Социально-экономические исследования
УДК 379.85(470.342)(045) Е.В. Конышев
ПОТРЕБНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА РЕГИОНА
Потребности населения являются одним из основных факторов формирования туристско-рекреационного пространства. Выявление потребностей должно носить системный характер и охватывать все компоненты туристско-рекреационного пространства. Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью научного обеспечения процессов территориального планирования и управления туризмом и рекреацией в Кировской области. В настоящее время, делая акцент только на развитии туризма, рассматривая его как сферу бизнеса, регулирующие органы упускают из виду рекреацию. Целью исследования является изучение потребностей населения Кировской области и выявление особенностей организации рекреационной деятельности населения на предприятиях, в свободное время после работы, в выходные дни и во время длительного отпуска. Для достижения указанной цели применялся метод опроса. Опрос проводился дистанционно, в нем приняли участие 2125 человек. Было выделено несколько блоков вопросов на выявление особенностей инклюзивной и ежедневной рекреации, рекреационной деятельности в выходные дни и в период длительного отпуска. Дополнительно определялось отношение жителей к достоинствам и недостаткам отдыха в пределах Кировской области, выделяемым суммам денежных средств на отдых и путешествия, отношение к услугам туристских фирм. Полученные результаты позволяют судить о низком уровне удовлетворенности организацией отдыха на рабочем месте, отсутствии рекреационных зон и периодических перерывов, что негативно сказывается на общей производительности труда. Организация рекреационной деятельности в выходные дни и во время отпуска менее проблемна для жителей, однако зачастую реализуется в наиболее бюджетных и пассивных формах и на самодеятельной основе. Результаты исследования могут быть использованы для совершенствования процессов территориального планирования и управления региональной туристско-рекреационной системой Кировской области.
Ключевые слова: туристско-рекреационные потребности, туристско-рекреационное пространство, опрос населения, Кировская область.
DOI: 10.35634/2412-9518-2021-31-3-329-341
Туристско-рекреационное пространство формируется в русле стратегии развития общественно-географического пространства, сохраняя внутреннюю целостность и функциональную структурированность. Прежде всего, туристско-рекреационное пространство является объектом изучения в рамках географических исследований. При этом, как правило, требуется применение междисциплинарного подхода. Более всего в вопросах изучения туристско-рекреационного пространства продвинулись ученые-географы [1-9]. При формировании туристско-рекреационного пространства, наряду с деятельностью организаторов туризма и органов исполнительной власти, ведущую роль играет удовлетворение потребностей населения, поддержания здоровья, умственного совершенствования, удовлетворения любознания и желания общения с окружающим миром.
Изучение туристско-рекреационного пространства осуществляется в процессе его территориали-зации [10]. Данная процедура позволяет воспринимать пространство в виде территориальных турист-ско-рекреационных систем (ТТРС). Исходя из того, что целью ТТРС является удовлетворение турист-ско-рекреационных потребностей человека [11], актуальным является систематическое их изучение. Кроме того, необходимо учитывать, что туристско-рекреационные потребности определяют пространственно-временную динамику и территориальную организацию рекреационной деятельности [12].
Анализ потребностей туристов и последующее применение этих знаний в туристской деятельности широко применяется в зарубежных исследованиях, позволяя оценивать туристскую привлекательность и совершенствовать программы туристского обслуживания [13-16]. Внимание к анализу туристско-рекреационных потребностей в современной России направлено на характеристику особенностей их проявления в отдельных социальных группах населения [17-20]. Широко представлены работы по выявлению туристско-рекреационных потребностей населения конкретного региона [2127], а также потребностей туристов из других регионов (въездной туризм) [37-39]. Зачастую рекреа-
ционные потребности рассматриваются как фактор развития современного общества и повышения эффективности производства [28-36], фактор развития въездного туризма [37-39], формирования лояльности к туристской организации [40-41].
В то же время следует отметить, что практически отсутствуют комплексные исследования ту-ристско-рекреационных потребностей населения региона, направленные на определение уровня удовлетворения в рекреационных услугах с учетом суточного, недельного, квартального, годового и жизненного цикла рекреации.
Целью исследования является изучение потребностей населения Кировской области и выявление особенностей организации рекреационной деятельности населения на предприятиях, в свободное время после работы, в выходные дни и во время длительного отпуска. Результаты исследования могут быть использованы при поиске и обосновании новых форм и видов туризма, которые позволили бы наиболее эффективно использовать туристско-рекреационный потенциал Кировской области, а также при оптимизации инклюзивной и ежедневной рекреации, формировании оптимальных условий для восстановления психофизиологических ресурсов общества.
Материалы и методы исследований
Изучение туристско-рекреационных потребностей населения Кировской области носит системный характер. Впервые к изучению потребностей населения области обратились ученые кафедры социально-культурного сервиса и туризма Вятского государственного гуманитарного университета в 2005 г. Были определены предпочтения организации различных видов отдыха населения и их отношение к развитию туризма на территории г. Кирова, Котельнического, Куменского, Кирово-Чепецкого, Уржумского, Белохолуницкого районов [42]. Исследования туристско-рекреационных потребностей населения области продолжились в 2007, 2008, 2010 и в 2015 гг. Наиболее обширное исследование состоялось в 2015 г. Тогда совместно с Правительством Кировской области было проведено исследование на тему: «Туристско-рекреационные потребности населения Кировской области и отношение к организации туристской деятельности на территории муниципального образования». Методом раздаточного анкетирования было опрошено 2250 жителей из 39 районов области. Материалы исследования применялись при проектировании туристско-рекреационного кластера Кировской области [43].
В 2020 г. Правительством Кировской области развитие внутреннего туризма было обозначено одним из приоритетов территориального планирования и управления. Была принята Стратегия развития туристско-рекреационного кластера Кировской области до 2024 г. Целью развития кластера является расширение спектра туристских и рекреационных услуг, развитие внутреннего и въездного ту-ризма1. Реализация цели и задач Стратегии предполагает методическое и научное обеспечение, а также учет интересов проживающего на территории области населения. Опираясь на цели и задачи развития кластера, нами были сформулированы основные направления в исследовании туристско-рекреационных потребностей жителей Кировской области в 2021 г.:
1. Изучение особенностей инклюзивной и ежедневной рекреационной деятельности. Вопросы анкеты были направлены на выявление наличия перерывов в течение рабочего дня, оборудованных зон для отдыха, их формы, частоты посещения зон отдыха. Оценивалась степень удовлетворенности организации инклюзивной рекреации на предприятии, а также наиболее распространенные виды отдыха в течение рабочего дня.
2. Изучение особенностей рекреационной деятельности в выходные дни. Определение особенностей краткосрочной рекреационной деятельности проводилось с учетом фактора сезонности. Респондентам предлагалось выбрать наиболее предпочтительный вид деятельности зимой, весной, летом и осенью с учетом осуществления рекреационной деятельности по месту постоянного проживания, либо туристкой деятельности с выездом в другой район области или регион России. Также оценивалась степень удовлетворенности краткосрочной рекреацией и факторы, затрудняющие ее проводить на нужном уровне.
1 Туристско-рекреационный кластер Кировской области / Центр кластерного развития Кировской области. URL: https://мойбизнес-43.рф/mery-podderzhki/centr-klastemogo-razvitiya/klastery/turistsko-rekreacionnyj-klaster-kirovskoj-oblasti (дата обращения: 18.08.2021).
СЕРИЯ БИОЛОГИЯ. НАУКИ О ЗЕМЛЕ
3. Изучение особенностей рекреационной деятельности в период длительного отпуска. Определялась направленность поездок, оценивалась структура рекреационных занятий при выезде за пределы Кировской области, степень удовлетворенности организации отдыха. Также были выявлены критерии эффективного отдыха и готовность потратить определенную сумму денежных средств.
Дополнительно было выявлено отношение жителей к достоинствам и недостаткам отдыха в пределах Кировской области; предпочтительный сезон года, отношение к услугам туристских фирм, выделяемым денежным средствам на отдых в области и за ее пределами. Отдельный блок анкеты включал в себя вопросы на определение социо-демографического портрета респондентов.
Составляя вопросы анкеты, мы исходили из расширенного понимания термина «рекреация», которое предлагают ученые из Воронежа. Они практически приравнивают рекреацию к отдыху. По их мнению, такое расширенное понимание рекреации более предпочтительно в условиях современного российского общества [44].
Всего анкета включала 31 вопрос, а в исследовании приняло участие 2125 человек. Учитывая, что население Кировской области составляет 1 млн 250 тыс. человек, при данном объеме выборки и доверительном уровне 95 %, ошибка выборки составляет 2,1 %, что является приемлемым значением для данного типа исследований. В условиях действия ограничительных мероприятий и угрозы заражения COVID-19 опрос проводился дистанционно. Анкета была создана с помощью сервиса «Google форма» и распространялась в виде ссылки. Ответить на данную анкету с одного аккаунта можно было только один раз.
Результаты и их обсуждение
Особенности рекреационной деятельности определяются природными, социально-демографическими, социально-экономическими, медико-биологическими и иными факторами. В целом область обладает стандартным для региона, расположенного в европейской части России, тури-стско-рекреационным потенциалом. Климат умеренно-континентальный, с ярко-выраженной сезонностью. Кировская область относится к депрессивным и дотационным регионам, в которых усиливаются процессы миграционного оттока и естественной убыли населения. По рейтингу качества жизни населения в 2020 г. Кировская область опустилась на 63 место среди 85 регионов РФ2. Уровень урбанизации составляет около 78 %, а большая часть населения проживает в так называемой Кировской городской агломерации (Киров - Кирово-Чепецк - Слободской). Именно население данной агломерации является основным потребителем рекреационных и туристских услуг в области.
Так как Кировская область является промышленным регионом, где большая часть трудоспособного населения работает в обрабатывающих отраслях, повышенное внимание необходимо уделять организации рекреационной деятельности на предприятиях.
Формирование туристско-рекреационного пространства на территории организаций и предприятий реализуется в двух направлениях. Во-первых, развивая промышленный туризм или предлагая экскурсии на производство, хозяйствующие субъекты создают условия для комфортного и безопасного предоставления сервисных услуг для туристов и экскурсантов. На предприятиях могут быть оборудованы музейно-экскурсионные и сервисные зоны, площадки для наблюдений, стенды, обозначены линии маршрутов и пр. В настоящее время внимание к промышленному туризму снова повышается и необходимо к нему отдельно обратиться в последующих исследованиях. Во-вторых, это создание пространства для отдыха и восстановления работоспособности сотрудников организации. Мы высказываем мнение о необходимости организации рекреационного пространства на предприятиях с целью восстановления сил и здоровья сотрудников, и, следовательно, повышения их работоспособности в течение рабочего цикла. Это мнение поддерживают и 75 % опрошенных. Однако лишь 33 % респондентов отметили, что их устраивает и количество, и качество оборудованных зон для отдыха. Вызывает опасения и то обстоятельство, что у 18 % респондентов не предусмотрено время для отдыха, а у 31 % предусмотрен только обеденный перерыв. Около трети всех опрошенных используют время обеденного перерыва только для приема пищи. Что обусловлено либо отсутствием зон для отдыха, либо нехваткой времени для других форм отдыха (рис. 1).
2 Качество жизни // РИА-Новости. URL: https://ria.ru/20210215/kachestvo-zhizni-1597462656.html (дата обращения: 18.08.2021).
2021. Т. 31, вып. 3 30,0
25,0 20,0 15,0 10,0 5,0 0,0
|||1иии£
4г
- ^ ^ у / ^ / ¿У / ^ /
«р .</ у у у
л?
ж
■У
4Г
У ^ 4 # # #
£ £
■Ь
Ж
Яр
Ж ч°
/ У
* У
Г
Г
Рис.1. Виды деятельности в свободное/обеденное время на рабочем месте, %
В таких условиях организовать эффективную рекреационную деятельность для сотрудников невозможно и, вероятно, что к концу рабочего дня их работоспособность будет снижаться. На тех предприятиях, где оборудованы зоны для отдыха сотрудников, чаще всего имеется специальная комната для рекреационных занятий или «курилка» (рис. 2). Эффективность восстановления сил и снятия усталости в двух этих зонах очевидно различается. В меньшей степени распространены наиболее эффективные для восстановления сил рекреационные зоны (зимний сад, оборудованный парк для прогулок, спортивные комнаты), в которых осуществление рекреационной деятельности требует длительного времени. Более 20 % респондентов отметили, что в тех учреждениях, где они учатся или работают, нет зон для отдыха. Вероятно, что речь идет о небольших офисах или микропредприятиях, где площади помещения не позволяют выделить отдельное пространство под рекреацию.
Комната для занятий спортом, спортивный, тренажерный зал
Другое
Оборудованный парк (скамейки, освещение, пешеходные дорожки)
Зимний сад с зоной для прогулки и/или релаксирующей музыкой
На предприятии (учебном заведении) нет зон для отдыха
Специальная комната, мягкие диваны, телевизор, зона для игр
«Курилка» в подсобном помещении или на улице
Рис. 2. Наличие на предприятии специальных зон для отдыха, %
СЕРИЯ БИОЛОГИЯ. НАУКИ О ЗЕМЛЕ
Выходные и праздничные дни характеризуются большим объемом свободного времени (2-3 дня), который жители области расходуют в зависимости от собственных возможностей и потребностей. Структура рекреационной деятельности тех, кто остается по месту проживания (рис. 3) и тех, кто выезжает в другие районы и регионы (рис. 4), сильно различается. Также определенное влияние на структуру рекреационных потребностей населения оказывает фактор сезонности. В анкете респондентам предлагалось выбрать не более трех вариантов ответа, что позволило определить наиболее приоритетные для них формы рекреации. Независимо от сезонов, среди всех видов рекреационной деятельности, реализуемой на месте постоянного проживания в выходные и праздничные дни, респонденты выбирают пассивные, всесезонные формы отдыха - общение с семьей (данный вариант выбрали 3794 раз), проводят время в сети Интернет, общаются в социальных сетях (3575 раз). Достаточно популярны прогулки в парках, катание на велосипедах и лыжах (3205 раз) и посещение торговых центров (3179 раз). Наименее востребованы у населения те услуги, которые необходимо оплачивать - экскурсии в музеи (2928 раз) и посещение оздоровительных центров (2683 раз).
0% 20% 40% 60% 80% 100%
~ Общение с семьей ^ Интернет, социальные сети
■ Прогулки в парке (пешие, на велосипеде, на лыжах) I Торговые центры
- Диван, телевизор, чтение книг я Пешеходные прогулки ** Спорт, фитнес, физкультура Посещение музеев
■ Оздоровительные центры (массаж, спа-процедуры)
Рис. 3. Сезонность видов рекреационной деятельности по месту постоянного проживания, %
Ярко выраженная сезонность в реализации активных форм рекреационной деятельности снижает общую эффективность рекреации, способствуя снижению работоспособности и повышению утомляемости в осенний период. Кроме того, необходимо расширить сеть прогулочных маршрутов в областном центре, в том числе за счет создания ленточных парков вдоль малых рек. В целом следует отметить, что более 80 % респондентов удовлетворены тем, как они проводят свободное время в выходные и праздничные дни.
Отсутствие в городе и области мест для отдыха, собственная лень, неорганизованность, нехватка времени и материальных возможностей - это наиболее распространенные причины недовольства организацией своего отдыха остальных респондентов.
Отпуск большинство кировчан предпочитает проводить, путешествуя по другим регионам России (31,5 %), в пределах области отдыхают 22,3 % и за пределы страны предпочитает выезжать 15,4 % респондентов (рис. 4). Также 5 % отметили, что у них не бывает отпуска, а 25,8 % никуда не выезжают, предпочитая отдыхать в месте постоянного проживания.
Структура туристско-рекреационных занятий в период отпуска зависит от географии путешествий (рис. 5). У жителей Кировской области очень популярными направлениями поездок во время отпуска являются поездки в Казань, Нижний Новгород, Москву и Санкт-Петербург. Как правило, в
этих городах они посещают аквапарки, аттракционы, торговые центры. Очень популярен отдых на море, однако, его доступность для жителей области невысока. Кировская область находится на значительном удалении от морских курортов, кроме того ситуация осложняется отсутствием международного аэропорта и высокими ценами на внутрироссийские авиаперевозки. Низкая востребованность отдыха в санаториях во время выезда за пределы региона обусловлена наличием развитого санаторно-курортного комплекса внутри области. В то же время следует подчеркнуть, что практически 80 % респондентов удовлетворены собственным отдыхом во время отпуска.
0% 20% 40% 60% 80% 100%
■ Отдых на даче, в деревне
- Охота, рыбалка, сбор дикоросов (ягоды, грибы) I Туристкие походы
У Базы отдыха, санатории ^ Посещаю туристские объекты
■ Посещение событийных мероприятий
- Выезжаю в Казань, Йошкар Олу (и т.п.)
■ Катание на велосипедах, на лыжах (активный отдых)
Рис. 4. Сезонность видов рекреационной деятельности при выезде в другие районы области
или регионы России, %
Базы отдыха, санатории Посещение событийных мероприятий Музей, тематические парки Отдых на море Культурно-исторические объекты, музеи,.
Торговые центры Посещение спортивно-развлекательных..
Iваа
ПИП
71
|||1!1!111||!1!1111 Вшим
ювнппмт
I I
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100% -Часто ^Иногда I Редко я Никогда Рис.5. Структура свободного времени при выезде в другие регионы и страны, %
В среднем кировчане готовы тратить за одни сутки отдыха в пределах Кировской области сумму от 500 до 1500 рублей на человека, при путешествии в другие регионы России от 1500 до 5000 рублей на человека, а при выезде за пределы России свыше 5000 рублей на человека (табл. 1).
_Потребности населения Кировской области как фактор формирования..._335
СЕРИЯ БИОЛОГИЯ. НАУКИ О ЗЕМЛЕ 2021. Т. 31, вып. 3
Таблица 1
Ожидания средней стоимости отдыха и туристской поездки в зависимости от удаленности, %
До 500 рублей От 500 до 1500 рублей От 1500 до 5000 рублей Свыше 5000 рублей
В Кировской области 21,0 40,6 31,2 7,2
В других регионах России 5,3 29,8 45,3 19,5
В других странах 4,7 11,7 39,5 44,1
При выезде за пределы региона и выборе туристской дестинации жители Кировской области обращают внимание на уровень сервиса (17 % опрошенных), удаленность от городской суеты, шума (12,2 %), низкую цену за услуги (12 %). Важным является возможность чередования пассивного отдыха с активными формами деятельности (11,1 %), включение в программу отдыха элементов экс-трима и приключений (9,3 %), получение новых впечатлений (8,9 %). Факторы близости места отдыха (8,8 %) и использование технического оборудования и специального снаряжения во время отдыха (7 %) менее значимы для жителей области.
В свете реализации Стратегии развития туристско-рекреационного кластера Кировской области одним из важных блоков анкеты стали вопросы об отношении населения к организации туристской и рекреационной деятельности на территории Кировской области. Выявленные достоинства и недостатки отдыха на территории Кировской области дают направление для совершенствования процессов территориального планирования и управления сферой туризма и проектированию конкурентоспособных туристских продуктов (табл. 2).
Таблица 2
Достоинства и недостатки отдыха на территории Кировской области, %
Достоинства Недостатки
Обилие рек и лесов (возможность отдыха и рыбалки) 18,3 Плохие дороги 20,5
Хорошее экологическое состояние 13,5 Неразвитая инфраструктура 17,0
Доступность услуг 13,1 Недостаточная информированность населения о видах туристических услуг на территории области 15,2
Хороший климат 12,8 Отсутствие полноценных мест для отдыха 11,3
Наличие большого количества санаториев 12,1 Неразработанность туристических маршрутов 11,3
Хороший сервис 11,4 Нет уникальных туристических объектов 10,6
Наличие полноценных мест для отдыха 10,0 Плохое качество обслуживания 8,8
Наличие культурных достопримечательностей 8,8 Нет комплексного туристского продукта от туроператоров 5,5
На наш взгляд, следует уделить внимание развитию экологического туризма, формированию конкурентоспособного предложения на рынке охотничьих услуг. Кроме того, первоочередной задачей является повышение доступности туристских объектов посредством улучшения транспортной инфраструктуры, качества сервисных и информационных услуг.
В пределах Кировской области большинство респондентов предпочитают организовывать отдых и путешествия самостоятельно, не прибегая к услугам туристских фирм (35 %). Помощь специализированных организаций востребована при выезде за пределы страны (30 %) или при получении какой-либо уникальной услуги, например, авторской экскурсии (21,9 %). В этой связи требуется улучшение навигации, создание специальных программ и приложений для более удобной и безопасной организации самостоятельных путешествий.
Выводы
Проведенное исследование туристско-рекреационных потребностей населения Кировской области позволило сформулировать следующие выводы относительно особенностей формирования туристско-рекреационного пространства Кировской области:
2021. Т. 31, вып. 3 СЕРИЯ БИОЛОГИЯ. НАУКИ О ЗЕМЛЕ
1. Создание условий для реализации потребностей в отдыхе и восстановлении сил в течение рабочего дня позволяет снизить утомляемость сотрудников и повысить общую производительность труда. Однако, как показали результаты исследования, около 70 % респондентов не удовлетворены ни количеством, ни качеством оборудованных зон для отдыха на предприятиях. У 20 % опрошенных нет плановых перерывов для отдыха. А при наличии перерыва он в основном используется для приема пищи. Низкая степень удовлетворенности качеством рекреации на рабочем месте обусловлена и формами организации рекреационного пространства. Одной из наиболее распространенных зон, где протекают процессы отдыха и восстановления, является обычная «курилка». Не на каждом предприятии имеются возможности для создания специальных рекреационных зон. В таком случае необходимо использовать прилегающие рекреационные пространства, увеличивая сотрудникам частоту и общее время перерывов. Что касается проведения свободного времени после работы, то более 70 % удовлетворены теми формами рекреационной деятельности, которые им доступны.
2. Высокая удовлетворенность организацией собственного отдыха в выходные и праздничные дни обусловлена хорошим разнообразием форм рекреационной деятельности и их доступностью. В исследовании (с учетом фактора сезонности) были определены наиболее распространенные формы рекреационной деятельности, реализуемые населением: как в месте постоянного проживания, так и при выезде в другие районы области и другие регионы. В первом случае, независимо от времени года, преобладает пассивный отдых - общение с семьей, социальные сети, Интернет, посещение торговых центров. Прогулки в парках являются распространенной формой активного отдыха, что требует развития маршрутной сети и формирования сопутствующей инфраструктуры в шаговой доступности. При выезде в другие районы области наиболее традиционными являются отдых в деревне или на даче, сбор дикоросов. Для населения Кировской области характерной потребностью в летний период является сплав по рекам. Следует отметить, что водные ресурсы Кировской области позволяют организовывать сплавы не выше первой категории сложности, что соответствует требованиям безопасности для семейного и детского отдыха. Самым популярным водным маршрутом является сплав по реке Немда. В летний период там отмечается высокая плотность отдыхающих, что негативно сказывается на состоянии природных ландшафтов. Кроме того, маршрут проходит по территории природного заказника регионального значения «Пижемский». В настоящее время ведется разработка концепции развития малого и среднего бизнеса на территории заказника и разработчикам необходимо учитывать имеющиеся потребности как отдыхающих, так и местного населения.
3. Модель поведения жителей Кировской области во время длительного отдыха в период отпусков соответствует среднероссийской. Примерно половина населения может позволить себе отдых в пределах области, около 30 % выезжают в другие регионы и лишь 15 % предпочитают отдых за рубежом. Определив намерения кировчан в ожидаемых расходах во время поездки, можно дать рекомендации туроператорам о примерной стоимости предлагаемых туристских продуктов на территории области и при выезде в другие регионы и страны. Во время отдыха внутри области спросом будут пользоваться краткосрочные туры стоимостью от 500 до 1500 рублей в день на человека. За отдых за пределами области жители готовы заплатить сумму значительно выше. При этом чтобы туристы обратились в туристскую фирму, им должны предложить уникальную услугу.
4. Оценив достоинства и недостатки отдыха в Кировской области, жители области выразили общее представление о туристско-рекреационном пространстве региона. Туристско-рекреационное пространство воспринимается как природное, экологически чистое, в котором реализуются доступные виды отдыха - сбор дикоросов, рыбалка, охота, сплавы по рекам. Умеренно-континентальный климат не воспринимается как недостаток и в сочетании с собственными минеральными и бальнеологическими ресурсами способствует развитию санаторно-курортных услуг.
5. На свойства туристско-рекреационного пространства негативное влияние оказывает плохое качество дорог и низкий уровень развития туристской инфраструктуры. В области большинство предприятий туристской индустрии и инфраструктуры размещается в областном центре и вдоль транспортных магистралей, а наиболее уникальные и востребованные туристские объекты расположены в природной среде на значительном от него удалении. К таким объектам ведут в основном проселочные дороги, что снижает общую доступность объектов и затрудняет доставку туристов комфортабельными автобусами. Ориентируясь на потребности населения, нужно понимать, что формирование туристско-рекреационного пространства Кировской области осуществляется на основе различных видов туризма в природной среде. Органам исполнительной власти в рамках реализации Страте-
СЕРИЯ БИОЛОГИЯ. НАУКИ О ЗЕМЛЕ
гии развития туристско-рекреационного кластера Кировской области следует уделить внимание разработке протяженных туристских маршрутов, созданию условий для улучшения инфраструктуры в местах скопления туристов и отдыхающих, повышению доступности объектов и информированности о них. Применяемый при этом кластерный подход позволит скоординировать усилия органов исполнительной власти, туристского бизнеса и местных сообществ для более сбалансированного развития туристско-рекреационного пространства области.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Kowalczyk A. The Phenomenology of Tourism Space // Tourism, 2014. Vol. 24, no. 1. P. 9-15. URL: https://doi.org/ 10.2478/tour-2014-0001 (дата обращения: 16.08.2021).
2. Skinner H. Place Branding - The Challenges of Getting It Right: Coping with Success and Rebuilding from Crises // Tourism and Hospitality. 2021. Vol. 2, no. 1. P. 173-189. URL: https://doi.org/10.3390/tourhosp2010010 (дата обращения: 16.08.2021).
3. Wi^ckowski M. Tourism space: an attempt at a fresh look // Tourism, 2014. Vol. 24, no. 1. P. 17-24. URL: https://doi.org/10.2478/tour-2014-0002 (дата обращения: 16.08.2021).
4. Wlodarczyk B. Space in Tourism, Tourism in Space: On the Need for Definition, Delimitation and Classification // Tourism, 2014. Vol. 24, no. 1. P. 25-34. URL: https://doi.org/10.2478/tour-2014-0003 (дата обращения: 16.08.2021).
5. Дунец А.Н. Туристское пространство как научная категория в исследованиях туризма // Ползуновский альманах. 2015. № 3. С. 86-90.
6. Зигерн-Корн Н.В. Туристско-рекреационное пространство как объект региональной политики // Известия Русского географического общества. 2016. Т. 148, вып. 1. С. 87-100.
7. Конышев Е.В. Типология туристско-рекреационного пространства // Географический вестник. 2020. № 1 (52). С. 32-41.
8. Мажар Л.Ю. Туризм в пространстве и времени: взгляд географа // Современные проблемы сервиса и туризма. 2014. № 1. С. 16-23.
9. Шарафутдинов В.Н., Онищенко Е.В. «Туристское пространство» как понятие: научные подходы к исследованию // Вестн. Волгоградского гос. ун-та. Экономика. 2020. Т. 22, № 2. С. 28-39. DOI: https://doi.org/ 10.15688/ek.jvolsu.2020.2.3.
10. Шарыгин М.Д., Конышев Е.В. Туристско-рекреационное пространство: географические особенности формирования, территориализации и функционирования // Пространственная организация общества: теория, методология, практика: сб. мат. Межд. науч.-практ. конф. / под ред. Т.В. Субботиной, Л.Б. Чупиной. Пермь, 2018. С. 115-119.
11. Саранча М.А. Территориальная туристско-рекреационная система как комплексное общественно-природное образование // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Биология. Науки о Земле. 2010. № 3. С. 58-67.
12. Преображенский В.С., Квартальнов В.А. Основные концепции и модели рекреалогии // Теоретические проблемы рекреационной географии. М., 1989. С. 14.
13. Banasree D., Jones M., Shalini S. Does Consumer Need for Uniqueness Influence Travel Decision-Making? // Tourism: An International Interdisciplinary Journal, 2021. Vol. 69, no. 2. P. 196-215. URL: https://doi.org/10.37741/ t.69.2.3 (дата обращения: 16.08.2021).
14. Butcher L., Phau I., Shimul, A. Uniqueness and status consumption in Generation Y consumers: Does moderation exist? // Marketing Intelligence & Planning. 2017. Vol. 35, no. 5. P. 673-687. DOI: 10.1108/MIP-12-2016-0216.
15. Bjork P., Jansson T. Travel decision making - The role of habit // Tourismos: An International Multidisciplinary Journal of Tourism. 2008. Vol. 3, no. 2. P. 11-34.
16. Lynn M., Harris J. Individual diff erences in the pursuit of self-uniqueness through consumption // Journal of Applied Social Psychology. 1997. Vol. 27, no. 21. Pp. 1861-1883. D0I:10.1111/j.1559-1816.1997.tb01629.x.
17. Долженкова М.И., Мурзина О.Б. Сущность и специфика рекреативно-оздоровительной деятельности с пожилыми людьми // Вестн. Тамбовского ун-та. Серия: Гуманитарные науки. 2014. № 3 (131). С. 56-63.
18. Иваницкая А.Е., Кабачкова А.В. Рекреационные потребности в структуре потребностей личности (на примере студенческой молодежи) // Современные наукоемкие технологии. 2013. № 7-1. С. 24-26.
19. Колесова Ю.А. Специфика туристско-рекреационных потребностей студенческой молодежи // Современные проблемы социально-гуманитарных наук. 2016. № 6 (8). С. 115-118.
20. Сигида Е.А., Баклагина Н.Ю., Лукьянова И.Е., Киреенкова З.А. Инвалидность как предиктор особых потребностей в туристских услугах // Сервис plus. 2015. Т. 9, № 2. С. 64-72.
21. Довгалюк Е.С., Рященко С.В. Социально-географические факторы формирования рекреационных потребностей населения северных территорий // Вестн. Иркутского гос. техн. ун-та. 2014. № 7 (90). С. 31-38.
22. Жердев Н.В. Размещение туристской инфраструктуры и формирование рекреационных потребностей населения (на примере Курской области) // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского гос. ун-та. 2013. № 2 (26). С. 299-316.
23. Кулюшина Н.Е., Лигидов Р.М. Анализ рекреационных потребностей жителей города Нальчик // Фундаментальные исследования. 2015. № 6-2. С. 366-370.
24. Мартышенко Н.С. Потребности и возможности населения приморского края в туристско-рекреационных услугах // Региональные исследования. 2012. № 4 (38). С. 88-96.
25. Морозова В.В., Костин Л.Э. Рекреационная география Ярославской области: социологические аспекты изучения рекреационных потребностей жителей промышленного центра // Ярославский педагогический вестник. 2011. Т. 3, № 1. С. 195.
26. Худеньких Ю.А. Пермский туризм: территориальная организация и региональное развитие / Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО «Пермский гос. ун-т». Пермь, 2006. 189 с.
27. Янченков В.В., Шагов Н.В. Рекреационная организация кратковременного отдыха с учетом потребностей населения города Томска // Вестн. Томского гос. архитектурно-строительного ун-та. 2012. № 3 (36). С. 44-53.
28. Богданова Л.П., Савченко Г.Н. Туристские потребности и страновые предпочтения жителей города Твери // Вестн.Тверского гос. ун-та. Серия: География и геоэкология. 2007. № 3. С. 163-172.
29. Гировка Н.Н. Некоторые аспекты формирования туристско-рекреационного пространства // Сервис plus. 2013. № 1. С. 58-61.
30. Какорина М.В. Рекреационные потребности работников как фактор мотивации трудовой деятельности // Вопросы экономики и права. 2014. № 68. С. 48-51.
31. Киприна Е.Н. Рекреационные потребности населения как фактор стратегического планирования развития внутреннего туризма Тюменской области // Регионология. 2017. Т. 25, № 2 (99). С. 262-278.
32. Конышев Е.В., Митягина Е.В. Туристско-рекреационные потребности как фактор организации региональной туристско-рекреационной системы Кировской области // Вестн. Национальной академии туризма. 2015. № 4 (36). С. 63-67.
33. Поморов С.Б., Морозова Н.В. Проектирование рекреационных комплексов в Горном Алтае с учетом потребностей населения в отдыхе // Вестн. Томского гос. архитектурно-строительного унивета. 2010. № 1 (26). С. 45-52.
34. Фролов А. Рекреационные потребности населения как фактор современного развития общества // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. 2010. № 4. С. 246-250.
35. Шевель К.В. Влияние эволюции рекреационных потребностей на развитие коллективных средств размещения // Вестн. Российского нового ун-та. Серия: Человек и общество. 2020. № 2. С. 123-129.
36. Шмыткова А.В., Ивлиева О.В. Изучение рекреационных потребностей населения юга России как основа формирования туристского спроса в регионе // Наука. Инновации. Технологии. 2020. № 2. С. 55-72.
37. Заболотских Л.Ю., Суковицкий Д.С. Исследование потребностей жителей и гостей курортного района Санкт-Петербурга в рекреационных услугах // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2019. Т. 4, № 2. С. 102-106.
38. Миненкова В.В., Максимов Д.В., Волкова Т. А., Карпова Ю.И. Туристско-рекреационный комплекс Краснодарского края: удовлетворенность отдыхающих как отражение современного состояния // Глобальный научный потенциал. 2014. № 8 (41). С. 7-12.
39. Кузнецов И.К., Кузнецова Л.М. Адаптирование санаторно-курортных предприятий Краснодарского края к потребностям туристского рынка // Курортно-рекреационный комплекс в системе регионального развития: инновационные подходы. 2013. № 1. С. 181-186.
40. Валькова О.Е., Нехаева Н.Е. Изучение потребностей клиентов туристских агентств г. Саранска // Евразийский союз ученых. 2015. № 4-13 (13). С. 94-98.
41. Кошурникова Ю.Е. Разработка портрета современного туриста как основа клиенто-ориентированности туристского продукта // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-2. С. 444.
42. Конышев Е.В., Исакова Ю.А. Исследование туристского рынка Кировской области // Внутренний туризм как перспективное направление социально-экономического и культурного развития Кировской области: материалы междунар. науч.-практ. конф., 17-19 ноября 2005 г. Киров: Изд-во КФ СПбГУП. 2006. С. 14-21.
43. Герасимов С.В., Колесова Ю.А., Конышев Е.В., Митягина Е.В., Ситников С.В., Пахомова О.М. Устойчивая региональная туристско-рекреационная система Кировской области: теория и практика / под общ. ред. Е.В. Конышева. Киров, 2015. 254 с.
44. Поросенков Ю.В., Худякова Т.М. Формирование отечественной рекреационной географии и проблемы социально-экономико-географических исследований рекреационной деятельности // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: География. Геоэкология. 2009. № 2. С. 5-11.
Поступила в редакцию 27.08.2021
Конышев Евгений Валерьевич, кандидат географических наук, доцент, доцент кафедры социально-экономической географии
ФГАОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет» 614990, Россия, г. Пермь, ул. Букирева, 15 E-mail: konj@bk.ru
СЕРИЯ БИОЛОГИЯ. НАУКИ О ЗЕМЛЕ
E.V. Konyshev
THE NEEDS OF THE POPULATION OF KIROV REGION AS THE FACTOR OF THE TOURIST AND RECREATIONAL SPACE CREATION
DOI: 10.35634/2412-9518-2021-31-3-329-341
The tourist and recreational needs of the population are major factors in the tourist and recreational space creation. The identification of needs should be systematic and involve all components of tourism and recreation. The relevance of this paper due to the need to provide scientific support to the processes of spatial planning and management of tourism and recreation in the Kirov region. The regulators currently overlook the recreation focusing only on tourism. The aim of this examination is study of the needs of Kirov region population and research on the specificities of the organization of recreational activities of the population in enterprises, in free time after work, on weekends and during long vacation. The survey has been used in order to achieve the objective. The survey was conducted among 2125 persons in online form. Several types of questions have been selected to identify features of inclusive and daily recreation, recreational activities on weekends and during long vacation. In addition, the attitude of residents to the advantages and disadvantages of rest within the Kirov region, the sums of money allocated for leisure and travel, and the attitude to services of travel firms were determined. The results have been found out the low level of satisfaction with leisure activities in the workplace, a lack of recreational areas and occasional breaks, which have a negative impact on overall productivity. The organization of recreational activities on weekends and vacation is less problematic for residents, but is often implemented in the cheapest and passive forms and on an independent basis. The research results can be used to improve the processes of territorial planning and management of the regional tourist and recreational system of the Kirov region.
Keywords: the tourist and recreational needs, the tourist and recreational space, Kirov region, survey.
REFERENCES
1. Kowalczyk A. The Phenomenology of Tourism Space // Tourism, 2014, vol. 24, no. 1, pp. 9-15. Available at: https://doi.org/10.2478/tour-2014-0001 (accessed: 16.08.2021).
2. Skinner H. Place Branding - The Challenges of Getting It Right: Coping with Success and Rebuilding from Crises // Tourism and Hospitality, 2021, 2 (1), 173-189. Available at: https://doi.org/10.3390/tourhosp2010010 (accessed: 16.08.2021).
3. Wi^ckowski M. Tourism space: an attempt at a fresh look // Tourism, 2014, vol. 24, no. 1, pp. 17-24. Available at: https://doi.org/10.2478/tour-2014-0002 (accessed: 16.08.2021).
4. Wlodarczyk B. Space in Tourism, Tourism in Space: On the Need for Definition, Delimitation and Classification // Tourism, 2014, vol. 24, no. 1, pp. 25-34. Available at: https://doi.org/10.2478/tour-2014-0003 (accessed: 16.08.2021).
5. Dunets A.N. [Tourism space as a scientific category in research of tourism], in Polzunovskiy al'manakh, 2015, no. 3, pp. 86-90 (in Russ.).
6. Zigern-Korn N.V. [Tourist and recreational space as an object of regional policy], in Izvestiya Russkogo geograficheskogo obshchestva, 2016, vol. 148, iss. 1, pp. 87-100 (in Russ.).
7. Konyshev E.V. [Typology of tourist and recreational space], in Geograficheskiy vestnik, 2015, no. 1, pp. 32-41 (in Russ.).
8. Mazhar L.Ju. Turizm v prostranstve i vremeni: vzglyad geografa [Tourism in space and time], in Sovremennye problemy servisa i turizma, 2014, no. 1, pp. 16-23 (in Russ.).
9. Sharafutdinov V.N., Onishchenko E.V. ["Tourist space" as a concept: scientific approaches to the study], in Vestnik Volgogradskogo Gos. Univ. Ekonomika, 2020, vol. 22, no. 2, pp. 28-39. DOI: https://doi.org/10.15688/ ek.jvolsu.2020.2.3 (in Russ.).
10. Sharygin M.D., Konishev E.V. [Tourist-recreational space: the geographical features of the formation, territorialization and functioning], in Sborn. Mater. Mezhd. nauch.-prakt. konf. "Prostranstvennaya organizatsiya obshchestva: teoriya, metodologiya, praktika", Subbotina T.V.and Chupina L.B. (ed). Perm', 2018, pp. 115-119 (in Russ.).
11. Sarancha M.A. [Territorial tourist-recreational system as a complex socially-natural formation], in Vestn. Udmurtskogo Univ. Ser. Biologiya. Nauki o Zemle, 2010, no. 3, pp. 58-67 (in Russ.).
12. Preobrazhenskiy V.S., Kvartal'nov V.A. Osnovnye kontseptsii i modeli rekrealogii [Basic concepts and models of recreation], in Teoreticheskieproblemy rekreatsionnoy geografii, Moscow, 1989, p. 14 (in Russ.).
13. Banasree D., Jones M., Shalini S. Does Consumer Need for Uniqueness Influence Travel Decision-Making?, in Tourism: An International Interdisciplinary Journal, 2021, vol. 69, no. 2, pp. 196-215. Available at: https://doi.org/ 10.37741/t.69.2.3 (accessed: 16.08.2021).
14. Butcher L., Phau I., Shimul, A. Uniqueness and status consumption in Generation Y consumers: Does moderation exist?, in Marketing Intelligence & Planning, 2017. 35(5). 673-687. DOI:10.1108/MIP-12-2016-0216
15. Bjork P., Jansson T. Travel decision making - The role of habit, in Tourismos: An International Multidisciplinary Journal of Tourism, 2008, vol. 3, no. 2, pp. 11-34.
2021. Т. 31, вып. 3 СЕРИЯ БИОЛОГИЯ. НАУКИ О ЗЕМЛЕ
16. Lynn M., Harris J. Individual diff erences in the pursuit of self-uniqueness through consumption, in Journal of Applied Social Psychology, 1997, vol. 27, no. 21, pp. 1861-1883. D01:10.1111/j.1559-1816.1997.tb01629.x
17. Dolzhenkova M.I., Murzina O.B. [Essence and specificity of recreation-improving activity with elderly people], in Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki, 2014, no. 3 (131), pp. 56-63 (in Russ.).
18. Ivanitskaya A.E., Kabachkova A.V. Rekreatsionnye potrebnosti v strukture potrebnostey lichnosti (na primere studencheskoy molodezhi) [Recreational needs in the structure of personality needs (on the example of student youth)], in Sovremennye naukoemkie tekhnologii, 2013, no. 7-1, pp. 24-26 (in Russ.).
19. Kolesova Ju.A. [Specificity of tourist and recreational needs of student youth], in Sovremennye problemy social'no-gumanitarnyh nauk, 2016, no. 6 (8), pp. 115-118 (in Russ.).
20. Sigida E.A., Baklagina N.Ju., Luk'janova I.E., Kireenkova Z.A. [The customer with special needs in tourist services], in Servis plus, 2015, vol. 9, no. 2, pp. 64-72 (in Russ.).
21. Dovgalyuk E.S., Ryashchenko S.V. [Socio-geographical factors of northern territory population recreational need formation], in VestnikIrkutskogo Gos. tehnicheskogo universiteta, 2014, no. 7 (90), pp. 31-38 (in Russ.).
22. Zherdev N.V. Razmeshchenie turistskoy infrastruktury i formirovanie rekreatsionnykh potrebnostey naseleniya (na primere Kurskoy oblasti) [Placement of tourist infrastructure and the formation of recreational needs of the population (on the example of the Kursk region)], in Uchenye zapiski. Elektronnyy nauchnyy zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta, 2013, no. 2 (26), pp. 299-316 (in Russ.).
23. Kulyushina N.E., Ligidov R.M. [Analysis of recreational needs of residents of Nalchik], in Fundamental'nye issledovaniya, 2015, no. 6-2, pp. 366-370 (in Russ.).
24. Martyshenko N.S. Potrebnosti i vozmozhnosti naseleniya primorskogo kraya v turistsko-rekreatsionnykh uslugakh [Needs and Opportunities of the Population of the Primorsky Territory in Tourism and Recreation Services], in Regional'nye issledovaniya, 2012, no. 4 (38), pp. 88-96 (in Russ.).
25. Morozova V.V., Kostin L.E. [Recreational geography of the Yaroslavl region: sociological aspects of studying recreational requirements of industrial center inhabitants], in Yaroslavskiypedagogicheskiy vestnik, 2011, vol. 3, no. 1, pp. 195 (in Russ.).
26. Khuden'kikh Yu.A. Permskiy turizm: territorial'naya organizatsiya i regional'noe razvitie [Perm tourism: territorial organization and regional development], Perm', 2006, 189 p. (in Russ.).
27. Yanchenkov V.V., Shagov N.V. [Recreational organization of short-time rest on the territory of soviet district in Tomsk], in Vestn. Tomskogo Gos. arkhitekturno-stroitel'nogo universiteta, 2012, no. 3 (36), pp. 44-53 (in Russ.).
28. Bogdanova L.P., Savchenko G.N. [Tourist needs and spatial preferences of city dwellers of Tver], in Vestn. Tverskogo Gos. Univ. Seriya: Geografiya i geoekologiya, 2007, no. 3, pp. 163-172 (in Russ.).
29. Girovka N.N. Nekotorye aspekty formirovaniya turistsko-rekreatsionnogo prostranstva [Some aspects of the formation of tourist and recreational space], in Servis plus, 2013, no. 1, pp. 58-61 (in Russ.).
30. Kakorina M.V. Rekreatsionnye potrebnostey rabotnikov kak faktor motivatsii trudovoy deyatel'nosti [Recreational needs of workers as a factor in motivating labor activity], in Voprosy ekonomiki i prava, 2014, no. 68, pp. 48-51 (in Russ.).
31. Kiprina E.N. [Recreational needs of the population as a factor in strategic planning for domestic tourism development in the Tyumen region], in Regionologiya, 2017, vol. 25, no. 2 (99), pp. 262-278 (in Russ.).
32. Konyshev E.V., Mityagina E.V. [Tourism and recreation needs as a factor in the organization of the regional tourism and recreation system of the Kirov region], in Vestnik Natsional'noy akademii turizma, 2015, no. 4 (36), pp. 63-67 (in Russ.).
33. Pomorov S.B., Morozova N.V. [Designing the recreational complexes in Mountain Altai taking into consideration requirements of the population for rest], in Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo arkhitekturno-stroitel'nogo universiteta., 2010, no. 1 (26), pp. 45-52 (in Russ.).
34. Frolov A. Rekreatsionnye potrebnosti naseleniya kak faktor sovremennogo razvitiya obshchestva [Recreational needs of the population as a factor in the modern development of society], in RISK: Resursy, Informatsiya, Snabzhenie, Konkurentsiya, 2010, no. 4, pp. 246-250 (in Russ.).
35. Shevel' K.V. [The influence of the evolution of recreational needs on the development of collective accommodation facilities], in Vestnik Rossiyskogo novogo universiteta. Seriya: Chelovek i obshchestvo, 2020, no. 2, pp. 123-129 (in Russ.).
36. Shmytkova A.V., Ivlieva O.V. [Study of the recreational needs of the population of the south of Russia as the basis for the formation of tourism demand in the region], in Nauka. Innovacii. Tekhnologii, 2020, no. 2, pp. 55-72 (in Russ.).
37. Zabolotskikh L.Ju., Sukovitskiy D.S. [The study of the needs of the residents and guests of the kurortny district of St. Petersburg on the recreational services], in Fizicheskaya kul'tura. Sport. Turizm. Dvigatel'naya rekreatsiya, 2019, vol. 4, no. 2, pp. 102-106 (in Russ.).
38. Minenkova V.V., Maksimov D.V., Volkova T.A., Karpova Ju.I. [Tourism and recreational facilities of Krasnodar Region: satisfaction of holidaymakers as a reflection of the current situation], in Global'nyy nauchnyy potentsial, 2014, no. 8 (41), pp. 7-12 (in Russ.).
39. Kuznetsov I.K., Kuznetsova L.M. Adaptirovanie sanatorno-kurortnykh predpriyatiy Krasnodarskogo kraya k potrebnostyam turistskogo rynka [Adaptation of sanatorium and resort enterprises of the Krasnodar Territory to the
СЕРИЯ БИОЛОГИЯ. НАУКИ О ЗЕМЛЕ
needs of the tourist market], in Kurortno-rekreatsionnyy kompleks v sisteme regional'nogo razvitiya: innovatsionnye podkhody, 2013, no. 1, pp. 181-186 (in Russ.).
40. Val'kova O.E., Nekhaeva N.E. Izuchenie potrebnostey klientov turistskikh agentstv g. Saranska [Study of the needs of clients of travel agencies in Saransk], in Evraziyskiy soyuz uchenykh, 2015, no. 4-13 (13), pp. 94-98 (in Russ.).
41. Koshurnikova Ju.E. [Working the likeness of modern tourist as basis of the tourist product focused on clients], in Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, 2015, no. 2-2, pp. 444 (in Russ.).
42. Konyshev E.V., Isakova Yu.A. Issledovanie turistskogo rynka Kirovskoy oblasti [Research of the tourist market of the Kirov region], in Mater. mezhd. nauch.-prakt. konf. "Vnutrenniy turizm kak perspektivnoe napravlenie sotsial'no-ekonomicheskogo i kul'turnogo razvitiya Kirovskoy oblasti", Kirov: KF SPbGUP Publ., 2006, pp. 14-21 (in Russ.).
43. Gerasimov S.V., Kolesova Yu.A., Konyshev E.V., Mityagina E.V., Sitnikov S.V., Pakhomova O.M. Ustoychivaya regional'naya turistsko-rekreatsionnaya sistema Kirovskoy oblasti: teoriya i praktika [Sustainable regional tourist and recreational system of the Kirov region: theory and practice], Konyshev E.V. (ed), Kirov, 2015, 254 p. (in Russ.).
44. Porosenkov Ju.V., Khudyakova T.M. [Formation of national recreational geography and the problems of socioeconomic and geographical studies of recreational activities], in Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Geografiya. Geoekologiya, 2009, no. 2, pp. 5-11 (in Russ.).
Received 27.08.2021
Konyshev E.V., Candidate of Geography, Associate Professor at Department of Social and Economy Geography
Perm State University
Bukireva st., 15, Perm, Russia, 614990
E-mail: konj@bk.ru