Научная статья на тему 'Оценка результатов освоения содержания предмета «Физическая культура» учащимися 6-7 классов'

Оценка результатов освоения содержания предмета «Физическая культура» учащимися 6-7 классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
375
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА / ЗНАНИЯ / УМЕНИЯ / НАВЫКИ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / УЧАЩИЕСЯ / УЧИТЕЛЬ / УРОК / УПРАЖНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гарина Евгения Владимировна, Лепёшкина Светлана Викторовна

В данной статье сравниваются показатели качества освоения знаний, техники владения соревновательными упражнениями, физической подготовленности учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гарина Евгения Владимировна, Лепёшкина Светлана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evaluation of the results of mastering the subject "Physical culture" of the students 6-7 classes

This article compares the indicators of quality of learning, technology proficiency competition exercises, physical preparedness of the students.

Текст научной работы на тему «Оценка результатов освоения содержания предмета «Физическая культура» учащимися 6-7 классов»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Существующая система допризывной военно-физической подготовки молодежи Израиля обеспечивает высокую готовность Сил обороны Израиля (СОИ) к отражению внешних угроз. Израильские военнослужащие зарекомендовали себя хорошо подготовленными, как индивидуально, так и в составе подразделений. Они твердо убеждены в правомерности своих действий, оправдывая их необходимостью защиты государственных границ, прежде всего, от нападений террористических групп организации освобождения Палестины. Действия военных находят широкую поддержку во всех слоях израильского общества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Физическая подготовка иностранных армий / В.А. Щёголев, Г.Г. Дмитриев, В.П. Сущенко [и др.] ; Воен. ин-т физ. культуры. - СПб. : [б.и.], 2007. - 272 с.

2. Щеголев, В.А. Боевая и физическая подготовка иностранных армий / В.А. Щеголев // Научно-информационный бюллетень. Вып. 2 / Воен. ин-т физ. культуры. - СПб., 2013. - 147 с.

3. Щеголев, В.А. Боевая и физическая подготовка иностранных армий // Научно-информационный бюллетень. Вып. 1 / Воен. ин-т физ. культуры. - СПб., 2011. - 146 с.

4. Щеголев, В.А. Физическая подготовка в военных образовательных системах США / В.А. Щеголев // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 9. - С. 55-60.

5. Щеголев, В.А. Профессиональное совершенствование субъектов управления физическим воспитанием студентов с использованием интерактивных технологий / В.А. Щеголев, О.В. Новосельцев // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 2. - С. 15-18.

REFERENCES

1. Shchyogolev, V.A., Dmitriev, G.G., Sushchenko, V.P. and etc. (2007), Physical training of foreign armies, VIFK, St. Petersburg.

2. Shchegolev, V.A. (2013), Combat and physical training offoreign armies, Scientific newsletter, Issue 2, St. Petersburg.

3. Shchegolev, V.A. (2011), Combat and physical training offoreign armies, Scientific newsletter, Issue 1, VIFK, St. Petersburg.

4. Shchegolev, V.A. (2014), "Physical preparation in military educational systems of the USA", Theory and practice ofphysical culture, No. 9, pp. 55-60.

5. Shchegolev, V.A. and Novoseltsev, O.V. (2015), "Professional improvement of subjects of management of physical training of students with use of interactive technologies", Theory and practice of physical culture, No. 2, pp. 15-18.

Контактная информация: shegval@mail.ru

Статья поступила в редакцию 20.11.2016

УДК 796.011.3

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРЕДМЕТА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» УЧАЩИМИСЯ 6-7 КЛАССОВ

Евгения Владимировна Гарина, учитель 1 категории, Муниципальное образовательное учреждение - Гимназия № 2 (МОУ-Гимназия № 2),

г. Раменское,

Светлана Викторовна Лепёшкина, кандидат педагогических наук, доцент, Московская государственная академия физической культуры (МГАФК), Малаховка

Аннотация

В данной статье сравниваются показатели качества освоения знаний, техники владения соревновательными упражнениями, физической подготовленности учащихся.

Ключевые слова: оценка, знания, умения, навыки, физическая культура, физическая подготовленность, учащиеся, учитель, урок, упражнения.

EVALUATION OF THE RESULTS OF MASTERING THE SUBJECT "PHYSICAL CULTURE" OF THE STUDENTS 6-7 CLAS SES Evgenia Vladimirovna Garina, the teacher of the 1st category, Municipal Educational Institute - Gymnasium №2, Ramenskoe, Svetlana Viktorovna Lepeshkina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Moscow State Academy of Physical Education, Malakhovka

Annotation

This article compares the indicators of quality of learning, technology proficiency competition exercises, physical preparedness of the students.

Keywords: assessment, knowledge, abilities, skills, physical culture, physical training, students, teacher, lesson, exercise.

ВВЕДЕНИЕ

В связи с переходом на федеральный государственный образовательный стандарт, учитель должен обеспечивать на основе системно-деятельностного подхода реализацию требований стандарта к результатам освоения основной образовательной программы и быть готов к организации образовательного процесса в современной информационно-образовательной среде. По данным анкетирования [1], проведенного среди учителей Московской области, мы столкнулись с некоторыми проблемами:

1. В образовательных учреждениях недостаточное материально-техническое обеспечение - 48,8%.

2. При проведении занятий в спортзале могут одновременно находиться: по 2 класса (40-60 человек) - 44,5%; по 3 класса (60-90 человек) - 16,3%.

3. Не все образовательные учреждения имеют возможность использовать в ходе урока физической культуры информационно-коммуникационные технологии (66,6%).

Как известно, важным звеном учебного процесса является оценка знаний и умений учащихся. В методической литературе принято считать, что оценка является так называемой «обратной связью» между учителем и учеником, тем этапом учебного процесса, когда учитель получает информацию об эффективности обучения данному предмету. [4]

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Педагогический эксперимент проводился в МОУ-Гимназия №2 г. Раменское Московской области с сентября 2015 г. по май 2016 г. Занятия по физической культуре в экспериментальной и контрольной группе проводили учителя первой категории. В экспериментальной группе занятия проводили по программе, составленной в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования.

В эксперименте приняли участие учащиеся 6-7 классов. Методом случайной выборки были сформированы контрольная группа (КГ) - 72 человека и экспериментальная группа (ЭГ) - 72 человека. В экспериментальной группе в течение всего учебного года учащимся показывались учебные фильмы, разбиралась и обсуждалась техника данного физического упражнения, выявлялись и устранялись характерные ошибки. Рекомендовались учебные пособия (учебники) для выполнения домашней работы. В контрольной группе в течение всего учебного года учителем проводилось инструктирование, передача знаний в ходе практического выполнения упражнений.

В конце учебного года участники контрольной и экспериментальной групп написали письменную работу. В теоретическую часть вошли такие разделы программы как: «Легкая атлетика», «Гимнастика», «Лыжная подготовка» и «Спортивные игры». Письменный опрос состоял из 32 вопросов. Для того чтобы оценить учащихся, была разработана пятибалльная шкала (таблица 1).

Таблица 1 - Соотнесение баллов и оценок качества теоретической подготовки по предмету физическая культура_

Баллы 25 и более №24 9-Н6 8 и менее

Оценка отлично хорошо удовлетворительно неудовлетворительно

При оценивании знаний учитывались следующие показатели: полнота раскрытия вопроса, умение аргументировать и применять к конкретным случаям и занятиям физическими упражнениями. За каждый правильный ответ учащемуся начислялось по 1 баллу, за неполный ответ давалось 0,5 балла, за неверный ответ - 0 баллов.

Чтобы показать высокий результат физической подготовленности ученик должен владеть техническим навыком соревновательного упражнения. Поэтому, прежде чем допустить учащихся к тестированию, была оценена степень владения техникой тестового упражнения (таблица 2) [2]:

- челночный бег 3*10 м (с) (координационные способности);

- бег 30 м с высокого старта (с) (скоростные способности);

- кросс 1000 м (мин/сек) (общая выносливость);

- прыжки в длину с места (см) (скоростно-силовые способности);

- метание малого мяча с разбега на дальность (м) (скоростно-силовые способности);

- наклон туловища вперед из положения сидя (см) (гибкость);

- сгибание и разгибание рук в висе (мальчики) - кол-во раз (силовые способности);

- сгибание и разгибание рук в упоре лежа (девочки) - кол-во раз (силовые способности);

- подъем туловища из положения лежа за 30 с (кол-во раз) (силовые способности).

Таблица 2 - Крите рии оценки техники выполнения двигательных действий

Оценка Техника выполнения

Отлично Упражнение выполнено правильно, точно, уверенно, свободно.

Хорошо Упражнение выполнено с незначительными ошибками (не более 2), ведущими к неточному выполнению детали техники.

Удовлетворительно В упражнении допущена ошибка, приводящая к невыполненной детали техники, либо допущено три ошибки, ведущие к неточному выполнению детали.

Неудовлетворительно Упражнение выполнено не правильно, допущено искажение основы техники.

Оценив каждое двигательное действие по пятибалльной системе, был определён средний балл и выведена оценка по данным, представленным в таблице 3. Таблица 3 - Оценка качества умений и навыков_

Оценка Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно

Средний балл 4,5 и более 4,4^3,5 3,4^2,5 Менее 2,5

В каждой четверти учащиеся должны аттестоваться по текущим оценкам, а также по результатам тестирования, проводимым на протяжении всего учебного года.

По данным таблицы 4, разработанной для выполнения контрольных нормативов, все упражнения оценивались по пятибалльной шкале. Из общих набранных баллов каждого учащегося определили средний балл и получили оценку.

Таблица 4 - Оценка физической подготовленности учащихся

Оценка Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно

Средний балл 5,0^3,5 3,4^3,0 2,9^2,0 2,0 и менее

Итоговая оценка за четверть складывается из суммы баллов, полученных учащимися за следующие разделы в области физической культуры: знания, двигательные умения и навыки, физическая подготовленность.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Показатели качества знаний, выявленные с помощью письменного опроса, представлены на рисунке 1.

50,00% 40,00% 30,00% 20,00% 10,00% 0,00%

47,30%

47,30%

26,30% 30,60%

20,90% 15 30% '

11,10%

1,30% ■ 1

"5" - отлично

"4" - хорошо

"3" - удовл.

"2" - неудовл.

□ КГ

1,30%

20,90%

47,30%

30,60%

ЗЭГ

15,30%

47,30%

26,30%

11,10%

Рисунок 1 - Показатели качества теоретической подготовленности по предмету Физическая культура в основной школе

Выявлено, что использование на уроках физической культуры таких педагогических приемов как беседа, анализ видеоматериала по теме дисциплины, использование учебников для выполнения домашних заданий, способствует повышению уровня качества знаний. Средний балл качества теоретической подготовки по предмету Физическая культура в экспериментальной группе выше (3,6 балла), чем в контрольной (2,9 балла).

Показатели качества освоения двигательных действий, выявленные с помощью критериев оценки техники выполнения, представлены на рисунке 2.

80,00% 60,00% 40,00% 20,00% 0,00% 70%

31,30%

18,90% 19,80% 11,10%

-, 0 0

"5" - отлично "4" - хорошо "3" - удовл. "2" - неудовл.

□ КГ 48,90% 31,30% 19,80% 0

□ ЭГ 70% 18,90% 11,10% 0

Рисунок 2 - Показатели качества владения техникой соревновательного упражнения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализ полученных данных свидетельствует о том, что благодаря просмотрам учебных фильмов, разбору и обсуждению техники физических упражнений с выявлением и устранением ошибок в ЭГ на 21% учащихся больше получили отличную оценку за технику владения соревновательным упражнением.

Показатели уровня развития физической подготовленности, выявленные с помощью оценки контрольных нормативов, представлены на рисунке 3.

100,00% 80,00% 60,00% 40,00% 20,00% 0,00%

80,60%

55,60%

"5" - отлично

23,60%

9,70%

20,80%

"4" - хорошо

9,70%

И

"3" - удовл.

"2" - неудовл.

□ КГ

55,60%

23,60%

20,80%

0

□ ЭГ

80,60%

9,70%

9,70%

0

0

0

В КГ по результатам тестирования учащиеся получили следующие отметки: «5» (отлично) - 55,6%; «4» (хорошо) - 23,6%; «3» (удовл.) - 20,8%. В ЭГ: «5» (отлично) -80,6%; «4» (хорошо) - 9,7%; «3» (удовл.) - 9,7%. Следовательно, уровень физической подготовленности в ЭГ выше, чем в КГ.

ВЫВОДЫ

Результаты освоения качества знаний, двигательных умений и навыков, а также физической подготовленности учащихся показали, что учителям физической культуры

необходимо уделять внимание не только практической, но и теоретической части учебного процесса. Включать в занятия учебные фильмы, разбирать технику выполнения упражнений и вместе с учениками выявлять характерные ошибки. А также в течение года проводить контрольные срезы для сравнения с предыдущими годами и динамикой роста физической подготовленности учащихся в течение учебного года.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гарина, Е.В. Учитель физической культуры в период перехода на федеральный государственный образовательный стандарт / Е.В. Гарина, С.В. Лепёшкина // Сборник научных трудов SWorld. Том 32, выпуск 3 (36). — Одесса : КУПРИЕНКО С.В., 2014. - С. 48-50.

2. Лях, В.И. Физическая культура: 5-9 класс: тестовый контроль : пособие для учителя / В.И. Лях. - М. : Просвещение, 2007. - 144 с.

3. Планирование содержания уроков физической культуры I -IX классов / отв. ред. Курнешова Л.Е. - М. : Центр инноваций в педагогике, 1998. - 304 с. - (Серия : «Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в г. Москве»).

4. Система оценивания планируемых результатов с учетом требований ФГОС: начальная школа : комплексно-целевые программы / А.Н. Трофимова [и др.]. - Волгоград : Учитель, 2014. -69 с.

REFERENCES

1. Garina. E.V. and Lepeshkina. S.V. (2014), "Teacher of physical culture in the period of transition to Federal state educational standard", Collection of scientific works SWorld, Issue 3(36), Volume 32, KUPRIENKO S.V., Odessa, pp. 48-50.

2. Lyakh, V.I. (2007), Physical culture: 5-9 cl.: test control: teacher's guide, Education, Moscow.

3. Ed. Kurneshova, L.E. (1998), Planning the content of lessons ofphysical culture I - IX classes, Series: "Instructional and methodological support of the content of education in Moscow", Centre of innovation in pedagogy, Moscow.

4. Ed. Trofimova, A.N. (2014), The evaluation system was planned considering the requirements of GEF: elementary school, Complex-target programmers, Teacher, Volgograd.

Контактная информация: garina82@inbox.ru

Статья поступила в редакцию 08.11.2016

УДК 796.011.3

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МАЛЬЧИКОВ 8-10 ЛЕТ ПРИ РАЗЛИЧНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

Нурия Халимовна Гжемская, кандидат педагогических наук, доцент, Владимир Васильевич Павлов, кандидат педагогических наук, доцент, Сергей Александрович Снесарев, старший преподаватель, Набережночелнинский институт Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Набережные Челны

Аннотация

Несмотря на то, что развитие человека во многом определяется наследственными факторами, значительное влияние на развитие организма детей оказывают факторы окружающей среды. Среди различных факторов, определяющих развитие и здоровье человека, наиболее важным представляется двигательная активность. В нашей работе мы попытались изучить влияние занятий различными видами спорта на физическое развитие школьников. В течение двух лет исследовались физические данные и некоторые функциональные показатели детей младшего школьного возраста.

Ключевые слова: физическое развитие, длина тела, масса тела, жизненный индекс, жизненная емкость легких, школьники, частота сердечных сокращений, задержка дыхания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.