Научная статья на тему 'Оценка результатов деятельности педагога в детском общественном объединении'

Оценка результатов деятельности педагога в детском общественном объединении Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
69
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ДЕТСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ПЕДАГОГ-ВОСПИТАТЕЛЬ / EDUCATION / CHILDREN'S ORGANIZATIONS / TEACHER-EDUCATOR

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Круглов В. В.

Критерии содержательной оценки сущности детского общественного объединения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cultural Strategies And Social Practices To Train Techers For The Upringing Activities In Educational Organizations

The article examines the criteria for a meaningful evaluation of the essence of a children's public organizations

Текст научной работы на тему «Оценка результатов деятельности педагога в детском общественном объединении»

В работе рассматриваются критерии содержательной оценки сущности детского общественного объединения.

Оценка результатов деятельности педагога в детском общественном объединении

В.В. Круглов,

кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Центра теории и стратегии воспитания личности ФГБНУ ИСРО РАО

• воспитание • детские организации • педагог-воспитатель

Деятельность педагога-воспитателя, ставящего перед собой задачу формирования детского коллектива в той детской общности, с которой он работает, требует инструментария по оценке эффективности собственной деятельности. Так, в частности, довольно затруднительно бывает оценить, насколько высока идентичность детей по отношению к тому или иному детскому сообществу, какое количество ребят ощущает себя к нему причастным. Все это усложняет диагностическую деятельность педагога и нередко заставляет педагогов декларировать наличие тех или иных детских общностей, базирующихся в школе (например, детских общественных объединений или органов ученического самоуправления), которые, по сути, отсутствуют, т.к. детей, ощущающих по отношению к ним высокую сопричастность, нет или крайне мало. Так, вполне реальны ситуации, когда педагоги школы декларируют существование в школе детской общественной организации, в деятельность которой вовлечено больше половины учащихся, но вместе с тем при опросах учащихся подавляющее большинство последних затрудняются ответить, существуют ли в школе детские организации, и уж тем более отрицают, что они являются членами какой бы то ни было подобной организации.

Всё это делает актуальным задачу разработки критериальной основы оценки сущности и эффективности детской общности по ряду практических признаков для утверждения, что перед нами действующее детское общественное объединение.

Сразу оговоримся, что, имея дело с детской общностью как социальным образованием, мы сталкиваемся чаще всего с признаками,

к которым невозможно применить абсолютные характеристики, и приходится чаще всего руководствоваться понятиями «в большей степени» или «в меньшей степени».

На наш взгляд, это является в данный момент тем недостатком, который позволяет занимать нишу детских общественных объединений таким детским общностям, которые, по сути, таковыми не являются — объединениям дополнительного образования, органам молодёжной власти и т.п.

Словарь-справочник «Детское движение» даёт около десятка различных определений, но бОльшая часть из них содержит примерно одинаковый набор признаков, таких как:

— добровольность участия;

— удовлетворение потребности детей к общению, деятельности, саморазвитию;

— социально-значимая направленность деятельности (деятельность на пользу обществу);

— коллективистский характер деятельности.

Существуют и другие признаки, но по отношению к данным они являются вторичными, т.к. возникают в ходе достижения целей первичных признаков.

Так, «самоуправленческий характер деятельности», очевидно, присущ большинству детских общественных объединений, потому что он позволяет в наиболее эффективной мере решать задачу удовлетворения потребности детей к саморазвитию. Таким образом, все остальные признаки (развитость символики, выраженная разновозраст-ность, различные роли ребёнка (зритель, исполнитель, лидер-организатор) это есть инструментарий по достижению целей первичных признаков.

Обратимся же к первичным признакам.

Добровольность участия характеризуется способностью ребёнка-члена ДОО в любой момент времени как стать членом ДОО, так и перестать им быть, руководствуясь только собственным желанием. Очевидно, что в конкретных случаях решение о вступлении или выходе из ДОО принимается под влиянием внешних обстоятельств (например, в связи с требованием родителей, считающих, что деятельность ребёнка в ДОО мешает ему учиться), но общих внешних причин, мотивирующих или демотивирующих ребёнка быть членом детского общественного объединения, быть не должно.

Часто добровольный характер участия, внешне декларируемый, по сути, таковым не является, так как тесно связан с репрессивным аппаратом государственного учреждения, на базе которого существует т.н. детское общественное объединение. Автору известны случаи, когда школьники, обучающиеся в образовательном учреждении, с удивлением узнавали, что они являются членами детского общественного объединения, которое в этом учреждении работает.

Для достижения добровольности детские общественные объединения, как правило, стремятся создавать привлекательный образ, вести притягательную и интересную внешнюю деятельность, которая позволит ребёнку заинтересоваться и впоследствии прийти в ДОО. В дальнейшем же, когда ребёнок стал членом ДОО, использовать его возрастные особенности, личностный подход, направленный на то, чтобы избежать потери у данного ребёнка интереса к деятельности ДОО. В этой области значимым является исследование педагогов В. Ланцберга и М. Кор-донского «Технология группы» в области технологии групп, которое хотя и не посвящено непосредственно ДОО,

но, по сути, отражает процессы, которые в нем происходят в данной сфере.

Удовлетворение потребности детей к общению, деятельности, саморазвитию является вторичным признаком по отношению к первому, т.к. работает именно на желание ребёнка прийти в объединение и впоследствии в нем оставаться. Однако на такое желание может работать много других инструментов (например, члены объединения могут иметь доступ к определенным материальным благам и поэтому объединение привлекательно), поэтому представляется правильным все-таки поставить его в один ряд с первичными признаками.

Удовлетворение потребности детей к общению, как правило, специально организованной деятельности не требует. Объединенные деятельностью, дети сами прекрасно удовлетворяют данную потребность, однако препятствием для них может стать негативный, дискомфортный характер общения, выражающийся в агрессии, неприятии новичков, попытках самоутверждения более опытных за счет младших и т.п.

Поэтому для удовлетворения данной потребности от педагога-руководителя требуется решение задачи создания благоприятной и комфортной атмосферы, выражающейся в доброжелательности, взаимопомощи, внимании, готовности поддержать и т.п. В этом случае процесс включения в общение новых членов объединения будет проходить быстрее и эффективнее и, как следствие, в более полной мере будет помогать всем членам объединения в удовлетворении данной потребности.

Потребность ребёнка к деятельности удовлетворяется путем организации деятельности, в которой ребёнок занимает роль партнера взрослого с уровнем ответственности, отвечающим его личному уровню развития. Очевидно, что последовательная смена ребёнком

этих ролей и есть удовлетворение потребности в саморазвитии. Так, проходя путь от зрителя к исполнителю, далее к лидеру и организатору, ребёнок развивается, приобретает новые для него личностные качества.

Для того чтобы это происходило, деятельность, очевидно, должна быть организована на самоуправленческих началах, т.е. давать ребёнку возможность получить в свою зону ответственности тот или иной участок данной деятельности.

Чем сильнее развиты в объединении самоуправленческие начала — тем лучше реализуется удовлетворение потребности в саморазвитии ребёнка.

Социально значимая направленность деятельности тоже в какой-то мере является вторичным признаком по отношению к предыдущему, так как обеспечивает удовлетворение потребности в саморазвитии. Действительно, развитие личности происходит при заботе о других, об окружающем мире, о людях и их жизни вокруг. Однако, кроме того, «внешний», социально значимый характер деятельности является условием длительной деятельности объединения. При концентрации деятельности в области внутренней, саморегулирующей и самообеспечивающей, объединение быстро теряет привлекательность, отношения внутри теряют новизну, атмосфера становится привычной и интерес ребят к деятельности в ДОО пропадает. Подробнее об этом см. Л.И. Уманский, Н.Н. Обозов и другие.

Важно помнить, что участие детского объединения в деятельности других сообществ (как государственных, так и негосударственных) самостоятельной деятельностью НЕ ЯВЛЯЕТСЯ.

Коллективистский характер деятельности тесно связан с предыдущими признаками, т.к., во-первых, обеспе-

чивает удовлетворение потребности в общении и совместной (не индивидуализированной, как в учебном процессе) деятельности. Во-вторых, стимулирует саморазвитие, т.к. позволяет ребёнку-члену ДОО получать быструю «обратную связь» от сверстников (а не только от руководителя-взрослого). Это важно, т.к. в силу возрастных особенностей именно сверстники являются референтной группой для большинст-

ва членов ДОО. И в-третьих, коллективистский характер деятельности формирует внешнюю привлекательность, обеспечивающую добровольность участия.

Таким образом, подводя итог, можно сказать, что для оценки сущности детской общности как детского общественного объединения можно руководствоваться следующими критериальными признаками (табл.).

Таблица

Критерий Признаки реализации критерия Признаки отсутствия критерия

Добровольность участия 1. Нет причин, по которым ребёнок не может вступить в ДОО, кроме внутренних причин самого ребёнка (нежелание, неуверенность, отсутствие мотивации). Причины, связанные с личными особенностями (семейная ситуация конкретного ребёнка, отсутствие времени, сопротивление родителей), являются частными случаями и не влияют на признак. 2. Ребёнок ощущает себя членом ДОО и уверенно говорит о своей принадлежности или не принадлежности к нему. 3. Выход ребёнка из ДОО не влечёт за собой «репрессии» со стороны внешних структур (учителей, иных официальных лиц и органов) 1. Вступление в ДОО осуществляется массово, согласие конкретного ребёнка стать членом ДОО является формальным или вообще отсутствует. 2. Ребёнок неуверенно отвечает на вопрос о своей принадлежности к ДОО, сомневается в своём конкретном статусе. 3. Выход ребёнка из ДОО влечёт за собой негативное отношение со стороны различных официальных структур, т.к. воспринимается ими как форма «протеста против системы»

Удовлетворение потребности к общению 1. Общение детей и взрослых построено на основах взаимного уважения, внимания, готовности помогать друг другу и включает в себя не только рабочие отношения, но и дружеские, ценностные. 2. Ребята-новички воспринимаются доброжелательно, им помогают познакомиться с принципами и характером общения в коллективе, мягко указывают на то, «как не принято себя вести». 3. Ситуации нарушения принятых норм общения (сквернословие, хамство, пошлости) вызывают неприятие и осуждение в первую очередь у самих ребят-старожилов ДОО, а не у взрослых. Чаще всего такие ситуации до взрослых просто не доходят, решаясь на «детском уровне» 1. Общение детей и взрослых формально, носит деловой и рабочий характер. Общение вне этих тем не практикуется и отсутствует. 2. Ребята-новички воспринимаются агрессивно, существуют случаи самоутверждения опытных ребят, неуважения, хамства, пошлостей, употребления ненормативной лексики. 3. Ситуации нарушения декларируемых норм общения внутри детской среды носят частый характер и детьми не осуждаются, но скрываются от педагога-руководителя

Критерий Признаки реализации критерия Признаки отсутствия критерия

Удовлетворение потребности к деятельности 1. Ребята-члены ДОО относятся к деятельности как к своей собственной, стремясь делать её качественно, результативно, эффективно. 2. Существует взаимопомощь, поддержка. Ситуации несвоевременного исполнения обязательств вызывают чувство стыда у ребёнка-исполнителя. Такие ситуации подвергаются коллективному обсуждению среди детей, на котором анализируются причины и вырабатывается решение. 3. Инициативу проявляют все, эти инициативы коллективно обсуждаются, и если они большинством поддерживаются, то они воплощаются в жизнь 1. Ребята-члены ДОО относятся к деятельности формально, воспринимая её как неизбежную обязанность, «плату за возможность» быть членом данной общности. 2. Взаимопомощь, поддержка отсутствуют. Единственный заинтересованный в результате деятельности человек — педагог-руководитель. Ситуации несвоевременного исполнения обязательств стыда у исполнителя не вызывают, а вызывают либо равнодушие либо поддержку у остальных членов коллектива. 3. Инициативы взрослого внешне поддерживаются, а внутренне саботируются, т.к. ребята не заинтересованы в увеличении объёма деятельности

Удовлетворение потребности к саморазвитию 1. Деятельность, которую ведёт ДОО, даёт возможность каждому ребёнку найти себе дело по силам, по плечу и по желанию. 2. Разнообразны роли внутри этой деятельности: зритель, исполнитель, организатор, инициатор. 3. Роли возможно формализованы, существующей в ДОО системой самоуправления, права детей по управлению деятельностью реальны и сомнению не подвергаются 1. Деятельность, которую ведёт ДОО, подразумевает узкий круг возможностей для ребёнка, чаще всего зрительско-исполнитель-ские. 2. Деятельность ребёнка сводится к выполнению поручений педагога-руководителя. 3. Самоуправление если и присутствует, то является «мнимым», права ребят по управлению деятельностью декларированы, но не реализуются

Социально значимая направленность деятельности 1. У коллектива есть своя деятельность, организатором которой он является. 2. Хотя бы половина дел направлена на окружение, если не непосредственно, то опосредовано. 3. Реципиентами деятельности коллектива являются не только его члены 1. У коллектива нет своей деятельности, организатором которой он является, или она минимизирована по сравнению с участием в деятельности, организуемой другими общностями: государственными или негосударственными структурами. 2. Почти все дела направлены на сам коллектив и на обеспечение его существования и функционирования. 3. Реципиентами деятельности коллектива являются его члены

Критерий Признаки реализации критерия Признаки отсутствия критерия

Коллективистский характер деятельности 1. Обсуждение деятельности коллектива проходит открыто на специально организованных процедурах, с участием как детей, так и взрослых. 2. Выражение мнений является свободным, мнение, отличное от мнения руководителя или авторитетных ребят коллектива, не подвергается осуждению, если оно высказано аргументированно и уважительно. 3. Дискуссии присутствуют, они носят характер «поиска истины», по итогам дискуссий принимается решение. 4. Решения по основным вопросам принимаются общим голосованием 1. Обсуждение деятельности коллектива происходит «в кулуарах», специально организованных процедур нет или они формальны, на них реальных точек зрения не высказывается. 2. Выражение мнения, отличного от мнения руководителя или авторитетных ребят, осуждается. Используются давление, иные методы борьбы с инакомыслием. 3. Дискуссии отсутствуют или носят отвлеченный характер. Принимаемые решения от них не зависят и принимаются в соответствии с волей руководителя. 4. Факты голосования по значимым вопросам отсутствуют

Данные признаки представляются удобными для оценки деятельности тех или иных детских общностей и могут быть рекомендованы педагогам-руководителям как инструмент, определяющий «вектор развития» детского коллектива, позиционируемого как детское общественное объединение.

С другой стороны, достижение признаков реализации обозначенных критериев — эволюционный процесс, проходящий в ходе становления детской общности как детского общественного объединения, поэтому допустимо говорить о частичной реализации или, более того, использовать понятие «детское общественное объединение» как качественную характеристику детской общности.

Литература

1. АлиеваЛ.В. Воспитание — объект научного познания, ценностный блок современного образования личности. /Л.В. Алиева //Образование личности. — 2015, № 2. — С.44 — 51.

2. Круглов В.В. Социально-педагогические основы взаимодействия детей и взрослых в общественном объединении // Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. — 2010. — № 5. — С. 68-73.

3. Круглов В.В. Технология позитивной детской общности. Методические материалы для руководителей детских неформальных групп / М.:, 2011.

4. Степанов П.В. Мотивация педагогов как воспитателей // Народное образование, 2009. — № 2. — С. 190-196.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.