Научная статья на тему 'ОЦЕНКА САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ'

ОЦЕНКА САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
100
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»

пых занятий в гимназии при ИД-системе положительно сказалось на состоянии здоровья учащихся. Так, психоневрологические отклонения функционального характера за 2 года обучения при Д-системе увеличились на 36,6%, а при ИД-системе снизились на 21,0%. Уровень здоровья учащихся в сопоставляемых коллективах за период обучения в старших классах при Д-системе значимо снижался, а при ИД-системе оставался стабильным.

ИД-обучение старшеклассников на уроках в гимназии, как подтверждает динамика у них педагогических, психофизиологических и функциональных показателей и изменения состояния здоровья, существенно более благоприятно, чем Д-система.

Высокое качество усвоения знаний при ИД-системе не вынуждает старшеклассников оплачивать их чрезвычайно высокой "физиологической ценой". В этом случае и организованная ДА оказывает благотворное влияние, нивелируя утомление и укрепляя здоровье.

Анализ направленности и интенсивности сдвигов в течение дня и недели психофизиологических и вегетативных показателей у старшеклассников при ИД-обучении в зависимости от профи-лизации позволяет отметить, что "физиологическая цена" обучения более высока в гуманитарных и химико-биологических классах. Здесь неизбежно сказались такие факторы риска, как сниженный уровень здоровья, наибольшая, особенно при химико-биологическом профиле, представленность среди учащихся медлительного типа ДД и наибольшая суммарная учебная нагрузка, сопровождающаяся частыми и резкими нарушениями дневного отдыха и ночного сна.

Выводы. Индивидуально-дифференциро-ванное обучение старшеклассников гимназии при высоком усвоении знаний учащимися требует от них существенно меньшего напряжения функциональных систем организма и не приводит к резко отрицательной динамике состояния здоровья по сравнению только с дифференциацией обучения или традиционной системой в общеобразовательных школах.

2. В условиях ИД-обучения ДА, организованная для учащихся всех 8-х и 9-х классов с учетом

принадлежности каждого подростка к той или иной медицинской группе для занятий физической культурой, благоприятствует работоспособности, нивелирует утомление, повышает двигательную подготовленность и содействует укреплению здоровья.

3. Учебная нагрузка в старших классах при ИД-системе и Д-системе обучения чрезмерна, особенно за счет базисного учебного плана; она требует от учащихся 14—15 лет ежедневной затраты 75% времени бодрствования и более, вследствие чего сокращаются важнейшие элементы здорового образа жизни — дневной отдых и ночной сон.

Л и тература

1. Адаптация организма учащихся к учебным и физическим нагрузкам. — М., 1982.

2. Адаптация организма подростков к учебной нагрузке. — М.. 1987.

3. Антропова М. В.. Безруких М. М., Бе тел е*з а Т. Г. и др. Нормирование учебной нагрузки школьников. — М., 1988.

4. Антропова М. В. // Физиология человека. — 1992. — № I. С. 172-178.

5. Антропова М. В., Кузнецова Л. М.. Бородкнна Г. В. // Там же. - 1991. - № 5. - С. 116-122.

6. Антропова М. В., Манке Г. Г., Бородкнна Г. В. и др. // Гиг. и сан. - 1994. - № 4. — С. 46-49.

7. Антропова М. В., Манке Г. Г., Кузнецова Л. М.. Бородкнна Г. В. // Физиология человека. — 1995. — № 5.

8. Антропова М. В.. Манке Г. Г.. Кузнецова Л. М.. Бородкнна Г. В. // Педагогика. - 1995. - № 2. - С. 25-31.

9. Бережков Л. Ф. / Гигиенические аспекты охраны здоровья детей и подростков. — М., 1984. — С. 133—144.

10. Бородкнна Г. В. Физиолого-гигиеническая оценка дифференцированного обучения по физико-математическому и химико-биологическому профилю: Авторсф. дне. ... канд. мед. наук. — М., 1992.

11. Доскнн В. А., Куннджи Н. //. Биологические ритмы растущего организма. — М.. 1989.

12. Методические рекомендации по физиолого-гигиениче-скому изучению учебной нагрузки. — М.. 1984.

13. Онищенко Г. Г., Епифанова Г. М. // Всероссийское совещание специалистов по гигиене детей и подростков. — М„ 1993.

14. Усшцева Ц. Л.. Сазашок 3. И. // Гигиена детей и подрост-коп. - М.. 1977. - С. 48-59.

15. Ханапашвили М. М. Информационные неврозы. — М., 1978.

16. Шахмаев Н. М. Учителю о дифференцированном обучении. - М„ 1989.

Поступила 26.01.%

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1997 УДК 613.954-07

И. Ш. Якубова, Я. А. Матвеева, /О. Г. Кузмичев ОЦЕНКА САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Нижегородски й НИИ детской гастроэнтерологии Минздранмедпрома РФ; Нижегородская государственная медицинская

академия

В 90-е годы система санэпиднадзора четко ориентирована на создание и реализацию социально-гигиенического мониторинга (СГМ), что предусматривает динамическое слежение за состоянием здоровья населения и факторами среды обитания1. С точки зрения демографической по-

1 Постановление правительства РФ № 1146 от 06.10.94 "Об утверждении Положения о социально-гигиеническом мониторинге".

литики первостепенную значимость имеет создание системы мониторинга по детским учреждениям.

Окружающая среда в дошкольных учреждениях (ДУ) характеризуется как динамическая многокомпонентная система, которая формируется под влиянием природно-климатических факторов, архитектурно-планировочных особенностей, уровня благоустройства здания, а также факторов, формирующих образ жизни ребенка, режим дня, закаливание, питание и пр.

Целью настоящего исследования явились разработка унифицированного методического приема для комплексной оценки влияния факторов окружающей среды на состояние здоровья детей и обоснование критериальных показателей санитарно-гигиенического благополучия (СГБ) ДУ для возможности его использования при проведении мониторинга. Условия воспитания и обучения, проблемы образования заявлены как одна из ведущих информационных подсистем СГМ |3|.

Постановка и реализация исследования с программным обеспечением на ПЭВМ базировалась на системном анализе санитарно-гигиенических показателей деятельности 40 ДУ и заболеваемости 8000 детей в динамике 5 лет (1986—1990 гг.). Одновременно проводился комплекс мероприятий по оптимизации окружающей среды ДУ в рамках полномочий отделения гигиены детей и подростков районного центра Госсанэпиднадзора (ЦГСЭН). Под наблюдением были все виды ДУ, но преимущественно ясли—сады как массовый тип учреждения дошкольного образования.

Гарантией сохранения здоровья, гармоничного развития ребенка в условиях ДУ является соблюдение требований гигиенических нормативов. Однако в реальных условиях практически отсутствуют учреждения, в которых не выявлялись бы те или иные отступления от санитарных правил, что подтверждают наши данные и результаты научных исследований, отраженные в публикациях [1].

На начало исследования ДУ различались между собой по многим показателям. Неблагополучие учреждений определялось по оценке следующих параметров: размещение в приспособленных помещениях, вблизи транспортных магистралей, промышленных предприятий, недостаточная площадь земельного участка, уровень его благоустройства, необходимость проведения ремонтных работ в помещениях, состояние водопроводной и канализационной систем, воздушно-теплового режима, искусственной освещенности, обеспеченность мебелью, укомплектованность ДУ детьми, нарушения санитарно-гигиенического режима, режима дня, уровень физического воспитания, закаливание, результаты лабораторно-инструмен-тальных исследований (смывы на бактерии группы кишечной палочки, микробное обсеменение воздуха помещений, содержание витамина С в третьем блюде, калорийность обедов, замеры метеофакторов).

Проведена экспертиза всех ДУ с использованием балльных оценок по 38 показателям, характеризующим санитарно-гигиеническое обеспечение и заболеваемость детей.

Выявлены объективно существующие закономерности, определяющие состояние системы заболеваемость детей—качество работы дошкольного учреждения, которые позволили сформулировать концепцию СГБ и реализовать ее в практической деятельности в ходе нашего эксперимента. СГБ ДУ — это динамическая управляемая система, конечной целью которой является сохранение здоровья детей путем снижения заболеваемости с помощью эффективных мер первичной профилактики.

Интегральный показатель, отражающий взаимодействие санитарно-гигиенического обеспече-

С х е м а . Критерии санитарно-гнгисничсского благополучия ДУ

ния и заболеваемости нами определен как СГБ ДУ (см. схему).

Санитарно-гигиеническое обеспечение в свою очередь складывается из 4 критериев, каждый из которых выражен количественно через соответствующий индекс (И):

— эколого-гигиеническая ситуация месторасположения (Иэ);

— санитарно-гигиенические условия жизнеобеспечения (Иж);

— медико-педагогическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса (Ив);

— характеристики ДУ по результатам лабора-торно-инструменгальных исследований (Ил).

Оценка гигиенических показателей деятельности ДУ по критериям позволяет определить рейтинг, повышение которого из года в год будет свидетельствовать об эффективности проводимых профилактических мероприятий, напротив, снижение рейтинга — об ухудшении жизнеобеспечения детей.

Разработана рейтинговая шкала количественной оценки критериев, выраженных индексами. Максимальное значение индекса может равняться 1, минимальное — 0 (см. таблицу).

По уровню СГБ ДУ могут быть ранжированы на 4 группы.

Репрезентативная информация и соответствующее программное обеспечение на ЭВМ позволили определить парциальные вклады показателей санитарно-гигиенического состояния в каждый критерий. Методом дисперсионного анализа уравнений множественной регрессии по каждому

Ранжирование ДУ по уровню СГБ

Ранг

Значение индекса

Характеристика уровня СГБ

1 0—0,45 Крайне неудовлетворительные санитарно-ги-

гисничсскис условия для пребывания детей

2 0,46—0,67 Неудовлетворительные санитарно-гигисни-

ческис условия для пребывания детей

3 0,68—0,89 Удовлетворительные санитарно-гигиеничсс-

кие условия для пребывания детей

4 0,9—1 Санитарно-гигиенические условия, близкие

к оптимальным

Ч

- 27 -

показателю рассчитали коэффициент регрессионного уравнения, по величине которого судили о его приоритетной значимости.

Поскольку основополагающим критерием СГБ ДУ является состояние здоровья, провели анализ заболеваемости детей, посещающих исследуемые ДУ по ф. 85-К. 75% из общей заболеваемости приходится на острые респираторно-вирус-ные инфекции (ОРВИ) и грипп. Уровень заболеваемости в течение 5 лет колебался от 1314,2 до 1604.5 (на 1000), причем заболеваемость детей до 3 лет всегда была выше, чем дошкольного контингента. Хотя на острые кишечные инфекции (ОКИ) приходится 0,5% в структуре общей заболеваемости детей, высокая эпидемиологическая значимость этих заболеваний именно среди детей организованных коллективов обусловила необходимость включения в анализ этой группы заболеваний. Уровень заболеваемости ОКИ на протяжении 5 лет колебался от 5,8 до 15,0 (на 1000).

Созданы вероятностные модели заболеваемости, позволяющие распространить результаты эксперимента на широкий диапазон условий, для чего применили метод планирования эксперимента. Эти модели позволили оценить влияние каждого параметра, характеризующего санитарно-гигиеническое обеспечение ДУ, и дать количественную характеристику заболеваемости в функциональной связи с этими параметрами.

Статистически значимая вероятностная модель заболеваемости (р < 0,05) имеет следующий вид:

Из = 0,54 + 0,:2Иэ + 0,1 Ив + 0,05Иэ- Ив- Иж.

Определили вклад каждого критерия в индекс заболеваемости. Доля вклада критерия "эколого-гигиеническая ситуация месторасположения" в заболеваемость оказалась самой высокой — 11%. Значимыми показателями являются площадь земельного участка, его благоустройство, удаленность ДУ от автомагистрали и промышленных предприятий.

Факт размещения ДУ в неблагоприятной экологической обстановке всегда является риском повышенной острой заболеваемости детей. Нивелировать это негативное воздействие можно качеством воспитательно-образовательного процесса, вклад которого и изменчивость заболеваемости составил 7,2%. Среди показателей этого критерия приоритеты получили гигиеническая организация и обеспечение режима дня в соответствии с анатомо-физиологическими особенностями детей каждой возрастной группы, физическое воспитание, закаливание. Организационно-методическая работа, работа с кадрами по внедрению специальных методов закаливания, повышению интенсивности средств и форм физического воспитания дали наибольший эффект в оздоровлении детей.

Доля вклада санитарно-гигиенических условий жизнеобеспечения в заболеваемость составила 4%. В большей степени эти условия раскрылись через следующие показатели: воздушно-теп-ловой режим и микробное обсеменение воздуха помещений, обеспеченность горячим водоснабжением, искусственная освещенность, условия для занятий по физическому воспитанию.

Взаимодействие этих трех критериев определяет вклад в изменчивость заболеваемости на 9,1%.

Важная роль в санэпиднадзоре принадлежит лабораторно-инструменгальным исследованиям микросреды ДУ. Как показали наши исследования, критерий, оценивающий ДУ по результатам лабораторно-инструментальных исследований, вносит несущественный вклад в изменчивость заболеваемости, он лишь дополняет характеристики санитарно-технического состояния и санитарно-гигиенического режима. Логическое осмысление полученных результатов убедило в необходимости пересмотра и усовершенствования как перечня, так и методик, а также оснащения приборами для проведения лабораторных исследований, особенно по методам изучения питания.

Суммарный вклад всех 3 критериев в изменчивость индекса заболеваемости составил 31,3%, что свидетельствует о больших резервах снижения заболеваемости детей, посещающих ДУ.

В течение 5 лет проводились мониторинг санитарно-гигиенических условий воспитаиия детей в ДУ, а также целенаправленные профилактические мероприятия по коррекции как условий, так и режимных моментов в учреждениях путем повышения эффективности текущего санитарного надзора.

В меньшей степени произошли изменения за 5-летний период по критерию, определяющему эколого-гигиеническую ситуацию ДУ. Данный критерий наиболее стабилен, поскольку природоохранные мероприятия реализуются крайне недостаточно.

Наибольшие сдвиги отмечены по критерию, определяющему жизнеобеспечение детей. За 5 лет количество учреждений, поднявшихся до 3-го ранга, увеличилось с 2,7 до 25,6%.

В меньшей степени положительные сдвиги выявлены по критерию, оценивающему качество воспитательного процесса. Если в начале исследования с удовлетворительными санитарно-гигиеническими условиями не было ни одного учреждения, то к концу наблюдения их стало 15,4%. Но многим учреждениям не удалось добиться существенного улучшения по такому важнейшему оздоровительному фактору, как физическое воспитание (развитие физических качеств у детей, достижение тренирующего эффекта на занятиях по физическому воспитанию, повышение моторной плотности занятий до максимальных значений и пр.), т. е. не все имеющиеся резервы воспитательного процесса были реализованы, хотя именно этот критерий является более "управляемым".

Эффектом проведенной работы явилось снижение заболеваемости детей. Повышение уровня санитарно-гигиенического обеспечения в 27 ДУ из 40 способствовало снижению среднего уровня заболеваемости ОРВИ на 13,3%, ОКИ на 64%. Количество учреждений, в которых показатели общей заболеваемости детей дошкольного возраста достигли среднерайонного уровня, увеличилось в 1990 г. до 26 по сравнению с 16 в 1986 г.

Положительные сдвиги санитарно-гигиениче-ских показателей получены не во всех исследуемых учреждениях. В 1986 г. с неудовлетворительным уровнем санитарно-гигиенического обеспечения было 26 ДУ, в 1990 г. их стало 11. В группе благополучных учреждений в 1990 г. уровень заболеваемости был на 35% ниже, чем в группе с

неблагоприятным уровнем саиитарно-гигиениче-ского обеспечения.

В ходе исследования разработаны карта санитарно-гигиенического состояния ДУ, формализованная балльная шкала оценки, положенные в основу методики определения СГБ и риска повышенной заболеваемости детей в ДУ и оформленные в виде методических указаний [2]. Создается программный продукт, который позволит иметь информационный банк по ДУ в ЦГСЭН, пригодный для решения задач СГМ.

Таким образом, предлагаемые нами критерии и методика, позволяющие оценивать СГБ ДУ — это научно-практическая реализация задач мониторинга здоровья детей и среды ДУ. Апробация методики показала возможность четкой диффе-

ренциации ДУ по уровню санитарно-гигиенического обеспечения, определение рейтинга ДУ и риска возникновения повышенной заболеваемости, а также возможность выявления и управления факторами микросреды ДУ.

Литература

1. МаСшулов В. Г., Николаев А. #., Чернякина Т. С. и др. // Профилактика донозологических изменений и системе окружающая среда—здоровье человека. — СПб., 1991. — С. 19-24.

2. Методические указания "Определение уровня санитарно-гигиенического благополучия и риска возникновения повышенной заболеваемости детей в дошкольном учреждении" МУ 2.4.1.001—94. — Нижний Новгород, 1994.

3. Семенов С. В., Мелехин А. И. и др. // Гиг. и сан. — 1995. — № 2. — С. 44-46.

Поступила 29.11.95

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1997 УДК 613.632:Ш.72/.73-036.5|-07

Н. Ф. Копейкин, А. И. Станкевич, 3. А. Зареченская, Е. П. Попова О ПРИМЕНЕНИИ ЦЕЛЛУЛОИДА ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА ИГРУШЕК

Центр санэпиднадзора Воронежского отделения Юго-Восточной железной дороги, Воронеж; АО "Завод пластмасс", г. Котовск

Целлулоид (нитролоид) — пластмасса, получаемая путем смешения нитроклетчатки или коллоксилина со спиртовым раствором камфоры. Он давно применяется для производства кинофотопленки, игрушек, однако первичная санитарно-токсикологическая характеристика его отсутствует. В то же время непонятно, на каком основании в ГОСТе 21228—85 "Целлулоид. Технические условия" указывается, что целлулоид является токсичным соединением. Вероятно, в данном случае имелась в виду токсичность продуктов, образующихся при его горении. Кроме того, в действующих санитарных нормативных документах нет четкой градации игрушек и сувенирных изделий, что иногда затрудняет вопрос согласования технических условий на изделия, которые могут использоваться и как игрушки, и как сувениры, в части ости " ку кл ы- н е валя ш к и".

Для обоснования возможности применения целлулоида для производства игрушек были проведены санитарно-токсикологические исследования "неваляшек", изготовленных из целлулоида Котовским заводом пластмасс по следующей рецептуре: коллоксилин обезвоженный, камфора, касторовое масло, спирт ректифицированный, двуокись титана наполненная.

Исследовали миграции химических веществ в воздушную и водную среды, общесанитарно-ги-гиенические показатели.

"Неваляшки" заливали на 3 ч дистиллированной водой в соотношении (массовом) I : 2. В дальнейшем проводили исследования вытяжек согласно методическим указаниям [2, 6]. Органо-лептические показатели вытяжек превышали допустимые для пищевых продуктов нормы в 5 раз. Миграция определяемых химических веществ в воду (свинец, хром, кадмий) не превышала допустимых санитарных норм. Проведено исследование миграции химических веществ из "неваляшек" в воздушную среду в течение 1 мес (1, 3, 5, 10, 15, 30 сут) при помещении ее в затравочные камеры

и термостат при температурах 17 и 37°С [4, 7]. Отмечено, что на 10-е сутки концентрация ацетона превышала ПДК атмосферного воздуха в 2 раза, в дальнейшем наступила нормализация показателей, концентрация изоамилацегата была в пределах допустимых норм [4|. Стойкость покрытия (фиксация красок) отвечала требованиям нормативной документации |1, 5].

Параллельно с санитарно-химическими проводили токсикологические исследования. При исследовании способности комплекса мигрирующих в водную среду химических веществ из "неваляшки" к кумуляции установлено, что данные вещества в организме животных не кумулировались. При внутрижелудочном введении белым мышам вытяжек в дозе 10—20 мг/кг и внутрибрюшинном введении 2 мл гибели животных не наступало. Проведена также подострая пероральная затравка белых беспородных крыс вытяжками из "неваляшек" ежедневно в течение 30 дней по 1 мл с 3-кратным отбором проб крови для исследования [3]. Летальных исходов не наблюдалось. Проводили морфологическое исследование крови, определяли активность ряда ферментов. У животных отмечено повышение активности аспартагами-нотрансферазы и снижение активности аланина-минотрансферазы на 10-й день после затравки. Изменения в морфологическом составе крови, белковых фракциях сыворотки крови, активности пероксидазы носили непостоянный характер и не выходили за пределы физиологических норм по сравнению с контрольной группой животных.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Полученные экспериментальные данные позволили сделать вывод о том, что миграции химических веществ в окружающую среду из "неваляшек" к концу месячного эксперимента не наблюдается, вытяжки из игрушек не обладают кумули-рующими свойствами, не оказывают выраженного общетоксического действия на организм животных, и рекомендовать целлулоид ГОСТ 21228 для производства игрушек. Заводу—изготовителю иг-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.