Научная статья на тему 'ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ЭЛЕМЕНТА ЛОВЛИ И ПЕРЕДАЧИ МЯЧА КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КОМАНД В ГАНДБОЛЕ'

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ЭЛЕМЕНТА ЛОВЛИ И ПЕРЕДАЧИ МЯЧА КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КОМАНД В ГАНДБОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
155
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАНДБОЛ / ТЕХНИКА / ТАКТИКА / ЛОВЛЯ И ПЕРЕДАЧА МЯЧА / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / HANDBALL / TECHNIQUE / TACTICS / CATCHING AND PASSING THE BALL / INFORMATION / AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Параховская Марина Викторовна, Хлопцев Вадим Аркадьевич

Введение. В статье рассматривается эффективность одного из важных технико-тактических приёмов игры - ловли и передачи мяча в соревновательных условиях. Цель исследования - изучить результативность ловли и передачи мяча квалифицированных команд по гандболу с помощью компьютерной программы «HandballTraning». Обзор литературы. На техническом приёме «ловля и передача мяча» тренеры недостаточно акцентируют внимание в учебно-тренировочном и соревновательном процессах. Как результат - небольшое количество научных и методических публикаций, связанных с данным техническим приёмом. В работе представлен обзор научных публикаций В. Я. Игнатьевой, В. В. Амплеевой, О. В. Роменской, И. Ю. Близновой, Нгуен Хыу Чунг и М. В. Жийяр. Материал и методы. Исследование проходило во время проведения игр чемпионата Республики Беларусь по гандболу среди женских команд высшей лиги. Было проанализировано 28 игр 7 команд, участвующих в чемпионате. Результаты исследования. Проанализировав игры, мы пришли к выводу, что большее количество ошибок в рассматриваемых приёмах игры допускают команды, находящиеся в нижней части турнирной таблицы чемпионата. Также стоит отметить, что большее количество ошибок допускается во время ответственных и значимых игр, которые существенно решают турнирное положение команды. Кроме того, низкий уровень владения приёмом ловли и передачи мяча был отмечен у крайних и полусредних игроков. Заключение. Технический приём «ловля и передача мяча» позволяет сделать значительный вклад в победу команды. Этому приёму следует уделять большее внимание в учебно-тренировочном процессе команд различного возраста и уровня подготовленности. Также на результативность и эффективность ловли и передачи мяча влияет уровень общей, специальной и технической подготовленности игрока. Этому также стоит уделить особое внимание в тренировочном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Параховская Марина Викторовна, Хлопцев Вадим Аркадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF CATCHING AND PASSING THE BALL OF HANDBALL QUALIFIED TEAMS

Introduction. The paper considers the efficiency of significant technical and tactical elements of the game (catching and passing the ball) in a competitive environment. The purpose of the study is to examine the performance of catching and passing by qualified handball teams using the HandballTraning computer program. Review of the literature. The coaches do not sufficiently focus on catching and passing techniques during training and competition. As a result, there are few scientific and methodological publications related to these elements. The paper reviews scientific publications by V.Ya. Ignatieva, V.V. Ampleeva, O.V. Romenskaya, I.Yu. Bliznova, Nguen Khyu Chung, and M.V. Zhiiyar.Material and methods. The study involved analyzing the games of the Belarusian Handball Championship among the women’s Top League teams. Seven teams participating in the Championship were analyzed, and 28 games were considered. The results of the study. Analysis of the games has indicated that the teams at the bottom of the championship table make a large number of errors in the considered game elements. It is also worth noting that more mistakes are made during important and crucial games, which determine the team tournament standings. Besides, outside and half-right and left players showed a low level of catching and passing the ball. Conclusion. The technique of catching and passing the ball makes a significant contribution to the victory of the team. This technique should be given more attention during the training of teams of different ages and levels of skills. Moreover, the level of general, special, and technical training of a player affects the performance and efficiency of catching and passing the ball, which is also worth paying attention to in the training process.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ЭЛЕМЕНТА ЛОВЛИ И ПЕРЕДАЧИ МЯЧА КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КОМАНД В ГАНДБОЛЕ»

Онлайн-доступ к журналу: http://journal.iro38.ru

УДК 796.322.4

Оценка результативности выполнения технического элемента ловли и передачи мяча квалифицированных команд в гандболе

М. В. Параховская, В. А. Хлопцев

Витебский государственный университет имени П. М. Машерова,

Республика Беларусь, г. Витебск

Аннотация. Введение. В статье рассматривается эффективность одного из важных технико-тактических приёмов игры -ловли и передачи мяча в соревновательных условиях. Цель исследования - изучить результативность ловли и передачи мяча квалифицированных команд по гандболу с помощью компьютерной программы «HandballTraning». Обзор литературы. На техническом приёме «ловля и передача мяча» тренеры недостаточно акцентируют внимание в учебно-тренировочном и соревновательном процессах. Как результат - небольшое количество научных и методических публикаций, связанных с данным техническим приёмом. В работе представлен обзор научных публикаций В. Я. Игнатьевой, В. В. Амплеевой, О. В. Ро-менской, И. Ю. Близновой, Нгуен Хыу Чунг и М. В. Жийяр. Материал и методы. Исследование проходило во время проведения игр чемпионата Республики Беларусь по гандболу среди женских команд высшей лиги. Было проанализировано 28 игр 7 команд, участвующих в чемпионате. Результаты исследования. Проанализировав игры, мы пришли к выводу, что большее количество ошибок в рассматриваемых приёмах игры допускают команды, находящиеся в нижней части турнирной таблицы чемпионата. Также стоит отметить, что большее количество ошибок допускается во время ответственных и значимых игр, которые существенно решают турнирное положение команды. Кроме того, низкий уровень владения приёмом ловли и передачи мяча был отмечен у крайних и полусредних игроков.

Заключение. Технический приём «ловля и передача мяча» позволяет сделать значительный вклад в победу команды. Этому приёму следует уделять большее внимание в учебно-тренировочном процессе команд различного возраста и уровня подготовленности. Также на результативность и эффективность ловли и передачи мяча влияет уровень

Ключевые слова:

Для

цитирования:

общей, специальной и технической подготовленности игрока. Этому также стоит уделить особое внимание в тренировочном процессе.

гандбол, техника, тактика, ловля и передача мяча, информационно-коммуникационные технологии.

Параховская М. В., Хлопцев В. А. Оценка результативности выполнения технического элемента ловли и передачи мяча квалифицированных команд в гандболе // Педагогический ИМИДЖ. 2020. Т. 14. № 3 (48). С. 423-435.

DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-3-423-435

Дата поступления статьи в редакцию: 5 декабря 2019 г.

Введение

Одним из важных технических элементов игры в гандбол является ловля и передача мяча. Ловля - это приём, который обеспечивает возможность овладеть мячом и осуществить с ним дальнейшие действия. Ловля производится одной или двумя руками. Выбор способа ловли диктуется особенностью траектории полёта мяча и положением игрока по отношению к мячу, а также уровнем технико-тактического мастерства спортсмена. Важным приёмом в игре является передача мяча, с его помощью игрок имеет возможность направить мяч партнёру для продолжения атаки. Передача мяча - это основной приём, обеспечивающий взаимодействие партнёров. Без точной и своевременной передачи невозможно создать условия для успешной атаки. Существует много различных способов передачи мяча. Применяют их в зависимости от той или иной игровой ситуации, расстояния, на которое нужно послать мяч, расположения или направления движения партнёра, характера и способов противодействия соперников [9].

Обзор литературы

На техническом приёме «ловля и передача мяча» тренеры недостаточно акцентируют внимание в учебно-тренировочном и соревновательном процессах. Как результат - недостаточное количество научных и методических публикаций, связанных с данным техническим приёмом. В. Я. Игнатьева в своих научных работах анализирует передачу мяча у квалифицированных команд. Команды высокого класса за игру выполняют от 385 до 545 передач. По числу передач за игру первое место занимают разыгрывающие игроки (от 106 до 115), за ними следуют полусредние (91-96), крайние (62-67) и линей-

ные (45-60). Если анализировать количество передач за матч у игроков различной спортивной квалификации, то можно отметить следующие цифры: самое большое количество передач у мужчин - мастеров спорта: 460-500 передач, у женщин: 380-420 [2-6].

В научной работе В. В. Амплеевой, О. В. Роменской, И. Ю. Близновой проведён анализ ошибок в соревновательной деятельности гандболисток различного возраста. Среди всех анализируемых показателей есть и ошибки в ловле и передаче мяча. В работе данных авторов приводится анализ соревновательной деятельности по четырём возрастным группам: 10-11 лет, 12-13 лет, 14-15 лет, 16 лет. Изучив данную публикацию, мы остановились на показателях ловли и передачи мяча. В 10-11 лет ошибка ловли встречается в 10 %, а ошибка передачи мяча - 42 % за игру. В 12-13 лет: ловля мяча приносит 31 % ошибок, передача мяча - 31 % ошибок. В 14-15 лет ошибки при ловле мяча уменьшаются и составляют 17 %, ошибки в передаче мяча изменились незначительно и составили 33 %. Меньше всего ошибок в данных приёмах делают игроки 16 лет: при ловле - 6 %, передаче - 19 % [1, с. 15-21].

В научной работе Нгуен Хыу Чунг и М. В. Жийяр приведён анализ соревновательной деятельности студенческих команд по гандболу. В данной статье изучается соревновательная деятельность игроков в зависимости от игрового амплуа. Приведены следующие данные: полусредние игроки за одну игру выполняют в среднем 31 передачу мяча, крайние игроки - до 9 передач мяча, линейные - до 18 передач, разыгрывающие - до 48 передач мяча [7, с. 222-225].

Таким образом, исходя из анализа научно-методических и научно-практических публикаций по техническому приёму «ловля и передача мяча» мы пришли к выводу, что данному приёму игры уделяется недостаточное внимание и этот приём требует дополнительного изучения.

Цель исследования - изучить результативность ловли и передачи мяча квалифицированных команд по гандболу с помощью компьютерной программы «На^ЬаПТгаш^».

Материал и методы

В качестве материала исследования применялась разработанная компьютерная программа «HandbaПTraшng», которая позволяет проводить анализ технико-тактических действий квалифицированных спортсменов в соревновательных условиях. Из методов были использованы анализ научно-методической литературы по изучаемой проблеме, педагогическое наблюдение, методы математической статистики. Анализ результативности ловли и передачи мяча проводился на играх 27 чемпионата Республики Беларусь по гандболу среди женских команд высшей лиги. Всего в педагогическом наблюдении приняли участие 7 команд. Было проанализировано 28 игр.

Результаты и их обсуждения

В тренировочном процессе квалифицированных команд всё меньше стало уделяться внимания таким технических приёмам игры, как ловля и передача мяча. Однако эти приёмы составляют один из важнейших элементов в соревновательной деятельности. Без эффективного владения ловлей и передачей мяча невозможно взаимодействие игроков на площадке и качественное ведение игры. Нами была проанализирована применяемая тренерами в Республике Беларусь статистическая программа «Статистика по гандболу» от разработчика

What the appz. В данной программе не учитываются такие технические приёмы, как ловля и передача мяча.

Для того, чтобы показать значимость ловли и передачи мяча в гандболе, нами был проведён анализ результативности этих приёмов в соревновательной деятельности квалифицированных команд. Для этого использовалась компьютерная программа «HandbaUTraning». Данная программа позволяет анализировать результативность передачи мяча по следующим технико-тактическим элементам игры: неточная передача при сопротивлении с защитником, неточная передача без защитника, неточная передача в отрыв, голевая передача, - а также учитывает ошибки при ловле мяча (рис. 1) [9].

Рис. 1. Сбор данных во время матча с помощью компьютерной программы «HandballTraning»

Fig. 1. Data collection during a match using a computer program «HandballTraning»

Для анализа эффективности ловли и передачи мяча каждому технико-тактическому приёму был присвоен коэффициент весомости по отношению к его значимости для результата игры [9].

Результативность передачи мяча оценивается по коэффициенту индекс технико-тактического действия спортсмена (передача) - ИТТДС который рассчитывается следующим образом:

ИТТДС =

11 передача

где,

P. * av + Px * a9 + Px * а + Px * а + Px * а

P 1__£_2__f_J__i_i___ff 5 * t

n

Р - неточная передача при сопротивлении с защитником; а р 1 = 7,75; Р - неточная передача без защитника; ар = 3,25; Е - неточная передача в отрыв; а^ ^ = 6,88; Р - точная передача в отрыв; а р =16,25; РХ - голевая передача; ар =16,75;

t - время, проведённое спортсменом на площадке (игровое время спортсмена);

п - общее количество регистрируемых технико-тактических действий (п=41) [7].

Кроме ИТТДС в компьютерной программе «HandbaПTraшng» мож-

г ^ передача г г г °

но посмотреть общую результативность команды в передаче мяча, которая представлена индексом технико-тактических действий команды (передача) -ИТТДК

^ передача.

Данный индекс рассчитывается по следующей формуле:

ИТТДК = Р * а, 1 + Р * аР 2 + Р3 * ^ 3 + РХ4* ар 4 + Р5 * аР 5 ~ передача -:-:-1-1-----------—

п

Рис. 2. Результаты индекса технико-тактического действия команды в компьютерной программе «HandballTraning»

Fig. 2. The resultant index of the team S technical and tactical action, calculated with the «HandbaUTranmg» computer program

Таблица 1

Среднее значение индекса технико-тактического действия команды

(передача)

Table 1

Average value of the index of technical and tactical action of the team

(passing the ball)

Номер команды Среднее значение ИТТДКпе е ача ( x ±m, *n=4)

1 6,094 ±0,07

2 5,740±0,42

3 5,413±0,18

4 4,271±0,32

5 3,058±0,31

Примечание: *п=4 - количество анализируемых игр каждой команды.

Анализируя полученные данные, отметим, что команды - лидеры чемпионата, как правило, делают меньше ошибок в ловле и передаче мяча, чем команды, занимающие низкие места. Кроме того, в играх с более сильными командами делается гораздо больше ошибок в ловле и передаче мяча, чем со слабыми.

Индекс технико-тактического действия спортсмена (передача) мы проанализировали у 7 команд, у игроков всех амплуа команды: разыгрывающий, крайний, полусредний, линейный за 4 игры (табл. 2).

Таблица 2

Среднее значение индекса технико-тактического действия спортсмена (передача), позиция «разыгрывающий»

Table 2

Average value of an athlete's technical and tactical action index (passing the ball), position «point guard»

Номер команды (место) Амплуа ( x ±m, *n=4)

Разыгрывающий Уровень владения приёмом

1 (1) 4093,20±973,41 Высокий

2 (2) 3458,55±1384,12 Высокий

3 (3) 4434,71±1402,69 Высокий

4 (4) 1506,85±1040,91 Средний

5 (5) 1072,86±583,53 Ниже среднего

6 (6) 1016,19±405,99 Ниже среднего

7 (7) 659,13±146,09 Ниже среднего

Таблица 3

Среднее значение индекса технико-тактического действия спортсмена (передача), позиция «полусредний»

Table 3

Average value of an athlete's technical and tactical action index (passing the ball), position «left and right backs»

Номер команды (место) Амплуа ( x ±m, *n=4)

Полусредний Уровень владения приёмом

1 (1) 3960,07±979,90 Высокий

2 (2) 3829,14±874,59 Высокий

3 (3) 1636,80±940,90 Средний

4 (4) 1800,27±1038,83 Средний

5 (5) 2296,15±659,01 Средний

6 (6) 930,29±297,80 Ниже среднего

7 (7) 1688,53±860,97 Средний

Таблица 4

Среднее значение индекса технико-тактического действия спортсмена (передача), позиция «крайний»

Table 4

Average value of an athlete's technical and tactical action index (passing the ball), position «left and right wings»

Номер команды (место) Амплуа ( x ±m, *n=4)

Крайний Уровень владения приёмом

1 (1) 2680,85±2304,67 Выше среднего

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 (2) 2967,66±2213,20 Выше среднего

3 (3) 3767,17±2058,47 Высокий

4 (4) 465,35±286,98 Низкий

5 (5) 668,88±348,37 Ниже среднего

6 (6) 336,40±161,35 Низкий

7 (7) 526,52±206,35 Низкий

Таблица 5

Среднее значение индекса технико-тактического действия спортсмена (передача), позиция «линейный»

Table 5

Average value of an athlete's technical and tactical action index (passing the ball), position «line player»

Номер команды (место) Амплуа ( x ±m, *n=4)

Линейный Уровень владения приёмом

1 (1) 2400,76±1712,21 Средний

2 (2) 2584,26±1647,82 Выше среднего

3 (3) 1213,94±1018,87 Ниже среднего

4 (4) 2617,06±1632,42 Выше среднего

5 (5) 1430,24±970,76 Ниже среднего

6 (6) 1057,79±1970,69 Ниже среднего

7 (7) 1485,72±947,30 Ниже среднего

Как видно из табл. 2, игроки команд имеют более высокий индекс технико-тактического действия в передаче мяча, чем те, которые занимают более высокие места в чемпионате. При изучении индекса технико-тактического действия спортсмена в передаче мяча обнаружено, что вне зависимости от того, какое место команда занимает в чемпионате, игроки амплуа «крайний» и «линейный» имеют низкий уровень владения приёмом ловли и передачи мяча.

Разыгрывающий в гандболе играет в центре площадки, и с игрока данного амплуа начинаются все атаки и комбинации команды, он является наиболее универсальным игроком. По статистике, он выполняет больше передач мяча, чем все игроки команды. Следовательно, разыгрывающий должен безупречно

владеть техникой ловли и передачи мяча. На позицию полусреднего игрока также приходится много передач, так как спортсмены данного игрового амплуа являются основными атакующими игроками в гандболе. Разыгрывающий, взаимодействуя с правым и левым полусредними игроками, начинает различные игровые тактические комбинации команды. Более низкие значения индекса технико-тактического действия в передаче мяча у линейного и крайнего игроков обусловлено тем, что данные игроки в большей степени, чем остальные, зависят от взаимодействия с партнёрами по команде, а именно с разыгрывающим игроком и полусредними игроками. На протяжении матча игроки этого амплуа владеют меньше мячом и, соответственно, выполняют меньше передач мяча. Высокая эффективность игры линейного во многом зависит от активных и согласованных действий его партнёров по нападению, стремящихся передать ему мяч в наиболее удобном положении. Основной район действий крайнего игрока - участок в углу площадки между боковой линией и линией площади ворот. В нападении крайний нападающий обязан первым включаться в быстрый прорыв и умело завершать его; при позиционной игре - повышать динамизм и манёвренность действий команды за счёт постоянных входов в глубину обороны противника, выводить на бросок полусредних нападающих и точно поражать ворота в условиях ограниченного времени и пространства.

Определим, существует ли взаимосвязь между тем, каково качество выполнения передачи мяча, и тем, выиграет или проиграет команда встречу. Для этого рассчитаем коэффициент корреляции Спирмена с помощью пакета прикладных программ <^а^йса».

Таблица 6

Корреляционная взаимосвязь ИТТДК

г г ' 1 передача

Table 6

Correlation relationship of an athlete's technical and tactical action index

(passing the ball)

Показатель Результат матча Корреляция Спирмена (r) р<0,05 Результат матча Корреляция Спирмена (r) р<0,05 Место в чемпионате Корреляция Спирмена (r) р<0,05

ИТТДК передача Выигрыш R >0,79 Проигрыш R >0,79 1-7 R=1

Проведя статистическую обработку ИТТДКпередача и общего результата команды (выигрыш - проигрыш), мы пришли к выводу, что чем выше был ИТ-ТДКпередача тем чаще команда выигрывала, тем ниже данный индекс, тем чаще команда проигрывала. Эти факторы имеют сильную прямую связь (г >0,79, при р<0,05, табл. 6). Кроме того, мы провели корреляционный анализ между ИТ-ТДК и местом, которое команда занимает в чемпионате Республики Бела-

^ передача ' г

русь по гандболу. Эти факторы также имеют положительную прямую, очень сильную корреляцию (г =1, при р<0,05, табл. 6).

Заключение

Ловля и передача мяча - это такие технико-тактические приёмы игры, без которых невозможно взаимодействие игроков на площадке. Данным элементам игры необходимо уделять особое внимание в учебно-тренировочном процессе вне зависимости от уровня квалификации команды. Проанализировав результативность ловли и передачи мяча команд - участниц чемпионата Республики Беларусь по гандболу, обратим внимание: чем ниже уровень команды, тем больше у неё встречается ошибок в ловле и передаче мяча, а также много ошибок встречается при играх с более сильным соперником. Кроме количественных показателей стоит отметить и факторы, которые могут влиять на результативность и эффективность ловли и передачи мяча. Один из факторов - это низкий уровень общей и специальной физической подготовленности игроков. Это выражается увеличением количества ошибок в ловле и передаче мяча к окончанию игры. Ещё один фактор - техническая подготовка. В ходе педагогического наблюдения и сбора информации о соревновательной деятельности была выявлена ошибка в ловле мяча: при приёме мяча излишнее напряжение пальцев руки и кисти и, как следствие, отсутствие амортизационного движения. Также были выявлены ошибки и в передаче мяча - слишком сильные передачи, неправильно рассчитанная скорость передачи, поспешность и неуверенность при передачах, передачи со слишком высокой траекторией, неправильный выбор способа передачи.

Исходя из вышесказанного стоит отметить, что такой технический приём, как ловля и передача мяча, вносит значительный вклад в победу команды, и данному приёму следует уделять больше внимания в учебно-тренировочном процессе команд различного возраста и уровня подготовленности.

Фактический вклад Параховской М. В. заключается в разработке темы, цели и методов исследования, а также применяемой в работе компьютерной программы «На^ЬаШгат^»; в подготовке для публикации анализа полученных результатов, выводов, практических рекомендаций, статьи в целом.

Фактический вклад Хлопцева В. А. заключается в сборе информации о результативности соревновательной деятельности с помощью компьютерной программы «HandballTraning», математической обработке полученных результатов.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

1. Амплеева В. В., Роменская О. В., Близнова И. Ю. Анализ соревновательной деятельности юных гандболисток на различных возрастных этапах [Электронный ресурс] // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61 (2). С. 16-21. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36667689 (дата обращения: 07.05.2020).

2. Игнатьева В. Я., Петрачева И. В. Многолетняя подготовка гандболистов в дет-

Заявленный вклад авторов

Список литературы

ско-юношеских спортивных школах: методическое пособие. М. : Советский спорт, 2004. 216 с.

3. Игнатьева В. Я., Тхорев В. И., Петрачева И. В. Подготовка гандболистов на этапе высшего спортивного мастерства: учебное пособие / под общ. ред. В. Я. Игнатьевой. М. : Физическая культура, 2005. 276 с.

4. Игнатьева В. Я. Гандбол. М. : Физкультура и спорт, 2001. 192 с.

5. Игнатьева В. Я. Контроль подготовки гандболиста: метод. разраб. для студентов, слушателей ВШТ и фак. повышения квалификации ГЦОЛИФКа. М. : ГЦОЛИФК, 1992. 28 с.

6. Игнатьева В. Я. Оценка соревновательной и тренировочной двигательной деятельности гандболистов высших разрядов : автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04. М., 1982. 23 с.

7. Нгуен Хыу Чунг, М.В. Жийяр Соревновательная деятельность студенческих команд по гандболу [Электронный ресурс] // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2019. № 3 (169). С. 222-226. URL: http://lesgaft-notes.spb.ru/ files/3-169-2019/p222-226.pdf (дата обращения: 17.02.2020).

8. Параховская М. В., Хлопцев В. А., Талай В. А. Теоретико-методические аспекты использования компьютерной программы «HandballTraning» в учебно-тренировочном процессе по гандболу // Культура физическая и здоровье. 2019. № 3 (71). С. 98-101.

9. Пороховская М. В. Обоснование комплекса показателей и определение их приоритетной значимости для оценки соревновательных действий квалифицированных гандболистов // Вестник Витебского государственного университета имени П. М. Ма-шерова. 2016. № 2 (91). С. 66-79.

References

1. Ampleeva V V., Romenskaja O. V, Bliznova I. Ju. Analiz sorevnovatel'noj dejatel'nosti junykh gandbolistok na razlichnykh vozrastnykh etapakh [Analysis of competitive activity of young handball players in different age stages]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovanija [Problems of modern teacher education], 2018, no. 64 (4). pp. l6 - 21. (In Russian). Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=36667689 (accessed: 07.05.2020).

2. Ignat'eva V Ja., Petracheva I. V. Mnogoletnjaja podgotovka gandbolistov v detsko-junosheskikh sportivnykh shkolakh: metodicheskoe posobie [Long-term training of handball players in children and youth sports schools]. Moscow, Sovetskij sport [Soviet Sport], 2004, 2l6 p. (In Russian).

3. Ignat'eva, VJa., Thorev V. I., Petracheva I. V. Podgotovka gandbolistov na etape vysshego sportivnogo masterstva [Preparation of handball players at the stage of higher sports mastery]. Moscow, Fizicheskaja kul'tura [Physical culture], 2005, 276 p. (In Russian).

4. Ignat'eva, V.Ja. Gandbol [Handball]. Moscow, Fizkul'tura i sport [Physical Education and Sport], 2001, 190 p. (In Russian).

5. Ignat'eva, VJa. Kontrol'podgotovki gandbolista [Handball player training control]. Moscow, GCOLIFK [State Central Order of Lenin Institute of Physical Culture], 1992, 28 p. (In Russian).

6. Ignat'eva, V.Ja. Otsenka sorevnovatel'noj i trenirovochnoj dvigatel'noj dejatel'nosti gandbolistov vysshikh razrjadov. Avtoref. diss. ... kand. ped. nauk [Evaluation of competitive and training motor activity of higher-level handball players. Cand. ped. sci. diss. abstr.]. Moscow, GCOLIFK [State Central Order of Lenin Institute of Physical Culture], 1982, 23 28 p. (In Russian).

7. Nguen Hyu Chung, M.V. Zhijjar. Sorevnovatel'naja dejatel'nost' studencheskikh komand po gandbolu [Competitive activity of student handball teams]. Uchenye zapiski

universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of P. F. Lesgaft University], 2019, no. 3 (169). (In Russian). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/sorevnovatelnaya-deyatelnost-studencheskih-komand-po-gandbolu (accessed: 17.02.2020).

8. Parakhovskaja, M.V., Khloptsev VA., Talaj VA. Teoretiko - metodicheskie aspekty ispol'zovanija komp'juternoj programmy «HandballTraning» v uchebno - trenirovochnom processe po gandbolu [Theoretical and methodological aspects of applying computer program «HandballTraning» in handball training process]. Kulturafizicheskaja i zdorov'e [Physical Culture and Health], 2019, no. 3 (71), pp. 98 - 102 (In Russian).

9. Porokhovskaja, M.V. Obosnovanie kompleksa pokazatelej i opredelenie ikh prioritetnoj znachimosti dlja otsenki sorevnovatel'nykh dejstvij kvalifitsirovannykh gandbolistov [Justification of a set of indices and determination of their priority significance for evaluating competitive actions of qualified handball players]. Vestnik Vitebskogo gosudarstvennogo universiteta imeni P.M. Masherova [P.M. Masherov Vitebsk State University Bulletin], 2016. no. 2 (91), pp. 66-79 (In Russian).

Assessment of Catching and Passing the Ball of Handball Qualified Teams

Marina V. Parakhovskaya, Vadim А. Khloptsev

P. M. Masherov Vitebsk State University, Belarus, Vitebsk

Abstract. Introduction. The paper considers the efficiency of significant technical and tactical elements of the game (catching and passing the ball) in a competitive environment. The purpose of the study is to examine the performance of catching and passing by qualified handball teams using the HandballTraning computer program. Review of the literature. The coaches do not sufficiently focus on catching and passing techniques during training and competition. As a result, there are few scientific and methodological publications related to these elements. The paper reviews scientific publications by V.Ya. Ignatieva, V.V. Ampleeva, O.V. Romenskaya, I.Yu. Bliznova, Nguen Khyu Chung, andM.V. Zhiiyar.

Material and methods. The study involved analyzing the games of the Belarusian Handball Championship among the women's Top League teams. Seven teams participating in the Championship were analyzed, and 28 games were considered. The results of the study. Analysis of the games has indicated that the teams at the bottom of the championship table make a large number of errors in the considered game elements. It is also worth noting that more mistakes are made during important and crucial games, which determine the team tournament standings. Besides, outside and half-right and left players showed a low level of catching and passing the ball. Conclusion. The technique of catching and passing the ball makes a significant contribution to the victory of the team. This technique should be given more attention during the training of teams of different ages and levels of skills. Moreover, the level of general, special, and technical training of a player affects the performance and efficiency of catching and passing the ball, which is also worth paying attention to in the training process.

Keywords: handball, technique, tactics, catching and passing the ball, information, and communication technologies.

Параховская Марина Викторовна

старший преподаватель кафедры спортивно-педагогических дисциплин

ORCID https://orcid.org/ 0000-0002-7162-0659

Витебский государственный университет имени П. М. Машерова

210038, Республика Беларусь, г. Витебск, ул. Чапаева, 30

тел.: +375(212)679313 e-mail: Porokhovskaja@mail.ru

Хлопцев

Вадим Аркадьевич

доцент кафедры спортивно-педагогических дисциплин

ORCID https://orcid.org/ 0000-0002-2068-0686

Витебский государственный университет имени П. М. Машерова

210038, Республика Беларусь, г. Витебск, ул. Чапаева, 30

тел.: +375(212)679313 e-mail: HlopсevVA@mail.ru

Marina V. Parakhovskaya

Senior Lecturer of the Department of Sports and Pedagogical Disciplines

ORCID https://orcid.org/ 0000-0002-7162-0659

P. M. Masherov Vitebsk State University

30 Chapaev St, Vitebsk, Belarus, 210038

tel.: +375(212)679313 e-mail: Porokhovskaja@mail.ru

Vadim A. Khloptsev

Associate Professor of the Department of Sports and Pedagogical Disciplines

ORCID https://orcid.org/ 0000-0002-2068-0686

P. M. Masherov Vitebsk State University

30 Chapaev St, Vitebsk, Belarus, 210038

tel.: +375(212)679313 e-mail: HlopcevVA@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.