https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-4-976-984
оригинальная статья
Оценка сформированное™ биоэтического сознания студентов (на материале обучающихся Пермского государственного национального исследовательского университета)
Любава Олеговна Пузырёва Светлана Юрьевна Жданова
Пермский государственный национальный исследовательский Пермский государственный национальный исследовательский университет, Россия, Пермь; https://orcid.org/0000-0002- университет, Россия, Пермь; https://orcid.org/0000-0001-
3248-9133; puzireva.l@gmail.com 5496-0531
Поступила в редакцию 26.10.2021. Принята после рецензирования 24.11.2021. Принята в печать 29.11.2021.
Аннотация: Анализируются существующие эмпирические исследования различных аспектов биоэтического сознания. Отмечается недостаток комплексного исследования биоэтического сознания различных групп населения. Для решения данной проблемы было проведено специальное эмпирическое исследование, посвященное оценке сформиро-ванности компонентов биоэтического сознания у студентов. Исследование является частью проекта, нацеленного на восполнение дефицита научных знаний по проблеме биоэтики и биоэтического сознания, изучение актуального уровня развития и формирование более углубленного, структурированного, развернутого биоэтического сознания. Цель - выявить общие тенденции, закономерности, структурно-содержательные компоненты биоэтического сознания, а также оценить уровень сформированности биоэтического сознания у студентов. В исследовании приняли участие 155 студентов Пермского государственного национального исследовательского университета. Для диагностики показателей сформированности биоэтического сознания студентов была использована анкета, созданная на основании работ Ю. А. Евельсон и О. В. Евусяк и адаптированная для исследования широкой студенческой аудитории. Определены структурные компоненты биоэтического сознания: содержательно-когнитивный, мотивационно-коммуникативный и рефлексивно-деятельностный. Выявлен средне-низкий уровень развития компонентов биоэтического сознания у студентов, что является отправной точкой для дальнейшего исследования и создания программы формирования более глубокого, содержательно наполненного биоэтического сознания.
Ключевые слова: биоэтика, уровни сформированности, компоненты биоэтического сознания, содержательно-когнитивный компонент, мотивационно-коммуникативный компонент, рефлексивно-деятельностный компонент
Цитирование: Пузырёва Л. О., Жданова С. Ю. Оценка сформированности биоэтического сознания студентов (на материале обучающихся Пермского государственного национального исследовательского университета) // Вестник Кемеровского государственного университета. 2021. Т. 23. № 4. С. 976-984. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-4-976-984
Введение
В мировом сообществе отмечается возрастание требований к молодым специалистам и в целом к подготовке высококвалифицированных кадров. Мировые процессы повлияли и на систему образования в России, где в настоящее время акцент ставится на практическую ориентацию учебного процесса и компетентностный подход в обучении. Высокая квалификация и компетентность специалиста подразумевает моральную ответственность в профессиональной сфере перед собой, коллективом и общественностью, что закреплено в ряде универсальных и общепрофессиональных компетенций учебных программ.
Проблемы нравственно-этического и морального характера, особенности человеческих взаимоотношений, связь общества и биосферы, сохранение равновесия экосистемы, применимость и правомерность открытий и достижений всегда являлись первостепенными вопросами в развитии знания. Современные исследования отличают тенденции к междисциплинарности, проблемной ориентации, к одновременной интеграции и дифференциации знания. Закономерное
появление относительно новой научной сферы биоэтики способствовало решению большого числа актуальных исследовательских вопросов и определению нравственных ориентиров не только научной работы, но и деятельности человека в принципе. Однако, несмотря на активное обращение исследователей к проблемам биоэтики, недостаточно изученной остается сфера биоэтического сознания и актуальные вопросы формирования биоэтического сознания у представителей разных групп населения.
Формирование биоэтического сознания и биоэтической культуры выступает в этом контексте важным условием обеспечения достойного выполнения профессиональных обязанностей будущих специалистов. В работах О. А. Семеновой [1], И. В. Силуяновой [2], Л. Б. Ляуш и др. [3] показано, что развитое биоэтическое сознание, включающее в себя биоэтическое мировоззрение и выработку практических навыков принятия моральных решений, является важным и необходимым условием формирования профессиональных компетенций современного специалиста.
976
© 2021. Автор(ы). Огатья распространяется на условиях международной лицензии ГС BY 4.0
https://vestnik.kemsu.ru ВЕСТНИК Психология
- Кемеровского государственного университета -
https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-4-976-984
Актуальность исследования обусловлена также и процессами глобализации, расширения взаимосвязи и влияния различных культур, повсеместного внедрения новых технологий во все сферы жизни человеческого общества, интеграции новых взглядов на фундаментальные проблемы бытия [4-9]. Формирование биоэтического сознания человека необходимо для понимания принципов глобальной этики, осознания того, что люди являются неотъемлемой частью биосферы, играют важную роль в защите друг друга, других форм жизни и планеты в целом.
Исследователи отмечают, что в настоящее время наблюдается дефицит научных работ по вопросам использования педагогического потенциала биоэтики в образовании [10]. Вместе с тем изучение значимости и особенностей формирования биоэтического сознания студентов как будущих специалистов и профессионалов имеет высокое теоретическое и практическое значение для современной отечественной педагогики и психологии.
В разное время к проблемам изучения различных аспектов биоэтического сознания и к вопросам его формирования обращались в своих работах И. В. Силуянова [2], Л. Б. Ляуш и др. [3], Ю. А. Евельсон [12; 13], О. В. Евусяк [13], О. А. Семенова [1; 14], Т. Г. Светличная и др. [15], С. Н. Чемидронов и О. Ю. Айдумова [16], Ш. Н. Шахбанов [17-20] и Э. Б. Сайпуева [18; 19]; А. Н. Магомедова и Л. Н. Харченко [10; 21; 22]. А. М. Островский и И. Н. Коляда [4].
Характеризуя степень представленности исследуемой проблемы в научной литературе, следует отметить, что в современной науке наблюдается повышенный интерес ученых к исследованиям ценностных ориентаций биоэтического характера как идейных оснований профессионального поведения и деятельности работников в сфере медицинской практики; биоэтических представлений о живом и возможностях медицинских манипуляций с ним у студентов медицинских университетов; отношения студентов-медиков к основным проблемам биоэтики; биоэтического воспитания и создания биоэтически ориентированной социокультурной среды вуза. Однако данные аспекты изучаются изолированно, в качестве предметов исследований выступают разные аспекты и грани проблемы биоэтического сознания.
Так, работа Ю. А. Евельсон посвящена проблеме формирования биоэтических ценностей студентов медицинских вузов как идейных оснований будущей профессиональной деятельности. Проводя теоретический анализ проблемы содержания понятия ценностные ориентации, автор называет особенности ценностей медицинских работников и выделяет три компонента: смысловой, эмоциональный и поведенческий. Это позволяет автору наполнить их контекст биоэтическим содержанием и описать биоэтические ценности медицинских работников. Вместе с тем отмечается недостаток эмпирического изучения наполненности и сфор-
Анализируя концепции биоэтики и биомедицинской этики, О. А. Семенова делает вывод о цели обогащения биоэтических знаний студентов медицинских ВУЗов, что заключается в формировании комплекса знаний и практических навыков предупреждения и разрешения нравственных дилемм. В работе приведен пример программы, которая направлена на формирование биоэтической культуры студентов. Обогащение биоэтического сознания, согласно автору, призвано обеспечивать развитие личностных качеств, необходимых для достойного выполнения профессиональных обязанностей с учетом морально-этических и ценностно-правовых принципов биоэтики [14].
Феномен биоэтического воспитания рассматривается и описывается на основе теоретического анализа, проведенного Ш. Н. Шахбановым и Э. Б. Сайпуевой, которые понимают под биоэтическим воспитанием совокупность педагогических условий, воспитательной среды, субъектов, содержания воспитания и процесса в пространстве образовательного учреждения, направленного на формирование качеств личности биоэтической направленности. Выделены признаки биоэтического воспитания, сделан акцент на позитивных влияниях и благотворных, в теории, результатах внедрения биоэтического воспитания в образование [19].
В исследовании А. Н. Магомедовой и Л. Н. Харченко вводится научная категория биоэтическое воспитание, трактуемая авторами как психолого-педагогический процесс, который направлен на формирование биоэтических моральных качеств личности и реализуется непрерывно на разных ступенях образовательной системы. Авторами сделан вывод о необходимости внедрения целенаправленного биоэтического воспитания в образовательных учреждениях как основы формирования мировоззрения и возможности построения успешной будущей деятельности [10].
А. М. Островский и И. Н. Коляда изучили биоэтические представления студентов и рассматривают биоэтическое мировоззрение в ключе методологической основы выработки у студентов медицинских специальностей практических навыков решения экзистенциальных и метафизических проблем человеческого бытия. Результаты данного исследования показали отсутствие у студентов на начальных этапах обучения сформированной системы биоэтических представлений и возрастание осознанности в данной сфере соответственно курсу обучения. Но несмотря на выявленные факторы, влияющие на динамику формирования биоэтических представлений (пол, социальный статус, экономическое положение, политические взгляды, религиозные убеждения и др.), сделан вывод о недостаточной изученности данной сферы, что требует углубления и расширения исследований в данном направлении [4].
Анализ литературы показал, что чаще всего проблемы биоэтики и аспекты биоэтического сознания изучаются в связи с профессиями медицинской направленности.
Можно заключить, что на сегодняшний день нет четко определенного и устоявшегося определения понятия
https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-4-976-984
биоэтическое сознание. Данная категория существует, скорее, как область актуальных вопросов, анализ которых позволяет говорить о функциях, которые она выполняет. В. В. Сергеев и др. предлагают понимать биоэтическое сознание как «область сознания, которая в обобщенной форме отражает действительность в форме биоэтических знаний, оценочных отношений к биоэтике и практике реализации ее законов, принципов и правил, моральных установок и ценностных ориентаций, регулирующих поведение разумного и нравственного человека в ситуациях морального выбора, связанного с его вмешательством в процессы жизнедеятельности» [23, с. 9].
Мы понимаем биоэтическое сознание как все биоэтические знания человека, отношение человека к обширному кругу проблем биоэтики и сформированный в сознании субъекта образ биоэтики как области знания, отношение человека к внедрению и применению законов биоэтики, правил и принципов, нравственные и моральные ценности и этичность действия и поведения.
Осмысление постоянно возникающих новых проблем биоэтического характера, необходимость адекватной оценки профессиональных проблем и принятия взвешенных аргументированных решений обуславливает необходимость изучения биоэтического сознания в первую очередь у молодежи. Кроме того, молодежь, являясь достаточно широкой социальной группой, непосредственно и активно включена в процессы модернизации и стабилизации общества, отношений, производства, науки, а также является индикатором происходящих перемен и основой формирования будущих инноваций в обширном ряде отраслей. Воспитание молодежи остается одной из приоритетных задач государства, где формирование биоэтического сознания является необходимым звеном гармоничного развития личности, способной реализоваться во всех сферах общественной жизни, включая профессиональную.
Таким образом, целостное исследование биоэтического сознания, а не его компонентов изолированно друг от друга, с позиции специалистов разного профиля подготовки на данный момент отсутствует и требует комплексного решения.
Материалы и методы
Цель настоящей работы состояла в изучении особенностей биоэтического сознания студентов и оценке его сформированности. В задачи исследования входило также определение структурно-содержательных компонентов биоэтического сознания, значимости и перспектив его развития.
В исследовании приняли участие 155 студентов Пермского государственного национального исследовательского университета специальностей естественнонаучного и гуманитарного циклов в возрасте 17-25 лет (средний возраст - 19,5 лет). Исследование проводилось в сентября-декабре 2020 г. В группу вошли 31 юноша (20 %) и 124 девушки (80 %) с филологического, философско-социологического, географического, химического
факультетов и факультета современных иностранных языков и литератур 1, 3 и 5 курсов обучения.
Для диагностики показателей сформированности биоэтического сознания студентов была использована анкета, созданная на основании анкеты Ю. А. Евельсон и О. В. Евусяк и адаптированная для исследования широкой студенческой аудитории [13; 24].
Для количественной обработки результатов исследования были подсчитаны частоты ответов респондентов по всем показателям анкеты.
Результаты
На первом этапе были выделены структурно-содержательные компоненты биоэтического сознания студентов. На основании анализа исследования Ю. А. Евельсон [24] и полученных нами данных с помощью модификации анкеты «Биоэтическая направленность студентов» были выделены следующие компоненты биоэтического сознания студентов: содержательно-когнитивный, мотивационно-коммуникативный, рефлексивно-деятельностный. В зависимости от степени выраженности показателей для каждого компонента выделены уровни проявления сформированности биоэтического сознания: начальный (уровень представления), базовый (уровень развития), оптимальный (уровень освоения).
Первичные ответы адаптированной анкеты были перекодированы в численные значения. Так, нам удалось выявить уровень наполненности и сформированности биоэтического сознания студентов и составляющих его компонентов. После сбора и анализа данных с использованием анкеты в целом по выборке были получены результаты, представленные в таблице.
В целом у студентов отмечается средний уровень сформированности содержательно-когнитивного компонента биоэтического сознания, что выражается в способности выделять общечеловеческие моральные ценности, видеть этические основания профессиональной деятельности, в осознании ответственности научных и медицинских работников перед обществом, в знании современных научных достижений. Однако наблюдается недостаток знаний о сущности биоэтики. Студенты не имеют систематизированных знаний в сфере биоэтики, отождествляют понятия биоэтика и медицинская этика, не могут описать проблемное поле биоэтики, не осознают общие нравственные основания биоэтики применительно к профессиональной деятельности.
Сформированность содержательно-когнитивного компонента биоэтического сознания обозначает наличие у студентов знаний и представлений о сущности биоэтики и определении основных терминов и понятий, понимание сущности гуманизма профессий, понимание нравственного компонента «биоэтического» и высших общечеловеческих моральных ценностей, а также способность к соотнесению вышеуказанного с собственной деятельностью и повседневностью.
https://vestnik.kemsu.ru ВЕСТНИК Психология
- Кемеровского государственного университета -
https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-4-976-984
Табл. Показатели сформированности содержательно-когнитивного компонента биоэтического сознания студентов Tab. Development indicators of the content-cognitive component of bioethical awareness in university students
Уровень сформированности знаний Группа знаний Показатель
Низкий ЗБ - знание о сущности биоэтики, умение дать определения биоэтики; 1,5
Средний ЗЦ - знание витальных и моральных ценностей, соотнесение с профессией 3,4
ГП - знание о гуманизме профессий, умение назвать его проявления 3,4
ЦД - знание о целях и назначении профессии 3,5
Высокий ОТ - знание об ответственности и долге в профессиональной сфере 3,8
100%
80%
60%
0%
ЗБ
ЗЦ
ГП
ОТ
ЦД
Рис. 1. Результаты выявления у студентов показателей содержательно-когнитивного компонента: ЗБ - знание о сущности биоэтики, умение дать определения биоэтики,• ЗЦ - знание витальных и моральных ценностей, соотнесение с профессией; ГП - знание о гуманизме профессии, умение назвать его проявления; ОТ - знание об ответственности и долге в профессиональной деятельности; ЦД - знание о целях и назначении профессии
Fig. 1. Content-cognitive component in university students, i.e. knowledge about (left to right): bioethics and its definition; vital and moral values of their future profession; humanism of the profession and its manifestations; professional responsibility and duty; goals of the profession
У студентов наблюдается неравномерное развитие содержательно-когнитивного компонента биоэтического сознания, а его уровень является недостаточным для соответствия требованиям образовательных стандартов, ведь согласно ФГОС студент должен быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку, «уметь ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста»1.
На втором этапе исследования был подробно проанализирован наиболее важный компонент биоэтического сознания - содержательно-когнитивный (рис. 1). Студенты могут в общих чертах охарактеризовать моральные ценности, гуманизм в профессиональной деятельности, назвать признаки гуманного и негуманного отношения, проявления долга и ответственности профессиональной сферы. Неравномерность сформированности содержательно-когнитивного компонента отражает эклектичность знания биоэтики. Большая часть студентов не соотносят свои знания с терминами и понятиями биоэтики и даже не знают о концепте биоэтики на уровне определений. Студентам не хватает целостности и глубины развития биоэтического сознания.
На третьем этапе был проведен анализ двух других компонентов биоэтического сознания. В формировании будущих высококвалифицированных специалистов представляется важным мотивационный компонент биоэтического
сознания. Вместе с тем ни одна деятельность в настоящее время не может осуществляться без коммуникативной составляющей, также выступающей важным звеном биоэтического сознания. Коммуникация в профессиональной деятельности во многом детерминирована наличием биоэтических ценностей у человека, которые обуславливают характеристики общения. Стоит отметить, что ни одна профессиональная деятельность не может быть успешной и эффективной без рефлексивной составляющей.
Мотивационно-коммуникативный компонент биоэтического сознания предполагает осознание ценностных оснований профессиональной деятельности, наличие у студентов мотивации к развитию у себя гуманистической нравственной позиции, понимание и принятие нравственных и моральных основ, направленность на продуктивное и уважительное взаимодействие с другими людьми, умение инициировать и поддерживать социальные контакты.
На рис. 2 представлены показатели сформированности мотивационно-коммуникативного компонента биоэтического сознания студентов. Студенты затрудняются объективно оценить свои отношения, мнения, умения и прогнозируемые действия. У студентов наблюдается сниженная мотивация к формированию у себя морально-нравственных качеств в профессиональной деятельности, низкая самоэффективность (уверенность в правильности своих действий и совершаемых выборов). Вероятно, это связано с недостаточно сформированным знаниевым компонентом биоэтического сознания. Кроме того, для студентов характерны
1 Об утверждении ФГОС СПО по специальности 44.02.06 Профессиональное обучение (по отраслям). Приказ Минобрнауки России от 27.10.2014 № 1386 (ред. от 13.07.2021) // СПС КонсультантПлюс.
Психология ВЕСТНИК https://vestnik.kemsu.ru
- Кемеровского государственного университета -
https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-4-976-984
трудности в поддержании социальных контактов из-за опасения совершить ошибки и отсутствие ориентации на взаимодействие при решении профессиональных задач.
В целом по показателям мотивационно-коммуникативного компонента биоэтического сознания у студентов выявлен средний (базовый) уровень развития, который находится ближе к низкому (начальному) уровню. Начальный уровень сформированности данного компонента биоэтического сознания является обязательным для всех, поскольку у любого человека имеются представления о ценностях, гуманизме, ответственности. Можно предположить, что студенты в ходе анализа и оценки сформированности у себя данного компонента биоэтического сознания выставляли низкие баллы по всем позициям, т. к. умения соответствующей аналитической, рефлексивной деятельности в традиционной учебной деятельности у них не сформировались.
Аналогичные результаты были получены после анализа показателей сформированности рефлексивно-деятельностного компонента биоэтического сознания (рис. 3). Рефлексивно-деятельностный компонент биоэтического сознания проявляется в различных формах учебной деятельности и учитывает готовность к применению этических и моральных норм, сформированность рефлексивных умений по оценке и анализу результатов своей деятельности и желание овладевать биоэтическими ценностями общества и профессиональной деятельности. Уровень сформированности у студентов рефлексивно-деятельностного компонента биоэтического сознания характеризуется как средний, базовый. Данный уровень является основой, фундаментом и первой ступенью для формирования и дальнейшего развития биоэтического сознания и предполагает наличие тенденций к использованию знаний и представлений о биоэтике.
Заключение
Проблемы биоэтики на сегодняшний день являются актуальными и значимыми, они связаны со всеми сферами жизни и деятельности человека. Продуктивное, позитивное, эффективное существование не только человека, но и природы непосредственно зависят от качества биоэтических знаний, принятия и осознания биоэтических ценностей. Формирование биоэтических ценностей и развитие биоэтического сознания целесообразно проводить именно на этапе получения образования, длительного и важного периода социализации человека. Это позволит подготовить специалистов, обладающих личностными качествами и знаниями, способствующими реализации профессиональной деятельности на высоком уровне с соблюдением морально-этических и ценностно-правовых принципов биоэтики.
Реализация биоэтического подхода в образовании и воспитании предполагает формирование этически окрашенного субъективного отношения ко всем проявлениям жизни и соответствующее поведение [13]. Формирование биоэтического сознания и мировоззрения выступает в качестве основы для дальнейшей выработки у студентов
практических навыков решения морально-нравственных, этических проблем профессиональной деятельности. Без прочных систематизированных знаний о сущности биоэтики студент не может в полной мере овладеть необходимой базой ценностных знаний, ценностных отношений и ценностного поведения.
100%
80%
60%
40%
20%
0%
lllll
ЦП ВМК К
И Вз
Рис. 2. Результаты выявления у студентов показателей мотивационно-коммуникативного компонента: ЦП - принятие и осознание ценностей профессии; ВМК - воспитание моральных качеств личности; К - знание этики и норм коммуникации; И - принятие индивидуальных проявлений; Вз - умение выстраивать взаимодействие
Fig. 2. Motivational and communicative component in university students (left to right): acceptance and awareness of the values of their future profession; moral qualities; knowledge of ethics and norms of communication; acceptance of individual manifestations; social interaction
100%
80%
60%
40%
20%
0%
Hill
АФД ЭНД
РУ
Д
КО
Рис. 3. Результаты выявления у студентов показателей рефлексивно-деятельностного компонента: АФД - участие в активных формах учебной деятельности по освоению биоэтических ценностей, норм, принципов; ЭНД - знание и применение этических норм профессиональной деятельности; РУ - рефлексивные умения анализа результатов своей деятельности; Д - стремление к завоеванию доверия в рамках учебной и профессиональной деятельности; КО - умение давать своим действиям и поступкам объективную и критическую оценку, умение проектировать свое профессиональное развитие
Fig. 3. Reflexive-activity component in university students (left to right): participation in active forms of academic activities; knowledge and application of ethical standards; reflexive skills; ability to gain trust in professional activities; ability to assess their own professional actions and to plan their professional development
https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-4-976-984
Сформированность компонентов биоэтического сознания студентов в целом характеризуется средним уровнем развития. Знания о сущности биоэтики находятся на низком уровне развития. Данный уровень определен как начальный, т. к. означает потенциал и направление дальнейшего развития. Неравномерность сформированности содержательно-когнитивного компонента отражает эклектичность знания биоэтики. Большая часть студентов не соотносят свои знания с терминами и понятиями биоэтики и даже не знают о концепте биоэтики на уровне определений. Студентам не хватает целостности и глубины развития биоэтического сознания. На основании выявленных особенностей представляется возможным создание программы по формированию биоэтического сознания.
Таким образом, теоретический анализ актуального состояния разработки проблем биоэтического сознания показал важность и необходимость его развития у обучающихся широкого профиля подготовки. Высокий уровень его развития, рефлексивное отношение к биоэтическим ценностям, морально-нравственное отношению ко всему живому являются неотъемлемой частью культурного развития человека в целом и значимым звеном профессиональной квалификации в частности. Как было отмечено ранее в исследованиях коллектива авторов под руководством С. Ю. Ждановой, научная актуальность и практическая значимость исследования проблем биоэтического сознания
показывает необходимость комплексного исследования особенностей биоэтического сознания у представителей разных групп населения [6; 25]. В связи с этим полученные в настоящем эмпирическом исследовании выводы расширяют имеющиеся в науке данные относительно биоэтического сознания и вносят вклад в обоснование процесса организации педагогических условий его формирования.
Продолжение эмпирического изучения сформированности биоэтического сознания студентов разных направлений подготовки является актуальной задачей и предпосылкой создания психолого-педагогических условий и технологий. Как справедливо было отмечено Ю. А. Евельсон [24], отсутствие системы биоэтического воспитания на разных этапах становления квалифицированных специалистов может привести к деградации этической составляющей профессиональной деятельности.
Конфликт интересов: Авторы заявили об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и / или публикации данной статьи. Критерии авторства: Авторы в равной степени участвовали в подготовке и написании статьи. Финансирование: Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ, проект № 19-413-590009 р-а «Формирование биоэтичекого сознания жителей Пермского края как фактор устойчивого развития региона».
Литература
1. Семенова О. А. Формирование биоэтической ответственности в профессиональной деятельности у студентов медицинского вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 2011. 21 с.
2. Силуянова И. В. О сущности «этического» этических проблем современной медицины // Медицинская этика. 2019. Т. 7. № 1. С. 72-76.
3. Ляуш Л. Б., Сабурова В. И., Силуянова И. В., Сушко Н. А. Мировоззрение и биоэтические представления российских студентов-медиков // Медицинское право и этика. 2002. № 2. С. 67-82.
4. Островский А. М., Коляда И. Н. Сравнительная характеристика «первичных» биоэтических представлений студентов-первокурсников и выпускников медицинского вуза // Проблемы здоровья и экологии. 2020. № 2. С. 124-129.
5. Колосова О. Ю., Вергун Т. В. Социально-философский анализ этики современного этапа цивилизационного развития // Гуманитарные и социальные науки. 2020. № 2. С. 48-56. https://doi.org/10.18522/2070-1403-2020-79-2-48-56
6. Жданова С. Ю., Печеркина А. В., Зарипова Л. З., Пузырёва Л. О. Биоэтика и биоэтическое сознание: актуальные направления исследования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 2. С. 330-332. https://doi.org/10.26140/anip-2020-0902-0079
7. Лузина И. И. Проблемы биоэтики в современной науке: философский аспект // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2020. Т. 20. № 3. С. 274-278. https://doi. org/10.18500/1819-7671-2020-20-3-274-278
8. Дубровина М. А. Биоэтически ориентированный подход к организации педагогической практики студентов-бакалавров: первое осмысление // Евразийский гуманитарный журнал. 2019. № 3. С. 97-103.
9. Летов О. В. Современные проблемы биоэтики // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 3: Философия. 2019. № 3. С. 69-75.
10. Магомедова А. Н., Харченко Л. Н. Биоэтическое воспитание личности: принципы, признаки, педагогические условия // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. 2020. № 3. С. 100-104.
11. Силуянова И. В. Биомедицинская этика в системе медико-биологических знаний // Медицинское право и этика. 2000. № 2. С. 66-75.
12. Евельсон Ю. А. Сущность и структура биоэтических ценностных ориентаций будущих медицинских работников // Система ценностей современного общества. 2010. № 15. С. 250-255.
13. Евельсон Ю. А., Евусяк О. В. Обеспечение биоэтической направленности профессиональной подготовки студентов-медиков // Среднее профессиональное образование. 2011. № 3. С. 9-12.
14. Семенова О. А. Модель формирования биоэтической ответственности в профессиональной деятельности студентов медицинского вуза // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 6. С. 219-221.
15. Светличная Т. Г., Чумакова Г. Н., Степанов Е. С., Ларионова Н. С. Характеристика начальных биоэтических представлений обучающихся в медицинском вузе // Экология человека. 2015. № 5. С. 14-20.
16. Чемидронов С. Н., Айдумова О. Ю. Формирование личностных качеств студентов-медиков в рамках проекта совместной социализации воспитанников детских домов // Высшее образование сегодня. 2017. № 1. С. 61-63.
17. Шахбанов Ш. Н. О возможности использования виртуальной дидактической среды в биоэтическом воспитании школьников // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2010. № 6. С. 212-215.
18. Шахбанов Ш. Н., Сайпуева Э. Б. Предпосылки подготовки будущих учителей к биоэтическому воспитанию школьников // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 6. С. 287-288.
19. Шахбанов Ш. Н., Сайпуева Э. Б. Биоэтическое воспитание личности как философско-социальный и психолого-педагогический феномен // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 2. С. 60-63.
20. Шахбанов Ш. Н. Подготовка будущих учителей к биоэтическому воспитанию школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Владикавказ, 2015. 22 с.
21. Магомедова А. Н., Харченко Л. Н. Обоснование педагогической категории «биоэтическое воспитание личности в системе образования» // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 2. С. 92-94.
22. Магомедова А. Н., Харченко Л. Н. Исследование биоэтических ценностных ориентаций студентов педагогического вуза // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 2. С. 199-201.
23. Сергеев В. В., Наследков В. Н., Шмелев И. А., Ильина Е. Р., Купряхин В. А., Антимонов А. В., Аськов Н. Н. Биоэтика. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. 240 с.
24. Евельсон Ю. А. Формирование биоэтической направленности ценностных ориентаций будущих медицинских работников: дис. ... канд. пед. наук. Абакан, 2014. 218 с.
25. Пузырёва Л. О., Жданова С. Ю. Проблемное поле изучения биоэтического сознания в современной психологии // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2021. Т. 31. № 1. С. 39-44. doi.org/10.35634/2412-9550-2021-31-1-39-44
original article
Bioethical Awareness in Students of the Perm State National Research University
Lyubava O. Puzyreva Svetlana Yu. Zhdanova
Perm State National Research University, Perm, Russia; https:// Perm State National Research University, Perm, Russia; https:// orcid.org/0000-0002-3248-9133; puzireva.l@gmail.com orcid.org/0000-0001-S496-0S31
Received 26 Oct 2021. Accepted after peer review 24 Nov 2021. Accepted for publication 29 Nov 2021.
Abstract: The present review of publications on bioethical awareness demonstrated a lack of a comprehensive, holistic study of bioethical awareness in different population groups. The research featured an empirical study of bioethical awareness in university students. The experiment was part of a big project aimed at filling the gap in scientific knowledge about bioethics and bioethical awareness. The research objective was to identify the current trends and patterns of bioethical awareness in university students. The study involved 1SS students of the Perm State National Research University, who answered a modified questionnaire developed by Y. A. Evelson and O. V. Evusyak (2014). The study revealed the following structural components of bioethical awareness: content-cognitive, motivational-communicative, and reflexive-activity. The students showed a low level of bioethical awareness. Further research is needed to design a program for bioethical awareness development. Keywords: bioethics, levels of formation, components of bioethical consciousness, content-cognitive component, motivational-communicative component, reflexive-activity component
982
© 2021. The Author(s). This article is distributed under the terms of the CC BY 4.0 International License
https://vestnik.kemsu.ru
Psychology
Citation: Puzyreva L. O., Zhdanova S. Yu. Bioethical Awareness in Students of the Perm State National Research University. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta, 2021, 23(4): 976-984. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/ 2078-8975-2021-23-4-976-984
Conflict of interests: The authors declared no potential conflict of interests regarding the research, authorship, and / or publication of this article.
Contribution: All the authors contributed equally to the study and bear equal responsibility for information published in this article.
Funding: The study was supported by the Russian Foundation for Basic Research as part of the scientific project № 19-413-590009 r_a "Formation of bioethical awareness in the population of the Perm Territory as a factor of sustainable development of the region".
References
1. Semenova O. A. Formation of bioethical responsibility in professional activity among students of a medical university. Cand. Ped. Sci. Diss. Abstr. Stavropol, 2011, 21. (In Russ.)
2. Siluyanova I. V. On the essence of the "ethics" ethical problems of modern medicine. Medical Ethics, 2019, 7(1): 72-76. (In Russ.)
3. Lyaush L. B., Saburova V. I., Siluyanova I. V., Sushko N. A. Worldview and bioethical ideas of Russian medical students. Meditsinskoe pravo i etika, 2002, (2): 67-82. (In Russ.)
4. Ostrovsky A. M., Koliada I. N. Comparative description of "primary" bioethical notions of first-year and final-year medical students. Problemy zdorov'ya i ekologii, 2020, (2): 124-129. (In Russ.)
5. Kolosova O. Yu., Vergun T. V. Social and philosophical analysis of the ethics of the modern stage of civilizational development. The Humanities and Social Sciences, 2020, (2): 48-56. (In Russ.) https://doi.org/10.18522/2070-1403-2020-79-2-48-56
6. Zhdanova S. Yu., Pechenkina A. N., Zaripova L. Z., Puzyreva L. O. Bioethics and bioethic consciousness: relevant directions of research. Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology, 2020, 9(2): 330-332. (In Russ.) https://doi. org/10.26140/anip-2020-0902-0079
7. Luzina I. I. The problems of bioethics in modern science: philosophical aspect. Izvestiya of Saratov University. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2020, 20(3): 274-278. (In Russ.) https://doi.org/10.18500/1819-7671-2020-20-3-274-278
8. Dubrovina M. A. Bioethic oriented approach to the organization of pedagogical practice of students-bachelors: first review. Eurasian Humanitarian Journal, 2019, (3): 97-103. (In Russ.)
9. Letov O. V. Modern problems of bioethics. Sotsialnye i gumanitarnye nauki. Otechestvennaia i zarubezhnaia literatura. Ser. 3: Filosofiia, 2019, (3): 69-75. (In Russ.)
10. Magomedova A. N., Kharchenko L. N. Bioethical personal education: principles, features, pedagogical conditions. Izv. Volgogr. gos.ped. un-ta, 2020, (3): 100-104. (In Russ.)
11. Siluyanova I. V. Biomedical ethics in the system of biomedical knowledge. Meditsinskoe pravo i etika, 2000, (2): 66-75. (In Russ.)
12. Yevelson Yu. A. The essence and structure of bioethical value orientations of future medical workers. Sistema tsennostei sovremennogo obshchestva, 2010, (15): 250-255. (In Russ.)
13. Yevelson Yu. A., Evusyak O. V. Providing bioethical focus of medical students' vocational training. The Journal of Secondary Vocational Education, 2011, (3): 9-12. (In Russ.)
14. Semenova O. A. Model of formation of bioethics in medical students of the university. Mir nauki, kultury, obrazovaniya, 2012, (6): 219-221. (In Russ.)
15. Svetlichnaya T. G., Chumakova G. N., Stepanov E. S., Larionova N. S. Characteristics of initial bioethical views of medical school students. Ekologiya cheloveka, 2015, (5): 14-20. (In Russ.)
16. Chemidronov S. N., Aidumova O. Yu. Formation of personal qualities of medical students in the framework of the project of joint socialization of pupils of orphanages. Vysshee obrazovanie segodnya, 2017, (1): 61-63. (In Russ.)
17. Shakhbanov Sh. N. Using a virtual didactic environment in the bioethical education of schoolchildren. Problemy iperspektivy razvitiia obrazovaniia v Rossii, 2010, (6): 212-215. (In Russ.)
18. Shakhbanov Sh. N., Saypuyeva E. B. Preconditions of preparation of future teachers to bioethical education of school students. Mir nauki, kultury, obrazovaniya, 2012, (6): 287-288. (In Russ.)
19. Shakhbanov Sh. N., Saypuyeva E. B. Bioethical education of the individual as a philosophical and social and psychopedagogical phenomenon. Humanities, Social-economic and Social Sciences, 2014, (2): 60-63. (In Russ.)
20. Shakhbanov Sh. N. Preparing future teachers for bioethical education of schoolchildren. Cand. Ped. Sci. Diss. Abstr. Vladikavkaz, 2015, 22. (In Russ.)
21. Magomedova A. N., Kharchenko L. N. The description of contents of a pedagogical category of "bioethical education in the educational system". Mir nauki, kultury, obrazovaniya, 2015, (2): 92-94. (In Russ.)
22. Magomedova A. N., Kharchenko L. N. The study ofbioethical value orientations of students of a pedagogical university. Mir nauki, kultury, obrazovaniya, 2016, (2): 199-201. (In Russ.)
23. Sergeev V. V., Nasledkov V. N., Shmelev I. A., Ilyina E. R., Kupryakhin V. A., Antimonov A. V., Askov N. N. Bioethics. Moscow: GEOTAR-Media, 2013, 240. (In Russ.)
24. Yevelson Yu. A. Formation of bioethical orientation of value orientations of future medical workers. Cand. Ped. Sci. Diss. Abakan, 2014, 218. (In Russ.)
25. Puzyreva L. O., Zhdanova S. Yu. Theoretical aspects of the study ofbioethical consciousness. Bulletin of Udmurt University. Series Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2021, 31(1): 39-44. https://doi.org/10.35634/2412-9550-2021-31-1-39-44