УДК 336.
ОЦЕНКА РЕГУЛЯРНОСТИ ПОЛЕТОВ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ, ВЫПОЛНЯЕМЫХ АВИАКОМПАНИЯМИ РФ
Т.А. МАЛЫШЕВА
Статья представлена доктором технических наук, профессором Чичковым Б.А.
В статье определено понятие регулярности полетов воздушных судов; проведен анализ регулярности полетов воздушных судов по ряду авиакомпаний за два квартала 2005 года, который позволил распределить авиакомпании по группам в зависимости от показателя регулярности полетов и выявить динамику показателя.
Наряду с основными производственными и финансовыми показателями, отражающими деятельность авиакомпании и нередко публикуемыми в официальных источниках (например, на официальных сайтах авиакомпаний, в ежегодных аналитических отчетах, издаваемых компанией), существует не менее важный показатель, влияющий не только на качественное выполнение производственного процесса, но и создающий авиакомпании имидж. Это регулярность полетов воздушных судов (ВС).
Основные понятия, применяемые при оценке регулярности авиационных рейсов и классификация задержек, были изложены в работе [2].
Особенности правовой и экономической оценки задержек авиационных рейсов были изложены в работе [3].
Регулярность полетов ВС ГА включает в себя понятие регулярности отправлений ВС и регулярность выполнения рейсов [1 ].
Рейс считается выполненным регулярно, если ВС прибыло в конечный аэропорт:
- не позже времени, установленного расписанием (планом полета);
- с опозданием относительно времени прибытия, установленного расписанием (планом полета): не более 10 минут - для рейсов продолжительностью до 3 часов; не более 15 минут - для рейсов продолжительностью от 3 до 6 часов и не более 20 минут - для рейсов продолжительностью свыше 6 часов.
Отправление считается регулярным, если:
- взлет ВС произведен не позднее расчетного времени взлета;
- взлет ВС произведен позднее расчетного времени; но в первый пункт посадки по маршруту полета ВС прибыло во время, установленное расписанием (планом полета).
Т.о. регулярность отправлений ВС (РОВС) определяется как отношение регулярных отправлений ВС к общему количеству отправлений ВС, предусмотренных расписанием, в процентах.
В качестве исходных данных анализа были использованы данные по процентам вылетов с задержками от общего числа вылетов (с нарушением плана полета) Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор), опубликованные на ее официальном сайте (http://www.ftoa.ru/gavn/con_ins/).
Авиакомпаниям, по которым проводился анализ, присвоены индексы:
1-АЛ Кубани; 2-Аэрофлот; 3-Аэрофлот-Дон; 4-Башкирские АЛ; 5-Вим-Авиа; 6-Дальавиа; 7-Домодедовские АЛ; 8-Кавминводыавиа; 9-Континентальные АЛ; 10-Красноярские АЛ; 11- Пулково; 12 - ГТК Россия; 13 - Самара; 14 - Сибирь; 15 - Татарстан; 16 - Трансаэро;
17 - Уральские АЛ; 18 - Ютэйр; 19 - Карат; 20 - Аэрофлот-Норд; 21 - Мирнинское АП;
22-Когалымавиа; 23- Калининградавиа; 24-Оренбургские АЛ; 25- Пермские АЛ; 26- Полет.
Некоторые результаты анализа представлены на рис. 1, 2. При этом рис. 1 отражает регулярность отправлений ВС в 1 квартале 2005 года, а на рис. 2 приведены данные по регулярности отправлений ВС только для длительных задержек (более шести часов) для того же периода.
100,00
90.00
35 80,00
о 70,00 оа
О 60,00
50.00
40.00
30.00
20.00 10,00
0,00
Рис. 1. К оценке регулярности отправлений ВС авиакомпаниями за 1 квартал 2005 года
Анализ данных (рис. 1) позволяет разделить авиакомпании на несколько групп.
При этом, чтобы избежать влияния изменений минимальной и максимальной границ РОВС в различные периоды года (формализовать правило получения групп), будем образовывать группы на основании внутриинтервальных границ значения РОВС, полученных делением а разности между максимальным и минимальным значением РОВС по всем компаниям на четыре равные части. Тогда ряд интервалов РОВС для данных рис. 1: [91,79; 81,48[, [81,48; 71,17[, [71,17; 60,86[, [60,86;50,54].
В результате, в первую группу вошли авиакомпании: Когалымавиа, Пулково,
Башкирские АЛ, Татарстан, Полет, Самара, Ютэйр, АЛ Кубани, Пермские АЛ, Уральские АЛ, Калининградавиа, Аэрофлот-Норд. Во вторую группу вошли авиакомпании: Аэрофлот-Дон, ГТК Россия, Оренбургские АЛ, Сибирь, Мирнинское АП, Аэрофлот, Карат. В третью группу вошли авиакомпании: Кавминводыавиа, Дальавиа, Домодедовские АЛ, Трансаэро и Континентальные АЛ. Четвертую группу составили авиакомпании: Вим-Авиа и Красноярские АЛ.
9
7
2
2
8
6,
,9
00
5
4,
,8
00
9
3,
,8
00
СО
2
0
6,
,7
00
0
8,
,6
00
9
9,
,4
00
ю
2
5
5,
,3
00
8
3,
,3
00
со
2
о
(О
,9
9
2,
,7
г^
2
6
2
5,
,5
5
6,
7
4
3,
(О
6
3
5,
,4
со
1 2 3
авиакомпания: значение РОВС, группа
О
Ой
о
о.
га
га
а
О
С
100,00
99.00
98.00
97.00 96,00.
95.00
94.00
93.00
92.00
91.00
90.00
6
авиакомпания: значение РОВС, группа
2
2
2
3
3
3,
со
О)
Рис. 2. К оценке регулярности отправлений ВС авиакомпаниями для задержек
более 6 часов за 1 квартал 2005 года
Анализ данных за 1 квартал 2005 г. для задержек более 6 часов (рис. 2) позволяет разделить авиакомпании на следующие группы.
Первую группу образуют авиакомпании: Татарстан, Пулково, Аэрофлот-Норд, Когалыма-виа, АЛ Кубани, Самара, Аэрофлот, Уральские АЛ, Вим-Авиа, Башкирские АЛ, Аэрофлот-Дон, Континентальные АЛ, Трансаэро, Пермские АЛ, Ютэйр, Оренбургские АЛ, Сибирь, Полет и ГТК Россия. Отметим, что авиакомпании первой группы могут быть разделены на две примерно равные подгруппы.
Вторая группа: Мирнинское АП, Калининградавиа, Кавминводы.
Третья группа: Красноярские АЛ, Карат, Домодедовские АЛ.
Четвертая группа: Дальавиа.
Аналогичный анализ был выполнен на данных второго квартала 2005 года.
Во втором квартале лидировали по регулярности отправлений ВС такие компании, как: Полет, Пулково, АЛ Кубани, Когалымавиа, Татарстан, Аэрофлот-Норд, Ютэйр и Самара. Вторую группу образовали: Пермские АЛ, Башкирские АЛ, Аэрофлот-Дон, ГТК Россия, Карат, Кав-минводыавиа, Континентальные АЛ, Уральские АЛ, Аэрофлот, Сибирь. В третью группу вошли: Трансаэро, Оренбургские АЛ, Дальавиа, Мирнинское АП, Калининградавиа. Четвертую группу составили: Домодедовские АЛ, Вим-Авиа и Красноярские АЛ.
Анализ данных за 2 квартал 2005 г. для задержек более 6 часов дал следующие результаты.
Первая группа: Континентальные АЛ, Полет, Пулково, Оренбургские АЛ, Татарстан, Аэрофлот, Сибирь, Аэрофлот-Дон, Самара и Аэрофлот-Норд. Вторая группа: Башкирские АЛ, Дальавиа, Ютэйр, АЛ Кубани, Пермские АЛ и Трансаэро, ГТК Россия и Уральские АЛ. Третья группа: Когалымавиа, Карат, Вим-Авиа, Домодедовские АЛ, Дальавиа, Кавминводы и Красноярские АЛ. Четвертая группа: Мирнинское АП и Калининградавиа.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что во втором квартале регулярность отправлений ВС практически по всем авиакомпаниям РФ (как в целом, так и по задержкам более 6-и часов) возросла; в ряде случаев существенно (по авиакомпаниям Континентальные авиалинии, Трансаэро, Красноярские авиалинии, Дальавиа). Причем Континентальные АЛ, Кавминво-дыавиа (по задержкам в целом) и Дальавиа (по задержкам более 6-и часов) переместились в группу с более высоким показателем РОВС. Несколько компаний, включенных в 1 квартале в первую, вторую и третью группы, во втором квартале вошли во вторую, третью и четвертую группы соответственно. Однако это не означает, что все эти компании ухудшили показатель РОВС во втором квартале. Частично это произошло по объективной причине: регулярность отправлений в целом возросла, и границы интервалов сместились существеннее, чем изменились показатели РОВС по отдельно взятым компаниям.
Самый низкий показатель регулярности в целом у компаний Вим-Авиа и Красноярские авиалинии, однако, для задержек более 6-и часов эти компании уступают Дальавиа (в 1 квартале) и Мирнинскому АП и Калининградавиа (во 2 квартале). При этом у компании Красноярские АЛ РОВС во втором квартале выросла на 13 % в целом и на 2% по задержкам более 6-и часов, а у компании Вим-Авиа РОВС в целом выросла на 14,5 %, но по задержкам более 6-и часов снизилась на 0,2 % с переходом в 3 группу. Дальавиа улучшила показатель РОВС на 6 % по задержкам более 6-и часов, переместившись во вторую группу, и на 13 % в целом, оставшись в третьей группе.
У Мирнинского АП РОВС возросла, хотя во втором квартале эта компания переместилась из второй группы в третью и четвертую соответственно для зедаржек в целом и более 6-и часов.
Калининградавиа - единственная компания, показатель РОВС по которой ухудшился в двух рассматриваемых случаях.
Континентальные АЛ и Полет выполняли рейсы во втором квартале без задержек более 6 часов. Компания Пермские АЛ переместилась во вторую группу с улучшением показателя РОВС, Башкирские и Уральские АЛ - также во вторую, но с ухудшением показателя (по за-
держкам в целом). Улучшили показатель РОВС Оренбургские АЛ и Мирнинское АП, при этом во втором квартале оказавшись в третьей группе.
По задержкам более 6 часов показатель РОВС варьируется в пределах 6 процентов в первом квартале и 2,4 процента во втором квартале, поэтому более или менее значимые выводы сделать трудно.
Также следует отметить, что для авиакомпаний, особенно если они занимаются чартерными перевозками, существуют периоды роста и спада деловой активности, что обусловлено объективными причинами. Как правило, период с середины декабря по середину января (новогодние каникулы и связанные с ними массовые поездки на отдых), первая декада мая (выезд на отдых на майские праздники), летние и часть осенних месяцев (традиционный сезон отпусков) характеризуются наибольшим объемом работы. Большее количество рейсов часто сопровождается ростом числа вылетов с задержками. Анализ был проведен по первому полугодию 2005 г., соответственно были затронуты периоды увеличения и снижения объемов работ, поэтому можно сделать вывод, что во втором квартале улучшение показателя РОВС в авиакомпаниях произошло по иным причинам, нежели сезонное изменение объемов перевозок.
Таким образом, проведенный анализ регулярности отправлений ВС позволил разделить авиакомпании РФ на 4 группы. Установлено, что в первую группу (с наилучшими показателями) вошли: Пулково, Татарстан; в последнюю: Красноярские авиалинии, Вим-авиа, Домодедовские авиалинии. Ряду авиакомпаний удалось существенно улучшить показатель РОВС во 2 полугодии 2005 г. Это: Континентальные авиалинии, Трансаэро, Красноярские авиалинии, Дальа-виа. Однако в компаниях Калининградавиа, Когалымавиа и Башкирские авиалинии наблюдалось ухудшение регулярности отправлений ВС.
ЛИТЕРАТУРА
1. Руководство по обеспечению и учету регулярности полетов воздушных судов гражданской авиации СССР, (РРП ГА-90), утверждено Приказом МГА СССР № 6 от 10.01.1990.
2. Малышева Т.А. Основные понятия, применяемые при оценке задержек авиационных рейсов, и классификация задержек // Научный Вестник МГТУ ГА, серия Эксплуатация воздушного транспорта и ремонт авиационной техники. Безопасность полетов, № 99, 2006.
3. Малышева Т.А. Особенности правовой и экономической оценки задержек авиационных рейсов. Научный вестник МГТУ ГА, серия Эксплуатация воздушного транспорта и ремонт авиационной техники. Безопасность полетов, № 99, 2006.
ESTIMATION OF A REGULARITY OF DEPARTURES OF AIRCRAFTS (RDA)
BY AIRLINES OF THE RUSSIAN FEDERATION
Malysheva T.A.
In the article the concept of scheduled air service is specified; the analysis of a regularity of departures of aircraft on a number of airlines for two quarters 2005 which has allowed to distribute airlines on groups depending on parameter RDA is lead and to reveal dynamics of a parameter.
Сведения об авторе
Малышева Татьяна Алексеевна, окончила МГТУ ГА (2002), аспирант кафедры двигателей летательных аппаратов МГТУ ГА, автор 3 научных работ, область научных интересов - организация и планирование производства в гражданской авиации.