Научная статья на тему 'Оценка реального ущерба участников соглашения о за щите и поощрении капиталовложений'

Оценка реального ущерба участников соглашения о за щите и поощрении капиталовложений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
18
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
оценка реального ущерба реализующей инвестиционный проект организации / соглашение о защите и поощрении капиталовложений / нарушение стабилизационной оговорки / ОРП / оценк а реального ущерба ОРП / метод расчета реального ущерба / assessment of real damage to an organization implementing an investment project / agreement on the protection and promotion of investments / violation of the stabilization clause / assessment of real damage to an organization implementing an investment project / method for calculating real damage

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Елена Борисовна Тютюкина

В статье рассмотрены подходы к оценке реального ущерба организации, реализующей инвестиционный проект (ОРП), в случае нарушения стабилизационной оговорки (СО) со стороны публично-правового образования в рамках соглашения о защите и поощрении капиталовложений. Автором предложены подходы к оценке реального ущерба ОРП в результате нарушения СО, обоснованные положениями гражданского законодательства и правоприменительной практикой. Представлены формулы расчета суммы реального ущерба.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE REAL DAMAGE ASSESSMENT OF THE PARTIES TO THE AGREEMENT ON THE PROTECTION AND PROMOTION OF INVESTMENT

The article proposes approaches to assessing the real damage to an organization implementing an investment project in the event of a violation of the stabilization clause by a public legal entity that is a party to an agreement on the protection and promotion of investment. The author has proposed approaches to assessing the actual damage to an organization implementing an investment project as a result of violation of the stabilization clause, justified by the provisions of civil legislation and law enforcement practice. Formulas for calculating the amount of real damage are presented.

Текст научной работы на тему «Оценка реального ущерба участников соглашения о за щите и поощрении капиталовложений»

Оценка реального ущерба участников соглашения о защите и поощрении

капиталовложении

*

Е.Б. Тютюкина

доктор экономических наук, профессор, профессор департамента корпоративных финансов и корпоративного управления Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (г. Москва)

Елена Борисовна Тютюкина, ebtyutyukina@fa.ru

Федеральным законом «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации» 1 (далее - ФЗ-69) предусмотрена ответственность публично-правового образования (далее - ППО) перед организацией, реализующей инвестиционной проект (далее - ОРП), за нарушение условий заключенного между ними соглашения о защите и поощрении капиталовложений (далее - СЗПК), одним из которых является стабилизационная оговорка 2 (далее - СО). Суть СО заключается в неприменении ОРП актов (решений) 3, ухудшающих условия ведения предпринимательской и (или) иной деятельности, связанной с реализацией инвестиционного проекта, по сравнению с условиями, определенными на момент заключения СЗПК 4. При этом в ФЗ-69 указано, что возмещению ОРП со стороны ППО подлежит реальный ущерб, методику определения которого устанавливает Правительство Российской Федерации 5, однако она не утверждена до настоящего времени.

Ответственность за нарушение гражданских прав и способы их защиты

в Российской Федерации

Последствием нарушения гражданских прав является нанесение вреда или ущерба. Оба эти термина используются в Гражданском кодексе Российской Федерации 6 (далее -ГК РФ), однако их понятия в ГК РФ не определены. С позиции Верховного Суда Российской Федерации вред рассматривается как умаление личностного или имущественного права 7, ущерб в широком смысле слова идентичен по смыслу понятию «вред», поскольку означает любые неблагоприятные последствия, которые могут быть имущественными (соответственно, имеющими стоимостную оценку) или неимущественными 8. Формы вы* Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финансовому университету в 2022 году.

1 Федеральный закон «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации». URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_349045/

2 См. часть 3 статьи 9, часть 3 статьи 12, пункт 1 части 3 статьи 14 ФЗ-69.

3 В следующих отраслях права: таможенное, земельное, градостроительное, экологическое, водное и лесное законодательство, а также в части бюджетного субсидирования в рамках СЗПК.

4 См. часть 1 статьи 9 ФЗ-69.

5 См. пункт 2 части 6 статьи 12 ФЗ-69.

6 См. статьи 12, 16.1, 151 и 1069 ГК РФ.

7 Подробнее см. Белых В.С. Возмещение убытков как средство защиты по праву Англии и России // Экономическое правосудие в Уральском округе. 2019. № 3. С. 58-74.

8 Подробнее см. Бочаров А.Н. Правовая категория ущерба в свете новелл главы II ГК РФ // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2016. № 1 (68). С. 80-82.

ражения вреда (ущерба) и способы защиты от них в соответствии со статьей 12 ГК РФ представлены на рисунке.

ФОРМЫ ВЫРАЖЕНИЯ ВРЕДА (УЩЕРБА)

Умаление имущественного права (имущественный вред)

I

Убытки (ст. 15 ГК РФ)

Умаление личностного права (неимущественный вред)

I ~

Упущенная выгода

Моральный вред (ст. 151 ГК РФ)

Реальный ущерб

Утрата имущества Повреждение имущества Расходы, произведенные для восстановления нарушенного права Будущие расходы для восстановления нарушенного права

СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ

Возмещение

убытков (ст. 125 ГК РФ)

Возмещение реального ущерба

Возмещение упущенной выгоды

Компенсация морального вреда (ст. 151 ГК РФ)

Взыскание неустойки (ст. 330 ГК РФ)

Пеня

Штраф

Формы выражения вреда и способы защиты гражданских прав в Российской Федерации

В случае нарушения гражданских прав юридических лиц формой выражения вреда могут быть только убытки, проявляющиеся в имущественных потерях 9. Однако защита нарушенных гражданских прав предполагает не только возмещение убытков в виде реального ущерба и упущенной выгоды, но и взыскание неустойки. При этом в зависимости от договорных условий в соответствии со статьей 394 ГК РФ могут быть следующие варианты их взыскания 10:

1) только неустойка;

2) неустойка или убыток;

3) неустойка + часть убытка, не покрытая неустойкой;

4) неустойка + убыток.

9 Подробнее смотри:

Мирзоян Н.В. Проблемы оценки реального ущерба в России // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2018. № 10 (205). С. 41-49;

Гоибанов В.П. Осуществление и защита гражданских прав. М.: Статут, 2000. 411 с.

10 См. Жученко С.П. Убытки: зарубежные подходы и отечественная практика // В сборнике статей «Защита гражданских прав: избранные аспекты» / Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина. Серия: Анализ современного права. М.: ООО «Издательство «СТАТУТ», 2017. С. 104-161.

Ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами

В гражданском законодательстве Российской Федерации предусмотрены различные способы возмещения вреда (ущерба), причиненного государственными органами и органами местного самоуправления (см. табл. 1).

Таблица 1

Ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами в Российской Федерации

Способ нарушения гражданских прав со стороны государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц Способ возмещения вреда (ущерба) государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами Основание

В результате осуществления правомерных действий Компенсация ущерба (возмещение убытка, взыскание неустойки) статья 16.1 ГК РФ

В результате осуществления незаконных действий (бездействия) Возмещение убытка статьи 16, 1069 ГК РФ

Нарушение СО Возмещение реального ущерба в сумме фактически понесенных расходов часть 3 статьи 12 ФЗ-69

Таким образом, в ФЗ-69 способы защиты гражданских прав ОРП ограничены только взысканием реального ущерба, более того, суммой документально подтвержденных и фактически понесенных расходов, возникших у ОРП в результате нарушения СО со стороны ППО 11. Следует отметить, что в гражданском законодательстве Российской Федерации существуют нормы, ограничивающие полное возмещение убытков в сферах предпринимательской деятельности, связанных с наличием многочисленных контрагентов (покупателей), поскольку полная ответственность предпринимателей в случае нарушения условий договоров может привести к их банкротству 12. В частности, в соответствии со статьей 796 ГК РФ ущерб, причиненный перевозчиком, ограничен только возмещением реального ущерба. В случае с ФЗ-69 это можно объяснить значительными объемами капиталовложений при осуществлении инвестиционных проектов, ухудшение условий реализации которых может привести к существенным убыткам и, соответственно, их возмещению за счет бюджетных средств Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования.

Особенности определения реального ущерба в соответствии с ФЗ-69

Таким образом, в ФЗ-69 понятие реального ущерба в значительной степени сужено по сравнению с понятием, данным в статье 15 ГК РФ (см. рис.). Исходя из содержания норм ФЗ-69 можно выявить следующие подходы к оценке реального ущерба ОРП, заложенные в законе:

См. часть 7 статьи 12 ФЗ-69.

См. Лисицкая М.В. Возмещение убытков как способ защиты прав предпринимателей при нарушении договора // Сборник избранных статей Всероссийских (национальных) научно-практических конференций ГНИИ «Нацразвитие». СПб.: ГНИИ «Нацразвитие», 2021. С. 54-56.

1) необходимость доказывания причинно-следственных связей между фактом возникновения у ОРП фактически понесенных расходов и фактом нарушения СО со стороны ППО. Этот элемент состава убытков всегда является одним из самых главных, поскольку недоказанность не даст основание суду рассматривать степень вины ППО 13. В ФЗ-69 представлен закрытый перечень причин (графа 2 таблицы 2) и последствий (названия граф 3-7 таблицы 2). В строках граф 3-7 таблицы 2 дано авторское видение причинно-следственных связей при нарушении стабилизационной оговорки со стороны ППО, результатом которых является нанесение ОРП вреда (реального ущерба);

2) ограничение объема реального ущерба, который в совокупности с объемом возмещаемых затрат 14 не может превышать объем обязательных платежей, уплачиваемых в связи с реализацией инвестиционного проекта в бюджеты того ППО, которое является стороной СЗПК 15. Таким образом, сутью возмещения реального ущерба является возврат ОРП ранее уплаченных налогов, возникших в связи с реализацией инвестиционного проекта;

3) ограничение периода расчета реального ущерба сроком СО 16.

Методические подходы к оценке реального ущерба ОРП в результате нарушения СО

После установления причинно-следственной связи необходимо выявить форму выражения вреда (реального ущерба) для последующего проведения его оценки. Автор предлагает в рамках каждого вида причинно-следственных связей подход к выявлению формы выражения вреда (реального ущерба) и его оценке.

1. В результате нарушения СО в части применения актов/решений (причина), увеличивающих сроки осуществления процедур, необходимых для реализации инвестиционного проекта (следствие)

Увеличение сроков осуществления процедур может привести к переносу или смещению сроков выполнения работ, предусмотренных на каждом этапе реализации инвестиционного проекта, включающих:

• закупку сырья/материалов/объектов основных средств для осуществления инвестиционного проекта;

• выполнение строительно-монтажных работ (далее - СМР) по инвестиционному проекту. В соответствии с пунктом 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда должны быть указаны сроки начала и окончания выполнения работы или сроки завершения отдельных ее этапов, а также срок оплаты выполненных работ.

Поскольку объем закупок и выполнения СМР в денежной оценке отражается показателем капитальных вложений, переносятся или смещаются сроки осуществления капиталовложений в установленном СЗПК объеме.

1.1. Если в результате этого контрагентами (поставщиками сырья и материалов, включаемых в состав капитальных вложений, а также подрядчиками СМР) были взысканы неустойки с ОРП за нарушение договорных обязательств (связанных с переносом сроков

13 См. Бурдынюк О.Е. Причинно-следственная связь между действием (бездействием) причинителя вреда и наступившими последствиями в делах о взыскании убытков / Материалы межвузовской научно-практической конференции «Актуальные проблемы гражданского и административного судопроизводства» / под ред. С.В. Потапенко. Краснодар: Кубанский государственный университет, 2019. С. 168-172.

14 См. часть 1 статьи 15 ФЗ-69

15 См. часть 8 статьи 12 ФЗ-69.

16 См. части 2 и 3 статьи 9 ФЗ-69.

Причинно-следственные связи при нарушении стабилизационной оговорки

Таблица 2

Отрасль права (законодательство) ПРИЧИНЫ * СЛЕДСТВИЯ **

Применение в рамках СЗПК актов (решений), влекущих ухудшение условий ведения предпринимательской и (или) иной деятельности ОРП, в части Увеличение Установление дополнительных

сроков осуществления процедуры количества процедур размеров платежей в целях реализации инвестиционного проекта требований запретов

1 2 3 4 5 6 7

Таможенное изменения ставок вывозных таможенных пошлин 3 ***

Меры государственной поддержки изменения вступившего в силу решения о предоставлении субсидии 5

изменения вступившего в силу решения о предоставлении субсидии кредитору, предоставляющему льготный кредит ОРП, на основе договора, признанного связанным **** на момент заключения СЗПК 5

Земельное отмены основания возникновения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности 5

изменения порядка предоставления прав на земельный участок 1 2

изменения порядка определения цены продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности 3

отмены предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов 5

изменения порядка определения размера арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности 3

установления дополнительных обязанностей и уменьшения объема прав собственников земельных участков/землепользователей/землевладельцев/арендаторов земельных участков при их использовании 4 5

установления дополнительных оснований и изменения порядка реквизиции земельного участка, изъятия для государственных или муниципальных нужд, отчуждения, ограничения прав на землю 4

установления дополнительных обязанностей, уменьшения объема прав собственников земельных участков/землепользователей/землевладельцев/арендаторов земельных участков при их использовании в рамках осуществлении государственного мониторинга земель, земельного надзора, муниципального и общественного земельного контроля 4 5

Градостроител ьное установления дополнительных требований к землепользованию и застройке территорий 4

установления дополнительных административных процедур/увеличения их сроков/изменения порядка их проведения при выполнении следующих работ: инженерные изыскания, архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, снос объектов капитального строительства, подключение (технологическое присоединение) к инженерным сетям 1 2

изменения процедур подготовки документов территориального планирования, градостроительного регламента, документации по планировке территории 1 2 4

изменения процедур, связанных с особенностями осуществления градостроительной деятельности на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований 1 2 4

изменения порядка прохождения экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, в том числе достоверности определения сметной стоимости строительства, государственной экологической экспертизы проектной документации, историко-культурной экспертизы и порядка получения заключений таких экспертиз 1 2 4

изменения порядка выдачи разрешения на строительство, осуществления строительства/реконструкции/технического перевооружения/капитального ремонта, ввода объекта в эксплуатацию, изменения требований к эксплуатации зданий, сооружений 1 2 4

Экологическое, водное и лесное увеличения ставок платы, расширения объектов обложения для определения размера платы за негативное воздействие на окружающую среду 3

увеличения ставок платы, расширения объектов обложения для определения размера платы за пользование водными объектами 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

увеличения ставок сбора, расширения объектов обложения для определения размера экологического сбора 3

увеличения ставки платы за единицу объема лесных ресурсов 3

изменения порядка определения и общего размера арендной платы за использование лесного участка с изъятием лесных ресурсов на арендуемом лесном участке 3

* См. часть 3 статьи 9 ФЗ-69.

** См. часть 1 статьи 9 ФЗ-69.

*** Цифрами 1-5 в столбцах 3-7 пронумерованы причинно-следственные связи, возникающие между действием, указанным в столбце 2, и одним из результатов, перечисленных в столбцах 3-7. Нумерация будет использована в дальнейшем при оценке различных видов ущерба.

**** В соответствии с частью 1 статьи 14 ФЗ-69 связанным признается договор, направленный на содействие реализации инвестиционного проекта в рамках СЗПК, одной из сторон которого является ОРП (а именно договор о предоставлении субсидии, договор о предоставлении бюджетных инвестиций, кредитный договор, договор с регулируемой организацией).

гп

-о т 1э

выполнения обязательств контрагента по договору по вине ОРП), как на этом этапе реализации инвестиционного проекта, так и на всех последующих этапах, сумма реального ущерба ОРП (далее - РУОРП) составляет:

рУорп =(( - ПДО) H, (1)

i=1

где ПДО - предельно допустимое отклонение от параметров реализации инвестиционного проекта, установленное в СЗПК 17; Hi - взысканная неустойка.

1.2. Если в результате этого контрагенты (поставщики сырья и материалов, включаемых в состав капитальных вложений, подрядчики СМР) увеличили цены, предусмотренные в договоре с ОРП в результате переноса или смещения сроков оплаты по договору, то реальный ущерб РУОРП по каждому договору составляет:

РУорп = (Цф - Цд) Х (1 - ПДО), (2)

где Цф - фактическая цена оплаты контрагенту;

Цд - цена, зафиксированная в договоре с контрагентом.

2. В результате нарушения СО в части применения актов/решений (причина), увеличивающих количество процедур, необходимых для реализации инвестиционного проекта (следствие)

Увеличение количества процедур может привести к переносу или смещению сроков выполнения работ, предусмотренных на каждом этапе реализации инвестиционного проекта. В этом случае определение реального ущерба аналогично пункту 1 этого раздела. Кроме того, если увеличение количества процедур влечет повышение стоимости их оплаты (государственная пошлина и (или) установленный размер оплаты услуги), то РУОРП определяется следующим образом:

РУорп = (СУф - СУс) х (1 - ПДО), (3)

где СУф - сумма оплаты процедур в случае применения акта (решения), введенного после даты заключения СЗПК;

СУс - сумма оплаты процедур в случае применения акта (решения), действующего на дату заключения СЗПК.

3. В результате нарушения СО в части применения актов/решений (причина), увеличивающих размер платежей, взимаемых при реализации инвестиционного проекта (следствие)

Такими актами являются:

3.1. Увеличивающие размеры платежей в результате повышения: 1.1) размера ставки вывозных таможенных пошлин, действующих по состоянию на 1 октября 2022 года 18.

Размер реального ущерба определяется по формулам:

РУорп = ТС х (Тфп - О (4)

17 Пункт 3 части 8 статьи 10 ФЗ-69.

18 Пункт 1 части 3 статьи 9 ФЗ-69.

где ТС - таможенная стоимость продукции (товаров), созданной в процессе реализации инвестиционного проекта в рамках СЗПК, р.;

Тфп - ставка вывозных таможенных пошлин на соответствующую продукцию (товары), по которой проводился расчет таможенной пошлины, в процентах от таможенной стоимости;

Тсп - ставка вывозных таможенных пошлин на соответствующую продукцию (товары), действующая по состоянию на 1 октября 2022 года, в процентах от таможенной стоимости;

РУОРП = КТТ х (Тфр - (5)

где КТТ - количество экспортируемой продукции (товаров), созданной в процессе реализации инвестиционного проекта в рамках СЗПК, ед.;

Тфр - ставка вывозных таможенных пошлин на соответствующую продукцию (товары), по которой проводился расчет таможенной пошлины, р./ед.;

Тср - ставка вывозных таможенных пошлин на соответствующую продукцию (товары), действующая по состоянию на 1 октября 2022 года, в рублях за единицу продукции;

1.2) цены продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в результате изменения порядка ее определения 19. Размер реального ущерба определяется по формуле:

РУОРП = Пзп х (Цзф - Цвс^ (6)

где ПЗп - площадь продаваемого земельного участка, в сотках;

ЦЗф - цена за сотку на дату совершения сделки, р.;

ЦЗс - цена за сотку на дату заключения СЗПК, р.;

1.3) размера арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, в результате изменения порядка определения размера арендной платы 20. Размер реального ущерба определяется по формуле:

РУорп = ПзаX(( - Азс), (7)

I=1

где ПЗА - площадь арендуемого земельного участка, в сотках;

А31 - ставка арендной платы за сотку земли, применяемая в отчетном периоде;

А3с - ставка арендной платы за сотку земли на дату заключения СЗПК;

/ - отчетный период внесения арендной платы в соответствии с договором аренды (месяц, квартал и т. п.);

п - количество отчетных периодов внесения арендной платы в соответствии с договором аренды в течение периода действия СЗПК;

1.4) размера платежей за негативное воздействие на окружающую среду в результате расширения платежной базы (объектов обложения) 21. Размер реального ущерба определяется по формуле:

РУорп = СНс- Бнс), (8)

I=1

19 Подпункт «в» пункта 3 части 3 статьи 9 ФЗ-69.

20 Подпункт «д» пункта 3 части 3 статьи 9 ФЗ-69.

21 Пункт 4 части 3 статьи 9 ФЗ-69.

где СНс - ставка платы за негативное воздействие на окружающую среду, действующая на дату заключения СЗПК;

БН1 - платежная база для расчета платежей за негативное воздействие на окружающую среду, применяемая в отчетном периоде;

БНс - платежная база для расчета платежей за негативное воздействие на окружающую среду, определяемая на дату заключения СЗПК;

/ - отчетный период внесения платежей за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с законодательством (месяц, квартал и т. п.);

п - количество отчетных периодов внесения платежей за негативное воздействие на окружающую среду в течение периода действия СЗПК;

1.5) размера платежей за пользование водными объектами в результате расширения платежной базы (объектов обложения) 22. Размер реального ущерба определяется по формуле:

РУорп = Свс X (БВ1 - Бвс), (9)

I=1

где СВс - ставка платы за пользование водными объектами, действующая на дату заключения СЗПК;

Б№ - платежная база для расчета платежей за пользование водными объектами, применяемая в отчетном периоде;

БВс - платежная база для расчета платежей за пользование водными объектами, определяемая на дату заключения СЗПК;

/ - отчетный период внесения платежей за пользование водными объектами в соответствии с законодательством (месяц, квартал и т. п.);

п - количество отчетных периодов внесения платежей за пользование водными объектами в течение периода действия СЗПК;

1.6) размера экологического сбора в результате расширения платежной базы (объектов обложения) 23. Размер реального ущерба определяется по формуле:

РУорп = СэсХ(( - Бэс), (10)

I=1

где СЭс - ставка экологического сбора, действующая на дату заключения СЗПК;

БЭ1 - платежная база для расчета экологического сбора, применяемая в течение отчетного периода;

БЭс - платежная база для расчета экологического сбора, определяемая на дату заключения СЗПК;

/ - отчетный период уплаты экологического сбора в соответствии с законодательством (месяц, квартал и т. п.);

п - количество отчетных периодов уплаты экологического сбора в течение периода действия СЗПК;

1.7) размера арендной платы за лесной участок в результате изменения порядка опре-

22 Пункт 4 части 3 статьи 9 ФЗ-69.

23 Пункт 4 части 3 статьи 9 ФЗ-69.

деления и общего размера арендной платы 24. Размер реального ущерба определяется по формуле:

РУорп = АЛс 2 (БЛ1 - БЛс), (11)

I=1

где АЛс - ставка арендной платы за лесной участок, действующая на дату заключения СЗПК;

БЛ1 - платежная база для расчета арендной платы за лесной участок, применяемая в отчетном периоде;

БЛс - платежная база для расчета арендной платы за лесной участок, определяемая на дату заключения СЗПК;

/ - отчетный период внесения арендной платы за лесной участок в соответствии с договором аренды (месяц, квартал и т. п.);

п - количество отчетных периодов внесения арендной платы за лесной участок в соответствии с договором аренды в течение периода действия СЗПК.

3.2. Увеличивающие размеры платежей на величину больше значения инфляции в результате повышения ставки платы (сбора) 25:

2.1) за негативное воздействие на окружающую среду 26. Размер реального ущерба определяется по формуле:

РУорп = БНс 2 (( - Снс X И,), (12)

I=1

где Сн - ставка платы за негативное воздействие на окружающую среду, действующая в отчетном периоде;

И 1 - значение инфляции в отчетном периоде;

/ - отчетный период внесения платежей за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с законодательством (месяц, квартал и т. п.);

п - количество отчетных периодов внесения платежей за негативное воздействие на окружающую среду в течение периода действия СЗПК;

2.2) за пользование водными объектами 27. Размер реального ущерба определяется следующим образом:

РУорп = БВс2(( -XИ,), (13)

I=1

где С№ - ставка платы за пользование водными объектами, действующая в отчетном периоде;

/ - отчетный период внесения платежей за пользование водными объектами в соответствии с законодательством (месяц, квартал и т. п.);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

п - количество отчетных периодов внесения платежей за пользование водными объектами в течение периода действия СЗПК;

24 Пункт 5 части 3 статьи 9 ФЗ-69.

25 Пункт 4 части 2 статьи 9 ФЗ-69.

26 Пункт 4 части 3 статьи 9 ФЗ-69.

27 Пункт 4 части 3 статьи 9 ФЗ-69.

2.3) экологического сбора 28. Размер реального ущерба определяется так:

РУорп = Бэс X (( - Сэс х И,), (14)

I=1

где 0Э1 - ставка экологического сбора, действующая в отчетном периоде; / - отчетный период уплаты экологического сбора в соответствии с законодательством (месяц, квартал и т. п.);

п - количество отчетных периодов уплаты экологического сбора в течение периода действия СЗПК;

2.4) за изъятие лесных ресурсов на арендуемом лесном участке 29. Размер реального ущерба определяется по формуле:

РУорп = БИс X ( - 0Лс х И,), (15)

I=1

где БИс - платежная база для расчета платежей за изъятие лесных ресурсов на арендуемом лесном участке, определяемая на дату заключения СЗПК;

СЛ - ставка платы за единицу объема лесных ресурсов, действующая в отчетном периоде;

СЛс - ставка платы за единицу объема лесных ресурсов, действующая на дату заключения СЗПК;

/ - отчетный период внесения платежей за изъятие лесных ресурсов на арендуемом лесном участке в соответствии с договором аренды (месяц, квартал и т. п.);

п - количество отчетных периодов внесения платежей за изъятие лесных ресурсов на арендуемом лесном участке в течение периода действия СЗПК.

4. В результате нарушения СО в части применения актов/решений (причина), устанавливающих дополнительные требования (в том числе предоставление дополнительных документов) к условиям реализации инвестиционного проекта (следствие)

Установление дополнительных требований к условиям реализации инвестиционного проекта может привести к увеличению:

• сроков осуществления процедур, необходимых для реализации инвестиционного проекта. В этом случае определение реального ущерба осуществляется в соответствии с порядком, изложенным в пункте 1 этого раздела;

• количества процедур, необходимых для реализации инвестиционного проекта. В этом случае определение реального ущерба осуществляется в соответствии с порядком, изложенным в пункте 2 этого раздела.

5. В результате нарушения СО в части применения актов/решений (причина), устанавливающих дополнительные запреты, препятствующие реализации инвестиционного проекта (следствие)

Такими запретами могут быть:

5.1. Отмена основания возникновения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Основаниями возникновения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности,

28 Пункт 4 части 3 статьи 9 ФЗ-69.

29 Пункт 5 части 3 статьи 9 ФЗ-69.

в соответствии со статьей 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее -ЗК РФ)30 являются:

1.1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставления земельного участка:

• в собственность бесплатно (ст. 39.5 ЗК РФ);

• в постоянное (бессрочное) пользование (ст. 39.9 ЗК РФ);

1.2) договор купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату на торгах и без проведения торгов (по договору купли-продажи) (ст. 39.3 ЗК РФ);

1.3) договор аренды в случае предоставления земельного участка в аренду на торгах и без проведения торгов (ст. 39.6 ЗК РФ);

1.4) договор безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование (ст. 39.10 ЗК РФ).

Основание возникновения у ОРП прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, непосредственно учитывается при формировании этапов реализации инвестиционного проекта, объемов капитальных вложений, а также сроков осуществления иных мероприятий, определенных в СЗПК.

В случае принятия акта (решения), отменяющего основания возникновения прав на земельные участки, ОРП вынуждена искать альтернативный вариант (основание) возникновения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для реализации инвестиционного проекта. В результате это может привести к увеличению:

• сроков осуществления процедур, необходимых для реализации инвестиционного проекта. В этом случае определение реального ущерба осуществляется в соответствии с порядком, изложенным в пункте 2.6 настоящего раздела;

• количества процедур, необходимых для реализации инвестиционного проекта. В этом случае определение реального ущерба осуществляется в соответствии с порядком, изложенным в пункте 2.7 настоящего раздела.

Кроме того, реальный ущерб может возникнуть в результате дополнительных затрат, связанных со сменой основания для получения прав ОРП на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. В этом случае размер реального ущерба составляет:

РУорп = 3 - 3} - (1 - ПДО), (16)

где Зф - затраты на получение прав ОРП на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, приобретенные для реализации инвестиционного проекта;

Зс - затраты на получение прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, которые ОРП могла понести в результате реализации основания возникновения прав на земельные участки, действовавшие на дату заключения СЗПК.

5.2. Уменьшение (ограничение) объема прав собственников земельных участков/землепользователей/землевладельцев/арендаторов земельных участков, возникающих:

2.1) при использовании земельных участков (ст. 56 ЗК РФ). Порядок возмещения убытков, причиненных в результате нарушения прав собственников земельных участков/зем-

30 Ш1_: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_33773/

лепользователей/землевладельцев/арендаторов земельных участков, установлен в статье 62 ЗК РФ;

2.2) при использовании земельных участков в рамках осуществления:

2.2.1) государственного мониторинга земель (ст. 67 ЗК РФ). Порядок осуществления государственного мониторинга земель, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, утвержден приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 22 июля 2021 года № П/0315 (далее - Порядок 0315). В соответствии с ЗК РФ и Порядком 0315 результатом осуществления мониторинга не является принятие мер по возбуждению процесса ограничения объема прав на земельные участки;

2.2.2) земельного надзора (ст. 71 ЗК РФ), муниципального и общественного земельного контроля (ст. 72 и 72.1 ЗК РФ), результатом проведения которых являются:

• выдача предписания ОРП об устранении выявленных нарушений, указание разумных сроков их устранения, о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;

• направление в соответствующий государственный орган информации о наличии со стороны ОРП признаков преступления или административного правонарушения.

В этом случае размер реального ущерба составляет величину затрат на выполнение ОРП предписаний органов государственного земельного надзора, муниципального и общественного земельного контроля, предмет которых введен нормативными актами (решениям), регламентирующими их деятельность, после заключения СЗПК.

5.3. Изменение вступившего в силу решения о предоставлении меры государственной поддержки, влекущее за собой изменение сроков и (или) объемов ее предоставления 31, а именно:

3.1) предоставление субсидий.

В настоящее время порядок расчета субсидий в рамках СЗПК определен постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2020 года № 1599.

В случае принятия нормативного акта (решения), сокращающего объем и срок предоставления субсидии, размер реального ущерба ОРП будет составлять:

РУОРП = Сс - С,, (17)

где Сс - размер субсидии, рассчитанный на основе нормативного акта (решения), действовавшего на дату заключения СЗПК;

Сф - размер субсидии, фактически полученный в рамках реализации СЗПК;

3.2) предоставление бюджетных инвестиций.

Бюджетные инвестиции (полученные из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также от организации с публичным участием с казначейским сопровождением) 32 не входят в состав капиталовложений, объем которых является критерием для заключения СЗПК. Однако объем капитальных вложений для реализации инвестиционного проекта может быть больше. В этом случае государство может поддержать ОРП посредством предоставления бюджетных инвестиций. В случае нарушения сроков и объемов предоставления бюджетных инвестиций ОРП вынуждена привлекать дополнительные (альтернативные) источники финансирования. В связи с этим реальный ущерб ОРП будет заключаться в осуществлении затрат на привлечение альтернативных источников финансирования в течение срока СЗПК, равного сроку предоставления меры государственной

31 Пункт 2 части 3 статьи 9, пункт 1 части 3 статьи 14 ФЗ-69.

32 Подпункты «б» и «в» пункта 5 части 1 статьи 2 ФЗ-69.

поддержки 33. Такими затратами могут быть проценты по заемным средствам, дивиденды по акциям, сумма арендных (лизинговых) платежей 34.

Обоснование предложенных подходов к оценке реального ущерба ОРП в

результате нарушения СО

Предложенные подходы основаны на положениях ГК РФ, а также правоприменительной практике, а именно на следующих положениях:

• определение реального ущерба осуществляется конкретным методом расчета 35 - в виде разницы между фактическими затратами и затратами, которые должны быть произведены ОРП на дату нарушения стабилизационной оговорки (в частности, между ценой договора и фактической ценой сделки), что соответствует положениям статей 393.1 и 524 ГК РФ. Это ставит ОРП в то же положение, в котором бы она находилась, если бы обязательство было выполнено надлежащим образом (ст. 393 ГК РФ);

• при определении реального ущерба фактическая цена сделки определяется ОРП по разумной цене и в разумные сроки, поскольку ОРП не заинтересована в «затягивании» проведения замещающей сделки с целью увеличения суммы реального ущерба. Дело в том, что возмещение реального ущерба осуществляется не ранее года, следующего за годом принятия решения о возмещении, которое, в свою очередь, может быть только после завершения капитальных вложений, требуемой государственной регистрации и введения объектов в эксплуатацию. В связи с этим ОРП больше заинтересована в минимизации денежных оттоков и сокращении сроков реализации инвестиционного проекта;

• в качестве реального ущерба могут учитываться суммы неустоек, уплаченные ОРП контрагентам в результате нарушения договорных обязательств при установлении причинно-следственной связи с нарушением СО 36;

• расчет реального ущерба в рамках земельного и градостроительного законодательства должен осуществляться посредством агрегации всех расходов ОРП, которые она осуществила в результате нарушения СО 37 со стороны ППО;

• расчет размера реального ущерба основан на наличии разумной степени достоверности - наличии у ОРП перечня подтверждающих первичных документов.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации : Федеральный закон от 1 апреля 2020 года № 69-ФЗ : в редакции Федерального закона от 28 июня 2022 года № 226-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_349045/

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) : Федеральный закон от

33 Пункт 3 части 2 статьи 9 ФЗ-69.

34 Подробнее см. Голышева А.В., Голышев В.Г., Попов С.В. Возмещение убытков как способ защиты прав участников гражданского оборота // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. 2019. № 4. С. 137-144.

35 См. Цидаев А.С, Газзаева М.Т. Проблемные вопросы возмещения и определения состава убытков / Корпоративный юрист: магистерская научная школа. Сборник статей. Владикавказ, 2021. Выпуск № 2. С. 166172.

36 См. Темникова М.А., Васильева Т.А. Возмещение убытков как форма ответственности сторон за нарушение договора // Вестник Омской юридической академии. 2016. № 3 (32). С. 28-34.

37 См. Мамаева О.А., Бочаров А.Ю. Методические и практические вопросы определения ущерба и упущенной выгоды в судебных экспертизах / В сборнике «Традиции и инновации в строительстве и архитектуре. Строительство и строительные технологии». Самара, 2022. С. 976-987.

30 ноября 1994 года № 51-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы «Консультант-Плюс».

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) : Федеральный закон от 26 января 1996 года № 14-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы «Консультант-Плюс».

4. Белых В. С. Возмещение убытков как средство защиты по праву Англии и России // Экономическое правосудие в Уральском округе. 2019. № 3. С. 58-74.

5. Бочаров А. Н. Правовая категория ущерба в свете новелл главы II ГК РФ // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2016. № 1 (68). С. 80-82.

6. Мирзоян Н. В. Проблемы оценки реального ущерба в России // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2018. № 10 (205). С. 41-49.

7. Гоибанов В. П. Осуществление и защита гражданских прав. М. : Статут, 2000. 411 с.

8. Жученко С. П. Убытки: зарубежные подходы и отечественная практика // В сборнике статей «Защита гражданских прав: избранные аспекты» / Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина. Серия: Анализ современного права. М. : ООО «Издательство «СТАТУТ», 2017. С. 104-161.

9. Лисицкая М. В. Возмещение убытков как способ защиты прав предпринимателей при нарушении договора // Сборник избранных статей Всероссийских (национальных) научно-практических конференций ГНИИ «Нацразвитие». СПб. : ГНИИ «Нацразвитие», 2021. С. 54-56.

10. Бурдынюк О. Е. Причинно-следственная связь между действием (бездействием) причинителя вреда и наступившими последствиями в делах о взыскании убытков / Материалы межвузовской научно-практической конференции «Актуальные проблемы гражданского и административного судопроизводства» / под ред. С. В. Потапенко. Краснодар : Кубанский государственный университет, 2019. С. 168-172.

11. Земельный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 25 октября 2001 года № 136-Ф3 : в редакции от 14 июля 2022 года. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_33773/

12. Об утверждении Порядка осуществления государственного мониторинга земель, за исключением земель сельскохозяйственного назначения : приказ Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 22 июля 2021 года № П/0315. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

13. О порядке предоставления из федерального бюджета субсидий юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений, государственных (муниципальных) предприятий) на возмещение затрат на создание (строительство), модернизацию и (или) реконструкцию обеспечивающей и (или) сопутствующей инфраструктур, необходимых для реализации инвестиционного проекта, в отношении которого заключено соглашение о защите и поощрении капиталовложений, а также затрат на уплату процентов по кредитам и займам, купонных платежей по облигационным займам, привлеченным на указанные цели, и определения объема возмещения указанных затрат : постановление Правительства Российской Федерации от 3 октября 2020 года № 1599. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_349045/

14. Голышева А. В., Голышев В. Г., Попов С. В. Возмещение убытков как способ защиты прав участников гражданского оборота // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. 2019. № 4. С. 137-144.

15. Цидаев А. С., Газзаева М. Т. Проблемные вопросы возмещения и определения состава убытков / Корпоративный юрист: магистерская научная школа : сборник статей. Вла-

дикавказ, 2021. Выпуск № 2. С. 166-172.

16. Темникова М. А, Васильева Т. А. Возмещение убытков как форма ответственности сторон за нарушение договора // Вестник Омской юридической академии. 2016. № 3 (32). С.28-34.

17. Мамаева О. А, Бочаров А. Ю. Методические и практические вопросы определения ущерба и упущенной выгоды в судебных экспертизах / В сборнике «Традиции и инновации в строительстве и архитектуре. Строительство и строительные технологии». Самара, 2022. С. 976-987.

Об аналогах ценных бумаг, которые можно будет купить на специализированной инвестиционной платформе, порталу ЕРЗ.РФ сообщила пресс-служба ГК Самолет. Цифровые метры (токены на недвижимость, ЦФА - цифровые финансовые активы) второй застройщик России планирует продавать на платформе «Атомайз», включенной ЦБ в реестр операторов информационных систем. Это первое подобное предложение на рынке недвижимости России. Еще в декабре прошлого года компания делилась своими планами в развитии цифрового инструмента с «Известиями». Как видим, сегодня эти планы становятся реальностью.

Основной интерес к инструменту, прогнозируют эксперты компании, возникнет у широкого круга инвесторов. У цифровых метров гораздо меньший входной порог и выше гибкость в использовании при ликвидности, аналогичной приобретению квартиры по ДДУ с целью инвестирования средств. Инвестируя любую сумму свыше 50 тыс. руб., можно купить даже десятичное количество цифровых квадратных метров. Кроме того, экономится время на юридическое оформление сделки, поиск покупателя. «Мы считаем существенным преимуществом для инвесторов тот факт, что продажа токенизируемой недвижимости будет производиться по цене первичного рынка», - подчеркнул коммерческий директор ГК Самолет Кирилл Храпов. Он пояснил, что все полученные денежные средства от продажи распределяются инвесторам. По мере готовности объекта, наполнения его инфраструктурой стоимость метров растет. «Оставить заявку на продажу или покупку ЦФА, в том числе частично, можно в любой момент», - добавил топ-менеджер девелоперской группы. Инвесторы, предварительно оставившие заявку на покупку цифровых метров на сайте ГК Самолет, регистрируются на сайте инвестиционной платформы и переводят денежные средства в оплату выпускаемых цифровых метров. По окончании строительства объект вводят в эксплуатацию и продают. Все полученные денежные средства от продажи недвижимости распределяются инвесторам.

Проведенный РБК опрос специалистов, работающих в сфере недвижимости, показал, что оценки новшества разнятся.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Вариант с новостройками может сработать и привлечь инвесторов, - считает Надежда Коркка, управляющий партнер компании Метриум, - так как это более понятный и предсказуемый актив, чем криптовалюта». Продажа токенов, по ее мнению, может поддержать строительный рынок в условиях сокращающегося спроса. «Данная мера позволит застройщикам привлечь деньги не только конечных покупателей квартир, но и инвесторов», - резюмировала Коркка.

Однако те, кто уже достаточно глубоко погружен в мир криптовалюты, привыкли к более высокой доходности, возражает председатель совета директоров компании БЕСТ-Новострой Ирина Доброхотова. Здесь же «стадия готовности, - уточняет она, - может дать рост до 25-30% в зависимости от цикла инвестирования, то есть 2,5-3 года».

* * *

ОЕРЗ

Единый ресурс

застройщиков

ГК САМОЛЕТ ЗАПУСТИЛА ТОКЕНЫ НА НЕДВИЖИМОСТЬ ДЛЯ ИНВЕСТИРОВАНИЯ В ЦИФРОВЫЕ КВАДРАТНЫЕ МЕТРЫ: ПОДРОБНОСТИ

Окончание на с. 106

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.