ОЦЕНКА РЕФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ПОЗИЦИИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
УДК 316.4
Начиная с 2000 года, на государственном уровне обозначены основные векторы реформирования российского образования. В начале XXI столетия был принят ряд основополагающих федеральных документов, связанных с качественным обновлением общего образования. Постановлением Правительства Российской Федерации были четко заданы основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации, в том числе и в направлении модернизации образования [7].
Постараемся охарактеризовать реальные шаги в направлении к модернизации. Включение российского высшего образования в европейское образовательное пространство в большей мере начинается с изменения его структуры в соответствии с международными стандартами [8]. Официально вводится двухуровневая система высшего профессионального образования: бакалавриат и магистратура или подготовка специалиста. С одной стороны, образовательная реформа решает задачи соответствия образовательной системы мировым стандартам, с другой, - сбалансированно регулирует восполнение профессиональных групп, как групп родственных специальностей и специализаций с разными квалификационными уровнями от низшего до самого наивысшего [1, с. 39].
При трансформации формы и структуры института образования изменяется и содержание образовательного процесса: вводятся образовательные стандарты третьего поколения, повсеместно внедряется компе-тентностный подход; активно привлекаются работодатели, совершенствуется система контроля качества основных образовательных программ в условиях расширения академических свобод высших учебных заведений [9]. Постепенно начинают расширяться возможности образовательной мобильности как студентов, так и преподавателей вузов. В рамках реализации приоритетных национальных проектов по отношению к высшей школе были поддержаны ведущие вузы, использующие инновационные образовательные программы, создана сеть федеральных университетов, обновлена материально-техническая база вузов, оказана материальная поддержка талантливой молодежи [8]. С 2009 года ЕГЭ становится единственной
Ю.Р. ВИШНЕВСКИЙ, М.В. ПЕВНАЯ
формой выпускных экзаменов в школе и основной формой вступительных экзаменов в вузы [5].
В новой концепции долгосрочного социально-экономического развития России относительно продолжения модернизации высшего образования заявлено активное расширение участия работодателей на всех этапах образовательного процесса. Одним из главных условий развития высшего профессионального образования отмечается вовлеченность студентов и преподавателей в фундаментальные исследования [3].
Безусловно, процесс модернизации образования проходит достаточно сложно. Наряду с позитивными достижениями и реализацией основных запланированных функций проявляются и латентные функции. Они находят свое отражение в возникающих в процессе внедрения инноваций проблемах (дифференциации заработной платы среди учителей, разница возможностей учебных заведений центра и периферии, смещение коррупции в сторону среднего образования и т.д.) [2, с. 127]. Сегодня назрела необходимость в принятии нового закона об образовании, так как действующее законодательство не в полной мере способно регулировать происходящие в образовательной сфере процессы [4].
Однако в процессе комплексного реформирования все-таки поддерживается основная цель профессионального образования, которая заключается в подготовке квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности, удовлетворенного своим профессиональным потенциалом.
Профессиональное образование способствует активному развитию человеческого ресурса, становится фундаментом для формирования социального капитала личности. В связи с этим интересно провести анализ оценки происходящих изменений со стороны учащихся высших учебных за-
ведений, вовлеченных в образовательный процесс и непосредственно столкнувшихся с целым рядом текущих инноваций в высшей школе. Кроме того, ситуация на рынке труда подвержена постоянной коррекции, она формирует новые запросы к потенциальным работникам, трансформируется социальный институт образования, изменяется и само поколение молодых специалистов, получающих профессиональное образование в вузе. Инновационные изменения в образовании направлены на ближайшую перспективу, однако сам процесс реформирования непосредственно затрагивает интересы студентов вузов, обучающихся в большей степени еще на «специалитете». По нашему мнению, важно оценить степень удовлетворенности процессом обучения в вузе среди студентов, а также проанализировать, насколько в реальности удается решать проблему отрыва образовательного процесса от потребностей практической деятельности. Определить, оказывают ли выше обозначенные инновационные изменения в образовательном процессе влияние на то, как студенты вузов оценивают сегодня свою готовность к работе по специальности, насколько они сами заинтересованы в повышении своего уровня профессионализма. Достаточно интересно проанализировать отношение субъектов образовательного процесса или основных потребителей образовательных услуг к учебному процессу, посмотреть на ход реформирования как бы «изнутри», оценить мнения студентов об уровне своей готовности к выходу на рынок труда, оценить их способность воспринимать образовательные инновации (в статье используются данные социологического опроса студентов ведущих вузов Свердловской области / выборка случайно-стратифицированная, №-1281/, реализованного в 2009 году сотрудниками кафедры социологии и социальных технологий управления в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России», ГК-№ 14.740.11.0224). В процессе исследования сделана попытка проверить гипотезу о том, что при высоком уровне заинтересованности в результативности учебного процесса со стороны студента повышаются и его субъективные оценки степени готовности к выходу на рынок труда, к работе по выбранной специальности, соответственно повышается и эффективность всех составляющих программы реформирования образования. Для решения поставленной задачи в исследовании была сконструирована вторичная переменная, позволяющая оценить результативность профессионального обучения или профессиональную ориентированность учебного процесса с позиции студентов вузов Свердловской области на основе корреляции ответов (коэффициент Крамера - 0,256) респондентов на два дихотомических вопроса:
1. «Согласны ли вы с тем, что в процессе обучения вы получили достаточно теоретических знаний, чтобы идти работать по своей специальности?»
2. «Согласны ли вы с тем, что ваши умения, навыки и практический опыт позволят вам работать по своей специальности, если у вас появится такое желание?»
Первый вопрос позволил проанализировать объективные условия получения профессионального образования студентами, качественные характеристики самого образовательного процесса в субъективных оценках молодежи. Тогда как второе суждение выступило индикатором не только ориентированности учебы на практическую деятельность, но и позволило оценить готовность студентов максимально использовать предложенные им образовательные возможности и ресурсы для своего профессионального становления. Методом логического квадрата было выделено три группы студентов, по-разному оценивающих профессиональную ориентированность учебного процесса. К первой группе респондентов, высоко оценивших образовательный процесс и соответственно готовых к результативному обучению, отнесены все опрошенные, положительно ответившие на оба вопроса. Во вторую группу включены респонденты, не согласные с тем, что объективные условия образовательного процесса в их вузе удовлетворительные и достаточные для работы по выбранному профилю, тогда как потенциал готовности к профессиональному обучению, с их позиции, у них достаточно высок. Респондентов, уверенных в обратном, - не согласных с тем, что они имеют достаточно навыков и практического опыта и при этом позитивно оценивающих качественность теоретического уровня своего образования, - в выборочной совокупности нет. С одной стороны, это абсолютно естественно, так как психологически трудно признать, что обучение адекватно, притом, что ты с ним не справляешься, с другой, - контингент, не успевающий в процессе обучения, отсеивается по объективным показателям, например, по результатам успеваемости и просто не может в дальнейшем обучаться. В третьей группе оказались студенты, не согласившиеся с предложенными утверждениями. Это группа респондентов, негативно оценивающих профориентированность учебного процесса, не настроенных результативно обучаться и соответственно не готовых реализовывать себя в выбранной профессиональной сфере. В целом по выборочному массиву к первой группе относятся 54 % респондентов, ко второй - 32% от числа опрошенных, 14 % низко оценили уровень профориентирован-ности учебного процесса. Мы убеждены, что мотивация и осознанность выбора профессии оказывает существенное влияние на эффективность образовательной подготовки в вузе. Чем больше заинтересованность студентов в профессиональных знаниях, тем лучше и ре-
зультативнее они будут обучаться. При этом каждый пятый студент сегодня уверен, что он «вполне готов к работе по своей будущей специальности», 36 % отметили, что, «скорее всего готовы», тогда как «полностью не готов» практически каждый десятый (11%) и «скорее не готов» - один из трех опрошенных. Необходимо отметить, что естественным образом увеличивается и количество студентов, положительно оценивающих свою готовность к работе по специальности с первого курса к пятому. Если в конце I курса полностью уверены в своей готовности к работе по специальности лишь 1 из 6, то к ^^ курсу их число увеличивается до каждого четвертого. В период обучения в четыре раза уменьшается число неуверенных в готовности к работе по своей специальности. Тревожна тенденция незначительного уменьшения числа тех, кто в процессе обучения так и не ощутил уверенность в своих силах, сомневается в своей готовности выйти на рынок труда как молодой специалист-профессионал.
Первоначально выдвинутая нами гипотеза нашла свое подтверждение в анализе средних взвешенных ответов респондентов выделенных групп. Альтернативам ответов, позволяющим респондентам оценить уровень своей готовности к работе по специальности, были присвоены числовые значения от 0 до 4. В результате мы получили, что средняя взвешенная ответов в группе с высокой оценкой профориенти-рованности учебного процесса равна 2,9 балла, во второй группе - 2,3, в третьей - 2,06 при максимально возможном значении 4 балла. Таким образом, среди студентов, положительно оценивающих результативность профобучения в вузе, действительно значительно выше степень уверенности в своей готовности к работе по специальности. Обучение в вузе оценивается как достаточно результативное практически каждым вторым студентом. Данные мониторинга позволяют проанализировать не только оценки профориентированности учебного процесса среди студентов, но и оценки его отдельных качественных характеристик.
Среди студентов первой выделенной группы самое большее число тех, кто полностью удовлетворен своей учебой. Во второй и третьей группе таких респондентов существенно меньше - 18 и 13 % соответственно. Хотелось бы отметить, что уровень претензий (согласно количеству выделенных альтернатив в поливариантном вопросе) во второй и третьей группе значительно выше. Если среди студентов, которые высоко оценивают профориен-тированность учебного процесса, каждый четвертый жалуется на необъективное отношение преподавателей, каждого пятого не устраивает слишком большая перегрузка и отсутствие возможности вовремя вы-
полнять все задания, то во второй и третьей группе основная претензия к обучению состоит в том, что слабо прослеживается связь получаемых знаний с жизнью и реальной работой по профессии. Кроме того, каждый четвертый студент второй группы и почти треть студентов из числа негативно оценивающих профориентированность учебного процесса обеспокоены тем, что после окончания вуза не смогут устроиться на работу по своей профессии. Уровень уверенности в том, что найти работу по специальности будет легко среди студентов первой группы, практически в два раза выше, чем во второй и третьей. Таким образом, среди студентов, позитивно оценивающих свое образование, в целом выше и показатели удовлетворенности обучением. Как правило, основные сложности у этих студентов возникают в процессе взаимодействия с преподавателями, а также в связи с проблемами относительно самоорганизации. Вопросы по качеству преподавания, претензии к организационным и содержательным его аспектам в большей мере возникают у тех, кто не ориентирован работать по профессии и не заинтересован в реализации ресурсов, которые сегодня предоставляют образовательные учреждения для профессионального роста своих студентов.
Если проанализировать динамику за последние два года (методология позволяет сравнивать данные проведенного опроса с результатами мониторинга «Студент-2007»), можно отметить что в общем в студенческой среде уровень удовлетворенности учебой в вузе повысился. В два с половиной раза увеличилось число тех, кто на текущий момент в принципе всем доволен (с 10 до 25 % от числа всех опрошенных). Можно говорить о незначительном снижении претензий респондентов к организации учебного процесса, к практике взаимодействия с профессорско-преподавательским составом, к качеству преподавания в вузах Свердловской области (табл. 1).
Обобщая приведенные в статье данные, можно сделать ряд следующих выводов. Реформирование системы российского образования не может быть успешным как без анализа ситуации на рынке труда, так и без оценки реальных потребностей студенческой молодежи, процесса профессионального самоопределения, рефлексии степени удовлетворенности процессом обучения и его качеством. Реформирование образования, целый комплекс институциональных изменений сопряжены с проблемами профессионального выбора абитуриентов. Отношение молодежи к своей будущей профессии (правильность или ошибка выбора), рассмотрение образования как стартовой ступени для накопления социального капитала во многом определяют успешность профессионального обучения отдельной
Таблица 1
Уровень удовлетворённости учебным процессом (2007-2009гг.)
(в % к числу опрошенных)
* Сумма выше 100%, поскольку один опрошенный мог дать несколько ответов одновременно.
личности и соответственно состоятельность института образования в целом. Мотивация и осознанность выбора профессии студентом оказывают существенное влияние на эффективность его образовательной подготовки в вузе. Высокий уровень заинтересованности в результативности учебного процесса со стороны студента повышает и его субъективные оценки степени готовности к выходу на рынок труда, к работе по выбранной специальности. Кроме того, отношение к учебному труду по овладению основами профессиональных знаний формирует стиль труда профессионального, качества и навыки будущего специалиста. Во многом этот процесс обеспечивается не только за счет овладения знаниями, освоением теории и практики, но в большей мере личностным ростом, формированием объективных и субъективных оснований для социально-психологической уверенности в своих силах. Позитивная динамика удовлетворенности учебным процессом может рассматриваться как косвенный индикатор позитивных изменений, эффективности процессов поэтапного реформирования высшей школы. Активная включенность в процессы модернизации образования студенчества должна учитываться при оценке результативности выше обозначенных нововведений, при разработке, апробации и внедрении новых образовательных программ, методов и форм работы, при профориентационной работе в связке «школа-вуз» и выстраивании с абитуриентами коммуникации нового качества.
Что не удовлетворяет в учебе 2007 2009
Все удовлетворяет 10 24
Недостаточно развиты навыки учебного труда 6 8
Преобладание традиционных форм обучения 10 10
Низкое качество преподавания многих дисциплин 16 12
Слабая связь получаемых знаний с жизнью, реальной работой по профессии 24 26
Преподаватели мало внимания уделяют индивидуальной работе со студентами 17 13
Нередко сталкиваешься с необъективным отношением преподавателей 29 25
Нет уверенности, что после окончания вуза смогу устроиться по своей профессии 28 24
Много недостатков в организации учебного процесса (расписание занятий, сессий и тп) 27 22
Слишком большая перегрузка, не успеваю вовремя выполнять все задания 23 21
1. Антропология профессий: сборник научных статей / под общ. ред. П.В. Романова, Е.Р. Смирновой-Ярской. - Саратов: ЦСПГИ: Научная книга, 2005.
2. Зборовский, Г.Е. Социальная эффективность модернизации российского образования: ожидания и реальность [Текст] / Г.Е. Зборовский // Актуальные проблемы социологии молодежи, культуры и образования / под общ. ред. Ю.Р. Вишневского. - Екатеринбург: УрФУ, 2010. - Т.2.
3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации. Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы^р:// government.rU/# (дата обращения 22.12.2010 г.).
4. Концепция проекта федерального закона «Об образования в Российской Федерации. Утверждена комиссией Правительства РФ по законопроектной деятельности (протокол от 01.06.2009 ш. № 20) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/proj/6648/ (дата обращения 22.12.2010 г.).
5. О внесении изменений в закон РФ «Об образовании» и федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в части проведения единого государственного экзамена: Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. № 17-ФЗ (в редакции от 1 декабря 2007 г.) // Российская газета. - 2007. - 1 января.
6. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 24.10.2007 N 232-Ф3 (в редакции от 10 ноября 2009 г.). - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
7. Основные направления социально-экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.budgetrf.ru/Publications/Programs/Gov-ernment/Gref2000/ (дата обращения 24.12.2010 г.).
8. Приоритетный национальный проект «Образование». [Электронный ресурс]. Режим доступа: Ыйр:// mon.gov.ru/pro/pnpo/ (дата обращения 22.12.2010).
9. Решение коллегии Минобрнауки России по вопросу «О разработке нового поколения государственных образовательных стандартов и поэтапном переходе на уровневое высшее профессиональное образование с учетом требований рынка труда и международных тенденций развития высшего образования» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.edu.ru/db/portal/spe/3v/310107s.htm. (дата обращения 22.12.2010).