Научная статья на тему 'Оценка риска безопасности с учетом человеческого фактора при эксплуатации подъемных механизмов'

Оценка риска безопасности с учетом человеческого фактора при эксплуатации подъемных механизмов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
238
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДЪЕМНЫЕ МЕХАНИЗМЫ / БЕЗОПАСНОСТЬ / SAFETY / ОЦЕНКА РИСКА / RISK ASSESSMENT / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР / HUMAN FACTOR / LIFTING MECHANISMS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гаах Т.В.

В статье рассмотрен метод экспертной оценки риска безопасности при эксплуатации подъемных механизмов с учетом человеческого фактора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гаах Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка риска безопасности с учетом человеческого фактора при эксплуатации подъемных механизмов»

Гаах Т.В.

Ассистент, кафедра Детали машин и подъемно-транспортное оборудование, Калужский филиал Московского Государственного Технического Университета им. Н.Э. Баумана

ОЦЕНКА РИСКА БЕЗОПАСНОСТИ С УЧЕТОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПОДЪЕМНЫХ МЕХАНИЗМОВ

Аннотация

В статье рассмотрен метод экспертной оценки риска безопасности при эксплуатации подъемных механизмов с учетом человеческого фактора.

Ключевые слова: подъемные механизмы, безопасность, оценка риска, человеческий фактор

Keywords: lifting mechanisms, safety, risk assessment, human factor

Безопасность при эксплуатации подъемных механизмов является актуальной задачей в свете развития промышленности и строительства. По данным Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в России изношенность большей части подъёмных механизмов достигает к настоящему времени до 70%, а процесс их обновления не превышает 5-7% . Изменения законодательной базы также не способствуют снижению аварийности.

Основными причинами аварийности и травматизма являются [1]:

- изношенность эксплуатирующихся подъемных механизмов;

- неисправность подъемных механизмов, в том числе по причине вандальных действий;

- отсутствие четко сформулированных технологических регламентов на конкретные виды работ;

- неквалифицированный персонал и низкий уровень организационных мероприятий со стороны инженерно-технических специалистов, осуществляющих руководство работами.

Анализ основных причин возникновения аварий и несчастных случаев на подъемных механизмах, дал возможность классифицировать их по трем группам: организационные, технические и технологические. По статистическим данным, количество пострадавших по причинам технического характера составляет около 8%, тогда как более 60% несчастных случаев связывают с человеческим фактором [2; 3], таким как незнание или нарушение требований промышленной безопасности или трудовой дисциплины, неудовлетворительная организация производства.

На объектах эксплуатирующих подъемные механизмы, участие человека обязательно. Безопасная работа во многом зависит от грамотных и слаженности действий обслуживающего персонала и руководства, ответственных за безопасное производство работ, ответственных за содержание подъемных механизмов в работоспособном состоянии, а также специалиста ответственного за осуществление производственного контроля. По ряду причин работники допускают неправильные (неточные, несвоевременные, ошибочные) действия, опрометчивые поступки, принимают неправильные решения.

Опасные действия персонала и должностных лиц (руководителей и специалистов) различны, вследствие различных решаемых ими задачами и выполняемыми функциями.

К опасным действиям рабочих можно отнесены [4]: неправильное или неверное восприятие сигнала, признаков опасности; невыполнение положенного действия или операции; ошибочная оценка ситуации; неправильное или несвоевременное решение;

несвоевременное действие; применение опасного либо запрещенного действия; импульсивные действия.

К опасным действиям руководителей и специалистов относят [4]: не восприятие или неправильное восприятие признаков опасности; некорректный анализ опасной ситуации; неправильная оценка ситуации, состояния объекта; неправильная формулировка проблемы; некачественный прогноз событий или отсутствие прогноза; неправильные или несвоевременные решения; непринятие решений вообще; отсутствие или несвоевременная выдача соответствующих распоряжений; неправильные, ошибочные распоряжения; неисполнение, некачественное или несвоевременное исполнение распоряжений; некачественный или несвоевременный контроль; несвоевременная (неточная или ложная) информация о результатах контроля; отсутствие или несвоевременная реакция по результатам контроля.

Отлаженная система оценки риска в управлении промышленной безопасностью для грузоподъемных механизмов на машиностроительных предприятиях позволяет защитить предприятие от аварий, несчастных случаев и конфликтных ситуаций с надзорными органами.

Базой для оценки риска служит процесс анализа следующей информации [5]: класс опасности производственной среды; частота отказов подъемных механизмов; частота ошибок персонала; статистических данных о несчастных случаях и др. Результатом является описание всех присущих подъемному механизму, опасностей, связанных с возможной реализацией неблагоприятного события.

На практике такой анализ опасности для конкретного типа подъемного механизма, с учетом уровня подготовки обслуживающего персонала и класса опасности производственной среды, может давать, в качестве результата, большое число сценариев неблагоприятных событий и дать аналитическую оценку таким событиям очень сложно. При этом детальный количественный анализ частот и последствий не всегда осуществим. Тогда целесообразнее выполнять качественную сортировку возможных сценариев, помещая их в определенные матрицы риска.

Таким методом экспертной оценки риска является «индекс безопасности» при эксплуатации объекта [5]. Метод заключается в статистической обработке баллов, выставленных группой квалифицированных экспертов. Предлагается оценить по десятибалльной шкале уровень организационной готовности и ошибки обслуживающего персонала либо, которые были выявлены при обследовании предприятия. Таким образом, индекс безопасности - это совокупность приемов по сортировки и оценки различных вариантов системы.

Состав и значимость факторов могут быть скорректированы в зависимости от типа предприятия или объекта, где установлены подъемные механизмы, их конструктивных особенностей и условий эксплуатации. Каждый эксперт индивидуально оценивает все факторы, и результаты заносит в опросный лист. При этом эксперты опираются на свой опыт и знания с учетом степени влияния фактора на промышленную безопасность грузоподъемных машин. Состав группы экспертов может варьироваться, в зависимости от поставленной перед ними задачи.

Данные опросных листов сводят в таблицу значимости факторов и обрабатывают методами математической статистики.

Среднюю оценку значимости факторов определяют как среднее арифметическое оценок всех экспертов по формуле [6]:

п

!Л • к

!,= . (!)

где fi • к - оценка значимости /-го фактора к-м экспертом; К - число специалистов-экспертов; / - порядковый номер фактора комплексной оценки грузоподъемного крана (

/ = 1,2,3...«).

Относительную оценку значимости факторов 2[ определяют как отношение средней оценки значимости каждого фактора к сумме средних оценок значимости всех факторов [6]:

г = -+- , (2)

1=1

где п - число факторов комплексной оценки.

Затем эксперт осматривает обследуемый подъемный механизм и заполняет карту комплексной оценки его фактического состояния.

Значение индекса безопасности Qi, установленного к-м экспертом, определяют как сумму произведений оценки фактического состояния каждого фактора и относительной оценки значимости факторов [6]:

п

Qг = Е (Г™: • г), (3)

1=1

где - оценка фактического состояния 1-го фактора к-м экспертом.

Значение индекса промышленной безопасности обследуемого объекта определяют как среднее арифметическое значение индексов безопасности, установленных каждым экспертом Qk для данного объекта [6]:

К

Е

Qk = ■ (4)

Характеристику обследуемого объекта с точки зрения промышленной безопасности и прогнозируют сроки последующего обследования. Такой метод оценки риска, является, достаточно простым с точки зрения инженерного анализа промышленной безопасности при эксплуатации подъемного механизма.

Литература:

1.Короткий А. А. - Экспертиза промышленной безопасности и оценка риска для обоснования безопасности грузоподъемных машин, отработавших нормативный срок службы / А. А. Короткий, В. С. Котельников, В. Б. Маслов // Безопасность труда в промышленности. - 2013. - № 2. - С. 68-74.

2.Ж. Кристеноен, Д. Мейстер, П. Фоули и др. Человеческий фактор. В 6-ти тт. Т. 1. Эргономика / В. П. Зинченко, В. М. Мунипов. — М.: «Мир», 1991. - 599 с.

3.Роль человеческого фактора при эксплуатации подъемных сооружений. / А. А. Короткий, В В. Котельников, Е В. Егельская // ХИМАГРЕГАТЫ. - 2014. - №4(28). - С. 42-45.

4. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производств: учеб. пособие для вузов/ П.П.Кукин, В. Л. Лапин, Н.Л.Пономарев и др. М.: Высш.шк., 2002.

5.Я. Д.Вишняков, Н.Н.Радаев. Общая теория рисков : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия». — 368 с., 2008

6.РД 03-418-01 Методические указания по проведению анализа риска опасных производственных объектов (утв. постановлением Госгортехнадзора РФ от 10 июля 2001 г. N 30)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.