ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ИНТЕГРИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ МЕНЕДМЖЕНТА
Н.И. Меркушова,
старший преподаватель кафедры менеджмента Дальневосточного федерального университета (г. Владивосток)
В статье определены тенденции, ведущие к созданию интегрированных систем менеджмента на предприятии. Обозначена проблема методики оценки результативности систем менеджмента, созданная на основе международных стандартов. Сформулированы принципы и методика проведения оценки результативности ИСМ.
Ключевые слова: системы менеджмента, интегрированная система менеджмента, результативность.
УДК 338.24 ББК 65.291.2
В современных условиях российские предприятия осуществляют свою деятельность в ужесточающихся конкурентных условиях. При этом все чаще к основным факторам, способствующим устойчивому положению предприятия на рынке, относят качество системы управления предприятием. Именно поэтому большое внимание уделяется вопросам управления предприятием. К числу наиболее часто используемых инструментов относятся международные стандарты на системы менеджмента качества (СМК), а также системы экологического менеджмента, управления охраной труда, социальной ответственности, информационной безопасности и т.д.
Состав объектов на системы менеджмента постоянно расширяется. Так, в конце 2011 г. был утвержден стандарт на энергоменедмжент ОБО 51001), в конце 2012 г. планируется принятие стандарта на менеджмент активов (номер документа еще не определен). Для разработки стандартов в области управления персоналом в рамках Международной организации по стандартизации (1БО) создан соответствующий технический комитет (ТК № 260).
Логичным следствием широкого распространения стандартов на системы менеджмента стало создание на предприятиях интегрированной системы менеджмента (ИСМ). Это часть системы общего менеджмента, отвечающая комплексу требований двух или более международных стандартов в области управления и функционирующей как единое целое. Она адаптирована к общей системе управления с целью устранения возможных противоречий и дублирования, направленной на достижение целей организации в области действия выбранных международных стандартов.
Все стандарты, определяющие требования к системам менеджмента различных объектов, содержат требования об оценке их результативности. Например, стандарты ИСО серии 9000, используемые в большинстве случаев в качестве основы для создания ИСМ, рассматривают измерение результативности СМК как один из основных инструментов совершенствования системы. В п. 2.8.3 ГОСТ Р ИСО 9000-2008 [1] разъясняется, что проведение регулярной оценки результативности и эффективности СМК является одной из задач высшего руководства организации. Данная оценка, проводимая на систематической основе через запланированные интервалы времени с целью обеспечения ее постоянной пригодности, достаточности и результативности, является одним из требований ГОСТ Р ИСО 9001-2008 [2].
В настоящее время единой общепризнанной методикой оценки результативности систем менеджмента, создаваемых на основе международных стандартов, не выработано. Существуют только подходы к оценке результативности ИСМ на основе использования моделей премии в области качества, обобщенной оценки риска, удовлетворенности заинтересованных сторон.
Очевидно, что подход к оценке результативности ИСМ должен опираться на следующие принципы:
1. ИСМ является частью общей системы управления.
2. Алгоритм оценки результативности ИСМ не должен зависеть от состава стандартов, используемых для ее построения.
3. Алгоритм оценки результативности ИСМ должен учитывать особенности анализируемого предприятия с точки зрения значимости используемых стандартов.
4. Алгоритм оценки результативности ИСМ должен исходить из реализации принципа «Постоянное улучшение», как методо-
логической основы функционирования систем менеджмента, сформированных на основе соответствующих международных стандартов.
Для разработки методики оценки результативности предлагается использовать модель интегративной системы менеджмента, разработанную Е.Б. Гаффоровой (см. рис 1) [3]. Данная объемная модель системы менеджмента предприятия, основанная на общепризнанных классических подходах к менеджменту, допускает встраивание в нее изнутри, а не параллельно системам менеджмента качества и другим аналогичным системам менеджмента.
Алгоритм оценки результативности систем менеджмента отдельных объектов, а также ИСМ, предлагаемый автором, реализуется через следующие этапы:
1. Установление объектов управления.
2. Определение важности каждого объекта.
3. Определение системы показателей для оценки функционирования объекта.
4. Сбор данных о функционировании системы управления.
5. Расчет показателей для оценки функционирования ИСМ:
— функционирования объектов управления;
— способности системы к развитию;
— результативности функционирования системы;
— эффективности управления системы.
6. Принятие управленческих действий по результатам оценки результативности ИСМ.
Установление объектов управления на предприятии проводится согласно предлагаемой модели. Исключение любого из выделенных объектов из управления либо расширение их состава путем декомпозиции представленных объектов должно быть обосновано с учетом специфики деятельности, используемых стандартов в области управления и т.д.
Определение важности объекта управления производится на основе экспертных оценок с соблюдением условия нормирования
N
X б1 = 1
1=1
На оценку важности объекта влияют: вид деятельности предприятия, результаты анализа его деятельности, соответствие системы менеджмента международным стандартам, используемая стратегия развития бизнеса.
В рамках спроектированной системы управления предлагается система показателей оценки, представленная на рис. 2. В системе оценки использован метод стратификации для комбинации получаемых данных о действии системы:
— способность системы управления достигать поставленных количественных целей-показателей и качественных целей-мероприятий;
— способность системы поддерживать и улучшать функционирование выделенных объектов управления;
— способность системы к саморазвитию.
Цели-показатели предполагают установление планируемого количественного значения результата. Цели-мероприятия означают выполнение в полном объеме и в установленные сроки запланированных мероприятий в рамках различных программ, планов и т.п.
Руководство
Направления
Структурные
подразделений
Исполнители
Мотивация
Совершен-
ствование
Контроль и анализ
Организация Планирование
Продукция Услуги Процессы Ресурсы Взаимодействие с внешней средой
Основные Вспомогательные Финансы Персонал Материальные ресурсы Информационные ресурсы Другие виды ресурсов Распределение требований к объектам управления в стандартах на системы менеджмента
■ □ □ ■ ■ ш ш КО 9001
■ □ □ ІБО 14001
□ ■ ■ ш Ш Ш ОШЛБ 18001
□ ■ ■ ш Ш ІБО27001
□ ■ ■ ■ ш ш ІБО 51001
■ □ ■ ■ ш ш ■ ш Проект стандарта на менеджмент активов
Рис. 1. Модель интегративной системы менеджмента
Рис. 2. Структура системы показателей для оценки результативности ИСМ
При установке данных целей проводится их анализ с определением:
1. Способствует ли достижение данной цели выполнению целей более высокого уровня.
2. Насколько доступны данные о достижении цели, возможно ли их своевременное получение.
3. Может ли поставленная цель вызывать нежелательное или несоответствующее поведение персонала.
Специфика используемых стандартов в области управления будет находить свое отражение в устанавливаемых целях в отношении выделенных объектов. Например, при использовании в управлении стандартов в области экологического менеджмента одна из целей будет формулироваться следующим образом: «Проведение плановых мероприятий по отработке действий в случает угрозы ЧС», «Выполнение программы по достижению экологических целей и задач». При использовании системы управления охраной труда одна из обязательных целей будет формулироваться как: «Идентификация опасностей на рабочих местах и в процессах», «Выполнение программы улучшения условий труда». Вне зависимости от выбранных стандартов в области менеджмента на предприятии существуют цели, связанные со своевременным и полным выполнением планов внут-
реннего аудита, разработки и проверки стандартов предприятия, повышения компетентности персонала.
Общая оценка результативности управления ИСМ определяется как средневзвешенное значение с учетом коэффициентов весомости оценок результативности управления, выделенными в рамках системы управления объектами.
р = £«,. • Оц ,
(1)
где 0Ц1 — общая оценка результативности управления /-м объектом;
а, — коэффициент весомости /-го объекта в ИСМ.
Данная оценка будет находиться в интервале от 0 до 1, для оценки степени результативности предлагается использовать следующую шкалу (см. табл. 1).
Общая оценка результативности управления объекта определяется по следующей формуле:
ЦФи
)=1
)=1
(2)
где 0Ц1 — общая оценка результативности управления /-м объектом;
Оты — оценка выполнения соответствующей цели в отношении ^о объекта;
j — индекс, обозначающий вид цели в отношении объекта (здесь и далее: j =1 — цель-показатель, направленная на поддержание функционирования объекта интегративной системы менеджмента, j = 2 — цель-мероприятие, направленная на поддержание функционирования объекта; j = 3 — цель-показатель, направленная на улучшение функционирования объекта; j = 4 — цель-мероприятие, направленная на улучшение функционирования объекта);
к — количество целей типа j, установленного в отношении Объекта.
Таблица 1
Шкала для оценки результативности управления ИСМ
Значение общей оценки результативности ИСМ Характеристика состояния ИСМ
0,95-1,0 Система менеджмента в целом результативна
0,8-0,94 Хороший уровень результативности
0,65-0,79 Удовлетворительный уровень результативности
Менее 0,64 Неудовлетворительный уровень результативности
на улучшение функционирования совокупности объектов ИСМ, (Руф), определяются как средневзвешенное значение соответствующих оценок выделенных объектов.
Рпф = Xа,- * Оцпф;
і= 1 п
Руф = Xа, * ^цуФі
(5)
(6)
где Рпф — оценка результативности деятельности, направленной на поддержание функционирования объектов;
Руф — оценка результативности деятельности, направленной на улучшение функционирования объектов;
а — коэффициент весомости ^го объекта в ИСМ;
Оцпф1 — оценка результативности деятельности, направленной на поддержание функционирования объекта;
Оцуф1 — оценка результативности деятельности, направленной на улучшение функционирования объекта.
Показатели оценки результативности функционирования и результативности управления отражают умение руководства организации добиваться поставленных целей в зависимости от их вида (цели-показатели и цели-мероприятия).
Орф
Оценка результативности деятельности, направленной на поддержание функционирования объекта, (Оцпф), и оценка результативности деятельности, направленной на улучшение функционирования объекта, (Оцуф), определяются как оценка достижения соответствующих целей.
2 /2
Оцф = X X (3)
,=1 / ,=1
4 /4
°цуф1 = X °ЦЦЪ X К (4)
1=3 / 1=3
где 0Ц1 — общая оценка результативности управления им объектом;
Ощк1, — оценка выполнения соответствующей цели в отношении ^о объекта;
j — индекс, обозначающий вид цели в отношении объекта; к — количество целей типа j, установленного в отношении Объекта.
Оценка результативности деятельности, направленной на поддержание функционирования совокупности объектов ИСМ, (Рпф), и оценка результативности деятельности, направленной
X X Оц
N
X X к
,=1 ]=У=3
«ки
(7)
X X о%
І>кіі
ОРУ
і=1 ]=2^=4
(8)
X X к,
=1 ,=2,=4
где Орф — показатель результативности функционирования;
Ору — показатель результативности управления;
Ощш, — оценка выполнения соответствующей цели в отношении ^го объекта;
У — индекс, обозначающий вид цели в отношении объекта;
ку/ — количество целей типа j, установленного в отношении ^объекта.
Предлагаемая система оценки результативности может быть применена как на этапе использования системы менеджмента отдельного объекта, так и на этапе ее развития в направлении создания интегрированной системы менеджмента вне зависимости от состава используемых стандартов.
і=1
Литература
1. ГОСТ Р ИСО 9000-2008 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. — Введ. 2009.09.10. — М.: Стан-дартинформ, 2008. — 32 с.
2. ГОСТ Р ИСО 9001-2008 Системы менеджмента качества. Требования. — Введ. 2009.11.13. — М.: Стандартинформ, 2008. — 26 с.
3. Миланич И.В., Гаффорова Е.Б., Меркушова Н.И. Система управления как конкурентное преимущество: монография. — Владивосток: Изд-во ТГЭУ, 2011. — 216 с.