Научная статья на тему 'Перспективы и проблемы формирования интегрированных систем менеджмента на предприятиях'

Перспективы и проблемы формирования интегрированных систем менеджмента на предприятиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1329
383
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРИРОВАННАЯ СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА / СТАНДАРТЫ НА СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА / ЭФФЕКТ / МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Меркушова Н. И., Терентьев А. Е.

В статье рассмотрены предпосылки создания на российских предприятиях интегрированных систем менеджмента. С учетом возможных причинно-следственных связей определена структура эффектов, получаемых организацией при использовании данного инструмента управления. Обозначена проблема отсутствия общепризнанной модели интегрированной системы менеджмента, гармонизированной с общей системой менеджмента на предприятии, а также предложена для использования модель, удовлетворяющая данному требованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы и проблемы формирования интегрированных систем менеджмента на предприятиях»

Перспективы и проблемы формирования интегрированных систем

менеджмента на предприятиях

PROSPECTS AND CHALLENGES OF MAKING INTEGRATED MANAGEMENT SYSTEMS IN THE ENTERPRISES

Меркушова Н.И. старший преподаватель Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток

кафедра менеджмента nmerkushova@mail. га

Терентьев А.Е. доцент

Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток

кафедра менеджмента [email protected]

Merkushova N.I., senior teacher of the Management chair, Far Eastern Federal University E-mail: [email protected]

Terentjev A.E. docent of the Management chair, Far Eastern Federal University E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье рассмотрены предпосылки создания на российских предприятиях интегрированных систем менеджмента. С учетом возможных причинно-следственных связей определена структура эффектов, получаемых организацией при использовании данного инструмента управления. Обозначена проблема отсутствия общепризнанной модели интегрированной системы менеджмента, гармонизированной с общей системой менеджмента на предприятии, а также предложена для использования модель, удовлетворяющая данному требованию.

Annotation: The paper considers the prerequisites for creation of integrated management systems in Russian enterprises. In view of the possible cause and effects there was defined the structure of results, the organization receives using

this instrument of management. There was denoted a lack of universally accepted model of an integrated management system, harmonized to the general system of management in the enterprise, also there was proposed the model for satisfying this requirement.

Ключевые слова: интегрированная система менеджмента, стандарты на системы менеджмента, эффект, модель системы менеджмента

Keywords: integrated management system, management system standards, effect, management system model

Под интегрированной системой менеджмента (ИСМ) понимают часть системы общего менеджмента организации, отвечающая требованиям двух или более международных стандартов на системы менеджмента и функционирующая как общее целое. Наиболее часто для создания ИСМ используются стандарты на системы менеджмента в области качества (ISO 9001), экологии (ISO 14001), охраны труда (OHSAS 18001), информационной безопасности (ISO 27001) и т.п. Наличие у предприятий ИСМ является в настоящее время одним из свидетельств социальной ответственности бизнеса. Анализ внешней среды, оказывающей влияние на руководителей предприятий при принятии решений о создании ИСМ, выполненный с использованием PEST-анализа, представлен в таблице 1.

Важным вопросом при использовании любой управленческой концепции, в том числе и ИСМ, является оценка предполагаемого эффекта и областей его проявления. Практически все исследования, посвященные различным аспектам построения и функционирования ИСМ, приводят свой, часто пересекающийся перечень возможных выгод от использования комплекса международных стандартов. Обобщение и структуризация возможных эффектов от внедрения ИСМ с учетом причинно-следственной взаимосвязи их проявления, выполненная на основе использования положений концепции ССП, представлена на рисунке 1.

Таблица 1 - Анализ внешней среды, оказывающей влияние на принятие

решения о создании ИСМ

Факторы внешней среды Относительная значимость влияния фактора

По времени* По типу влияние** По динамике*** Относительная значимость фактора****

1 2 3 4 5

Политические факторы

Изменения в законодательстве, направленные повышение эффективности управления № + > ++

Предстоящее вступление России в ВТО № + > +++

Стабилизация российской политической системы № + = +

Изменение законодательных требований к функционированию предприятия (например, отмена лицензирования строительных организаций) № + > +

Экономические факторы

Нестабильная ситуация, связанная с последствиями экономического кризиса I — < -

Отсутствие экономических стимулов со стороны государства для использования современных технологий управления, в том числе соответствующих международных стандартов № — = —

Активное развитие и использование инструментов кредитования, страхования № + = +

Тенденция глобализации экономики № + > ++

Наличие программ компенсации части затрат на разработку систем менеджмента № + = ++

Возможность повышения цены на продукцию при наличии сертификатов на системы менедмжента F + > +

Окончание таблицы 1

1 2 3 4 5

Технологические факторы

Длительные период, необходимый для полноценной реализации положений международных стандартов, содержащих требования к системе управления № - = -

При достаточно большом количестве разработок, связанных с созданием систем менеджмента на основе международных стандартов, отсутствуют общепризнанные методики, обеспечивающие результативность ИСМ I - = —

Социальные факторы

Повышение уровня потребительских знаний у населения F + > +

Повышение имиджа организации, занимающейся вопросами совершенствования системы менеджмента на основе требований международных стандартов к системам управления № + > +

Примечания: *) - влияет в настоящее время и, скорее всего, закончит влиять (в течение 6-12 месяцев) - N - влияет сейчас и продолжит свое влияние (более 6-12 месяцев) - - сейчас не влияет, но будет иметь значение в будущем (после 6-12 месяцев) - F - кратковременно влияет - I **) - положительно влияет + - отрицательно влияет -***) - влияет и увеличивает влияние > - влияет с постоянной значимостью = - влияет, но уменьшает влияние < сильное положительное влияние - +++ среднее положительное влияние - ++ слабое положительное влияние - + сильное отрицательное влияние - --среднее отрицательное влияние - -Слабое отрицательное влияние - -

Стратегические

возможности

Финансы

Клиенты и заинтересованные стороны

Процессы и технологии

Персонал

Увеличение рыночной стоимости компании

о

Повышение

конкурентоспособности

компании

ж

Более выгодные условия при кредитовании, страховании и т.п.

Снижение рисков и возможных потерь

Снижение количества рекламаций

X

Повышение инвестиционной привлекательности

Получение возможности тиражирования бизнеса

Снижение затрат по сравнению с управлением несколькими различными системами

Высвобождение топ-менедмжента компаний для стратегических решений

Повышение производительности труда

Повышение рейтинга компании

Повышение эффективности использования ресурсов

Выход на новый более системный уровень решения проблем организации

Сбалансированность действий организации по отношению к заинтересованным сторонам

Лояльное отношение заинтересованных сторон

Улучшение взаимоотношений с поставщиками

Применение глобального подхода к управлению рисками бизнеса

Системное

управление

организацией

Согласованное взаимодействие между собой процессов и функций

4—►

Подготовленность к процессу реинжиниринга бизнес-процессов

Устранение конфликтов систем менеджмента между собой

Сокращение количества проверок и повышение их результативности

С і Получение преемствен- 4— г л Преобразование знаний и опыта персонала в 4— Ґ \ Повышение Ґ N Повышение

ности знаний и опыта V ^ интеллектуальный потенциал организации лояльности персонала квалификации персонала

Рисунок 1. Структура возможных эффектов от внедрения ИСМ на основе установления причинно-следственных связей

Представленное видение взаимосвязи факторов, обеспечивающих результативность и эффективность ИСМ, позволяют сделать вывод о необходимости при ее построении и организации функционирования обратить внимание на следующие ключевые моменты:

- лояльный персонал, обладающий соответствующей квалификацией, как необходимое условие согласованности между собой процессов и функций интегрированной системы менеджмента;

- системный подход к управлению организацией, предполагающий не только определение уровней и способов интеграции используемых систем менеджмента, но и место проектируемой ИСМ в общей системе менеджмента предприятия.

На сегодняшний день единой общепризнанной модели интегрированной системы менеджмента, так же как и единого подхода к интеграции систем менеджмента, не выработано. Стандартизация в области подходов к построению ИСМ происходит как на национальном уровне отдельных стран, так и на международном уровне, результатом данного процесса являются, например, следующие документы:

- AS/NZS 4581:1999 Интеграция системы менеджмента. Руководство правительственным организациям и организациям, представляющим бизнес (австралийсо-новозеландский стандарт);

- HB 139-2003 Руководство по интеграции требований стандартов систем менеджмента качества, экологического менеджмента и профессионального здоровья и безопасности (австралийское руководство);

- FD X 50-189:2003 Системы менеджмента. Руководящие указания для их интеграции (французский документ);

- DS 8001:2005 Системы менеджмента. Руководство для интеграции систем менеджмента (датский стандарт);

- PAS 99:2006 Спецификация общих требований системы менеджмента как структура для интеграции (британская спецификация);

- ISO Guide 72:2001 Руководящие указания по обоснованию и разработке стандартов на системы менеджмента.

Отсутствие общепризнанной модели ИСМ объясняет большое внимание специалистов к ее разработке. Анализ существующих в настоящее время подходов при решении данного вопроса позволил выявить следующие основные тенденции:

1. В качестве обязательного элемента ИСМ рассматривается менеджмент качества в соответствии с требованиями стандартов ИСО серии 9000. Выбор стандартов ISO серии 9000 в качестве основы ИСМ объясняется тем, что за последние 50 лет концепция качества расширилась настолько, что стала превращаться в концепцию общего менеджмента. В результате решаемые организациями проблемы формирования, развития и совершенствования системы менеджмента качества все в большей мере стали заменяться проблемами построения системы общего менеджмента на основе критериев качества. Обусловлено это тем, что фактически уже нет ни одного аспекта управления организацией, который не был бы непосредственно связан с проблемами качества. Поэтому менеджмент качества все в большей мере воспринимается как система критериев, с помощью которых создается и используется, развивается и совершенствуется система общего менеджмента организации. С другой стороны, большинство стандартов на системы менеджмента предполагают реализацию деятельности на основе процессного подхода к управлению, являющимся одним из базовых принципов стандартов ISO серии 9000.

2. В качестве других стандартов, требования которых учитываются при построении ИСМ, в основном выступают стандарты в области экологии и охраны труда как наиболее универсальные с точки зрения применения на предприятиях всех отраслей.

3. Возможность использования различных стандартов для создания ИСМ (с учетом тенденций, связанных с расширением состава объектов менеджмента и гармонизацией требований между ними).

4. Все авторы моделей обращают внимание на тот факт, что основой ИСМ выступают процессный подход, реализованный с помощью цикла PDCA.

5. Большинство предлагаемых авторами моделей не отражает взаимосвязь ИСМ и общей системы управления, не раскрывают структурное взаимодействие данных систем.

Последнее объясняет тот факт, что исследования, посвященные разработке методологических и методических аспектов интеграции ИСМ в общую систему управления, в настоящее время становятся все более актуальными, при этом спектр предлагаемых решений достаточно обширен. Так, например, В.В. Репин и Елиферов [1], отмечая высокий риск создания автономных систем, предлагают брать за основу реализации процессного подхода действующую на предприятии организационную структуру (в частности, существующие функциональные подразделения) и реализовывать следующий алгоритм, состоящий из 2 основных этапов.

На первом этапе авторы предлагают выделить сеть процессов организации, принимая за основной элемент такой сети существующие процессы в рамках функциональных подразделений, регламентировать их, определить систему показателей для оценки процессов и производить управление ими на основе цикла PDCA. На втором этапе предлагается, если это целесообразно, переходить к выделению сквозных процессов, назначению владельцев и определению их ответственности и полномочий, актуализировать систему показателей управлять сквозными процессами с учетом цикла PDCA.

Автор работы [2], отмечая, что выявлен обширный ряд случаев, когда стандарты на системы менеджмента не оказывали определяющего влияния на работу организаций, а порой вступали с ней в конфликт по ряду параметров, предлагает создать методическую и организационную основу для решения проблемы совместимости функций менеджмента качества с функциями общего менеджмента предприятия посредством использования

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тернарной модели организационной структуры предприятия. Использование тернарного механизма обосновывается в данном исследовании тем, что с помощью него можно определить концептуальную архитектуру (форму), качественные критерии (содержание) и порядковую индексацию (место) каждого компонента производственной системы.

В работе В.Г. Версана [3] автором констатируются низкая результативность СМК как следствие автономности ее существования относительно общей системы управления и предлагается путь решения данной проблемы, который состоит в научно-методической и организационной проработке вопросов интеграции систем менеджмента качества в систему менеджмента предприятия в целом и разработке на этой основе рекомендаций для предприятий. При этом автор предлагает воспользоваться накопленным, прежде всего на оборонных предприятиях, опытом проектирования матричных структур управления организацией. Вертикаль управления матричной структуры формируется на базе классической теории управления путем реализации основных категорий управления: цель; объект; субъект, его функции и организационная

структура; средства и методы управления. В нее органически встраивается горизонтальная программно-целевая часть организации работ. В итоге на основе сочетания функционального и программно-целевого подхода создается эффективно действующая система менеджмента предприятия.

Автор работы [4], рассуждая о необходимости интеграции систем менеджмента на основе международных стандартов как необходимой предпосылки для их результативности, укрупнено представляет механизм создания подобной системы следующим образом:

- выбор объектов управления (на основе использования концепции «Система сбалансированных показателей»);

- выбор параметров, адекватных для этих объектов, и соответствующих критериев оценки этих параметров на основе учета

требований заинтересованных сторон и классификации последних на целевые и ресурсные, дефицитные и недефицитные;

- собственно управление на основе выбранных параметров.

Целостный методологический подход к разработке и реализации

механизма интеграции систем менеджмент в общую систему управления предложен Гаффоровой Е.Б. [5, 6], в основе которого положены следующие основные принципы:

- построение системы «в трех измерениях»: предметном,

иерархическом и функциональном;

- максимально возможное использование уже имеющихся на предприятии подходов, показателей, процессов, элементов инфраструктуры управления;

- гармонизация требований к объектам в общей системы менеджмента предприятия с требованиями международных стандартов к отдельным системам менеджмента отдельных объектов;

- единство (или схожесть) единиц измерения используемого в системе показателей качества объектов управления и оценка каждого из них (по возможности) с двух сторон: величины потенциала и степени его использования;

- комплексность и непрерывность действия механизма управления.

Предлагаемая объемная модель системы менеджмента предприятия, основанная на общепризнанных классических подходах к менеджменту, предполагает возможность встраивание в нее изнутри, а не параллельно систем менеджмента различных объектов [5, 6].

В то же время в данной модели автором не определены критерии выделения объектов управления, составляющих предметный признак, для использования на предприятиях. По нашему мнению, такими критериями могут являться следующие:

1. Определение объектов управления на основе наиболее общих подходов к управлению, что должно обеспечить как понятность выделения базовых объектов управления, так и логику расширения или сужения их перечня.

2. Общая существующая на данный момент практика управления с выделением таких общепризнанных объектов как продукция (услуга), производственная деятельность, управление ресурсами.

3. Наличие международных (или приравненных) к ним стандартов на системы менеджмента отдельных объектов.

На основе сделанных замечаний можно предложить следующий укрупненный перечень объектов управления в составе модели интегративной системы менеджмента (рисунок 2):

1. Продукция и/или услуга

2. Процессы: основные и вспомогательные.

3. Ресурсы: финансы, персонал (обязательные всегда),

материальные, информационные (программное обеспечение) и т.д. в зависимости от специфики деятельности предприятия;

4. Взаимодействие с внешней средой.

Возможно проведение более глубокой детализации в рамках каждой из представленных групп объектов, что может быть обусловлено как внутренними потребностями предприятия, так и внешними требования, например, международными стандартами. Такие объекты управления как проекты, знания, изменения, риски, инновации, внутренняя среда, могут рассматриваться как относящиеся к уже выделенным объектам управления и реализующиеся через соответствующие функции и уровни управления. Необходимость их выделения определяется видом деятельность предприятия и решается в каждом случае индивидуально. Например, в проектной организации целесообразно рассматривать проект как объект управления, для успеха деятельность венчурной или страховой организации имеет смысл выделять риски как отдельный объект управления. Существенным моментом

Распределение требований к объектам управления в стандартах на системы менеджмента

□ ■

■ □ □

КО 9001

КО 14001

OHSAS 18001

КО 27001

КО 51001

Проект стандарта на менеджмент активов

Рисунок 2. Модель интегративной системы менеджмента

в описании системы управления является не только описание составляющих ее элементов, но также связей между ними. В данной модели в качестве связей выступают процессы коммуникации и принятия решений, которые в свою очередь определяют такие нематериальные характеристики системы управления, как корпоративная культура, стиль управления и т.п.

Таким образом, предлагаемые изменения в модель интегративной системы менеджмента делают ее более структурированной относительно базовой по параметру «объект управления», при этом указаны наиболее общие объекты управления, а также их детализация. Данная модель может быть адаптирована к деятельности конкретной организации с учетом следующих групп факторов:

- технические факторы (масштаб предприятия, сложность продукции и технологических процессов, характер информационных потоков и т.д.);

- организационно-экономические (характер связей между ступенями и звеньями управления, степень централизации функций, культура кадров и т.д.);

- социально-психологические (социальная культура и отношения в коллективе);

- внешние связи и условия (характеристика кооперации, система снабжения и сбыта, климатические и природные условия).

Также данная модель может быть использована как в случаях создания и/или реорганизации предприятия, так и в случае его доработки требованиям отдельных международных стандартов, в том числе на системы менеджмента качества. Все вышесказанное позволяет использовать представленную выше модель интегративной системы менеджмента в качестве основы для построения интегрированной системы менеджмента в соответствии с требованиями международных стандартов.

Библиографический список:

1. Елиферов, В.Г. Бизнес-процессы: Регламентация и управление : учебник / В.Г. Елиферов, В.В. Репин. - М. : ИНФРА-М, 2005. - 319 с.

2. Методический подход к повышению эффективности совместимости использования системы менеджмента качества с общим менеджментом предприятия / Е. Горчакова // Стандарты и качество. - 2010. -№ 1. - С. 85.

3. Версан, В.Г. Стандарты ИСО 9000. Закономерный путь развития -

менеджмент предприятия в целом / В.Г. Версан [Электронный ресурс]. -Режим доступа: URL: http://www.vniis.ru/uf/Vercan%20Standards

%20IS0%209000.pdf

4. Построение системы менеджмента организации: 1 система, 2 слоя, 3 шага, 5 граней, 8 принципов / Ю. Кабаков // Стандарты и качество. - 2006. -№ 4. - С. 70-75.

5. Гаффорова, Е.Б. Интегративные системы менеджмента на основе качества: организационные и методологические предпосылки: Монография.

- М.: Изд-во: Европейский центр по качеству; Владивосток: Изд-во ТГЭУ, 2006. - 224 с.

6. Ключ к разрешению противоречий - единая система менеджмента предприятий на основе качества / Е.Б. Гаффорова // Стандарты и качество. -2006. - № 10. - С. 74-77.

References:

1. Eliferov, V.G. Business processes: regulation and management : a textbook / V.G. Eliferov, V.V. Repin. - M. : INFRA-M, 2005. - 319 р.

2. Methodical approach to improving the efficiency of the compatibility of the quality management system with the general management of the enterprise / Gorchakova E. // Standards and Quality. - 2010. - № 1. - Р. 85.

3. Versan, V.G. ISO 9000 standards. The obligate way of development -

management of the whole enterprise / V.G. Versan [electronic resource]. - Mode of access: URL: http://www.vniis.ru/uf/Vercan% 20Standards% 20ISO%

209000.pdf

4. Building Management System Organization: 1 system, 2 layers, 3 steps, 5 faces, 8 principles / Y. Kabakov // Standards and Quality. - 2006. - № 4. - P. 7075.

5. Gafforova, E.B. Integrative management system based on quality: the organizational and methodological prerequisites: Monograph. - Moscow: Publishing House of the European Centre of Quality, Vladivostok: Izd TSUE, 2006. - 224 p.

6. The key to resolving the contradictions - a unified system of management of the enterprises on the basis of quality / E.B. Gafforova // Standards and Quality.

- 2006. - № 10. - P. 74-77.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.