5. ОАО «Иркутскэнерго» [Электронный ресурс]. URL: http://www.irkutskenergo.ru
6. Попов А. Быстрые нейтроны из Иркутска [Электронный ресурс] // Эксперт он-лайн - 19 июля 2011 г. URL: http://expert.ru/2011 /07/19/byistryie-nejtronyi-iz-irkutska/
7. Программа инновационного развития и модернизации ОАО «Иркутскэнерго» до 2017 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.irkutskenergo.ru
8. Саати Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий: пер. с англ. М.: «Радио и связь», 1993. 320 с.: ил.
УДК 338.49:001.895
НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НИ ИРГТУ
© М.В. Корняков1, В.Л. Рупосов2, А.В. Звездин3
Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Рассмотрены основные проблемы развития инновационной инфраструктуры при вузе. Проанализированы модели формирования эффективной системы деятельности Технопарка и наиболее используемые инструменты развития инновационной инфраструктуры. Приводится разработанный алгоритм деятельности Технопарка в виде непрерывного процесса от привлечения в инновационную деятельность студентов, аспирантов, молодых ученых и школьников до создания успешного малого инновационного предприятия. Проведен анализ процесса коммерциализации инновационных разработок в НИ ИрГТУ. Ил. 3. Библиогр. 3 назв.
Ключевые слова: инновация; Технопарк; инновационная инфраструктура; алгоритм инновационной деятельности вуза; малые инновационные предприятия.
DEVELOPMENT TRENDS OF NR ISTU INNOVATION M.V. Kornyakov, V.L. Ruposov, A.V. Zvezdin
Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, Russia, 664074.
The paper considers major development problems of high school innovation infrastructure. It analyzes models to form an efficient system of technopark operation and the most popular tools to develop innovation infrastructure. The authors present the algorithm of technopark operation as a continuous process beginning from getting students, postgraduates, young scientists and schoolchildren involved in innovation to the creation of a successful small innovative enterprise. The analysis of innovation commercialization at the National Research Irkutsk State Technical University is carried out. 3 figures. 3 sources.
Key words: innovation; technopark; innovative infrastructure; algorithm of high school innovative activity; small innovative enterprises.
Инновационная деятельность Национального исследовательского Иркутского государственного технического университета опирается на сложную инфраструктуру, основой которой является Технопарк, созданный в 2001 году. Структура инновационной деятельности представлена на рис. 1, где показано многообразие как внутренних, так и внешних связей.
Целями развития инновационной деятельности вуза являются:
1. Развитие научных школ, воспроизводство новых знаний, получение прорывных технологий.
2. Коммерциализация научных исследований и разработок университета (обеспечение цепочки: НИОКР - Технологии - Проектирование - Опытное производство - Серийное производство).
3. Активное вовлечение студентов в научную и
инновационную деятельность (развитие студенческих творческих объединений, создание центра молодежного инновационного прототипирования, повышение активности участия студентов в конкурсах грантов и программ различного уровня, привлечение их к выполнению хоздоговорных НИР и к работе в малых инновационных предприятиях, работе в лабораториях и центрах университета, реализации собственных инновационных идей в рамках Бизнес-инкубатора ИрГТУ).
4. Повышение эффективности взаимодействия инновационной инфраструктуры вуза с субъектами региональной инновационной инфраструктуры, обеспечивающей увеличение доли инновационной продукции в общем объеме регионального валового продукта [2].
1Корняков Михаил Викторович, доктор технических наук, проректор по инновационной деятельности, тел.: (3952) 405080, e-mail: kornikov@mail.ru
Kornyakov Mikhail, Doctor of technical sciences, Pro-Rector for Innovation, tel.: (3952) 405080, e-mail: kornikov@mail.ru
2Рупосов Виталий Леонидович, кандидат геолого-минералогических наук, доцент, директор Технопарка, тел.:(3952) 405901, e-mail: vitality@mail.ru
Ruposov Vitaly, Candidate of Geological and Mineralogical sciences, Associate Professor, Director of Technopark, tel.: (3952) 405901, e-mail: vitality@mail.ru
3Звездин Алексей Владиславович, начальник отдела развития инновационной деятельности, тел.: (3952) 405901, e-mail: alexejz@istu.edu
Zvezdin Aleksei, Head of Innovation Development Department, tel.: (3952) 405901, e-mail: alexejz@istu.edu
Рис. 1. Структура инновационной деятельности НИ ИрГТУ
Для достижения первой цели - развитие научных школ, воспроизводство новых знаний, получение прорывных технологий - необходимо формирование вузовской системы инновационной деятельности, обеспечивающей [1]:
1) прогнозирование и мониторинг технологического развития на ближайшую перспективу приоритетных и профильных для вуза отраслей экономики;
2) оценку научно-технического и кадрового потенциала вуза по разработке прорывных технологий;
3) анализ перспектив развития потенциальных компаний-партнеров вуза с разработкой рекомендаций по их модернизации и инновационному развитию; технико-экономическое обоснование, маркетинговые исследования и формирование реестра перспективных инновационных проектов и дорожных карт по их реализации;
4) привлечение инвестиций на проведение базовых НИР для разработки прорывных технологий (конкурсы грантов и программ различного уровня, реинвестирование в науку средств от коммерциализации широкого спектра разработок и научно-технических услуг вуза);
5) формирование междисциплинарных исследовательских рабочих групп (включая привлечение ведущих российских и зарубежных ученых);
6) опережающую подготовку специалистов новой формации для формирования и развития новых научных школ, будущего обеспечения сопровождения внедрения разработки.
Для достижения второй цели - коммерциализация научных исследований и разработок университета (обеспечение цепочки: НИОКР - Технологии - Проектирование - Опытное производство - Серийное производство) - возможно использование следующих механизмов:
1 механизм. Создание групп внедрения инновационных разработок на уже существующих крупных промышленных предприятиях региона.
2 механизм. Создание малого предприятия для отработки новой технологии и обеспечение профессиональной поддержки его работы посредством размещения его в Бизнес-инкубаторе Технопарка ИрГТУ. Далее отработанная технология передается для адаптации под местные условия и масштабирования производства крупному промышленному предприятию.
Рис. 2. Механизмы внедрения технологий в ИрГТУ
Обращение предприятий Иркутской области
Наиболее актуальные проблемы экономики
Реестр перспективных проектов университета
т
Выявить проблему в соответствии с приоритетными направлениями развития
Деканаты и институты ИрГТУ, аспирантура
Колледжи ИрГТУ
Школы Иркутской области
Формирование инициативных групп по решению проблемы: школьники, студенты, бакалавры, магистранты, аспиранты, молодые ученые
В случае неудачи Поиск новой проблемы
Лаборатории и центры ИрГТУ
Инфраструктура университета N
Бизнес-инкубатор
Работа по проекту Проведение работ по доведению разработок до состояния, близкого к коммерциализации
Да
Научный потенциал унив эрситета
Поиск источников финансирования - Программа Старт - Фонд посевных инвестиций ОАО «РВК» - ФЦП, Региональные программы ■ Частные инвесторы (российские и зарубежные)
горь
Использование центров коллективного пользования и лабораторий
Научная и технологическая поддержка проекта
Ж
Создание малого инновационного предприятия
- по 217 ФЗ РФ
- по 83 ФЗ РФ
- в виде самостоятельной компании - в виде дочерней структуры крупной промышленной компании
Коммерческая деятельность малого
инновационного предприятия (выпуск инновационной продукции)
Рис. 3. Алгоритм вовлечения студентов в научную и инновационную деятельность
3 механизм. Развитие малого предприятия, созданного в рамках технопарка, и превращение его в крупное предприятие.
Для достижения третьей цели - активное вовлечение студентов в научную и инновационную деятельность - необходимо комплексно использовать следующие инструменты: развитие студенческих творческих объединений, создание центра молодежного инновационного прототипирования, повышение активности участия студентов в конкурсах грантов и программ различного уровня, привлечение их к выполнению хоздоговорных НИР и к работе в малых инновационных предприятиях, работе в лабораториях и центрах университета, реализации собственных инновационных идей в рамках бизнес-инкубатора ИрГТУ.
В частности, такая система может быть представлена в виде алгоритма (рис. 3). Ниже приводится его пошаговое описание:
1. Производится поиск проблемы, которую можно решить с использование инициативных групп, состоящих из студентов под руководством преподавателей, ученых и инженерных.
Источником идей являются промышленные предприятия и организации, проблему которых можно решить, создав инновации. По возможности предприятия выступают в качестве инвестора для работы команды (например проблемы обследования внутреннего пространства труб большого диаметра).
Другим направлением поиска идей являются проблемы экономики, в решении которых заинтересованы бизнес-структуры или администрация Иркутской области, способные выступить инвесторами на определенных этапах решения проблемы.
Также в управлении инновационной деятельности готовится ежегодно реестр наиболее перспективных проектов ИрГТУ для коммерциализации и дальнейшей работы по проектам (на 2012 год в ИрГТУ сформировано 12 проектов).
2. Формируются инициативные группы из студентов разных факультетов и институтов. Основой группы становится куратор, который ведет организационные работы. В состав группы входят студенты инженерных, экономических, дизайнерских и других специальностей. В группу могут быть добавлены учащиеся школ, лицеев и колледжей для повышения эффективности работы по профориентации. (Например, в группу по созданию роботов для обследования внутреннего пространства труб входят студенты разных специальностей: машиностроители, автоматчики, программисты, экономисты, работающие под руководством аспиранта с машиностроительного института).
3. Работа группы происходит в основном в профильной лаборатории или центре, но с использованием возможностей других центров коллективного пользования и отделов университета. Данный коллектив может быть зарегистрирован как СКБ и участвовать в конкурсе на становление резидентов бизнес-инкубатора. Как резидент Бизнес-инкубатора, СКБ
получает информационную и материальную поддержку в виде оборудования, закупленного по 219 Постановлению Правительства. (Например, группа по разработке робота для обследования труб регистрируется как СКБ, около 5 СКБ уже получили поддержку от Технопарка как резиденты бизнес-инкубатора).
Если работа команды неэффективна, то необходимо изменить тематику исследования или состав участников.
4. В случае если проект находится на очень ранней стадии разработки, то его авторам необходимо подавать заявку на участие в программе У.М.Н.И.К. Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Если уже близок к коммерциализации, то производится поиск источника дальнейшего финансирования.
ИрГТУ помогает группе оформить заявку по программам ФЦП, на городские и областные конкурсы (например, в ИрГТУ выиграно более 5 конкурсов в 2011 году), по программе СТАРТ Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, в фонд Сколково и в Фонд посевных инвестиций РВК, как венчурный партнер.
5. Для дальнейшей эффективной работы необходимо создавать малое инновационное предприятие по 217 ФЗ или 83 ФЗ РФ. Если данная разработка интересует крупную промышленную компанию, то это может быть совместное предприятие или при вузе создается дочерняя компания корпорации.
6. Далее проект продолжает функционировать в виде самостоятельной организации (spin-off) с постоянным привлечением к своей работе студентов и использованием оборудования центров коллективного пользования и лабораторий университета (например, предприятие ООО «Термостат» работает самостоятельно с непосредственной поддержкой вуза).
Для достижения четвертой цели - повышение эффективности взаимодействия инновационной инфраструктуры вуза с субъектами региональной инновационной инфраструктуры - необходимо:
1. Организовать систему мониторинга о состоянии субъектов инновационной деятельности региона [3].
2. Создать электронную базу данных по структурным группам инновационной системы региона.
3. Разработать нормативные, методические и информационные документы, обеспечивающие эффективность взаимодействия инновационной инфраструктуры ИрГТУ с субъектами инновационной инфраструктуры региона.
4. Создать на базе университета систему экспертизы инновационных проектов по приоритетным направлениям развития экономики Байкальского региона.
5. Создать региональный коучинг-центр по «упаковке» и представлению инновационных проектов венчурным инвесторам на базе ИрГТУ.
6. Организовать подготовку и переподготовку кадров в области инновационной деятельности.
Библиографический список
1. Корняков М.В., Звездин А.В. Опыт коммерциализации научно-технических разработок Национального исследовательского Иркутского государственного технического университета // Вестник ИрГТУ. 2010. № 5. С. 303-307.
2. Корняков М.В., Рупосов В.Л. Современное состояние, проблемы и направления развития деятельности Технопарка Национального исследовательского Иркутского государ-
ственного технического университета // Вестник ИрГТУ. 2010. № 6. С. 270-274.
3. Казаков В.Д., Корняков М.В., Рупосов В.Л., Пешков В.В. Роль Национального исследовательского Иркутского государственного технического университета в реализации стратегии инновационного развития экономики Байкальского региона // Вестник ИрГТУ. 2011. № 5. С. 153-158.
УДК 3 30.322.3:37
ОЦЕНКА СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА ИННОВАЦИОННОГО НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КЛАСТЕРА ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
© Т.Ю. Красикова1
Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
При осуществлении кластерной политики высшего учебного заведения существуют определенные проблемы, связанные с пониманием синергетического эффекта кластера и оценкой исследуемого эффекта. Особое внимание в статье уделено вопросу оценки синергетического эффекта функционирования инновационного научно -образовательного кластера. Рассматриваются основные показатели «теории оценки фирмы», предлагается их применение и в оценке синергетического эффекта. Ил. 1. Табл. 1. Библиогр. 6 назв.
Ключевые слова: инновационный научно-образовательный кластер; синергетический эффект; оценка эффективности кластера.
EVALUATING SYNERGISTIC EFFECT OF UNIVERSITY INNOVATION RESEARCH EDUCATIONAL CLUSTER T.Yu. Krasikova
Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, Russia, 664074.
When implementing cluster policy of the university there are some problems associated with the understanding of a cluster synergistic effect and the evaluation of the effect under investigation. Particular attention is paid to the evaluation of the synergistic effect of the innovation research educational cluster. The paper examines key indicators of the "theory of company estimates" and suggests their use in synergistic effect evaluation. 1 figure. 1 table. 6 sources.
Key words: innovation research and education cluster; synergistic effect; evaluation of cluster effectiveness.
В последнее время кластерный подход в рамках развития отечественной экономики становится все более актуальным в силу известных кластерных свойств, которые связаны с повышением конкурентоспособности экономических агентов, находящихся в составе кластеров, и развитием механизмов активизации инновационных процессов. Сфера высшего образования, как известно, не является исключением. В настоящее время как в зарубежной, так и в отечественной науке много внимания уделяется кластерной политике высшего учебного заведения как одному из подходов к формированию эффективной региональной и национальной инновационных систем. Эффективность деятельности кластера, помимо явных выгод, определяется также и возникающим в результате взаимодействия участников кластера синергетическим эффектом, который, как известно, может усиливать результаты взаимодействия агентов кластера. Кроме того, необходимо уделять внимание также знаниям, создаваемым кластером, что составляет его инновационную сущность. Таким образом, при исследовании
оценки эффективности деятельности кластера высшего учебного заведения следует в обязательном порядке затрагивать и возможность исследования оценки синергетического эффекта деятельности кластера, в частности, инновационного научно-образовательного кластера.
Целью исследования является определение синергетического эффекта в случае с обсуждаемым кластером и рассмотрение подходов к количественной оценке синергетического эффекта деятельности инновационного научно-образовательного кластера высшего учебного заведения исходя из его природы «генератора и транслятора» знаний.
Материал и методы исследования. Проблема оценки синергетического эффекта кластера неоднократно поднималась и обсуждалась в работах зарубежных ученых, например таких как Эндерс Малмберг и Доминик Пауэр, которые исследовали вопрос о «создании знания» в кластере [2]. Среди отечественных ученых хотелось бы отметить Р.И. Капелюшникова, уделившего достаточно внимания вопросу транзакци-
1Красикова Татьяна Юрьевна, магистр менеджмента, аспирант, тел.: (3952) 405097, 89041210769, e-mail: krasiko-va_tatyan@mail.ru
Krasikova Tatyana, Master of Management, Postgraduate, tel.: (S952) 405097, B9041210769, e-mail: krasikova_tatyan@mail.ru