Научная статья на тему 'БИОЭТИКА И БИОЭТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ: АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ'

БИОЭТИКА И БИОЭТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ: АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
505
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИОЭТИКА / СОЗНАНИЕ / БИОЭТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / БИОЭТИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / МЕДИЦИНСКАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА / МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / БИОТЕХНОЛОГИИ / МЕДИЦИНСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПОДГОТОВКА ВРАЧЕЙ / БИОЭТИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / BIOETHICS / CONSCIOUSNESS / BIOETHICAL CONSCIOUSNESS / BIOETHICAL WORLDVIEW / MEDICAL PROFESSIONAL ETHICS / MORAL AND ETHICAL PRINCIPLES / BIOTECHNOLOGY / MEDICAL TECHNOLOGY / MEDICAL EDUCATION / BIOETHICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Жданова Светлана Юрьевна, Печеркина Анна Викторовна, Зарипова Лина Зефаровна, Пузырёва Любава Олеговна

В настоящей статье представлен обзор исследовательских подходов к определению понятий «биоэтика» и «биоэтическое сознание». Актуальность данного направления обусловлена активным развитием биотехнологий и биомедицины, которые требуют особого рефлексивного осмысления и соотношения возможных биомедицинских интервенций с самим человеком, его самосознанием. Анализ имеющихся теоретических и эмпирических работ позволяет сделать вывод о том, что преобладающим сегодня является биомедицинский подход, в котором биоэтика и биоэтическое сознание рассматриваются как частные аспекты биомедицинской этики в узком смысле. Обращается внимание на этические аспекты регламентации поведения в диаде «врач-пациент», рассматриваются вопросы отношения лиц разных возрастных групп к современным биомедицинским технологиям. Однако развитие данной области знания требует обращенность не только к специалистам в области биологии и медицины, но также и к непрофессионалам, что требует методологической проработки принципов формирования биоэтического сознания, которое определяет закономерности и механизмы взаимодействия человека с окружающей средой, этические проблемы, сохранения и развития жизни и здоровья индивида, общества, окружающей среды, в целом. Перспективным решением данной проблемы представляется возможность осуществления биоэтического просвещения в рамках существующих дисциплин естественно-научного и социально-гуманитарного циклов на разных уровнях образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Жданова Светлана Юрьевна, Печеркина Анна Викторовна, Зарипова Лина Зефаровна, Пузырёва Любава Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BIOETHICS AND BIOETHIC CONSCIOUSNESS: RELEVANT DIRECTIONS OF RESEARCH

The article provides an overview of research approaches to the definitions of “bioethics” and “bioethical consciousness” concepts. The relevance of this theoretical investigation can be explained by the active development of biotechnology and biomedicine, that require a special reflective understanding and correlation of possible biomedical interventions with the person and self-consciousness. An analysis of the available theoretical and empirical works allows us to conclude that biomedical approach is prevailing today. According to that position bioethics and bioethical consciousness are considered as particular aspects of biomedical ethics in the narrow sense. Special attention is drawn to the ethical aspects of behavioral regulation in the “doctor-patient” dyad, issues of the relationship of different age people groups to modern biomedical technologies are considered. However, the development of this field of knowledge requires attention not only to specialists in the field of biology and medicine, but also to lay people, which requires a methodological study of bioethical consciousness formation principles, that determines the patterns and mechanisms of human interaction with the environment, ethical problems, the preservation and development of life and the health of the individual, society, the environment as a whole. A promising solution to this problem is the possibility of bioethical education within the existing disciplines of the natural-scientific and social-humanitarian cycles at different educational levels.

Текст научной работы на тему «БИОЭТИКА И БИОЭТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ: АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ»

Zhdanova Svetlana Yuryevna, Pecherkina Anna Viktorovna, Zaripova Lina Zefarovna and others BIOETHICS AND BIOETHIC CONSCIOUSNESS: RELEVANT ...

psychological science

УДК 159.99

DOI: 10.26140/anip-2020-0902-0079

БИОЭТИКА И БИОЭТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ: АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

© 2020

AuthorlD: 77031 SPIN: 2696-8066 ORCID: 0000-0001-5496-0531 ScopusID: 56681975500

Жданова Светлана Юрьевна, доктор психологических наук, заведующий кафедрой психологии развития

AuthorlD: 991834 SPIN: 5216-3356 ResearcherlD: A-9024-2018 ORCID: 0000-0003-4454-9081 ScopusID: 56682025000

Печеркина Анна Викторовна, старший преподаватель кафедры психологии развития, Зарипова Лина Зефаровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития,

AuthorlD: 824235 SPIN: 1236-8060

Пузырёва Любава Олеговна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития, Пермский государственный национальный исследовательский университет (614990, Россия, Пермь, улица Букирева, 15, e-mail: puzireva.l@gmail.com) Аннотация. В настоящей статье представлен обзор исследовательских подходов к определению понятий «биоэтика» и «биоэтическое сознание». Актуальность данного направления обусловлена активным развитием биотехнологий и биомедицины, которые требуют особого рефлексивного осмысления и соотношения возможных биомедицинских интервенций с самим человеком, его самосознанием. Анализ имеющихся теоретических и эмпирических работ позволяет сделать вывод о том, что преобладающим сегодня является биомедицинский подход, в котором биоэтика и биоэтическое сознание рассматриваются как частные аспекты биомедицинской этики в узком смысле. Обращается внимание на этические аспекты регламентации поведения в диаде «врач-пациент», рассматриваются вопросы отношения лиц разных возрастных групп к современным биомедицинским технологиям. Однако развитие данной области знания требует обращенность не только к специалистам в области биологии и медицины, но также и к непрофессионалам, что требует методологической проработки принципов формирования биоэтического сознания, которое определяет закономерности и механизмы взаимодействия человека с окружающей средой, этические проблемы, сохранения и развития жизни и здоровья индивида, общества, окружающей среды, в целом. Перспективным решением данной проблемы представляется возможность осуществления биоэтического просвещения в рамках существующих дисциплин естественно-научного и социально-гуманитарного циклов на разных уровнях образования.

Ключевые слова: биоэтика; сознание; биоэтическое сознание; биоэтическое мировоззрение; медицинская профессиональная этика; морально-этические принципы; биотехнологии; медицинские технологии; подготовка врачей; биоэтическое просвещение.

BIOETHICS AND BIOETHIC CONSCIOUSNESS: RELEVANT DIRECTIONS OF RESEARCH

© 2020

Zhdanova Svetlana Yuryevna, Doctor of Psychology, Head of the Department of Development Psychology, Pecherkina Anna Viktorovna, Senior Lecturer, Department of Developmental Psychology Zaripova Lina Zefarovna, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Developmental Psychology, Puzyreva Lyubava Olegovna, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Developmental Psychology, Perm State National Research University (614990, Russia, Perm, 15 Bukireva street, e-mail: puzireva.l@gmail.com) Abstract. The article provides an overview of research approaches to the definitions of "bioethics" and "bioethical consciousness" concepts. The relevance of this theoretical investigation can be explained by the active development of biotechnology and biomedicine, that require a special reflective understanding and correlation of possible biomedical interventions with the person and self-consciousness. An analysis of the available theoretical and empirical works allows us to conclude that biomedical approach is prevailing today. According to that position bioethics and bioethical consciousness are considered as particular aspects of biomedical ethics in the narrow sense. Special attention is drawn to the ethical aspects of behavioral regulation in the "doctor-patient" dyad, issues of the relationship of different age people groups to modern biomedical technologies are considered. However, the development of this field of knowledge requires attention not only to specialists in the field of biology and medicine, but also to lay people, which requires a methodological study of bioethical consciousness formation principles, that determines the patterns and mechanisms of human interaction with the environment, ethical problems, the preservation and development of life and the health of the individual, society, the environment as a whole. A promising solution to this problem is the possibility of bioethical education within the existing disciplines of the natural-scientific and social-humanitarian cycles at different educational levels.

Keywords: bioethics; consciousness; bioethical consciousness; bioethical worldview; medical professional ethics; moral and ethical principles; biotechnology; medical technology; medical education; bioethical education.

ВВЕДЕНИЕ Активно развивающиеся междисциплинарные иссле-

психологические науки

Жданова Светлана Юрьевна, Печеркина Анна Викторовна, Зарипова Лина Зефаровна и другие БИОЭТИКА И БИОЭТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ: АКТУАЛЬНЫЕ ...

дования в современной науке, значительный прогресс в области научно-теоретического и социально-культурного знания приводят к возникновению нового актуального направления исследования - биоэтики. Как самостоятельная отрасль знания биоэтика интегрирует в своем содержании понимание человека, сложившееся в рамках биологии, психологии, медицины, антропологии, философии, этики. Выделение биоэтики может быть определено необходимостью психологической, философской, социально-правовой рефлексии проблем развития биомедицинских исследований и внедрения биомедицинских технологий (Н.Н. Исланова [1]).

Развитие биомедицинской практики и нарастающая доступность различным форм манипуляций в отношении биологии человека; активное обсуждение сегодня экологических проблем; развитие техники определяют особый запрос на прикладные аспекты биоэтического знания, в частности - на проблемы формирования биоэтического сознания как необходимой составляющей мировоззрения современного человека. Биоэтическое сознание - морально-этический аспект в биоэтике, проявляющийся на уровне каждого отдельного субъекта, позволяет разрешать те биоэтические дилеммы, которые предъявляются впервые на данном этапе развития науки.

МЕТОДОЛОГИЯ

Целью настоящей статьи является теоретический анализ имеющихся в современной науке исследований в области биоэтики и биоэтического сознания, а также определение на основе интеграции полученных результатов стратегий формирования биоэтического сознания у представителей современного поколения.

В ходе анализа было рассмотрено 22 работы из области медицины, биологии, психологии, философии, отражающих преимущественно актуальное состояние разработанности концептов «биоэтика» и «биоэтического сознание». Большее внимание было уделено отечественным исследованиям в связи с тем, что дальнейшей задачей авторов данной статьи является разработка программы формирования биоэтического сознания лиц юношеского возраста в российской действительности.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Категория «биоэтика» впервые возникает в поле исследовательского внимания американского ученого В.Р. Поттера в 1970 и рассматривается с позиции соотношения действий человека в медицине, биологии с нравственными ценностями и принципами [2, с. 157; 3, 30]. С самого начала своего существования эта область знания очерчивает «тревожный» характер последствий интервенции человека в установленные закономерности функционирования окружающего мира. Биоэтика наглядно описывает опасность схизиса гуманитарных и естественных наук, особенно в свете технического прогресса последних [4, 5]. Для биоэтики в понимании В.Р. Поттера характерно ощущение опасности перед лицом научно-технического прогресса. Таким образом, первоначально речь шла о некотором тождестве биоэтики и экологии [6, с.329].

Приближенное к настоящему понимание биоэтика как область исследований приобретает в работах голландского врача А. Хеллегерса. В концепции автора биоэтика выступает в качестве связующей нити медицины и философии, призванной разрешить возникающие нравственные вопросы. В данном подходе впервые осуществляется синтез знаний медицины и этики, который в дальнейшем получает свое распространение и становится ведущей методологией биоэтических исследований [7].

Современные подходы к определению понятия «биоэтика» и, следовательно, пониманию того, что представляет собой биоэтическое сознание, являются достаточно противоречивыми. Наиболее распространено рассмотрение биоэтики в рамках медицинской парадигмы «врач-пациент». Классическим здесь предстает подход,

в котором биоэтика характеризуется как составляющий компонент медицинской профессиональной этики (А.Я. Иванюшкин, В.Н. Игнатьев [8]; Ю.П. Лисицын [9]; М.Я. Яровинский [10]; П.Д. Тищенко [3]). По существу категории «биоэтика» и «биомедицинская этика» выступают здесь в качестве синонимов, что означает, что биоэтика является специальной дисциплиной медицинского знания. Такое сведение проблем биоэтики к классической медицинской этике определяет ее ограниченность рамками лиц, занятых в системе здравоохранения. Однако новое пространство биотехнических возможностей предъявляет требования к уровню биоэтической ответственности не только специалистов с медицинским образованием, но и к каждому субъекту, находящемуся во взаимодействии с окружающей средой.

Характеристика биоэтики в широком смысле представлена в работах Л.В. Коноваловой. Автор подчеркивает, что свое понятие название биоэтика получила от биологии, а не от медицины и, следовательно, не может быть одним из ее разделов. В своих работах Л.В. Коновалова утверждает, что «проблемы биоэтики носят междисциплинарный характер, они находятся «на грани биологии и антропологии, затрагивают самые основы биологического существования человека и уже в его биологии нащупывают кардинальные сущностные характеристики человека» [7].

Современный контекст биоэтической проблематики уже давно выходит за рамки биомедицинской этики. Так, в мировоззренческих основаниях биоэтики осуществляется соотнесение ключевых ее вопросов с современным видением традиционных философских вопросов, в числе которых - соотношение биологического и социального в человеке; возможности и ограничения человека как активного и преобразующего субъекта окружающего мира. Методологический контекст биоэтики отражает принципы познавательной деятельности, регламентируемые биоэтикой; законы развития и смены воззрений на сущность биоэтических проблем, взаимоотношений между концепциями в биоэтике; совокупность методов, используемых биоэтикой как наукой [11]. Биоэтика сегодня перестает быть продолжением медицинской этики и приобретает статус самостоятельного исследовательского направления, в основе которого - проблема коэволюции природного и социального, эмпатия как психологический базис и проблемы принятия решений.

Представленные в современной науке исследования по биоэтике выполнены в основном с позиции теоретического анализа. Общефилософские проблемы биоэтики представлены в работах И.В. Силуяновой [12]; Н.Н. Ислановой [1]; Р.Н. Башилова [13]; Ф.А. Кашапова [14]; С.В. Пустовит [15]. Важно подчеркнуть, что в данном контексте акцентом внимания становится необходимое для ученого, врача, пациента поведение, а также правовая регламентация биоэтических отношений [11]. Однако несмотря на признание теоретической значимости указанной проблематики, в настоящее время представлено не так много эмпирических работ, которые позволили бы оценить то, каким является биоэтическое сознание, как проявляется отношение личности к основным проблемам биоэтики.

Наиболее развернуто исследование биоэтического сознания было проведено А.А. Хвостовым [16]. Автор изучал отношение молодежи к основным вопросам биоэтики: специфике установок к аборту, искусственному оплодотворению, клонированию, трансплантации, принудительному лечению, вмешательству в генетику. Данный подход продолжает традицию биомедицинской этики, сосредотачиваясь на вопросах медицинской этики и дилемм, возникающий в этих рамках. Достаточно развернуто аспекты возрастной динамики отношения к проблемам биоэтики представлены в исследовании П.М. Нурмагомедовой [11]. Было показано, что отношение принятия или непринятия некоторой практики или идеи биоэтики и медицинской этики может определяться раз-

Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 2(31)

331

Zhdanova Svetlana Yuryevna, Pecherkina Anna Viktorovna, Zaripova Lina Zefarovna and others BIOETHICS AND BIOETHIC CONSCIOUSNESS: RELEVANT ...

psychological science

ными мотивами, которые достаточно сильно детерминированы культурой, социальными факторами.

Имеющиеся немногочисленные эмпирические данные обнаруживают низкий уровень сформированности биоэтического сознания среди молодежи и высокий уровень консерватизма в отношении активно развивающихся биотехнологий у представителей зрелого возраста [17-22]. При этом важно подчеркнуть, что обострение эколого-антропологических проблем, возникающих в результате применения высоких технологий, требует обращение к морально-этическим и нравственным аспектам, что подразумевает необходимость развития системы формирования биоэтического мировоззрения [21].

Разработка проблемы формирования биоэтического сознания в современной науке пока находится на начальных этапах своего развития и значительно отстает от развивающихся биотехнологий. Вопросы биоэтики затрагиваются методически лишь в рамках подготовки студентов биологических и медицинских специальностей на уровне высшего образования [24]. Неосвещенность данной темы на уровне обыденного восприятия приводит к тому, что на формирование биоэтического сознания неспециалистов оказывает наибольшее влияние культура, религия, а также СМИ. При этом СМИ вносит весьма противоречивый вклад в формирование биоэтического мировоззрения. Обостряя противопоставление негативных и позитивных сторон, СМИ в том числе предстает как важный инструмент манипулирования массовым сознанием.

ВЫВОДЫ

Резюмируя представленные выше актуальные подходы к определению понятия «биоэтика» и «биоэтическое сознание», можно сделать вывод о преобладании медицинской парадигмы в исследованиях данного проблемного поля. Современная медицинская биоэтика является наиболее разработанным разделом биоэтики, соответствующие курсы включены в стандарт подготовки специалистов медиков и биологов. Однако необходимость формирования биоэтического сознания относится сегодня не только специалистам, занятым в данной профессиональной сфере. Активное развитие биотехнологий, широкое распространение биоэтической информации на уровне общественной культуры требует также сформи-рованности биоэтического сознания у непрофессионалов, потребителей современных технологий. В настоящий момент отсутствие методологически обоснованных принципов, структуры формирования биоэтического сознания определяет возникновение потенциальных угроз в связи с активным распространением биомедицинских технологий. Поэтому исследования, посвященные теме формирования биоэтического сознания и мировоззрения, в том числе у лиц, не занятых в области биологии и медицины, становятся особенно актуальными. На основе представленного анализа можно сделать заключение о необходимости включения элементов биоэтического просвещения в существующие программы образовательных стандартов на уровне среднего, средне-специального и высшего образования. Соответствующие темы должны стать обязательной частью дисциплин естественно-научного цикла, некоторых социально-гуманитарных дисциплин. Осведомленность в вопросах биоэтики будет способствовать более ответственному и рациональному отношению человека к самому себе и к окружающему миру.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Исланова Н.Н. Формирование биоэтического мировоззрения: аспекты методологии : дисс. ...канд. филос. наук. Казань, 2000. 150 с.

2. Судо Ж. Вызов биоэтики сегодня // Семья и биоэтика. Материалы международного симпозиума. СПб., 1998. С. 157.

3. Тищенко П.Д. К началам биоэтики // Биоэтика: проблемы и перспективы. М., 1992. С. 30.

4. Агеева Н.А. Биоэтика как новое синтетическое направление современной науки // Гуманитарные и социальные науки. 2012. № 6. С. 100-108.

5. Соколов В.М. Принцип биоэтической ответственности в контексте моральных ценностей современной медицины // Вестник

Башкирского университета. 2017. Т.12. №3. С. 125-127.

6. Сушко Н. А. История биоэтики в фокусе современных проблем здравоохранения // Материалы 2-й Всероссийской научно-практической конференции / Актуальные проблемы правового регулирования медицинской деятельности. М.: РНОУ, 26 марта 2004 г. С. 329.

7. Коновалова Л.В. Прикладная этика: По материалам западной литературы //Прикладная этика: Биоэтика и экоэтика. М., 1998. С. 214.

8. Введение в биоэтику: Учеб. пособие / А.Я. Иванюшкин, В.Н. Игнатьев, Р.В. Коротких и др. М.: Прогресс-Традиция, 1998. 381 с.

9. Лисицын Ю.П. Врачебная этика и медицинская деонтология. Биоэтика / Общественное здоровье и здравоохранение. М., 2002. С.176.

10. Яровинский М.Я. С чего начинается этика? //Медицинская помощь. 1998. № 6. С. 35-37.

11. Нурмагомедова П.М. Биоэтика в моральном сознании современной молодежи // Развитие личности. 2008. №4. С. 21-29.

12. Силуянова И.В. Философско-методологический анализ актуальных проблем биоэтики: дисс. ... докт. филос. наук. М., 1999. 333 с.

13. Башилов Р.Н. Проблема социальной ответственности в дискурсе биоэтики: Дисс. ...канд.филос.наук. Тверь, 2005. 164 с.

14. Кашапов, Ф. А., Цейсслер, В. Э., Губайдуллина, М. С. Биоэтика в духовно-нравственном становлении демократической России. Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2008. № 6 (106). С. 122-123.

15. Пустовит С.В. Глобальная биоэтика: становление теории и практики (философский анализ). К.: Арктур-А, 2009. 324 с.

16. Хвостов А.А. Моральное сознание личности: структура, генезис, детерминанты. Монография. М., 2005. 472 с.

17. Кисельников А.А., Панова Е.Л., Кузьмина Ю.В., Березкина С.Ю., Масленко Н.С. Экспериментальная биоэтика: цвето-эмоцио-нальная имплицитная диагностика многомерной субъективной репрезентации категорий биоэтики у студентов медицинского университета // В сборнике: Когнитивная наука в Москве: новые исследования Материалы конференции. Под редакцией Е.В. Печенковой, М.В. Фаликман. 2019. С. 230-234.

18. Ляуш Л.Б., Силуянова И.В. Роль преподавания биомедицинской этики в формировании отношения студентов к ключевым проблемам биоэтики // Вестник Чувашского университета. 2006. № 5. С. 239242.

19. Нефедов И. Ю., Нефедова И. Ю. Изучение мнения студентов фармацевтического факультета медицинского университета «РЕАВИЗ» по актуальным вопросам биоэтики /И. Ю. Нефедов, И. Ю. Нефедова. Вестник медицинского института «РЕАВИЗ». №6, 2018. С. 145-151.

20. Светличная Т. Г., Чумакова Г. Н., Степанов Е. С. Характеристика начальных биоэтических представлений обучающихся в медицинском ВУЗе / Т. Г. Светличная, Г. Н. Чумакова, Е. С. Степанова. Медицина и здравоохранение. №6, 2015. С. 14—20.

21. Соколов В.М. Специфика формирования биоэтической ответственности личности в условиях медицинской профессиональной школы // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=13919 (Дата обращения: 16.11.2019).

22. Трофимец Л. Н., Тургенева И. С. Отношение современных студентов к проблемам биоэтики / Л. Н. Трофимец, И. С. Тургенева. Международный журнал экспериментального образования. №4. 2015. С. 134-136.

23. Жданова С.Ю., Пузырёва Л.О., Мишланова С.Л. Онтология предметной области «Биоэтическое сознание» // Вестник Омского университета. Серия Психология. 2019. № 4. С. 21-24.

Статья публикуется при финансовой поддержке гранта РФФИ и Пермского края (№ 19-413-590009 Р_а)

Статья поступила в редакцию 24.01.2020 Статья принята к публикации 27.05.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.