Научная статья на тему 'УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА В ЭПОХУ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ'

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА В ЭПОХУ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
175
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / «IT-СТОЙБИЩЕ»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ельмендеева Любовь Владимировна

В статье проанализированы правовые аспекты регулирования устойчивого развития коренных малочисленных народов Российской Федерации, а также эффективности деятельности органов публичной власти в сфере защиты прав коренных малочисленных народов, защиты их исконной среды обитания и традиционного образа жизни. Выделены направления совершенствования правовых подходов по развитию их устойчивого развития в условиях цифровой трансформации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE NORTHERN INDIGENOUS MINORITIES IN THE AGE OF DIGITAL TRANSFORMATION

The article analyzes the legal aspects of regulation of the sustainable development of indigenous minorities of the Russian Federation, the effectiveness of the public authorities’ activities in protecting the rights of indigenous minorities, the protection of their ancestral habitat and traditional way of life. Areas for improving legal approaches to develop their sustainable development during digital transformation are identified.

Текст научной работы на тему «УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА В ЭПОХУ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ»

Научная статья УДК 347.173

doi: 10.34822/2312-3419-2022-2-81 -96

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА В ЭПОХУ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ

Любовь Владимировна Ельмендеева

Сургутский государственный университет, Сургут, Россия elmendeeva_lv@surgu.ru, http://orcid.org/0000-0001-5058-1817

Аннотация. В статье проанализированы правовые аспекты регулирования устойчивого развития коренных малочисленных народов Российской Федерации, а также эффективности деятельности органов публичной власти в сфере защиты прав коренных малочисленных народов, защиты их исконной среды обитания и традиционного образа жизни. Выделены направления совершенствования правовых подходов по развитию их устойчивого развития в условиях цифровой трансформации.

Ключевые слова: устойчивое развитие коренных малочисленных народов, государственные и муниципальные услуги, цифровая трансформация, «IT-стойбище»

Для цитирования: Ельмендеева Л. В. Устойчивое развитие коренных малочисленных народов Севера в эпоху цифровой трансформации // Вестник Сургутского государственного университета. 2022. № 2 (36). С. 81-96. DOI 10.34822/2312-3419-2022-2-81-96.

Original article

SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE NORTHERN INDIGENOUS MINORITIES IN THE AGE OF DIGITAL TRANSFORMATION

Lyubov V. Elmendeeva

Surgut State University, Surgut, Russia

elmendeeva_lv@surgu.ru, http://orcid.org/0000-0001-5058-1817

Abstract. The article analyzes the legal aspects of regulation of the sustainable development of indigenous minorities of the Russian Federation, the effectiveness of the public authorities' activities in protecting the rights of indigenous minorities, the protection of their ancestral habitat and traditional way of life. Areas for improving legal approaches to develop their sustainable development during digital transformation are identified.

Keywords: sustainable development of indigenous people, state and municipal services, digital transformation, "IT Nomad Camp"

For citation: Elmendeeva L. V. Sustainable Development of the Northern Indigenous Minorities in the Age of Digital Transformation // Surgut State University Journal. 2022. No. 2 (36). P. 81-96. DOI 10.34822/2312-3419-2022-2-81-96.

ВВЕДЕНИЕ

Многонациональное российское государство придает особое значение коренным малочисленным народам (далее - аборигены, КМНС, коренное население, малые народы). Приняты и реализуются государственные и муниципальные программы по социально-

экономическому развитию аборигенов, разработано множество мер содействия укреплению исконного уклада жизни коренных жителей, ведущих традиционный образ жизни. Вместе с тем реализация механизмов государственной поддержки этносов в силу различных причин является недостаточно

эффективной. Осложняющими факторами реализации государственных гарантий являются проживание коренного населения на труднодоступных территориях, без дорог, связи и средств телекоммуникации, а также малограмотность и плохое знание русского языка, неосведомленность о предоставляемых льготах, субсидиях и многие другие причины, не позволяющие воспользоваться предоставляемыми мерами поддержки в полной мере.

Совершенствование законодательства, способствующего повышению доступности для малочисленных народов получения государственных и муниципальных услуг, является неотъемлемой частью современных направлений защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни КМНС.

Повысить эффективность защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера, реализации механизма государственных и муниципальных услуг, предоставляемых коренным малочисленным народам, призваны современные возможности цифровых технологий, всеобщей цифровой трансформации и соответствующее правовое регулирование.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Объектом исследования явились основы правового регулирования государственного управления в сфере устойчивого развития коренных малочисленных народов. Предметом исследования выступили общие тенденции развития правовых отношений между органами публичной власти и коренными малочисленными народами при реализации гарантий и мер государственной поддержки в условиях цифровой трансформации. Были исследованы положения федерального законодательства, регулирующего гарантии по защите исконной среды обитания, традиционного образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов, а также в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг. Изучена практика его применения в условиях цифровой трансформации; про-

анализированы экспертные мнения специалистов в области взаимоотношений органов публичной власти и коренных малочисленных народов с учетом развития цифровиза-ции общества, являющейся одним из приоритетных направлений реализации государственных задач по устойчивому развитию коренных малочисленных народов.

Статья стала результатом аналитического обобщения новых тенденций развития отечественного права в сфере защиты исконной среды обитания, традиционного образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов в условиях цифровой трансформации.

В процессе исследования использованы общенаучные методы исследования (методы формальной и диалектической логики) и методы юридического научного исследования (формально-юридический, сравнительно правовой, метод правового моделирования).

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Устойчивое развитие коренных малочисленных народов, защита их прав являются важными задачами Российского государства. Конституционные основы прав коренных малочисленных народов Российской Федерации, закрепленные в ст. 69, отражают особый правовой статус и повышенный уровень гарантий для коренных малочисленных народов по сравнению с обычными гражданами, что требует особых правовых норм защиты. Благодаря действующей Конституции РФ «малые народы» были признаны в новом правовом статусе коренных малочисленных народов России, что заметно ускорило процессы институционализации аборигенного права [1, с. 142].

В целях устойчивого развития коренных малочисленных народов в Российской Федерации осуществляется специальное правовое регулирование, призванное способствовать сохранению самобытного традиционного образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов, предусмотрены различные меры государственной поддержки. Установлены специальные положения о полномочиях органов государственной власти и органов

местного самоуправления по защите исконной среды обитания, традиционного образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов малочисленных народов, введены механизмы получения разных видов государственных и муниципальных услуг. Государственное нормативное регулирование по реализации гарантий и защите прав коренных малочисленных народов и их традиционного образа жизни действует и в регионах страны.

Так, например, в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее - автономный округ, Югра, ХМАО) более чем в 720 нормативных правовых документах закреплены гарантии прав и законных интересов малочисленных народов Севера [2, с. 26], осуществляется реализация приоритетного проекта «Совершенствование системы устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера в автономном округе» [3]. Виды регионального участия нормативно закреплены по таким направлениям, как поддержка и развитие традиционного образа жизни, оленеводства, рыболовства, охоты, сбора дикоросов и других видов традиционной деятельности в рамках государственных программ автономного округа социально-экономической поддержки малочисленных народов с предоставлением субсидий на обустройство территорий традиционного природопользования (далее - ТТП), приобретение оленей, компенсацию затрат на приобретение материально-технических средств (лодки, моторы, бураны и т. д.) [4-10]. Действует также ряд иных правовых актов, которыми закреплены дополнительные гарантии устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера: льготы в сфере здравоохранения, в части санаторно-курортного лечения [11]; предоставление льгот по транспортному налогу [12]; предоставление бесплатной юридической помощи [13].

Несмотря на то, что принимается множество правовых актов в сфере поддержки малочисленных народов Севера, большая часть аборигенов по разным причинам (недостаточная информированность, проживание в районах с отсутствием коммуникаций,

плохое знание русского языка и другие) не использует предоставленные государством, возможности по получению материальных, духовных и иных благ. В результате снижается эффективность реализации государственных гарантий для рассматриваемой категории населения.

Коренные малочисленные народы трудно адаптируются к новым социально-экономическим условиям с масштабным техногенным освоением своих исконных мест ведения традиционного хозяйствования и проживания. Многие из них вынуждены переселяться на новые места, где есть кормовая база для оленей, более богатые места рыбной ловли, охоты, сбора дикоросов. Отсутствие связи, дорог, низкий уровень образования и другие проблемы социально-экономического характера являются осложняющим фактором приобщения к цивилизации коренных народов, проживающих на отдаленных территориях. Слабо развитые средства информационно-справочной поддержки и обслуживания этой категории населения являются одной из причин снижения эффективности реализации государственных и муниципальных программ по развитию традиционной жизни коренных народов. Несмотря на то, что информация о действующих видах поддержки, условиях и способах получения государственных и муниципальных услуг размещается на сайтах уполномоченных органов, в мессенджерах, озвучивается при личных встречах и на собраниях с коренными жителями, имеет место неосведомленность граждан о мерах поддержки и механизмах их получения, что является одной из причин снижения эффективности реализации программ по развитию традиционной жизни коренных народов.

Предоставление муниципальных и государственных услуг, а также получение информации, связанной с деятельностью органов публичной власти в сфере устойчивого развития коренных малочисленных народов часто требует личного присутствия заявителя либо верификации его личности, что имеет определенные трудности для граждан из числа коренных малочисленных народов

Севера, которые вынуждены иногда в течение нескольких суток добираться до административного центра, где располагаются соответствующие уполномоченные государственные или муниципальные органы.

Вместе с тем аборигенам, как и обычным гражданам страны, приходится решать различные проблемы, связанные с лечением, образованием, трудоустройством, оформлением пенсии и иными вопросами жизнеобеспечения. Есть и специфические вопросы, такие как ветеринарное обслуживание оленей, получение квот на добычу биоресурсов, получение субсидий на обустройство стойбищ, а также иные направления использования мер государственной поддержки.

Национальная принадлежность к малочисленным коренным народам означает, что конкретно на них распространяется целый ряд государственных гарантий, а уполномоченные органы обязаны предоставить их коренному малочисленному народу. Совершенствование государственно-правовых механизмов повышения эффективности деятельности органов государственной власти является средством обеспечения результативности мер государственной поддержки для граждан из числа малочисленных народов. Укрепление действующих, поиск и создание новых институтов по защите прав коренных малочисленных народов является актуальной задачей для органов государственной власти всех уровней [14, с. 142]. Приоритетом повышения эффективности государственного управления является совершенствование практики в сфере взаимодействия с коренными малочисленными народами и реализации предусмотренных мер поддержки, локомотивом которого является законодательное регулирование отмеченного направления.

Современные тенденции развития общества диктуют необходимость совершенствования системы деятельности органов публичной власти в сфере обеспечения устойчивого развития малочисленных народов Севера. Все большее значение при реализации полномочий государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в сфере устойчивого развития коренных

малочисленных народов приобретают цифровые технологии. Цифровая трансформация обеспечивает повышение доступности услуг, приводит к изменениям в механизмах реализации органами публичной власти указанных полномочий по их предоставлению, в порядке и принципах взаимодействия, в моделях регулирования отдельных сфер жизнедеятельности общества с включением в них традиционной жизни малочисленных народов.

Совершенствованию развития коренных малочисленных народов при реализации отмеченных направлений способствуют основные принципы стратегии развития информационного общества в РФ, утвержденной Указом Президента РФ на период до 2030 года. Определяющими являются:

- обеспечение доступа к информации;

- сохранение привычных форм получения услуг, наряду с цифровыми;

- приоритет традиционных российских духовно-нравственных ценностей и соблюдение основанных на этих ценностях норм поведения при использовании информационных и коммуникационных технологий;

- обеспечение законности и разумной достаточности при работе с информацией о гражданах;

- обеспечение государственной защиты интересов граждан в информационной сфере [15].

Действующий в настоящее время в России национальный проект «Национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации"» [16] способствует активной цифровизации процессов деятельности различных сфер жизни общества и также может кардинально повлиять на жизнь коренных малочисленных народов. Новым современным технологиям с применением цифровиза-ции, ставшим частью управленческих моделей во многих областях государственного управления, отводится определяющая роль развития общества. Процесс цифровой трансформации вовлекает все большие слои населения страны. Коренные народы, несмотря на традиционный уклад жизни, постепенно, но неизбежно также вовлекаются в эти процессы цифровизации. Базовой основой

исполнения обязательств государства в области устойчивого развития коренных малочисленных народов в условиях цифровой трансформации является законодательное закрепление информационных и коммуникационных технологий в механизмах обеспечения гарантий.

Пользование Интернетом для доступа к электронным средствам массовой информации, социальным сетям, информационным системам стало неотъемлемой составляющей жизни общества. Интернет все активнее входит в жизнь коренных малочисленных народов Севера. Перечень полезных сервисов в условиях доступа малочисленных народов к сети Интернет весьма широк: это и единая инфраструктура электронного правительства, и онлайн-образование, и онлайн-меди-цина, и многие другие цифровые платформы. С помощью информационно-коммуникационных технологий все эти сервисы становятся доступными для этносов, проживающих на труднодоступных территориях, и позволяют им, не выезжая, решать многие вопросы жизнеобеспечения.

Следует отметить, что вопросы внедрения цифровизации в жизнь аборигенов обсуждались на международных, региональных и национальных форумах по проблемам сохранения языков и развития языкового и культурного разнообразия в киберпространстве, а также использования информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для сохранения языков. Результаты дискуссий нашли свое отражение в сборниках материалов и в итоговых документах этих форумов: «Ленской резолюции» (2008 г.) [17], «Якутском воззвании - плане действий по подготовке Всемирного саммита по вопросам многоязычия» (2011 г.) [18], «Якутской декларации о языковом и культурном разнообразии в киберпро-странстве» (2014 г.) [19]. Приобщение малых народов к цифровому сообществу принималось во внимание на встрече экспертов по проблемам сохранения языков и их развития в ки-берпространстве (Ханты-Мансийск, 2015 г.), всемирной экспертной встрече «Многоязычие в киберпространстве в интересах инклюзивного устойчивого развития» (2017 г.) [20].

Поддержка коренных народов имеет комплексную и масштабную специфику, предполагающую решение многих вопросов. Так, в целях координации действий по обеспечению социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Севера и обеспечению всеобщего доступа к информации в Югре создана межведомственная комиссия по развитию коренных малочисленных народов Севера [21] -реальный выразитель интересов и пожеланий коренных народов, населяющих автономный округ.

Современной формой реализации цифро-визации развития коренных малочисленных народов в местах традиционного проживания является запуск в автономном округе проекта под названием «1Т-стойбище», предусмотренного региональной государственной программой «Устойчивое развитие коренных малочисленных народов Севера». Этот уникальный для России проект реализуется в Югре с 2018 г. в рамках нацпро-граммы «Цифровая экономика». Его внедрение стало весомым вкладом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и всей России в реализацию Межправительственной программы ЮНЕСКО «Информация для всех» [22] - главной программы ЮНЕСКО в сфере коммуникации и информации, приоритетными направлениями деятельности которой обозначены информационная грамотность и этика, доступность и сохранение информации, информация в целях развития, многоязычие. Реализация данных направлений призвана способствовать достижению целей устойчивого развития, сформулированных в универсальном документе ООН «Преобразование нашего мира: повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» [23].

«1Т-стойбища» создаются там, где доступ к средствам связи затруднен - на родовых угодьях КМНС. Жители, ведущие кочевой образ жизни и занимающиеся традиционными промыслами, обеспечиваются подключением к Интернету и доступом к современным информационно-коммуникационным технологиям. Первое ГГ-стойбище появилось

в Югре в октябре 2018 г. на территории природного парка «Нумто» Белоярского района на удалении 30 км от ближайшего населенного пункта. Пилотной площадкой проекта стало стойбище В. В. Пяка (народность - ханты), где отсутствовала связь, транспорт и откуда невозможно быстро попасть в районный центр. Впервые информация о созданном «ГГ-стойбище» прозвучала на втором региональном форуме национального единства «Югра многонациональная» (2018 г.) [24] в ходе круглого стола, посвященного развитию эт-нотуризма. Проект получил одобрение коренных жителей, поскольку открывал новые возможности интеграции малочисленных народов Севера в различные сферы развития, в том числе и в сферу этнографического туризма. Появилась возможность, не покидая стойбищ, использовать видеосвязь с оленеводами других территорий, через социальные сети проводить популяризацию своих национальных праздников и изделий, обучаться в рамках просветительских проектов и образовательных программ, участвовать в социальной и политической жизни, пользоваться порталом государственных услуг. Большим спросом у коренного населения пользовались онлайн-площадки по продаже дикоросов и других национальных продуктов (грибы, орех, оленина и др.). Сейчас семья, живущая в тайге, имеет возможность выйти во всемирную сеть, - и этому оказывается государственная поддержка. Кроме того, организовано получение цифровой грамотности коренными жителями с помощью специально обученных тьюторов.

Проект «ГГ-стойбище» дал возможность создания еще одного уникального цифрового образовательного проекта - «Стойбищная школа-сад», - позволяющего детям КМНС, проживающих на ТТП, удаленно (с применением дистанционных технологий) получать дошкольное образование. Все семьи обеспечены бесперебойным доступом к Интернету и цифровыми устройствами для обучения (ноутбуки, планшеты, стационарные компьютеры) [25]. В 2020 году в проекте «Стойбищная школа-сад» приняли участие дети из 6 семей в возрасте от 4 до 7 лет [26].

Проект предлагается к тиражированию в северных регионах России и мира.

Власти Югры до конца 2022 года планируют обустроить еще 4 «ГГ-Стойбища» и распространить проект на 175 ТТП, это почти 37 % от их общего количества. Скоростной интернет в рамках проекта получат более 3 тыс. представителей КМНС, проживающих в автономном округе и ведущих традиционный образ жизни [27]. Принятые в автономном округе правовые акты позволят к 2030 г. осуществить дальнейшее подключение к Интернету удаленных населенных пунктов автономного округа и ТТП (1Т-стойбища), в том числе с использованием механизмов универсального обслуживания [28].

Проект «ГГ-Стойбище» был представлен на крупнейших международных форумах. Им заинтересовались как северные регионы России (Сахалинская область, Забайкальский край и Ямал), так и другие страны (Норвегия, Бразилия). Проект был представлен в штаб-квартире ЮНЕСКО во Франции, где получил самую высокую оценку. Проект «ГГ-стойбище» перешагнул региональные границы, его можно смело тиражировать мировому сообществу как удачную практику [29]. Опыт Югры по обеспечению цифрового равенства для коренных малочисленных народов Севера на примере регионального проекта «ГГ-Стойбище» представлен 19 апреля 2021 г. на XX сессии Постоянного форума ООН по вопросам коренных народов. Много возможностей открывается коренным народам с появлением на стойбище Интернета. Как отметила Наталья Комарова, губернатор Югры: «Еще один новый сегмент в этом проекте "ГГ-Стойбище" - это возможность использования сервисов телемедицины. Есть данные, что за прошлый год было проведено больше 450 консультаций в системе телемедицины по экстренным показаниям для граждан из числа коренных народов» [29].

В июне 2021 г. в рамках Межправительственной программы ЮНЕСКО «Информация для всех» и XII Международного 1Т-Форума с участием стран БРИКС и ШОС в Ханты-Мансийске проведена международ-

ная конференция «Информация и коммуникация в цифровую эпоху: явные и неявные воздействия». Последнее мероприятие позволило продолжить дискуссии, состоявшиеся в Ханты-Мансийске в ходе двух предыдущих одноименных международных конференций, результаты которых нашли отражение в их итоговых документах - Югорской декларации (2018 г.) [30] и Югорской резолюции (2019 г.) [31], - и принять новый Югорский меморандум (2021) - «Информация и коммуникация в цифровую эпоху: явные и неявные воздействия» [32].

Сегодня в Югре создано 49 ГГ-стойбищ, а 2 950 жителей на 145 ТТП получили доступ к сети Интернет. Проект охватил порядка 61 % коренных малочисленных народов Севера, ведущих традиционный образ жизни на стойбищах [25]. Проект «Л-стойбище», несомненно, способствует дальнейшему повышению качества жизни КМНС и имеет перспективные направления, такие как «искусственный интеллект», «интернет вещей» и другие горизонты четвертой промышленной революции.

В то же время имеются определенные проблемы, в том числе и правового характера, которые требуют решения для дальнейшего развития ИТК на отдаленных труднодоступных территориях проживания коренных народов. Реализация проекта «Л-стойбище» требует решения финансовых вопросов и их нормативного правового регулирования в части обоснования текущих расходов на установку, содержание, обслуживание оборудования и оплату тарифов мобильной и иной связи. Для организации доступа к сети Интернет на ТТП устанавливается спутниковое оборудование или оборудование для усиления сотовой связи. Если в нескольких километрах находится вышка одного из операторов связи, то можно подключиться к мобильному интернету со скоростью около 40 Мбит/с. В случае, если вышка находится далее 30 километров от стойбища, выбирают вариант спутникового Интернета - менее эффективный из-за меньшей скорости (около 4 Мбит/с) и более высокой абонентской платы. Стоимость мобильного Интернета состав-

ляет около 1 000 рублей в месяц, а вот спутникового - в 15 раз выше. Стартовое финансирование проекта в части приобретения оборудования осуществлено из депутатского фонда, а в части обеспечения оргтехникой -из средств общественной организации «Спасение Югры». С увеличением количества территорий, подключаемых к проекту «ГТ-стойбище», требуется и увеличение финансирования. В 2019 г. расходы на проект «IT-стойбище» составили 3 млн 438,5 тыс. руб., при этом спонсорами выступили крупнейшие нефтегазовые компании региона: ПАО «Сургутнефтегаз», ПАО «Газпром-нефть-Хантос», ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь». В 2020 г. проект реализован за счет спонсорских средств ПАО «НК «Роснефть».

Вопросы оплаты услуг рассматривались на заседаниях рабочей группы, специально созданной [33] для рассмотрения вопросов о реализации мероприятий для граждан, относящихся к числу коренных малочисленных народов Севера, ведущих традиционный образ жизни и осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность, в рамках проекта «Л-стойбище», где было принято решение о закреплении таких расходов за окружным бюджетом в рамках программы социально-экономического развития. С 2021 г. расходы на содержание, обслуживание оборудования и оплату тарифов мобильной связи включены в государственную программу «Устойчивое развитие коренных малочисленных народов Севера» в объеме 3 млн 150 тыс. руб. ежегодно [34]. Справедливо отметить, что в данном случае цена проекта несоизмерима с его ценностью.

Важным направлением правового регулирования реализации проекта «Л-стойбище» является юридическое оформление прав собственности на техническое оборудование, установленное аборигенам. Пока не сложилось единого мнения по поводу предлагаемых вариантов закрепления технических устройств, предназначенных для обеспечения доступа к сети Интернет, например таких, как определение организации, на балансе которой будет закреплено установленное оборудование, либо передача в собствен-

ность гражданам из числа коренных малочисленных народов - владельцам стойбищ. Необходимо выработать правовой механизм передачи оборудования, закрепления прав на него в целях дальнейшего использования и обслуживания.

Подключение стойбищ к сети Интернет приобретает среди коренных жителей все большую популярность. Для регулирования механизма подключения аборигенов уполномоченным органом определены приоритетные критерии [26] включения в перечень точек доступа мест проживания граждан, состоящих в Реестре ТТП КМНС регионального значения в автономном округе, с учетом их потребностей и условий проживания:

- постоянное проживание жителей из числа коренных малочисленных народов Севера на ТТП или в местах традиционного проживания КМНС;

- ведение традиционной хозяйственной деятельности;

- количество детей в семьях, из них школьного (дошкольного) возраста;

- удаленность от городского (сельского) поселения;

- охват семей (человек), которые смогут использовать данную точку доступа к Интернету, из числа КМНС.

В то же время практика показала, что предложенные критерии в части охвата семей, совместно использующих точку доступа к Интернету, не всегда обеспечивают реализацию такого права доступа к сети, так как семьи проживают отдельно, и чем дальше стойбище от места установки, тем связь хуже или она отсутствует вообще. Этот вопрос требует дальнейшего рассмотрения и принятия оптимального решения.

Приоритетной задачей реализации проекта «1Т-стойбище» является дистанционное получение государственных и муниципальных услуг. Исполнительными органами государственной власти автономного округа подготовлен перечень доступных услуг для граждан из числа коренных малочисленных народов Севера, содержащий 59 услуг по направлениям традиционной хозяйственной деятельности, природопользования, социальной защиты, трудоустройства, здраво© Ельмендеева Л. В., 2022

охранения, культуры и т. д., дополнительно предоставляемых в рамках проекта «1Т-стойбище» [34].

Приобщаясь к цифровым технологиям, аборигены отдаленных ТТП, ведущие кочевой образ жизни, формируют навыки использования информационных и нормативно-правовых систем, получают необходимую информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Все это, несомненно, способствует устойчивому развитию малочисленных народов. Можно отметить, что современные условия позволяют ввести новое понятие - «право на Интернет». То есть коренной житель, ведущий традиционный образ жизни, имеет право на получение информации посредством всемирной сети независимо от места проживания и его труд-нодоступности.

Внедрение цифровизации в различные сферы жизнедеятельности коренных народов, в том числе в сферу дистанционного получения государственных услуг, безусловно, отвечает их потребностям и современным реалиям. Вопросы государственного управления с применением цифровых технологий в сфере взаимодействия с малочисленными народами имеют особое значение. В таких случаях государственное управление, как отмечают отдельные авторы, выступает «одним из основных объектов цифровизации как в Российской Федерации, так и в зарубежных государствах» [35].

Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» реализует ряд специальных федеральных проектов, в том числе «Цифровое государственное управление», «Нормативное регулирование цифровой среды», имеющих ряд целей, достижение которых позволит положительно повлиять на обеспечение гарантий коренных малочисленных народов, среди них:

- создание системы правового регулирования цифровой экономики, основанного на гибком подходе;

- создание правовых условий для формирования сферы электронного гражданского оборота, например в части определения совершаемых в электронной форме сделок;

- формирование правовых условий в сфере судопроизводства и нотариата, например унификация правил подачи исковых заявлений, жалоб, ходатайств, дистанционное совершение нотариальных действий [16] и другие цели, влияющие на устойчивое развитие коренных народов.

Технологическое развитие всегда имело существенное значение в жизнедеятельности общества, оказывало соответствующее влияние на деятельность органов публичной власти, вносило изменения в методы их деятельности. Принимая во внимание труднодо-ступность и отдаленность проживания малочисленных народов, цифровизация деятельности органов публичной власти является одним из определяющих направлений, позволяющих повысить эффективность исполнения обязательств государства в области устойчивого развития коренных малочисленных народов. Правовое закрепление циф-ровизации механизмов обеспечения гарантий коренных малочисленных народов позволяет улучшить функционирование управленческих структур, оптимизировать процесс нормотворческой деятельности органов публичной власти.

Нормативное регулирование цифровой среды по взаимодействию с коренными малочисленными народами в деятельности органов публичной власти позволяет создать правовые механизмы для формирования баз данных граждан из числа коренных малочисленных народов, необходимых в деятельности по предоставлению государственных и муниципальных услуг, а также распространения положительно зарекомендовавших себя направлений цифровых технологий на взаимоотношения с коренными жителями.

Современные цифровые технологии внесли изменения в компетенции органов публичной власти. Созданы и функционируют различные государственные и муниципальные реестры, фонды, позволяющие решать вопросы предоставления услуг коренному населению. Так, в настоящее время Федеральным агентством по делам национальностей при применении государственной информационной системы мониторинга фор-

мируются списки лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, позволяющие использовать их при предоставлении государственных услуг [36].

В то же время внесение информации в такой список требует от аборигенов подачи личного заявления с приложением большого комплекта документов, что снижает активность коренных жителей по прохождению указанной процедуры и значительно осложняет формирование итоговой информации об их списочном составе. Данная процедура требует осмысления практического применения, адаптации к условиям и возможностям аборигенов, а также принятия правовых актов, позволяющих более эффективно сформировать списки граждан из числа коренных малочисленных народов.

Организационно-правовые положения о формировании национальной системы управления данными из федерального регистра сведений о населении уже сегодня обеспечивают наличие систематизированных сведений о гражданах. Новые цифровые технологии позволяют на основании изменения статуса гражданина в государственных и ведомственных реестрах предоставлять услуги в проак-тивном порядке, что способствует более эффективному принятию управленческих решений и совершению юридически значимых действий, это особенно важно при оказании услуг гражданам из числа коренных малочисленных народов, когда для получения услуги им не придется выезжать из своих мест проживания на отдаленных территориях.

При формулировании понятия «услуга» (государственная и муниципальная) законодателем закреплено наличие запроса заявителя как одного из условий ее предоставления. Поэтому отсутствие правового условия предоставления услуг в проактивном, беззаявительном порядке можно отнести к недостаткам правового регулирования цифровизации государственных и муниципальных услуг.

Вопросы урегулирования данных направлений рассматривались несколькими исследователями. Например, Е. Н. Щеглов [37] акцентировал внимание на необходимости законодательного закрепления предоставле-

ния услуг в проактивном порядке, что позволит сократить избыточные процедуры органов публичной власти. Кроме того, возможность получения услуг в беззаявительном порядке позволит увеличить охват граждан из числа малочисленных народов, получающих меры государственной поддержки, для чего предлагается рассмотреть внесение соответствующего изменения в п. 1, п. 2 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» в части добавления случая предоставления услуг в беззаявительном порядке.

Информационные системы межведомственного электронного взаимодействия являются неотъемлемой частью исполнения полномочий органов публичной власти в сфере устойчивого развития коренных малочисленных народов, обеспечивают наиболее эффективное их взаимодействие, оптимизацию деятельности, а также открывают большие возможности для доступа к необходимой информации. На реализацию полномочий требуется меньше времени, финансовых средств и трудозатрат, что способствует реализации целей по защите гарантий и прав граждан из числа коренных малочисленных народов, проживающих в исконной среде обитания. «Технологии распределенного реестра, средства предиктивной аналитики, использование больших данных способны обеспечить повышение результативности исполнения государственных функций» [35, с. 116].

Вместе с тем имеются отдельные проблемы, которые не позволяют органам публичной власти в полной мере применять в своей деятельности новые информационные технологии. Отметим некоторые из них:

- взаимодействие граждан из числа КМНС с органами государственной власти и органами местного самоуправления зачастую осуществляется в очной форме, с предоставлением бумажных документов, например справки о подтверждении национальной принадлежности;

- информация о порядке и условиях предоставления государственных и муниципальных услуг достаточно сложно изложена

и остается невостребованной коренными жителями;

- слабо развита нормативная база предоставления в электронном виде государственных и муниципальных услуг по реализации полномочий в сфере взаимодействия с КМНС;

- информационно-телекоммуникационные системы органов государственной власти и органов местного самоуправления не в полной мере готовы к предоставлению соответствующих услуг в электронном виде;

- отсутствие интернет-связи у коренных жителей, которые проживают непосредственно на ТТП.

Стратегией, призванной способствовать обеспечению национальных интересов по повышению эффективности государственного управления, предусмотрено формирование информационного пространства с учетом потребностей граждан. Важным направлением обеспечения национальных интересов в области цифровой экономики является внесение в законодательство РФ изменений, направленных на обеспечение соответствия нормативно-правового регулирования темпам развития цифровой экономики и устранение административных барьеров.

Практика подключения стойбищ к Интернету за счет государства показала востребованность такой поддержки у коренных жителей. Благодаря Интернету у себя на стойбище коренные жители имеют возможность получать государственные услуги через единый портал государственных услуг РФ (далее -портал госуслуг). В то же время имеющиеся огромные возможности электронного взаимодействия с органами публичной власти, ввиду отсутствия навыков использования электронных сервисов, малограмотности малочисленных народов, снижают эффективность использования цифровой платформы государственных услуг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В качестве перспективного направления можно рассмотреть создание в рамках единой платформы для получения и предоставления государственных услуг, на портале госуслуг, специального сервиса для граждан из числа коренных малочисленных народов, который должен быть доступнее для их по-

нимания, т. е. своего рода модель «одного окна для коренных малочисленных народов». В таком сервисе необходимо учесть региональную специфику коренных жителей и участие консультантов-помощников со знанием родного языка. Наличие информационных систем межведомственного электронного взаимодействия и возможности цифровизации позволят самостоятельно перенаправить конкретный запрос коренного жителя уполномоченным государственным либо муниципальным органам. При этом возможность общения граждан указанной категории по поводу получения предусмотренных мер поддержки, льгот или услуг с консультантом-помощником со знанием родного языка должна быть на каждом этапе электронного взаимодействия до решения вопроса. Клиентоориентированный подход позволит коренным жителям, не покидая мест своего традиционного проживания, самостоятельно оформить документ, получить нужную информацию или услугу. Первостепенную значимость для реализации предложенного варианта взаимодействия коренных малочисленных народов с органами публичной власти в рамках использования портала госуслуг имеет правовое регулирование рассматриваемого направления.

В целях совершенствования законодательства в сфере государственного управления при взаимодействии с коренными малочисленными народами и его адаптации к цифровой экономике, а также повышения эффективности государственных и муниципальных услуг для отмеченной категории граждан предлагается рассмотреть возможность принятия положения о единой вертикально интегрированной государственной автоматизированной информационной системе обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по предоставлению услуг коренным малочисленным народам в виде сервиса по модели «одного окна для коренных малочисленных народов». В положение необходимо включить цель создания такой системы, ее структуру, участников создания единой вертикально интегрированной государ-

ственной автоматизированной информационной системы и участников ее эксплуатации с привлечением консультантов-помощников со знанием родного языка коренных малочисленных народов, проживающих в регионах, а также определить полномочия участников и их обязанности.

Учитывая специфику граждан, ведущих традиционный образ жизни, зачастую не обладающих достаточной грамотностью для свободной ориентации в современных интернет-ресурсах, сервис по модели «одного окна для коренных малочисленных народов» на портале госуслуг позволит расширить реальное участие государства в сфере защиты исконной среды обитания, традиционного образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов малочисленных народов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для повышения эффективности предоставления государственных гарантий и реализации установленных мер социальной поддержки малочисленных народов, ведущих традиционный образ жизни, в условиях современных цифровых технологий требуются специальные подходы к включению аборигенов в цифровую трансформацию общества. Для реализации указанных подходов практика показала целесообразность подключения стойбищ коренных народов к сети Интернет, при этом важно решать правовые вопросы работоспособности такого механизма для использования цифровых сервисов (юридическое закрепление прав на оборудование и его обслуживание, оплата услуг связи, обучение по использованию установленного оборудования и др.) в условиях традиционного проживания этносов.

Современные условия цифровой трансформации позволяют ввести новое понятие -«право на Интернет», - применимое для аборигенов, которые имеют право на получение информации посредством сети Интернет в местах своего традиционного проживания и ведения хозяйственной деятельности. Внедрение цифровизации в среду коренных малочисленных народов Севера обусловлено решением проблем аборигенов и неизбежно.

Адаптация аборигенов к быстро меняющимся требованиям цифровой трансформации требует особого внимания к правому обеспечению использования цифровых форм взаимодействия с органами публичной власти. Необходимо законодательно закрепить возможность беззаявительного порядка предоставления государственных и муниципальных услуг, развивая механизм проак-тивного предоставления услуг аборигенам.

Совершенствование законодательства в сфере устойчивого развития коренных малочисленных народов предъявляет новые требования не только к развитию правовых механизмов цифровизации, но и к правоприменительной практике сбора и использования информации о коренных народах, для внесения которой в государственные базы данных аборигены зачастую не имеют достаточных знаний и возможностей, что, несомненно, снижает планируемую эффективность предложенных механизмов.

Применение цифровых технологий в деятельности органов публичной власти в сфере устойчивого развития малочисленных народов и в механизме обеспечения участия самих коренных жителей в цифровой трансформации позволяет более эффективно реализовать

Список источников

1. Филиппова Н. А. Современные институты права коренных малочисленных народов и новейшие тенденции их развития в России // Вестн. Сургут. гос. ун-та. 2021. № 2. С. 141-151.

2. Гарантии прав коренных малочисленных народов Севера, их реализация и защита в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре : спец. докл. уполномоченного по правам человека в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре / сост. Н. В. Стребкова. Ханты-Мансийск : Принт-Класс, 2019. 348 с.

3. Совершенствование системы устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре : паспорт проекта. URL: https://kmns.admhmao.ru/ prioritenyy-proekt-sovershenstvovanie-sistemy-ustoy chivogo-razvitiya-korennykh-malochislennykh-narod/ (дата обращения: 01.02.2022).

4. О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Устойчивое развитие коренных малочисленных народов Севера» : постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05.10.2018 № 350-п //

государственные гарантии аборигенов, проживающих на труднодоступных территориях. Создание и внедрение в рамках единой платформы государственных услуг специального сервиса для коренных малочисленных народов по модели «одного окна для коренных малочисленных народов» позволит повысить эффективность реализации мер государственной поддержки рассматриваемой категории населения. Правовому обеспечению действия предлагаемого механизма послужит разработка и принятие положения о единой вертикально интегрированной государственной автоматизированной информационной системе обеспечения деятельности органов публичной власти по предоставлению услуг коренным малочисленным народам.

Сложившаяся на сегодняшний день практика функционирования института полномочий органов публичной власти в сфере устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера говорит в пользу дальнейшего развития, требует более тщательного изучения и совершенствования правовых механизмов цифрового развития по ее применению в условиях цифровой трансформации.

References

1. Filippova N. A. Modern Institutions of Indigenous Peoples' Law and the Latest Trends in Their Development in Russia // Surgut State University Journal. 2021. No. 2. P. 141-151. (In Russian).

2. Garantii prav korennykh malochislennykh narodov Severa, ikh realizatsiia i zashchita v Khanty-Mansiiskom avtonomnov okruge - Iugre: spets. dokl. upolnomochennogo po pravam ^eloveka v Khanty-Mansiiskom avtonomnom okruge - Iugre / Compiled by N. V. Strebkova. Khanty-Mansiysk : Print-Klass, 2019. 348 p. (In Russian).

3. Improving the System for Sustainable Development of the Northern Indigenous People of the Khanty-Mansi Auronomous Okrug - Ugra : project passport. URL: https://kmns.admhmao.ru/prioritenyy-proekt-sovershen stvovanie-sistemy-ustoychivogo-razvitiya-korennykh-malochislennykh-narod/ (accessed: 01.02.2022). (In Russian).

4. On State Program "Sustainable Development of Indigenous Minorities of the North" of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Ugra : Resolution of the Government of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Ugra No. 350-p of 05.10.2018 // Col-

Собр. законодательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. 2018. Т. 3, № 10 (ч. I). Ст. 1004.

5. О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие агропромышленного комплекса» : постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05.10.2018 № 344-п // Собр. законодательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. 2018. № 10 (ч. I, т. 2). Ст. 998.

6. О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие жилищной сферы» : постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05.10.2018. № 346-п // Собр. законодательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15.10.2018 № 10 (ч. I, т. 3). Ст. 1000.

7. О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Поддержка занятости населения: постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05.10.2018 № 343-п // Собр. законодательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15.10.2018 № 10 (ч. I, т. 2). Ст. 997.

8. О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие гражданского общества» : постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05.10.2018 № 355-п // Собр. законодательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15.10.2018. № 10 (ч. I, т. 4). Ст. 1009.

9. О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие образования» : постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05.10.2018. № 338-п // Собр. законодательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15.10.2018 № 10 (ч. I, т. 1). Ст. 992.

10. О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Социальное и демографическое развитие» : постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа -Югры от 05.10.2018. № 339-п // Собр. законодательства Ханты-Мансийского автономного округа -Югры от 15.10.2018 № 10 (ч. I, т. 1). Ст. 993.

11. Об установлении порядка предоставления медицинскими организациями, подведомственными Департаменту здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, путевок на санаторно-курортное лечение гражданам, зарегистрированным по месту жительства на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, имеющим хронические заболевания и состоящим на диспансерном учете в указанных медицинских организациях, при наличии медицинских показаний, в том числе несовершеннолетним в возрасте от 4 до 18 лет : приказ Департамента здравоохранения автономного округа от 18.07.2018 № 4-нп. Доступ из СПС «Гарант».

lection of legislation of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Ugra. 2018. Vol. 3, No. 10 (Pt. I). Art. 1004. (In Russian).

5. On State Program "Development of Agricultural Complex" of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug -Ugra : Resolution of the Government of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Ugra No. 344-p of 05.10.2018 // Collection of legislation of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Ugra. 2018. No. 10 (Pt. I, Vol. 2). Art. 998. (In Russian).

6. On State Program "Development of Housing Sector" of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Ugra : Resolution of the Government of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Ugra No. 346-p of 05.10.2018 // Collection of legislation of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Ugra No. 10 (Pt. I, Vol. 3) of 15.10.2018. Art. 1000. (In Russian).

7. On State Program "Supporting of Public Employment" of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Ugra : Resolution of the Government of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Ugra No. 343-p of 05.10.2018 // Collection of legislation of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Ugra No. 10 (Pt. I, Vol. 2) of 15.10.2018. Art. 997. (In Russian).

8. On State Program "Development of Civil Society" of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Ugra : Resolution of the Government of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Ugra No. 355-p of 05.10.2018 // Collection of legislation of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Ugra No. 10 (Pt. I, Vol. 4) of 15.10.2018. Art. 1009. (In Russian).

9. On State Program "Development of Education" of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Ugra : Resolution of the Government of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Ugra No. 338-p of 05.10.2018 // Collection of legislation of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Ugra No. 10 (Pt. I, Vol. 1) of 15.10.2018. Art. 992. (In Russian).

10. On State Program "Social and Demographic Development" of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug -Ugra : Resolution of the Government of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Ugra No. 339-p of 05.10.2018 // Collection of legislation of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Ugra No. 10 (Pt. I, Vol. 1) of 15.10.2018. Art. 993. (In Russian).

11. On Procedure of Providing Citizens, Including Minors at the Age of 4 to 18, who Are Registered at the Place of Residence in the Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Ugra and Have Chronical Diseases and Registered in Treatment Centers in the Specified Medical Organizations, with Vouchers for Sanatorium-Resort Therapy by the Medical Organizations of the Department of Healthcare of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Ugra, on Condition of Their Medical Indications : Order of the Department of Healthcare of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Ugra No. 4-np of 18.07.2018. Accessed through Law assistance system "Garant". (In Russian).

12. О транспортном налоге в Ханты-Мансийском автономном округе : закон ХМАО - Югры от 14.11.2002 № 62-оз // Собр. законодательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. 2002. № 10.

13. О бесплатной юридической помощи в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре : закон ХМАО - Югры от 16.12.2011 № 113-оз // Собр. законодательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. 2011. Т. 3, № 11 (ч. II). Ст. 1306.

14. Стребкова Н. В. Институциональный аспект защиты прав коренных малочисленных народов Севера // Вестн. гос. ун-та им. О. Е. Кутафина. 2021. № 4. С. 142-154.

15. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 гг. : указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 // СЗ РФ. 2017. № 20. Ст. 2901.

16. Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» : паспорт национального проекта / утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 № 7. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

17. Языковое и культурное разнообразие в кибер-пространстве (Якутск, Российская Федерация, 24 июля 2008 г.) : междунар. конф. // Межрегион. центр библиотеч. сотрудничества. URL: http://www.ifapcom.ru/files/2016/Yakutsk_declarati on_rus_web.pdf/ (дата обращения: 01.02.2022).

18. Якутское воззвание. План действий по подготовке Всемирного саммита по многоязычию в 2017 г. // Межрегион. центр библиотеч. сотрудничества. URL: http://www.mcbs.ru/documents_ 20/1/131/ (дата обращения: 01.02.2022).

19. Якутская декларация о языковом и культурном разнообразии в киберпространстве // Межрегион. центр библиотеч. сотрудничества. URL: http://www.mcbs.ru/ documents_20/3/325/ (дата обращения: 01.02.2022).

20. Языковая политика Российской Федерации и положение русского языка в мире : материалы круглых столов. Вып. 2. М. : Межрегион. центр библиотеч. сотрудничества, 2017. 136 с.

21. О межведомственной комиссии при Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа -Югры по обеспечению развития коренных малочисленных народов Севера в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре : распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05.08.2016 № 427-рп. Доступ из СПС «Грант».

22. Информация для всех. Межправительственная программа ЮНЕСКО. URL: http://www.ifapcom.ru/ (дата обращения: 01.02.2022).

23. Преобразование нашего мира: повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года : декларация Генеральной ассамблеи ООН. URL: https://docs.cntd.ru/document/420355765/ (дата обращения: 01.02.2022).

12. On Transport Tax in Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Ugra : Law of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Ugra No. 62-oz of 14.11.2002 // Collection of legislation of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Ugra. 2002. No. 10. (In Russian).

13. On Free-of-Charge Juridicial Help in the Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Ugra : Law of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Ugra No. 113-oz of 16.12.2011 // Collection of legislation of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Ugra. 2011. Vol. 3, No. 11 (Pt. II). Art. 1306. (In Russian).

14. Strebkova N. V. The Institutional Aspect of Protecting the Rights of the Indigenous Small Peoples of the North // Courier of Kutafin Moscow State Law University. 2021. No. 4. P. 142-154. (In Russian).

15. On Strategy of Information Society Development in the Russian Federation in 2017-2030 : Decree of the President of the Russian Federation No. 203 of 09.05.2017 // Collection of legislation of the Russian Federation. 2017. No. 20. Art. 2901. (In Russian).

16. National Program "Digital Economics of the Russian Federation" : national project passport / Approved by the Presidium of the President's Council on the Strategic Development and National Projects, Minutes No. 7 of 04.06.2019. Accessed through Law assistance system "Consultant Plus". (In Russian).

17. Iazykovoe i kulturnoe raznoobrazie v kiber-prostranstve (Yakutsk, Russian Federation, July 2-4, 2008) : International Conference // Mezhregion. tsentr bibliotech. sotrudnichestva. URL: http://www.ifap com.ru/files/2016/Yakutsk_declaration_rus_web.pdf/ (accessed: 01.02.2022). (In Russian).

18. Iakutskoe vozzvanie. Plan deistvii po podgotovke Vsemirnogo sammita po mnogoiazychiiu v 2017 g. // Mezhregion. tsentr bibliotech. sotrudnichestva. URL: http://www.mcbs.ru/documents_20/1/131/ (accessed: 01.02.2022). (In Russian).

19. Iakutskaia deklaratsiia o iazykovom i kulturnom raznoobrazii v kiberprostranstve // Mezhregion. tsentr bibliotech. sotrudnichestva. URL: http://www.mcbs.ru/ documents_20/3/325/ (accessed: 01.02.2022). (In Russian).

20. Iazykovaia politika Rossiiskoi Federatsii i polozhenie russkogo iazyka v mire : Proceedings of the Round-Table Meetings. Is. 2. Moscow : Mezhregion. tsentr bibliotech. sotrudnichestva, 2017. 136 p. (In Russian).

21. On Interagency Committee of the Government of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Ugra on Providing the Development of Indigenous Minorities of the North in the Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Ugra : Resolution of the Government of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Ugra No. 427-rp of 05.08.2016. Accessed through Law assistance system "Garant". (In Russian).

22. The Information for All. UNESCO Intergovernmental Program. URL: http://www.ifapcom.ru/ (accessed: 01.02.2022). (In Russian).

23. Transforming Our World: the 2030 Agenda for Sustainable Development : Resolution of the Gene-

24. Второй региональный форум «Югра многонациональная» собрал в Ханты-Мансийске более 700 человек // ФАДН России. URL: https://fadn. gov.ru/press-centr/news/vtoroj -regionalnyij -forum-%C2%AByugra-mnogonaczionalnaya%C2%BB-sobial-v-xantyi-mansijske-bolee-700-chelovek/ (дата обращения: 01.02.2022).

25. Официальный сайт департамента информационных технологий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. URL: https://depit.admhmao.ru/ (дата обращения: 01.02.2022).

26. Протокол заседания рабочей группы по рассмотрению вопроса реализации мероприятий для граждан, относящихся к числу коренных малочисленных народов Севера, ведущих традиционный образ жизни и осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность, в рамках проекта «IT-Стойбище» от 12.04.2021 Ханты-Мансийск. URL: https://deppolitiki.admhmao.ru/ koordinatsionnye-i-soveshchatelnye-organy/rabochaya-gruppa-po-rassmotreniyu-voprosa-o-realizatsii-mero priyatiy-dlya-grazhdan-otnosyashchikhsya/zasedaniya/ 2020-god/19-fevralya-2020-goda-/6249819/protokol/ (дата обращения: 01.02.2022).

27. Проект «IT-стойбище» охватит 175 территорий традиционного природопользования Югры. URL: https://tass.ru/ekonomika/11830367/ (дата обращения: 01.02.2022).

28. О Стратегии цифровой трансформации Ханты-Мансийского автономного округа - Югры : распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 02.07.2021 № 359-рп. Доступ из СПС «Гарант».

29. Открытый регион - Югра : офиц. сайт. URL: https://myopenugra.ru/news/society/ (дата обращения: 01.02.2022).

30. Югорская декларация «Информация и коммуникация в цифровую эпоху». URL: http://www.ifap com.ru/files/2018/hmao/itogdoc/Deklaratsiya_Ugra__ rus.pdf/ (дата обращения: 01.02.2022).

31. Югорская резолюция «Информация и коммуникация в цифровую эпоху». URL: http://www.ifap com.ru/files/2019/ugra_fin_doc/Ugorskaya_rezolutsi ya_russkii.pdf/ (дата обращения: 01.02.2022).

32. Югорский меморандум «Информация и коммуникация в цифровую эпоху: явные и неявные воздействия». URL: http://www.ifapcom.ru/ (дата обращения: 01.02.2022).

33. О создании рабочей группы по рассмотрению вопроса о реализации мероприятий для граждан, относящихся к числу коренных малочисленных народов Севера, ведущих традиционный образ жизни и осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность, в рамках проекта «IT-Стойбище» : распоряжение первого заместителя Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23.01.2020 № 28-р. Доступ из СПС «Гарант».

34. Протокол заседания рабочей группы по рассмотрению вопроса о реализации мероприятий для

ral Assembly. URL: https://docs.cntd.ru/document/ 420355765/ (accessed: 01.02.2022). (In Russian).

24. Vtoroi regionalnyi forum "Iugra mnogonatsionalnaia" sobral v Khanty-Mansiiske bolee 700 chelovek // FADN Rossii. URL: https://fadn.gov.ru/press-centr/news/vtoroj -regionalnyij -forum-%C2%AByugra-mnogonaczionalnaya%C2%BB-sobral-v-xantyi-mansi jske-bolee-700-chelovek/ (accessed: 01.02.2022). (In Russian).

25. Official Website of the Department of Information Technologies of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Ugra. URL: https://depit.admhmao.ru/ (accessed: 01.02.2022). (In Russian).

26. Minutes of the Meeting of a Working Group to Consider the Problem of Implementation of Activities for Citizens who Belong to the Indigenous Minorities of the North, Follow Traditional Lifestyle, and Engage in Traditional Business Activity within the Project "IT Nomad Camp" dated on April 12, 2021, Khanty-Mansiysk. URL: https://deppolitiki.admhmao.ru/ koordinatsionnye-i-soveshchatelnye-organy/rabochaya-gruppa-po-rassmotreniyu-voprosa-o-realizatsii-mero priyatiy-dlya-grazhdan-otnosyashchikhsya/zasedaniya/ 2020-god/19-fevralya-2020-goda-/6249819/protokol/ (accessed: 01.02.2022). (In Russian).

27. Proekt "IT-stoibishche" okhvatit 175 territorii traditsionnogo prirodopolzovaniia Iugry. URL: https://tass.ru/ekonomika/11830367/ (accessed: 01.02.2022). (In Russian).

28. On Strategy of Digital Transformation of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Ugra : Resolution of the Government of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug -Ugra No. 359-rp of 02.07.2021. Accessed through Law assistance system "Garant". (In Russian).

29. Otkrytyi region - Iugra : official website. URL: https://myopenugra.ru/news/society/ (accessed: 01.02.2022). (In Russian).

30. Iugorskaia deklaratsiia "Informatsiia i kommunikatsiia v tsifrovuiu epokhu". URL: http://www.ifapcom.ru/ files/2018/hmao/itogdoc/Deklaratsiya_Ugra__rus.pdf/ (accessed: 01.02.2022). (In Russian).

31. Iugorskaia rezoliutsiia "Informatsiia i kommunikatsiia v tsifrovuiu epokhu". URL: http://www.ifapcom.ru/ files/2019/ugra_fin_doc/Ugorskaya_rezolutsiya_russk ii.pdf/ (accessed: 01.02.2022). (In Russian).

32. Iugorskii memorandum "Informatsiia i kommu-nikatsiia v tsifrovuiu epokhu: iavnye i neiavnye vozdeistviia". URL: http://www.ifapcom.ru/ (accessed: 01.02.2022). (In Russian).

33. On Establishment of a Working Group to Consider the Problem of Implementation of Activities for Citizens who Belong to the Indigenous Minorities of the North, Follow Traditional Lifestyle, and Engage in Traditional Business Activity within the Project "IT Nomad Camp" : Resolution of the First Deputy of the Governor of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Ugra No. 28-r of 23.01.2020. Accessed through Law assistance system "Garant". (In Russian).

34. Minutes of the Meeting of a Working Group to Consider the Problem of Implementation of Activities for

граждан, относящихся к числу коренных малочисленных народов Севера, ведущих традиционный образ жизни и осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность, в рамках проекта «IT-Стойбище» от 19.02.2020, г. Ханты-Мансийск. URL: https://deppolitiki.admhmao.ru/ koordinatsionnye-i-soveshchatelnye-organy/rabochaya-gruppa-po-rassmotreniyu-voprosa-o-realizatsii-mero priyatiy-dlya-grazhdan-otnosyashchikhsya/zasedaniya/ 2020-god/19-fevralya-2020-goda-/6249819/protokol/ (дата обращения: 01.02.2022).

35. Кабытов П. П., Стародубова О. Е. Влияние циф-ровизации на реализацию полномочий органов исполнительной власти // Журн. рос. права. 2020. № 11. С. 113-126.

36. Об утверждении Правил ведения списка лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации, предоставления содержащихся в нем сведений, а также осуществляемого в связи с его ведением межведомственного взаимодействия : постановление Правительства РФ от 23.09.2020 № 1520 // СЗ РФ. 2020. № 40. Ст. 6256.

37. Щеглов Е. Н. Организационно-правовые аспекты становления и развития автоматизированных систем управления в Российской Федерации // Административ. право и процесс. 2017. № 10. С. 17-21.

Информация об авторе

Л. В. Ельмендеева - кандидат юридических наук, заслуженный эколог Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Citizens who Belong to the Indigenous Minorities of the North, Follow Traditional Lifestyle, and Engage in Traditional Business Activity within the Project "IT Nomad Camp" dated on February 19, 2020, Khanty-Mansiysk. URL: https://deppolitiki.admhmao.ru/ koordinatsionnye-i-soveshchatelnye-organy/rabochaya-gruppa-po-rassmotreniyu-voprosa-o-realizatsii-mero priyatiy-dlya-grazhdan-otnosyashchikhsya/zasedaniya/ 2020-god/19-fevralya-2020-goda-/6249819/protokol/ (accessed: 01.02.2022). (In Russian).

35. Kabytov P. P., Starodubova O. E. The Impact of Digitalization on the Implementation of the Executive Authorities' Powers // Journal of Russian Law. 2020. No. 11. P. 113-126. (In Russian).

36. On Approval of the Rules for Compiling a List of Individuals who Belong to the Indigenous Minorities of the Russian Federation, Providing the Data Contained in the List, and Operating Inter-Agency Interaction due to Compiling the List : Resolution of the Government of the Russian Federation No. 1520 of 23.09.2020 // Collection of legislation of the Russian Federation. 2020. No. 40. Art. 6256. (In Russian).

37. Shcheglov E. N. Procedural and Institutional Aspects of Establishment and Development of Automated Management Systems in the Russian Federation // Administrative Law and Procedure. 2017. No. 10. P. 17-21. (In Russian).

Information about the author

L. V. Elmendeeva - Candidate of Sciences (Law), Honored Ecologist of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Ugra.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.