ВЕСТНИК ЮГОРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
2010 г. Выпуск 4 (19). С. 53-58
УДК 338.48
РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА - ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ЭКОНОМИКИ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ
О. В. Горгоц, А. В. Красильников
Туризм (процесс, связанный с социокультурным освоением территорий) и индустрия туризма как комплекс отраслей специализации хозяйства способны задавать специфику определенного региона. Традиционно туризм в России никогда не доминирует над остальными народнохозяйственными специализациями региональной экономики, а только сочетается с ними.
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра занимает первое место в стране по добыче сырой нефти (57 % общероссийского объема), выработке электроэнергии (7,3 %), по общему производству промышленной продукции (более 8,8 %); второе место - по поступлению налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации (11,4 %), по объему инвестиций в основной капитал (около 6 %), по добыче природного газа (4,7 %); третье место среди регионов России по естественному приросту населения и кредитному рейтингу международного агентства Стандард энд Пурс. На долю автономного округа приходится свыше 5,7 % суммарного (по всем субъектам Российской Федерации) объема валового регионального продукта [1, 3, 4].
Темпы прироста добычи нефти в последние годы снижаются ввиду исчерпания возможности роста добычи на действующих месторождениях, недостаточной активности поиска, разведки и ввода в разработку новых месторождений.
Потенциальные угрозы для округа определяются высокой зависимостью его экономики от конъюнктуры мирового рынка нефти и от федеральной политики недропользования.
Слабые стороны экономики округа заключаются в недостаточной ее диверсификации, инфраструктурной неразвитости, недостаточной инновационности. По многим ключевым показателям инновационного развития округ имеет худшие позиции, чем среднестатистический российский регион: число патентов на 1 млн. жителей; доля предприятий, осуществляющих технологические инновации; удельный вес инновационной продукции в общем объеме промышленного производства; доля кандидатов и докторов наук среди работников с высшим образованием, уровень энергоемкости производства). Крайне низка результативность научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, финансируемых за счет окружного бюджета.
Одним из путей отхода от моноэкономики округа является развитие там въездного туризма.
Несовершенство сферы туризма ХМАО - Югры подтверждается фактом: данные статистики [2] свидетельствуют, что туристы в округе практически отсутствуют (за период с 2000 по 2010 гг. максимальное количество посещений в 2004 г. - 40 человек). На сайте Комитета по туризму ХМАО - Югры за 2008 год посещений округа туристами в количестве 500 тысяч человек, по данным Госкомстата посещений в этот период - 37 человек [2].
Число специализированных средств размещения (табл. 1) за период 2005-2010 гг. возросло на 6,3 %, в то время как мест в них - только на 3,9 %.
Из данных следует, что нет основных элементов материальной базы для экологического туризма - отсутствуют туристские базы, музеи-заповедники. К числу факторов, способствующих развитию в данном районе пионерного освоения как внутреннего, так и въездного туризма, можно отнести следующие:
- рост численности населения округа;
- рост реальных доходов и, соответственно, покупательной способности населения округа;
- изменение соотношения рабочего и свободного времени населения округа в сторону последнего.
Таблица 1. Основные показатели коллективных средств размещения ХМАО - Югры за 2005-2010 гг. [2]
2005 2006 2007 2008 20091} 2 О 1 2005 к 2010 в %
Число специализированных средств размещения, единиц 16 18 15 18 16 17 106,3
в них коек, мест 1932 2110 2015 2081 1910 2008 103,9
число санаторно-курортных организаций, единиц 6 7 7 7 7 7 116,7
в них коек, мест 954 1212 1132 1151 1130 1135 118,9
детские санатории 1 1 1 1 1 1 100,0
в них коек, мест 50 50 50 50 50 50 100,0
число организаций отдыха, единиц 10 11 8 11 9 10 100,0
в них коек, мест 978 898 883 930 780 873 89,3
туристские базы, единиц - - - - - - -
Вместе с тем, имеются факторы, сдерживающие развитие туризма в ХМАО - Югре, а именно:
- сложные природно-климатические условия округа;
- значительная удаленность округа от государств, в которых проживают потенциальные туристы округа;
- отсутствие четкого позиционирования данного округа в российском и международном информационном пространстве, обусловленного исторически сложившимися факторами;
- отсутствие реального воздействия со стороны Администрации округа на предприятия индустрии туризма.
Основными источниками финансирования региональных программ развития индустрии туризма являются средства местной бюджетной поддержки и муниципальные займы, государственное финансирование инвестиционных проектов, финансовое обеспечение экологической сферы.
В округе необходимо решить вопрос о выделении расходов на туризм отдельным разделом в бюджетной классификации при соответствующих ежегодных ассигнованиях из федерального бюджета. Необходимость ассигнований из федерального бюджета продиктована, прежде всего, потребностью в обеспечении участия государства в формировании и продвижении национального туристского продукта.
Средства, выделенные из бюджета округа на развитие туризма (грантовая поддержка, организация и участие в туристских выставках, конференциях и рекламных турах), финансирование за рассматриваемый период увеличилось на 83,4 %.
К настоящему времени сложилась определенная система государственного планирования развития туризма Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Общее руководство этим осуществляют Губернатор округа и его заместитель, ответственный за социальную политику [3].
В Правительстве округа имеется Комитет по туризму при Департаменте природных и несырьевых ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Его задачами являются: реализация государственной политики в сфере туризма, создание условий для развития въездного и внутреннего туризма, развитие туристской индустрии в округе, формирование представления об округе, развитее сотрудничества в сфере туризма. При анализе деятельности комитета за период 2004-2010 гг. установлено, что из всех функций, регламентированных Положением, Комитет в основном осуществляет представительские функции [6].
Комитет ведет раздел на сайте www.admhmao.ru, однако этот сайт не содержит полной информации о туризме округа, не систематизирован по какому либо признаку, не содержит классификаций.
Такое неисполнение своих главных функций Комитетом приводит к отсутствию информации о состоянии регионального туризма автономного округа, индустрии туризма, анализа и предложений по развитию туризма и индустрии туризма, отсутствию проектов, составление которых также является функцией Комитета.
Постановлением Правительства автономного округа № 479-п от 19.11.2003 г. образован Консультативный совет по развитию туризма при Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа - Югры [7].
Основной задачей Консультативного совета является информационно-аналитическое и консультативное обеспечение Губернатора, Правительства и исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по вопросам становления и развития туризма в данном регионе.
В рамках решения поставленной задачи Консультативному совету предписано выполнять основные функции, в том числе: осуществлять обеспечение согласованных действий исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа -Югры, органов местного самоуправления и заинтересованных в сфере туризма организаций; проводить оценку современного состояния туристских ресурсов и инфраструктуры в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре.
Деятельность Совета до настоящего времени в средствах массовой информации не освещается, также Совет не упоминается в законе Ханты-Мансийского автономного округа -Югры от 10.11.2008 г. № 129-03 «О долгосрочной целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры “Развитие туризма в Ханты-Мансийском автономном округе Югре на 2008-2013 годы”». Исходя из этого, можно сделать вывод, что Совет самоустранился от выполнения основных возложенных на него функций.
Определенную роль в развитии оздоровительного и спортивного туризма играет также Федерация самодеятельного туризма Ханты-Мансийского автономного округа, созданная в 1993 г. В настоящее время членами данной организации являются 20 коллективов. По динамике развития можно внутреннего туризма судить только из отдельных статей.
На основании вышеизложенного представляется целесообразным также внести некоторые изменения в существующую организационную структуру регулирования индустрии туризма автономного округа. Рекомендуемая организационная структура приведена на рисунке 1.
Рекомендуется образовать Межведомственный Координационный Совет (МКС) Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по развитию туризма (рис. 1).
Положение о МКС, его количественный и персональный состав целесообразно утверждать Думе округа по предложениям органов исполнительной власти, туристских и иных организаций.
МКС рекомендуется выполнять следующие функции:
- координация деятельности государственных организаций округа, органов местного самоуправления, общественных и коммерческих туристских организаций и предприятий, научных и образовательных учреждений по разработке и реализации программ развития индустрии туризма;
- координация деятельности указанных органов и организаций по вопросам текущего функционирования индустрии туризма округа;
- углубление интеграции между государственным и частным секторами по темам, представляющим особый интерес.
При МСК считаем целесообразным создание Туристского Информационного Центра (ТИЦ), который будет располагать сетью Туристских Информационных Центров в местных муниципальных образованиях автономного округа и его столице г. Ханты-Мансийске.
Департаменты по управлению федеральным и городским имуществом “*-------------
Г1
Губернатор округа
Правительство ХМАО - Югры
о\
~ЕГ
.1.
Межведомственный координационный Совет по развитию туризма
Туристский-
Информаци-
онный
Центр(ТИЦ)
Департамент природных и несырьевых ресурсов.
Комитет государственной статистики
Предприятия ин-дустрии туризма
- поступление информации;
- поступление сводной информации;
- существующие структуры
Профильные
комитеты
Правительства
Общественные
организации
Департамент
культуры
Туристы
- предлагаемые структуры;
Рис. 1. Рекомендуемая организационная структура регулирования развитием туризма и индустрии туризма округа и информационные потоки Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
В отличие от официальной статистической базы, информационная база туристского центра (реестр) должна носить активный характер. В связи с этим, предлагаем расширить информационную базу туристского реестра за счет построения следующей иерархии его информационной системы.
1 уровень, информационный - формирование и мониторинг реестра туристских ресурсов путем создания информационных потоков и образования на этой основе баз данных и механизмов эффективного обмена справочной информацией между субъектами туристской деятельности, в том числе и сетями, а также административно-управленческими структурами;
2 уровень, аналитический - сбор и анализ данных, характеризующих состояние и тенденции в сфере туризма на уровне округа, муниципальных образований;
3 уровень, регулирующий управление - разработка и обоснование возможных вариантов регулирования сферы туризма на уровне региона с оценкой возможных последствий как для потребителей, так и для предприятий индустрии туризма, а также для налоговых поступлений от деятельности предприятий индустрии туризма.
Предполагается целесообразным также создать Ассоциацию предприятий и организаций индустрии туризма Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, при ней - постоянно действующий рабочий орган. Ассоциации рекомендуется выполнять следующие функции:
- содействовать сетевой организации индустрии туризма, где элементы рынка сочетаются с иерархической координацией действий, но на первый план выходят кооперационные и информационные связи;
- создавать системы оказания помощи малым предприятиям индустрии туризма, в том числе, защиты интересов национальных производителей туристских услуг;
- участвовать в разработке и реализации проектов по развитию и реконструкции объектов инфраструктуры индустрии туризма;
- содействовать системе подготовки и повышения квалификации кадров для сферы туризма;
- и другие.
Данный негосударственный сектор регулирования индустрии туризма выполняет задачу по созданию основ для внутренней самоорганизации в индустрии туризма и усиления общественных стимулов, являющихся необходимым условием развития туризма [8]. Государственным и муниципальным органам следует сотрудничать с негосударственным сектором регулирования индустрии туризма и оказывать поддержку его деятельности через размещение государственных и муниципальных заказов на выполнение программ и планов развития туризма [9].
Таким образом, соответственно проведенному выше исследованию, очевидна необходимость реформирования и создания новых органов по планированию развития региональной индустрии туризма в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре.
ЛИТЕРАТУРА
1. Статистический ежегодник : стат. сб. : в 4-х ч. [Текст] / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области. - 2007.
2. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа : www.gks.ru
3. Официальный сайт органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры [Электронный ресурс]. - Режим доступа : www.admhmao.ru
4. О программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Экономическое и социальное развитие Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2005-2010 годы» [Текст] // Закон ХМАО - Югры от 08.07.2005 г. № 63-оз.
5. О долгосрочной целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие туризма в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2008-2013 годы» [Текст] // Закон ХМАО - Югры от 10.11.2008 г. № 129-оз.
6. Положение о комитете по туризму Ханты-Мансийского автономного округа - Югры [Текст] // Постановление Правительства ХМАО - Югры от 07.04. 2003 г. № 115-п.
7. О Консультативном совете по развитию туризма при Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа - Югры [Текст] // Постановление Правительства ХМАО - Югры от 19.11.2003 г. № 479-п.
S. Мескон, М. Основы менеджмента [Текст] / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - [пер.
с. англ.]. - Изд-во «Вильямс», 2007.
9. Richardson G. B. The organization of industry // The Economic Journal. - 1971.
5S