Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ОЦЕНКИ ЦИФРОВОЙ ЗРЕЛОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ: КЕЙС СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ'

РАЗРАБОТКА КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ОЦЕНКИ ЦИФРОВОЙ ЗРЕЛОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ: КЕЙС СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
290
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕЛЕМЕДИЦИНА / ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ЦИФРОВАЯ ЗРЕЛОСТЬ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Есина Е. А., Калабина Е. Г.

Современный этап мирового экономического и социального развития характеризуется активной цифровизацией систем здравоохранения, и Россия в этом направлении не исключение. В данной статье раскрыты тренды современного развития медицины с учетом влияния цифровизации на систему здравоохранения, представлены процессы цифровой трансформации на федеральном и региональном уровне на примере Свердловской области, проведена оценка цифровой зрелости системы здравоохранения региона. Цель работы состояла в разработке модели оценки цифровой зрелости региональной системы здравоохранения по данным Свердловская области. Дана оценка фактического состояния информатизации здравоохранения региона и практики применения информационных систем и технологий в условиях острой необходимости оптимизации бюджетных расходов и повышения доступности оказания медицинской помощи, особенно в отдаленных от регионального центра территориях. Предложены направления повышения цифровой зрелости региональной системы здравоохранения Свердловской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF A CONCEPTUAL MODEL FOR ASSESSING THE DIGITAL MATURITY OF THE REGIONAL HEALTHCARE SYSTEM: THE CASE OF THE SVERDLOVSK REGION

The current stage of world economic and social development is characterized by the active digitalization of healthcare systems, and Russia is no exception in this direction. This article reveals trends in the modern development of medicine, taking into account the impact of digitalization on the healthcare system, presents the processes of digital transformation at the federal and regional levels on the example of the Sverdlovsk region, and evaluates the digital maturity of the regional healthcare system. The aim of the work was to develop a model for assessing the digital maturity of the regional healthcare system according to the Sverdlovsk region. The assessment of the actual state of informatization of the subject's healthcare and the practice of using information systems and technologies in the context of the urgent need to optimize budget expenditures and increase the availability of medical care, especially in areas remote from the regional center, the development of directions for improving the efficiency of digital transformation of the health care system of the Sverdlovsk region.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ОЦЕНКИ ЦИФРОВОЙ ЗРЕЛОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ: КЕЙС СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

Управление экономическими системами Economic systems management

УДК 332.02 00! 10.29141/2782-4934-2022-1-3-4 БОЫ УББИСУ

Е. А. Есина1, Е. Г. Калабина2

'Законодательное собрание Свердловской области, г. Екатеринбург, Российская Федерация 2Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург, Российская Федерация

Разработка концептуальной модели оценки цифровой зрелости региональной системы здравоохранения: кейс Свердловской области

Аннотация. Современный этап мирового экономического и социального развития характеризуется активной цифровизацией систем здравоохранения, и Россия в этом направлении не исключение. В данной статье раскрыты тренды современного развития медицины с учетом влияния цифровизации на систему здравоохранения, представлены процессы цифровой трансформации на федеральном и региональном уровне на примере Свердловской области, проведена оценка цифровой зрелости системы здравоохранения региона. Цель работы состояла в разработке модели оценки цифровой зрелости региональной системы здравоохранения по данным Свердловская области. Дана оценка фактического состояния информатизации здравоохранения региона и практики применения информационных систем и технологий в условиях острой необходимости оптимизации бюджетных расходов и повышения доступности оказания медицинской помощи, особенно в отдаленных от регионального центра территориях. Предложены направления повышения цифровой зрелости региональной системы здравоохранения Свердловской области. Ключевые слова: телемедицина; искусственный интеллект; цифровая зрелость здравоохранения; региональная система здравоохранения. Дата поступления статьи: 5 ноября 2022 г.

Для цитирования: Есина Е. А., Калабина Е. Г. Разработка концептуальной модели оценки цифровой зрелости региональной системы здравоохранения: кейс Свердловской области // Цифровые модели и модели. 2022. Т. 1, № 3. DOI: 10.29141/27824934-2022-1-3-4. EDN: YBBHCY.

Управление экономическими системами Economic systems management

E. A. Esina1, E. G. Kalabina2

1 Legislative Assembly of the Sverdlovsk Region, Yekaterinburg, Russia 2 Ural State University of Economics, Yekaterinburg, Russia

Development of a conceptual model for assessing the digital maturity of the regional healthcare system: the case of the Sverdlovsk Region

Abstract. The current stage of world economic and social development is characterized by the active digitalization of healthcare systems, and Russia is no exception in this direction. This article reveals trends in the modern development of medicine, taking into account the impact of digitalization on the healthcare system, presents the processes of digital transformation at the federal and regional levels on the example of the Sverdlovsk region, and evaluates the digital maturity of the regional healthcare system. The aim of the work was to develop a model for assessing the digital maturity of the regional healthcare system according to the Sverdlovsk region. The assessment of the actual state of informatization of the subject's healthcare and the practice of using information systems and technologies in the context of the urgent need to optimize budget expenditures and increase the availability of medical care, especially in areas remote from the regional center, the development of directions for improving the efficiency of digital transformation of the health care system of the Sverdlovsk region.

Key words: telemedicine; artificial intelligence; digital maturity of healthcare; regional health system.

Paper submitted: November 5, 2022

For citation: Esina E. A., Kalabina E. G. Development of a conceptual model for assessing the digital maturity of the regional healthcare system: the case of the Sverdlovsk Region. Digital models and solutions. 2022. Vol. 1, no. 3. DOI: 10.29141/2782-4934-2022-1-3-8. EDN: YBBHCY.

Введение

Уровень современного развития диктует необходимость внедрения новых цифровых решений для улучшения качества медицинской помощи, снижения рисков ошибки, сокращения потерь и излишних расходов. Цифровые технологии открывают новые возможности для системы здравоохранения [1-3]. Чтобы ускорить цифровую трансформацию, необходимо эффективно и максимально широко вводить цифровые технологии в медицине, модернизируя медицинские процессы, автоматизируя то, что не требует человеческого участия, а также применяя уже действующие цифровые медицинские решения и медицинские программы [4].

Управление экономическими системами Economic systems management

Оценивая в целом существующие тренды развития здравоохранения в России, можно выделить достаточно яркие тенденции в поведении пациентов и медиков:

• активная разработка и построение цифрового пространства систем здравоохранения в регионах;

• широкое использование цифровых устройств, позволяющих не только снять показатели состояния здоровья, но и получить их интерпретацию;

• снижение потребности пациента в личном взаимодействии с медицинским персоналом для получения медицинских услуг;

• увеличение автоматизации и цифровизации медицинских процессов, что позволяет сократить зависимость от медицинского персонала в каждом трудовом действии;

• желание пациента получить информацию о состоянии здоровья или медицинскую услугу «здесь и сейчас», отсутствие времени на ожидание, нежелание совершать лишние передвижения и запрашивать бумажную документацию, что в совокупности способствует ускорению процесса получения медицинских услуг;

• неготовность медицинского персонала и государственных медицинских организаций в целом к оказанию цифровых медицинских услуг.

Анализ трендов [2; 4] показывает, что сегодняшний уровень развития здравоохранения не успевает за требованиями современного пациента и за развитием технологий. Пациент зачастую сам выбирает, каким образом ему будет оказана медицинская услуга, все чаще выбирая технологии с цифровыми решениями, что является стимулом для широкого развития частной системы здравоохранения, которая более мобильна в перестроении под запросы пациента.

Для государственной системы здравоохранения мощным толчком к переходу на цифровые технологии стал период работы в условиях новой коронавирусной инфекцией COVID-19. Пандемия коронавируса бросила вызов отрасли медицины и стала испытанием на прочность для систем здравоохранения всех стран. Шквал вызовов скорой медицинской помощи, многократный рост количества заболевших способствовали не только перепрофилированию медучреждений, но и трансформции медицинских процессов. Требование соблюдения карантина и изоляции заболевших стало стимулом развития существующих цифровых технологий, за счет чего процесс цифровой трансформации медицины шагнул вперед. Повсеместно стали вводиться цифровые средства диагностики и лечения, как, впрочем, и коммуникаций; медицинские онлайн-услуги (телеконсультации) уверенно вошли в практику медицинских организаций. Телемедицина помогает пациентам получать из дома доступ к медицинской помощи и получать консультации через интернет. Даже в самых удаленных областях мира технологии позволяют получать качественную медицинскую помощь. В некотором смысле телемедицина убирает географические границы и сглаживает финансовое положение пациентов, позволяя любому получить доступ к лучшим для него медицинским условиям в желаемое время. Кроме того, телемедицина экономит время врачей и пациентов, их средства на поездки. В условиях пандемии коронавируса телемедицина стала одним их незаменимых средств консультирования и наблюдения за пациентом с учетом необходимости

Управление экономическими системами Economic systems management

социального дистанцирования. Все пациенты с легкой формой течения заболевания находились на лечении в условиях домашней самоизоляции, наблюдение за пациентами во многих субъектах велось через телемедицинские сервисы, что сэкономило не только время и средства пациентов и врачей, но и снизило риски распространения инфекции при передвижении пациента до врача, в какой-то степени решило вопрос дефицита медицинских кадров.

Результаты исследования

Рассматривая вопрос информатизации и автоматизации медицинских услуг и всех процессов здравоохранения, можно выделить три основные группы заинтересованных сторон по внедрению цифровизации в сфере здравоохранения: государство; медицинские организации и медицинские работники; население [4; 5; 6]. Потребности каждой из этих групп в цифровизации медицинских услуг существенно различаются. Для государственных органов управления сферой здравоохранения цифровизация является инструментом контроля и учета достижения целей, как основных (снижение смертности, повышение ожидаемой продолжительности жизни, повышение доступности медицинской помощи), так и дополнительных (повышение эффективности использования финансовых и кадровых ресурсов). Для медицинских организаций цифровизация выступает инструментом сокращения экономических и временных затрат, улучшения информационного взаимодействия с другими медицинскими организациями и ведомствами. Для медицинских работников цифровизация ведет к снижению нагрузки и повышению производительности труда, упрощению работы с документами пациента, сокращению времени на обработку документов. Для населения цифровая трансформация в медицине должна обеспечить сокращение времени на получение медицинских услуг, повышение их доступности и качества, возможность получения услуг в электронном виде, где это возможно (получение справок и направлений, рецептов, онлайн-консуль-тации и т. д.) [6]. Стоит отметить, что анализ потребностей заинтересованных сторон, а также целей развития цифровизации сферы здравоохранения показывает их явную разнонаправленность.

В указе Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 г.» одной из национальных целей развития страны определена цифровая трансформация. В рамках достижения этой цели поставлены следующие задачи:

• достижение цифровой зрелости ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения;

• увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95 %;

• обеспечение широкополосного доступа к сети Интернет до 97 %;

• увеличение вложений в информационные решения в сфере информационных технологий в четыре раза по сравнению с 2019 г.

Управление экономическими системами Economic systems management

Рассматривая вопрос об измерении цифровой зрелости [7], необходимо отметить, под цифровой зрелостью региональной системы здравоохранения будем понимать степень, в которой цифровые технологии используются в качестве средств, способствующих предоставлению качественных и необходимых медицинских услуг.

Для разработки концептуальной модели оценки цифровой зрелости региональной системы здравоохранения нами предложено применение показателя «цифровая зрелость», рекомендованного для ключевых отраслей экономики и социальной сферы, а^также государственного управления1:

Щ х К,

где ЦЗ - показатель оценки цифровой зрелости региональной системы здравоохранения; П/ - параметры, входящие в оценку цифровой зрелости региональной системы здравоохранения; К - весовые коэффициенты для измерения параметров, входящих в оценку цифровой зрелости региональной системы здравоохранения.

Результаты глубинных и полуструктурированных интервью с экспертами (представителями медицинских организаций, Министерства здравоохранения Свердловской области, Росздравнадзора по Свердловской области), проведенных нами в 2022 г., позволили предложить следующие параметры для оценки цифровой зрелости региональной системы здравоохранения (табл. 1).

Таблица 1. Параметры оценки цифровой зрелости региональной системы здравоохранения

Показатель Весовой коэффициент

1. Доля записей на прием к врачу, совершенных гражданами в электронном виде 15

2. Доля граждан, у которых сформированы электронные медицинские карты 20

3. Доля граждан на диспансерном наблюдении, с дистанционным мониторингом состояния здоровья 10

4. Доля медицинских организаций, осуществляющих централизованную обработку и хранение в электронном виде результатов диагностических исследований 10

5. Доля врачебных консилиумов, проводимых субъектом с федеральными медицинскими исследовательскими центрами с использованием видео-конференц-связи 5

6. Доля телемедицинских консультаций, проводимых врачом с пациентом, в том числе на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций), с использованием видео-конференц-связи 5

7. Доля граждан, которым доступны врачебные назначения (рецепты) в форме электронного документа 10

8. Доля приобретаемых за бюджетные средства лекарственных средств и препаратов, по которым обеспечен централизованный учет их распределения и использования 5

1 Об утверждении методик расчета показателей национальной сферы развития Российской Федерации «Цифровая трансформация»: приказ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 18 ноября 2020 г. № 600.

Управление экономическими системами Economic systems management

Окончание таблицы 1

Показатель Весовой коэффициент

9. Доля станций (отделений) скорой медицинской помощи, подключенных к единой электронной системе диспетчеризации 5

10. Доля медицинских учреждений государственной и частной формы собственности, включенных в единую цифровую инфраструктуру региона 5

11. Доля медицинских учреждений государственной и частной формы собственности, обеспеченных участием в вертикальной и горизонтальной интеграции 5

12. Доля медицинских учреждений государственной и частной формы собственности, обеспечивающих соблюдение стандартов информационного взаимодействия (внутренних и внешних) 5

Кроме того, была предложена шкала оценки уровня цифровой зрелости региональной системы здравоохранения в зависимости от полученных оценок (табл. 2).

Таблица 2. Шкала оценки цифровой зрелости региональной системы здравоохранения

Значение показателя оценки цифровой зрелости, % Уровень цифровой зрелости Значение показателя оценки цифровой зрелости, % Уровень цифровой зрелости

0-10 1 51-60 6

11-20 2 61-70 7

21-30 3 71-80 8

31-40 4 81-90 9

41-50 5 91-100 10

Для оценки уровня цифровой зрелости региональной системы здравоохранения в Свердловской области нами были рассчитаны следующие показатели (по данным информационного бюллетеня «Состояние здоровья населения и показатели деятельности системы здравоохранения Свердловской области» за 2021 г.):

• доля записей на прием к врачу, совершенных гражданами в электронном виде - 7 %;

• доля граждан, у которых сформированы электронные медицинские карты - 7 %;

• доля граждан на диспансерном наблюдении с дистанционным мониторингом состояния здоровья - 0 %;

• доля медицинских организаций, осуществляющих централизованную обработку и хранение в электронном виде результатов диагностических исследований - 7 %;

• доля консилиумов врачей, проводимых субъектом с федеральными медицинскими исследовательскими центрами с использованием видео-конференц-связи - 0 %;

• доля консультаций, проводимых, врачом с пациентом посредством ЕПГУ с использованием видео-конференц-связи - 0 %;

• доля граждан, которым выписаны рецепты на лекарственные препараты доступны в форме электронного документа - 7 %;

ЦИФРОВЫЕ МОДЕЛИ И РЕШЕНИЯ

Т. 1 № 3 2022 Ус1. 1 No.3 М nigitn| mndpfcnnd solutions_ISSN 2782-4934 (online)

Управление экономическими системами Economic systems management

• доля станции (отделении) скорой медицинскои помощи, подключенных к единои электронной системе диспетчеризации - 0 %;

• доля медицинских учреждений государственной и частной формы собственности, включенных в единую цифровую инфраструктуру региона - 7 %;

• доля медицинских учреждений государственной и частной формы собственности, обеспеченных участием в вертикальной и горизонтальной интеграции - 0 %;

• доля медицинских учреждений государственной и частной формы собственности, обеспечивающих соблюдение стандартов информационного взаимодействия (внутренних и внешних) - 0 %.

Значение показателя цифровой зрелости региональной системы здравоохранения Свердловской области за 2021 г. с учетом весовых коэффициентов показателей, входящих в оценку, составило:

тто 7% X 15 + 7% X 20 + 7% X 10 + 7% X Ю + 7% X 5 л ло 0 0/ ЦЗ =- = 0,08, или 8 %.

15 + 20+10+10 + 5 ' '

Следовательно, исходя из полученного значения показателя и шкалы оценки, цифровую зрелость региональной системы здравоохранения в Свердловской области за 2021 год можно отнести к начальному уровню становления.

Между тем, число граждан на территории Свердловской области, которые пользуются онлайн-сервисами в здравоохранении постоянно растет и уже по состоянию на начало 2022 г. число таких граждан, которые воспользовались услугами в Личном кабинете пациента «Мое здоровье» на Едином портале государственных и муниципальных услуг, превысило 170 тыс. чел. В Личном кабинете пациента сегодня представлена возможность записи на прием к врачу, записи на вакцинацию, записи на углубленную диспансеризацию, получение сведений по электронному листку нетрудоспособности и др.

Кроме того, увеличивается количество дистанционной записи пациентов на амбулаторный прием: из 121 медицинской организации, оказывающей амбулаторную медицинскую помощь, 104 организации, или 86 %, осуществляют запись на прием к врачу через Единый портал государственных и муниципальных услуг, остальные - через региональные порталы записи на прием к врачу.

По информации министерства здравоохранения Свердловской области за I квартал 2022 г. на первичный прием к врачу было записано более 330 тыс. пациентов, из них более 40 % записались через ЕПГУ и региональные порталы записи на прием к врачу1. В рамках мероприятий по борьбе с новой коронавирусной инфекцией в Свердловской области проводится углубленная диспансеризация пациентов, перенесших COVID-19. Так, для медицинских организаций города Екатеринбурга была реализована форма дистанционной записи на углубленную диспансеризацию.

1 Информационная справка Министерства здравоохранения Свердловской области «О реализации мер по развитию цифровой зрелости в сфере здравоохранения». URL: https://minzdrav.midural.ru/article/ show/id/1210 (дата обращения: 18.09.2022).

ЦИФРОВЫЕ МОДЕЛИ И РЕШЕНИЯ

Т. 1 № 3 2022 Ус1. 1 No.3 М nigitn| mndpfcnnd solutions_ISSN 2782-4934 (online)

Управление экономическими системами Economic systems management

По результатам рейтинга регионов, составленного Министерством здравоохранения РФ по количеству дистанционных записей на углубленную диспансеризацию, Свердловская область заняла 2-е место по итогам работы за I квартал 2022 г.1

Достижение показателей цифровой зрелости региональной системы здравоохранения возможно за счет реализации следующих мер.

• Модернизация действующих медицинских информационных систем и внедрения региональной интеграционной платформы «Система управления информатизацией здравоохранения Свердловской области» в рамках реализации регионального проекта «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (Свердловская область). Данная цифровая платформа является региональной составляющей федерального проекта «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ) национального проекта «Здравоохранение». Финансирование региона в рамках данного проекта на 2021 г. составило более 286 млн р., в 2022 г. на реализацию регионального проекта выделено 221 млн р.

• Увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95 % путем реализации дорожной карты по цифровой трансформации массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг и качественному их предоставлению в электронном виде. В настоящее время перечень содержит 84 массовые социальные услуги, доступность которых должна быть обеспечена в том числе и в электронном виде.

Долю региональных массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, предлагается оценивать по формуле

у = jKffiü. х 100 О/

русл

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

где Удрусл - доля региональных услуг, доступных в электронном виде в субъекте, %; Крусл - количество региональных услуг, соответствующих критерию доступности услуг в электронном виде в субъекте, шт.; Орусл - количество региональных услуг из числа массовых социально значимых услуг, предоставляемых в субъекте, ед.

Перечень доступных массовых социально значимых услуг Свердловской области содержит только одну услугу в сфере здравоохранения - это «подача документов на лицензирование медицинской деятельности», обеспеченная Министерством здравоохранения Свердловской области.

На сегодняшний день наблюдается постоянный рост доли заявителей, увеличение потребности в предоставлении услуг в электронной форме и расширении перечня услуг. В связи с частым изменением федерального и областного законодательства требуется постоянная доработка интерактивных форм для подачи заявлений по региональным

1 Итоги диспансеризации. URL: https://medprofural.ru/specialistam-main/specialistam/monitoring-dispa nserizacii/?ysclid=la3kaixgtw920090982 (дата обращения: 18.09.2022).

Управление экономическими системами Economic systems management

услугам, что не всегда производится своевременно, как и обработка в автоматическом режиме заявления от жителей Свердловской области из-за недостаточного уровня информатизации органов управления, что влияет на сроки предоставления услуг в электронной форме.

• Подключение социально значимых объектов Свердловской области к информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Все медицинские учреждения Свердловской области, в том числе фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, подключены через волоконно-оптические линии связи. Предусмотрено финансирование на оплату с 2022 г. услуг доступа к сети Интернет для социально значимых объектов, находящихся в ведении региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

Исследуя различные показатели, которые позволяют охарактеризовать применение цифровых технологий при оказании медицинских услуг, нами предложена следующая концептуальная модель оценки цифровой зрелости региональной системы здравоохранения (см. рисунок).

Единая цифровая инфраструктура и региональная медицинская информационная система (показатели 5, 9,10,11 из табл. 1)

I_

Стандарты информационного взаимодействия (внутренние, внешние) (показатели 4, 8,12 из табл. 1)

_L

Доступность региональных медицинских услуг в электронной форме (показатели 1,2, 3, 6, 7 из табл.1)

J

Оценка цифровой зрелости региональной системы здравоохранения

Концептуальная модель оценки цифровой зрелости региональной системы здравоохранения

Предлагаемая модель - это инструмент диагностики уровня зрелости региональной системы здравоохранения, уровня готовности к дальнейшему развитию, уровня доступности региональных медицинских услуг в электронном формате. Данная модель оценки цифровой зрелости позволяет определить индикаторные показатели цифровой трансформации отрасли здравоохранения в регионе по применению информационных технологий при оказании медицинских услуг.

Работы по цифровизации сферы здравоохранения Свердловской области проводятся Министерством цифрового развития и связи Свердловской области совместно с Министерством здравоохранения Свердловской области по следующим основным направлениям:

• развитие региональных ведомственных информационных систем, создание автоматизированных рабочих мест для каждого медицинского работника,

Управление экономическими системами Economic systems management

• создание централизованной лабораторной системы, подсистемы архива медицинских изображений для внедрения платформы поддержки принятия врачебный решений на основе технологий искусственного интеллекта,

• внедрение и развитие онлайн-сервисов для пациентов в личном кабинете «Мое здоровье».

В цифровом развитии здравоохранения сегодня происходят большие изменения, связанные с централизацией и стандартизацией процессов. Объем медицинской информации с каждым годом увеличивается, а требования к скорости обмена данными растут. За счет внедрения мощных, высокопроизводительных интеграционных сервисов с целью обеспечения эффективного и быстрого процесса обмена документами и медицинской информацией от различных организаций в общие аналитические базы данных повышается скорость и качество оказания медицинской помощи гражданам.

В 2019 г. запущен проект по созданию цифрового пространства здравоохранения и информационной инфраструктуры в сфере здравоохранения ВИМИС - вертикально интегрированная медицинская информационная система, наполненная медицинскими сведениями о пациенте, которая проинтегрирована с медицинской системой - Единой государственной информационной системой здравоохранения (ЕГИСЗ). Это позволяет отслеживать тактику ведения каждого пациента и качество оказываемой помощи, в режиме реального времени получать информацию об отклонениях в состоянии пациента1, обеспечивает учреждения здравоохранения эффективной информационной поддержкой процесса оказания медицинской помощи и процесса управления системой медицинской помощи на основе первичных учетных данных, а также оперативной информацией в области охраны здоровья граждан.

В Свердловской области разработан Регламент информационного взаимодействия2, согласно которому в состав Единой государственной информационной системы здравоохранения в субъекте входят следующие программные компоненты:

• региональная медицинская информационная система;

• информационная система «Танатос»;

• региональный онкологический программный комплекс «ОНКОР»;

• программное обеспечение «Автоматизированная система «Программа мониторинга беременных».

Помимо этого, ЕГИСЗ наполнен следующими функциональными сервисами:

• общие интеграционные сервисы для медицинской информационной системы медицинской организации (МИС МО);

• сервисы для взаимодействия с федеральным фрагментом ЕГИСЗ;

1 Центр экспертизы и контроля качества медицинской помощи Минздрава России. URL: https:// rosmedex.ru (дата обращения: 18.09.2022).

2 Регламент информационного взаимодействия. Региональный фрагмент Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения Свердловской области / Медицинский информационно-аналитический центр. 2019. URL: https://www.miacso.ru/Documents/RF_EGISZ/Reglament_ informacionnogo_vzaimodeystvia_RF_EGISZ_v33.pdf (дата обращения: 18.09.2022).

Управление экономическими системами Economic systems management

• паспорт медицинской организации;

• регистр медицинских работников;

• электронная медицинская карта;

• единая электронная регистратура региона;

• центральный архив медицинских изображений;

• центральный архив медицинских документов;

• регистр пациента;

• модуль статистики региона;

• нормативно-справочная информация региона.

Функциональные задачи, которые поставлены регионом перед данной системой, - это информационный обмен с медицинскими организациями региона через единое цифровое пространство; информационный обмен с информационными системами иных организаций (ТФОМС, СМО и др.), принимающих участие в организации медицинской помощи гражданам региона; интеграция с единой государственной информационной системой в сфере здравоохранения для реализации электронных услуг в личном кабинете пациента «Мое здоровье» на едином портале государственных услуг и предоставления гражданам региона; ведение электронного медицинского документооборота, в том числе ведение электронных медицинских карт пациентов, обмен данной документацией в форме электронных документов между медицинскими организациями, в том числе направлениями на оказание медицинских услуг; формирование реестров счетов за оказанную медицинскую помощь для оплаты и автоматизированное информационное взаимодействие с информационной системой ТФОМС; предоставление отчетной и аналитической информации на основе первичных данных о процессе оказания медицинской помощи для организаций, принимающих участие в организации медицинской помощи гражданам региона; централизованное хранение и предоставления диагностических изображений (центральный архив медицинских изображений) и медицинских документов (центральный архив медицинских документов).

Заключение

Оценивая состояние цифровой зрелости региональной системы здравоохранения в Свердловской области, необходимо отметить следующее:

1. Отсутствует региональный подход к организации управления деятельностью как к целостной системе взаимосвязанных процессов. Текущая реализация модели информационного взаимодействия не позволяет обеспечить целостность и полноту данных, агрегируемых в информационных системах, а также обмен информацией. Это значительно затрудняет обеспечение полноценного взаимодействия медицинских организаций на базе информационных систем.

2. Функционирует большое количество информационных систем в медицинских организациях, с неупорядоченными информационными потоками и форматами данных, что не позволяет иметь оперативную информацию о пациенте, о показателях системы здравоохранения в регионе и создает сложности в реализации электронных сервисов

Управление экономическими системами Economic systems management

для граждан (запись на прием к врачу или доступ к результатам исследований своего здоровья).

3. Вовлеченность участников информационного взаимодействия находится на недостаточном уровне. Низкий уровень осведомленности о возможностях цифровых продуктов и вовлечения сотрудников к их применению в деятельности. Частные медицинские организации в цифровую систему региона вовлечены только на 40 % и охватывают менее 20 % фармацевтических организаций.

4. Параллельная разработка и внедрение единой государственной информационной системы и медицинской системы региона приводят к многократному вводу информации, разрозненности информации и значительным расхождениям в сведениях об оказанной медицинской помощи.

5. Цифровые продукты не удовлетворяют потребностям отрасли и требуют комплексной доработки. Информатизация должна стать инструментом решения задач контроля и учета, сокращения временных затрат на осуществление основной медицинской деятельности и инструментом повышения доступности оказания медицинской помощи.

6. Низкий уровень компетенций персонала здравоохранения для организации цифровой трансформации.

7. На данный момент в цифровой инфраструктуре здравоохранения описаны и формализованы информационные, организационно-управленческие, медицинские процессы. При этом есть проблемы и противоречия, которые требуют решений на уровне органов управления здравоохранением: противоречие между сбором медицинской информации (децентрализованный подход сбора, хранения и управления информацией) и конфиденциальностью (персональные данные) - большая юридическая неопределенность и несовершенная нормативно-правовая база; противоречие между сбором огромных массивов персональной информации в отдельных программах, базах с вопросами безопасности - проблема в надежности хранения персональных данных и управления ими; проблема человеческого восприятия цифровой трансформации. Проблема работы с персональными данными, их хранением и использованием при существующем подходе будет только усугубляться.

По результатам проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы.

Разобщенность информационных систем в сфере здравоохранения региона требует выработки единых стандартов информационного взаимодействия, обеспечения преемственности оказания медицинской помощи, создания цифровых решений на базе реги-

и и 1 и 1 и -|

ональной медицинской информационной платформы и единой системы в сфере здравоохранения.

Цифровая трансформация отрасли подразумевает не только изменение подходов к организации работы медицинских организаций, но и изменение характера взаимодействия между врачом и медицинской организацией с одной стороны и пациентом с другой. Развитие и внедрение индивидуальных электронных медицинских устройств,

Управление экономическими системами Economic systems management

а также технологий для динамического наблюдения с использованием платформ централизованных диагностических сервисов позволит повысить уровень цифровой зрелости отрасли.

Региону необходимо обеспечить возможность пользования услугами (сервисами) в Личном кабинете пациента «Мое здоровье» на Едином портале государственных услуг и функций, а также доступ к электронным медицинским документам; необходимо проводить работу по внедрению единого цифрового медицинского профиля пациента со сквозной целостной историей болезней, посещений медицинских организаций, как государственных, так и коммерческих.

Информационные технологии как инструмент, помимо решения задач контроля и учета, должны обеспечить снижение трудозатрат медицинских работников, повышение их информированности о состоянии пациента, повышение точности диагностики, прозрачность маршрутизации, повышение эффективности взаимодействия с пациентом на всех этапах оказания медицинской помощи и многое другое.

Исследование общих тенденций развития региональных медицинских информационных систем и детальный анализ правовых актов, регламентирующих эти правоотношения, показало, что на данный момент правовое регулирование медицинских систем проходит фазу становления1. При этом практически во всех субъектах РФ отмечаются пробелы в нормативном регулировании (не достаточная правовая база по цифровому здравоохранению), отсутствие единой электронной медицинской карты, доступа к персональным данным о состоянии здоровья и в иных вопросах, имеющих существенное значение как для здравоохранения на уровне субъекта РФ, так и для всей национальной системы здравоохранения.

Искусственный интеллект (ИИ) - это больше, чем просто тенденция цифровой трансформации здравоохранения. Технологии ИИ могут производить сканирование человеческого тела, производить сравнение и описание результатов за минуты, прогноз возможных проявлений болезни. В этом направлении идет активная разработка и внедрение медицинских информационных и аналитических программ. В Свердловской области разработаны для аналитики такие программные модули, как «Онкор», «Мониторинг беременных», централизованная подсистема «Центральный архив медицинских изображений», централизованная подсистема «Центральная лабораторная информационная система». Требуется подключение всех медицинских организаций в работу этих программных модулей в рамках создания единого цифрового контура системы здравоохранения региона в целях повышения эффективности цифрового обмена, цифровой трансформации системы здравоохранения Свердловской области, повышения эффективности мониторинга наблюдения и своевременного принятия решения в лечении пациентов.

1 Об актуальных вопросах цифровой трансформации системы здравоохранения. URL: https://spbu. ru/openuniversity/documents/ob-aktualnyh-voprosah-cifrovoy-transformacii-sistemy-zdravoohraneniya-i-ob (дата обращения: 21.09.2022).

Управление экономическими системами Economic systems management

Источники

1. Тимофеев К. Зачем нужна цифровая трансформация в современной медицинской среде? // Икс-Медиа. URL: https://www.iksmedia.ru/articles/5673773-Zachem-nuzhna-cifrovaya-transformac.html (дата обращения: 11.08.2022).

2. Будущее цифровых систем здравоохранения: отчет о проведении симпозиума ВОЗ (Копенгаген, 6-8 февраля 2019 г.) / Всемирная организация здравоохранения. URL: https://apps.who.int/iris/handle/10665/330370 (дата обращения: 14.09.2022). ISBN: 978-92-890-5998-5.

3. Newman D. Top 6 digital transformation trends in healthcare for 2019 // Forbes. URL: https://digitalbusinessmodel.ru/page4539569.html (дата обращения: 18.09.2022).

4. Черепов В. М., Соболевская О. В., Ананьина Л. Г., Хмель А. А. Проблемы модернизации здравоохранения Российской Федерации (по результатам опроса специалистов-организаторов здравоохранения) // Здравоохранение Российской Федерации. 2014. Т. 58, № 1. С. 56. EDN: RVMABD.

5. Калашников К. Н., Калачикова О. Н. Доступность и качество медицинской помощи в контексте модернизации здравоохранения // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2014. № 2(32). С. 130-142. DOI: 10.15838/ esc/2014.2.32.10. EDN: SEKWQJ.

6. Калабина Е. Г., Смирных С. Н. Эффективность деятельности организаций государственного сектора экономики: теоретический и прикладной анализ // Известия Уральского государственного экономического университета. 2005. № 12. С. 36-46. EDN: MVZZUV.

7. Тарасенко Т. Д. Методология оценки уровня «цифровой зрелости» отрасли здравоохранения на всех уровнях управления // Портал ИТМ. URL: https://www.itmportal. ru/upload/iblock/dc9/81nyd4c75jrav04lmm1smt78f50uv6pm/1.1.-Tarasenko_0tsenka-tsifrovoy-zrelosti.pdf (дата обращения: 11.05.2022).

Информация об авторах

Есина Екатерина Анатольевна, депутат. Законодательное собрание Свердловской области, РФ, 620031, г. Екатеринбург, ул. Б. Ельцина, 10. E-mail: esina@zsso.ru

Калабина Елена Георгиевна, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики предприятий. 620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45. E-mail: kalabina@mail.ru

Information about the authors

Ekaterina A. Esina, Deputy of the Legislative Assembly of the Sverdlovsk Region, Russian Federation, Yekaterinburg Boris Yeltsin str., 10. E-mail: esina@zsso.ru

Elena G. Kalabina, Doctor of Economics, Professor of the Department of Enterprise Economics. Ural State University of Economics, Yekaterinburg, 620144, Russia, Yekaterinburg, 8 Marta/Narodnoy Voli St., 62/45. E-mail: kalabina@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.