Научная статья на тему 'Анализ аварийности и травматизма при работе с грузоподъемными механизмами'

Анализ аварийности и травматизма при работе с грузоподъемными механизмами Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
1047
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРУЗОПОДЪЕМНЫЕ МЕХАНИЗМЫ / БЕЗОПАСНОСТЬ / АВАРИЙНОСТЬ / СМЕРТЕЛЬНЫЙ ТРАВМАТИЗМ / LIFTING MECHANISMS / SAFETY / ACCIDENT RATE / FATAL INJURIES

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Поветкина Полина Николаевна, Хамидуллина Елена Альбертовна

Подъемные сооружения стали частью технологического оборудования и заметно влияют на технико-экономические показатели производства. При этом отмечается рост количества аварий и несчастных случаев с участием грузоподъемных механизмов. Этот факт определяет актуальность представленной работы. При анализе деятельности предприятий, эксплуатирующих стационарно установленные грузоподъемные механизмы и подъемные сооружения, были использованы статистические методы и данные литературных источников. Рассмотрены динамика производственного травматизма и аварийности, а также основные причины аварий и несчастных случаев, связанных с эксплуатацией подъемных сооружений. Показано, что произошло снижение удельной смертности работников (при расчете на 1000 ед. техники) по всем видам грузоподъемных механизмов, при этом наибольшее количество травм со смертельным исходом происходит при работе на башенных кранах. Одной из причин высокого уровня аварийности и травматизма при эксплуатации грузоподъемных механизмов является большое количество оборудования, отработавшего свой расчетный ресурс. Проведенный анализ показал, что для повышения уровня производственной безопасности необходимо своевременно заменять устаревшие технические устройства и средства контроля и автоматизации на новые и более совершенные образцы, отвечающие требованиям промышленной безопасности; повышать уровень подготовки и переподготовки специалистов, работающих с грузоподъемными механизмами. Кроме того, необходимо введение плановых проверок со стороны Ростехнадзора, а также повышение культуры безопасности работников на каждом рабочем месте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Поветкина Полина Николаевна, Хамидуллина Елена Альбертовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF EMERGENCY AND INDUSTRIAL INJURIES WHEN DEALING WITH LOADING MECHANISMS

Lifting mechanisms have become part of the equipment. They affect technical and economic performance. At the same time, there has been an increase in the number of accidents involving lifting mechanisms. This fact determines the relevance of the work. The article aims to analyze activities of enterprises using lifting mechanisms. We used statistical methods and literary data analysis. The dynamics of industrial injuries and accidents, as well as main causes of accidents caused by lifting equipment are considered. It has been shown that there was a decrease in the deaths of workers (per 1000 units of equipment) for all types of lifting mechanisms, with the greatest number of fatal injuries occurring when using tower cranes. One of the causes of the high level of accidents and injuries when using lifting mechanisms is a large amount of outdated equipment. The analysis shows that in order to increase the level of industrial safety, it is necessary to replace outdated equipment and control and automation tools with new and more advanced ones that meet industrial safety requirements; to train and retrain specialists dealing with lifting mechanisms. In addition, inspections by Rostechnadzor as well as improvement of the safety culture of workers are required.

Текст научной работы на тему «Анализ аварийности и травматизма при работе с грузоподъемными механизмами»

ОХРАНА ТРУДА И ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ LABOR PROTECTION AND INDUSTRIAL SAFETY

Оригинальная статья / Original article УДК 331.453

DOI: http://dx.doi.org/10.21285/1814-3520-2018-4-40-50

АНАЛИЗ АВАРИЙНОСТИ И ТРАВМАТИЗМА ПРИ РАБОТЕ С ГРУЗОПОДЪЕМНЫМИ МЕХАНИЗМАМИ

1 9

© П.Н. Поветкина1, Е.А. Хамидуллина2

Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Российская Федерация, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

РЕЗЮМЕ: Подъемные сооружения стали частью технологического оборудования и заметно влияют на технико-экономические показатели производства. При этом отмечается рост количества аварий и несчастных случаев с участием грузоподъемных механизмов. Этот факт определяет актуальность представленной работы. При анализе деятельности предприятий, эксплуатирующих стационарно установленные грузоподъемные механизмы и подъемные сооружения, были использованы статистические методы и данные литературных источников. Рассмотрены динамика производственного травматизма и аварийности, а также основные причины аварий и несчастных случаев, связанных с эксплуатацией подъемных сооружений. Показано, что произошло снижение удельной смертности работников (при расчете на 1000 ед. техники) по всем видам грузоподъемных механизмов, при этом наибольшее количество травм со смертельным исходом происходит при работе на башенных кранах. Одной из причин высокого уровня аварийности и травматизма при эксплуатации грузоподъемных механизмов является большое количество оборудования, отработавшего свой расчетный ресурс. Проведенный анализ показал, что для повышения уровня производственной безопасности необходимо своевременно заменять устаревшие технические устройства и средства контроля и автоматизации на новые и более совершенные образцы, отвечающие требованиям промышленной безопасности; повышать уровень подготовки и переподготовки специалистов, работающих с грузоподъемными механизмами. Кроме того, необходимо введение плановых проверок со стороны Ростехнадзора, а также повышение культуры безопасности работников на каждом рабочем месте.

Ключевые слова: грузоподъемные механизмы, безопасность, аварийность, смертельный травматизм

Информация о статье: Дата поступления 22 октября 2018 г.; дата принятия к печати 22 ноября 2018 г.; дата онлайн-размещения 28 декабря 2018 г.

Для цитирования: Поветкина П.Н., Хамидуллина Е.А. Анализ аварийности и травматизма при работе с грузоподъемными механизмами. XXI век. Техносферная безопасность. 2018;3(4):40—50. DOI: 10.21285/1814-35202018-4-40-50.

ANALYSIS OF EMERGENCY AND INDUSTRIAL INJURIES WHEN DEALING WITH LOADING MECHANISMS

Polina N. Povetkina, Elena A. Khamidullina

Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov Str., Irkutsk 664074, Russian Federation

1Поветкина Полина Николаевна, магистрант направления подготовки «Техносферная безопасность», e-mail: Elena.irk.mail@list.ru

Polina N. Povetkina, a master degree student of the program "Technosphere safety", e-mail: Elena.irk.mail@list.ru

2Хамидуллина Елена Альбертовна, кандидат химических наук, доцент кафедры промышленной экологии и безопасности жизнедеятельности, e-mail: Elena.irk.mail@list.ru

Elena A. Khamidullina, Cand. Sc. (Chemistry), Associate Professor, Department of Industrial Ecology and Life Safety, e-mail: Elena.irk.mail@list.ru

40^

Том 3, № 4 2018 Vol. 3, no. 4 2018

XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY

ISNN 2500-1582

ОХРАНА ТРУДА И ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ LABOR PROTECTION AND INDUSTRIAL SAFETY

ABSTRACT: Lifting mechanisms have become part of the equipment. They affect technical and economic performance. At the same time, there has been an increase in the number of accidents involving lifting mechanisms. This fact determines the relevance of the work. The article aims to analyze activities of enterprises using lifting mechanisms. We used statistical methods and literary data analysis. The dynamics of industrial injuries and accidents, as well as main causes of accidents caused by lifting equipment are considered. It has been shown that there was a decrease in the deaths of workers (per 1000 units of equipment) for all types of lifting mechanisms, with the greatest number of fatal injuries occurring when using tower cranes. One of the causes of the high level of accidents and injuries when using lifting mechanisms is a large amount of outdated equipment. The analysis shows that in order to increase the level of industrial safety, it is necessary to replace outdated equipment and control and automation tools with new and more advanced ones that meet industrial safety requirements; to train and retrain specialists dealing with lifting mechanisms. In addition, inspections by Rostechnadzor as well as improvement of the safety culture of workers are required.

Keywords: lifting mechanisms, safety, accident rate, fatal injuries

Information about the article: Received October 22, 2018; accepted for publication November 22, 2018; available online December 28, 2018.

For citation: Povetkina P.N., Khamidullina E.A. Analysis of emergency and industrial injuries when dealing with loading mechanisms. XXI vek. Tekhnosfernaya bezopasnost' = XXI century. Technosphere Safety. 2018;3(4):pp. 40-50. (In Russ.) DOI: 10.21285/1814-3520-2018-4-40-50.

Введение

Грузоподъемные и транспортирующие машины и механизмы играют большую роль в современном производстве, ведь с их помощью осуществляется автоматизация и механизация основных технологических процессов и вспомогательных работ. Подъемные сооружения стали частью технологического оборудования, и их влияние на технико-экономические показатели стало существенным.

Ежегодно миллионы человек получают травмы, профзаболевания и гибнут в результате аварий и несчастных случаев на производстве, поэтому вопросы производственной безопасности и охраны труда имеют большое значение.

Строительная отрасль является источником повышенной опасности для людей рабочих специальностей. В строительстве и в производстве строительных конструкций и материалов занято около 25% работающего населения страны. На сегодняшний день строительная индустрия является самым травмоопасным видом тяжелых работ, и, к сожалению, существует тенденция роста количества несчастных случаев на строительной площадке с участием грузоподъемных механизмов [1]. При этом статистическими наблюдениями охвачено только около 1/3 работников, занятых в строительстве [2].

Причины аварийности и травматизма при работе с грузоподъемными механизмами

Авторами данной статьи был проведен анализ аварий и случаев травмирования работников, связанных с использованием грузоподъемных механизмов.

В соответствии с Федеральным законом РФ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»

(подпункт 6 прил. 2) [3] объекты, на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, относятся к опасным производственным объектам IV класса опасности (опасные производственные объекты низкой опасности, за исключением канатных дорог). Данные объ-

ОХРАНА ТРУДА И ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ LABOR PROTECTION AND INDUSTRIAL SAFETY

екты подлежат обязательной регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов и учету в Ростех-надзоре. И так как данные объекты относятся к производственным объектам низкой опасности, они не подлежат плановым проверкам со стороны Ростехнадзора. Однако несмотря на это Ростехнадзор проводит расследование и учет аварий или несчастных случаев, которые произошли в результате использования грузоподъемных механизмов, поскольку данные объекты относятся к опасным производственным объектам.

По статистическим данным Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору был проведен анализ аварийности и травматизма при работе с грузоподъемными механизмами, а также влияние технических и организационных причин на уровень промышленной безопасности [4].

Динамика аварийности по всем видам грузоподъемных механизмов (по России) представлена на рис. 1.

Проанализировав динамику аварий, связанных с использованием грузоподъем-

ных механизмов, можно сделать вывод о том, что уровень аварийности остается высоким. Динамика производственного травматизма со смертельным исходом при работе с грузоподъемными механизмами представлена на рис. 2.

Диаграмма, представленная на рис. 2, свидетельствует о снижении числа несчастных случаев со смертельным исходом при эксплуатации подъемных сооружений в период 2004-2016 гг. Так, в 2016 г. погибло 38 человек, в то время как в 2015 г. - 58, снижение составило 34%. Коэффициент смертельного травматизма на 1000 ед. техники в 2015 и 2016 гг. по грузоподъемным кранам составил 0,193 и 0,103 соответственно. Данный относительный показатель учитывает не только количество погибших, но и изменение числа зарегистрированной в Ростехнадзоре техники. Значения коэффициента смертельного травматизма, рассчитанного на 1000 ед. грузоподъемной техники, а также количество этой техники по видам грузоподъемных механизмов в соответствующие годы представлено в табл. 1.

60

2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Год

Рис. 1. Динамика аварийности по всем видам грузоподъемных механизмов Fig. 1. The dynamics of accidents for all types of lifting mechanisms

42

Л

Том 3, № 4 2018 Vol. 3, no. 4 2018

XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY

ISNN 2500-1582

ОХРАНА ТРУДА И ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ LABOR PROTECTION AND INDUSTRIAL SAFETY

Количество случаев смертельного травмирования

97 98 96

2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Рис. 2. Динамика производственного травматизма со смертельным исходом при работе с грузоподъемными механизмами Fig. 2. The dynamics of industrial deaths of workers dealing with load-lifting mechanisms

Данные, приведенные в табл. 1, свидетельствуют о том, что произошло снижение удельной смертности работников (при расчете на 1000 ед. техники) по всем видам грузоподъемных механизмов. При этом очевидно, что травм со смертельным исходом больше всего происходит при работе на башенных кранах.

Данные о числе погибших при эксплуатации грузоподъемных кранов за период с 2011 по 2016 гг. (по категориям работников), представлены на рис. 3.

Необходимо отметить, что наибольшую долю погибших составляют не сами рабочие, которые эксплуатируют грузоподъемные механизмы, а другие работники, не имеющие прямого отношения к

работе крана. Таким образом, небезопасная эксплуатация грузоподъемных кранов представляет прямую угрозу для всех работающих, находящихся рядом.

Причины, из-за которых происходят аварии и несчастные случаи при использовании грузоподъемных механизмов, бывают технические, организационные и внешние [2, 4-6].

К техническим причинам аварий и несчастных случаев относится:

- некачественно изготовленное техническое устройство;

- неисправность приборов и устройств безопасности;

- утонение металла вследствие трения и коррозии;

Том 3, № 4 2018 Vol. 3, no. 4 2018

XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY

ISNN 2500-1582

ОХРАНА ТРУДА И ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ LABOR PROTECTION AND INDUSTRIAL SAFETY

Таблица 1

Коэффициент смертельного травматизма работников, рассчитанный на 1000 единиц техники, и исходные данные для его расчета

Table 1

The coefficient of deaths of workers, calculated per 1000 units of equipment, and the initial data for its calculation

Вид техники Количество зарегистрированной техники Количество погибших Коэффициент смертельного травматизма на 1000 ед. техники

2015 г. 2016 г. 2015 г. 2016 г. 2015 г. 2016 г.

Башенные краны 17 587 17 403 18 10 1,02 0,57

Автомобильные краны 62 244 61 875 10 6 0,16 0,10

Мостовые краны 72 503 71 648 9 7 0,12 0,10

Козловые краны 13 408 13 254 4 3 0,30 0,23

Гусеничные краны 9 399 9 294 3 - 0,32 0

Краны-манипуляторы 12 272 12 413 2 1 0,16 0,08

Портальные краны 3 061 3 023 1 - 0,33 -

Рис. 3. Число погибших при эксплуатации грузоподъемных кранов, работники по категориям Fig. 3. The number of deaths of workers operating cranes, by categories

«

J.

Том 3, № 4 2018 Vol. 3, no. 4 2018

XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY

ISNN 2500-1582

ОХРАНА ТРУДА И ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ LABOR PROTECTION AND INDUSTRIAL SAFETY

- износ шарнирных соединений;

- выработка металла элементов ка-натно-блочной системы;

- износ гидравлических и пневматических систем крана;

- неисправность технических устройств.

К организационным причинам аварий и несчастных случаев относятся такие факторы, как:

- отсутствие производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности со стороны руководства организации, владельцев опасных производственных объектов (ОПО) и лиц, ответственных за содержание подъемных сооружений (ПС) в работоспособном состоянии и за безопасное производство работ;

- привлечение к производству работ персонала, не имеющего необходимой квалификации;

- отсутствие на объекте проектов производства работ, правил производства работ, должностных и производственных инструкций;

- нарушение трудовой дисциплины и техники безопасности при эксплуатации подъемных сооружений;

- некачественно проведенная экспертиза промышленной безопасности;

- нарушение технологических режимов эксплуатации;

- несвоевременное проведение плановых осмотров, ремонтов и технических освидетельствований ПС.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К внешним причинам аварий и несчастных случаев относятся неблагоприятные метеорологические условия.

Распределение аварий с грузоподъемными механизмами по причинам в соответствующие годы представлено в табл. 2.

Несмотря на скачкообразную динамику аварийности и смертельного травма-

тизма за период с 2004 по 2014 гг. при эксплуатации ПС основными причинами аварий, влияющими на состояние промышленной безопасности, являются технические (56% от всех аварий за указанный период), из которых 32% - из-за неисправности технических устройств, 20% - из-за неисправности устройств безопасности, и 4% - из-за некачественного изготовления технических устройств. Значительным остается количество аварий, произошедших по организационным причинам (31%), в основном из-за нарушения технологической и трудовой дисциплины, неправильного или несогласованного действия обслуживающего персонала (20%).

Одной из причин высокого уровня аварийности и травматизма при эксплуатации грузоподъемных механизмов является большое количество оборудования, отработавшего свой расчетный ресурс.

Продолжительно эксплуатируемый кран - это износ металла, утонение металла вследствие трения или коррозии, износ гидравлической и пневматической системы крана, выработка металла элементов ка-натно-блочной системы (блоки, барабаны грузовой и стреловой лебедок и т.д.), износ шарнирных соединений [7]. Чем больше период эксплуатации крана, тем больше вероятность аварии в случае нарушения технологических режимов его эксплуатации. Количество циклов нагрузки крана и срок службы устанавливаются его изготовителем и указываются в паспорте крана. Однако в зависимости от интенсивности эксплуатации состояние кранов заметно отличается [1].

Ростехнадзор ведет учет о среднем износе грузоподъемных кранов. Сведения о среднем износе грузоподъемных кранов за последние пять лет представлены в табл. 3.

Том 3, № 4 2018 Vol. 3, no. 4 2018

XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY

ISNN 2500-1582

ОХРАНА ТРУДА И ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ LABOR PROTECTION AND INDUSTRIAL SAFETY

Таблица 2

Причины аварий на опасных производственных объектах, где используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы

Table 2

Causes of accidents at hazardous production facilities

where stationary lifting mechanisms are used_

Причины Год

2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Технические

Некачественное

изготовление технических 2 2 2 2 2 - - 4 2 - -

устройств

Неисправность технических 12 15 9 11 13 6 17 17 17 22

устройств

Неисправность приборов и устройств безопасности 17 15 15 9 9 4 5 6 5 3 -

Организационные

Неудовлетворительный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности 6 5 5 2 1 6 5 4 6 6 -

Нарушение технологической

и трудовой дисциплины, неправильные или несогласо- 6 6 6 15 12 12 3 4 10 14 12

ванные действия обслуживающего персонала

Низкий уровень знаний требований промышленной безопасности 4 3 1 - - - - - - 4 -

Иные 3 2 - 3 1 - 2 4 9 3 -

Всего 50 48 38 42 38 28 32 39 49 30 34

«

Том 3, № 4 2018 Vol. 3, no. 4 2018

XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY

ISNN 2500-1582

ОХРАНА ТРУДА И ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ LABOR PROTECTION AND INDUSTRIAL SAFETY

Средний износ грузоподъемных кранов Average wear of cranes

Таблица 3 Table 3

Год Технические устройства, ед. Средний процент износа

Общее количество Отработавшие нормативный срок службы

2013 243 952 162 047 66,4

2014 240 402 154 239 64,2

2015 242 231 149 331 61,6

2016 204 780 140 915 68,8

2017 200 113 139 838 69,9

Проведенный анализ общего количества технических устройств и устройств, отработавших свой нормативный ресурс, позволяет сделать вывод, что средний процент износа ежегодно увеличивается несмотря на то, что наблюдается тенденция к уменьшению количества технических устройств.

Если срок службы или количество циклов нагрузки крана, установленные изготовителем, истек, то, согласно п. 1 ст. 13 Федерального закона РФ от 21 июля 1997 г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», техническое устройство, применяемое на опасном производственном объекте, подлежит экспертизе промышленной безопасности (если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия указанного устройства обязательным требованиям) [3].

По информации, представленной в материале Л. Малютина [8], можно отметить, что большинство владельцев ПС проводят экспертизу промышленной безопасности нерегулярно, они также не соблюда-

ют технику безопасности при работе и эксплуатации крана. По мнению автора, еще одной из причин аварий и несчастных случаев является некачественно проведенная экспертиза промышленной безопасности.

Правильная эксплуатация грузоподъемных машин предполагает использование разнообразных датчиков, контролирующих работу объекта на предмет его сверхнормативной нагрузки, близости к линиям электропередач, столкновений с препятствиями и др. Применение подобных устройств в грузоподъемной технике предъявляет повышенные требования к квалификации и трудовой дисциплине сотрудников, эксплуатирующих грузоподъемное транспортное средство [9, 10].

Использование датчиков и проборов безопасности может привести к значительному уменьшению количества аварий на грузоподъемных механизмах. Они не требуют больших затрат, легки в эксплуатации, и самое главное - эффективны.

В соответствии с правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов [11] каждый кран дол-

Том 3, № 4 2018 Vol. 3, no. 4 2018

XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY

ISNN 2500-1582

ОХРАНА ТРУДА И ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ LABOR PROTECTION AND INDUSTRIAL SAFETY

жен быть в обязательном порядке оснащен приборами безопасности, интегрированными в систему контроля и ограничения грузоподъемности и записи данных обо всех подъемах [8].

По результатам проведенного опроса работников и анализа данных, приведенных в работах [4, 5, 8, 9, 12, 13], был сделан вывод, что машинисты либо не обращают внимания, либо отключают приборы и устройства безопасности, сигнализи-

рующие о перегрузке крана. А нередко они работают с неисправными ограничителями грузоподъемности.

И все же, несмотря на наличие многих приборов безопасности, основным условием обеспечения безопасной работы на кранах является четкость действий, собранность и повышенное внимание машиниста во время работы, а также соблюдение им установленного порядка и правил обращения с крановой техникой.

Выводы

Таким образом, проведенный анализ деятельности предприятий, эксплуатирующих стационарно установленные грузоподъемные механизмы и ПС, показывает, что для повышения уровня производственной безопасности необходимо своевременно заменять устаревшие технические устройства и средства контроля и автоматизации на новые и более совершенные

образцы, отвечающие требованиям промышленной безопасности; повышать уровень подготовки и переподготовки специалистов, работающих с грузоподъемными механизмами. Кроме того, необходимо введение плановых проверок со стороны Ростехнадзора, а также повышение культуры безопасности работников на каждом рабочем месте.

Библиографический список

1. Васильев А.А., Дромиади А.А., Иванов Д.С., Попов Д.В., Пономарева Е.А. Причины травматизма, аварий и несчастных случаев, связанных с нарушением безопасной эксплуатации подъемных сооружений // Научные труды КубГТУ. 2015. № 9. С. 102-111.

2. Федина Е.В., Пушенко С.Л. Анализ основных причин травматизма при эксплуатации башенных кранов [Электронный ресурс] // Инженерный вестник Дона. 2012. № 4. URL:

http://www.ivdon.ru/magazine/archive/n4p1y2012/1165 (15.09.2018).

3. О промышленной безопасности опасных производственных объектов: федер. закон РФ от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ (в ред. от 07.03.2017) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс - надежная правовая поддержка. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_15 234/ (15.09.2018).

4. Годовой отчет о деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и

атомному надзору в 2014 году [Электронный ресурс] // Ежегодные отчеты о деятельности Ростехнадзора. URL:

http://www.gosnadzor.ru/public/annual_reports/%D0%9 3%D0%94%202014.pdf (15.09.2018).

5. Шиляев Т.А., Колесова Е.Н., Калошина С.В. Анализ причин аварий и несчастных случаев при использовании кранов [Электронный ресурс] // Строительство и архитектура. Опыт и современные технологии. 2015. Вып. 5. URL:

http://sbornikstf.pstu.ru/council/?n=5 (15.09.2018).

6. Кузьмина О.В. Обеспечение безопасности при эксплуатации грузоподъемных машин // Молодой ученый. 2016. № 27. С. 87-91.

7. Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности»; утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 14.11.2013 г. № 538 [Электронный ресурс] // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации.

«

Том 3, № 4 2018 Vol. 3, no. 4 2018

XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY

ISNN 2500-1582

ОХРАНА ТРУДА И ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ LABOR PROTECTION AND INDUSTRIAL SAFETY

URL: http://legalacts.ru/doc/prikaz-rostekhnadzora-ot-14112013-n-538-ob/ (05.05.2018).

8. Малютин Л. Приборы безопасности автокранов [Электронный ресурс] // Основные средства. 2015. URL: https://os1.ru/article/4370-pribory-bezopasnosti-avtokranov (05.05.2018).

9. Проблемы безопасности при эксплуатации грузоподъемных транспортных средств [Электронный ресурс] // Единый стандарт. Официальный сайт. URL: https://1cert.ru/stati/problemy-bezopasnosti-pri-ekspluatatsii-gruzopodemnykh-transportnykh-sredstv (29.09.2018).

10. Панова З.Н., Горбунова Л.Н. Анализ травматизма и аварийности при эксплуатации грузоподъемных кранов // Вестник КрасГАУ. 2012. Вып. 7. С. 175-180.

11. Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых

используются подъемные сооружения; утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12.11.2013 г. № 533 [Электронный ресурс] // Консорциум «Кодекс». Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/document/499060049 (05.05.2018).

12. Аварии башенных кранов: кто виноват и что делать? [Электронный ресурс] // АО «Михневский ре-монтно-механический завод». 2006. вып. 22. URL: https://www.mrmz.ru/article/v22/article1.htm (10.05.2018).

13. Катаев В.А., Манаков А.П., Глухов А.А. Аварии грузоподъемных механизмов: причины и последствия [Электронный ресурс] // Промышленная и экологическая безопасность, охрана труда. 2015. Вып. 7 (104). URL: https://prominf.ru/article/avarii-gruzopodemnyh-mehanizmov-prichiny-i-posledstviya (10.09.2018).

References

1. Vasil'ev A.A., Dromiadi A.A., Ivanov D.S., Popov D.V., Ponomareva E.A. Causes of injuries, and accidents related to violation of safety requirement when operating lifting equipment. Nauchnye trudy KubGTU [Scientific works of KSTU]. 2015, no. 9, pp. 102-111. (In Russian)

2. Fedina E.V., Pushenko S.L. Analysis of the main causes of injuries when operating tower cranes. Inzhe-nernyi vestnik Dona [Don Engineering Bulletin]. 2012, no. 4. Available at:

http://www.ivdon.ru/magazine/archive/n4p1y2012/1165 (accessed 15 September 2018).

3. O promyshlennoi bezopasnosti opasnykh proizvod-stvennykh ob"ektov: federal'nyi zakon RF ot 21.07.1997 № 116-FZ [On industrial safety of hazardous production facilities]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_15 234/ (accessed 15 September 2018).

4. Godovoi otchet o deyatel'nosti Federal'noi sluzhby po ekologicheskomu, tekhnologicheskomu i atomnomu nadzoru v 2014 godu [Annual report on the activities of the Federal Service for Environmental, Technological and Nuclear Supervision in 2014]. Available at: http://www.gosnadzor.ru/public/annual_reports/%D0%9 3%D0%94%202014.pdf

(accessed 15 September 2018).

5. Shilyaev T.A., Kolesova E.N., Kaloshina S.V. Analysis of the causes of accidents when operating cranes. Stroitel'stvo i arkhitektura. Opyt i sovremennye tekhnologii [Construction and architecture. Experience and modern technology]. 2015, issue 5. Available at: http://sbornikstf.pstu.ru/council/?n=5

(accessed 15 September 2018).

6. Kuz'mina O.V. Ensuring safety when operating lifting machines. Molodoi uchenyi [Young scientist]. 2016, no. 27, pp. 87-91. (In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Federal'nye normy i pravila v oblasti promyshlennoi bezopasnosti"Pravila provedeniya ekspertizy promyshlennoi bezopasnosti" [Federal rules in industrial safety "Rules for examination of industrial safety]. Available at: http://legalacts.ru/doc/prikaz-rostekhnadzora-ot-

14112013-n-538-ob/ (accessed 05 May 2018).

8. Malyutin L. Crane Safety Devices. Osnovnye sredstva [Fixed assets]. 2015. Available at: https://os1.ru/article/4370-pribory-bezopasnosti-avtokranov (accessed 05 May 2018).

9. Problemy bezopasnosti pri ekspluatatsii gruzo-pod"emnykh transportnykh sredstv [Safety issues when operating lifting vehicles]. Available at:

https://1 cert. ru/stati/problemy-bezopasnosti-pri-ekspluatatsii-gruzopodemnykh-transportnykh-sredstv (accessed 29 September 2018).

10. Panova Z.N., Gorbunova L.N. Analysis of injuries and accidents when operating cranes. Vestnik KrasGAU [Bulletin of KSAU]. 2012, issue 7, pp. 175-180. (In Russian)

11. Federal'nye normy i pravila v oblasti promyshlennoi bezopasnosti «Pravila bezopasnosti opasnykh pro-izvodstvennykh ob"ektov, na kotorykh ispol'zuyutsya pod"emnye sooruzheniya" [Federal rules in industrial safety "Safety regulations of hazardous production facilities that use lifting equipment]. Available at: http://docs.cntd.ru/document/499060049

(accessed 05 May 2018).

ОХРАНА ТРУДА И ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ LABOR PROTECTION AND INDUSTRIAL SAFETY

12. Avarii bashennykh kranov: kto vinovat i chto delat? [Failures of tower cranes: who is to blame and what to do?]. Available at: https://prominf.ru/article/avarii-gruzopodemnyh-mehanizmov-prichiny-i-posledstviya (accessed 10 September 2018).

13. Kataev V.A., Manakov A.P., Glukhov A.A. Promysh-

lennaya i ekologicheskaya bezopasnost', okhrana truda [Failures of lifting mechanisms: causes and consequences]. 2015, issue 7 (104). Available at: https://prominf.ru/article/avarii-gruzopodemnyh-mehanizmov-prichiny-i-posledstviya (accessed 10 September 2018).

Критерии авторства

Поветкина П.Н., Хамидуллина Е.А. заявляют о равном участии в получении и оформлении научных результатов и в равной мере несут ответственность за плагиат.

Authorship criteria

Povetkina P.N., Khamidullina E.A. declare equal participation in obtaining and processing scientific results and are equally responsible for plagiarism.

Конфликт интересов

Авторы заявляют об отсутствии интересов.

Conflict of interests

конфликта The authors declare that there is no conflict of interests

regarding the publication of this article.

50^

Том 3, № 4 2018 Vol. 3, no. 4 2018

XXI ВЕК. ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ XXI CENTURY. TECHNOSPHERE SAFETY

ISNN 2500-1582

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.