Научная статья на тему 'Развитие туризма - один из способов диверсификации экономики в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре'

Развитие туризма - один из способов диверсификации экономики в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
683
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДУСТРИЯ ТУРИЗМА / ТУРИЗМ / ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ ЮГРА / МОНОСПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / ФИНАНСИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ / КОМИТЕТ ПО ТУРИЗМУ ПРИ ДЕПАРТАМЕНТЕ ПРИРОДНЫХ И НЕСЫРЬЕВЫХ РЕСУРСОВ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА ЮГРЫ / КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ СОВЕТ ПО РАЗВИТИЮ ТУРИЗМА ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА ЮГРЫ / МЕЖВЕДОМСТВЕННЫЙ КООРДИНАЦИОННЫЙ СОВЕТ (МКС) ТУРИСТСКИЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР (ТИЦ) / INTERDEPARTMENTAL COORDINATION COUNCIL (ISS) TOURIST INFORMATION CENTER / THE TOURISM INDUSTRY / TOURISM / KHANTY-MANSIYSK AUTONOMOUS REGION - JUGRA / ECONOMY MONOSPECIALIZATION / FINANCING OF REGIONAL PROGRAMS / COMMITTEE ON TOURISM AT DEPARTMENT NATURAL AND NON-PRIMARY KHANTY-MANSIYSK OF AUTONOMOUS REGION - YUGRA / THE ADVISORY COUNCIL ON TOURISM DEVELOPMENT AT THE GOVERNMENT KHANTY-MANSIYSK OF AUTONOMOUS REGION - JUGRA

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Горгоц Ольга Вениаминовна, Красильников Аркадий Владимирович

Индустрия туризма как комплекс отраслей специализации хозяйства региона. Слабые стороны экономики в Ханты-Мансийском автономном округе Югре. Моноспециализация экономики округа. Несовершенство статистики в сфере туризма. Факторы, способствующие развитию в данном районе пионерного освоения как внутреннего, так и въездного туризма, факторы, сдерживающие развитие туризма в ХМАО Югре, необходимость решения вопроса о выделении расходов на туризм отдельным разделом в бюджетной классификации при соответствующих ежегодных ассигнованиях из федерального бюджета. Анализ состояния системы государственного планирования развития туризма Ханты-Мансийского автономного округа Югры. Рекомендуемая организационная структура органов Администрации для развития индустрии туризма. Роль Туристских Информационных Центров как базы туристского реестра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Горгоц Ольга Вениаминовна, Красильников Аркадий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tourism development - one of ways of a diversification economy in Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Yugra

Industry tourismand, as a set of branches of specialization economy of the region. Weaknesses of the economy in Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug Yugra. Monospecialization economy of the district. Insufficient statistics in the field of tourism. Factors contributing to the development in this area of the pioneer development of both domestic and inbound tourism, constraints tourism development in Khanty-Mansiysk region Yugra, the need to address the issue of allocation of tourism expenditure in a separate section of the budget classification in the respective annual allocations from the federal budget. Analysis of the system of State planning of tourism development of Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug Yugra. recommended organizational structure of the management bodies for the development of the tourism industry, the role of information centres, Tourist bases as the registry of tourist.

Текст научной работы на тему «Развитие туризма - один из способов диверсификации экономики в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре»

ВЕСТНИК ЮГОРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

2010 г. Выпуск 4 (19). С. 53-58

УДК 338.48

РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА - ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ЭКОНОМИКИ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ

О. В. Горгоц, А. В. Красильников

Туризм (процесс, связанный с социокультурным освоением территорий) и индустрия туризма как комплекс отраслей специализации хозяйства способны задавать специфику определенного региона. Традиционно туризм в России никогда не доминирует над остальными народнохозяйственными специализациями региональной экономики, а только сочетается с ними.

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра занимает первое место в стране по добыче сырой нефти (57 % общероссийского объема), выработке электроэнергии (7,3 %), по общему производству промышленной продукции (более 8,8 %); второе место - по поступлению налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации (11,4 %), по объему инвестиций в основной капитал (около 6 %), по добыче природного газа (4,7 %); третье место среди регионов России по естественному приросту населения и кредитному рейтингу международного агентства Стандард энд Пурс. На долю автономного округа приходится свыше 5,7 % суммарного (по всем субъектам Российской Федерации) объема валового регионального продукта [1, 3, 4].

Темпы прироста добычи нефти в последние годы снижаются ввиду исчерпания возможности роста добычи на действующих месторождениях, недостаточной активности поиска, разведки и ввода в разработку новых месторождений.

Потенциальные угрозы для округа определяются высокой зависимостью его экономики от конъюнктуры мирового рынка нефти и от федеральной политики недропользования.

Слабые стороны экономики округа заключаются в недостаточной ее диверсификации, инфраструктурной неразвитости, недостаточной инновационности. По многим ключевым показателям инновационного развития округ имеет худшие позиции, чем среднестатистический российский регион: число патентов на 1 млн. жителей; доля предприятий, осуществляющих технологические инновации; удельный вес инновационной продукции в общем объеме промышленного производства; доля кандидатов и докторов наук среди работников с высшим образованием, уровень энергоемкости производства). Крайне низка результативность научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, финансируемых за счет окружного бюджета.

Одним из путей отхода от моноэкономики округа является развитие там въездного туризма.

Несовершенство сферы туризма ХМАО - Югры подтверждается фактом: данные статистики [2] свидетельствуют, что туристы в округе практически отсутствуют (за период с 2000 по 2010 гг. максимальное количество посещений в 2004 г. - 40 человек). На сайте Комитета по туризму ХМАО - Югры за 2008 год посещений округа туристами в количестве 500 тысяч человек, по данным Госкомстата посещений в этот период - 37 человек [2].

Число специализированных средств размещения (табл. 1) за период 2005-2010 гг. возросло на 6,3 %, в то время как мест в них - только на 3,9 %.

Из данных следует, что нет основных элементов материальной базы для экологического туризма - отсутствуют туристские базы, музеи-заповедники. К числу факторов, способствующих развитию в данном районе пионерного освоения как внутреннего, так и въездного туризма, можно отнести следующие:

- рост численности населения округа;

- рост реальных доходов и, соответственно, покупательной способности населения округа;

- изменение соотношения рабочего и свободного времени населения округа в сторону последнего.

Таблица 1. Основные показатели коллективных средств размещения ХМАО - Югры за 2005-2010 гг. [2]

2005 2006 2007 2008 20091} 2 О 1 2005 к 2010 в %

Число специализированных средств размещения, единиц 16 18 15 18 16 17 106,3

в них коек, мест 1932 2110 2015 2081 1910 2008 103,9

число санаторно-курортных организаций, единиц 6 7 7 7 7 7 116,7

в них коек, мест 954 1212 1132 1151 1130 1135 118,9

детские санатории 1 1 1 1 1 1 100,0

в них коек, мест 50 50 50 50 50 50 100,0

число организаций отдыха, единиц 10 11 8 11 9 10 100,0

в них коек, мест 978 898 883 930 780 873 89,3

туристские базы, единиц - - - - - - -

Вместе с тем, имеются факторы, сдерживающие развитие туризма в ХМАО - Югре, а именно:

- сложные природно-климатические условия округа;

- значительная удаленность округа от государств, в которых проживают потенциальные туристы округа;

- отсутствие четкого позиционирования данного округа в российском и международном информационном пространстве, обусловленного исторически сложившимися факторами;

- отсутствие реального воздействия со стороны Администрации округа на предприятия индустрии туризма.

Основными источниками финансирования региональных программ развития индустрии туризма являются средства местной бюджетной поддержки и муниципальные займы, государственное финансирование инвестиционных проектов, финансовое обеспечение экологической сферы.

В округе необходимо решить вопрос о выделении расходов на туризм отдельным разделом в бюджетной классификации при соответствующих ежегодных ассигнованиях из федерального бюджета. Необходимость ассигнований из федерального бюджета продиктована, прежде всего, потребностью в обеспечении участия государства в формировании и продвижении национального туристского продукта.

Средства, выделенные из бюджета округа на развитие туризма (грантовая поддержка, организация и участие в туристских выставках, конференциях и рекламных турах), финансирование за рассматриваемый период увеличилось на 83,4 %.

К настоящему времени сложилась определенная система государственного планирования развития туризма Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Общее руководство этим осуществляют Губернатор округа и его заместитель, ответственный за социальную политику [3].

В Правительстве округа имеется Комитет по туризму при Департаменте природных и несырьевых ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Его задачами являются: реализация государственной политики в сфере туризма, создание условий для развития въездного и внутреннего туризма, развитие туристской индустрии в округе, формирование представления об округе, развитее сотрудничества в сфере туризма. При анализе деятельности комитета за период 2004-2010 гг. установлено, что из всех функций, регламентированных Положением, Комитет в основном осуществляет представительские функции [6].

Комитет ведет раздел на сайте www.admhmao.ru, однако этот сайт не содержит полной информации о туризме округа, не систематизирован по какому либо признаку, не содержит классификаций.

Такое неисполнение своих главных функций Комитетом приводит к отсутствию информации о состоянии регионального туризма автономного округа, индустрии туризма, анализа и предложений по развитию туризма и индустрии туризма, отсутствию проектов, составление которых также является функцией Комитета.

Постановлением Правительства автономного округа № 479-п от 19.11.2003 г. образован Консультативный совет по развитию туризма при Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа - Югры [7].

Основной задачей Консультативного совета является информационно-аналитическое и консультативное обеспечение Губернатора, Правительства и исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по вопросам становления и развития туризма в данном регионе.

В рамках решения поставленной задачи Консультативному совету предписано выполнять основные функции, в том числе: осуществлять обеспечение согласованных действий исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа -Югры, органов местного самоуправления и заинтересованных в сфере туризма организаций; проводить оценку современного состояния туристских ресурсов и инфраструктуры в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре.

Деятельность Совета до настоящего времени в средствах массовой информации не освещается, также Совет не упоминается в законе Ханты-Мансийского автономного округа -Югры от 10.11.2008 г. № 129-03 «О долгосрочной целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры “Развитие туризма в Ханты-Мансийском автономном округе Югре на 2008-2013 годы”». Исходя из этого, можно сделать вывод, что Совет самоустранился от выполнения основных возложенных на него функций.

Определенную роль в развитии оздоровительного и спортивного туризма играет также Федерация самодеятельного туризма Ханты-Мансийского автономного округа, созданная в 1993 г. В настоящее время членами данной организации являются 20 коллективов. По динамике развития можно внутреннего туризма судить только из отдельных статей.

На основании вышеизложенного представляется целесообразным также внести некоторые изменения в существующую организационную структуру регулирования индустрии туризма автономного округа. Рекомендуемая организационная структура приведена на рисунке 1.

Рекомендуется образовать Межведомственный Координационный Совет (МКС) Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по развитию туризма (рис. 1).

Положение о МКС, его количественный и персональный состав целесообразно утверждать Думе округа по предложениям органов исполнительной власти, туристских и иных организаций.

МКС рекомендуется выполнять следующие функции:

- координация деятельности государственных организаций округа, органов местного самоуправления, общественных и коммерческих туристских организаций и предприятий, научных и образовательных учреждений по разработке и реализации программ развития индустрии туризма;

- координация деятельности указанных органов и организаций по вопросам текущего функционирования индустрии туризма округа;

- углубление интеграции между государственным и частным секторами по темам, представляющим особый интерес.

При МСК считаем целесообразным создание Туристского Информационного Центра (ТИЦ), который будет располагать сетью Туристских Информационных Центров в местных муниципальных образованиях автономного округа и его столице г. Ханты-Мансийске.

Департаменты по управлению федеральным и городским имуществом “*-------------

Г1

Губернатор округа

Правительство ХМАО - Югры

о\

~ЕГ

.1.

Межведомственный координационный Совет по развитию туризма

Туристский-

Информаци-

онный

Центр(ТИЦ)

Департамент природных и несырьевых ресурсов.

Комитет государственной статистики

Предприятия ин-дустрии туризма

- поступление информации;

- поступление сводной информации;

- существующие структуры

Профильные

комитеты

Правительства

Общественные

организации

Департамент

культуры

Туристы

- предлагаемые структуры;

Рис. 1. Рекомендуемая организационная структура регулирования развитием туризма и индустрии туризма округа и информационные потоки Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

В отличие от официальной статистической базы, информационная база туристского центра (реестр) должна носить активный характер. В связи с этим, предлагаем расширить информационную базу туристского реестра за счет построения следующей иерархии его информационной системы.

1 уровень, информационный - формирование и мониторинг реестра туристских ресурсов путем создания информационных потоков и образования на этой основе баз данных и механизмов эффективного обмена справочной информацией между субъектами туристской деятельности, в том числе и сетями, а также административно-управленческими структурами;

2 уровень, аналитический - сбор и анализ данных, характеризующих состояние и тенденции в сфере туризма на уровне округа, муниципальных образований;

3 уровень, регулирующий управление - разработка и обоснование возможных вариантов регулирования сферы туризма на уровне региона с оценкой возможных последствий как для потребителей, так и для предприятий индустрии туризма, а также для налоговых поступлений от деятельности предприятий индустрии туризма.

Предполагается целесообразным также создать Ассоциацию предприятий и организаций индустрии туризма Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, при ней - постоянно действующий рабочий орган. Ассоциации рекомендуется выполнять следующие функции:

- содействовать сетевой организации индустрии туризма, где элементы рынка сочетаются с иерархической координацией действий, но на первый план выходят кооперационные и информационные связи;

- создавать системы оказания помощи малым предприятиям индустрии туризма, в том числе, защиты интересов национальных производителей туристских услуг;

- участвовать в разработке и реализации проектов по развитию и реконструкции объектов инфраструктуры индустрии туризма;

- содействовать системе подготовки и повышения квалификации кадров для сферы туризма;

- и другие.

Данный негосударственный сектор регулирования индустрии туризма выполняет задачу по созданию основ для внутренней самоорганизации в индустрии туризма и усиления общественных стимулов, являющихся необходимым условием развития туризма [8]. Государственным и муниципальным органам следует сотрудничать с негосударственным сектором регулирования индустрии туризма и оказывать поддержку его деятельности через размещение государственных и муниципальных заказов на выполнение программ и планов развития туризма [9].

Таким образом, соответственно проведенному выше исследованию, очевидна необходимость реформирования и создания новых органов по планированию развития региональной индустрии туризма в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре.

ЛИТЕРАТУРА

1. Статистический ежегодник : стат. сб. : в 4-х ч. [Текст] / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области. - 2007.

2. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа : www.gks.ru

3. Официальный сайт органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры [Электронный ресурс]. - Режим доступа : www.admhmao.ru

4. О программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Экономическое и социальное развитие Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2005-2010 годы» [Текст] // Закон ХМАО - Югры от 08.07.2005 г. № 63-оз.

5. О долгосрочной целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие туризма в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2008-2013 годы» [Текст] // Закон ХМАО - Югры от 10.11.2008 г. № 129-оз.

6. Положение о комитете по туризму Ханты-Мансийского автономного округа - Югры [Текст] // Постановление Правительства ХМАО - Югры от 07.04. 2003 г. № 115-п.

7. О Консультативном совете по развитию туризма при Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа - Югры [Текст] // Постановление Правительства ХМАО - Югры от 19.11.2003 г. № 479-п.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

S. Мескон, М. Основы менеджмента [Текст] / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - [пер.

с. англ.]. - Изд-во «Вильямс», 2007.

9. Richardson G. B. The organization of industry // The Economic Journal. - 1971.

5S

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.