Научная статья на тему 'ОЦЕНКА РИСКА ВЛИЯНИЯ ФАКТОРОВ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ'

ОЦЕНКА РИСКА ВЛИЯНИЯ ФАКТОРОВ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
191
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — В.Р. Кучма

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА РИСКА ВЛИЯНИЯ ФАКТОРОВ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»

В этой связи задачей государственной важности становится приоритетное разрешение накопившихся опасных экологических проблем как основы истинно первичной и успешной профилактики, что не может быть решено в рамках только ведомственных задач органов системы здравоохранения.

Выводы. I. Широкое признание существования тесной функциональной взаимосвязи состояния здоровья населения и загрязнения ОС определяет в качестве важнейшей задачи экологической медицины изучение и оценку долевого вклада экологических изменений в возникновение, патогенез и патоморфоз наиболее распространенных заболеваний человека.

2. Динамическая оценка основных экологически обусловленных нарушений здоровья и заболеваний должна рассматриваться в качестве важного биоиндикатора экологического риска территории и составной части системы экологического мониторинга.

3. Типовая система комплексной экологической экспертизы хозяйственных проектов и оценки их воздействия на окружающую среду должна включать в себя в качестве обязательной составляющей антропоэкологиче-ский блок экспертизы и прогнозирования последствий реализации проектов любой масштабности в отношении их воздействий на здоровье населения.

4. Повсеместно регистрируемые значительные изменения состояния здоровья взрослого и детского населения в очагах экологического риска и неблагополучия все более настоятельно требуют рассматривать состояние здоровья как категорию экономическую, а качество здоровья населения — как лимитирующий фактор стратегии социально-экономического развития городов, регионов и территорий страны.

5. Если характер взаимоотношений человека и биосферы условно уподобить различным вариантам взаимодействия вируса и организма, то их можно уложить в 3 модели: первую, когда вирус, преодолевая иммунологические механизмы зашиты, уничтожает организм; вторую, когда организм, мобилизуя защитные механизмы, уничтожает вирус, и третью, когда вирус и организм, не уничтожая друг друга, коадаптируются и коэволюциони-руют. Вероятно, что человечество, пережив последствия первой модели и попав под угрозу опасных последствий второй, сознательно должно действовать по сценарию, который диктуется третьей моделью, тем более что такой

путь наиболее соответствует идеям ноосферогенеза и

концепции устойчивого развития.

Л итература

1. Акимова Т. А., Хаскин В. В. Основа экоразвития: Учебное пособие. — М., 1994.

2. Анохин П. К. // Вестн. АМН СССР. - 1965. - № 5. - С. 19-28.

3. Гавршюв Л. А., Гаврилова Н. С. Биология продолжительности жизни. — М., 1991.

4. Гичев Ю. П. // Вестн. РАМН. - 1995. - N° 8. -С. 52-54.

5. Гинее Ю. П. Современные проблемы экологической медицины. — Новосибирск, 1996.

6. Гичев Ю. П. Экологическая обусловленность основных заболеваний и сокращения продолжительности жизни. — Новосибирск, 2000.

7. Государственный доклад о санитарно-эпидемиче-ской обстановке в России в 1994 г. // Здравоохр. Рос. Федерации. - 1996. - № 3. - С. 8-13.

8. Давыдовский И. В. Геронтология. — М., 1966.

9. Дажо Р. Основы экологии: Пер. с франц. — М., 1975.

10. Котляков В. М. // Вестн. РАМН. - 1994. - Т. 64, № 3. - С. 217-220.

11. Профилактика неинфекционных болезней. Опыт и перспективы / Под ред. Е. Лепарского. — Копенгаген, 1991.

12. Экологические аспекты медицины / Под ред. Ю. П. Гичева. — Новосибирск, 1995.

13. Abrams Н. L. // J. Арр]. Nutr. - 1985. - Vol. 35. -

р yg_gg

14. Dobberkan H. H., Horn К. // Z. ges. Hyg. - 1986. -N 4. - S. 231-233.

15. Economos A. C. // Gerontology. - 1985. - Vol. 31. — P. 106-111.

16. Epstein F. H., Holland W. W. // Int. J. Epidemiol. -1983. - Vol. 12. - P. 135-137.

17. Strehler B. Time, Cells and Ageing. — New York; London, 1962.

18. Waller R. E. // J. Roy. Coll. Physicians. - 1971. -Vol. 5. - P. 362-364.

19. Yablokov A., Demin A. Aspects of Demography, Health and Environment in Russian. Paper Presented at General Assembly of С LOBE International. — Moscow, 1994.

Поступила 22.03.02

С В. Р. КУЧМА, 2002 УДК 613.95:614.7

В. Р. Кучма

ОЦЕНКА РИСКА ВЛИЯНИЯ ФАКТОРОВ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ НЦЗД РАМН. Москва

Оценка экологического риска основана на установлении причинно-следственных связей между показателями здоровья населения и ведущими факторами загрязнения окружающей среды, определяющими реальную нагрузку на организм человека |1, 3, 4]. Выявлена тенденция ухудшения показателей состояния здоровья детского населения, а также гигиенических условий проживания на значительных территориях страны. Наши исследования свидетельствуют о том, что риск возникновения заболеваний в загрязненных регионах составляет 26—28%, что на 5—6% выше, чем в условно чистых территориях |2]. К "болезням риска" относятся новообразования, заболевания нервной системы и органов чувств, верхних дыхательных путей, органов пищеварения, мочеполовой системы, кожи и подкожной клетчатки. Прогнозный расчет позволяет ожидать изменения уровня заболеваемости по выделенным болезням на 4—6% каждый раз при из-

менении на единицу комплексного показателя загрязнения среды. Риск развития состояния предболезни в условно грязных территориях находится в пределах 48—71%.

Совершенствование системы социально-гигиенического мониторинга на основе методологии оценки риска должно обеспечить оперативное определение степени влияния условий обучения детей и подростков на их здоровье и оценку риска развития у них патологических состояний и отклонений в росте и развитии. Изучение особенностей физического развития детей, проживающих в Люберцах (Т. Ю. Вишневецкая, Т. Н. Молоткова), показало, что у детей, воспитывающихся в учреждениях, расположенных в непосредственной близости от автомобильных дорог, чаще выявляется задержка биологического развития (23,8%), в учреждениях, расположенных в промышленной зоне, — дисгармоничное морфо-функ-циональное состояние (23,7%), в 78% случаев обуслов-

ленное сниженными морфологическими и функциональными показателями. Каждый десятый дошкольник, проживающий в промышленной зоне, имеет значительную вероятность развития заболеваний (группа риска II степени), что требует углубленного обследования таких детей специалистами разного профиля с целью определения и уточнения диагноза заболеваний и проведения лечебных мероприятий.

Однако на организм детей и подростков не меньшее, а часто и гораздо большее влияние оказывают условия и характер воспитания и обучения, которым в системе социально-гигиенического мониторинга второго этапа уделяется особое внимание.

Исследованиями, выполненными И. Ш. Якубовой |5| в Нижегородской медицинской академии, установлено, что относительный риск возникновения высокого уровня заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом в дошкольных образовательных учреждениях с неудовлетворительным санитарно-гигиеническим обеспечением в 2,9 раза выше, чем в дошкольном образовательном учреждении с удовлетворительным и оптимальным вышеназванным показателем. Относительный риск снижения массы тела у детей в дошкольных образовательных учреждениях с неудовлетворительным уровнем медико-педагогического обеспечения выше в 1,7 раза, чем у детей, воспитывающихся в оптимальных условиях.

В связи с проведением широкомасштабного эксперимента по изменению структуры и содержания общего среднего образования (12-летнее обучение), а также в связи с применением в образовательных учреждениях инновационных технологий практический опыт использования международной методологии оценки риска здоровью населения чрезвычайно полезен для решения проблем гигиены воспитания и обучения детей и подростков. При демократизации и индивидуализации обучения нам необходимо достаточно оперативно давать санитарно-эпидемиологические заключения на новые программы и педагогические технологии прежде всего с точки зрения их безвредности для здоровья детей и подростков. С 1999 г. на законодательном уровне зафиксирована потенциальная опасность для человека образовательной деятельности.

Специалисты в области гигиены детей и подростков достаточно точно могут выявлять факторы неблагоприятного воздействия условий и характера обучения на организм детей, что соответствует в методологии оценки риска "определению" и "идентификации" вреда.

Помимо известных гигиенистам со времен Ф. Ф. Эрисмана и А. П. Доброславина факторов внутришколь-ной среды, мы сегодня идентифицируем и можем определить количественно такие важные с физиолого-гигие-нических позиций показатели организации педагогического процесса, как: трудность освоения и объем учебного материала, физиологическая стоимость учебной нагрузки, режим дня (затраты времени на выполнение домашних заданий, дефицит сна) и успеваемость, плотность уроков, количество видов учебной деятельности и средняя продолжительность занятий каждым из видов, количество видов преподавания, время снижения учебной активности (как косвенного показателя развития утомления) и др.

В достаточно полном объеме может быть дана и оценка экспозиции всех факторов, влияющих на детей в процессе образовательной деятельности.

В настоящее время гигиена детей и подростков располагает значительной и достоверной информацией о функциональном состоянии и уровнях здоровья детей, обучающихся в различных образовательных учреждениях, характеризующихся разными объемами учебных нагрузок и показателями организации и проведения образовательной работы в школах. Эти данные и могут быть положены в основу оценки зависимости "доза—ответ" (в лексике международной методологии оценки риска здоровью населения).

Собственно характеристика риска как звена процедуры управления риском потребует определенных теоретических разработок. Однако гигиеническая и педагогическая общественность к этому в известной степени уже подготовлена. Министерство образования России официально признает, что создано огромное количество программ, учебников, более 40% которых сориентированы на продвинутый уровень образования, в то время как, по данным этого же министерства, доля одаренных детей не превышает 6%, а имеющих высокие учебные возможности — 15%. Даже обычные программы не под силу сегодня более чем для 1/3 школьников. По данным ведущих дидактов, перегрузка школьников учебным материалом колеблется от 3-кратного превышения возможности детей (по иностранному языку) до 20-кратного (по математике). Эти данные — количественное представление риска не освоить существующие государственные обшеобразовател ьн ые п рограммы.

По существу оценки риска — это вид экспертных работ, направленных на определение числа детей, способных дать негативные реакции на воздействие конкретного неблагоприятного фактора, действующего с определенной силой и в заданный промежуток времени (обучение в школе).

Риск — это количественный показатель, что делает возможным при всей его относительности использовать его как для оценки здоровья детского населения, гак и для расчетов стоимости мероприятий, направленных на сохранение здоровья учащихся. Оценка риска сориентирована на конкретный, известный, измеряемый и, следовательно, управляемый фактор среды, а не на заболеваемость в целом.

Оценка риска здоровью учащихся на основе данных мониторинга за факторами и здоровьем позволяет получить количественную и качественную характеристику влияния факторов среды и условий обучения на здоровье задолго до того, как проявятся последствия этого влияния. Эго дает возможность прогнозировать результат внедрения той или иной педагогической технологии и на основе этого аргументировать политику и тактику органов здравоохранения и образования в условиях реформирования современной школы.

В настоящее время в системе образования РФ более чем в 140 тыс. образовательных учреждений учатся и работают около 40 млн человек. Образование представляет быстро и бурно меняющуюся сферу деятельности, которая постоянно реформируется под воздействием как политики государства, так и развития педагогических, инновационных технологий, желаний и возможностей педагогов. Нередко дети становятся участниками широкомасштабных экспериментов без должного обоснования и научно-методического сопровождения. Все это заставляет гигиенистов детского и подросткового возраста тщательно следить за всеми процессами, происходящими в системе образования, давать им физиолого-гигиеническую оценку, формулировать медико-профилактические требования и разрабатывать научно обоснованные мероприятия по охране здоровья, профилактике заболеваний как в детском, так и подростковом возрасте в условиях различного вида современных образовательных учреждений.

Результаты 40-летних наблюдений, которыми располагает НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН, свидетельствуют о том, что многие попытки реформировать школьное образование негативно отражаются на состоянии здоровье детей. Наиболее ярким примером в этом отношении может служить организация школьного обучения детей с 6 лет, переход на 5-дневную учебную неделю, преобладание в большинстве школ авторитетных методов, фронтальных форм и иллюстративно-наглядных способов обучения. Все это препятствует индивидуализации познавательного процесса, деятельному характеру обучения, т. е. всему тому, что, по мнению гигиенистов, повышает эффективность обучения, развивает способности детей и сохраняет их здоровье.

В связи с началом в стране широкомасштабного эксперимента по обновлению содержания и структуры общего среднего образования целесообразны организация и проведение Объединенной сессии РАМН и РАО "Здоровье и образование детей, подростков и молодежи", на которой могут быть обсуждены все проблемы, связанные с укреплением здоровья учащихся — подрастающего поколения россиян. Решения совместного заседания 2 академий должны стать основополагающими для организации научного и практического медицинского и педагогического сопровождения эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования, способствовать модернизации обучения на всех его этапах, а также совершенствованию медицинского и санитарно-эпидемиологического обеспечения детей, подростков и молодежи в образовательных учреждениях, обосновать научно-методические подходы оценки риска здоровью детского населения от модернизации, реформирования системы общего образования в стране.

Л итература

1. Киселев А. В., Фридман К. Б. Оценка риска здоровью.

- СПб, 1997.

2. Кучма В. Р., Гильденскиольд С. Р. Окружающая среда и здоровье жителей города с развитой химической промышленностью. — М., 1995.

3. Сидоренко Г. И , Новиков С. М. // Гиг. и сан. — 1999.

- № 5. - С. 5-6.

4. Экологический риск для здоровья населения / Петров В. И., Авалиани С. Л., Латышевская Н. И. и др.

- Волгоград, 2000.

5. Якубова И. Ш. Гигиеническое обоснование системы управления здоровьем детей в дошкольных образовательных учреждениях: Автореф. дис. ... д-ра мед. наук. - СПб, 2001.

Поступила 22.03.02

С КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 2002 УДУ 6М.7:616.1/.8|-07

С. В. Нагорный, В. Г. Маймулов, Е. В. Олейникова, Е. А. Цибульская, В. П. Тидген, Т. С. Чернякина

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ЭКОЛОГИЧЕСКИ ОБУСЛОВЛЕННЫХ НЕИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ

НИИ гигиены, профпатологии и экологии человека ФУ "Медбиоэкстрем" при Минздраве РФ, Санкт-Петербург: Санкт-Петербургская государственная медицинская академия им. И. И. Мечникова

На здоровье населения любой конкретной территории оказывают воздействие многочисленные факторы как эндогенного, гак и экзогенного происхождения. Среди последних существенная роль принадлежит неблагоприятным факторам среды обитания. Данное обстоятельство характеризует главную особенность изучения влияния указанных факторов на человека — возможность диагностики эколого-зависимой патологии.

В частности, известно, что недостаток в питьевой воде и почве (а следовательно, и в пищевых продуктах местного производства) йода на фоне микроэлементного дисбаланса приводит к формированию у значительной части местного населения эндемического зоба [6, 12). Известны также другие "специфические" эколого-зави-симые болезни, такие как Кашина—Бека, Кешана и т. д. ("биогеохимические эндемии"), что наблюдается при дисбалансе микроэлементов и сопутствующих условиях, а также загрязнении тяжелыми металлами среды обитания и организма людей в "биогеохимических провинциях" [6, 7, 19|.

В последние годы самые различные патологические изменения в организме людей вызывают разнообразные вредные факторы техногенного происхождения. Экологически обусловленная патология техногенного происхождения может проявляться либо в виде увеличения числа редко встречающихся заболеваний (например, алопеция у детей, желтуха новорожденных и т. д. |!0, 13, 14]), либо в виде специфического ответа на воздействие вредного фактора (например, поражение центральной нервной системы у проживающих на территориях, загрязненных метилртутью, — болезнь Минамата или нарушения функций опорно-двигательного аппарата при отравлении кадмием — болезнь итаи-итаи, массовые заболевания бронхоаллергозами при загрязнении атмосферы выбросами завода белково-витаминных концентратов 1111), либо в виде роста "обычных" нозологических форм и классов болезней |5, 19|. Таким образом, совершенно очевидным является факт регистрации в последние десятилетия экологически обусловленной патологии среди населения (см. таблицу).

Диагностика экологически обусловленной патологии среди населения региона или крупного населенного пункта, проводимая впервые, представляет значительные трудности вследствие универсальности механизма

развития и "синдромного" характера ответных реакций организма на воздействие различных вредных экзогенных факторов. С учетом этого объектом рассматриваемой диагностики должны быть все население (популяция) конкретной территории и среда его обитания; одним из основных используемых при этой диагностике методов является эпидемиологический.

Эксперты ВОЗ уже в 60-х годах подчеркивали необходимость использования эпидемиологических методов ("разработанных и применяемых при изучении причин возникновения инфекционных болезней и в борьбе с ними"), в исследованиях "хронических" болезней, несмотря на существенные различия между ними и наличие особенностей при надзоре за каждым видом патологии [18|. Массовый характер болезней инфекционной природы и экологически обусловленных заболеваний характеризуется функционально сходными закономерностями развития, включающими в себя источник (инфекций, вредных факторов), пути распространения (инфекционного начала или вредных факторов), восприимчивые контин-генты (или группы риска). Одним из основных отличий развития "эпидемического" процесса при инфекционных болезнях от особенностей динамики формирования эколого-зависимой патологии является различный характер развития и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний: в первом случае эпидемический процесс развивается от больного к здоровому (в связи с инвазивностью или контагиозностью инфекций), во втором — вредные факторы среды обитания могут воздействовать на каждого индивидуума в популяции (и эффект их передачи другим индивидуумам возможен лишь вертикально от матери—отца потомству).

Объектом гигиено-эпидемиологической диагностики1 являются все население конкретной территории и его среда обитания, т. е. общественное здоровье исследуется с учетом всей экосистемы, в которой существует человек (см. схему). При этом выявление вредных факторов ведется первоначально по основным проявлениям патологии — интенсивность, динамика, временная и пространственная характеристики процесса (время рис-

1 Понятие имеет отношение к процедуре выявления причин и особенностей неинфекционной патологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.