Научная статья на тему 'ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ'

ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
53
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — М.В. Антропова, Г.Г. Манке, Г.В. Бородкина, Л.М. Кузнецова, Т.М. Параничева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ»

Гигиена детей и подростков

С КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 1997 УДК 613.955:371.71-07

М. В. Антропова, Г. Г. Манке, Г. В. Бородкнна, Л. М. Кузнецова, Т. М. Паранпчева

ФИЗИОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

Институт возрастной физиологии РАО, Москва

Среди экзогенных факторов, оказывающих непосредственное влияние на функциональное состояние физиологических систем и состояние здоровья подростков, преобладает суммарная дневная и недельная учебная нагрузка [1—3, II — 13, 15]. Последняя, возрастая из класса в класс, к завершению среднего образования подростков значительно превышает допустимые гигиенические нормативы [3, 13].

Большая учебная нагрузка, требующая в день не менее 7 уроков, а то и 8 уроков в школе и более 3 ч на выполнение уроков дома, вынуждает учащихся нарушать принципы организации здорового образа жизни, сокращается или полностью исключается дневной активный отдых на воздухе, до минимума доводится продолжительность ночного сна. Естественно с параллельным воздействием неблагоприятной социальной и экологической обстановки перечисленные факторы, имеющие место в жизни детей и особенно, подростков, не могут не сказаться на их здоровье.

Установлено, что к завершению среднего образования у учащихся в 4—5 раз возрастает частота функциональных нарушений: органов зрения, опорно-двигательного аппарата, психоневрологической сферы [13]. Диагностируются информационные неврозы [15], вегетососудистая дистония [3, 9, 10], распространенность повышенных и высоких уровней артериального давления [3, 10].

В течение последних 40 лет Министерством образования (просвещения) неоднократно производился пересмотр учебных планов и программ с целыо их совершенствования, упорядочения учебной нагрузки, повышения эффективности обучения учащихся [3, 10, 14, 16].

Профилированное обучение в 50—70-х годах, введенное в 9—10-м классах, по ряду предметов (направления: физико-математическое, радиотехническое, иностранных языков и др.) не только не привело к нормализации учебной нагрузки, но даже увеличило ее и усугубило нарушения режима дня, снижение двигательной активности (ДА) и уровня здоровья старшеклассников |14|.

В 80-х годах с учетом предшествующего опыта профилирования, ряд школ стал практиковать более раннюю (с 8-го класса) дифференциацию обучения подростков по физико-математическому, химико-биологическому, гуманитарному л другим направлениям. При этом обеспечивалось повышение организованной ДА старшеклассников на протяжении каждой недели [4, 10, 16]. Оказалось, что увеличение ДА в режиме учебных занятий положительно сказывалось преимущественно на физической подготовленности. В то же время

собственно учебная нагрузка оставалась высокой, что, как и ранее, влекло за собой нарушения режима дня и не снижало интенсивности нарастания функциональных отклонений в состоянии центральной нервной и сердечно-сосудистой систем, в обмене веществ и энергии, уровне здоровья подростков [4, 5, 10]. В условиях чрезмерной учебной нагрузки ДА в объеме более половины времени, требуемого на учебные занятия в школе, не обеспечивала оздоровительного эффекта, а в определенной мере усиливала нарушения механизмов адаптивного регулирования организма 13—17-летних учащихся к учебной деятельности [5, 10].

Как в 50—70-х, так и в 80-х годах распределение учащихся по профилям дифференцированного обучения осуществлялось на основании желаний подростков. Между тем наши лонгитудиналь-ные исследования показали, что выбор специализации диктовался не только интересами, склонностями и успеваемостью подростков по отдельным предметам, но и определялся также самооценкой учащимися состояния своего здоровья, а также индивидуальными особенностями их высшей нервной деятельности, которые, в частности, проявляются во временных характеристиках двигательных и учебных действий — ДД [7, 8].

Так, коллектив подростков, зачисленных на основании их самоопределения в физико-математические (ФМ) 8-е классы гимназии, в 60,0% случаев имел более высокий уровень здоровья, чем их сверстники "гуманитарии" (50,0%) и "биологи" (35,0%). Более низкий уровень здоровья учащихся химико-биологического профиля (ХБ) обучения был выявлен и ранее [10]. Сниженный и низкий уровень здоровья, сочетающийся с подобными же градациями функционального состояния •физиологических систем, вынуждает подростков химико-биологических классов работать на максимальном пределе своих психофизиологических возможностей. Чрезвычайно остро проходил период адаптации этих подростков к требованиям дифференцированного обучения на первом году (8-й класс) его введения.

Начиная с 5-го и до 7-го класса среди наблюдаемых нами учащихся четко выделились на основании педагогических характеристик и главным образом временных параметров сенсорных, сенсомоторных, моторных и интеллектуальных ДД 2 противоположные группы — медлительные и подвижные подростки |6, 8]. Это разделение оставалось постоянным и сохранилось в 8-м и 9-м классах (у} = 0,32—0,74; при п = 2; р > 0,05).

При этом оказалось, что только четвертая часть медлительных подростков остановила свой выбор на дальнейшей дифференциации обучения по физико-математическому профилю. Остальные же предпочли химико-биологический и гуманитарный профили |8].

В 8-м и 9-м классах среди медлительных учащихся закономерно чаще встречались ниже средние и низкие варианты каждого из показателей работоспособности, особенно скорости выполнения заданий, чем среди подвижных сверстников {у} = 8,4-10,5; при п = 2; /; < 0,02-0,01).

Как и в предыдущие годы, при обучении в 8-м и 9-м классах в течение дня, недели, на протяжении каждого учебного года у медлительных подростков регистрировались низкие величины интегральных показателей работоспособности. Динамика этих показателей при прочих равных условиях указывала на более выраженное утомление медлительных подростков по сравнению с подвижными. Из класса в класс увеличение абсолютных и интегральных показателей умственной работоспособности у медлительных учащихся было менее интенсивным, чем у подвижных (у = 18,96). Так, изменение (в %) в течение 5 лет коэффициента преобладания у медлительных учащихся составило: 5-й класс — 9,4, 6-й — 11,5, 7-й — 13,5,

8-й — 15,6, 9-й — 17,6. У подвижных учащихся аналогичные показатели были соответственно равны 28,4, 66,5, 104,7, 148,8 и 180,9.

Особенности медлительных и подвижных старшеклассников проявились, как и в 5—7-м классах, в величинах сенсорно-моторных, зрительно-моторных и моторных (теппинг-тест) реакций. В 8-м и

9-м классах у медлительных подростков чаще, чем у подвижных, регистрировались замедленные и резко замедленные зрительно-моторные реакции (36,8 ± 4,4% против 10,5 ± 2,8%; р < 0,001).

Индивидуально-дифференцированное обучение, практиковавшееся в 5—7-х классах |6, 8], было продолжено в 8-х и 9-х классах всех 3 профилей — физико-математическом, химико-биологическом и гуманитарном.

Выше указывалось, что в нашей гимназии (ранее школе) уже велось дифференцированное обучение в 80-е годы. Результаты сопоставления динамики работоспособности, утомления и состояния здоровья подростков позволяют дать оценку индивидуально-дифференцированной (ИД) системе организации учебных занятий. Подобное сопоставление правомерно вследствие одинаковых условий естественного педагогического и физио-лого-гигиенического эксперимента: отсутствие различий в сопоставляемых коллективах учащихся по уровню здоровья (без разделения их по профилям обучения), учебной нагрузке, организованной ДА, социальному благополучию семей и экологическому состоянию мест проживания и расположения гимназии в микрорайоне, постоянному соответствию санитарного состояния и содержания требованиям гигиены. Как в 80-е годы, так и в 90-е годы учебные занятия и профильные дисциплины вели преподаватели высокой квалификации со специальной подготовкой организации индивидуального обучения.

Объем учебной нагрузки у старшеклассников в 90-е годы по сравнению с 80-ми годами был не-

сколько сокращен, но все же оставался высоким. При высокой положительной мотивации к обучению учебная работа требовала от учащихся ежедневной затраты более 9,5 ч, причем более продолжительной за счет самоподготовки она была в гуманитарных и химико-биологических классах. В связи с дефицитом времени на учебную деятельность сокращался активный отдых на воздухе. Более частое и значительное сокращение этого элемента режима дня наблюдалось у гуманитариев и биологов особенно в 9-м классе — в 74,0—86,0% случаев.

Недостающее для самоподготовки и просмотра телепередач время подростки занимали у ночного сна. Чаще всего продолжительность ночного сна в будни сокращалась на 1,5—2,0 ч и более в 39,0—44,0% случаев у биологов и гуманитариев и реже у математиков (27,0% случаев).

Поскольку в условиях ИД-обучения на уроках учащиеся выполняли задания каждый в своем темпе работы |6], это незамедлило благоприятно отразиться на функциональном состоянии организма каждого старшеклассника, особенно тех из них, которые относились к медлительному типу ДД или имели отклонения в состоянии здоровья.

Качество выполнения контрольных работ по таким предметам, как математика и русский язык, оказалось у учащихся 8-х и 9-х классов существенно выше при ИД-обучении, чем при традиционной организации (Д-система) в профилированных физико-математических и химико-биологических классах. Так, ответы как правильные и полные были оценены у учащихся 8-х и 9-х классах при ИД-системе в 30,8 ± 1,5% по математике и 34,8 ± 1,5% по русскому языку, а при Д-системе — соответственно в 13,8 ±1,1% и 20,2 ± 1,3% (/;< 0,01—0,001). Работы неудовлетворительные и плохие, указывающие на то, что учащиеся не справились с контрольным заданием, составляли при ИД-системе 9,1 ± 1,0% по математике и 3,4 ± 0,6% по русскому языку; в условиях Д-системы таких работ было значительно больше (/; < 0,001) — соответственно 30,6 ± 1,5 и 10,5 ± 1,0%.

Сопоставление данных дневной динамики психофизиологических и вегетативных показателей у старшеклассников позволило выявить различия в интенсивности их изменения в зависимости от системы обучения.

В условиях Д-системы после 6 уроков ПСАд по устойчивости дифференцировок снижался до отрицательных величин в пределах —13,0 до —30,0%, а индекс напряжения (ИН) по сердечному ритму (СР) в 49,0—56,0% случаев указывал на снижение уровня активации регуляторных механизмов функционального состояния сердечно-сосудистой системы [10].

В условиях ИД-обучения в течение уроков и в конце 6-часовых занятий направленность и интенсивность изменения показателей работоспособности и СР были у подростков иными, чем при Д-системе. Устойчивость дифференцировок повышалась на 12,0—20,0% и соответственно положительными были величины ПСАд, возрастал на 18,0—43,0% коэффициент преобладания, снижение уровня активации регуляторных механизмов СР отмечалось не более чем в 40,0% случаев (р < 0,05-0,001).

Меньшее напряжение функционального состояния организма подростков в процессе учеб-

ч -и?э

- 25 -

пых занятий в гимназии при ИД-системе положительно сказалось на состоянии здоровья учащихся. Так, психоневрологические отклонения функционального характера за 2 года обучения при Д-системе увеличились на 36,6%, а при ИД-системе снизились на 21,0%. Уровень здоровья учащихся в сопоставляемых коллективах за период обучения в старших классах при Д-системе значимо снижался, а при ИД-системе оставался стабильным.

ИД-обучение старшеклассников на уроках в гимназии, как подтверждает динамика у них педагогических, психофизиологических и функциональных показателей и изменения состояния здоровья, существенно более благоприятно, чем Д-система.

Высокое качество усвоения знаний при ИД-системе не вынуждает старшеклассников оплачивать их чрезвычайно высокой "физиологической ценой". В этом случае и организованная ДА оказывает благотворное влияние, нивелируя утомление и укрепляя здоровье.

Анализ направленности и интенсивности сдвигов в течение дня и недели психофизиологических и вегетативных показателей у старшеклассников при ИД-обучении в зависимости от профи-лизации позволяет отметить, что "физиологическая цена" обучения более высока в гуманитарных и химико-биологических классах. Здесь неизбежно сказались такие факторы риска, как сниженный уровень здоровья, наибольшая, особенно при химико-биологическом профиле, представленность среди учащихся медлительного типа ДД и наибольшая суммарная учебная нагрузка, сопровождающаяся частыми и резкими нарушениями дневного отдыха и ночного сна.

Выводы. Индивидуально-дифференциро-ванное обучение старшеклассников гимназии при высоком усвоении знаний учащимися требует от них существенно меньшего напряжения функциональных систем организма и не приводит к резко отрицательной динамике состояния здоровья по сравнению только с дифференциацией обучения или традиционной системой в общеобразовательных школах.

2. В условиях ИД-обучения ДА, организованная для учащихся всех 8-х и 9-х классов с учетом

принадлежности каждого подростка к той или иной медицинской группе для занятий физической культурой, благоприятствует работоспособности, нивелирует утомление, повышает двигательную подготовленность и содействует укреплению здоровья.

3. Учебная нагрузка в старших классах при ИД-системе и Д-системе обучения чрезмерна, особенно за счет базисного учебного плана; она требует от учащихся 14—15 лет ежедневной затраты 75% времени бодрствования и более, вследствие чего сокращаются важнейшие элементы здорового образа жизни — дневной отдых и ночной сон.

Л и тература

1. Адаптация организма учащихся к учебным и физическим нагрузкам. — М., 1982.

2. Адаптация организма подростков к учебной нагрузке. — М.. 1987.

3. Антропова М. В.. Безруких М. М., Бе тел е*з а Т. Г. и др. Нормирование учебной нагрузки школьников. — М., 1988.

4. Антропова М. В. // Физиология человека. — 1992. — № I. С. 172-178.

5. Антропова М. В., Кузнецова Л. М.. Бородкина Г. В. // Там же. - 1991. - № 5. - С. 116-122.

6. Антропова М. В., Манке Г. Г., Бородкина Г. В. и др. // Гиг. и сан. - 1994. - № 4. — С. 46-49.

7. Антропова М. В., Манке Г. Г., Кузнецова Л. М.. Бородкина Г. В. // Физиология человека. — 1995. — № 5.

8. Антропова М. В.. Манке Г. Г.. Кузнецова Л. М.. Бородкина Г. В. // Педагогика. - 1995. - № 2. - С. 25-31.

9. Бережков Л. Ф. / Гигиенические аспекты охраны здоровья детей и подростков. — М., 1984. — С. 133—144.

10. Бородкина Г. В. Физиолого-гигиеническая оценка дифференцированного обучения по физико-математическому и химико-биологическому профилю: Авторсф. дне. ... канд. мед. наук. — М., 1992.

11. Доек и н В. А., Куинджи Н. //. Биологические ритмы растущего организма. — М.. 1989.

12. Методические рекомендации по физиолого-гигиениче-скому изучению учебной нагрузки. — М.. 1984.

13. Оншценко Г. Г., Епифанова Г. М. // Всероссийское совещание специалистов по гигиене детей и подростков. — М„ 1993.

14. Усшцева Ц. Л.. Сазашок 3. И. // Гигиена детей и подростков. - М„ 1977. - С. 48-59.

15. Хананашвили М. М. Информационные неврозы. — М., 1978.

16. Шахмаев Н. М. Учителю о дифференцированном обучении. - М„ 1989.

Поступила 26.01.%

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1997 УДК 613.954-07

И. Ш. Якубова, Я. А. Матвеева, /О. Г. Кузмичев ОЦЕНКА САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Нижегородски й НИИ детской гастроэнтерологии Минздравмедпрома РФ; Нижегородская государственная медицинская

академия

В 90-е годы система санэпиднадзора четко ориентирована на создание и реализацию социально-гигиенического мониторинга (СГМ), что предусматривает динамическое слежение за состоянием здоровья населения и факторами среды обитания1. С точки зрения демографической по-

1 Постановление правительства РФ № 1146 от 06.10.94 "Об утверждении Положения о социально-гигиеническом мониторинге".

литики первостепенную значимость имеет создание системы мониторинга по детским учреждениям.

Окружающая среда в дошкольных учреждениях (ДУ) характеризуется как динамическая многокомпонентная система, которая формируется под влиянием природно-климатических факторов, архитектурно-планировочных особенностей, уровня благоустройства здания, а также факторов, формирующих образ жизни ребенка, режим дня, закаливание, питание и пр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.