DOI: 10.12731/2070-7568-2022-11-1-7-23 УДК 339.5
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ КАК ИНСТРУМЕНТ
РАЗВИТИЯ НЕОИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЭКСПОРТНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ НЕФТЕГАЗОДОБЫВАЮЩЕГО РЕГИОНА ХМАО-ЮГРА
М.И. Ливенец, Е.Л. Андреева
Актуальность темы определяется особым вниманием к поиску путей и направлений диверсификации экспорта путем развития несырьевого неэнергетического экспорта. В статье обоснована необходимость развития международного туризма как одного из элементов механизма преодоления сырьевой направленности экспорта и развития неоиндустриальной специализации ХМАО - Югры. Посредством анализа и синтеза фактических и статистических материалов, научных трудов аналогичных и смежных направлений, обоснована необходимость диверсификации экспорта нефтегазодобывающего региона путем развития отрасли туристических услуг на мировом рынке (въездного туризма). Проанализирована текущая ситуации в Югре, определены направления развития международного туризма на территории округа. Основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной и практической деятельности региональной и местной власти при рассмотрении вопросов диверсификации экспорта путем развития международного туризма.
Цель - обоснование необходимости развития международного туризма как одного из инструментов преодоления сырьевой направленности экспорта ХМАО-Югры и развития его неоиндустриальной специализации.
Метод или методология проведения работы. Мнение и выводы авторов сформированы посредством анализа и синтеза приведенных и обобщенных фактических и статистических материалов, авторов научных трудов смежных направлений, обуславливающих необходи-
мость диверсификации экспорта нефтегазодобывающего региона путем развития отрасли туристических услуг (въездного туризма).
Результаты. При рассмотрении въездного туризма как одного из направлений диверсификации экспорта были обнаружены некоторые проблемы. Проведенный анализ, оценка туристского потенциала ХМАО-Югры и обоснование основных факторов и проблем, ограничивающих объем внутреннего и внешнего туристских потоков позволяют сформулировать пути их преодоления для реализации потенциала районов автономного округа в сфере этнотуризма. Все это создает предпосылки для развития делового, культурно-познавательного, этнографического, экологического, спортивного, водного, активного, лечебно-оздоровительного, сельского и автотуризма.
Область применения результатов. Результаты данного исследования могут быть применены в научной и практической деятельности региональных органов власти при решении вопросов о диверсификации экспорта, в т.ч. путем развития международного туризма, будут способствовать развитию данного направления, а также рассмотрению других перспективных путей диверсификации экспорта товаров и услуг.
Ключевые слова: экспорт; сырьевая направленность; международный туризм; ХМАО-Югра; экспортоориентированныйрегион; несырьевой неэнергетический экспорт; диверсификация; неоиндустриальная специализация
INTERNATIONAL TOURISM AS ONE OF THE ELEMENTS OF THE MECHANISM FOR OVERCOMING THE RAW MATERIAL ORIENTATION OF THE EXPORT OF KHMAO-YUGRA
M.I. Livenets, E.L. Andreeva
The article identifies and argues the need for the development of international tourism as one of the elements of the mechanism for overcoming the raw material orientation of exports of the KHMAO-Yugra
HayKa KpacHoapbfl, TOM 11, № 1, 2022
9
through the analysis and synthesis of the above and generalizedfactual and statistical materials of the authors ofscientific papers ofsimilar and related areas, which necessitate the diversification of exports of the oil and gas producing region by developing the tourism services industry on the world market. Based on the analysis of the material presented in this article, the current characteristics of the situation in Yugra are given, recommendations are given on the directions of development of international tourism in the district. The main provisions and conclusions of the article can be used in the scientific and practical activities of the regional authorities when considering issues of export diversification through the development of international tourism.
Purpose is to substantiation of the need for the development of international tourism as one of the tools to overcome the raw materials orientation of the export of KhMAO-Yugra and the development of its neo-industrial specialization
Methodology. The opinion and conclusions of the authors are formed through the analysis and synthesis of the above and generalizedfactual and statistical materials, the authors of scientific works of related areas that necessitate the diversification of exports of the oil and gas producing region through the development of the tourism services industry (inbound tourism).
Results. During the analysis of inbound tourism as one of the areas of export diversification, some problems were found. The analysis, assessment of the tourist region of Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug and substantiation of the main factors and problems that limit the volume of internal and external tourist flows allows us to formulate ways to solve their implementation for the expanded Autonomous Okrug in the field of ethno-tourism. All this gives rise to the prerequisites for the development of business, cultural, educational, ethnographic, ecological, sports, water, active, health-improving, developed and auto tourism.
Practical implications. The results of this study can be applied in the scientific and practical activities of regional authorities in addressing issues of export diversification, including through the development of international tourism, will contribute to the development of this area,
as well as consideration of otherpromising ways to diversify exports of goods and services.
Keywords: export; raw materials orientation; international tourism; Khanty-Mansi Autonomous Okrug-Yugra; export-oriented region; non-resource non-energy export; diversification; neo-industrial specialization
Мировая и российская экономика в настоящее время находится в непростом положении, продиктованном множеством факторов социально-политического, социально-экономического, социального и экологического характера.
На встрече с торговыми представителями России в Бельгии и Люксембурге, Армении, Иране, Азербайджане, Узбекистане, Сербии губернатор ХМАО-Югры Наталья Комарова отметила: «В текущем периоде преодоления различных вызовов важно безошибочно расставить приоритеты, выбрать максимально эффективные институты развития, инструменты инвестиционной политики, - подчеркнула глава региона. Также было отмечено, что в России и мире Югра известна как нефтедобывающий регион. При этом уделяется существенное внимание перспективным несырьевым отраслям экономики [12].
Российская Федерация входит в десятку стран с наибольшими мировыми запасами нефти. Задача пересмотра торговых отношений и источника финансирования связана с продолжением сокращения традиционных запасов нефти с каждым годом. По прогнозам Министерства природных ресурсов и экологии РФ при нынешнем уровне потребления нефти разведанных запасов хватит до 2045 г. [8].
Вопрос относительно развития несырьевого неэнергетического экспорта остро поставлен еще в начале 2000-х годов. В 2010 году эксперты Вышей школы экономики выдвинули прогнозный сценарий, который предполагает снижение зависимости российской экономики от скважины: ежегодный рост несырьевого экспорта, доля которого должна достигнуть к 2030 году 40%. Цель достигнута уже в 2020 году, однако Президент поставил задачу повысить показатели реального роста экспорта несырьевых неэнергетических товаров
к 2030 году, чтобы их доля по сравнению с 2020 годом превысила 70%. В ХМАО же показатель доли несырьевого неэнергетического экспорта составляет 30,6%, это обуславливает необходимость диверсификации экспорта и поиска путей выхода из «сырьевой ловушки».
По итогам 2020 года объем несырьевого неэнергетического экспорта из ХМАО-Югры составил 131,66 миллиона долларов США, что составляет 44% от общего объема экспорта. При этом, малый и средний бизнес региона демонстрирует серьезный потенциал в сфере несырьевого экспорта, о чем свидетельствует рост числа экспортеров на 80% с 41 компании в 2017 году до 74 компаний в 2020 году.
Немаловажную роль в успешной внешнеэкономической деятельности сыграла государственная поддержка, оказываемая Центром поддержки экспорта Югры. Объем поддержанного экспорта в 2020 году составил 254,7 млн. руб., увеличившись более чем на 300% с 83,07 млн. руб. в 2017 году [5].
Многие авторы в своих трудах прибегали к вопросу развития несырьевого неэнергетического экспорта как варианта диверсификации экспорта России в целом и ее регионов. Так, в статье Э.Ю. Михайловой рассмотрен опыт зарубежных стран, имеющих некоторые сходства по текущей политической и экономической ситуации, а также по задачам, стоящим перед государством, главной из которых является обеспечение устойчивой экономики и преодоление зависимости от цен на сырье и зарубежных игроков [3].
По мнению Мироновой О.А., одним из важнейших направлений диверсификации экспорта РФ представляется развитие потенциала отечественных вузов как полноправных субъектов мирового рынка образовательных услуг [2].
Основные способы диверсификации российского и регионального экспорта как инструмента внешнеэкономической деятельности России рассматривали Черешнева К.К., Войтюк В.А., Шилен-ков М.И. [1, 15, 16].
Акцентировали внимание на необходимости диверсификации экспорта путем развития несырьевого неэнергетического экспорта, оценивали потенциал Ошаровская Н.А. [7], предлагали направ-
ления его развития и поддержки следующие российские авторы: Оганова А.А., Морозенкова [6, 4], помимо прочего рассмотрели подходы к формированию новой модели экономического роста экс-портоориентированной экономики в Казахстане зарубежные авторы: Aubakirova G.M., Isatayeva F.M [18], влияние диверсификации экспорта на экономику стран БРИКС рассматривали следующие зарубежные авторы: Sharma R., Shahbaz M., Kautish P. [20], стратегии диверсификации экспорта в Казахстане рассмотрены в научных трудах Atakhanova Z. [17].
Роль туристических услуг в международной торговле России рассматривали Ткаченко Д.И. [14], на региональном уровне: Хабриева П.Р, Kiriyanova L.G., Surtseva A.A., Yumatov K.V., Pyatovskiy A.A. [14, 19].
Проанализировав труды вышеупомянутых авторов, можно сделать вывод об актуальности и интересе к данной теме. Истощение сырьевых запасов приводит к необходимости развития альтернативных экспортно-ориентированных направлений экономики региона. Это могут быть: агропромышленный сектор, нефтесервисные услуги, технологии, туризм, поставка переработанных нефте- и лесо-продуктов, продуктов животноводства, рыболовства, дикоросов и продуктов их переработки и другое.
Обратимся к рассмотрению международного туризма как одного из инструментов диверсификации внешнеэкономической деятельности нефтегазодобывающего региона. На наш взгляд в настоящий момент эта научная проблема остается недостаточно исследованной, особенно применительно к региону с традиционной сырьевой направленностью.
В округе развиваются различные направления туризма, такие как спортивный, деловой, событийный, экологический, активный, этнографический, ойл-туризм. Целевые показатели развития туризма в Югре на период до 2030 года составляют: рост количества туристов с 570 тысяч человек в 2019 году до 1 миллиона 73 тысяч человек в 2030 году; увеличение объема платных туристских услуг с 6 миллиардов 10 миллионов рублей в 2019 году до 11 миллиардов 964 миллионов рублей в 2030 году.
Согласно паспорта регионального проекта «Экспорт услуг», Департамент экономического развития ХМАО-Югры ставит перед собой цель: создать условия для устойчивого долгосрочного роста экспорта услуг посредством разработки комплекса мер по увеличению объёма экспорта услуг категории «Поездки», предусматривающего достижение показателей экспорта в 2024 году в объеме 0,033 млрд. долл. США в год (см. табл. 1).
Таблица 1.
Целевые показатели регионального проекта «Экспорт услуг» на 2019-2024 годы
Наименование показателя Базовое значение Период, год
Значение Дата 2019 2020 2021 2022 2023 2024
Объем экспорта услуг, млрд. долларов США, в год, в том числе 0,027 31.12.2018 0,028 0,029 0,030 0,031 0,032 0,033
Источник: Паспорт регионального проекта« Экспорт услуг» 076-П00 от 4 декабря 2018 года. Режим доступа: https://tourism.admhmao.ru/regionalnyy-proekt-eksport-uslug/2802491/pasport-regюnalnogo-proekta/ (дата обращения: 10.01.2022).
Въездной туризм является одной из важнейших экспортно-ориентированных отраслей и наиболее привлекательным потребительским сегментом, представляющим важное экономическое значение. Но, поскольку туристская инфраструктура и соответствующая отрасль округа недостаточно развиты для приема иностранных туристов, и требуются значительные инвестиции в модернизацию материальной базы, развитие въездного туризма является долгосрочной задачей [9].
Значимость въездного туризма для ХМАО-Югра обусловлена также тем, что развитие туристских услуг способствует сохранению традиционной культуры коренных малочисленных народностей: ханты и манси. Некоторое время назад многие представители коренных малочисленных народов Севера предпринимали попытки переселения в город. Число людей, поддерживающих родовые угодья и занимающихся традиционными промыслами в этот период уменьшилось. В настоящее время тенденция изменилась, что связано с
утверждением программы устойчивого развития данной категории населения Югры, рассчитанной до 2030 г. [10].
В рамках Программы предусмотрен ряд мероприятий, направленных на развитие следующих отраслей хозяйства: рыболовство, оленеводство, сбор дикоросов. Может быть предложено субсидирование обустройства территории, строительство жилых объектов, компенсация затрат по приобретению материально-технических средств, оказание поддержки, направленной на обустройство молодых специалистов в местах традиционного проживания и ведение хозяйственной деятельности. Для желающих заниматься этнотуриз-мом оказывается финансовая и иная помощь. Кроме того, в одном из ВУЗов округа можно получить образование по магистерской программе «Хантыйская филология».
Для определения путей развития этнотуризма необходимо, прежде всего, правильно оценить имеющийся для этого потенциал. Именно этнотуризм в комбинации с другими видами туризма может сыграть ключевую роль, как в формировании, так и в продвижении региональных брендов.
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра обладает весомыми туристско-рекреационными преимуществами:
- особо охраняемые природные территории;
- культурно-исторические ресурсы, памятники истории и культуры;
- самобытное культурное наследие коренных малочисленных народов Севера;
- современная инфраструктура [9].
На территории округа проживают коренные малочисленные народы Севера (ханты, манси и ненцы) и представители 123 национальностей, в том числе славянской, тюркской, финно-угорской групп. Самобытная культура, традиционные промыслы и ремесла формируют перспективы развития этнографического туризма на территории. Несмотря на небольшую численность и удельный вес в составе населения (2%), коренные малочисленные народы Севера населяют обширные территории автономного округа и в отдельных сельских районах составляют значительную часть местного населения.
В Югре расположено 26 природных объектов, из них два международного значения. Природные парки имеют богатый положительный опыт организации экологического туризма - экологические тропы, разнообразные маршруты, экологические программы и туры, эколого-этнографические экспедиции. По данным мониторинга туристских и экскурсионных маршрутов автономного округа жителям и гостям Югры предлагаются около 300 экскурсионных маршрутов и туров, в том числе экологической и этнографической направленности.
В соответствии с Реестром туристских ресурсов и организаций туристской индустрии в автономном округе, деятельность осуществляют 1042 организации, оказывающие туристские услуги в сфере внутреннего и въездного туризма, в том числе 33 организации туристской индустрии, осуществляющие деятельность в сфере этнографического туризма [11].
Одним из ключевых факторов в сфере развития туризма является наличие инфраструктуры. На территории автономного округа расположены 3 международных аэропорта, 63 музея, 4 горнолыжных комплекса, 49 баз отдыха, 6 санаториев и водолечебниц, 26 особо охраняемых природных территорий.
Все это создает предпосылки для развития делового (конгресс-но-выставочного, индивидуального, инсентив-туры), культурно-познавательного, этнографического (включая событийную составляющую), экологического, спортивного, водного, активного (горнолыжного, пешеходного, горного), лечебно-оздоровительного, сельского и автотуризма, а также позволяет выделить три турист-ско-рекреационные зоны: Восточная (перспективна для развития этнографического, культурно-познавательного, водного туризма, индустриального туризма с посещением мест из истории развития нефтегазоносного комплекса), Западная (представляет интерес для развития экологического, этнографического, событийного, спортивного и культурно-познавательного туризма, имеются возможности для развития лечебно-оздоровительного туризма), Северная (наиболее экологически чистая территория Югры и перспективна
для развития экстремального, экологического, этнографического и культурно-познавательного туризма).
Основными внутренними факторами, сдерживающими рост внутреннего и въездного туристских потоков, являются:
- недостаточно развитая инженерная инфраструктура (сети энергоснабжения, водоснабжения, транспортные сети, очистные сооружения, причалы, пристани и т.д.), что служит барьером для привлечения частных инвестиций в туристскую сферу;
- низкий уровень развития туристской инфраструктуры (недостаточность или отсутствие средств размещения и объектов досуга, неудовлетворительное состояние многих туристских объектов показа, отсутствие качественной придорожной инфраструктуры);
- отсутствие или ограниченное количество мероприятий, направленных на продвижение туристского продукта округа на внутреннем и международном рынках как привлекательного направления для туристов, связанное с низким уровнем бюджетного финансирования;
- неудовлетворительное качество обслуживания, связанное с недостатком профессиональных кадров в индустрии.
К внешним сдерживающим факторам следует отнести, прежде всего, снижение транспортных и туристских потоков в условиях пандемии, введение QR-кодов, банкротство ряда компаний в условиях эпидемиологических ограничений.
Таким образом, можно выявить основные проблемы развития туризма в ХМАО - Югре:
1. Информация о туристских возможностях автономного округа не распространяется среди российских и иностранных участников туристского рынка (туроператоров, турагентов, потенциальных инвесторов, туристов).
2. Неудовлетворительное качество, потребность в оригинальности, неширокий ассортимент и отсутствие комплексности внутрирегиональных туристских продуктов, реализуемых туристскими фирмами.
3. Низкий объем инвестиций, направленных на поддержание и развитие туризма, его инфраструктуры, на продвижение перспективных туристских услуг.
4. Слабо развитая транспортная инфраструктура, не позволяющая на достаточном уровне использовать памятники культурно-исторического наследия, а также уникальные природные объекты в туристских целях.
Проведенный анализ, оценка туристского потенциала ХМАО-Югры и обоснование основных факторов и проблем, ограничивающих объем внутреннего и внешнего туристских потоков позволяют сформулировать пути их преодоления для реализации потенциала районов автономного округа в сфере этнотуризма.
Во-первых, требуется поддержка информационного продвижения туристских продуктов, реализуемых на территории округа (единого портала ХМАО-Югры, предоставляющего информацию о туристских возможностях округа), а также поддержка информатизации отрасли (такая как создание интернет-ресурсов объектов культурного наследия и включение их в унифицированные интернет-платформы). Проведение и участие в выставках, форумах и иных мероприятиях, направленных на создание положительного имиджа округа как привлекательного направления для туристов.
Во-вторых, необходимо проанализировать успешные практики развития этнотуризма в российских регионах, имеющих аналогичную ситуацию с округом. На основе проведенного анализа определить особенности этнотуристических объектов в различных районах автономного округа и правильно позиционировать развитие собственного Югорского этнотуризма в общем контексте развития этнотуризма.
Для обеспечения высокого качества предоставления услуг в туристической индустрии, требуется разработка рекомендаций для представителей бизнеса в сфере тузима в отношении применения единых стандартов туристского, гостиничного и экскурсионного сервиса.
В-третьих, рекомендовано оказание информационных и консультационных услуг при сопровождении инвестиционных проектов,
снятие барьеров для активизации инвестиций и повышение привлекательности индустрии для инвесторов, формирование необходимых стимулов, повышающих объем инвестиций. Государственная поддержка как финансового, так и не финансового характера.
В-четвертых, для преодоления проблемы, связанной с недостаточно развитой транспортной инфраструктурой, рекомендуется сделать более доступным туристские перевозки через систему аренды транспортных средств (самолетов, автобусов, теплоходов и др.). А также разработать меры в области совершенствования и развития сети автомобильных дорог общего пользования, межмуниципального авиасообщения, направленное на повышение качества и ценовой доступности, создание условий для развития и модернизации привокзальной инфраструктуры и придорожного сервиса. Улучшить доступность туристских территорий путем совершенствования дорожного сообщения.
Соблюдение данных рекомендаций может способствовать развитию въездного туризма на территории округа, что будет являться одним из направлений диверсификации экспорта нефтегазодобывающего региона однако все преимущества от применения данных рекомендаций можно будет оценить после снятия ограничений, связанных с эпидемиологической обстановкой в мире и восстановлением финансовой стабильности как представителей субъектов бизнеса, оказывающих туристские услуги, так и потенциальных туристов, оказавшихся в сложном финансовом положении.
Результаты данного исследования могут быть применены в научной и практической деятельности региональных органов власти при решении вопросов о диверсификации экспорта, в т.ч. путем развития международного туризма, будут способствовать развитию данного направления, а также рассмотрению других перспективных путей диверсификации экспорта товаров и услуг.
Перспективами исследования является поиск альтернативных путей диверсификации экспорта и развития неоиндустриальной специализации региона, аналогичных или приближенных к экспорту туристических услуг, таких как: медицинский туризм, образование, креативные индустрии и т.д.
В статье представлены результаты исследования, выполненного в рамках проекта, финансируемого РФФИ по гранту № 20010-00806 А.
The article presents the results of a study carried out as part of a project funded by the Russian Foundation for Basic Research under grant No. 20-010-00806 A.
Список литературы
1. Войтюк В.А. Диверсификация - одно из приоритетных направлений развития регионального экспорта страны / В. А. Войтюк, А. Д. Федоров // Аграрная наука - сельскому хозяйству. Барнаул: Алтайский государственный аграрный университет, 2020. С. 72-73.
2. Миронова О.А. Развитие экспорта высшего образования как направление диверсификации экспорта РФ и ее регионов // Наука и мир. 2017. Т. 2. № 9(49).С. 58-62.
3. Михайлова Э.Ю. Опыт диверсификации экспорта и преодоление его сырьевой направленности // Торговая политика. 2017. № 3(11). С. 97-110.
4. Морозенкова О.В. Перспективы развития российского экспорта несырьевых неэнергетических товаров на новых рынках // Российский внешнеэкономический вестник. 2019. № 9. С. 44-60.
5. Об эффективности деятельности ЦПЭ Югры Фонда Мой Бизнес. URL: https://investugra.ru/contacts/investor/ (дата обращения: 21.11.2021).
6. Оганова А.А. Оценка экспортного потенциала субъектов МСП несырьевого неэнергетического сектора экономики / А. А. Оганова, Е. Н. Ковалева // Научные труды Вольного экономического общества России. 2018. Т. 212. № 4. С. 163-178.
7. Ошаровская Н.А. Необходимость и основные тенденции развития несырьевого неэнергетического экспорта // Россия в глобальном мире; Тверской государственный университет, 2021. С. 88-95.
8. Панасюк А.И. Освоение нетрадиционных запасов нефти в Ханты-Мансийском автономном округе // Уральская горная школа - регионам. Уральский государственный горный университет, 2018. 563 с.
9. Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «О концепции развития внутреннего и въездного туризма в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» от 1 июня 2012 года № 195-п.
10. Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Устойчивое развитие коренных малочисленных народов Севера» от 05 октября 2018 года № 350-п.
11. Реестр туристских ресурсов и организаций туристской индустрии Югры [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://tourism. admhmao.ru/reestr-turistskikhresursov-i-organizatsiy-turistskoy-industrii-yugry/ (дата обращения 15.01.2022).
12. Стратегия 24: общероссийская цифровая платформа. 02.07.2021. URL: https://strategy24.ru/86/news/gubernator-yugry-obsudila-napravleniya-sotrudnichestva-s-torgovymi-predstavitelyami-rossii-v-semi-inostrannykh-gosudarstvakh (дата обращения: 18.11.2021).
13. Ткаченко Д.И. Роль экспорта туристических услуг в экономике России // Вектор развития современной науки. Инновационное развитие науки и техники. Новые импульсы развития в экономике и управлении. Саратов, 2020. С. 40-43.
14. Хабриева П.Р. Роль регионального туризма в международной торговле / П. Р. Хабриева, Ю. Г. Кузменко // Актуальные вопросы в науке и практике. Самара: Общество с ограниченной ответственностью Дендра, 2018. С. 182-186.
15. Черешнева К.К. Основные способы диверсификации российского экспорта // Инновации и инвестиции. 2019. № 7. С. 92-95.
16. Шиленков М.И. Диверсификация экспорта как инструмент внешнеэкономической деятельности России // Современные аспекты международного бизнеса. Саратов, 2018. С. 100-106.
17. Atakhanova Z. Kazakhstan's oil boom, diversification strategies, and the service sector // Mineral Economics, 2021, vol. 34(3), pp. 399-409. https://doi.org/10.1007/s13563-021-00275-2
18. Aubakirova, G. M., & Isatayeva, F. M. New approaches to the construction of a diversified economy: The experience of kazakhstan // Studies on
HayKa KpacHoapbfl, TOM 11, № 1, 2022
21
Russian Economic Development, 2021, vol. 32(6), pp. 712-718. https:// doi.org/10.1134/S1075700721060034
19. Kiriyanova, L. G., Surtseva, A. A., Yumatov, K. V., & Pyatovskiy, A. A. Tourism as a «post-staples» diversification for russian remote resource-dependent regions: A new path for kuzbass // Bulletin of the Tomsk Polytechnic University, Geo Assets Engineering, 2019, vol. 330(10), pp. 230-239. https://doi.org/10.18799/24131830/2019/10/2319
20. Sharma, R., Shahbaz, M., Kautish, P., & Vo, X. V. Analyzing the impact of export diversification and technological innovation on renewable energy consumption: Evidences from BRICS nations // Renewable Energy, 2021, vol. 178, pp. 1034-1045. https://doi.org/10.1016/j.renene.2021.06.125
References
1. Voytyuk V.A., Fedorov A.D. Agrarnaya nauka - sel 'skomu khozyaystvu [Agrarian science for agriculture]. Barnaul, 2020, pp. 72-73.
2. Mironova O.A. Nauka i mir, 2017, vol. 2, no. 9(49), pp. 58-62.
3. Mikhaylova E.Yu. Torgovayapolitika, 2017, no. № 3(11), pp. 97-110.
4. Morozenkova O.V. Rossiyskiy vneshneekonomicheskiy vestnik, 2019. no. 9, pp. 44-60.
5. Ob effektivnosti deyatel'nosti TsPE Yugry Fonda Moy Biznes [On the effectiveness of the activities of the CPE of Ugra of the My Business Foundation]. https://investugra.ru/contacts/investor/
6. Oganova A.A., Kovaleva E.N. Nauchnye trudy Vol'nogo ekonomichesk-ogo obshchestva Rossii, 2018, vol. 212, no. 4, pp. 163-178.
7. Osharovskaya N.A. Rossiya v global'nom mire [Russia in the global world], 2021, pp. 88-95.
8. Panasyuk A.I. Ural'skaya gornaya shkola - regionam [Ural Mining School for Regions], 2018, 563 p.
9. Decree of the Government of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug -Ugra «On the concept of development of domestic and inbound tourism in the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Yugra» dated June 1, 2012 No. 195-p.
10. Decree of the Government of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug -Ugra «On the State Program of the Khanty-Mansiysk Autonomous
Okrug - Yugra» Sustainable Development of the Indigenous Minorities of the North» dated October 05, 2018 No. 350-p.
11. Reestr turistskikh resursov i organizatsiy turistskoy industrii Yugry [Register of tourist resources and organizations of the tourist industry of Yugra]. https://tourism.admhmao.ru/reestr-turistskikhresursov-i-orga-nizatsiy-turistskoy-industrii-yugry/
12. Strategiya 24: obshcherossiyskaya tsifrovaya platforma [Strategy 24: all-Russian digital platform]. 02.07.2021. URL: https://strategy24.ru/86/ news/gubernator-yugry-obsudila-napravleniya-sotrudnichestva-s-tor-govymi-predstavitelyami-rossii-v-semi-inostrannykh-gosudarstvakh
13. Tkachenko D.I. Vektor razvitiya sovremennoy nauki. Innovatsionnoe razvitie nauki i tekhniki. Novye impul 'sy razvitiya v ekonomike i uprav-lenii. Saratov, 2020, pp. 40-43.
14. Khabrieva P.R., Kuzmenko Yu.G. Aktual'nye voprosy v nauke ipraktike [Topical issues in science and practice]. Samara, 2018, pp. 182-186.
15. Chereshneva K.K. Innovatsii i investitsii, 2019, no. 7, pp. 92-95.
16. Shilenkov M.I. Sovremennye aspekty mezhdunarodnogo biznesa [Modern aspects of international business]. Saratov, 2018, pp. 100-106.
17. Atakhanova Z. Kazakhstan's oil boom, diversification strategies, and the service sector. Mineral Economics, 2021, vol. 34(3), pp. 399-409. https://doi.org/10.1007/s13563-021-00275-2
18. Aubakirova, G. M., & Isatayeva, F. M. New approaches to the construction of a diversified economy: The experience of kazakhstan. Studies on Russian Economic Development, 2021, vol. 32(6), pp. 712-718. https:// doi.org/10.1134/S1075700721060034
19. Kiriyanova, L. G., Surtseva, A. A., Yumatov, K. V., & Pyatovskiy, A. A. Tourism as a «post-staples» diversification for russian remote resource-dependent regions: A new path for kuzbass. Bulletin of the Tomsk Polytechnic University, Geo Assets Engineering, 2019, vol. 330(10), pp. 230-239. https://doi.org/10.18799/24131830/2019/10/2319
20. Sharma, R., Shahbaz, M., Kautish, P., & Vo, X. V. Analyzing the impact of export diversification and technological innovation on renewable energy consumption: Evidences from BRICS nations. Renewable Energy, 2021, vol. 178, pp. 1034-1045. https://doi.org/10.1016/j.renene.2021.06.125
ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ Ливенец Михаела Ивановна, ассистент кафедры коммерции и менеджмента Нижневартовского государственного университета
ФГОБО ВО «Нижневартовский государственный университет»
ул. Ленина, д. 56, г. Нижневартовск, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, 628605, Российская Федерация [email protected]
Андреева Елена Леонидовна, доктор экономических наук, профессор
Уральский государственный экономический университет ул. 8 Марта, 62/45, г. Екатеринбург, 620144, Российская Федерация
DATA ABOUT THE AUTHORS Mikhaela I. Livenets, Assistant of the Department of Commerce and Management
Nizhnevartovsk State University
56, Lenin Str., Nizhnevartovsk, Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Yugra, 628605, Russian Federation [email protected]
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1774-8800
Elena L. Andreeva, Doctor of Sciences (Economics), Professor
Ural State University of Economics
62/45, 8Marta Str., Yekaterinburg, 620144, Russian Federation [email protected]
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4975-0905
Поступила 28.01.2022
После рецензирования 31.01.2022
Принята 03.02.2022
Received 28.01.2022 Revised 31.01.2022 Accepted 03.02.2022