Научная статья на тему 'Оценка результатов контрольно-аналитической работы налоговых органов за правильностью исчисления и своевременностью уплаты прямых налогов в бюджет'

Оценка результатов контрольно-аналитической работы налоговых органов за правильностью исчисления и своевременностью уплаты прямых налогов в бюджет Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
84
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Контентус
Область наук
Ключевые слова
TAX / CONTROL / DIRECT TAXATION / FIELD TAX INSPECTION / DESK TAX AUDIT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коронцевич Дарья Дмитриевна

В данной статье рассмотрена контрольно-аналитическая деятельность налоговых органов за правильностью исчисления и своевременностью уплаты прямых налогов в бюджет Республики Мордовия.Выявлены основные факторы, негативно влияющие на контрольную работу налоговых органов Республики Мордовия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка результатов контрольно-аналитической работы налоговых органов за правильностью исчисления и своевременностью уплаты прямых налогов в бюджет»

УДК 336.225.673 Экономические науки

Коронцевич Дарья Дмитриевна, студентка 4 курса направления «Экономика»,

профиль «Налоги и налогообложение» ФГБОУ ВО «НИМГУ им. Н.П. Огарева», г. Саранск

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ КОНТРОЛЬНО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ ЗА ПРАВИЛЬНОСТЬЮ ИСЧИСЛЕНИЯ И

СВОЕВРЕМЕННОСТЬЮ УПЛАТЫ ПРЯМЫХ НАЛОГОВ В БЮДЖЕТ

Аннотация:в данной статье рассмотрена контрольно-аналитическая деятельность налоговых органов за правильностью исчисления и своевременностью уплаты прямых налогов в бюджет Республики Мордовия.Выявлены основные факторы, негативно влияющие на контрольную работу налоговых органов Республики Мордовия.

Ключевые слова: налог, контроль, прямое налогообложение, выездная проверка, камеральная проверка

Abstract: this article describes the control and analytical activity of the tax authorities for the correct calculation and timely payment of direct taxes to the budget of the Republic of Mordovia. Main factors, negatively affecting on the control of the tax authorities of the Republic of Mordovia have been identified.

Keywords: tax, control, direct taxation, field tax inspection, desk tax audit

Важнейшей функцией налогового администрирования является контроль, который позволяет оценить результаты контрольно-аналитической работы налоговых органов за правильностью исчисления и своевременностью уплаты налогов в бюджет. Функция контроля занимает центральное место в системе налогового администрирования. Следовательно, показатели, характеризующие результаты контрольной работы налоговых органов Республики Мордовия, будут также характеризовать современное состояние администрирования прямых налогов в регионе.

Оценивая итоги контрольной работы налоговых органов Республики Мордовия в области администрирования прямых налогов за последние пятьлет, следует отметить, что налоговым органам удалось добиться позитивных результатов за счет повышения эффективности форм и методов налогового контроля. Об этом свидетельствуют показатели, характеризующие итоги контрольной деятельности налоговых органов.

Оценить результаты контрольной деятельности налоговых органов Республики Мордовия в области администрирования прямых налогов предлагается на основе данных таблицы 1.

Таблица 1 - Динамика показателей результативности контрольной деятельности налоговых органов РМ в _области администрирования прямых налогов___

Показатели 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Количество выездных проверок в отношении плательщиков прямых налогов, шт. 1440 1335 1158 1017 765

из них, выявивших нарушения, шт. 642 568 505 432 327

Количество камеральных проверок, шт. 133246 138372 136795 127295 124239

из них, выявивших нарушения, шт. 7292 6854 7796 8468 7994

Дополнительно начислено платежей по результатам проверок прямых налогов, тыс.р. 466409 484927 501142 776170 490720

в том числе:

по выездным налоговым проверкам,тыс.р. 327365 421940 424061 724422 467326

по камеральнымналоговымпроверкам, тыс.р. 139044 62987 77081 51748 23394

В частности, по состоянию на 1 января 2016 года налоговыми органами РМ проведено 124239 камеральных проверок в отношении плательщиков прямых налогов, из них - 7994 проверки, в ходе которых были выявлены нарушения. Весьма эффективно прошла работа по проведению выездных налоговых проверок. Так, за 2015 год из 765 проведенных выездных проверок в 327 проверках были выявлены нарушения. В результате контрольной работы в государственную казну было дополнительно начислено прямых налогов на сумму 490720 тыс. р. [2].

Следует отметить, что больше всего доначислено платежей по результатам проверок по налогу на прибыль организаций; на втором месте находится НДФЛ и замыкает тройку «лидеров» налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения (таблица 2).

Таблица 2 - Динамика сумм доначислений по результатам контрольной деятельности налоговых органов _РМ в области администрирования прямых налогов, тыс. р._

Показатель 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Имущественные налоги В том числе: 45931 34497 20490 25211 9416

Налог на имущество организаций 37258 17030 3775 20062 5065

Транспортный налог 2883 4490 4006 1611 2013

Земельный налог 5790 12977 12709 3538 2338

Налоги на доходы В том числе: 420090 450281 480520 750324 481199

Налог на прибыль организаций 269274 261108 255441 513791 270045

НДФЛ 115430 148819 188326 193103 191236

Специальные режимы 35386 40354 36753 43430 19918

Ресурсные налоги В том числе: 388 149 132 635 105

НДПИ 257 29 74 528 27

Водный налог 131 120 58 107 78

Группа «налогов с доходов» является самой бюджетообразующей группой прямых налогов. Кроме того, доля проверок с выявленными правонарушениями по данным налогам выше, чем по другим платежам. Следовательно, администрирование налогов на доходы требует особого внимания со стороны налоговых органов.

Так как выездные налоговые проверки достаточно трудоемки, требуют привлечения большого количества материальных и трудовых ресурсов, рассмотрим их результативность по отдельным видам налогов. Их число максимально по НДФЛ (196 проверок в 2015 году). По НДФЛ доля выездных проверок с выявленными нарушениями составляет 84,7 % от их общего количества, что свидетельствует о высокой результативности проверок. Второе место по количеству выездных налоговых проверок занимает транспортный налог (145 проверок в 2015 году), однако доля выездных проверок с выявленными нарушениями составляет всего 17,2 %, что говорит о необходимости совершенствования методики проведения выездных налоговых проверок по этому налогу.

Если сравнить результаты контрольной работы налоговых органов РМ за 2015 год с результатами за четыре предыдущих года, можно отметить, что количество проведенных выездных налоговых проверок плательщиков прямых налогов стабильно снижается.

Однако уменьшение количества проведенных выездных проверок не говорит о снижении результативности работы налоговых органов РМ: так, сумма дополнительно начисленных платежей в результате проведения данного вида проверок значительно выросла по сравнению с 2011 годом.

Показатель доначисленных платежей по результатам контрольных мероприятий налоговых органов в отношении прямых налогов имел неоднозначную динамику. С 2011 по 2013 год данный показатель стабильно увеличивался, его рост составил 7,45 % за три года. В 2014 году по сравнению с 2013 годом наблюдается резкий скачок доначислений на 275028 тыс. р. или на 54,88 %. Рост доначислений в основном произошел за счет увеличения объемов доначислений по налогу на прибыль организаций на 258350 тыс. р., то есть более, чем в 2 раза.

В 2015 году суммы доначисленных платежей снова снизились до уровня 2012-2013 гг. и составили 490720 тыс. р. В целом за исследуемый период рост доначисленных сумм составил 105,21 %.

Тот факт, что показатель доначисления в 2015 году увеличился незначительно по сравнению с 2011 годом объясняется вовсе не тем, что контрольная работа прошла менее эффективно.Доля выездных проверок, в результате которых были выявлены нарушения, в общем количестве выездных проверок колеблется в диапазоне 43-45 % и остается практически неизменной. Доля камеральных проверок, в результате которых были выявлены нарушения, в общем количестве камеральных проверок также стабильна и находится в диапазоне 5-7 %.

Незначительное увеличение доначислений в период с 2011 по 2015 год на самом деле объясняется уменьшением в целом количества проведенных выездных проверок. Причем, данная тенденция является достаточно позитивной. Она свидетельствует о повышении уровня аналитической работы налоговых органов при отборе налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок на стадии камерального налогового контроля.

Помимо повышения эффективности проводимых налоговых проверок, ФНС уделяет особое внимание работе но предупреждению правонарушений, в том числе в части разъяснительной работы. Так, на официальном сайте публикуются разъяснения и официальные письма ФНС и Минфина. Также в рамках утвержденной ФНС Концепции планирования выездных проверок налоговыми органами опубликовано 12 общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков. Кроме того, приведена информация о способах ведения хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском [4].

Таким образом, показатели результативности контрольной работы налоговых органов Республики Мордовия имеют позитивные тенденции, и даже снижение количества проведенных выездных налоговых проверок говорит о повышении уровня аналитической работы налоговых органов при отборе налогоплательщиков для проведения проверок данного вида. Однако общий уровень налоговой дисциплины в стране, характер применяемых недобросовестными налогоплательщиками схем уклонения от уплаты налогов, становящихся из года в год все более масштабными и изощренными, заставляют всерьез задуматься о необходимости использования новых резервов повышения эффективности налогового контроля.

При этом остается немало проблем, связанных с осуществлением контрольной деятельности налоговых органов РМ в области администрирования прямых налогов.

Данные проблемы можно классифицировать в четыре группы: проблемы учета налогоплательщиков; проблемы, связанные с доказательной базой; кадровые; методологические.

Проблемы учета налогоплательщиков обусловлены простотой процедуры регистрации юридических лиц, как следствие - возникновением фирм-однодневок, а также искажением информации в документах налогоплательщиками.

Отсутствие общих требований к доказательствам, собираемым в ходе налогового контроля, во многих случаях является причиной невозможности доначисления платежей налоговыми органами.

Кадровые проблемы связаны с несоответствием высоких требований к работникам налоговых органов и чрезвычайно низкого уровня заработных плат.

Методические проблемы связаны с: применением косвенных методов для проверки полноты и правильности исчисления налогов; отсутствием официально утвержденных методик определения суммы налогов, подлежащих уплате в бюджет, расчетным методом (по аналогии с другим налогоплательщиком).

Библиографический список

1 Белянская О. В. О некоторых тенденциях в налоговом администрировании России // Российское предпринимательство. 2013. №3 (225). С. 12-13.

2 Коршунова М. В. Налоговые проверки на современном этапе развития системы налогового контроля // Финансы. 2012. № 10. С. 25-27.

3 Макевнина Д. Ю. Развитие механизма государственного контроля за налоговыми правонарушениями: автореф. дис. канд. экон. наук; ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева». Саранск 2012. 30 с.

4 Официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nalog.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.