- тщательный анализ данных об инцидентах, авариях, несчастных случаях, разработка и реализация мероприятий по предупреждению их повторений;
- противоаварийная готовность;
- своевременное материально-техническое снабжение;
- кадровый состав, высокий уровень подготовки и повышения квалификации кадров, в том числе в области промышленной безопасности;
- пропаганда безопасных методов труда и пользования газом.
Для принятия мер по снижению количества аварий и несчастных случаев требуется постоянно оценивать опасность объектов газораспределения с применением технических и аналитических методов, которые включают в себя методы неразрушающего контроля и анализ риска, и постоянно совершенствовать эти методы.
Список использованной литературы
1. Гольянов А.И. Газовые сети и газохранилища: Учеб. для вузов / А.И. Гольянов. - Уфа: Монограф., 2008. - 375 с.
2. Краснов В.И. Монтаж газораспределительных систем: Учеб пособие / В.И. Краснов - М.: Инфра - М, 2013. - 309 с.
3. Япаев Р.Ш. Обеспечение взрывобезопасности: Учеб. пособие / Р.Ш. Япаев, И.Р. Киреев, В.Б. Штур. - Уфа: Изд-во УГНТУ, 2010. - 49 с.
АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ОБЪЕКТАХ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ СТАЦИОНАРНО УСТАНОВЛЕННЫЕ ГРУЗОПОДЪЕМНЫЕ МЕХАНИЗМЫ И ПОДЪЕМНЫЕ СООРУЖЕНИЯ
Э.К. Юсупова, студентка, А.В. Федосов, доцент, к.т.н., Уфимский государственный нефтяной технический университет,
г. Уфа
Подъемные сооружения - комплекс средств, предназначенных для выполнения работы, связанной с подъемом и перемещением грузов и/или людей в границах зоны, образуемой предельными значениями рабочих движений грузоподъемной машины. Подъемное сооружение включает в себя грузоподъемную машину, а также, в общем случае, приспособления, оснастку, строительные конструкции и сооружения, обеспечивающие безопасное выполнение грузоподъемной машиной заданных функций [1].
В соответствии с приложением 1 Федерального закона РФ № 116-ФЗ [2] объекты, на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы (за исключением лифтов, подъемных платформ для инвалидов), эскалаторы в метрополитенах, канатные дороги, фуникулеры, относятся к категории опасных производственных объектов. Эти объекты подлежат
обязательной регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов и учету в органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
В соответствии с приложением 2 Закона о промышленной безопасности [2] для вышеуказанных объектов устанавливаются следующие классы опасности:
1. III класс опасности - для подвесных канатных дорог;
2. IV класс опасности - для опасных производственных объектов, не указанных в пункте 1.
Однако, в соответствии с полномочиями, определенными Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлениями Правительства Российской Федерации [3, 4], Ростехнадзором осуществляется государственный контроль (надзор) не только на опасных производственных объектах, составляющими которых являются стационарно установленные грузоподъемные механизмы (за исключением лифтов, подъемных платформ для инвалидов), эскалаторы в метрополитенах, канатные дороги, но и за соблюдением требований технического регламента Таможенного Союза «О безопасности машин и оборудования», технического регламента Таможенного Союза «Безопасность лифтов», Правил устройства и безопасной эксплуатации платформ подъемных для инвалидов, Правил устройства и безопасной эксплуатации эскалаторов.
Несмотря на понимание всей «опасности» при эксплуатации объектов, использующих подъемные сооружения, о чем свидетельствует статистика Ростехнадзора аварийности и производственного травматизма со смертельным исходом (рис. 1, табл. 1, 2), во многих организациях, эксплуатирующих подъемные сооружения, наблюдается халатное отношение персонала к технике безопасности и нарушение технологических режимов эксплуатации стационарно установленных грузоподъемных механизмов и подъемных сооружений.
Рис. 1. Динамика аварийности и производственного травматизма со смертельным исходом
при эксплуатации подъемных сооружений
Таблица 1
Распределение аварий по видам подъемных сооружений и грузоподъемных
механизмов
Виды подъемных сооружений и Число аварий/год
грузоподъемных механизмов о о 0 6 о 0 7 о 0 8 о 0 9 о 0 0 0 0 2 0 3 0 4 0
2 2 2 2 2 2 2 2 2 2
Автомобильные краны 4 12 9 17 22 9 8 9 11 7 7
Башенные краны 20 9 8 19 14 11 9 13 22 13 15
Автоподъемники 4 6 7 - - 1 2 - - - -
Козловые краны 8 5 2 3 1 3 - 5 5 1 2
Гусеничные краны 8 5 9 6 10 4 - 11 5 5 8
Портальные краны - 4 - 2 2 - - 2 - 1 1
Пневмоколесные краны - 3 3 1 2 - - 1 1 1 -
Железнодорожные краны - 2 - 1 - - 1 - - -
Мостовые краны - 1 - 15 22 - 8 1 2 1
Лифты - 1 - - - - 1 1 - - -
Всего: 50 48 38 42 38 28 32 39 49 30 34
Таблица 2
Распределение по причинам аварий на опасных производственных объектах, на которых используются стационарно подъемные механизмы
Число аварий/год
Причины 4 о 0 5 о 0 6 о 0 7 о 0 8 о 0 9 о 0 0 0 0 2 0 3 0 4 0
2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2
Некачественное изготовление 2 2 2 2 2 - - 4 2 - -
технических устройств
Неисправность технических устройств 12 15 9 11 13 6 17 17 17 - 22
Неисправность приборов и устройств безопасности 17 15 15 9 9 4 5 6 5 - -
Неудовлетворительный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности 6 5 5 2 1 6 5 4 6
Нарушение технологической и трудовой 6 6 6 15 12 12 3 4 10 - 12
дисциплины, неправильные или
несогласованные действия
обслуживающего персонала
Низкий уровень знаний требований 4 3 1
промышленной безопасности
Иные 3 2 - 3 1 - 2 4 9 3 -
Всего: 50 48 38 42 38 28 32 39 49 30 34
Однако, если изучить годовые отчеты Ростехнадзора за последнее десятилетие, можно заметить, что количество подъемных сооружений увеличилось и наблюдается тенденция к росту числа зарубежных технических
устройств вследствие мировых интеграционных процессов и снижения темпов производства отечественными производителями подъемных сооружений. В настоящее время федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности осуществляется в отношении 817 000 подъемных сооружений, в том числе:
- 242 231 грузоподъемных кранов;
- 25 815 подъемников (вышек);
- 529 662 лифтов;
- 167 подвесных канатных дорог;
- 521 буксировочных канатных дорог;
- 2 фуникулера;
- 10 757 эскалаторов;
- 4 442 строительных подъемников;
- 3085 подъемников для инвалидов [5].
В статье представлен анализ состояния промышленной безопасности на объектах, использующих стационарно установленные грузоподъемные механизмы и подъемные сооружения.
Несмотря на скачкообразную динамику аварийности и смертельного травматизма за отчетный период с 2004 по 2014 год при эксплуатации подъемных сооружений основными причинами аварий, влияющими на состояние промышленной безопасности, являются технические причины (56 %), из которых 32 % - из-за неисправности технических устройств, 20 % - из-за неисправности устройств безопасности и 4 % - из-за некачественного изготовления технических устройств. Значительным остается количество аварий, произошедших по организационным причинам (31 %), в основном из-за нарушения технологической и трудовой дисциплины, неправильного или несогласованного действия обслуживающего персонала (20 %).
Наибольшее число аварий за 2004-2014 гг. произошло при эксплуатации грузоподъемных кранов: 36 % - башенных, 27 % - автомобильных и 17 % -гусеничных, но при этом в последние годы наблюдается прирост парка грузоподъемных кранов.
Проведенный анализ основных показателей надзорной деятельности Ростехнадзора на предприятиях, эксплуатирующих стационарно установленные грузоподъемные механизмы и подъемные сооружения, показывает, что состояние промышленной безопасности в целом удовлетворительное. Для улучшения этих показателей необходимо:
- своевременно заменять устаревшие технические устройства и средства контроля и автоматизации на новые и более совершенные образцы, отвечающие требованиям промышленной безопасности;
- повышать уровень подготовки и переподготовки специалистов и их практические навыки;
- увеличить количество плановых проверок Ростехнадзора.
Список использованной литературы
1. Александров М.П. Грузоподъемные машины: Учеб. для вузов/ М.П. Александров. - М.: Изд-во МГТУ им. Баумана, Высш. шк., 2000. - 552 с.
2. Федеральный закон РФ от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (с изм. от 13 июля 2015 г.).
3. Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 401 «Положение о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» (с изм. от 17 января 2015 г.).
4. Постановление Правительства РФ от 13 мая 2013 г. № 407 «Об уполномоченных органах Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза» (с изм. от 2 апреля 2014 г.).
5. Годовой отчет о деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2014 году. М., 2015. - 410 с.