Научная статья на тему 'Оценка реализации мероприятий в сфере занятости населения на территории Оренбургской области'

Оценка реализации мероприятий в сфере занятости населения на территории Оренбургской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
602
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАНЯТОСТЬ / БЕЗРАБОТИЦА / РЕГИОН / ОРЕНБУРГСКАЯ ОБЛАСТЬ / ВАКАНСИИ / РАБОЧИЕ МЕСТА / EMPLOYMENT / UNEMPLOYMENT / REGION / ORENBURG REGION / VACANCY / WORKING PLACE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Исхакова Наиля Бисингалеевна

В статье рассматриваются особенности реализуемых мероприятий в сфере занятости населения на территории Оренбургской области. Отображена динамика экономически активного населения региона за ряд лет. Обоснована целесообразность развития новых форм поддержки малого бизнеса в целях сокращения безработицы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF THE IMPLEMENTATION OF MEASURES IN THE FIELD OF POPULATION EMPLOYMENT IN THE ORENBURG REGION

The article is concerned with the peculiarities of realization the measures in the field of population employment in the Orenburg region. The dynamics of the economically active population in the region for a number of years is reported. The expediency of the development of new forms of support to small businesses purposed to reduce unemployment is substantiated.

Текст научной работы на тему «Оценка реализации мероприятий в сфере занятости населения на территории Оренбургской области»

Оценка реализации мероприятий в сфере занятости населения на территории Оренбургской области

Н.Б. Исхакова, доцент, ФГБОУ ВО Оренбургский ГАУ

Экономические законы, которые лежат в основе функционирования экономики, таковы, что невозможно обеспечить всех желающих трудиться и улучшить своё материальное положение необходимыми рабочими местами. В результате часть людей оказывается без работы и заработка, без средств существования, что вызывает определённую дестабилизацию в обществе. Стремясь не допустить такой ситуации, государство, правительство пытаются осуществить определённые меры по созданию рабочих мест и вовлечению не занятого, но желающего работать населения в процесс трудовой деятельности, т.е. государственные органы реализуют мероприятия в сфере занятости населения.

В России биржи труда, созданные городскими управами, возникли в начале XX в. в промышленных центрах. Свою историю Оренбургская биржа

начинает с марта 1918 г., когда был образован отдел труда губисполкома, на основании которого в июне 1922 г. был создан Оренбургский губернский комитет биржи труда. Он был призван регулировать условия труда, обеспечивать интересы наёмных рабочих, бороться с безработицей, заниматься охраной труда, разрешать конфликты между трудящимися и нанимателями.

На современном этапе вопросы занятости населения Оренбургской области возложены на министерство труда и занятости населения Оренбургской области. Главными звеньями системы регулирования занятости выступает трудовое законодательство; указы президента и постановления правительства; соглашения, заключаемые субъектами социально-трудовых отношений на национальном, региональном, отраслевом уровне, государственные программы стимулирования занятости. Занятость населения составляет важное, первостепенное условие для воспроизводства само-

го населения, так как именно она влияет на уровень жизни граждан, их материальную поддержку.

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области, численность экономически активного населения к 2013 г. составила 1062,2 тыс. чел., или 51,5% от общей численности населения области. Под экономически активным населением понимаются граждане, возраст которых составляет от 15 до 72 лет, они обеспечивают предложение рабочей силы в целях производства товаров и услуг [1]. К экономически активному населению относятся как занятые лица, так и безработные.

Безработные, опираясь на определение Международной организации труда, – это лица в возрасте от 15 до 72 лет, которые за рассматриваемый период удовлетворяют следующим критериям:

– не имеют работы (доходных занятий);

– занимаются поиском работы, т.е. обращаются в государственные или коммерческие службы занятости, помещают объявления в печати, непосредственно обращаются к администрации предприятий или работодателям или предпринимают шаги к организации собственного дела.

За 2013 г. работодатели Оренбургской области предоставили в центры занятости населения дан-

ные о потребности в рабочей силе для замещения более 103,5 тыс. вакантных рабочих мест, из них 77,8% – по рабочим профессиям [1].

Рост поступления вакансий наблюдается в 17 территориях, а именно в городах Бузулуке, Куван-дыке, в Оренбургском, Первомайском районах. Отмечено снижение вакансий в таких городах, как Орск, на 23,3% по сравнению с предыдущим годом, Новотроицк – на 24,5%, а также в районах: Ташлинском – на 27,5%, Новотроицком – на 24,5%, Адамовском – на 18,8%, Беляевском – на 18,9%.

Проводя оценку доли распределения вакансий в 2013 г., которые содержатся в банке данных центров занятости по видам экономической деятельности, целесообразно отметить следующую динамику, по убывающей:

– строительство – 17,8%;

– обрабатывающие производства – 12,6%;

– здравоохранение и предоставление социальных услуг – 9,6%;

– операции с недвижимым имуществом, аренда, предоставление услуг – 9,4%;

– образование – 9,2%;

– торговля – 9,1%;

– транспорт и связь – 6,7%;

– сельское, лесное хозяйство – 6,6%;

Выборочные данные по спросу и предложению на рынке труда Оренбургской области за 2013 г.

Профессия Спрос Предложение Отклонение

Бурильщик 816 65 +751

Водитель 5517 2607 +2910

Каменщик 4017 141 +3876

Монтажник 1072 361 +711

Овощевод 938 118 +820

Оператор газовой котельной 933 967 -34

Оператор ЭВМ 298 374 -76

Официант 670 157 +513

Охранник 1827 636 +1191

Плотник 1211 225 +986

Повар 1451 665 +786

Продавец продовольственных и непродовольственных товаров 2431 1899 +532

Слесарь-ремонтник 1232 596 +636

Слесарь-сантехник 862 272 +590

Сторож (вахтёр) 615 795 -180

Токарь 786 164 +622

Тракторист 1158 661 +497

Швея 404 150 +254

Штукатур 3910 176 +3734

Электрогазосварщик 1342 588 +754

Электромонтёр 2288 522 +1766

Бухгалтер 989 1567 -578

Врач 2291 97 +2194

Воспитатель 484 388 +96

Делопроизводитель 561 124 +437

Инженер 1342 823 +519

Медицинская сестра 1809 383 +1426

Менеджер 1530 895 +635

Фельдшер 266 114 +152

Экономист 237 626 -389

Юрисконсульт 430 470 -40

Дворник 1614 344 +1270

Грузчик 1318 635 +683

Годы

Рис. - Доля граждан Оренбургской области

с доходами ниже прожиточного минимума, %

— предоставление коммунальных, социальных услуг – 4%;

– добыча полезных ископаемых – 3%.

Повышенным спросом со стороны работодателей (табл.) пользовались такие профессии, как бурильщики, водители, каменщики, монтажники, продавцы, повара, плотники, слесари, токари, швеи, воспитатели, врачи, медицинские сестры.

Большой проблемой для общего числа заявленных вакансий является уровень оплаты. Востребованные профессии, а это более 30% заявленных вакансий, имеют оплату труда ниже прожиточного минимума в Оренбургской области [2].

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в процентах от общей численности населения Оренбургской области отражена на рисунке.

Важной основой для регулирования занятости населения в стране с рыночной экономикой является зависимость между безработицей и заработной платой [3].

Проблема безработицы и других диспропорций на рынке труда может быть смягчена только с помощью комбинации различных средств стимулирования экономического роста, сокращения рабочей недели, создания эффективной системы переподготовки кадров и ряда других мероприятий [4].

В целях совершенствования социально-экономической политики в сфере занятости, реализуемой органами труда и занятости населения Оренбургской области, осуществляются следующие мероприятия [1]:

1. Информирование о положении на рынке труда.

Информированность осуществляется в ходе личного приёма граждан, в ходе проведения массовых мероприятий, таких, как дни службы занятости, дни открытых дверей, брифинги, конференции, телефоны горячих линий;

2. Ярмарки вакансий и учебных рабочих мест.

В работе ярмарок принимают участие предприятия и организации всех форм собственности. Для оказания адресной поддержки в трудоустройстве

отдельным категориям граждан проводятся специализированные ярмарки вакансий [3]. За 2013 г. состоялось 240 таких мероприятий, в 2012 г. их было 208, в том числе 83 для молодёжной аудитории, 79 – для женщин, 36 – для инвалидов, 37 – для граждан предпенсионного и пенсионного возраста;

3. Организация оплачиваемых общественных работ.

Общественные работы представляют собой одну из наиболее эффективных форм решения проблем занятости, способствующих снижению напряжённости на рынке труда и сохранению у безработных граждан мотивации к труду. Основными партнёрами в вопросах реализации данного направления деятельности являются предприятия и организации промышленности, строительства, жилищно-коммунального хозяйства, администрации сельских хозяйств. В 2013 г. из общего числа граждан, приступивших к общественным работам, 91,4% составили граждане, имеющие статус безработных, из которых 4,2% не получали пособия по безработице, 19% — граждане, которые стремились возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва в работе; 6,9% – граждане, впервые ищущие работу и не имеющие, как правило, профессии и специальности.

4. Временное трудоустройство безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы.

В 2013 г. из общего числа участников, испытывающих трудности в поисках работы, составляли [1]:

– инвалиды – 39,3%;

— родители, воспитывающие несовершеннолетних детей – 34%;

– лица предпенсионного возраста – 32%;

— лица, которые освобождены из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, — 2,7%;

– граждане в возрасте от 16 до 18 лет – 2%;

— граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей – 1,1%;

5. Содействие самозанятости безработных граждан.

Данное направление в Оренбургской области получило широкое развитие, так как способствует развитию предпринимательской инициативы. Направление включает в себя целый комплекс мероприятий, а именно: информирование о возможности организации собственного дела, предоставление организационно-консультационных услуг, содействие в составлении бизнес-планов; профессиональное обучение основам предпринимательской деятельности; оказание финансовой помощи безработным гражданам.

Среди безработных граждан, получивших услуги по содействию самозанятости, жители сельской местности составляют 53,3%, граждане, уволенные в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников, – 15,3%.

По итогам 2013 г. смогли организовать своё собственное дело 488 чел., из которых 436 чел. были оформлены в качестве индивидуальных предпринимателей, 38 чел. зарегистрировали юридическое лицо, 14 чел. организовали крестьянское (фермерское) хозяйство.

Данная форма поддержки позволяет не только помочь развитию инициатив граждан, но и создать новые рабочие места, что в целом весьма позитивно сказывается на социально-экономическом развитии региона. По результатам программ в рамках содействия самозанятости безработных граждан за ряд лет в Оренбургской области открыли своё собственное дело 4589 чел., с объёмом финансирования в 311,0 млн руб., при этом было создано новых 4177 рабочих мест [5].

В современной России остро встаёт проблема занятости населения, связанная с конкурентной борьбой за рабочие места, требующая профессионализма, знаний и мастерства. Одним из путей решения проблем занятости населения, на наш

взгляд, является развитие социально ориентированного предпринимательства. Согласно общемировым тенденциям за малым бизнесом — будущее в обеспечении занятости населения, так как он даёт значительное увеличение не только новых рабочих мест, снижение безработицы, но и ощутимые результаты в развитии экономики.

Литература

1. Аналитическая записка о ситуации на рынке труда и деятельности органов труда и занятости населения Оренбургской области за 2013 год / Министерство труда и занятости населения Оренбургской области. Оренбург, 2014.

2. Пальниченко С А., Кузьмин АГ. Современные инструменты управления экономикой региона: финансовый аспект // Вестник Оренбургского государственного университета. 2014. № 14. С. 126-128.

3. Никулина Ю.Н. Требования работодателей Оренбургской области к молодым специалистам // Вестник Оренбургского государственного университета. 2014. № 14. С. 121-125.

4. Кутубарова Г.Д. Возможные пути консолидации финансовых институтов Оренбургской области // Региональная экономика: теория и практика. 2014. № 13. С. 60-65.

5. Аралбаева Ф.З., Ахмадулина А.Т. Теоретические аспекты экономического развития региона: исследование предметносодержательной области // Вестник Оренбургского государственного университета. 2012. № 13. С. 4-8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.