Научная статья на тему 'Оценка результатов XIX съезда КПК в материалах ведущих западных СМИ'

Оценка результатов XIX съезда КПК в материалах ведущих западных СМИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
85
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка результатов XIX съезда КПК в материалах ведущих западных СМИ»

Оценка результатов XIX съезда КПК в материалах ведущих западных СМИ

Андрей Игоревич Козинец,

ассистент кафедры международных отношений ДВФУ

Без преувеличения можно сказать, что XIX съезд Компартии Китая входит в число главных событий мировой политики этого года. Трансформация сложившегося после холодной войны миропорядка в значительной степени будет зависеть от предпринимаемых Пекином шагов на международной арене. В этой связи невозможно не согласиться с тезисом современного китайского философа Чжао Тиняна о том, что сегодня китайские проблемы имеют мировое значение1. К XIX съезду КПК было приковано пристальное внимание наблюдателей со всего мира. Рассмотрим, каким образом на Западе 2 описываются результаты прошедшего съезда, а также какие прогнозы даются на ближайшую перспективу в отношении внутренней и внешней политики КНР.

Отметим, что большинство публикаций в ведущих западных СМИ о результатах XIX съезда КПК в той или иной степени носят негативный характер. Так, очень много пишется

0 концентрации власти в руках Си Цзиньпина, о том, что в новом составе Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК нет потенциального преемника на пост лидера партии и государства. Отмечается также, что прижизненное включение имени нынешнего главы партии в её Устав ставит его в один ряд с Мао Цзэдуном и Дэн Сяопином. Большое внимание уделяется тому, что говорил Си касательно внешнеполитической

1 Zhao T. A Political World Philosophy in terms of All-under-heaven (Tian-xia) // Diogenes. 2009. No. 1. P. 5-18.

2 Рассматриваются англоязычные СМИ США, Великобритании, Австралии, Германии и Франции.

проблематики в своём докладе съезду от имени Центрального комитета XVIII созыва, как он позиционировал Китай на международной арене. Таким образом, можно выделить основные «сюжеты» западных публикаций по заявленной теме: 1) создание негативного образа Си Цзиньпина; 2) потенциальная деградация институтов партийного и государственного управления; 3) новая роль Китая в глобальной политике.

Сюжет первый — создание негативного образа Си Цзиньпина. В западных СМИ подчёркивается высокая степень концентрации власти в руках Си Цзиньпина, значительно превышающая средоточие власти в руках двух предыдущих генсеков — Цзян Цзэминя и Ху Цзиньтао. Ведущие газеты, журналы и телеканалы США, Великобритании и стран континентальной Европы в один голос заявляют, что Си Цзинь-пин — наиболее влиятельный китайский лидер со времён Мао Цзэдуна3. Помимо «стандартных» должностей генсека КПК, председателя КНР и председателя Центрального военного

3 Hornby L., Mitchell T. Xi Jinping confirmed as China's most powerful leader since Mao // FT.COM: газета "Financial Times". 24.10.2017. URL: https:// www.ft.com/content/5b9f4b96-b86d-11e7-8c12-5661783e5589 (дата обращения: 25.10.2017); von Hein M. Opinion: Xi Jinping — China's Great Helmsman 2.0 // DW.COM: телерадиокомпания "Deutsche Welle". 24.10.2017. URL: http://www.dw.com/en/opinion-xi-jinping-chinas-great-helmsman-20/a-41096801 (дата обращения: 25.10.2017); Picard F. One-man rule? China's Xi Jinping consolidates grip on power // FRANCE24.COM: информационный портал "France 24". 18.10.2017. URL: http://www.france24.com/en/20171018-debate-china-one-man-rule (дата обращения: 25.10.2017); Xi Jinping becomes most powerful Chinese leader since Mao, has name added to constitution // ABC.NET. AU: новостной портал "ABC News". 24.10.2017. URL: http://www.abc. net.au/news/2017-10-24/xi-jinping-becomes-most-powerful-chinese-leader-since-mao/9081216 (дата обращения: 25.10.2017); What's next for President Xi Jinping, the most powerful man to rule China in a generation // USATODAY.COM: газета "USA Today". 18.10.2017. URL: https://www.usatoday.com/story/news/world/2017/10/17/china-president-xi-jinping-set-extend-power-five-years-more/768757001/ (дата обращения: 25.10.2017).

совета (ЦВС) Си возглавляет значительное количество малых ведущих групп, а также с недавнего времени примерил на себя роль «ядра партии». Существует также предположение: амбиции нынешнего китайского лидера таковы, что должность генерального секретаря КПК может ему показаться слишком незначительной и уже в ближайшем будущем мы можем стать свидетелями возрождения титула председателя КПК — впервые с 1982 г.4 Отмечается также и то, что в кулуарных беседах в отношении действующего председателя КНР употребляется слово «кормчий» и даётся вполне однозначная отсылка на «великого кормчего» Китая — Мао Цзэдуна5.

Подчёркивается доминирование Си Цзиньпина в сфере идеологии. Включение «Идей Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой в новую эпоху» в устав КПК с прижизненным упоминанием автора рассматривается как показатель того, что теперь любое несогласие с решениями руководства — идеологическая диверсия против партии и государства. При этом отмечается, что новой «маленькой красной книжицы», аналогичной сборнику цитат Мао времён «культурной революции», ожидать, скорее всего, не стоит. Тем не менее западные СМИ считают, что Си будет продолжать вести линию по усилению идеологического надзора и контроля над университетами и школами КНР6.

Продолжается сравнение Си Цзиньпина с президентом России В.В. Путиным, что, наверное, не удивительно — в нега-

4 Hernandez H. China's 'Chairman of Everything': Behind Xi Jinping's Many Titles // NYTIMES.COM: газета "New York Times". 25.10.2017. URL: https://www.nytimes.com/2017/10/25/world/asia/china-xi-jinping-titles-chairman.html (дата обращения: 25.10.2017).

5 Там же.

6 Connor N. Xi Jinping's ideology to be 'embedded into the brains' of China's children // TELEGRAPH.CO.UK: информационное агентство "The Telegraph". 23.10.2017. URL: http://www.telegraph.co.uk/news/ 2017/10/23/xi-jinpings-ideology-embedded-brains-chinas-children/ (дата обращения: 25.10.2017).

тивной коннотации. Отмечается, что Си пришёл к власти «всерьёз и надолго» и что коллективное управление в КПК уступает место единоличным решениям сильного авторитарного лидера. Подразумевается, что Си, как и Путин, всё меньше будет принимать «правила игры», принятые большей частью международного сообщества, усиливать военный потенциал своей страны и бросать вызов устоявшемуся международному порядку.

В западных СМИ говорится, что результаты XIX съезда КПК в разрезе кадровой политики (в первую очередь, имеется в виду новый состав Политбюро и Постоянного комитета) также свидетельствуют о концентрации власти в руках Си Цзиньпина. Признаётся, что большая часть формальных и неформальных правил в отношении формирования кадрового состава высших эшелонов КПК была соблюдена. Главным образом потому, что Ван Цишань не вошёл в состав ЦК КПК, хотя в ряде СМИ предполагалось, что Си может пойти на то, чтобы один из ключевых его сторонников остался на высоких позициях в партии. Тем не менее отмечается, что новый состав Постоянного Комитета и Политбюро в большинстве своём состоит из людей лояльных председателю КНР7.

Сюжет второй — потенциальная деградация институтов партийного и государственного управления. Помимо простого упоминания того, что большинство членов нового состава Политбюро ЦК КПК являются людьми, лично лояльными Си Цзиньпину, на Западе делаются попытки дать прогноз того, как это может сказаться на перспективах эффективности госуправления в КНР. За последние пять лет многое было сказано и написано о том, что объявленные китайским

7 China's Communist Party has blessed the power of its leader // ECONOMIST.COM: журнал "The Economist". 26.10.2017. URL: https:// www.economist.com/news/china/21730741-it-his-wield-life-chinas-communist-party-has-blessed-power-its-leader (дата обращения: 27.10.2017).

руководством реформы проходят медленнее, чем ожидалось, в том числе по причине того, что на местах многие чиновники — выходцы из так называемой группы комсомольцев, которые не сильно заинтересованы в реализации политики Си Цзинь-пина. Теперь как в высших партийных эшелонах в центре, так и на местах (в ведущих провинциях и городах центрального подчинения) — лица, входящие в «клан» Си. С одной стороны, логично ожидать ускорения процесса реформ и повышения их эффективности. С другой — высказываются опасения, что, если личная лояльность чиновника ставится выше его объективных способностей, это может привести к снижению качества государственного управления.

С учётом того, что, вероятно, никто из нынешнего состава участников Постоянного комитета Политбюро ввиду возрастных ограничений не сможет занять пост генерального секретаря в 2022 г., следующим руководителем партии станет человек, не имеющий опыта работы на самом верху партийной вертикали. Данный тезис также применим и к человеку, который займёт пост председателя КНР в 2023 г. При этом отмечается, что Си Цзиньпин вполне может после XX съезда КПК сохранить за собой пост председателя ЦВС. Таким образом он сможет сохранить за собой реальную власть, т.к. новый генсек КПК и председатель КНР (насчёт того, будет это один, или два разных человека, как во времена Дэн Сяопина, есть разные мнения) будут находиться в изначально более слабом положении, чем он, а скорее всего — даже будут от него зависимы8.

При этом в западных СМИ доминирует точка зрения, что реализация подобного сценария приведёт не просто к слому принципов коллективного управления, а к деградации институтов госуправления в КНР в долгосрочной перспективе. Объясняется это тем, что старые правила, хоть далеко и не во всём были эффективны, обеспечивали стабильную модель смены власти,

8 Там же.

а также помогали избегать перегибов, которые автоматически возникают при чрезмерной концентрации властных полномочий в одних руках. При фактической отмене принципа коллективного управления наиболее мрачные прогнозы не исключают повторения ситуации «культурной революции» 1966—1976 гг.

Сюжет третий — новая роль Китая в глобальной политике. Неудивительно, что многие западные СМИ обратили внимание на сказанные Председателем КНР слова в отношении задач модернизации вооружённых сил страны. Создание «вооружённых сил мирового уровня» к середине века воспринимается с опаской. Причина таких опасений понятна: более сильный в военном отношении Китай будет в состоянии бросить вызов США и проводимой Вашингтоном политике как в АТР, так и во всём мире.

Заявления Си Цзиньпина о необходимости реализации мечты великого возрождения китайской нации рассматриваются как провозглашение великодержавных интересов. Можно с уверенностью сказать, что на Западе уверены в том, что Китай отказывается от внешнеполитических заветов Дэн Сяопина («скрывать свои возможности и держаться в тени») и заявляет о своих глобальных амбициях. В словах генсека КПК о том, что Китай не поступится своими национальными интересами, многие западные наблюдатели увидели намерение Пекина сохранить жёсткую линию по существующей проблематике спорных территорий Южно-Китайского моря.

В качестве отличительной черты отмечаются также и тезисы о том, что китайская модель представляет собой успешный пример для развивающихся стран, желающих добиться модернизации и развития экономики при сохранении своего суверенитета. В этом видится готовность Китая к экспорту своей политической модели. Тем не менее вероятность реализации такого сценария представляется низкой.

В отношении внешнеполитической части доклада Си Цзиньпина были и положительные оценки. Например,

с удовлетворением отмечалась готовность Китая поддерживать международные экологические соглашения, отстаивать принципы свободной торговли и поддерживать принципы ответственного глобального управления. Готовность китайского руководства поддерживать различные многосторонние форматы международного сотрудничества представляется особенно актуальной в свете того, что нынешнее руководство США проявляет к вопросам глобального управления определённую индифферентность9.

Таким образом, рассмотрев основные виды дискурса в западных СМИ в отношении прошедшего XIX съезда КПК, можно прийти к некоторым выводам. Агрессивная и негативная реакция на действия китайского руководства на Западе может быть вызвана тем, что теперь внутриполитические процессы, а вследствие этого и внешняя политика КНР становятся менее предсказуемыми для внешних наблюдателей, нежели во времена нахождения у власти Цзян Цзэминя и Ху Цзинь-тао. Заявления Си Цзиньпина расцениваются на Западе как прямой и открытый вызов американскому доминированию на международной арене, как готовность Китая начать активный пересмотр западноцентричного международного порядка. Естественным образом деятельность политического лидера, который не желает играть по правилам, установленным преимущественно западными державами, начинает получать негативное освещение в западной прессе, фактически его фигура начинает демонизироваться. В этой связи примечательно, что о лидерах Китая и России — двух крупнейших государств, не желающих безоговорочно подчиняться линии Вашингтона — западные СМИ отзываются особенно жёстко.

9 Doshi R. Xi Jinping just made it clear where China's foreign policy is headed // WASHINGTONPOST.COM: газета "The Washington Post". 25.10.2017. URL: https://www.washingtonpost.com/news/monkey-cage/wp/2017/10/ 25/xi-jinping-just-made-it-dear-where-chinas-foreign-policy-is-headed/?utm_term=.ef78a997dd6e (дата обращения: 25.10.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.