую и регулирующую функции, оказывает прямое или опосредованное влияние на экономическое поведение всех агентов в исследуемом кластере. Более того, в условиях специфики российской системы управления, которое имеет жесткую вертикальную матрицу, лидирующая роль государства в формировании инновационных инициатив представляется неоспоримой. Исследованию синергетического эффекта на уровне государства будут посвящены наши последующие работы. Кроме того, в данном исследовании мы не рассматривали эффект диссинер-гии, уделив внимание именно синергии. К сожалению, в отечественной практике зачастую отсутствуют подходы к анализу ошибок несостоявшихся проектов, в том числе и в кластерной политике. Это досадное упущение, принимая во внимание, что причиной этого, возможно, было как раз проявление эффекта дисси-нергии. Таким образом, очевидно, что при исследовании синергетического эффекта существует необходимость уделять внимание и проблеме диссинергии, и путям ее минимизации.
Еще раз подчеркнем, что в данной работе рассмотрены далеко не все проявления синергетического эффекта инновационного научно-образовательного кластера, а лишь основные, с нашей точки зрения. Цель работы - исследовать оценку синергетического эффекта именно в части влияния на создание, воспроизводство, использование нематериальных активов исследуемого кластера. Перечень проявлений исследуемого эффекта действительно намного шире и он неоднократно рассматривался в отечественной и зарубежной литературе, что служит основанием для дальнейших исследований в обозначенной области.
Библиографический список
1. Konyukhov V.Yu., Krasikova T.Yu. The Role of the University and the Innovative Research-Educational Cluster in the Formation and Development of Innovation National System. European Researcher. 2012. № 1 (16).
2. Malmberg А., Power D. (How) Do (Firms in) clusters create knowledge? DRUID Summer Conference, 2003.
3. Дамодаран А. Инвестиционная оценка: инструменты и методы оценки любых активов М.: Альпина Бизнес Букс,
2006. 1341 с.
4. Капелюшников Р.И. Теория трансакционных издержек. [Электронный ресурс]. URL: http://www.libertarium.ru/libertarium/kapelushnikov
5. Мильнер Б. Управление знаниями: Эволюция и революция в организации. М.: ИНФРА-М, 2003.
6. Портер М. Конкуренция / пер. с англ. М.: ИД «Вильямс», 2005. 608 с.