Научная статья на тему 'ОЦЕНКА РЕГУЛИРУЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НОРМАТИВНОГО АКТА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ'

ОЦЕНКА РЕГУЛИРУЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НОРМАТИВНОГО АКТА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

79
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВО / ОБУЧАЮЩИЙСЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / НОРМАТИВНЫЙ АКТ / ОБУЧЕНИЕ / ОЦЕНКА РЕГУЛИРУЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ / ОБРАЗОВАНИЕ / LEGAL CULTURE / LAW / STUDENT / PEDAGOGICAL METHODOLOGY / LEGISLATION / NORMATIVE ACT / TRAINING / REGULATORY IMPACT ASSESSMENT / COMPETENCIES / EDUCATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ядрышников Константин Сергеевич

В статье рассматривается проблематика формирования правовой культуры личности обучающихся при преподавании правовых дисциплин (на примере образовательных организаций среднего профессионального образования) с применением педагогической методики «Оценка регулирующего воздействия нормативного акта». В работе дан обзор применения оценки регулирующего воздействия в различных сферах общественной жизни. Автор обосновывает возможность и необходимость использования оценки регулирующего воздействия нормативного акта в педагогике в качестве самостоятельной педагогической методики. Раскрыта необходимость формирования правовой культуры личности обучающегося, рассмотрена смысловая нагрузка дефиниции «правовая культура» и выбрано оптимальное определение понятия для использования в рамках данного исследования. В работе предложена сравнительно новая педагогическая методика преподавания правовых дисциплин, с помощью которой реализуются цели обучения, и при этом формируется правовая культура личности. Приведены результаты эффективного применения методики оценки регулирующего воздействия нормативного акта (на примере обучения студентов среднего профессионального образования), компетенции, формируемые при этом у обучающихся. Указаны особенности применения методики оценки регулирующего воздействия нормативного акта, а также трудности, которые следует учесть педагогу, при применении данного педагогического инструментария. Сделан вывод о возможности применения методики оценки регулирующего воздействия нормативного акта в образовательных организациях всех типов и видов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ядрышников Константин Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE REGULATORY IMPACT OF A NORMATIVE ACT AS A PEDAGOGICAL TOOL FOR THE FORMATION OF A STUDENT'S LEGAL CULTURE

This article examines the problems of forming the legal culture of the students’ personality when teaching legal disciplines (on the example of educational institutions of Technical and Vocational Education and Training) with the use of pedagogical methods - assessing the regulatory impact of a normative act. The paper provides an overview of the application of regulatory impact assessment in various spheres of public life. The author substantiates the possibility and necessity of using the assessment of the regulatory impact of a normative act in pedagogy, as an independent pedagogical methodology. The necessity of forming the legal culture of a student's personality is revealed, the semantic load of the definition of «legal culture» is considered and the optimal definition of the concept is selected for use in this study. The paper proposes a relatively new pedagogical methodology for teaching legal disciplines, with the help of which the goals of education are realized and at the same time the legal culture of the individual is formed. The results of the effective application of the methodology for assessing the regulatory impact of a normative act (on the example of teaching students of Technical and Vocational Education and Training), expertise that is formed at the same time among students, are presented. The features of the application of the methodology for assessing the regulatory impact of the normative act are indicated, as well as the difficulties that the teacher should take into account when using this pedagogical toolkit. The conclusion is made about the possibility of applying the methodology for assessing the regulatory impact of a normative act in educational institutions of all types.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА РЕГУЛИРУЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НОРМАТИВНОГО АКТА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ»

Теория и методика профессионального образования Theory and methodology of professional education

Научная статья

УДК 37.02

DOI: 10.17748/2686-9969-2020-3-5-85-99

Константин Сергеевич Ядрышников

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Нижегородский колледж малого бизнеса» г. Нижний Новгород, Россия ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-3918-2513 e-mail: konstantin-y@yandex.ru

ОЦЕНКА РЕГУЛИРУЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НОРМАТИВНОГО АКТА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

Аннотация. В статье рассматривается проблематика формирования правовой культуры личности обучающихся при преподавании правовых дисциплин (на примере образовательных организаций среднего профессионального образования) с применением педагогической методики «Оценка регулирующего воздействия нормативного акта». В работе дан обзор применения оценки регулирующего воздействия в различных сферах общественной жизни. Автор обосновывает возможность и необходимость использования оценки регулирующего воздействия нормативного акта в педагогике в качестве самостоятельной педагогической методики. Раскрыта необходимость формирования правовой культуры личности обучающегося, рассмотрена смысловая нагрузка дефиниции «правовая культура» и выбрано оптимальное определение понятия для использования в рамках данного исследования. В работе предложена сравнительно новая педагогическая методика преподавания правовых дисциплин, с помощью которой реализуются цели обучения, и при этом формируется правовая культура личности. Приведены результаты эффективного применения методики оценки регулирующего воздействия нормативного акта (на примере обучения студентов среднего профессионального образования), компетенции, формируемые при этом у обучающихся. Указаны особенности применения методики оценки регулирующего воздействия нормативного акта, а также трудности, которые следует учесть педагогу, при применении данного педагогического инструментария. Сделан вывод о возможности применения методики оценки регулирующего воздействия нормативного акта в образовательных организациях всех типов и видов.

Ключевые слова: правовая культура, право, обучающийся, педагогическая методика, законодательство, нормативный акт, обучение, оценка регулирующего воздействия, компетенции, образование.

Для цитирования: Ядрышников К.С. Оценка регулирующего воздействия нормативного акта как педагогический инструмент формирования правовой культуры обучающегося. Педагогика: история, перспективы. 2020. Том.3. № 5 . С. 85-99 DOI: 10.17748/2686-9969-2020-3-5-85-99

Original article

Konstantin S. Yadryshnikov

State budgetary professional educational institution «Nizhny Novgorod College of Small Business» Nizhny Novgorod, Russia ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-3918-2513 e-mail: konstantin-y@yandex.ru

ASSESSMENT OF REGULATORY IMPACT OF A NORMATIVE ACT AS A PEDAGOGICAL TOOL FOR FORMATION OF THE STUDENT'S LEGAL CULTURE

Abstract. This article examines the problems of forming the legal culture of the students' personality when teaching legal disciplines (on the example of educational institutions of Technical and Vocational Education and Training) with the use of pedagogical methods - assessing the regulatory impact of a normative act. The paper provides an overview of the application of regulatory impact assessment in various spheres of public life. The author substantiates the possibility and necessity of using the assessment of the regulatory impact of a normative act in pedagogy, as an independent pedagogical methodology. The necessity of forming the legal culture of a student's personality is revealed, the semantic load of the definition of «legal culture» is considered and the optimal definition of the concept is selected for use in this study. The paper proposes a relatively new pedagogical methodology for teaching legal disciplines, with the help of which the goals of education are realized and at the same time the legal culture of the individual is formed. The results of the effective application of the methodology for assessing the regulatory impact of a normative act (on the example of teaching students of Technical and Vocational Education and Training), expertise that is formed at the same time among students, are presented. The features of the application of the methodology for assessing the regulatory impact of the normative act are indicated, as well as the difficulties that the teacher should take into account when using this pedagogical toolkit. The conclusion is made about the possibility of applying the methodology for assessing the regulatory impact of a normative act in educational institutions of all types.

Keywords: legal culture, law, student, pedagogical methodology, legislation, normative act, training, regulatory impact assessment, competencies, education.

For citation: Yadryshnikov K.S. Assessment of the regulatory impact of a normative act as a pedagogical tool for the formation of a student's legal culture. Pedagogy: history, prospects. 2020. Volume 3. No. 5. P. 85-99 DOI: 10.17748/2686-9969-2020-3-5-85-99 (In Russ.)

Благодарность: Выражаю свою искреннюю благодарность моему научному руководителю Елене Витальевне Быстрицкой, доктору педагогических наук, доценту за содействие в написании статьи, за глубокие и меткие рекомендации.

Acknowledgement: I Express my sincere gratitude to my supervisor Elena Vitalyevna Bystritskaya, doctor of pedagogical Sciences, associate Professor for assistance in writing the article, for deep and accurate recommendations.

Одним из приоритетов государственной политики Российской Федерации в области образования является воспитание правовой культуры личности, что закреплено в ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [1]. Это обусловлено рядом факторов, главный из которых - особый конституционный режим, при котором Российская Федерация объявляется правовым государством. Помимо прочего это предполагает соблюдение всеми гражданами страны требований правовых норм, что, в свою очередь, требует наличия определенного уровня правовой культуры населения.

Универсальный показатель правового государства - это наличие полностью сформированной правовой культуры у всех граждан, что является гарантом обеспечения правопорядка, соблюдения предусмотренных законом прав. Необходимо формировать правовую культуру личности, гражданскую позицию (гражданственность) и чувство гражданской идентичности, что выступает основной задачей одних из важнейших социальных институтов общества - семьи и школы (образовательных организаций всех типов и видов).

В рамках данной работы нами будет рассмотрена проблема формирования правовой культуры обучающихся на примере образовательной организации среднего профессионального образования - колледжа, с использованием методики оценки регулирующего воздействия нормативного акта.

Правовая культура - понятие сложное и многогранное, проходящее непрерывную трансформацию, вслед за изменениями общества. Рассматривая содержание понятия «правовая культура», отметим, что в зависимости от социального строя (советский период истории России), научного подхода, с точки зрения которого изучалось данное понятие (философский, социологический, информационно-семиотический, социально-антропологический) - интерпретировалась и структура понятия, что достаточно подробно классифицировал в своей работе З.Н. Каландаришвили [2]. В целом же отметим, все исследователи, характеризуя наличие правовой культуры личности, на передний план выводят такие ее составляющие, как знание правовых норм, понимание их ценности и умение применять их на практике. Как упоминалось выше, определений данной дефиниции, введенных в научный оборот, достаточно много. Так, исследователь Е.А. Певцова в свое время указывала на более чем 250 определений данного понятия [3].

В рамках настоящего исследования, говоря о правовой культуре, мы будем исходить из определения данного профессором З.Г. Крыловой, которая рассматривает правовую культуру не просто то или иное отношение к праву, это прежде всего уважительное отношение к его нормам. Лицо, обладающее правовой культурой, во-первых, характеризуется определенным уровнем знания действующих юридических норм; во-вторых, ему свойственно уважительное отношение к праву, и, в -третьих, оно строит свое поведение в соответствии с правом [4]. Считаем, что в рамках рассматриваемой в настоящей работе проблематики, данное определение максимально соответствует сути понятия «правовая культура личности».

Как нами было упомянуто выше, основная нагрузка по формированию у граждан правовой культуры личности высокого уровня ложится на систему образования - на педагогов, непосредственно осуществляющих процесс образования и воспитания. Учителя общеобразовательных школ на уроках (например, по «Обще-ствознанию») и преподаватели образовательных организаций среднего профессионального образования, высшего образования на учебных занятиях по правовым учебным дисциплинам (например, «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»), используя различного рода педагогические технологии и методики, могут не просто формировать те или иные компетенции (общекультурные и профессиональные), предусмотренные Федеральными государственными образовательными стандартами. Педагогическим работникам необходимо формировать правовую культуру личности обучающегося, в целом, включая и правовые знания, и понимание необходимости и важности правовых норм для общества и себя лично, а также умение обучающихся применять правовые нормы как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности.

Общая дидактика, а также теория и методика правового обучения предусматривает целый «арсенал» педагогических приемов, методов и технологий, большая часть из которых есть в «методической копилке» каждого педагога. В рамках же настоящего исследования нам бы хотелось рассмотреть сравнительно новую педагогическую методику правового обучения - оценку регулирующего воздействия нормативного акта.

Безусловно, работа обучающихся с нормативными правовыми актами давно зарекомендовала себя в качестве эффективной методики обучения работе с законодательством. Так, А.В. Хуторской, выделяет в качестве одного из уроков оргдея-тельностного типа - урок нормотворчества [5]. Е.А. Певцова в методике преподавания права отдельно выделяет методику работы обучающихся с юридическими документами, при этом приводя и анализируя различные методические подходы при работе с нормативными правовыми актами [6].

Оценка регулирующего воздействия нормативного акта известна во многих странах мира [7], в том числе и в Российской Федерации и хорошо себя зарекомендовала в качестве процедуры аудита нормативного правового акта на предмет оценки последствий его принятия. В ряде случаев, законодательство Российской Федерации предусматривает данную процедуру как обязательную в рамках государственного управления. Например, постановление Правительства РФ от 17.12.2012 N 1318 «О порядке проведения федеральными органами исполнитель-

ной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», которое ставит целью «определение и оценку возможных положительных и отрицательных последствий принятия проекта акта на основе анализа проблемы, цели ее регулирования и возможных способов решения, а также выявление в проекте акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности....» [8].

Как мы видим, данная процедура достаточно широко применяется и даже обязательна в менеджменте (государственном и муниципальном), имеет важное значение на международном уровне [9], на уровне Российской Федерации, а также на уровне субъектов Российской Федерации. Процедура оценки регулирующего воздействия нормативного акта представляет собой серьезную аналитическую работу по выявлению управленческих решений, принятие которых либо нецелесообразно, либо вообще может причинить существенный ущерб той или иной сфере регулируемых общественных отношений.

Практика собственной педагогической деятельности автора настоящей работы показала, что обучение студентов работе с нормативными правовыми актами позволяет не просто научить работе с этими документами, но и продемонстрировать им важность для страны, общества, конкретной социальной группы, того или иного нормативного правового акта, а также законодательного регулирования в целом. Обучающиеся на собственном опыте могут увидеть последствия принятия того или иного закона, как положительные, так и отрицательные. При этом они сами могут попробовать выбрать оптимальные варианты нормативного правового акта, проанализировав, соблюдены ли права всех участников регулируемых общественных отношений.

В сущности, в рамках учебной деятельности непосредственно в учебной группе и/или классе воссоздастся функция молодежного парламентаризма по «участию молодежи и ее объединений в обсуждении законов и иных нормативных правовых актов», предусмотренная инструктивным письмом Минобразования РФ от 24.04.2003 N 2 «О развитии молодежного парламентаризма в субъектах Российской Федерации». Обучающиеся могут ознакомиться с международной практикой оценки регулирующего воздействия нормативного акта, с отдельными нормативными актами других государств и государственных образований [10].

Эффективность методики, возможность с ее помощью осуществить повышение уровня правовой культуры обучающихся, подтверждается результатами педагогической деятельности автора настоящей работы.

Оценка уровня правовой культуры студентов ГБПОУ "Нижегородский колледж малого бизнеса", проводимая автором настоящего исследования носит системный характер, с использованием различных педагогических инструментов [11]. В ходе исследований, определяются следующие уровни правовой культуры студентов, приведенные в таблице 1.

Таблица 1 - Уровни правовой культуры студентов. Table 1 - levels of legal culture of students.

Уровни правовой культуры Значение уровня правовой культуры студента

Низкий (критический) уровень Студент не в полной мере понимает роль и значение правовой культуры. Знание правовых норм носит фрагментарный и не системный характер. Отсутствует понимание алгоритма поведения субъекта правоотношений, при наступлении юридически значимых действий. Недостаточный уровень рефлексии правомерности (неправомерности) того или иного правового поведения, невозможность спроектировать последствия применения нормативного правового акта

Средний (допустимый) Студент понимает роль и значение правовой культуры во всех сферах жизни человека, может поставить себя (гипотетически) на место любого участника правоотношений, с перечислением основных прав и обязанностей субъектов правоотношений. Стремится овладеть большим объемом правовых знаний по предложенной тематике. Знание правовых норм носит системный характер, при этом студент хорошо понимает алгоритм поведения субъекта правоотношений, при наступлении юридически значимых действий. Достаточный уровень рефлексии правомерности (неправомерности) того или иного правового поведения, без глубокой оценки правовых последствий.

Высокий (оптимальный) Студент сам является носителем правовых ценностей (в профессиональной сфере и при межличностном общении). Понимает роль и значение правовой культуры в целом, ведет пропаганду правомерного поведения (на бытовом и профессиональном уровне), стремится систематически повышать личный уровень правовых знаний. Обладает системными знаниями правовых норм в различных отраслях права. При выполнении заданий, способен мыслить за рамками предложенного, формулирует и аргументированно доказывает альтернативные возможности решения проблемной правовой ситуации. Высокий уровень рефлексии правомерности (неправомерности) того или иного правового поведения, с глубокой оценки правовых последствий реализации правоотношений.

Источник: составлено автором научной статьи. Source: compiled by the author of the scientific article.

Первичный замер уровня правовой культуры студентов, осуществляется в рамках входного контроля знаний. Входной контроль знаний, как элемент теку-

щего контроля успеваемости студентов, проводится ежегодно, в течении одного месяца с начала обучения, в рамках ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", в форме педагогического тестирования. В виду того, что далеко не у всех общеобразовательных учреждений в учебный план включены предметы правовой тематики («Право», «Основы права» и т.д.), тестовые задания были разработаны на основе учебника Обществознание. 9 класс Учебник. — Под ред. Л.Н. Боголюбова. — М. Просвещение, 2014. — 208 с., входящего в перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования [12] и включают в себя тестовые вопросы различных форм.

Приведем результаты входного контроля и результаты промежуточной аттестации обучающихся 1 курса (поступивших на базе основного общего образования) ГБПОУ "Нижегородский колледж малого бизнеса" (3 учебных группы), в 2019-2020 учебном году.

Так, в рамках входного контроля, в начале учебного года, обучающиеся 1 курса, поступившие в ГБПОУ "Нижегородский колледж малого бизнеса", прошли тестирование, на предмет наличия конкретного уровня правовых знаний и, соответственно определения уровня правовой культуры обучающихся.

В качестве экспериментальной группы были взяты обучающиеся по специальности 43.02.14 Гостиничное дело - всего 2 учебные группы (50 человек). При обучении данной группы студентов, активно применялась методика оценки регулирующего воздействия нормативного акта, как в рамках учебной, так и внеучеб-ной деятельности.

Контрольной группой являлась учебная группа студентов, обучающихся по специальности 43.02.03 Стилистика и искусство визажа (25 человек). В данной учебной группе, методика оценки регулирующего воздействия нормативного акта (в силу специфики будущей профессии студентов), не применялась.

При оценивании теста, использовалась следующая шкала: 50-69% - низкий (базовый) уровень правовой культуры, 70-89% - средний, 90-100% - высокий уровень правовой культуры студентов. Показатели уровня правовой культуры, по итогам входного контроля у студентов 1 курса контрольной и экспериментальной групп, приведены в таблице 1.

Таблица 2 - Показатели уровня правовой культуры по итогам входного контроля у студентов 1 курса контрольной и экспериментальной групп.

Table 2 - Indicators of the level of legal culture based on the results of entrance control for 1st-year students of the control and experimental groups.

Уровень правовой культуры Количество студентов (чел.)

Низкий (базовый) уровень 34

Средний 32

Высокий 9

Источник: составлено автором научной статьи. Source: compiled by the author of the scientific article.

Отметим, что 14 студентов ответили правильно менее чем на 49% вопросов, что может говорить, если не об отсутствии правовой культуры вообще, то о крайне низком уровне правовой культуры студента.

В виду того, что иных источников подобной тематики и степени проработки, которые способствовали бы повышению уровня правовой культуры, обучающиеся, в период проведения исследования, не имели (даже на бытовом уровне), мы можем говорить о корректности данных выборки.

В течении 2019-2020 учебного года, в экспериментальных группах, в рамках дисциплины «Право» осуществлялось обучение с применением методики оценки регулирующего воздействия нормативного акта, включая период дистанционного обучения.

Приведем пример задания, используемого при применении методики оценки регулирующего воздействия нормативного акта, приведено в таблице 3.

Таблица 3 - Информационная карта оценки регулирующего воздействия нормативного правового акта

Table 3 - Information map for assessing the regulatory impact of a regulatory legal act

Оценка регулирующего воздействия нормативного правового акта

студентами государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения (ГБПОУ) «Нижегородский колледж малого бизнеса», обучающимися по специальности 43.02.14 Гостиничное дело

во внеучебной деятельности (в рамках кружка правовой культуры)_

Информационная карта

1. Нормативный правовой акт (проект), подлежащий оценке:

Проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о классификации гостиниц» (адрес проекта: https://regulation■gov■ru/projects/List/AdvancedSearch#categories=2&okveds=23)■

2. Краткая характеристика проблемы, которую должен решить нормативный правовой акт (проект):

Частью 7 статьи 5 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. № 132-Ф3 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» предусмотрено Положение о классификации гостиниц, которое устанавливает порядок классификации гостиниц. Классификация необходима в целях соблюдения прав потребителя, улучшения качества оказываемых гостиницами услуг, а также в целях развития индустрии гостеприимства, необходимы ясные критерии оценки, понятные для потребителя и исполнителя гостиничных услуг.

3. Задачи для обучающихся:

3.1. Оценить коррупциогенные риски;

3.2. Оценить влияние законопроекта для Нижегородской области;

3.3. Оценить бюджетные расходы на реализацию законопроекта;

3.4. Оценить, решит ли законопроект проблему;

3.5. Какие выгоды и преимущества может принести законопроект (государству, обществу, бизнесу);

3.6. Какие негативные последствия может принести законопроект (государству, обществу, бизнесу);

3.7. Сформулируйте Ваше общее мнение о законопроекте._

4. Рефлексия.

Источник: составлено автором научной статьи. Source: compiled by the author of the scientific article.

В итоге, в конце учебного года, в рамках промежуточной аттестации, был проведен повторный замер, в экспериментальной и контрольной группах, результаты которого представлены в таблицах 4-5.

Таблица 4 - Показатели уровня правовой культуры по итогам промежуточной аттестации у студентов 1 курса экспериментальных групп.

Table 4 - Indicators of the level of legal culture based on the results of intermediate certification of lst-year students of experimental groups.

Уровень правовой культуры Количество студентов (чел.)

Низкий (базовый) уровень 12

Средний 21

Высокий 17

Источник: составлено автором научной статьи. Source: compiled by the author of the scientific article.

Таблица 5 - Показатели уровня правовой культуры по итогам промежуточной аттестации у студентов 1 курса контрольной группы.

Table 5 - Indicators of the level of legal culture based on the results of intermediate certification of lst-year students of the control group.

Уровень правовой культуры Количество студентов (чел.)

Низкий (базовый) уровень 16

Средний 6

Высокий 3

Источник: составлено автором научной статьи.

Source: compiled by the author of the scientific article.

На основании данных, представленных в таблицах 4-5, как в экспериментальной, так и в контрольных группах, большинство студентов преодолело барьер критического уровня правовой культуры и ее отдельных компонентов. Показатели в обеих группах изменились достоверно по большинству критериев. Вместе с тем, уровень сформированности компонентов правовой культуры в экспериментальной группе, где обучение осуществлялось с применением методики оценки регулирующего воздействия нормативного акта (совместно с другими методиками - кейс-метод, проектная деятельность и т.п., которые применялись, как в экспериментальной, так и в контрольной группах), существенно возрос, по сравнению с результатами контрольной группы.

Кроме того, в целях оценки эффективности методики оценки регулирующего воздействия нормативного акта и анализа уровня правовой культуры студентов, использовалось педагогическое наблюдение, или, как говорил А.С.Макаренко - «анализирующее наблюдение». При коллективном обсуждении какого-либо нормативного правового акта (не в рамках оценки регулирующего воздействия нормативного акта), в рамках проблемной лекции, а также при применении иных

педагогических методик и технологий в экспериментальной и контрольной группе студентов, наблюдение также являлось важным источником сбора информации об уровне правовой культуры студентов.

В частности, наблюдение показало, что студенты, при обучении которых ре-ализовывалась методика оценки регулирующего воздействия нормативного акта, помимо прочего:

- демонстрируют способность давать правовую оценку, той или иной правовой норме или нормативному правовому акту, в целом, анализируя, при это понимание последствий применения нормативного акта для всех участников правоотношений;

- проявляют более глубокие знания нормотворческой деятельности законодательных органов страны;

- показывают готовность применить на практике те или иные правовые нормы (например, при решении правовых кейсов), оперируя при этом, более полными знаниями отраслевого законодательства по изучаемой тематике.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вместе с тем практика применения оценки регулирующего воздействия нормативного акта на учебных занятиях выявила ряд особенностей данной педагогической методики. Так, при оценке регулирующего воздействия нормативного акта обучающимися преподавателю целесообразно учесть следующее:

1. Целеполагание применения оценки регулирующего воздействия нормативного акта как самостоятельной педагогической методики.

Педагог, сформулировав для себя цель учебного занятия, должен соотнести ее с общими и профессиональными компетенциями, которыми в итоге должен обладать обучающийся. Важно оценить насколько применение педагогической методики оценки регулирующего воздействия нормативного акта соответствует целям учебного занятия и эффективно для формирования у обучающихся соответствующих компетенций (общекультурных и профессиональных).

Данная оценка с педагогической точки зрения представляет собой самостоятельную цель учебного занятия и заключается в аналитической работе обучающихся (индивидуальной или в группах).

2. Формулирование для обучающихся задач оценки.

Преподаватель должен ставить задачи оценки, адекватные имеющимся у обучающихся правовым знаниям (например, обучающиеся должны проанализировать проект нормативного акта на предмет недопущения новых административных барьеров для предпринимателей). Ставить сразу несколько целей целесообразно только при наличии у обучающихся уже имеющегося опыта работы с нормативными правовыми актами. Для этого необходимо провести среди обучающихся своеобразный «срез» на предмет выявления уровня правовых знаний. На основании полученных данных осуществляется последующий подбор проектов нормативных актов соответствующей сложности и объема.

Соответственно целесообразно проводить учебные занятия по оценке регулирующего воздействия нормативного акта после получения обучающимися базовых правовых знаний, проведя первичное ознакомление с источником, его структурой и т.п.

3. Выбор общественных отношений, регулируемых нормативным правовым актом или проектом нормативного правового акта.

При выборе нормативного правового акта, подлежащего оценке, преподаватель должен понимать, что для обучающегося будут интереснее нормы, непосредственно касающиеся его и его близких будущей профессии (например, проект Постановления о проведении эксперимента по внедрению цифрового обучения -цифровая образовательная среда). Безусловно, данный проект нормативного акта напрямую касается каждого обучающегося, затрагивает их права, интересен детям. Вовлеченность обучающегося в процесс оценки, интерес к результату позволяет обсудить все плюсы и минусы законопроекта (при обсуждении, педагог выступает только в качестве фасилитатора).

В качестве областей общественных отношений, подлежащих оценке и являющихся наиболее актуальными для обучающихся, можно предложить следующие:

- проекты нормативных актов, регулирующие права и свободы граждан (например, обязанность предусматривать на каждой парковке бесплатные места для автомобилистов-инвалидов);

- проекты нормативных актов, регулирующие интернет (например, штрафы для социальных сетей, которые не удаляют «деструктивный контент»);

- проекты нормативных актов, регулирующие трудовые отношения (например, повышение минимального размера оплаты труда).

4. Формат обсуждения законопроекта обучающимися.

При проведении обсуждения законопроекта обучающимися, преподаватель в праве максимально воздержаться от личного обсуждения и выступает в качестве фасилитатора, как это уже упоминалось выше. Главная цель - направлять обучающихся, не дать дискуссии уйти от цели обсуждения. При этом педагог должен следить, чтобы в оценке регулирующего воздействия нормативного акта было задействовано максимальное количество обучающихся (пусть и с разной степенью активности).

5. Источники законопроектов и (или) законов.

Преподаватель может столкнуться с проблемой поиска информации о законопроектах и/или самих законах при подборе нормативного правового акта требуемой для учебного занятия тематики. Практика показывает, что в этой связи методически полезными могут быть ряд информационных ресурсов, использование которых при изучении правовых дисциплин не просто допустимо, но необходимо в рамках формирования как правовой, так и информационной культуры обучающегося [13]. В качестве оптимальных интернет-ресурсов (федеральных и региональных), содержащих не только широкий спектр законов и законопроектов, но и соответствующих требованиям Федерального закона от 29 декабря 2010 г. N 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», можно предложить следующие:

- Федеральный портал проектов нормативных правовых актов (Официальный сайт для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения). Адрес интернет-ресурса: https://regulation.gov.ru ;

- Официальный интернет-портал правовой информации. Адрес интернет-ресурса: http://pravo.gov.ru ;

- Законодательное Собрание Нижегородской области (Официальный сайт). Адрес интернет-ресурса: https://www.zsno.ru .

Указанные интернет-ресурсы либо полностью, либо в своих отдельных разделах содержат нормативные правовые акты или их проекты, по которым проис-

ходит обсуждение в том числе и в онлайн-режиме. Обучающиеся могут предварительно ознакомиться с различными аспектами обсуждаемого законопроекта, что, безусловно, добавит информативности последующей оценке регулирующего воздействия нормативного акта. Такая оценка может быть проведена в рамках учебной, внеучебной, учебно-профессиональной и проектной деятельности (в период прохождения практики в профессиональных образовательных организациях). В качестве примера оценки регулирующего воздействия нормативного акта студентами приводим Информационную карту с заданием (Приложение).

Подводя итог практике реализации методики оценки регулирующего воздействия нормативного акта как педагогического инструмента, формирующего правовую культуру обучающегося, можно сделать следующие выводы:

1) оценка регулирующего воздействия нормативного акта как самостоятельная педагогическая методика, до этого не применяемая в педагогике при преподавании правовых дисциплин, показала себя эффективной и перспективной для дальнейшего применения;

2) студенты, при обучении которых применялась методика оценки регулирующего воздействия нормативного акта, показали более интенсивный рост значений уровней правовой культуры личности:

- знание правовых норм (выразилось в более комплексном знании студентами норм материального и процессуального права, более уверенной навигации студентов по отраслям права);

- понимание значимости правовых норм для общества и граждан (студенты экспериментальной группы демонстрировали более четкие представления о важности правового регулирования всех сфер общественной жизни, при этом проявляя более глубокие знания нормотворческой деятельности законодательных органов страны);

- готовность реализовывать требования правовых норм правомерно и в соответствии с действующим законодательством (в рамках геймификации, при решении правовых кейсов, в проектной деятельности и т.п.); студенты экспериментальной группы демонстрируют способность давать правовую оценку, той или иной правовой норме или нормативному правовому акту, в целом, анализируя, при это понимание последствий для всех участников правоотношений.

3) оценка регулирующего воздействия нормативного акта позволяет формировать не просто общие и профессиональные компетенции у обучающихся, но и правовую культуру личности в целом. Проводя оценку проекта нормативного акта, обучающийся не просто получает информацию о действующих правовых актах, регулирующих родственные общественные отношения (в том числе и международный опыт правового регулирования), но и получает более полную информацию о правовой системе Российской Федерации, в целом;

4) обучающиеся, рассматривая проблематику нового законопроекта, понимают важность нормативно-правового регулирования вообще и конкретных общественных отношений, в частности;

5) рассматривая потенциальные положительные и отрицательные последствия принятия законопроекта, обучающиеся развивают аналитические способности, общий кругозор и эрудицию, коммуникативные навыки работы в команде и принятие общего решения;

6) обучающиеся получают практический опыт (в игровой форме) реализации той или иной правовой нормы, а также по своей будущей профессии/специальности.

Таким образом, педагогическая методика оценки регулирующего воздействия нормативного акта при преподавании правовых дисциплин (на примере реализации ее в организации среднего профессионального образования) показала свою эффективность для формирования правовой культуры обучающихся, а также потенциал для возможного дальнейшего применения при преподавании правовых дисциплин в образовательных организациях других типов и видов.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - Москва: Проспект, 2013. - 160 с.

2. Каландаришвили З.Н. Правовая культура как элемент системы правового поведения личности: монография / З. Н. Каландаришвили. - СПб.: ИВЭСЭП, 2012. - 128 с.

3. Певцова Е.А. Современные подходы юристов к вопросу соотношения дефиниций «правовая культура», «правовое воспитание», «правовое образование» // Основы государства и права. - №6. - 2002. - С. 66 - 74.

4. Основы права: Учебник / З.Г. Крылова, Э.П. Гаврилов, В.И. Гуреев и др.; под ред. З.Г. Крыловой. - М.: Высш. шк., 2000.- 400 с.

5. Хуторской А.В. Дидактика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения.

- СПб.: Питер, 2017. - 720 с.: ил. - (Серия «Учебник для вузов»).

6. Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 400 с.

7. Арушаньянц А.Н. Соотношение частных и публичных интересов при оценке регулирующего воздействия нормативных правовых актов по вопросам осуществления предпринимательской деятельности // Проблемы управления (Минск). - №1 (67). - 2018. - С. 139 - 143.

8. Постановление Правительства РФ от 17.12.2012 N 1318 (ред. от 07.05.2020) "О порядке проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (вместе с «Правилами проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии») // «Собрание законодательства РФ», 24.12.2012, N 52, ст. 7491.

9. Лукьянова В.Ю. Оценка регулирующего воздействия юридически обязательных решений Евразийской экономической комиссии // Право.Ьу. - №2 (40). -2016. - С. 90 - 97.

10. Ефименко А.В., Коршикова И.А., Болтнев Д.А. Оценка регулирующего воздействия закона Донецкой народной республики «О государственно-частном и муниципально-частном партнерстве» от 11.08.2017 г. №188-1НС // Вестник Донбасской юридической академии. Юридические науки. - №9. - 2019. - С. 50

- 59.

11. Ядрышников К.С. Формирование правовой культуры студентов путем интеграции кейс-технологии и аудиовизуальных дидактических средств (на примере телевизионной программы «Ревизорро» // Вестник Нижегородского университета им. Н.И.Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2017, №4 (48), С.213-223.

12. Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 N 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования" // "Вестник образования", № 11 - 12, июнь, 2014.

13. Махрова Е.И. Использование интернет-ресурсов как условие формирования информационно-правовой компетентности студентов университета // Теория и практика общественного развития. - №5. - 2014. - С.105-107.

REFERENCES

1. Federal Law "On Education in the Russian Federation". Moscow: Prospect, 2013. 160 p.

2. Kalandarishvili Z.N. Legal culture as an element of the system of legal behavior of an individual: monograph. Z.N. Kalandarishvili. SPb.: IVESEP, 2012. 128 p.

3. Pevtsova E.A. Modern approaches of lawyers to the issue of correlation of definitions "legal culture", "legal education", "legal education". Foundations of State and Law. No. 6. 2002. P. 66 - 74.

4. Fundamentals of law: Textbook. Z.G. Krylova, E.P. Gavrilov, V.I. Gureev and others; ed. Z.G. Krylova. M.: Higher. shk., 2000. 400 p.

5. Khutorskoy A.V. Didactics: Textbook for universities. Third generation standard. SPb.: Peter, 2017. 720 p.: ill. (Series "Textbook for universities").

6. Pevtsova E.A. Theory and methodology of teaching law: Textbook. for stud. higher. study. institutions. M.: Humanit. Ed. center VLADOS, 2003. 400 p.

7. Arushanyants A.N. The ratio of private and public interests in assessing the regulatory impact of regulatory legal acts on the implementation of entrepreneurial activity. Problems of management (Minsk). No. 1 (67). 2018 .P. 139 - 143.

8. Decree of the Government of the Russian Federation of December 17, 2012 N 1318 (as amended on 05.07.2020) "On the procedure for the federal executive authorities to assess the regulatory impact of draft regulatory legal acts and draft decisions of the Eurasian Economic Commission, as well as on amendments to some acts of the Government Of the Russian Federation"(together with the" Rules for the Federal Executive Bodies to Assess the Regulatory Impact of Draft Normative Legal Acts and Draft Decisions of the Eurasian Economic Commission ")." Collected Legislation of the Russian Federation ", 24.12.2012, N 52, art. 7491.

9. Lukyanova V.Yu. Assessment of the regulatory impact of legally binding decisions of the Eurasian Economic Commission. Pravo.by. No. 2 (40). 2016. P. 90 - 97.

10. Efimenko A.V., Korshikova I.A., Boltnev D.A. Assessment of the regulatory impact of the law of the Donetsk people's republic "On public-private and municipal-private partnership" dated 11.08.2017, No. 188-IHC . Bulletin of the Donbass Law Academy. Legal sciences. No. 9. 2019. P. 50 - 59.

11. K.S. Yadryshnikov Formation of students' legal culture by integrating case technology and audiovisual didactic means (on the example of the television program "Revizorro". Bulletin of NI Lobachevsky University of Nizhny Novgorod. Series: Social Sciences, 2017, No. 4 (48), P.213 -223.

12. Order of the Ministry of Education and Science of Russia of March 31, 2014 N 253 "On the approval of the federal list of textbooks recommended for use in the implementation of state-accredited educational programs of primary general, basic general, secondary general education". "Bulletin of Education", № 11 - 12, June, 2014.

13. Makhrova E.I. The use of Internet resources as a condition for the formation of information and legal competence of university students . Theory and practice of social development. No. 5. 2014. P.105-107.

Информация об авторе: Ядрышников Константин Сергеевич - кандидат педагогических наук, преподаватель Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Нижегородский колледж малого бизнеса», Член Нижегородского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России». г. Нижний Новгород, Россия ORCID iD: https://orcid.org/0000-0002-3918-2513 e-mail: konstantin-y@yandex.ru

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

Information about the author: Yadryshnikov Konstantin Sergeevich - Candidate of Pedagogical Sciences, teacher of the State Budgetary Professional Educational Institution «Nizhny Novgorod College of Small Business»,

Member of the Nizhny Novgorod regional branch of the All-Russian public organization «Association of Russian Lawyers». Nizhny Novgorod, Russia

ORCID iD: https://orcid.org/0000-0002-3918-2513 e-mail: konstantin-y@yandex.ru

The author has read and approved the final manuscript.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted: 04.09.2020 Одобрена после рецензирования и доработки / Approved after reviewing and revision: 11.10.2020

Принята к публикации / Accepted for publication: 25.10.2020

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов./ The author declares no conflicts of interests

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.