Научная статья на тему 'ОЦЕНКА РЫНКА МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА НА ПРИМЕРЕ ХМАО-ЮГРЫ'

ОЦЕНКА РЫНКА МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА НА ПРИМЕРЕ ХМАО-ЮГРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
22
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / БОЛЬШИЕ ДАННЫЕ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Казаков В.Е.

Настоящая статья посвящена актуальным вопросам оценки рынка медицинских услуг в условиях информатизации общества. В региональном масштабе интерес представляет опыт ХМАО-Югры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE MARKET OF MEDICAL SERVICES IN THE CONDITIONS OF INFORMATIZATION OF THE SOCIETY ON THE EXAMPLE OF KHMAO-UGRA

This article is devoted to topical issues of evaluating the medical services market in the context of Informatization of society. On a regional scale, the experience of the KHMAO-Yugra is of interest.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА РЫНКА МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА НА ПРИМЕРЕ ХМАО-ЮГРЫ»

УДК 614

Казаков В.Е. студент магистратуры Югорский государственный университет

РФ, г. Ханты-Мансийск

ОЦЕНКА РЫНКА МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА НА ПРИМЕРЕ ХМАО-ЮГРЫ

Аннотация: Настоящая статья посвящена актуальным вопросам оценки рынка медицинских услуг в условиях информатизации общества. В региональном масштабе интерес представляет опыт ХМАО-Югры.

Ключевые слова: медицинские услуги, цифровая экономика, здравоохранение, большие данные, информатизация.

Kazakov V.E. master student Ugra State University Russia, Khanty-Mansiysk

ASSESSMENT OF THE MARKET OF MEDICAL SERVICES IN THE CONDITIONS OF INFORMATIZATION OF THE SOCIETY ON THE

EXAMPLE OF KHMAO-UGRA

Abstract: this article is devoted to topical issues of evaluating the medical services market in the context of Informatization of society. On a regional scale, the experience of the KHMAO-Yugra is of interest.

Keywords: medical services, digital economy, healthcare, big data, Informatization

В настоящее время экономика большинства развитых стран мира находится в срединной фазе четвертой промышленной революции. Не исключением в данном смысле является и Российская Федерация. Разрабатывая и внедряя разнообразные меры по развитию цифровой экономики, а также поддерживая инновационные проекты, власти большинства стран мира работают над построением цифровой инфраструктуры мирового уровня и укреплением международного взаимодействия, над созданием безопасного киберпространства и повышением доступности ИКТ.

Учитывая обозначенные тенденции, следует подчеркнуть, что особый интерес на региональном уровне представляет качество, полнота, своевременность оказания медицинских услуг в условиях стремительной информатизации общества и активного развития цифровой экономики.

Отдельно необходимо сказать об уже реализованных на практике государственных мерах по внедрению цифровых технологий на базе программы «Цифровая экономика РФ» по состоянию на сентябрь 2020 г. Например, в рамках федерального проекта «Цифровое государственное управление» была запущена Платформа обратной связи [1] - специальный экспериментальный проект по внедрению обратной связи с гражданами, разработанный на базе Единого портала государственных и муниципальных услуг. Так, на порталах пилотных девяти регионов были размещены виджеты, связанные с Единым порталом. Начиная с марта 2020 г., жители регионов направили через платформу более 8 тыс. обращений для обратной связи с органами власти.

В 2020 г. отдельное внимание уделялось развитию электронной промышленности посредством разработки и реализации дополнительных мер поддержки (среди которых венчурное финансирование. разработка новых продуктов. опытное внедрение прототипов, гранты). Дальнейшие перспективы данной отрасли, во многом, предопределены внедрением «сквозных» цифровых технологий, развитие которых оценивается в 100 млрд руб. [3]. Отечественное электронное оборудование уже применяется: например, при подключении к сети Интернет социально значимых объектов, среди которых и медицинские учреждения.

Необходимо отметить, что на территории ХМАО-Югры цифровые технологии еще не используются так эффективно, как того хотелось бы, поскольку не разработаны и не реализованы эффективные меры по их внедрению. В тоже время, с возможностями цифровизации в области оказания медицинских услуг регион уже знаком. Некоторые успехи имеются в развитии цифровых сетей: ещё в период обязательной самоизоляции медицинские работники консультировали и общались со своими пациентами с помощью сети Интернет в режиме реального времени. Подобные «виртуальные» консультации получили в ХМАО-Югры название телемедицины, благодаря которой к настоящему времени взаимодействие врачей и пациентов существенно улучшилось.

Кроме того, подобное общение с врачом в режиме реального времени позволяет жителям ХМАО-Югры соблюдать все необходимые меры предосторожности во избежание обострения ситуации с распространением СОУГО-19 по региону. Также достижения информатизации в области здравоохранения позволили нивелировать негативный настрой в обществе, связанный с вынужденной приостановкой плановой записи на приемы. Без сомнений, информатизация здравоохранения является одним из наиболее значимых, крупных государственных проектов, с помощью которого можно повысить качество оказываемых медицинских услуг, а также постепенно внедрять информационные технологии без ущерба интересам и правам пациентов.

Уже к середине 2020 г. многие медицинские учреждения ХМАО-Югры пользовались данными из базы электронных амбулаторных карт, занимались внедрением программных технологий по электронной выписке рецептов. Медицинские работники теперь свободно могут поддерживать связь с пациентами, которые нуждаются в постоянном наблюдении. Выписывать лекарственные препараты, давать медицинские консультации, следить за ходом лечения и своевременно реагировать на любые отклонения от плана действий стало возможно именно благодаря информационным достижениям XXI века.

В тоже время на территории ХМАО-Югры переход на цифровые технологии в сфере здравоохранения происходит несколько более медленными темпами, чем того хотелось бы, что обусловлено, в том числе и особым географическим расположением региона. В настоящее время на территории региона создана служба «112»: фактически это единая диспетчерская, являющаяся важным элементом цифровой экономики. Центр обработки вызовов уже создан, однако, для полного запуска системы следует решить ряд технологических проблем, которые касаются организации каналов связи, оснащения оборудованием, обеспечения информационной безопасности. Центры обработки вызовов различных служб спасения должны быть интегрированы в систему «112». Предполагается, что при возникновении любой чрезвычайной ситуации каждый житель области сумеет оперативно получить помощь любой экстренной службы, позвонив по единому номеру [2].

Большая роль в вопросах внедрения цифровых технологий на территории ХМАО-Югры принадлежит специальному министерству, ответственному за цифровизацию субъекта Федерации. Открытые данные, касающиеся информатизации региона, свидетельствуют о том, что в ХМАО-Югры активно развивается электронное правительство, внедряются различные системы информирования населения о состоянии здоровья, которые позволяют граждан региона обеспечивать надлежащими государственными и медицинскими услугами.

Национальная технологическая инициатива (НТИ) реализуется Правительством России в соответствии с перечнем поручений Президента РФ по реализации Послания Федеральному Собранию от 4 декабря 2014 года. Это долгосрочная межведомственная программа государственно -частного партнерства по содействию развитию новых перспективных рынков на базе высокотехнологичных решений, которые будут определять развитие мировой и российской экономики через 10-15 лет [4]. Дорожная карта HealthNet Национальной технологической инициативы утверждена решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию государства. Основные направления реализации дорожной карты - информационные

технологии в медицине, медицинская генетика, биомедицина, спорт и здоровье, превентивная медицина, здоровое долголетие.

По итогу следует отметить, что в условиях развития цифровой экономики, планомерное внедрение цифровых технологий в область здравоохранения ХМАО-Югры позволяет совершенствовать медицинскую культуру в органах власти, рационально и взвешенно использовать транспортные, временные и человеческие ресурсы. С этой целью на практике применяются информационные системы, которые предполагает сокращение срока работы с документами и заявками граждан в условиях упрощения процедуры оказания медицинских услуг гражданам. Предполагается, что в ближайшее время использование данной ИС позволит оптимизировать работу региональных органов власти ХМАО-Югры. Кроме того, по нашему мнению, будут развиваться цифровые клиентские сервисы, оптимизирующие экономическое поведение субъекта.

Использованные источники:

1. Названы разработчики дорожных карт нацпроекта «Цифровая экономика» [Электронный ресурс]. URL: https://luckyea77.livejournal.com/2766436.html (дата обращения: 13.10.2020).

2. Подведены промежуточные итоги пилота по платформе обратной связи с гражданами [Электронный ресурс]. URL: https://digital.gov.ru/ru/events/39990/ (дата обращения: 13.10.2020).

3. Телемедицина - новые возможности для пациентов в режиме онлайн [Электронный ресурс]. URL: https://dzhmao.admhmao.ru/vse-novosti/4216866/ (дата обращения: 13.10.2020).

4. Электронные медицинские карты приходят на смену бумажным [Электронный ресурс]. URL: https://ugra.mk.ru/articles/2018/03/28/elektronnye-medicinskie-karty-prikhodyat-na-smenu-bumazhnym.html (дата обращения: 13.10.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.