Научная статья на тему 'ОЦЕНКА РЕАЛЬНОГО УЩЕРБА, ПОНЕСЕННОГО УЧАСТНИКАМИ СОГЛАШЕНИЯ О ЗАЩИТЕ И ПООЩРЕНИИ КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЙ'

ОЦЕНКА РЕАЛЬНОГО УЩЕРБА, ПОНЕСЕННОГО УЧАСТНИКАМИ СОГЛАШЕНИЯ О ЗАЩИТЕ И ПООЩРЕНИИ КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
85
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СОГЛАШЕНИЕ О ЗАЩИТЕ И ПООЩРЕНИИ КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЙ / СТАБИЛИЗАЦИОННАЯ ОГОВОРКА / РЕАЛЬНЫЙ УЩЕРБ ОРГАНИЗАЦИИ / УЩЕРБ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тютюкина Елена Борисовна, Седаш Татьяна Николаевна

Предмет исследования - финансовая ответственность публично-правового образования перед организацией, реализующей инвестиционный проект, которые являются сторонами соглашения о защите и поощрении капиталовложений, в случае нарушения стабилизационной оговорки. Цель работы - разработка методических подходов к определению реального ущерба (включая обоснование и формулы расчета), возникающего по различным негативным основаниям деятельности организации, реализующей проект. Сделаны выводы о том, что реальный ущерб организации, реализующей проект, при нарушении стабилизационной оговорки заключается во взыскании расходов на восстановление нарушенного права. Такими расходами являются разница между фактической и предполагаемой ценой приобретения товаров (работ, услуг); различие в стоимости оплаты процедур; уплата санкций третьим лицам за нарушение условий заключенных договоров; рост суммы платежей; плата за негативное воздействие на окружающую среду и пользование водными объектами; дополнительные затраты, возникшие в связи со сменой основания получение прав организации, реализующий проект, на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, а также уменьшением/ограничением объема прав собственников земельных участков/землепользователей/землевладельцев/арендаторов земельных участков и изменением сроков и объемов предоставления мер государственной поддержки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE REAL DAMAGE SUFFERED BY THE PARTIES TO THE AGREEMENT ON THE PROTECTION AND PROMOTION OF INVESTMENTS

The subject of the study is the financial responsibility of a public legal entity to an organization implementing an investment project, which are parties to an agreement on the protection and promotion of investments, in case of violation of the stabilization clause. The purpose of the work is to develop methodological approaches to determining the real damage (including justification and calculation formulas) arising from various deteriorating conditions of the organization implementing the project. Conclusions are drawn that the real damage to the organization implementing the project, in case of violation of the stabilization clause, is to recover the costs of restoring the violated right. Such expenses are the difference between the actual and estimated purchase price of goods (works, services); the difference in the cost of payment for procedures, as well as the payment of sanctions to third parties for violating the terms of concluded contracts (in case of an increase in the time and number of procedures, the establishment of additional requirements and prohibitions to the conditions of implementation of the investment project); an increase in the amount of payments (as a result of an increase in the rate of export customs duties, the sale price and the amount of rent for land plots owned by the state and municipal property); fees for negative environmental impact and use of water bodies; additional costs (incurred in connection with the change of the basis for obtaining the rights of the organization implementing the project to land plots that are in state or municipal ownership, as well as reducing / limiting the scope of rights of land owners /land users /landowners /tenants of land plots and changing the timing and scope of state support measures).

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА РЕАЛЬНОГО УЩЕРБА, ПОНЕСЕННОГО УЧАСТНИКАМИ СОГЛАШЕНИЯ О ЗАЩИТЕ И ПООЩРЕНИИ КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЙ»

право / law

(cc)

DOI: 10.26794/1999-849X-2023-16-1-163-172 УДК 336.531.2(045) JEL О16, Р43

Оценка реального ущерба, понесенного участниками соглашения о защите и поощрении капиталовложений

Предмет исследования — финансовая ответственность публично-правового образования перед организацией, реализующей инвестиционный проект, которые являются сторонами соглашения о защите и поощрении капиталовложений, в случае нарушения стабилизационной оговорки. Цель работы — разработка методических подходов к определению реального ущерба (включая обоснование и формулы расчета), возникающего по различным негативным основаниям деятельности организации, реализующей проект. Сделаны выводы о том, что реальный ущерб организации, реализующей проект, при нарушении стабилизационной оговорки заключается во взыскании расходов на восстановление нарушенного права. Такими расходами являются разница между фактической и предполагаемой ценой приобретения товаров (работ, услуг); различие в стоимости оплаты процедур; уплата санкций третьим лицам за нарушение условий заключенных договоров; рост суммы платежей; плата за негативное воздействие на окружающую среду и пользование водными объектами; дополнительные затраты, возникшие в связи со сменой основания получение прав организации, реализующий проект, на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, а также уменьшением/ограничением объема прав собственников земельных участков/землепользователей/землевладельцев/арендаторов земельных участков и изменением сроков и объемов предоставления мер государственной поддержки.

Ключевые слова: соглашение о защите и поощрении капиталовложений; стабилизационная оговорка; реальный ущерб организации; ущерб организации

Для цитирования: Тютюкина Е. Б., Седаш Т. Н. Оценка реального ущерба, понесенного участниками соглашения о защите и поощрении капиталовложений. Экономика. Налоги. Право. 2023;16(1):163-172. DOi: 10.26794/1999-849x^023-16-1-163-172

Assessment of the Real Damage suffered by the Parties to the agreement on the Protection and Promotion of investments

The subject of the study is the financial responsibility of a public legal entity to an organization implementing an investment project, which are parties to an agreement on the protection and promotion of investments, in case of violation of the stabilization clause. The purpose of the work is to develop methodological approaches to determining the real damage (including justification and calculation formulas) arising from various deteriorating conditions of the organization implementing the project. Conclusions are drawn that the real damage to the organization implementing the project, in case of violation of the stabilization clause, is to recover the costs of restoring the violated right. Such expenses are the difference between the actual and estimated purchase price of goods (works, services); the difference in the cost of payment for procedures, as well as the payment of sanctions to third parties for violating the terms of concluded contracts (in case of an increase in the time and number of procedures, the establishment of additional requirements and prohibitions to the conditions of implementation of the investment project); an increase in the amount of payments (as a result of an increase in the rate of export customs duties, the sale price and the amount of rent for land plots owned by the state and municipal property); fees for negative environmental impact and use of water bodies; additional costs (incurred in connection with the change of the basis for obtaining the rights of the organization implementing the

© Тютюкина Е. Б., Седаш Т. Н., 2023

Е. Б. Тютюкина, Т. Н. Седаш

Финансовый университет, Москва, Россия

АННОТАЦИЯ

E. B. Tyutyukina, Т. N. sedash

Financial University, Moscow, Russia

abstract

www.etl.fa.ru

project to Land plots that are in state or municipal ownership, as well as reducing / limiting the scope of rights of land owners /land users /landowners /tenants of land plots and changing the timing and scope of state support measures). Keywords: agreement on the protection and promotion of investments; stabilization clause; real damage to the organization; damage to the organization

For citation: Tyutyukina E. B., sedash T.N. Assessment of the real damage suffered by the parties to the agreement on the protection and promotion of investments. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economics, taxes & law. 2023;16(1):163-172. (in Russ.). Doi: 10.26794/1999-849x-2023-16-1-163-172

введение

Федеральный закон от 01.04.2020 № 69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации» (далее — Закон № 69-ФЗ) был принят для поддержки крупных частных инвесторов при реализации ими новых инвестиционных проектов путем заключения соглашения о защите и поощрении капиталовложений (далее — СЗПК).

Предметом СЗПК являются правовые и экономические отношения, получившие название «стабилизационная оговорка», которые возникают в связи с неприменением в отношении организации, реализующей проект (далее — ОРП), актов/решений органов государственной власти и местного самоуправления, ухудшающих условия ведения предпринимательской/ иной деятельности по реализации инвестиционного проекта, если их сравнивать с условиями, определенными на момент заключения СЗПК. В случае нарушения стабилизационной оговорки со стороны публично-правового образования (далее — ППО)1 у ОРП может возникать реальный ущерб, возмещение которого она вправе требовать2.

Следует отметить, что еще при обсуждении проекта Закона № 69-ФЗ и поправок в него высказывались различные мнения относительно сути стабилизационной оговорки, гарантирующей ОРП стабильность налоговых и неналоговых платежей, тарифной политики, но никак не постоянство цен, что не соответствует рыночной экономике3.

В ст. 6 Закона № 69-ФЗ заявлено, что методика определения реального ущерба, подлежащего возмещению ОРП со стороны ППО, должна быть разработана Правительством РФ, что до настоящего времени не сделано.

Согласно нормам Закона № 69-ФЗ ОРП может претендовать на возмещение реального ущерба при следующих условиях4:

1 Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.

2 Часть 3 ст. 12 Закона № 69-ФЗ.

3 URL: https://www.vedomosti.ru/economics/ artides/2021/12/16/900926-regionam-mogut-dat-pravo-szpk.

4 Подпункты 1-4 ч. 3 ст. 12 Закона № 69-ФЗ.

• ОРП осуществила объем капиталовложений в соответствии с СЗПК;

• все возникшие в результате реализации СЗРК имущественные права, в том числе результаты интеллектуальной деятельности, требующие оформления в порядке, установленным государством, зарегистрированы, а объекты недвижимости введены в эксплуатацию;

• ОРП не позднее одного года с момента нарушения сообщила о случившемся уполномоченному органу, с которым заключено СЗПК от имени ППО;

• у ОРП отсутствует задолженность по уплате обязательных платежей, возникших в связи с реализацией инвестиционного проекта, в бюджеты ППО, являющихся сторонами СЗПК, а именно5: налога на прибыль организации, налога на имущество организации, НДС (в сумме, подлежащей к уплате), земельного налога, ввозных таможенных пошлин;

• объем реального ущерба в совокупности с объемом возмещаемых затрат6 не превышает обязательные платежи, уплачиваемые в связи с реализацией инвестиционного проекта, в бюджеты того ППО, которое является стороной СЗПК7.

Таким образом, суть возмещения реального ущерба, понесенного участником СЗПК в лице ОРП, заключается в возврате ранее уплаченных сумм платежей, осуществленных в связи с реализацией инвестиционного проекта.

понятие реального ущерба в правоприменительной практике

Понятие «реальный ущерб» в Законе № 69-ФЗ трактуется как документально подтвержденные и фактически понесенные расходы вследствие нарушения условий стабилизационной оговорки8.

5 Часть 8 ст. 12 Закона № 69-ФЗ.

6 Часть.1 ст. 15 Закона № 69-ФЗ

7 Часть 8 ст. 12 Закона № 69-ФЗ.

8 Часть. 7 ст. 12 Закона № 69-ФЗ.

Таблица 1 / Table 1

Предмет стабилизационной оговорки / subject of the stabilization clause

Акты (решения), являющиеся предметом стабилизационной оговорки / Acts (decisions) that are the subject of the stabilization clause

Статус актов (решений) / status of acts (decisions) Отнесение актов (решений) к отрасли права / attribution of acts (decisions) to the law

Федеральные законы / Federal laws Таможенное законодательство

Иные нормативные правовые акты Российской Федерации / Other regulatory legal acts of the Russian Federation Меры господдержки

Иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации / Other regulatory legal acts of the subjects of the Russian Federation Земельное законодательство

Муниципальные правовые акты / Municipal legal acts Градостроительное законодательство

Экологическое, водное и лесное законодательство

Источник/Source: разработано авторами / compiled by the authors.

В соответствии с общими нормами права9 под реальным ущербом понимаются расходы, которые лицо понесло или должно будет понести для восстановления своих нарушенных прав, а также компенсации утраты или повреждений его имущества. Таким образом, восстановление реального ущерба касается не только имущества, но и нарушенных прав.

В соответствии с разъяснениями Верховного суда Российской Федерации10 принципами определения реального ущерба являются:

1) выполнение ОРП (истцом) обязательства по установлению11:

• уполномоченного органа ППО (ответчика), в результате действия (бездействия) которого возник реальный ущерб;

• факта нарушения СЗПК, результатом которого стало возникновение реального ущерба;

2) установление размера реального ущерба с разумной степенью достоверности12 на основе принципов справедливости и соразмерности.

В соответствии с нормативно-правовыми актами обычно выделяют восемь укрупненных групп объектов ущерба13 [1].

9 Ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).

10 Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

11 П. 2 ст. 15 ГК РФ.

12 П. 1 ст. 15 ГК РФ.

13 В том числе нежилые здания, помещения, сооружения;

машины, транспортные средства, оборудование; матери-

определение реального ущерба орп в результате нарушения стабилизационной оговорки

Акты (решения), являющиеся предметом стабилизационной оговорки при заключении СЗПК, представлены в табл. 1.

Последствиями нарушения стабилизационной оговорки для ОРП могут быть:

1) увеличение сроков осуществления процедур, необходимых для реализации инвестиционного проекта. Это обуславливает перенос или смещение сроков выполнения работ, предусмотренных на каждом этапе реализации инвестиционного проекта, включающих:

• закупку сырья/материалов/объектов основных средств для реализации инвестиционного проекта;

• выполнение строительно-монтажных работ по инвестиционному проекту.

В соответствии с п. 1 ст. 708 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) в договоре подряда должны быть указаны сроки начала и окончания выполнения работ или сроки завершения отдельных этапов работ, а также срок оплаты выполненных работ.

Поскольку объем закупок и выполнения работ в денежной оценке отражается показателем капитальных вложений, перенос или смещение сроков их реализации осуществляются в установленном СЗПК объеме.

Таким образом, в результате неисполнения стабилизационной оговорки нарушаются права ОРП на осуществление капитальных вложений в установленные

ально-производственные запасы; объекты интеллектуальной собственности и др.

сроки. В этом случае в соответствии с п. 2 ст. 15 ГК РФ контрагенты, не получившие товары (работы, услуг) по стоимости, заявленной в договоре, фактически не понесли реального ущерба и не упустили выгоду. Однако они имеют право на взыскание расходов на восстановление нарушенного права, а именно разницы между фактической и предполагаемой ценой приобретения [2, 3], а также расходов по уплате санкций третьим лицам за нарушение условий заключенных договоров [4].

Оценка реального ущерба, понесенного вследствие увеличения сроков осуществления процедур, представлена в табл. 2.

2) увеличение количества процедур, необходимых для реализации инвестиционного проекта, последствиями которого может быть перенос или смещение сроков выполнения работ, предусмотренных для выполнения на каждом этапе реализации инвестиционного проекта.

Реальный ущерб определяется в данном случае аналогично расчету реального ущерба в результате увеличения сроков осуществления процедур.

Кроме того, если увеличение количества процедур влечет повышение стоимости их оплаты [госпошлина и (или) установленный размер оплаты услуги], размер ущерба (РУОРП) устанавливается следующим образом:

РУоРП = (СУфакт - СУсзпк ) х (1 - ПДО) (3)

где: СУфакт — сумма оплаты процедур в случае применения акта (решения), введенного после даты заключения СЗПК; СУСЗПК — сумма оплаты процедур в случае применения акта (решения), действующего на дату заключения СЗПК; ПДО — предельно допустимое отклонение от параметров реализации инвестиционного проекта, установленное в СЗПК.

Реальный ущерб в данном случае может рассчитываться ОРП только в течение трех лет со дня вступления в силу принятых изменений в период действия СЗПК;

3) увеличение размера платежей, взимаемых при реализации инвестиционного проекта, в результате:

• повышения размера ставки/цены/платы/сбора. Порядок расчета суммы реального ущерба представлен в табл. 3;

• увеличения размера ставки/цены/платы/сбора на величину, которая больше значения инфляции14. Порядок расчета суммы реального ущерба в данном случае представлен в табл. 4.

4) предъявление дополнительных требований (в том числе предоставление дополнительных документов) к условиям реализации инвестиционного проекта, последствиями которых может быть увеличение сроков и количества осуществления процедур, необходимых для реализации инвестиционного проекта. Расчет реального ущерба в данных случаях рассмотрен выше;

5) установление дополнительных запретов, препятствующих реализации инвестиционного проекта. Такими запретами могут быть:

а) отмена основания возникновения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.

Основание возникновения у ОРП прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности15, учитывается при формировании этапов реализации инвестиционного проекта, объемов капитальных вложений, а также сроков осуществления иных мероприятий, определенных в СЗПК.

В случае принятия акта (решения), отменяющего основания возникновения прав на земельные участки, ОРП должна искать альтернативный вариант (основание) возникновения прав на земельные участки. В результате это может привести к увлечению сроков и количества выполнения процедур, необходимых для реализации инвестиционного проекта (оценка реального ущерба рассмотрена выше); возникновению дополнительных затрат, связанных со сменой основания получения прав ОРП на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.

Размер реального ущерба в данном случае составляет:

РУОРП = (ЗВПЗУ факт ЗВПЗУсзпк

) х (1 - ПДО) (15)

где: ЗВПЗУфакт — затраты на получение прав ОРП на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, приобретенные для реализации инвестиционного проекта;

14 П. 4 ч. 2 ст. 9 Закона № 69-ФЗ.

15 Определены в ст. 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации: решение органа государственной власти или орга-

на местного самоуправления о предоставления земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование; договор купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату на торгах и без проведения торгов (по договору купли-продажи); договор аренды в случае предоставления земельного участка в аренду на торгах и без проведения торгов; договор безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

* Примечание / Note: Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (ст. 330 ГК РФ [2]) / A penalty (fine, penalty interest) is a sum of money determined by law or contract, which the debtor is obliged to pay. to the creditor in case of non-performance or improper performance of the obligation, in particular in case of delay in performance (Article 330 of the Civil Code of the Russian Federation [2]).

Таблица 2 / Table 2

Оценка реального ущерба в результате увеличения сроков осуществления процедур / Estimation of real damage as a result of the increase in the duration of the procedures

№ Причины возникновения реального ущерба / causes of actual damage Расчет суммы реального ущерба ОРП / calculation of the amount of real damage to the oip Период расчета реального ущерба / Real damage calculation period

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Контрагентами (поставщиками сырья и материалов, включаемых в состав капитальных вложений, а также подрядчиками СМР) были взысканы неустойки с ОРП за нарушение договорных обязательств (связанных с переносом сроков выполнения обязательств контрагента по договору по вине ОРП), как на данном этапе реализации инвестиционного проекта, так и на всех последующих этапах РУорп =ХН.х(1 - ИДО), (1) где: i=i Hi - взысканная неустойка*; ИДО - предельно допустимое отклонение от параметров реализации инвестиционного проекта, установленное в СЗПК В течение 3-х лет со дня вступления в силу принятых изменений

2 Контрагенты (поставщики сырья и материалов, включаемых в состав капитальных вложений, подрядчики СМР) увеличили цены, предусмотренные в договоре с ОРП, в результате переноса или смещения сроков оплаты по договору РУорп = (Цфакт - Цдог ) * (1" ИДО) (2) где: Цфакт - фактическая цена оплаты контрагенту; Цдог - цена, зафиксированная в договоре с контрагентом; ИДО -предельно допустимое отклонение от параметров реализации инвестиционного проекта, установленное в СЗПК в период действия СЗПК

Источник/Source: разработано авторами / compiled by the authors.

ЗвпзУсзпк — затраты на получение прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, которые ОРП могла понести в результате реализации основания возникновения прав на земельные участки, действовавшие на дату заключения СЗПК;

ПДО — предельно допустимое отклонение от параметров реализации инвестиционного проекта, установленное в СЗПК;

б) уменьшение (ограничение) объема прав собственников земельных участков/землепользователей/ землевладельцев/арендаторов земельных участков, возникающее в следующих случаях:

• при использовании земельных участков16;

• при использовании земельных участков в рамках осуществления государственного мони-

16 Ст. 56, 62 Земельного кодекса Российской Федерации.

торинга земель, земельного надзора, муниципального и общественного земельного контроля17.

Размер реального ущерба в данном случае составляет величину затрат на выполнение ОРП предписаний органов государственного земельного надзора, муниципального и общественного земельного контроля, предмет которых введен нормативными актами (решениям), регламентирующими их деятельность после заключения СЗПК;

в) изменение вступившего в силу решения о предоставлении меры государственной поддержки, влекущее за собой изменение сроков и (или) объемов ее предоставления18. Такими мерами господдержки в рамках СЗПК являются:

17 Ст. 67, 71, 72, 72.1 Земельного кодекса Российской Федерации.

18 П. 2 ч. 3 ст. 9, п. 1 ч. 3 ст. 14 Закона № 69-ФЗ.

Таблица 3 / Table 3

Оценка реального ущерба в результате повышения размера ставки/цены/платы/сбора / Estimation of real damage as a result of an increase in the rate/price/fees

№ Причины возникновения реального ущерба / causes of actual damage Расчет суммы реального ущерба ОРП / calculation of the amount of real damage to the oiP Период расчета реального ущерба / Real damage calculation period

1 Рост размера ставки вывозных таможенных пошлин, действующих по состоянию на 01.10.2022 г. рУорп = тс (тнфакт—тпсзпк ), (4) где: ТС - таможенная стоимость продукции/товаров, созданной в процессе реализации инвестиционного проекта в рамках СЗПК, руб.; ТПфакт - ставка вывозных таможенных пошлин на соответствующую продукцию/товары, по которой производился расчет таможенной пошлины, в процентах от таможенной стоимости; ТПСЗПК - ставка вывозных таможенных пошлин на соответствующую продукцию/товары, действующая по состоянию на 01.01.2022 г., в процентах от таможенной стоимости В течение всего периода действия СЗПК при условии, что объем капиталовложений составляет не менее 15 млрд руб.

2 Рост цены продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в результате изменения порядка ее определения РУОРП = ПЗУ ( ЦЗУ факт — ЦЗУсзпк ), (5) где: ПЗУ - площадь продаваемого земельного участка, сотка, ЦЗУфакт - цена за сотку на дату совершения сделки; ЦЗУсзпк - цена за сотку на дату заключения СЗПК В течение 3-х лет

3 Рост размера арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, в результате изменения порядка определения размера арендной платы n РУОРП = ^ (ПЗУ ( АПЗУфакщ — АПЗУсзпк )), (6) i=1 где: ПЗУ - площадь арендуемого земельного участка, соток; АПЗУфакт1 - ставка арендной платы за сотку земли, применяемая в отчетном периоде; АПЗУсзпк - ставка арендной платы за сотку земли на дату заключения СЗПК; i - отчетный период уплаты арендной платы в соответствии с договором аренды (месяц, квартал, др.); n - количество отчетных периодов уплаты арендной платы в соответствии с договором аренды в течение периода действия СЗПК со дня вступления в силу принятых изменений в период действия СЗПК

n 1 \ РУОРП = ^ (СПНВОСсзпк (ПБНВОСфакщ — ПБНВОСсзпк )), (7) где: СПнвОссзпк - ставка платы за негативное воздействие на окружающую среду, действующая на дату заключения СЗПК; ПБНСВОфакт- - платежная база для расчета платежей за негативное воздействие на окружающую среду, применяемая в отчетном периоде; ПБНСВ0зппк - платежная база для расчета платежей за негативное воздействие на окружающую среду, определяемая на дату заключения СЗПК; i - отчетный период уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с законодательством (месяц, квартал, др.); n - количество отчетных периодов уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду в течение периода действия СЗПК

4 Рост размера платы за негативное воздействие на окружающую среду в результате расширения платежной базы (объектов обложения) В течение 3-х лет со дня вступления в силу принятых изменений в период действия СЗПК, при условии, что объем капиталовложений составляет не менее 15 млрд руб.

Окончание таблицы 3/ Table 3 (continued)

№ Причины возникновения реального ущерба / causes of actual damage Расчет суммы реального ущерба ОРП / calculation of the amount of real damage to the oiP Период расчета реального ущерба / real damage calculation period

В течение 3-х лет со дня вступления в силу принятых изменений в период действия СЗПК, при условии, что объем капиталовложений составляет не менее 15 млрд руб.

5 Рост размера платы за пользование водными объектами в результате расширения платежной базы (объектов обложения) n РУОРП = ^ (СППВ0сзпк (ПБПВ0факт1 — ПБПВ0сзпк ))' i=1 где: СПт0сзпк - ставка платы за пользование водными объектами, действующая на дату заключения СЗПК; ПБПВ0факт1 - платежная база для расчета платежей за пользование водными объектами, применяемая в отчетном периоде; ПБт0спш - платежная база для расчета платежей за пользование водными объектами, определяемая на дату заключения СЗПК, i - отчетный период уплаты платежей за пользование водными объектами в соответствии с законодательством (месяц, квартал, др.); n - количество отчетных периодов уплаты платежей за пользование водными объектами в течение периода действия СЗПК

6 Рост размера экологического сбора в результате расширения платежной базы (объектов обложения) n РУОРП = ^ (СПЭСсзпк (ПБЭСфакт1 — ПБЭСсзпк ))' (9) i=1 где: СПЭСсзпк - ставка экологического сбора, действующая на дату заключения СЗПК; ПБЭСфакт1 - платежная база для расчета экологического сбора, применяемая в течение отчетного периода; ПБЭСсзпк - платежная база для расчета экологического сбора, определяемая на дату заключения СЗПК; i - отчетный период уплаты экологического сбора в соответствии с законодательством (месяц, квартал, др.); n - количество отчетных периодов уплаты экологического сбора в течение периода действия СЗПК

7 Рост размера арендной платы за арендуемый лесной участок в результате изменения порядка определения и общего размера арендной платы n РУОРП = ^ (СПАПЛУсзтк (ПБАПЛУфакт1 — ПБАИЛУсзпк ))' (10) i=1 где: СПШЛУсзпк - ставка арендной платы за арендуемый лесной участок, действующая на дату заключения СЗПК; ПБушшфи^ - платежная база для расчета арендной платы за арендуемый лесной участок, применяемая в отчетном периоде; ПБШДУсппк - платежная база для расчета арендной платы за арендуемый лесной участок, определяемая на дату заключения СЗПК; i - отчетный период уплаты арендной платы за арендуемый лесной участок в соответствии с договором аренды (месяц, квартал, др.); n - количество отчетных периодов уплаты арендной платы за арендуемый лесной участок в соответствии с договором аренды в течение периода действия СЗПК

Источник/Source: разработано авторами / compiled by the authors.

Таблица 4 / Table 4

Оценка реального ущерба в результате повышения размера ставки/цены/платы/сбора на величину, превышающую уровень инфляции / Assessment of real damage as a result of an increase in the rate/

price/fees by an amount exceeding the inflation rate

№ Причины возникновения реального ущерба / causes of actual damage Расчет суммы реального ущерба ОРП / calculation of the amount of real damage to the oiP Период расчета реального ущерба / real damage calculation period

1 Рост размера платежей за негативное воздействие на окружающую среду n РУОРП = ^ (ПБНВОСсзпк (СПНВОСфат — СПНВОСсзпкХИинф1 ))' (11) где: ПБНс'Восзпк - платежная база для расчета платежей за негативное воздействие на окружающую среду, определяемая на дату заключения СЗПК; СПнвоСфакт - ставка платы за негативное воздействие на окружающую среду, действующая в отчетном периоде; СПивоСсзпк - ставка платы за негативное воздействие на окружающую среду, действующая на дату заключения СЗПК; Ижф - значение инфляции в отчетном периоде; i - отчетный период уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с законодательством (месяц, квартал, др.); n - количество отчетных периодов уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду в течение периода действия СЗПК В течение 3-х лет со дня вступления в силу принятых изменений в период действия СЗПК, при условии, что объем капиталовложений составляет не менее 15 млрд руб.

2 Рост размера платежей за пользование водными объектами n РУОРП = *^(ПБПВОсзпк (СППВОфакт1 — СППВОсзпкхИинф )), (12) где: ПБпвосзж - платежная база для расчета платежей за пользование водными объектами, определяемая на дату заключения СЗПК; СПпвофакт - ставка платы за пользование водными объектами, действующая в отчетном периоде; ' СППВосзпк - ставка платы за пользование водными объектами, действующая на дату заключения СЗПК; Иинф - значение инфляции в отчетном периоде; i - отчетный период уплаты платежей за пользование водными объектами в соответствии с законодательством (месяц, квартал, др.), n - количество отчетных периодов уплаты платежей за пользование водными объектами в течение периода действия СЗПК

3 Рост размера экологического сбора n РУОРП = 'лПБЭСсзпк (СПЭСфакт( — СПЭСс.зпкХИинф1 ))' (13) где: ПБэссзПК - платежная база для расчета экологического сбора, определяемая на дату заключения СЗПК СПЭСфакт. - ставка экологического сбора, действующая в отчетном периоде; СПэСсзпк - ставка экологического сбора, действующая на дату заключения СЗПК; Иинф - значение инфляции в отчетном периоде; i - отчетный период уплаты экологического сбора в соответствии с законодательством (месяц, квартал, др.); n - количество отчетных периодов уплаты экологического сбора в течение периода действия СЗПК

4 Рост размера платежей за изъятие лесных ресурсов на арендуемом лесном участке n РУОРП = ^ (ПБИЛРсзпк (СПИЛРфакт1 — СПИЛРсзпкхИинф1 ))' (14) где: ПБшр'~зпк - платежная база для расчета платежей за изъятие лесных ресурсов на арендуемом лесном участке, определяемая на дату заключения СЗПК СПИЛРфакт - ставка платы за единицу объема лесных ресурсов, действующая в отчетном периоде; ' СПилрсзпк - ставка платы за единицу объема лесных ресурсов, действующая на дату заключения СЗПК; Иинф - значение инфляции в отчетном периоде; i - отчетный период уплаты платежей за изъятие лесных ресурсов на арендуемом лесном участке в соответствии с договором аренды (месяц, квартал, др.); n - количество отчетных периодов уплаты платежей за изъятие лесных ресурсов на арендуемом лесном участке в течение периода действия СЗПК

Источник/Source: разработано авторами / compiled by the authors.

• предоставление субсидий, порядок расчета которых в рамках СЗПК в настоящее время определен постановлением Правительства РФ от 03.10.2020 № 1599.

В случае принятия нормативного акта (решения), сокращающего объем и срок предоставления субсидии, размер реального ущерба ОРП будет составлять:

РУОРП = ( Ссзпк — Сфакт ) Х Зфин ' (16)

где: Ссзпк — размер субсидии, рассчитанный на основе нормативного акта (решения), действовавшего на дату заключения СЗПК;

Сфакт — размер субсидии, фактически полученный в рамках реализации СЗПК;

Зфин — затраты на привлечение альтернативного финансирования (заемного, собственного, лизингового).

В случае нарушения сроков и объемов их предоставления ОРП должна привлекать дополнительные (альтернативные) источники финансирования. Поэтому реальный ущерб ОРП будет заключаться в осуществлении затрат по привлечению альтернативных источников финансирования в течение срока СЗПК, равного сроку предоставления мер государственной поддержки Такими затратами могут быть проценты по заемным средствам, дивиденды по акциям, сумма арендных/лизинговых платежей.

Реальный ущерб в случае установления дополнительных запретов может рассчитываться ОРП только

в течение трех лет со дня вступления в силу принятых изменений в период действия СЗПК.

выводы

Очевидно, что российский законодатель постарался вписать СЗПК в действующее российское законодательство, имея в виду возмещение ОРП именно и только реального ущерба, не раскрывая его юридического содержания, отсылая таким образом участников этих правоотношений к ГК РФ. Исходя из смысла ст. 15 ГК РФ к реальному ущербу относятся расходы, которые лицо, чье право нарушено, должно будет произвести для восстановления нарушенного права [5, 6].

Однако если рассматривать стабилизационную оговорку в рамках СЗПК как заверение, то у сторон есть возможность предусмотреть этим же соглашением неустойку и механизм ее расчета. Исходя из этого:

• представляется, что более эффективным и удобным способом возмещения ущерба в случае нарушения стабилизационной оговорки для сторон СЗПК было бы взыскание неустойки по согласованной методике, чем реального ущерба. Указанное также исключало бы узость содержания института реального ущерба;

• для надлежащего применения неустойки за нарушение обязательств было бы целесообразным указать на стабилизационную оговорку как на заверение об обстоятельствах по смыслу ГК РФ.

Указанное позволяет встроить СЗПК в структуру действующего законодательства Российской Федерации, а также соответствует сложившейся международной практике.

благодарности

Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финансовому университету.

acknowledgements

The article was prepared based on the results of research carried out at the expense of budgetary funds under the state assignment to the Financial University.

список источников

1. Мирзоян Н. В. Проблемы оценки реального ущерба в России. Имущественные отношения в РФ. 2018;205(10):41-49.

2. Монастырский Ю. Э. Регулирование требований об убытках в Гражданском кодексе Российской Федерации и Принципах европейского контрактного и деликтного права. Право. Журнал Высшей школы экономики. 2021;2:87-108.

3. Голышева А. В., Голышев В. Г., Попов С. В. Возмещение убытков как способ защиты прав участников гражданского оборота. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. 2019;4:137-144.

www.etl.fa.ru

172

Е. Б. Тютюкина, Т. Н. Седаш

4. Темникова Н. А., Васильева Т. А. Возмещение убытков как форма ответственности сторон за нарушение договора. Вестник Омской юридической академии. 2016;32(3):28-34.

5. Ращевский Е. С. Проблемы эволюции методов расчета убытков в инвестарбитражах. Третейский суд. 2021;125(1):79-92.

6. Белых В. С. Возмещение убытков как средство защиты по праву Англии и России. Экономическое правосудие в Уральском округе. 2019;3:58-74.

references

1. Mirzoyan N. V. Problems of assessment of real damage in Russia. Imushchestvennye otnosheniya v RF = Property relations in the Russian Federation. 2018;205(10):41-49. (In Russ.).

2. Monastyrskii YU.EH. Regulation of claims for damages in the Civil Code of the Russian Federation and the Principles of European contract and tort law. Pravo. Zhurnal Vysshei shkoly ehkonomiki = Loi. Journal of the Higher School of Economics. 2021;2:87-108. (In Russ.).

3. Golysheva A. V., Golyshev V. G., Popov S. V. Compensation for losses as a way to protect the rights of participants in civil turnover. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Yurisprudentsiya = Bulletin of the Moscow State Regional University. Series: Jurisprudence. 2019;4:137-144. (In Russ.).

4. Temnikova N. A., Vasil'eva T. A. Compensation for losses as a form of liability of the parties for breach of contract. Vestnik Omskoi yuridicheskoi akademii = Bulletin of the Omsk Law Academy. 2016;32(3):28-34. (In Russ.).

5. Rashchevskii E. S. Problems of the evolution of methods for calculating losses in investment arbitrations. Treteiskii sud=Arbitration court. 2021;125(1):79-92. (In Russ.).

6. Belykh V. S. Compensation for damages as a means of protection under the law of England and Russia. Ehkonomicheskoe pravosudie v Ural'skom okruge = Economic justice in the Ural region. 2019;3:58-74. (In Russ.).

информация об авторах / about the authors

Елена Борисовна Тютюкина — доктор экономических наук, профессор департамента корпоративных финансов и корпоративного управления, Финансовый университет, Москва, Россия

Elena B. Tyutyukina — Dr. Sci. (Econ.), Prof. of the Department of Corporate Finance and Corporate Governance,

Financial University, Moscow, Russia

https://orcid.org/0000-0002-7981-2583

ebtyutyukina@fa.ru

Татьяна Николаевна Седаш — кандидат экономических наук, доцент департамента корпоративных финансов и корпоративного управления, Финансовый университет, Москва, Россия

Tatiana N. Sedash — Cand. Sci. (Econ.), Assoc. Prof. of the Department of Corporate Finance and Corporate Governance,

Financial University, Moscow, Russia

https://orcid.org/0000-0003-0067-4323

tnsedash@fa.ru

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Conflicts of Interest Statement: The authors have no conflicts of interest to declare.

Статья поступила 02.11.2022; принята к публикации 15.01.2023. Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи. The article was received 02.11.2022; accepted for publication 15.01.2023. The authors read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.