Научная статья на тему 'Оценка регулярности полетов воздушных судов, выполняемых авиакомпаниями РФ'

Оценка регулярности полетов воздушных судов, выполняемых авиакомпаниями РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1736
630
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Малышева Татьяна Алексеевна

В статье определено понятие регулярности полетов воздушных судов; проведен анализ регулярности полетов воздушных судов по ряду авиакомпаний за два квартала 2005 года, который позволил распределить авиакомпании по группам в зависимости от показателя регулярности полетов и выявить динамику показателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Малышева Татьяна Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка регулярности полетов воздушных судов, выполняемых авиакомпаниями РФ»

УДК 336.

ОЦЕНКА РЕГУЛЯРНОСТИ ПОЛЕТОВ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ, ВЫПОЛНЯЕМЫХ АВИАКОМПАНИЯМИ РФ

Т.А. МАЛЫШЕВА

Статья представлена доктором технических наук, профессором Чичковым Б.А.

В статье определено понятие регулярности полетов воздушных судов; проведен анализ регулярности полетов воздушных судов по ряду авиакомпаний за два квартала 2005 года, который позволил распределить авиакомпании по группам в зависимости от показателя регулярности полетов и выявить динамику показателя.

Наряду с основными производственными и финансовыми показателями, отражающими деятельность авиакомпании и нередко публикуемыми в официальных источниках (например, на официальных сайтах авиакомпаний, в ежегодных аналитических отчетах, издаваемых компанией), существует не менее важный показатель, влияющий не только на качественное выполнение производственного процесса, но и создающий авиакомпании имидж. Это регулярность полетов воздушных судов (ВС).

Основные понятия, применяемые при оценке регулярности авиационных рейсов и классификация задержек, были изложены в работе [2].

Особенности правовой и экономической оценки задержек авиационных рейсов были изложены в работе [3].

Регулярность полетов ВС ГА включает в себя понятие регулярности отправлений ВС и регулярность выполнения рейсов [1 ].

Рейс считается выполненным регулярно, если ВС прибыло в конечный аэропорт:

- не позже времени, установленного расписанием (планом полета);

- с опозданием относительно времени прибытия, установленного расписанием (планом полета): не более 10 минут - для рейсов продолжительностью до 3 часов; не более 15 минут - для рейсов продолжительностью от 3 до 6 часов и не более 20 минут - для рейсов продолжительностью свыше 6 часов.

Отправление считается регулярным, если:

- взлет ВС произведен не позднее расчетного времени взлета;

- взлет ВС произведен позднее расчетного времени; но в первый пункт посадки по маршруту полета ВС прибыло во время, установленное расписанием (планом полета).

Т.о. регулярность отправлений ВС (РОВС) определяется как отношение регулярных отправлений ВС к общему количеству отправлений ВС, предусмотренных расписанием, в процентах.

В качестве исходных данных анализа были использованы данные по процентам вылетов с задержками от общего числа вылетов (с нарушением плана полета) Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор), опубликованные на ее официальном сайте (http://www.ftoa.ru/gavn/con_ins/).

Авиакомпаниям, по которым проводился анализ, присвоены индексы:

1-АЛ Кубани; 2-Аэрофлот; 3-Аэрофлот-Дон; 4-Башкирские АЛ; 5-Вим-Авиа; 6-Дальавиа; 7-Домодедовские АЛ; 8-Кавминводыавиа; 9-Континентальные АЛ; 10-Красноярские АЛ; 11- Пулково; 12 - ГТК Россия; 13 - Самара; 14 - Сибирь; 15 - Татарстан; 16 - Трансаэро;

17 - Уральские АЛ; 18 - Ютэйр; 19 - Карат; 20 - Аэрофлот-Норд; 21 - Мирнинское АП;

22-Когалымавиа; 23- Калининградавиа; 24-Оренбургские АЛ; 25- Пермские АЛ; 26- Полет.

Некоторые результаты анализа представлены на рис. 1, 2. При этом рис. 1 отражает регулярность отправлений ВС в 1 квартале 2005 года, а на рис. 2 приведены данные по регулярности отправлений ВС только для длительных задержек (более шести часов) для того же периода.

100,00

90.00

35 80,00

о 70,00 оа

О 60,00

50.00

40.00

30.00

20.00 10,00

0,00

Рис. 1. К оценке регулярности отправлений ВС авиакомпаниями за 1 квартал 2005 года

Анализ данных (рис. 1) позволяет разделить авиакомпании на несколько групп.

При этом, чтобы избежать влияния изменений минимальной и максимальной границ РОВС в различные периоды года (формализовать правило получения групп), будем образовывать группы на основании внутриинтервальных границ значения РОВС, полученных делением а разности между максимальным и минимальным значением РОВС по всем компаниям на четыре равные части. Тогда ряд интервалов РОВС для данных рис. 1: [91,79; 81,48[, [81,48; 71,17[, [71,17; 60,86[, [60,86;50,54].

В результате, в первую группу вошли авиакомпании: Когалымавиа, Пулково,

Башкирские АЛ, Татарстан, Полет, Самара, Ютэйр, АЛ Кубани, Пермские АЛ, Уральские АЛ, Калининградавиа, Аэрофлот-Норд. Во вторую группу вошли авиакомпании: Аэрофлот-Дон, ГТК Россия, Оренбургские АЛ, Сибирь, Мирнинское АП, Аэрофлот, Карат. В третью группу вошли авиакомпании: Кавминводыавиа, Дальавиа, Домодедовские АЛ, Трансаэро и Континентальные АЛ. Четвертую группу составили авиакомпании: Вим-Авиа и Красноярские АЛ.

9

7

2

2

8

6,

,9

00

5

4,

,8

00

9

3,

,8

00

СО

2

0

6,

,7

00

0

8,

,6

00

9

9,

,4

00

ю

2

5

5,

,3

00

8

3,

,3

00

со

2

о

,9

9

2,

,7

г^

2

6

2

5,

,5

5

6,

7

4

3,

6

3

5,

,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

со

1 2 3

авиакомпания: значение РОВС, группа

О

Ой

о

о.

га

га

а

О

С

100,00

99.00

98.00

97.00 96,00.

95.00

94.00

93.00

92.00

91.00

90.00

6

авиакомпания: значение РОВС, группа

2

2

2

3

3

3,

со

О)

Рис. 2. К оценке регулярности отправлений ВС авиакомпаниями для задержек

более 6 часов за 1 квартал 2005 года

Анализ данных за 1 квартал 2005 г. для задержек более 6 часов (рис. 2) позволяет разделить авиакомпании на следующие группы.

Первую группу образуют авиакомпании: Татарстан, Пулково, Аэрофлот-Норд, Когалыма-виа, АЛ Кубани, Самара, Аэрофлот, Уральские АЛ, Вим-Авиа, Башкирские АЛ, Аэрофлот-Дон, Континентальные АЛ, Трансаэро, Пермские АЛ, Ютэйр, Оренбургские АЛ, Сибирь, Полет и ГТК Россия. Отметим, что авиакомпании первой группы могут быть разделены на две примерно равные подгруппы.

Вторая группа: Мирнинское АП, Калининградавиа, Кавминводы.

Третья группа: Красноярские АЛ, Карат, Домодедовские АЛ.

Четвертая группа: Дальавиа.

Аналогичный анализ был выполнен на данных второго квартала 2005 года.

Во втором квартале лидировали по регулярности отправлений ВС такие компании, как: Полет, Пулково, АЛ Кубани, Когалымавиа, Татарстан, Аэрофлот-Норд, Ютэйр и Самара. Вторую группу образовали: Пермские АЛ, Башкирские АЛ, Аэрофлот-Дон, ГТК Россия, Карат, Кав-минводыавиа, Континентальные АЛ, Уральские АЛ, Аэрофлот, Сибирь. В третью группу вошли: Трансаэро, Оренбургские АЛ, Дальавиа, Мирнинское АП, Калининградавиа. Четвертую группу составили: Домодедовские АЛ, Вим-Авиа и Красноярские АЛ.

Анализ данных за 2 квартал 2005 г. для задержек более 6 часов дал следующие результаты.

Первая группа: Континентальные АЛ, Полет, Пулково, Оренбургские АЛ, Татарстан, Аэрофлот, Сибирь, Аэрофлот-Дон, Самара и Аэрофлот-Норд. Вторая группа: Башкирские АЛ, Дальавиа, Ютэйр, АЛ Кубани, Пермские АЛ и Трансаэро, ГТК Россия и Уральские АЛ. Третья группа: Когалымавиа, Карат, Вим-Авиа, Домодедовские АЛ, Дальавиа, Кавминводы и Красноярские АЛ. Четвертая группа: Мирнинское АП и Калининградавиа.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что во втором квартале регулярность отправлений ВС практически по всем авиакомпаниям РФ (как в целом, так и по задержкам более 6-и часов) возросла; в ряде случаев существенно (по авиакомпаниям Континентальные авиалинии, Трансаэро, Красноярские авиалинии, Дальавиа). Причем Континентальные АЛ, Кавминво-дыавиа (по задержкам в целом) и Дальавиа (по задержкам более 6-и часов) переместились в группу с более высоким показателем РОВС. Несколько компаний, включенных в 1 квартале в первую, вторую и третью группы, во втором квартале вошли во вторую, третью и четвертую группы соответственно. Однако это не означает, что все эти компании ухудшили показатель РОВС во втором квартале. Частично это произошло по объективной причине: регулярность отправлений в целом возросла, и границы интервалов сместились существеннее, чем изменились показатели РОВС по отдельно взятым компаниям.

Самый низкий показатель регулярности в целом у компаний Вим-Авиа и Красноярские авиалинии, однако, для задержек более 6-и часов эти компании уступают Дальавиа (в 1 квартале) и Мирнинскому АП и Калининградавиа (во 2 квартале). При этом у компании Красноярские АЛ РОВС во втором квартале выросла на 13 % в целом и на 2% по задержкам более 6-и часов, а у компании Вим-Авиа РОВС в целом выросла на 14,5 %, но по задержкам более 6-и часов снизилась на 0,2 % с переходом в 3 группу. Дальавиа улучшила показатель РОВС на 6 % по задержкам более 6-и часов, переместившись во вторую группу, и на 13 % в целом, оставшись в третьей группе.

У Мирнинского АП РОВС возросла, хотя во втором квартале эта компания переместилась из второй группы в третью и четвертую соответственно для зедаржек в целом и более 6-и часов.

Калининградавиа - единственная компания, показатель РОВС по которой ухудшился в двух рассматриваемых случаях.

Континентальные АЛ и Полет выполняли рейсы во втором квартале без задержек более 6 часов. Компания Пермские АЛ переместилась во вторую группу с улучшением показателя РОВС, Башкирские и Уральские АЛ - также во вторую, но с ухудшением показателя (по за-

держкам в целом). Улучшили показатель РОВС Оренбургские АЛ и Мирнинское АП, при этом во втором квартале оказавшись в третьей группе.

По задержкам более 6 часов показатель РОВС варьируется в пределах 6 процентов в первом квартале и 2,4 процента во втором квартале, поэтому более или менее значимые выводы сделать трудно.

Также следует отметить, что для авиакомпаний, особенно если они занимаются чартерными перевозками, существуют периоды роста и спада деловой активности, что обусловлено объективными причинами. Как правило, период с середины декабря по середину января (новогодние каникулы и связанные с ними массовые поездки на отдых), первая декада мая (выезд на отдых на майские праздники), летние и часть осенних месяцев (традиционный сезон отпусков) характеризуются наибольшим объемом работы. Большее количество рейсов часто сопровождается ростом числа вылетов с задержками. Анализ был проведен по первому полугодию 2005 г., соответственно были затронуты периоды увеличения и снижения объемов работ, поэтому можно сделать вывод, что во втором квартале улучшение показателя РОВС в авиакомпаниях произошло по иным причинам, нежели сезонное изменение объемов перевозок.

Таким образом, проведенный анализ регулярности отправлений ВС позволил разделить авиакомпании РФ на 4 группы. Установлено, что в первую группу (с наилучшими показателями) вошли: Пулково, Татарстан; в последнюю: Красноярские авиалинии, Вим-авиа, Домодедовские авиалинии. Ряду авиакомпаний удалось существенно улучшить показатель РОВС во 2 полугодии 2005 г. Это: Континентальные авиалинии, Трансаэро, Красноярские авиалинии, Дальа-виа. Однако в компаниях Калининградавиа, Когалымавиа и Башкирские авиалинии наблюдалось ухудшение регулярности отправлений ВС.

ЛИТЕРАТУРА

1. Руководство по обеспечению и учету регулярности полетов воздушных судов гражданской авиации СССР, (РРП ГА-90), утверждено Приказом МГА СССР № 6 от 10.01.1990.

2. Малышева Т.А. Основные понятия, применяемые при оценке задержек авиационных рейсов, и классификация задержек // Научный Вестник МГТУ ГА, серия Эксплуатация воздушного транспорта и ремонт авиационной техники. Безопасность полетов, № 99, 2006.

3. Малышева Т.А. Особенности правовой и экономической оценки задержек авиационных рейсов. Научный вестник МГТУ ГА, серия Эксплуатация воздушного транспорта и ремонт авиационной техники. Безопасность полетов, № 99, 2006.

ESTIMATION OF A REGULARITY OF DEPARTURES OF AIRCRAFTS (RDA)

BY AIRLINES OF THE RUSSIAN FEDERATION

Malysheva T.A.

In the article the concept of scheduled air service is specified; the analysis of a regularity of departures of aircraft on a number of airlines for two quarters 2005 which has allowed to distribute airlines on groups depending on parameter RDA is lead and to reveal dynamics of a parameter.

Сведения об авторе

Малышева Татьяна Алексеевна, окончила МГТУ ГА (2002), аспирант кафедры двигателей летательных аппаратов МГТУ ГА, автор 3 научных работ, область научных интересов - организация и планирование производства в гражданской авиации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.