УДК 378.147.88
Дубровина Марина Анатольевна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры лингводидактики, Пермский государственный национальный исследовательский университет 614990, Россия, г. Пермь, ул. Букирева, 15. Тел.: +7 (342) 2396477 E-mail: [email protected]
БИОЭТИЧЕСКИ ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ:
ПЕРВОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ
«Биоэтика» рассматривается в статье в русле внедрившейся в современное научное сознание концепции, соотносящей биоэтику не столько с биологией, сколько с биомедицинскими науками, практикой здравоохранения и специфическим социальным институтом, призванным регулировать конфликты и напряжения, возникающие во взаимоотношениях между сферой выработки и применения новых биомедицинских знаний и технологий здравоохранения, с одной стороны, и индивидом и обществом - с другой. В центре внимания автора находится только одно из последствий распространения идей биоэтики за пределы широкой практики «информированного согласия пациента» здравоохранения и принятия документов и законов о правах пациентов, а именно прочное утверждение принципа добровольного информированного согласия в разных сферах социальных отношений, в том числе в педагогике. В статье выдвигается предположение о том, что родители, будучи заинтересованной стороной образовательного процесса, имеют право выражать своё мнение по поводу того, стоит ли их детям общаться с педагогами-практикантами, не подтвердившими ни свой медицинский, ни правовой статус, что теперь является особенностью трудоустройства педагогов. В свете рассмотренных биоэтических аспектов в сфере образования поднимается вопрос укрепления нормативного сопровождения педагогической практики студентов-бакалавров направления подготовки «Педагогическое образование», в частности, намечается перспектива разрешения некоторых биоэтических проблем в педагогике посредством информированного согласия родителей детей, обучающихся в тех классах и школах, которые назначаются в качестве базы для проведения педагогической практики студентов-бакалавров, а попутно и для проведения психолого-педагогических и предметно-дидактических исследований.
Ключевые слова: биоэтические аспекты в профессиональной сфере, принцип информированного согласия, информированное согласие в педагогике, направление подготовки «Педагогическое образование», биоэтически ориентированный подход к организации педагогической практики.
Введение
Все привыкли, что тенденция к глобализации, к расширению взаимосвязи и взаимовлияния различных стран и народов приводит не только к устранению разнообразных барьеров между народами, государствами и культурами, но и иногда к стрессогенным изменениям в различных сферах общественной жизни и профессиональных коллективах, как это было, например, в связи с вхождением России в Болонский процесс или с внедрением международных стандартов и с переходом средней общеобразовательной школы на новые формы контроля знаний учащихся в формате ЕГЭ.
Основная часть
Настоящий период характеризуется биоэтическим подходом, стремительно внедряющимся в разных областях жизни и направленным первоначально «на осмысление, обсуждение и разрешение моральных проблем, порождённых новейшими достижениями биомедицинской науки и практикой здравоохранения» [Философская энциклопедия].
Одним из последствий внедрения биометрического подхода явилось принятие документов и законов о правах пациентов и широкая практика «информированного согласия пациента». Сложившись в медицине, принцип информированного согласия утвердил ценность здоровья как неотъемлемого права человека и недопустимость введения людей в заблуждение, манипулирования их неосведомлённостью, а в более широком смысле - первоочерёдность прав и свобод, уважения достоинства личности.
Но сегодня обозначенный принцип информированного согласия получает распространение и в других сферах, отражая расширение процессов демократизации и появление нового отношения к посетителю, покупателю, клиенту не как к объекту, а как к субъекту профессиональной деятельности.
Правило информированного согласия превращается в одну из наиболее развивающихся и активно обсуждаемых тем современной биоэтики. В научной литературе и профессиональных форумах, на семинарах и в соцсетях проводятся дискуссии на тему формы и стандартов информирования, особых случаев, практических трудностей информированного согласия и т. п. Информированное согласие важно в работе психиатров и психологов, при проведении социологических исследований, в социальной и педагогической работе.
Информирование является условием добровольного принятия пациентом, клиентом, посетителем, обучающимся содержания, методов, приёмов, форм, времени, цены и качества, предполагаемого результата. Кроме того они желают и имеют право знать, каковы могут быть последствия их лечения / обслуживания / обучения / обращения / общения со специалистом, а тем более со специалистом начинающим или недипломированным [Информированное (осведомленное) согласие клиента в работе психолога, эл. ресурс].
Так, проведение психологического консультирования, особенно эксперимента, зачастую требует замалчивания каких-либо деталей процедур в интересах эксперимента, в таком случае участники вправе рассчитывать на проявление особой тактичности, на ненарушение границы в профессиональных отношениях между психологом и клиентом. Психолог априори обладает большей властью, которая заложена в том, что он обладает профессиональным статусом, опытом; а клиент уязвим в силу тяжелых переживаний, а также необходимости раскрыть себя, свои глубинные переживания и чувства, обстоятельства личной жизни и, часто,
очень интимную информацию. Принцип добровольного согласия клиента на психологической консультации обеспечивает его право на «информацию обо всех основных шагах или лечебных действиях <...>, о возможных рисках и об альтернативных методах лечения, включая непсихологические», на «согласие или отказ работать с психологом», на «отказ в видео- или аудиозаписях консультации или лечения, на ознакомление с ними третьих лиц» [Этический кодекс психолога, эл. ресурс].
Биоэтические аспекты касаются и педагогической сферы. Интернет пестрит рассказами о проблемных и конфликтных ситуациях, возникающих в учебном заведении по вопросу информированных согласий родителей на обработку персональных данных своих и своих детей, идущую в разрез с Федеральным законом от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и с последними изменениями, вступившими в силу 30.06.2018 г.
М. Кушнир, эксперт в области 1Т, член правления Лиги образования, разбирает несколько типичных ситуаций, которые могут произойти в школе в связи с распространением среди родителей бланков информированных согласий, обтекаемо предусматривающих все мыслимые и немыслимые ситуации, которые только могут возникнуть, и придуманных обычно в недрах местного органа власти, чтобы облегчить жизнь себе и школе. При этом сами школы не могут внятно объяснить, что и для чего там написано, но в конфликтной ситуации такое добровольное согласие может сработать против родителей и детей. Поскольку, отмечает автор, такие согласия непонятны и неконкретны, то это нарушение норм, закреплённых в Законе, ибо такое согласие может означать полную свободу школы в использовании персональных данных участников образовательного процесса [Кушнир, эл. ресурс].
Родители, как пишет М. Кушнир, имею полное право написать согласие по собственному разумению, или в любое время его отозвать, или переделать своё согласие, или в любой момент потребовать от школы отчёт о действиях с персональными данными. Однако родители должны иметь в виду, что тогда «формально ребёнок будет находиться на школьной базе», и «школа будет получать на него госфинансирование, но учёта его участия в школьной жизни вестись не будет.
Ребёнок окажется вольнослушателем и не сможет принимать участия в любых мероприятиях, где требуется составлять списки, информацию о ребёнке вы сможете получать только при личном обращении к каждому учителю, во время таких визитов школа вправе требовать подтверждающие документы, которые разрешают вам представлять интересы ребёнка, при отказе передавать данные в государственную информационную систему итоговой аттестации ваш ребёнок не сможет сдавать эти экзамены».
Сложности возникают при требовании согласия на обработку данных учащихся внешними операторами, что необходимо для ведения учёта успеваемости во внешнем электронном журнале, для участия в олимпиадах, организации поездок и в иных ситуациях обработки данных вне школы, к которым дети вполне могут не быть допущены. Родителям следует знать, что предоставляют в школу данные типа ФИО, домашний адрес, телефоны, место работы, для учета успехов и посещаемости своих детей и для информирования их об этом. Сбор каких-либо дополнительных данных о родителях законом не предусмотрен. Электронная коммуникация «школа-семья» по общедоступным сетям и рассылка персональных данных, по мнению эксперта, также несёт серьёзные риски их неконтролируемой утечки [там же].
В связи с вышеизложенным представляется важным взглянуть на организацию педагогической практики в образовательных учреждениях студентов-бакалавров высших учебных заведений направления подготовки «Педагогическое образование» через призму биоэтического подхода, направленного на гуманизацию и гармонизацию отношений между всеми участниками образовательного процесса - педагогическим коллективом, родителями учеников и высшим учебным заведением,- и поднять вопрос укрепления нормативной базы педагогической практики.
Назначение школы в качестве базы для проведения студенческой педпрактики, выступающей средством связи теории с практикой будущих учителей и создающей условия для формирования умений, необходимых в профессиональной деятельности учителя, безусловно, повышает статус учебного заведения. Поэтому многие школы стараются добиться данного статуса. Но уже первый взгляд на организацию и проведение педагогической практики студентов позволяет в самом поверхностном приближении выделить некоторые её биоэтические аспекты.
Первое направление связано с особенностями трудоустройства педагогов. Помимо документов, подтверждающих уровень, качество и область профессиональной квалификации, от педагога требуется медицинская справка, удостоверяющая отсутствие ограничений для работы в должности. Педагоги также включены действующим законодательством в список профессий, подлежащих обязательной вакцинации. Прививки учитель делать обязан, поскольку обратное угрожает здоровью детей, а иногда и жизни. Отказаться от прививки педагог может, но только при наличии предусмотренных законом и локальными указаниями обстоятельств.
При необоснованном отказе или несвоевременном прохождении вакцинации работодатель имеет право отстранить работника от работы без сохранения заработной платы. Наконец, при трудоустройстве педагога директор обязан требовать справку об отсутствии судимости. На основании приведённых норм необходимо предоставить родителям право выбирать, стоит ли их детям общаться с педагогами-практикантами, не подтверждающими свой медицинский и правовой статус.
Следующее направление биоэтического подхода к организации педпрактики связано с использованием школы в качестве базы для проведения психолого-педагогических исследований с целью составления психологической характеристики класса и учеников (требование к отчетности студентов) и лингводидактических исследований, необходимых для написания курсовой и/или выпускной квалификационной работы, а также для проведение открытых уроков и иных мероприятий с присутствием представителей вуза - руководителей практики с курирующих кафедр.
Согласно правилу информированного согласия любое вмешательство, в том числе при проведении экспериментов на человеке, должно включать добровольное согласие пациента. В Российском законодательстве это закреплено в статье 21 Конституции РФ: «... Никто не может без добровольного согласия быть подвергнут медицинским, научным или другим испытаниям». При этом условии студент-исследователь должен учитывать все возможные риски, способные доставить дискомфорт, тем более вред детям.
Студентам необходимо осознавать, что их практика является частью школьного образовательного процесса, основной смысл которого — обучение, развитие и воспитание обучаю-
щихся. Поэтому им важно и следует стремиться к тому, чтобы их присутствие в школе не дезорганизовывало процесс, не вело к снижению качества обучения и уровня дисциплины. В школе есть и особые морально-этические требования - недопустимость необоснованных порицаний и неудовлетворительной оценки, наказания учащихся без объяснений и комментариев.
Готовы ли студенты в период практики к решению задачи оценивать учеников в целом, и выносить санкционные решения, в частности, - это сложный вопрос, и, как показывает многолетнее наблюдение, которого студенты хотели бы избежать. Неудачный опыт может не понравиться родителям, а прямая ответственность за снижение качества обучения и уровня дисциплины лежит на ведущем образовательный процесс педагоге и руководстве школы.
Ещё одно из направлений влияния биоэтики на педагогику проявляется в необходимости учитывать в личностном развитии учащихся не всесторонность, а природную (генетическую) обусловленность [Швец, 2012, с. 34], что маловероятно в условиях шести недель времени, отведённых на педагогическую практику.
Один из способов снятия биоэтической проблемы - заблаговременное информирование родителей как участников образовательного процесса, насколько это возможно, об условиях педпрактики, о процедурах исследования, чтобы получить их согласие на участие в них детей. Исследователь должен заранее информировать участников о требованиях, которые будут предъявляться в исследовании, об условиях его проведения, чтобы заручиться согласием всех субъектов на участие в данном исследовании.
Информированное согласие на участие в исследовании является, таким образом, важнейшим условием его проведение, особенно если имеется высокая вероятность причинения неудобства или стресса участникам исследования, создания не совсем гуманных параметров его организации.
Заключение
Подводя итоги рассмотрению специфики принципов биоэтики в разных профессиональных сферах, можно предположить, что вскоре вузы могут столкнуться с новой этической ситуацией и перспективным трендом. Помимо приказов департамента образования и образовательных учреждений может стать обязательным информированное согласие родителей на проведение педпрактики студентов (представляющей специфическую форму вмешательства в личную жизнь) на базе тех классов, где проходят обучение их дети. Кроме того, может потребоваться прохождение студентами направления подготовки «Педагогическое образование» медицинских осмотров, а также их участие в вакцинации. И все это во имя безопасности для детей и взрослых.
Высший нормативно-правовой акт
1. Конституция Российской Федерации. URL: http://www.consultant.ru/document/ http://www.consultant.ru/ http://www.consultant.ru/document/ document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 20.03.2019).
Список литературы
2. Биоэтика // Новая философская энциклопедия: Электронная библиотека Института философии РАН. URL: https://iphlib.ru/greenstone3/library/collection/_newphilenc/document/ HASH0155bee47c519a306089cb55 (дата обращения: 21.03.2019).
3. Информированное добровольное согласие // Wikipedia. Свободная энциклопедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения: 21.03.2019).
4. Информированное (осведомленное) согласие клиента в работе психолога // Профессиональная этика психолога. Студми: Учебные материалы для студентов. / URL: https://studme.org/174504/ psihologiya/%0Binformirovannoe_osvedomlennoe_soglasie_klienta_rabote_psihologahttps://studme.org/174 504/psihologiya/informirovannoehttps://studme.org/174504/psihologiya/%0Binformirovannoe_osvedomlenn oe_soglasie_klienta_rabote_psihologa_ osvedomlennoe_soglasie_klienta_rabote_psihologa (дата обращения: 21.03.2019).
5. Куделько Т.А. Постнеклассическая трактовка понятия образования // Евразийский гуманитарный журнал. 2018. № 4. С. 137-140.
6. Кушнир М. Я запрещаю школе передавать данные о ребёнке куда-либо: 10 типичных ситуаций, связанных с обработкой личной информации // Мел, 2019. URL: https://mel.fm/ vazhny_razgovor/8430519-personal (дата обращения: 13.02.2019).
7. Покулеико Т.А. Принцип информированного согласия: вызов патернализму // Вопросы философии. 1994. № 3. С. 73-76.
8. Философская энциклопедия. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/ 8008/%D0%91 % D0%98%D0%9E%D0%AD%D0%A2%D0%98%D0_%9A%D0%90 (дата обращения: 15.03.2019).
9. Чучалин А.Г., Черешнев В.А., Мишланов В.Ю., Мишланов Я.В., Никитин А.Э., Шубин И.В. Биоэтика, искусственный интеллект и медицинская диагностика. Пермь: Пермский государственный медицинский университет имени академика Е.А. Вагнера, 2019. 208 с.
10. Швец И.М., Добротина Н.А., Веселов А.П. Педагогика и биоэтика: проблемы взаимоотношений // Инновации в образовании: Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Нижний Новгород: Изд-во «Нижегородский государственный университет», 2012. № 4. С. 34-40. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/pedagogika-i-bioetika-problemy-vzaimootnosheniy (дата обращения: 15.02.2019).
11. Этический кодекс психолога // Российское психологическое общество: Официальный сайт профессиональной корпорации психологов России. URL: http://psyrus.ru/rpo/documentation/ethics.php (дата обращения: 15.03.2019).
Dubrovina M.A.
Ph.D. (Education), Associate Professor of Linguodidactics Department, Perm State University
BIOETHIC ORIENTED APPROACH TO THE ORGANIZATION PEDAGOGICAL PRACTICE OF STUDENTS-BACHELORS: FIRST REVIEW
"Bioethics" is considered in the article in line with the concept introduced into modern scientific consciousness, which relates bioethics not so much with biology, as with the biomedical sciences, with health care practice and a specific social institute which task is to resolve conflicts and tensions that arise in the relationship between the sphere of development and the application of new biomedical knowledge and health technologies, on the one hand, and the individual and society, on the other. In the author's focus there is only one of the consequences of the dissemination of bio-ethical ideas beyond the broad practice of "informed patient consent" in public health service and
the adoption of documents and laws on patients' rights, namely the introduction of the principle of voluntary informed patient consent in various spheres of social relations, including pedagogy. The article suggests that parents, as a concerned part of the educational process, have the right to express their opinion about whether their children should communicate with trainee teachers who do not confirm their medical or legal status, which is a feature of teacher employment. In connection with the considered bioethical aspects in the field of education, the issue of strengthening the regulatory support for the pedagogical practice of bachelor students in the "Pedagogical education " training area is being investigated. In particular, the prospect of resolving some bioethical problems in pedagogy is outlined through the informed consent of the parents of children studying in those classes and schools that are designated as the basis for the pedagogical practice of bachelor students, as well as for psychological, pedagogical and didactic research.
Key-words: bioethical aspects in the professional field, the principle of informed consent, informed consent in pedagogy, pedagogical education, bioethical oriented approach to the organization ofpedagogical practice.
ш
© Пресс-служба Пермского государственного национального исследовательского университета