Научная статья на тему 'ОЦЕНКА РЕКРЕАЦИОННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ: РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ'

ОЦЕНКА РЕКРЕАЦИОННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ: РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
190
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕКРЕАЦИЯ / РЕКРЕАЦИОННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ВУЗ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / РЕКРЕАНТЫ / РЕКРЕАЦИОННЫЕ УСЛУГИ / СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ОНЛАЙН-АНКЕТИРОВАНИЕ / ОЦЕНКА РЕКРЕАЦИОННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Минченко В.Г., Поддубная Т.Н., Заднепровская Е.Л.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью формирования конкурентоспособного сегмента рекреационных услуг, базирующегося на информации о реальных и потенциальных потребителях, их покупательной способности, предпочтениях. Высокая двигательная активность обучающихся вузов физической культуры обусловливает потребность в рекреации. В связи с этим исследование рекреационных предпочтений и возможностей студентов вузов спортивного направления позволит определить наиболее востребованные средства рекреации и разработать эффективную программу их применения, что обусловливает актуальность представленного исследования.Цель исследования заключалась в оценке рекреационных потребностей обучающихся вуза физической культуры как условия разработки рекреационных программ, ориентированных на специфические запросы данной категории рекреантов.Методы исследования: теоретические (анализ, синтез, обобщение) и эмпирические (онлайн-анкетирование, ранжирование, описание, интерпретация, графические методы представления результатов).Результаты исследования. Разработана онлайн-анкета, позволяющая выявить рекреационные потребности обучающихся вуза физической культуры, включающая оценку личных характеристик респондентов, потребности в рекреационных услугах, частоты их использования, предпочитаемых видов рекреации, а также факторов потребительского выбора. Анкетирование позволило аккумулировать сведения, касающиеся рекреационных потребностей студентов вуза физической культуры.Заключение. Выявлен относительно однородный сегмент потребителей рекреационных услуг, для которого характерны связанная с повышенной рекреационной активностью и спецификой учебного процесса потребность в рекреационных мероприятиях; низкая покупательная способность; низкая потребность в высоком уровне качества рекреационного сервиса; предпочтения в активном и экстремальном видах отдыха, в коллективных видах рекреации. Установленные параметры рекреационных потребностей респондентов во многом отвечают их возрастным характеристикам и специфике учебного заведения, связанной с высокой двигательной активностью обучающихся.Выводы. Полученные сведения могут использоваться для разработки программ эффективного восстановления спортсменов после активных физических нагрузок и учебного процесса, а также дальнейшего развития рекреационного сервиса в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Минченко В.Г., Поддубная Т.Н., Заднепровская Е.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE RECREATIONAL NEEDS OF STUDENTS OF THE UNIVERSITY OF PHYSICAL CULTURE: THE RESULTS OF A SOCIOLOGICAL STUDY

Relevance. The relevance of the study is due to the need to form a competitive segment of recreational services, focused on information about real and potential consumers, their purchasing power, preferences. High motor activity of students of universities of physical culture determines the need for recreation. Therefore, the study of recreational preferences and opportunities of university students of sports direction will allow to determine the most popular means of recreation and develop an effective program for their use, which determines the relevance of the presented study.The purpose of the study was to assess the recreational needs of students of the Federal State budgetary educational institution of higher Education “Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism” (University of Physical Culture) as a condition for the development of recreational programs focused on the specific needs of this category of recreants.Research methods: theoretical (analysis, synthesis, generalization) and empirical (online questionnaire, ranking, description, interpretation, graphical methods of presenting results).Results. An online questionnaire has been developed to identify the recreational needs of students of the University of Physical Culture, including an assessment of the personal characteristics of respondents, the need for recreational services, the frequency of their use, preferred types of recreation, as well as consumer choice factors. The survey allowed us to accumulate information concerning the recreational needs of students of the University of physical culture.Conclusion. A relatively homogeneous segment of consumers of recreational services has been identified, which is characterized by: the need for recreational activities associated with increased recreational activity and the specifics of the educational process; low purchasing power; low need for a high level of quality of recreational services; preferences in active and extreme types of recreation, in collective types of recreation. The established parameters of the respondents’ recreational needs largely correspond to their age characteristics and the specifics of the educational institution associated with high motor activity of students.The information obtained can be used to develop programs for the effective recovery of athletes after active physical exertion and the educational process, as well as the further development of recreational services in the region.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА РЕКРЕАЦИОННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ: РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ»

DOI 10.53742/1999-6799/3_2021_66

УДК 378.037.1

ОЦЕНКА РЕКРЕАЦИОННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВУЗА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ: РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

В.Г. Минченко, кандидат педагогических наук, профессор, профессор кафедры социально-культурного сервиса и туризма,

Т.Н. Поддубная, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры социально-культурного сервиса и туризма,

Е.Л. Заднепровская, кандидат экономических наук, доцент кафедры социально-культурного сервиса и туризма.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма», г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, Россия, г. Краснодар, ул. Буденного, 161; e-mail: tpodd@mail.ru.

Аннотация.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью формирования конкурентоспособного сегмента рекреационных услуг, базирующегося на информации о реальных и потенциальных потребителях, их покупательной способности, предпочтениях. Высокая двигательная активность обучающихся вузов физической культуры обусловливает потребность в рекреации. В связи с этим исследование рекреационных предпочтений и возможностей студентов вузов спортивного направления позволит определить наиболее востребованные средства рекреации и разработать эффективную программу их применения, что обусловливает актуальность представленного исследования.

Цель исследования заключалась в оценке рекреационных потребностей обучающихся вуза физической культуры как условия разработки рекреационных программ, ориентированных на специфические запросы данной категории рекре-антов.

Методы исследования: теоретические (анализ, синтез, обобщение) и эмпирические (онлайн-анке-тирование, ранжирование, описание, интерпретация, графические методы представления результатов).

Результаты исследования. Разработана онлайн-

анкета, позволяющая выявить рекреационные потребности обучающихся вуза физической культуры, включающая оценку личных характеристик респондентов, потребности в рекреационных услугах, частоты их использования, предпочитаемых видов рекреации, а также факторов потребительского выбора. Анкетирование позволило аккумулировать сведения, касающиеся рекреационных потребностей студентов вуза физической культуры.

Заключение. Выявлен относительно однородный сегмент потребителей рекреационных услуг, для которого характерны связанная с повышенной рекреационной активностью и спецификой учебного процесса потребность в рекреационных мероприятиях; низкая покупательная способность; низкая потребность в высоком уровне качества рекреационного сервиса; предпочтения в активном и экстремальном видах отдыха, в коллективных видах рекреации. Установленные параметры рекреационных потребностей респондентов во многом отвечают их возрастным характеристикам и специфике учебного заведения, связанной с высокой двигательной активностью обучающихся.

Выводы. Полученные сведения могут использоваться для разработки программ эффективного восстановления спортсменов после активных фи-

зических нагрузок и учебного процесса, а также дальнейшего развития рекреационного сервиса в регионе.

Ключевые слова: рекреация, рекреационные потребности, обучающиеся, вуз физической культуры, рекреанты, рекреационные услуги, социологическое исследование, онлайн-анкетирование, оценка рекреационных потребностей.

Для цитирования: Минченко В.Г., Поддубная Т.Н., Заднепровская Е.Л. Оценка рекреационных потребностей обучающихся ВУЗа физической культуры: результаты социологического исследования // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2021. - № 3. - С. 66-71.

For citation: Minchenko V., Poddubnaya T., Zadneprovskaya E. Assessment of the recreational needs of students of the university of physical culture: the results of a sociological study. Fizicheskaja kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport - Science and Practice.], 2021, no 3, pp. 66-71 (in Russian).

Введение. Актуальность рекреационной деятельности студенческой молодежи имеет особое значение в условиях ухудшения санитарно-эпидемиологической обстановки и необходимости укрепления и сохранения собственного здоровья. Особую актуальность эта проблема приобретает для спортивных вузов, учебный процесс в которых «связан с активной двигательной деятельностью, вызывающей утомление» [1, с. 8]. Следовательно, представляется в достаточной степени очевидной необходимость оценки рекреационных потребностей обучающихся вуза физической культуры для поиска наиболее востребованных средств рекреации, а также разработки эффективной программы их применения с учетом индивидуальных потребностей и возможностей потенциальных рекреантов.

Отметим, что появление в научном обороте дефиниции «рекреационные потребности» обусловлено развитием лечебно-оздоровительной деятельности, отдыха и туризма и, как следствие, - востребованностью широкого спектра рекреационных услуг (оздоровительных, развлекательных, транспортных и пр.). Спрос на подобные услуги детерминирован желаниями рекреантов, которые взаимодополняют друг друга. В связи с этим мерой качества рекреации является степень удовлетворения рекреационных потребностей отдыхающих. Исходя из этого, нами выдвинуты следующие рабочие гипотезы:

• рекреационные потребности обучающихся вуза физической культуры изучены не в полной мере;

• для студентов спортивных вузов свойственна повышенная рекреационная активность, которая остается нереализованной должным образом;

• рынок рекреационного туризма нуждается в специфическом турпродукте, разработанном на основе потребительских предпочтений обучающихся вуза физической культуры.

Цель исследования: осуществить оценку рекреационных потребностей обучающихся вуза физической культуры как условия разработки рекреационных программ, ориентированных на специфические запросы данной категории рекреантов.

Методология и методы исследования. Теоретико-методологическая часть исследования базировалась на анализе работ, посвященных оценке рекреационных потребностей населения [4, 5], рекреационных предпочтений молодежи [2, 3, 6], диагностике рекреационных предпочтений студентов вуза физической культуры [1].Эмпирическая часть социологического исследования включала использование количественного метода получения первичной объективной информации - онлайн-анкетирования обучающихся ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма». Анкета включала 12 вопросов, анализ результатов ответов на которые позволил аккумулировать сведения, касающиеся рекреационных потребностей студентов вуза физической культуры. Исследование проводилось в период с октября по декабрь 2020 года. Общее количество респондентов составило 800 человек, обучающихся по очной и заочной формам обучения. Репрезентативность выборки достигалась путем случайного отбора. Анализ полученных данных осуществлялся на основе оценочного и фактологического подходов, при помощи сервиса Яндекс.Формы, программы Excel. Результаты анкетирования представлены при помощи методов ранжирования, графического и табличного отображения, комментариев к ним.

Результаты исследования. В результате анкетирования выявлена информация, касающаяся личных характеристик опрошенных, потребности в рекреационных услугах и частоты их использования, предпочитаемых видов рекреации, факторов потребительского выбора.

Преимущественное количество респондентов 86% составили обучающиеся в возрасте 18-25 лет, 14% - обучающие от 26 до 30 лет. При этом выявлено незначительное гендерное различие в количестве опрошенных - 51,88% респондентов составили женщины, 48,13% - мужчины, что в целом подтверждает половую дифференциацию численности населения (рисунок 1).

По уровню образования преобладают обучающиеся с неоконченным высшим образованием (76,1%), остальная доля приходится на респондентов с высшим образованием, в т.ч. бакалавриат (19,6%), специали-тет или магистратуру (4,3%). Большинство респондентов (82,25%) составили городские жители, остальные (17,75%) - жители сельской местности.

Исследование выявило, что большинство обучающихся любят путешествовать с целью отдыха (97,13%). По частоте путешествий респонденты распределились следующим образом: большинство путешествует один раз в год - 61,63%, несколько раз в год путешествуют 24,13%, один раз в несколько лет - 11,39%. 2,87% указали, что не путешествуют. Желание путешествовать

Рисунок 1.

Возраст респондентов, % (составлено авторами)

Рисунок 2. Распределение респондентов по частоте путешествия, % (составлено авторами)

Рисунок 3. Распределение респондентов по предпочитаемым видам отдыха,

% (составлено авторами)

доминирует у респондентов в возрастной категории от 18 до 25 лет: 23% мужчин и 29,25% женщин совершают поездки с целью отдыха один раз в год, 9,5% мужчин и 12,25% женщин - несколько раз в год, 3,13% мужчин и 6,75% женщин - один раз в несколько лет (рисунок 2).

Большинство респондентов при выборе вида рекреации отдали предпочтение активным и экстремаль-

ным видам отдыха (73,88%). Для обучающихся вуза менее привлекательны комбинированный и пассивный отдых (26,12%) (рисунок 3).

Общеизвестно, что для студентов характерна низкая покупательная способность, что обусловливает невысокие потребности к комфортности предоставляемых рекреационных услуг. На потребительский вы-

Рисунок 4. Факторы

потребительского выбора,% (составлено авторами)

Рисунок 5. Диапазон выбора компании для путешествия (составлено авторами)

бор оказывают влияние следующие критерии: ценовой (38%), популярность направления (29,62%), комфорт и качество обслуживания (23%), насыщенная программа (9,25%) (рисунок 4).

Выявлен интерес к групповым видам рекреации: в компании 2-4 человек (36,75%) и в компании от 4 человек (36,5%). В компании 1 человека предпочитают отдыхать 26,5%, что во многом можно объяснить возрастными особенностями молодых людей. Всего лишь 0,25% респондентов предпочитают отдыхать самостоятельно (рисунок 5). У мужчин выявлена большая потребность отдыхать в компании более 4 человек (22,5%), чем у женщин (4%); у женщин преобладает стремление к самостоятельному отдыху (0,25% против 0% у мужчин). Следовательно, можно утверждать, что студенческая молодежь отдает предпочтение групповым видам рекреации.

Заключение. На основании проведенного социологического исследования сформулированы следующие выводы: 1) для студентов вуза физической культуры актуальны рекреационные мероприятия, обусловленные их повышенной рекреационной активностью и спецификой учебного процесса; 2) студенческая

молодежь является менее требовательным сегментом потребителей, которого в меньшей степени интересует высокое качество рекреационного сервиса, в большей степени - его эргономичность, демократичные цены, популярность направления; 3) обучающиеся вуза физической культуры отдают предпочтение активным и экстремальным видам отдыха, что во многом обусловлено особенностями учебного заведения; 4) наибольший интерес у студентов вызывают коллективные виды рекреации.

Исследование показало, что ориентация на рекреационные потребности студенческой аудитории вуза физической культуры необходима для разработки программ эффективного восстановления спортсменов после активных физических нагрузок в контексте развития рекреационного сервиса в регионе.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Ахметов С.М. Рекреационные предпочтения студентов вуза как фактор развития молодежного туризма / С.М. Ахметов, А.И. Погребной, В.Г. Минченко, Е.Л. За-днепровская // Теория и практика физической культуры. - 2021. - №8 (92). - С. 8-10.

2. Булганина С.В. Маркетинговое исследование предпочтений молодёжи в области туризма / С.В. Булганина, К.В. Ананьева, Н.С. Тюмина, Ю.Г. Шутова // Интернет-журнал «Науковедение». - 2016. - Том 8. - №4 (35) .- 6 с.

3. Кожанов К.А. Показатели эффективности и качества организованного студенческого туризма / К.А. Кожанов, К.В. Евдокимов, В.В. Лысенко // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2017.-№ 3 (64). - С. 259-271.

4. Комлева Н.С. Исследование потребительских предпочтений на рынке туристических услуг в регионе / Н.С. Комлева // Экономические исследования и разработки. - 2018. - № 8. - С. 14-23.

5. Фролов А.А. Рекреационные потребности населения как фактор современного развития / А.А. Фролов // РИСК: Ресурсы. Информация. Снабжение. Конкуренция. - 2010. - № 4.- С. 246-250.

6. Халамлиев М.И. Технологическая модель организации рекреационно-досуговой деятельности студентов вуза / М.И. Халамлиев, Ю.А. Джаубаев, М.Х. Боташева, Ф.М. Узденова, В.А. Петьков // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2020. - № 3 (263). - С. 148-156.

ASSESSMENT OF THE RECREATIONAL NEEDS OF STUDENTS OF THE UNIVERSITY OF PHYSICAL CULTURE: THE RESULTS OF A SOCIOLOGICAL STUDY

V. Minchenko, Candidate of Pedagogical Sciences, Professor, Professor of the Department of Socio-Cultural Service and Tourism,

T. Poddubnaya, Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Socio-Cultural Service and Tourism,

E. Zadneprovskaya, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Socio-Cultural Service and Tourism,

Federal State budgetary educational institution of higher Education "Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism", Krasnodar.

Contact information for correspondence: 161, Budennogo str., Krasnodar, 350015, Russia; e-mail: tpodd@mail.ru

Annotation

Relevance. The relevance of the study is due to the need to form a competitive segment of recreational services, focused on information about real and potential consumers, their purchasing power, preferences. High motor activity of students of universities of physical culture determines the need for recreation. Therefore, the study of recreational preferences and opportunities of university students of sports direction will allow to determine the most popular means of recreation and develop an effective program for their use, which determines the relevance of the presented study.

The purpose of the study was to assess the recreational needs of students of the Federal State budgetary educational institution of higher Education "Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism" (University of Physical Culture) as a condition for the development of recreational programs focused on the specific needs of this category of recreants.

Research methods: theoretical (analysis, synthesis, generalization) and empirical (online questionnaire, ranking, description, interpretation, graphical methods of presenting results).

Results. An online questionnaire has been developed to identify the recreational needs of students of the University of Physical Culture, including an assessment of the personal characteristics of respondents, the need for recreational services, the frequency of their use, preferred types of recreation, as well as consumer choice factors. The survey allowed us to accumulate information concerning the recreational needs of students of the University of physical culture.

Conclusion. A relatively homogeneous segment of consumers of recreational services has been identified, which is characterized by: the need for recreational activities associated with increased recreational activity and the specifics of the educational process; low purchasing power; low need for a high level of quality of recreational

services; preferences in active and extreme types of recreation, in collective types of recreation. The established parameters of the respondents' recreational needs largely correspond to their age characteristics and the specifics of the educational institution associated with high motor activity of students.

The information obtained can be used to develop programs for the effective recovery of athletes after active physical exertion and the educational process, as well as the further development of recreational services in the region.

Keywords: recreation, recreational needs, students, university of physical culture, recreants, recreational services, sociological research, online questionnaire, assessment of recreational needs.

References:

1. Akhmetov S.M., Pogrebnoy A.I., MinchenkoV.G., Zad-neprovskaya E.L. Recreational preferences of university students as a factor in the development of youth tourism. Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2021, №8 (92), pp. 8-10. (in Russian)

2. Bulganina, S.V., Ananyeva K.V., Tyumina N.S., Shutova Yu.G. Marketing research of youth preferences in the field of tourism. Internet-zhurnal«Naukovedenie» [Online Magazine "Science Studies"], 2016, tom 8, №4 (35), 6 p. (in Russian)

3. Kozhanov K.A., Evdokimov K.V., Lysenko V.V. Indicators of efficiency and quality of organized student tourism. Vestnik Belgorodskogo universiteta kooperacii, ekonomiki iprava [Bulletin of The Belgorod University of Cooperation, Economics and Law], 2017, № 3 (64), pp. 259-271. (in Russian)

4. Komleva, N. S. Research of consumer preferences in the market of tourist services in the region. Ekonomicheskie issledovaniya i razrabotki [Economic Research and Development], 2018, no. 8, pp. 14-23. (in Russian)

5. Frolov A.A. Recreational needs of the population as a factor of modern development. RISK: Resursy. Informaci-ya. Snabzhenie. Konkurenciya [RISK: Resources. Information. Supply. Competition], 2010, no. 4, pp. 246-250. (in Russian)

6. Halamliev M.I., Jaubaev Yu.A., Botasheva M.H., Uzdenova F.M., Petkov V.A. Technological model of the organization of recreational and leisure activities of university students. Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Pedagogika i psihologiya [Bulletin of the Adygea State University. Series 3: Pedagogy and Psychology], 2020, № 3 (263), pp. 148-156. (in Russian)

Поступила / Received 08.09.2021

Принята в печать / Accepted 24.09.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.