24 ♦-
Вестник СГСЭУ. 2018. № 1 (70) -♦
Yekaterina Seyranovna Grigoryan,
PhD in Economics,
associate professor of the department of economics
and administration,
Penza State Technological University
Nikolay Sergeyevich Yashin,
Doctor of Economics,
professor, deputy director for research and innovation, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics
УДК 658.5
Екатерина Сейрановна Григорян,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления, Пензенский государственный технологический университет
^а» ек[email protected]
Николай Сергеевич Яшин,
доктор экономических наук, профессор, зам. директора по научной работе и инновациям, Саратовский социально-экономический институт (филиал)
РЭУ им. Г.В. Плеханова
<>Ь» [email protected]
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ
Систематическое повышение результативности деятельности предприятия является обязательным требованием к системе менеджмента качества стандарта ГОСТ ISO 9001-2011, что обусловливает необходимость ее оценки. Основой большинства методик оценки результативности системы управления качеством являются требования данного стандарта. Однако конкретные рекомендации по процедуре проведения ее оценки в стандарте не прописаны. Каждое предприятие самостоятельно определяет способы и масштабы оценки результативности системы МК. Некоторые предприятия используют сложные подходы, в основу которых положены квалиметрические методы.
В данной статье представлен обзор методик оценки результативности системы менеджмента качества предприятия, показатели и критерии оценивания, а также описание методов, которые могут быть использованы для оценки результативности СМК. Систематизированы методические подходы к оценке результативности системы менеджмента качества предприятия. Обоснован методологический подход, основой которого является система сбалансированных показателей. Представлен набор показателей сбалансированной системы, который будет зависеть от специфики деятельности предприятия, его организационной структуры, производственной мощности, занимаемой доли рынка и др.
Ключевые слова: качество, система менеджмента качества, бизнес-процесс, оценка результативности, стандарты качества, показатели результативности, система сбалансированных показателей, промышленное предприятие.
METHODOLOGICAL APPROACHES TO EVALUATING THE EFFECTIVENESS OF THE QUALITY MANAGEMENT SYSTEM
The article argues that systematic increase in the effectiveness of business performance is a mandatory requirement to the quality management system standard ISO 9001-2011. The basis of most methods for assessing the effectiveness of the quality management system is formed by the requirements of this standard. However, there are no specific recommendations on how to conduct its assessment in the standard. Each enterprise individually determines methods and scale of the assessment of the QMS effectiveness. Some enterprises use complex approaches based on qualimetric methods.
The article presents an overview of the methodologies for assessing the effectiveness of QMS, indicators and criteria of the assessment as well as a description of the methods that can be used to evaluate the effectiveness of the QMS. The authors systematize methodological approaches to the assessment of the QMS effectiveness, recommend a methodological approach based on the system of balanced indicators, and present a set of indicators of a balanced system, which is adjusted according to the specifics of the enterprise's operation, its organizational structure, production capacity, market share etc.
Keywords: quality, quality management system, business process, efficiency assessment, quality standards, performance indicators, balanced scorecard, industrial enterprise.
Инновационная экономическая среда предопределяет российским промышленным предприятиям большую значимость внедрения систем управления качеством и оценку их результативности. В этих условиях оценка результативности
направлена на определение степени выполнении намеченной деятельности в количественном выражении, достижение поставленных целей, а также использование руководством в процессе анализа системы управления качеством предприятия.
НБЫ1994-5094 ♦-
25 -♦
Результативность системы управления качеством впервые встречается в стандарте ИСО 9001 по версии 2001 г., в 4.1, 5.1, 5.6.1, 5.3, 5.6.3, 6.1, 8.1, 8.4, 8.5.1, согласно которому «результативность - это степень реализации запланированной деятельности и запланированных результатов». Из этого определения следует, что «результативность системы управления качеством может определяться по степени достижения предприятием намеченных целей».
В стандарте ГОСТ РВ 15.002 - 2003 отмечено, что «количественные оценки результативности СМК должны представляться руководству с заданной периодичностью». В этой связи «оценка результативности системы управления качеством является объектом внимания, как внешних специалистов - аудиторов, так и руководства предприятия».
Однако оба стандарта не предусматривают обязательное применение какой-либо конкретной методики оценки результативности системы управления качеством. В них отмечено, что «оценка результативности системы управления качеством носит добровольный характер и предприятия вправе самостоятельно определять способы и методы оценки результативности системы управления качеством».
Исходя из этого, вопросы разработки адекватной методики оценки результативности системы
управления качеством имеют большую практическую значимость.
В отечественной научной литературе методические подходы к оценке результативности системы управления качеством нашли свое отражение в трудах Ю.П. Адлера, А.С. Баранова, Е.Б. Гаффо-ровой, Е.А. Горбашко, В.В. Горячева, В.А. Лапиду-са, Д.С. Львова, Н.И. Меркушова, В.В. Мирошнико-ва, В.В. Окрепилова, К.М. Рахлина, Л.А. Редько, Ф.М. Русинова, В.А. Самородова, Т.А. Салимовой, А.В. Степанова, Н.В. Терещенко, А.Н. Шмелевой.
В литературе можно встретить большое количество авторских методик оценки результативности систем управления качеством на предприятиях. Среди наиболее часто практикуемых можно назвать методику оценки результативности В.В. Горячева [3] или методику СДС «Военный регистр» [7].
Однако использование лучших методик носит субъективный характер при выборе процессов управления качеством, определении степени их важности, определении критериев оценки, весовых коэффициентов и т.д.
Также следует отметить, что воздействие показателей результативности систем управления качеством на итоговый показатель более высокого уровня носит дифференцированный характер. Это обстоятельство делает важным определение весомости каждого показателя на каждом иерархическом уровне (рис. 1).
Рис. 1. Структура показателей результативности СМК
26 ♦-
Вестник СГСЭУ. 2018. № 1 (70) -♦
Исходя из положений стандартов ИСО 9000 по версии 2000 г., система управления предприятием, построенная на принципах менеджмента качества, оценивается как степень достижения поставленных предприятием стратегических целей.
Так, К.М. Рахлин полагает, что «оценка результативности СМК должна базироваться на определенных целях и подкрепляться нормативной базой, дающей возможность сравнивать фактическую результативности с нормативной» [8]. По мнению автора, «отсутствие реальных нормативов по производственным и управляющим процессам формирует основную проблему в их оценивании» [8].
В. А. Качалов на основе категории «постоянное улучшение» под «повышением результативности системы управления качеством рассматривает постоянную деятельность по повышению способности системы достигать новые, более высокие цели, вырабатываемые в ходе деятельности» [4]. При этом автор «выделяет из требований стандарта ISO 9001 такие механизмы повышения результативности системы управления качеством, как политика и цели в области качества; результаты аудитов; анализ данных; корректирующие и предупреждающие действия; анализ со стороны руководства» [4].
Н.И. Меркушова предлагает классифицировать методики оценки результативности СМК по различным основаниям [6] (рис. 2).
В. А. Кондриков и И.В. Плотникова для «оценки результативности СМК предлагают методику, основанную на суммировании показателей наиболее важных аспектов деятельности предприятия в области качества» [5]. С позиции авторов «на результативность СМК организации оказывают влияние следующие показатели: качество продук-
ции, технологическая дисциплина, удовлетворенность потребителей, результативность внутренних аудитов, метрологическое обеспечение, качество закупок, управление документацией и затраты на качество. Итоговый показатель будет характеризовать результативность СМК предприятия» [5].
А.В. Глазунов полагает, что «при оценке результативности СМК должен быть применен метод, учитывающий соответствующие стороны деятельности предприятия» [2]. Автор отмечает «преимущества использования модели индексного нормирования оценки результативности (МИНОР)» [2]. По мнению автора, «показатели результативности - это отображение реализуемых в системе менеджмента качества действий, выбранных в процессе принятия решений» [2].
Также А.В. Глазунов считает, что «любое вновь принятое решение и, соответственно, изменение множества реализуемых действий находит отражение в динамике соответствующих показателей результативности. Именно поэтому в качестве признака упорядочения показателей необходимо использовать меры их динамики, т.е. темпы роста» [2].
Применение модели индексного нормирования оценки результативности (МИНОР) обосновано в работе Н.В. Терещенко и Н.С. Яшина. «В качестве классификационной модели для формирования базовой системы показателей результативности предлагается основываться на следующих стратегических перспективах результативности организации: рынок (клиенты), финансы, персонал, внутренние бизнес-процессы предприятия, общество» [9].
Таким образом, анализ современной научной литературы позволил нам выявить и систематизировать методики оценки результативности системы управления качеством (рис. 3).
1. Анализ степени достижения
установленных числовых значений показателей целей в области качества и (или) всей деятельности предприятия
2. Оценка результативности процессов СМК
3. Оценка функционирования выделенных объектов, которые организация выделяет для себя как существенно важные (качество продукции, технологическая дисциплина, удовлетворенность потребителей, результаты внутренних аудитов, метрологическое обеспечение, качество закупок, управление документацией, затраты на качество, качество испытаний)
4. Анализ работы структурных подразделений предприятия
5. Анализ выполнения пунктов стандарта, содержащего требования к ее построению и функционированию
6. Информация о результатах внутреннего аудита
Рис. 2. Классификация методик оценки результативности СМК (по Н.И. Меркушовой)
ISSN 1994-5094 ♦-
27 -♦
ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ СМК
На основе оценки степени достижения поставленных целей и задач На основе результативности процессов На основе анализа и оценки работ в определенных областях На основе соответствия требованиям стандарта СМК На основе анализа работы структурных подразделений На основе оиенка функционирования выделенных объектов , включая процессы различной природы На основе бальных оценок по заданным параметрам На основе индексного нормирования оценки результативности (МИНОР) На основе результатов внутреннего аудита
по критериям национальных премий в области качества по критериям международных моделей совершенства
Рис. 3. Систематизация методических подходов к оценке результативности СМК
Представляется, что данные методики могут быть применимы к проведению исследования степени влияния различных факторов и показателей на результат деятельности предприятия, а не для оценивания с позиции результативности.
По нашему мнению, базой для применения такой оценки может являться методика анализа, построенная на основе системы сбалансированных показателей [10], разработанная профессором бизнес-школы при Гарвардском университете Р. Кэпленом и американским консультантом по вопросам управления Д. Нортоном и основанная на взаимосвязи стратегических целей, отражающих их параметры и факторов получения намеченных результатов.
По мнению Г.Ш. Азитовой, «внедрение сбалансированных показателей в систему менеджмента качества позволяет получать адекватный измерительный механизм, не включая в создаваемую систему новые функции и процессы» [1]. По мнению автора, «системы использование сбалансированных показателей в СМК, основанной на требованиях ИСО 9001:2000, предполагает, что сбор и анализ данных достаточно логично связывается с анализом со стороны руководства, а сводка показателей становится частью входных данных» [1].
На наш взгляд, систему сбалансированных показателей целесообразно представить такими показателями результативности работы предприятия, как:
- показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
- показатели бизнес-процессов;
- показатели работы персонала и степень удовлетворенности персонала трудом;
- показатели корпоративной социальной ответственности;
- показатели маркетинговой деятельности;
- показатели инновационной деятельности;
- и др.
Таким образом, представленное в данной статье исследование и предложенная методика оценки результативности СМК на основе системы сбалансированных показателей имеет общеметодологическое значение для промышленных предприятий. При этом набор показателей сбалансированной системы будет зависеть от специфики деятельности предприятия, его организационной структуры, производственной мощности, занимаемой доли рынка и др.
1. Азитова Г.Ш. Система менеджмента качества и сбалансированные показатели // Российское предпринимательство. 2010. Т. 11. № 10. С. 73-77.
2. Глазунов А.В. Модель комплексной оценки результативности СМК. Методы оценки и расчета. URL: http:// www.classs.ru/stati/menejment1/kompl_ocenka.html.
3. Горячев В.В. Оценка результативности системы менеджмента качества // Методы менеджмента качества. 2009. № 12. С. 14-18.
4. Качалов В.А. Что такое «постоянное повышение результативности СМК»? // Методы менеджмента качества. 2007. № 1. С. 28-32.
5. КондриковВ.А., ПлотниковаИ.В. Результативность и эффективность СМК предприятия // Методы менеджмента качества. 2006. № 10. С. 27-31.
6. МеркушоваН.И. Анализ подходов к оценке результативности систем менеджмента качества в организациях // Проблемы современной экономики: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2011 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2011. С. 127-129.
7. Методика оценки результативности системы менеджмента качества организации. М.: СДС «Военный регистр», 2012.
8. Рахлин К.М. Оценивание результативности системы менеджмента качества // Все о качестве. Отечественные разработки. 2005. Вып. 35. С. 3-10.
9. Терещенко Н.В. Модель комплексной оценки результативности СМК / Н.В.Терещенко, Н.С. Яшин // Методы менеджмента качества. 2006. № 4. С. 12-17.
10. Что такое сбалансированная система показателей? URL: http://www.cfin.ru/management/controlling/bsc_short. shtml.