Научная статья на тему 'Самоопределение школьников средствами дополнительного образования как условие целостного развития личности'

Самоопределение школьников средствами дополнительного образования как условие целостного развития личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
867
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СВОБОДНЫЙ ВЫБОР / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СВОБОДНАЯ ПОЗИЦИЯ / САМОУПРАВЛЕНИЕ / САМОВОСПИТАНИЕ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / Я-КОНЦЕПЦИЯ / FREE CHOICE / ADDITIONAL EDUCATION / FREE POSITION / SELF-MANAGEMENT / SELF-EDUCATION / SELF-REALIZATION / ME-CONCEPTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дробот Александр Анатольевич

Самоопределение личности в образовательном пространстве и её самореализация. Создание гуманизированной среды. Формирование «Я-концепции». Школьное самоуправление в становлении личности школьника. Позиция педагога в пространстве самоопределяющейся личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Самоопределение школьников средствами дополнительного образования как условие целостного развития личности»

САМО

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ средствами дополнительного образования как условие целостного развития личности

Александр Анатольевич Дробот,

доцент кафедры управления образованием Ставропольского института повышения квалификации работников образования, кандидат педагогических наук

В статье 14 Закона «Об образовании в Российской Федерации» отмечается, что содержание образования — один из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации. Готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению — требование Федеральных государственных образовательных стандартов к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.

• свободный выбор • дополнительное образование • свободная позиция

• самоуправление • самовоспитание • самореализация • Я-концепция

Сущность и педагогический смысл самоопределения личности

Ряд учёных непременным условием самоопределения, как осознанного выявления и утверждения собственной позиции, считают «проблемные ситуации» как содержащие противоречие, но не имеющие однозначного решения обстоятельства, в которых разворачивается деятельность индивида или группы. Другие высказывают мысль, что самоопределение не является одномоментным актом, а происходит константно вследствие постоянного изменения, как самой личности, так и окружающей её действительности. Соглашаясь, что в критические эпизоды жизни процессы самоопределения

могут активизироваться, очевидно, что процессы самоопределения с той или иной степенью активности происходят постоянно, на протяжении всей жизни человека.

Выделяются два направления, по отношению к которым занимает позицию личность: самоопределение, направленное вне себя (по отношению к социуму, окружающей действительности) и направленное внутрь. При этом, говоря о самоопределении по отношению к социуму, окружающей действительности, можно выделить ценностную и социальную составляющие.

Ценностная составляющая (назовём её «жизненным самоопределением») — это

процесс и результат интериоризации (выбора, принятия) личностью ценностей и смыслов, выработанных (предложенных) человечеством, получение ответа на вопрос

«Что я хочу?». На этой основе происходит формирование собственного мировоззрения, системы представлений о мире, о себе и своём месте в этом мире, с целью определения смысла существования, цели жизнедеятельности. Иными словами, выработки жизненной концепции, в соответствии с которой ставятся и реализуются жизненные цели и задачи. На основе жизненного самоопределения происходит социальное самоопределение — реальный выбор жизненных планов, профессии, деятельностей, места в группе, коллективе, обществе. Личность отвечает себе на вопрос «Что требует общество?». Третья составляющая единого процесса самоопределения личности — личностное самоопределение, основной признак которого — самонаправленность на своё «Я», внутрь личности, в отличие от других аспектов, основное направление которых — вовне личности. Его сущность состоит в осознании и построении личностью себя, на основе использования внутренних ресурсов, выработки личностных ценностей, смыслов и определения своего места в труде, обществе, жизни. В процессе личностного самоопределения личность, сознавая, познавая, оценивая себя, свои качества, возможности, потенциалы, изменяя, совершенствуя их и используя для достижения целей жизнедеятельности, реализации жизненных стратегий, отвечает себе на вопрос «Что мне дано, что во мне есть, что я могу, на что я способен?».

Таким образом, самоопределение — это сознательный выбор личности, на основе осознания и соотнесения желаний: идеалов, целей, планов («хочу») — жизненное самоопределение; требований, предъявляемых к нему нормами, принятыми в группе, коллективе, обществе («требуют») — социальное самоопределение и возможностей: личных и физических свойств, склонностей, дарований («могу, я есть») — личностное самоопределение. Самоопределение личности представляет собой единство трёх взаимосвязанных, взаимнообусловленных аспектов: жизненного самоопределения, социального самоопределения и личностного самоопределения. В психолого-педагогическом плане они неразрывно связаны и поддаются лишь условному концептуальному различению.

Важно отметить, что личностное самоопределение предполагает не только знание человека о себе, но и деятельность в соответствии с эти-

ми знаниями. Поэтому его важный компонент — самовоспитание — сознательная, целенаправленная, систематическая деятельность по развитию личностных потенциалов, выработке позитивных черт характера и воли, устранению негативных привычек в соответствии с жизненной позицией, требованиями (интересами) общества, в духе общечеловеческих ценностей.

Соглашаясь с М.М. Бахтиным, что самоопределение — это «не только формирование, отстаивание своей позиции, но и процесс реализации своих замыслов, реализации человеком самого себя» (Бахтин М.М. Избранные труды. Таллин 1987. С. 110.), в качестве проективного компонента личностного самоопределения примем самореализацию — сознательную, целенаправленную, систематическую деятельность по использованию возможностей, способностей, потенциалов для достижения значимых целей в соответствии с жизненной позицией.

Самопределение человека предполагает использование техник социальных проб, решения личных проблем (снятие стрессов, зажимов, комплексов, избавление от вредных привычек); техник, изменяющих внутреннее психическое состояние (саморегуляция, самовнушение, самообладание, снятие боли и методы контроля функций организма); сформированность комплекса навыков самоубеждения, самогипноза, принятия самообязательств, самообладания, самоприказа, самоконтроля, самоуправления.

А также обладание техниками изменения личностных черт, самопрограммирования, тренировки, упражнения, соревнования, задания самому себе на день, наделю, месяц, самоограничение, самопринуждение, самодисциплина.

Не отрицая значимости основного образования, признаем, что дополнительное образование в общеобразовательной школе обладает большими возможностями для их личностного самоопределения и формирования: определения собственной позиции

«на основе свободного выбора», а также активизации самопознания, самовоспитания, самореализации. Эти возможности обусловливаются:

• основной целью дополнительного образования, которая заключается в раскрытии ценностно-смысловой компоненты мира, развитии самодеятельности детей, становлении и развитии их сущностных сил, способностей, воспитании свободной, самобытной личности;

• структурой содержания дополнительного образования, в которой опыт творческою самовыражения самоутверждения, формирование ценностных ориентации первичны по отношению к ЗУНам;

• социальным статусом учащегося, который соответствует статусу гражданина, занимающего в обществе определённую нишу в соответствии с возрастными особенностями.

При этом социально-ролевая позиция педагога заключается в педагогическом руководстве взаимодействием ребёнка с ближайшим социальным окружением, оказании помощи в определении целевых ориентиров развития в социальном окружении.

Главное условие, обеспечивающее развитие мо-тивационно-потребностной сферы воспитанника, составной частью которой является и личностное самоопределение, — свобода выбора им предмета, цели деятельности и путей её достижения. В дополнительном образовании предмет деятельности всегда связан с мотивационной сферой. Здесь учебный предмет адаптируется, приспосабливается к воспитаннику. Кроме того, мобильность, разноуровневость, личностная ориентация дополнительного образования способствуют более частому и радикальному обновлению его содержания, что обусловливает открытость содержания обучения деятельност-ным проявлениям «Я» воспитанников в различных социально-ролевых позициях.

Дополнительное образование и самоопределение школьника

Школьное дополнительное образование как часть дополнительного образования детей предоставляет возможности для формирования

основного умения самоопределения —

определения собственной позиции на основе свободного выбора. Эта возможность обеспечивается принципом добровольного участия в деятельности детских объединений и в мероприятиях, профильностью, разнообразием содержания, многообразием дополнительных образовательных программ, удовлетворяющих разнообразные интересы подростков. Кроме того, в дополнительном образовании подросткам предоставляется возможность выбора темпов индивидуального продвижения в избранном виде деятельности, нередко её режима (дни, часы занятий) и даже педагогов. Очень важно, что дополнительное образование позволяет школьнику руководствоваться различными целями. Они могут быть не только образовательными, но и определяться стремлением быть вместе с друзьями, общаться с новыми людьми, самоутвердиться, проявить свои качества, способности.

Развитию способности к самопознанию, ощущению ценности собственной личности способствует предоставляемое подростку право выбора, заставляющее его изучать, исследовать себя, свои возможности, способности. Широко применяемый в дополнительном образовании культурологический подход, предусматривающий «погружение» в культуру, воздействие на эмоциональную сферу подростка, также позволяет ему узнать, о своих скрытых, неосознаваемых способностях, лучше осознать место во внешнем мире. Усваивая знания в темпе и объёме, соответствующем его индивидуальным способностям, он постепенно всё больше и больше узнаёт о них. Школьнику предоставляется реальная возможность, участвуя в процессе деятельности и общения, получать информацию о самом себе, на основании которой он выстраивает свой Я-образ, Я-концепцию.

Предоставляемая школьникам дополнительным образованием возможность в ходе учебно-воспитательного процесса решать возрастные и индивидуальные задачи и те проблемы, с которыми они сталкиваются

в жизни, создаёт условия для перевода процесса воспитания в самовоспитание. Это обусловливается тем, что в основе воспитания лежат межличностные отношения, живые события и явления окружающей действительности, способные вызвать чувственно-эмоциональные переживания. В дополнительном образовании акцент делается на развитие способности «проживать» события, осваивать их на эмоционально-ценностном уровне. Такие формы и методы работы, как фестивали, турниры, викторины, спектакли, концерты, путешествия и творческие экспедиции, исследовательская работа, широко применяемые в дополнительном образовании, позволяют переместиться во времени и пространстве, погрузиться в культуру, включиться в неё не столько на интеллектуальном, сколько на эмоционально-чувственном уровне. Всё это предоставляет возможность для самораскрытия, самоизменения, саморазвития подростком способностей. Этому же способствует и признание воспитанника субъектом учебно-воспитательного процесса и общения, демократический стиль отношений педагогов с учащимися, содержание используемого образовательного материала, в котором воспитательные и развивающие возможности доминируют над информационными. Успешность деятельности по развитию самовоспитания ребят обеспечивается также использованием активных форм и методов обучения, методики коллективного творческого воспитания, личным примером педагога в самовоспитании.

Ориентация дополнительного образования на личность воспитанников активизирует их самореализацию, обеспечивая, с одной стороны, защиту от подавления, угнетения, оскорбления достоинства, собственных комплексов, с другой, психолого-педагогическую поддержку индивидуального развития, психического здоровья. Этому же способствует безоценочный характер дополнительного образования, обеспечивающий достижение успеха в соответствии с собственными способностями, свобода творческого самовоплощения в деятельности, многообразие дополнительных образовательных программ, удовлетворяющих разнообразные интересы детей, возможность их сочетания, коррекции в процессе освоения, гибкость, профильность, разнообразие, индивидуализация форм и методов, используемых педагогами. Самореализации и профессиональному самоопределению способствуют и различные курсы практической направленности,

не требующие длительной и сложной подготовки, но обеспечивающие возможность реализации уже в школьные годы потенциальных возможностей подростков, подготовки к реальной жизни в обществе, достижения поставленных целей.

Огромные возможности для удовлетворения потребностей подростков в самопознании, самовоспитании, самореализации предоставляет практико-дсятельностная ориентированность дополнительного образования, позволяющая подростку знакомиться с конкретным, осязаемым воплощением определённых объектов в жизни. При этом преобладающая — практическая деятельность, имеющая эмоционально-образное наполнение.

Дополнительное образование способствует формированию успешной личности с позитивной «Я-концепцией», что служит непременным условием успешного самоопределения. Здесь подростки получают возможность индивидуального развития тех способностей, которые не всегда формируются в учебном процессе, возможность коррекции каких-то недостатков, возможность реабилитации личности за счёт компенсации учебных неудач достижениями в области дополнительного образования. Дополнительное образование создаёт ситуацию успеха, поскольку в процессе занятия различными видами деятельности, которые ребёнок выбрал самостоятельно — в соответствии с интересами и потребностями, он вступает в равноценный диалог с педагогом. Роль учащегося, чьи успехи сравнивают с высотой обязательной учебной планки, сменяется ролью творца, товарища по совместному делу, человека, которого не оценивают, которому рады.

Особенность дополнительного образования в общеобразовательной школе, способствующей решению рассматриваемой проблемы — обстоятельство, что, осуществляясь на базе школы и его кадрами, оно тесно связано с основным образованием, создавая тем самым предпосылки

для интеграции усилий по развитию личностного самоопределения путём сочетания учебных программ, форм и методов работы, проведения комплексного мониторинга за состоянием и развитием подростка с целью оптимизации педагогического акмеологического воздействия.

Важно также отметить, что школьное дополнительное образование позволяет создать в школе особую гуманизированную среду, которая позволяет успешнее решать задачи развития личностного самоопределения подростков. Эта среда обеспечивает отношения сотрудничества, сотворчества, соуправления; создаёт ситуации успеха; укрепляет уверенность ребёнка в себе; развивает в нём самоуважение, способствует его самоутверждению, творческому раскрепощению. Переходя от одной возрастной ступени к другой, ребёнок остаётся всё время в среде, которая представляет для него опыт творчества преодоления, достижения, самоутверждения. Такая среда предоставляет оптимальные условия для акмеологи-ческого взаимодействия между педагогом и его воспитанником, которое служит непременным условием успешной педагогической деятельности по развитию личностного самоопределения. В ходе такого взаимодействия создаются условия для освоения такого опыта человеческих отношений, как кооперативность, сотрудничество, сотворчество, партнёрство, умение работать в команде.

Дополнительное образование способствует не только развитию личности ребёнка, но позволяет самореализоваться и учителю, то есть внести личностный мотив в учебный предмет, выйти за рамки традиционной программы, удовлетворить творческие и познавательные интересы. Кроме того, профессиональная роль педагога, принявшего на себя полную меру ответственности за условия, характер и перспективы развития личности каждого воспитанника, обязывает его самосовершенствоваться. Цель и результат жизнедеятельности школьников в системе дополнительного образования школы — обеспечение целостного и устойчивого развития человека растущего

и взрослого, формирование способности учащихся к самоопределению, саморазвитию в новых образовательных и иных системах.

Достижение поставленной цели возможно при условии решения следующих задач:

1. Формирование высокой мотивации достижений и жизненного успеха, морально-правовой ответственности и духовно-нравственных ценностных ориентации.

2. Организация учебно-воспитательного процесса как процесса помощи ученику

и учителю в решении их личных жизненных проблем, как цепи событий, имеющих для них личную значимость, способствующих достижению микроакме — акме-событий.

3. Вовлечение каждого ребёнка в творческую, созидательную, социально значимую деятельность, ставящую его в условия, когда объективно актуализируется личностное самоопределение и акмеологическое развитие.

4. Активная, целенаправленная деятельность по стимулированию подростков к самопознанию, самовоспитанию, самореализации, самоопределению.

Клубная сфера предоставляет подросткам возможность в процессе раскованного общения и участия в самых разнообразных видах практической деятельности получать новые знания о себе и окружающем мире, развивать личностные потенциалы. Успехи, достигнутые в кружке, клубе, ансамбле позволяют компенсировать неудачи в основном образовании и способствуют самоутверждению, формированию позитивного отношения к себе, веры в себя, свои силы. Большие возможности для самоопределения предоставляет такая особенность учебно-воспитательного процесса в клубной сфере, как возможность освоения различных уровней образовательных программ. Деятельность школьников в клубной сфере реализуется в различных формах: фронтальной, групповой, индивидуальной, что даёт педагогам возможность максимально реализовать лич-ностно-деятельностный подход в обучении.

Досуговая сфера, уникально сочетая развлечение, научение и воспитание, активизирует

социальную активность, формирует у школьников духовный образ жизни, установку на самосовершенствование, умение самоорганизации до суга через общение, познание, просвещение. В досутовой деятельности в большей степени, чем в других, проявляются физические, интеллектуальные, эмоциональные возможности ребёнка, формируется опыт творческой детской самореализации, происходит его включение в системы социальных коммуникаций.

Огромные возможности для развития личностного самоопределения ребят содержит самоуправленческая деятельность, понимаемая как целенаправленная, систематическая, организованная деятельность учащихся, в процессе которой они учатся управлять собой и коллективом, решая задачи школьной жизни (Г.К. Селевко). Самоуправление, как никакой другой элемент дополнительного образования школы, способствует формированию у школьников демократической культуры, гражданственности, стимулирует их к социальному творчеству, умению действовать в интересах совершенствования как своей личности, так и общества, отечества, то есть способствует самоопределению личности.

В ходе организации системы самоуправления большое значение имеет соуправление — совместная деятельность на равных правах при равных обязанностях для достижения общих целей. Объединяя в социальной деятельности взрослых и подростков, соуправление даёт возможность первым установить с воспитанниками акмеологи-ческое взаимодействие, являющееся непременным условием воздействия на личностное самоопределение, а вторым самоутвердиться в деятельности наравне со взрослыми, получать образцы деятельности по достижению поставленных целей.

Самоуправленческая общественная деятельность самым тесным образом связана с детскими общественными объединениями, адаптированными на уровень развития школьников мини-обществами, имеющими свои законы существования и проблемы, которые призваны решать ребята. В процессе решения этих задач, имея разные мотивы и потребности (самоутверждение, само

реализация, самосовершенствование), школьники познают свои особенности, сознательно развивают их, актуализируют и реализуют для достижения значимых целей в различных социальных ролях. Детские общественные объединения являются для детей значимой средой, которая не позволяет им останавливаться на месте, отставать от сверстников в саморазвитии, самосовершенствовании.

Деятельность детских общественных объединений выстраивается в соответствии с возрастными особенностями школьников. Для младших она организуется как игра, длящаяся в течение всего учебного года и учитывающая как достижения каждого классного коллектива, так и личные достижения каждого ребёнка. В 5—8-х классах главной становится самореализация подростков в коллективной, общественной деятельности. В старших классах основная форма работы — выявление и поддержка социальных инициатив, создание условий для реализации социально значимых проектов и программ в интересах школьников.

Для того, чтобы классный коллектив создавал условия для развития самоопределения личности в различных сферах жизнедеятельности, необходимо превращение класса из учебной единицы в коллектив. Этого можно добиться, во-первых, тщательно подбирая содержание и виды деятельности, которые формируют образ, нормы жизни класса, ценностные ориентации, создают чувство общности, чувство «Мы», способствуют созданию эмоционально-психологического комфорта в коллективе, ситуации успеха. Это приводит к тому, что учащиеся охотно проявляют самостоятельность, желание творческой деятельности. Во-вторых, для активизации процесса взаимовлияния класса, как компонента системы, на личность учащегося необходимы меры по уменьшению расслоения класса, увеличению интенсивности внутриклассного общения.

Жизнедеятельность классного коллектива организуется таким образом, чтобы

Роль школьного самоуправления в самоопределении и развитии личности

инициатива исходила от ребят, при этом сочетались состав классного коллектива и склонности, приоритеты классного руководителя. Поэтому в коллективах самым разным образом может быть организована до-суговая деятельность, создаваться разнообразные системы самоуправления, организовываться различные кружки, выбираться различные направления содержания деятельности. В любом случае, главным критерием оценки будет степень влияния на личностное самоопределение ребёнка.

Система дополнительного образования общеобразовательной школы будет в полной мере способствовать развитию личностного самоопределения только в случае реализации ряда условий. Во-первых, очень важно, чтобы общее и дополнительное образование были интегрированы таким образом, что каждое из направлений педагогической деятельности по развитию личностного самоопределения, начатое на уроке (обязательное образование), продолжалось и развивалось во внеурочной деятельности (дополнительное образование) и наоборот. Интеграцию педагогической деятельности в сфере основного и дополнительного образования по различным направлениям обеспечивают общешкольные программы, построенные таким образом, что деятельность детей в системе дополнительного образования, наполненная полезными делами, развивающая интересы, способности, таланты, социальные связи, представляющая широкую практику для развития самоопределения ребёнка дополняла и органически продолжала воспитательный процесс, начатый на уроке.

Другое условие — отбор и использование педагогами наиболее продуктивных с точки зрения обеспечения личностного самоопределения школьников подходов, форм, методов обучения и воспитания.

Продуктивный метод для решения проблемы личностного самоопределения подростков — создание ситуаций, когда учащемуся самому нужно извлечь знания из окружающего мира, найти свой собственный путь и через это открыть мир и найти своё место в нём.

Активизация личностного самоопределения подростков способствует личностный подход. При этом учебно-воспитательный процесс организуется не как формализованная передача ученику знаний, умений, навыков, социальных норм, а как поиск и открытие им своего мира ценностей, знаний, умений, стимулирующих развитие, становление самой познающей личности.

Большое значение для осознания подростками своего «Я», своего «Я» как отличного от других «Я», осознания того, как их «Я» воспринимается другими, осознания себя в коллективной деятельности (деле), приобретения навыков высказывать своё мнение, понимать и принимать чужую точку зрения, отстаивать свою, имеет вовлечение учащихся в групповую деятельность.

Активизации процессов личностного самоопределения подростков способствует и предоставление им максимально возможной свободы, самостоятельности в ходе подготовки и проведения занятий, мероприятий. Привлекая школьников к планированию, построению занятий, педагоги предоставляют им возможность самим находить пути решения возникающих проблем и задач, при этом выбирают такие формы коллективной и индивидуальной работы, при реализации которых сами выступают в роли советчика, старшего товарища.

Опора на потребность подростка в познании, самоуважении, самовыражении, самоопределении, самореализации, предоставляет возможность для использования метода педагогического взаимодействия путём создания на занятиях особой среды, в которой подростки чувствуют себя благополучно, комфортно. Это в свою очередь достигается путём использования методов положительного стимулирования (одобрения, похвалы, благодарности), веры в возможности роста личности ребёнка. В такой среде исчезает дистанция возраста и должности, остаётся человеческое общение, которое создаёт особый образ жизни, мир гуманности, взаимного уважения и доверия.

При этом, продумывая, осмысливая, вырабатывая стратегию совместных с учениками действий, намечая тактику и контролируя ход деятельности, анализируя его, внося коррективы с позиций «наравне», «рядом», «вместе», взрослые создают условия для самостоятельной постановки ребятами личных и социальных задач, оснащают их способами совершения деятельности, стимулируют индивидуальный выбор.

Педагогическая поддержка также является эффективным средством активизации личностного самоопределения подростков, позволяя им стать субъектом своей жизнедеятельности, то есть приобрести установку самому решать свою судьбу, развивать себя, чувствовать себя человеком, способным па поступок.

Важный педагогический приём, который может способствовать развитию у учащихся самосознания, понимания своего поведения — постоянная ситуативная рефлексия. Она позволяет давать различным актам спонтанного поведения учащихся их деятельную интерпретацию, то есть выводить на уровень осознания индивида и класса тот факт, что за, казалось бы, случайными словами, поведенческими проявлениями лежат не вполне осознаваемые цели, желания, уже усвоенные нормы и поведение, особенности возраста, темперамента, а также другие индивидуальные и социальные причины. Подобное содержательное оценивание ребёнка поможет ему начать понимать себя и других, овладеть для этого самыми необходимыми средствами (понятиями).

Позиция педагога

В каждой из педагогических технологий заложены возможности для формирования различных аспектов личностного самоопределения. Так, при использовании групповых, коллективных методик формируется социальная активность личности, развивается коммуникативный потенциал, удовлетворяются потребности в самовоспитании, самоутверждении. Проблемные, поисковые, исследовательские методы способствуют развитию творческого потенциала, самопознанию, самореализации личности, формируют прогностическую направленность личности школьника. Развивающие методы позволяют организовать все этапы деятельности. При этом предпочтительными являются активные формы

обучения и воспитания, привлекающие учащихся к возможно более широкой самостоятельной мыслительной и оперативной деятельности.

Многолетняя педагогическая практика и тщательное изучение психолого-педагогической литературы позволили сформулировать ряд требований к деятельности педагога по созданию условий для развития личностного самоопределения школьников:

1. Педагог относится к ученику как равному участнику деятельности, интегральной индивидуальности, сложному синтезу индивидных, личностных свойств. Он глубоко изучает личность ребёнка, определяет направленность развития жизненных стремлений, ценностей, на основе которых он развивается.

2. На основании знания личностных потенциалов каждого из ребят, пределов их возможностей педагог ведёт их по максимуму их возможностей, по верхнему барьеру компетентности, не позволяя брать на себя невыполнимых обязательств, заданий, с которыми они не могут справиться. В этом случае ученик идёт от одного класса задач к другому

в соответствии со целенаправленно формируемыми способностями, накапливая знание о себе самом, чувствуя и предел возможностей, и их рост, формируя, воспитывая «чувство победителя» и стремление к постоянному личностному росту.

3. Поставив задачу способствования формированию самореализующегося человека, педагог создаёт условия для творчества, которое невозможно без совершения и исправления ошибок, служащих толчком для мысли, поиска. Это требует от учителя терпимости к неудачам учеников, предоставления им «права на ошибку», которое оговаривается целым рядом правил: «только не допускайте одну и ту же ошибку дважды», «приемлемое число ошибок», «важно не полюбить право па ошибку».

4. Формирование социально-психологической общности коллектива возможно только в том случае, если педагог видит хорошее в личностях, деятельности воспитанников и доносит до них это, не скупится на улыбку, благодарность, помогает решить возникшие проблемы, даёт ребятам дополнительный «энергетический импульс».

5. Педагог верит в способности детей, их знания и опыт, относится к ним как к своеобразному специализированному «банку» информации, знаний и умений. Следствие такой позиции — предоставление школьникам широкой самостоятельности, делегирование полномочий, использование их знаний и опыта для решения возникающих проблем и затруднений, авансирование учащимся доверия.

Проведённые исследования показывают, что на процесс самоопределения школьников значительное влияние оказывают различные внешкольные организации. Это обстоятельство обуславливает необходимость реализации ещё одного условия — установление отношений тесного сотрудничества с различными организациями, привлечения их внимания к проблемам самоопределения, самосовершенствования ребят, способствования перестройке их деятельности в направлении способствования развитию самоопределения ребят.

Не вызывает сомнения, что без создания системы взаимодействия с семьёй, как референтной группой общения ребёнка, невозможен эффективный процесс развития личностного самоопределения. Система отношений с семьёй должна выстраиваться на базе новой философии взаимодействия семьи и образовательного учреждения, в основе которой лежит идея ответственности родителей за воспитание и образование детей и поддержки, дополнения их воспитательной деятельности всеми социальными институтами. При этом отношения определяются принципами открытости, взаимоуважения, взаимопомощи, взаимоподдержки, предъявления единых требований к детям. Признание приоритета семейного воспитания требует и иных линий в отношениях семьи и школы, характеризующихся сотрудничеством и взаимодействием, понимаемым как согласованная деятельность по достижению сов-

местных целей и результатов, по решению участниками взаимодействия значимой для них проблемы или задачи (Т.А. Березина). Это взаимодействие всегда демократично и базируется на принятии индивидуальных интересов партнёра.

В практической деятельности приоритет должен отдаваться использованию следующих форм работы:

• построенных на диалоге (дискуссии, круглые столы);

• ориентированных на развитие практических умений (деловые игры, элементы тренинга);

• обеспечивающих получение системных знаний по вопросам развития личностного самоопределения (проведение регулярных занятий по программе «Родительского всеобуча»);

• обеспечивающих активное участие родителей в организации учебно-воспитательного процесса (деятельность классных, общешкольного родительских комитетов, попечительского совета, совета общественности, активное участие родителей в подготовке и проведении внеклассных мероприятий, заседаний педагогического совета школы, организация работы различных кружков, секций).

Важное направление работы с родителями — оказание консультативной и практической помощи в решении вопросов семейного воспитания: индивидуальные и групповые консультации психолога, социального педагога, педагогических работников, членов администрации школы, специалистов различных организаций и учреждений.

Очевидно, что все факторы, содействующие развитию личности, стимулируют в той или иной степени и развитие личностного самоопределения. А значит, целесообразно говорить не о создании специфических структурных элементов жизнедеятельности ребёнка в общеобразовательной школе, способствующих развитию личностного самоопределения, а, прежде всего, о наполнении существующих новым содержанием, использовании подходов, форм и методов, отобранных в соответствии с определёнными целями, задачами, принципами. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.